От редакции:
Основным фактором, повлиявшим на финансирование здравоохранения в 2022 году, как и в предыдущем, является продолжение распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Однако появились и новые направления расходования средств.
В данном номере мы рассматриваем финансовое обеспечение системы ОМС. Вопросы бюджетного финансирования отрасли будут рассмотрены в следующем номере.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-1-79-84 УДК: 614.2
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В 2022 ГОДУ
Ф.Н. Кадыров0 : , О.В. Обуховаь, И.Н. Базарова0, Ю.В. Ендовицкаяа
а, ь, с, d ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва, Россия; а ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия.
а https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; ь https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; с https://orcid.org/0000-0002-9063-1791; https://orcid.org/0000-0001-6780-9355
И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.
АННОТАЦИЯ
Важнейшим обстоятельством, влияющим на объемы и способы финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования, как и в последние два года, продолжает оставаться распространение коронавирусной инфекции COVID-19. В предложенном материале рассматриваются не только показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, но и динамика показателей, в том числе в сопоставлении с темпами инфляции, а также с учетом других факторов. Вычленены новые направления использования средств обязательного медицинского страхования, рассмотрены причины их появления.
Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, обязательное медицинское страхование, Федеральный фонд ОМС, бюджет, доходы, расходы, дефицит, субвенции, межбюджетные трансферты, COVID-19.
Для цитирования: Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В. Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2022 году // Менеджер здравоохранения. 2022; 1:79-84. DOI: 10.21045/18110185-2022-1-79-84.
Введение
Параметры ежегодно утверждаемого бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее также -Федеральный фонд, ФОМС) содержат важнейшую информацию, характеризующую финансовое обеспечение системы ОМС, в том числе прогноз на два последующих года. Однако важны не только абсолютные суммы доходов и расходов и их составляющих, но и их динамика, относительные
© Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н, Ендовицкая Ю.В,
значения (в расчете на 1 застрахованного и т.д.), направления, каналы использования средств, при -чины изменений и т.д.
Поэтому в ходе подготовки данного материала использовались не только данные об утвержденном бюджете, но и Пояснительная записка к законопроекту, Финансово-экономическое обоснование, а также целый ряд нормативных правовых актов, посвященных различным направлениям использования средств ОМС.
2022 г.
№ 1 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Характеристики бюджета Федерального фонда ОМС на 2022 год
Основные параметры бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на ближайшие годы установлены Федеральным законом от 06.12.2021 года № 392-Ф3 [1].
Основные характеристики утвержденных бюджетов Федерального фонда ОМС за последние три года представлены следующими данными (таблица 1).
Как видим, в 2020-2022 гг. расходы бюджета ФОМС превышают его доходы. Это уже сложившаяся практика и одна из причин наличия дефицита бюджета ФОМС. В 2021 г. дефицит
бюджета планировался в размере 11,57 млрд. руб., в 2022 г. - уже 21,8 млрд. руб., то есть почти в 2 раза больше.
Бюджет ФОМС на 2022 год будет сбалансирован за счет переходящих остатков. На этом моменте стоит остановиться отдельно. Остатки на конец 2021 года планировались в размере 1,5 млрд. руб., но при формировании бюджета на 2022 год переходящие остатки на начало 2022 года запланированы уже в размере 104,4 млрд. руб. То есть в условиях достаточно сложной финансовой ситуации, характеризующейся, в том числе ростом кредиторской задолженности учреждений здравоохранения [2], в бюджете ФОМС остались средства - до
Таблица 1
Основные показатели бюджета Федерального фонда ОМС в 2020-2022 годах (млн. руб.)
ORIGINAL PAPER
FINANCING OF THE COMPULSORY HEALTH INSURANCE SYSTEM IN 2022
F.N. Kadyrova , O.V. Obukhovab, I.N. Bazarova c, Yu.V. Endovitskaya d
a, b, c, d pederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;
a North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia.
a https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; b https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; c https://orcid.org/0000-0002-9063-1791; d https://orcid.org/0000-0001-6780-9355
H Corresponding author: Kadyrov F.N.
ABSTRACT
The most important factor affecting the amount and methods of financial support of the compulsory medical insurance system, as in the last two years, continues to be the spread of coronavirus infection COVID-19.
In the proposed paper discusses not only the indicators of the budget of the Federal compulsory medical insurance Fund, but the dynamics of indicators, including, in comparison with the rate of inflation, and other factors.
New directions of the use of compulsory medical insurance funds are identified, the reasons for their appearance are considered. Keywords: healthcare, financing, compulsory health insurance, Federal CHI Fund, budget, income, expenses, deficit, subventions, inter-budget transfers, COVID-19.
For citation: Kadyrov F.N., Obukhova O.V, Bazarova I.N., Endovitskaya Yu.V. Financing of the compulsory health insurance system in 2022 // Manager Zdravoohranenia. 2022; 1:79-84. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-1-79-84.
Показатели 2020 год 2021 год 2022 год
Остатки на начало года 14 561,2 13 073,2 104 425,3
Всего доходов 2 367 232,5 2 533 798,5 2 779 212,4
Всего расходов 2 368 610,9 2 545 373,2 2 801 058,7
Дефицит (-), профицит (+) -1 378,4 -11 574,7 -21 846,2
Остатки на конец года 13 182,8 1 498,5 82 579,1
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 1
ZdrevoochreneniB 2022
Показатели доходов бюджета Федерального фонда ОМС (млн. руб.)
Таблица 2
Показатели 2021 год (утверждено) 2022 год (утверждено) 2023 год проект 2024 год проект
Всего доходов, в том числе: 2 533 798,5 2 779 212,5 2 925 746,6 3 086 271,0
Страховые взносы на ОМС, из них: 2 236 991,3 2 447 761,1 2 593 342,1 2 745 346,5
- на ОМС работающего населения; 1453 656,8 1 633 999,2 1 746 871,6 1 864 859,4
- на ОМС неработающего населения. 783 334,5 813 761,9 846 470,5 880 487,1
Налоговые доходы 3 733,9 5 424,1 5 639,4 5 867,2
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета 293 073,3 326 027,3 326 765,1 335 057,3
медицинских организаций не дошло более 100 млрд. руб. Эти средства и будут источником покрытия дефицита бюджета ФОМС, причем не только на 2022 год - в последующие годы бюджет ФОМС также планируется с дефицитом (на погашение дефицита в 2022 году будет использована только часть переходящих остатков).
Доходы бюджета Федерального фонда ОМС
Общий объем доходов бюджета ФОМС планируется на 2022 год в сумме 2 779,2 млрд. рублей, на 2023 год - 2 925,7 млрд. рублей, на 2024 год -3 086,3 млрд. рублей.
Структура доходов показана в таблице 2.
По всем источникам доходов бюджета ФОМС отмечается положительная динамика. В 2022 году их размер увеличится по сравнению с предыдущим годом на 212,5 млрд. рублей (на 9,5%), в 2023 году -на 145,8 млрд. рублей (на 5,9%), в 2024 году - на 152,2 млрд. рублей (на 5,9%).
Основным источником доходов бюджета ФОМС являются страховые взносы на ОМС, на долю
которых приходится в 2022 году 88%, в 2023 году -88,6%, в 2024 году - 89%.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2022 год в сумме 2 447,8 млрд. рублей, на 2023 год - 2 593,3 млрд. рублей, на 2024 год - 2 745,3 млрд. рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Межбюджетные трансферты в систему ОМС из федерального бюджета
В качестве одного из дополнительных источников финансирования системы ОМС (а также компенсации выпадающих доходов) выступают межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета.
В бюджете ФОМС предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2022 год в размере 326,0 млрд. рублей, на 2023 год - 326,8 млрд. рублей, на 2024 год -335,1 млрд. рублей (таблица 3).
Таблица 3
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджет федерального фонда ОМС, млн. руб.
Показатели 2021 год (утверждено) 2022 год (утверждено) 2023 год (проект) 2024 год (проект)
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, всего, в том числе: 293 073,3 326 027,3 326 765,1 335 057,3
- на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов; 35 475,0 47 501,5 50 807,7 54 276,8
- на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями; 140 000,0 140 000,0 140 000,0 140 000,0
- на обеспечение нестраховых расходов (ВМП вне базовой программы ОМС и родовой сертификат); 117 558,9 121 325,8 125 957,4 130 780,5
- на компенсацию выпадающих доходов по самозанятым; 39,4 0,0 0,0 0,0
- на проведение углубленной диспансеризации; 0,0 8 000,0 0,0 0,0
- на проведение медицинской реабилитации. 0,0 9 200,0 10 000,0 10 000,0
№ 1 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Как видно из таблицы 3, в бюджет ФОМС наряду с традиционными видами межбюджетных трансфертов предоставляются новые, выделяемые в целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г.:
- в 2022 году на проведение углубленной диспансеризации;
- в 2022-2024 годах - на проведение медицинской реабилитации.
На 2023 и 2024 годы межбюджетные трансферты из федерального бюджета на проведение углубленной диспансеризации пока не предусматриваются -указанный вопрос будет решаться в следующем бюджетном цикле.
Расходы бюджета Федерального фонда ОМС
Расходы: бюджета Федерального фонда ОМС на 2021 год были запланированы в размере 2545,4 млрд. руб. (прирост 7,5%), на 2022 год -2 801,1 млрд. рублей (прирост 10,0%).
При оценке темпов роста расходов необходимо учитывать инфляцию. В 2021 году она оказалась вдвое выше ожидаемого уровня, и по данным Рос-стата составила 8,39%1.
Таким образом, в 2021 году уровень инфляции оказался выше, чем темпы роста расходов - 7,5%, что является негативным фактором при оценке реального уровня финансирования системы ОМС.
А вот в 2022 году, когда по прогнозу Центробанка России ожидается возвращение годовой инфляции в диапазон 4,0-4,5%2, прирост расходов системы ОМС на 10,0% означает увеличение финансирования по данному показателю не
только в номинальном, но и в реальном выражении.
Наряду с инфляцией нужно учитывать еще один важный и достаточно парадоксальный момент: по сравнению с 2020 г. общая численность застрахованных лиц в 2021 году уменьшилась на 418,3 тыс. человек. Сам по себе это негативный момент, тем более, что ухудшилась и структура застрахованных: численность работающего населения сократилась на 1 274,3 тыс. человек, а неработающего населения увеличилась на 856 тыс. человек [3]. Однако при этом средства ОМС распределяются на меньшую численность населения, и финансовое обеспечение в расчете на одного застрахованного в кратковременном периоде (в конкретному году) увеличивается.
Распределение расходов по отдельным направлениям характеризуется следующими данными (таблица 4).
Субвенции территориальным фондам ОМС
До 2021 года наблюдалась ярко выраженная тенденция увеличения доли средств бюджета ФОМС, которая пошла на субвенции, передаваемые в субъекты Российской Федерации. Если в 2017 году она составила всего 88,6%, то в 2018 году - 93,8% от общей величины расходов бюджета ФОМС, а в 2019 и 2020 годах - уже 94% [4, 5]. В целом, это была положительная тенденция, характеризующая поэтапный отказ от непрофильных расходов (на реализацию программы «Земский доктор» и т.д.).
В структуре же расходов бюджета ФОМС 2021 года на долю субвенций приходилось значительно меньше - около 89,4%. Как видно из таблицы 4, это связано с увеличением размера нормируемого страхового запаса. В свою очередь, он увеличился
Таблица 4
Основные характеристики расходов бюджета Федерального фонда ОМС, млн. руб.
Показатели 2020 год 2021 год 2022 год
Всего расходов, в том числе: 2 368 610,9 2 545 373,2 2 801 058,7
Финансовое обеспечение базовой программы ОМС 2 225 430,0 2 276 824,5 2 461 274,2
Оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС 103 092,0 109 690,3 112 517,9
Средства, передаваемые бюджету ФОМС социального страхования Российской Федерации (родовой сертификат) 16 668,2 13 326,0 14 265,3
Изготовление полисов ОМС 1 325,4 1 325,4 1 258,4
Нормированный страховой запас 21 058,4 143 289,1 210 461,1
Финансовое и материально-техническое обеспечение ФОМС, всего 1 036,9 918,0 1 281,7
1 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1_12-01-2022.html
2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов https://cbr.ru/about_br/
риЫ^кр/оп_2022_2024/
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 1
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022
в связи с тем, что за счет средств нормированного страхового запаса с 2021 года стало осуществляться финансовое обеспечение оказания федеральными медицинскими организациями специализированной медицинской помощи.
В бюджете ФОМС предусмотрена субвенция для распределения средств ОМС по субъектам Российской Федерации в размере: на 2022 год -2 461,3 млрд. рублей, на 2023 год - 2 596,0 млрд. рублей, на 2024 год - 2 749,7 млрд. рублей.
По сравнению с 2020 годом прирост субвенции в 2021 году составил 51,4 млрд. рублей или 2,3%. По сравнению с 2021 годом прирост субвенций в 2022 году составит 159,4 млрд. рублей, или 6,9%, в 2023 году - 134,8 млрд. рублей (5,5%), в 2024 году - 153,6 млрд. рублей (5,9%).
С 2022 года в субвенции учтено увеличение предельного значения показателя коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг для регионов Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ) и Ненецкого автономного округа с 4,5 до 5,5. Данная мера обеспечит увеличение размера субвенции для названных регионов в 2022 году на 6,3 млрд. рублей, в 2023 году - на 6,7 млрд. рублей, в 2024 году - на 7,0 млрд. рублей. Указанные расходы предусмотрены за счет средств обязательного медицинского страхования [3].
Нормированный страховой запас
Еще один важный индикатор бюджета ФОМС -нормированный страховой запас. Его размеры не являются стабильными и зависят как от общей экономической ситуации, так и специфических задач, решаемых системой ОМС (Федеральным фондом) в различные годы.
В бюджете ФОМС средства нормированного страхового запаса на 2020 год были зарезервированы в сумме 21,1 млрд. рублей, на 2021 год в сумме 143,3 млрд. рублей. Столь резкое увеличение в 2021 году было связано с новым каналом финансового обеспечения деятельности федеральных медицинских организаций по оказанию специализированной медицинской помощи.
На 2022 г. нормированный страховой запас планируется в сумме 210,5 млрд. рублей, на 2023 г. -221,2 млрд. рублей, 2024 год - 232,1 млрд. рублей.
Средства нормированного страхового запаса будут направляться в 2022 году:
- в целях устранения кадрового дефицита врачей и среднего медицинского персонала на
предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204). По данным Минздрава России в 2022 году планируется принять 11 029 человек врачей и 13 479 человек среднего медицинского персонала, в 2023 году - 11 696 человек врачей и 14 382 человека среднего медицинского персонала, в 2024 году - 11 761 человек врачей и 15 093 среднего медицинского персонала [3]. На эти цели в составе нормированного страхового запаса бюджета ФОМС предусматривается на 2022 год - 17,3 млрд. рублей, на 2023 год -19,0 млрд. рублей, на 2024 год - 20,3 млрд. рублей;
- на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения (в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № ДМ-П14-3355, от 26.04.2019 № ТГ-П12-3549). На указанные цели в составе нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматривается 0,2 млрд. руб. ежегодно;
- на финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний. На оказание медицинской помощи федеральными медицинскими организациями запланировано на 2022 год 154,4 млрд. рублей, на 2023 год - 162,9 млрд. рублей, на 2024 год - 172,5 млрд. рублей. Это направление использования средств нормированного страхового запаса возникло с 2021 года в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»»;
- на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Федерального фонда, предусмотренных Федеральным законом о бюджете ФОМС, в случае недостаточности
С
•КС
№ 1 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
доходов бюджета ФОМС для финансового обеспечения их исполнения;
- на оплату расходов ФОМС по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;
- на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов;
- на формирование резерва средств в сумме по 30 млрд. рублей ежегодно на 2022-2024 год, распределение которого будет осуществляться по решениям Правительства Российской Федерации в целях обеспечения возможности дополнительного финансирования медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в случае незапланированного роста ее объемов в условиях чрезвычайной ситуации. В данном случае, этот резерв связан с возможной необходимостью увеличения расходов на борьбу с коронавирусной инфекцией;
- на реализацию решений Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по развитию и эксплуатации государственной информационной системы в сфере обязательного медицинского страхования
в размере 3,3 млрд. рублей ежегодно. В данных расходах запланировано финансовое обеспечение создания отдельных цифровых сервисов на базе ГИС ОМС и ее интеграция с ЕГИСЗ в рамках создания цифровой платформы «Здоровье». Это новое направление, связанное с новым этапом цифрови-зации системы ОМС - с созданием ГИС ОМС.
Заключение
Анализ показателей бюджета Федерального фонда ОМС на 2022-2024 годы показывает, что, несмотря на сохраняющуюся сложную экономическую ситуацию в стране, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования остается достаточно стабильным, хотя испытывает на себе влияние инфляции.
Появление новых направлений использования средств ОМС (в первую очередь - средств нормированного страхового запаса фондов ОМС) связано с мерами, направленными на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 и борьбой с ее последствиями.
1. Федеральный закон от 06.12.2021 года № 392-Ф3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
2. Обухова О.В., Сычов Ю.П., Кадыров Ф.Н., Базарова И.Н. Кредиторская задолженность медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения, 2021. - № 10. - C. 77-83.
3. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». https://sozd.duma.gov.ru/bill/1258297-7
4. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н. Финансирование здравоохранения в 2020 году: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение» // Менеджер здравоохранения, 2020. - № 1. - C. 62-72.
5. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В. Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2021 году // Менеджер здравоохранения, 2021. - № 2. - C. 75-81.
6. Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». https://sozd.duma.gov.ru/ bill/1258297-7
7. Аналитический доклад ЦНИИОИЗ: «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении». Версия 1.0 (по состоянию на 26.04.2020 г.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ /ABOUT THE AUTHORS
Кадыров Фарит Накипович - д-р экон. наук, советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, профессор ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Москва, Россия.
Farit N. Kadyrov - Ph.D., Advisor to the Director of the FRIHOI of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: kadyrov@mednet.ru
Обухова Ольга Валерьевна- к.п.н, заместитель директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия. Olga V. Obukhova - Deputy to the Director of the FRIHOI of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: obuhova@mednet.ru
Базарова Ирина Николаевна - научный сотрудник отдела экономики и ресурсного обеспечения, системы оплаты труда здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия.
Irina N. Bazarova - Researcher of the Department of Economics, Resource Provision and Labor Remuneration in Health Care of the FRIHOI of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: bazarova@mednet.ru Ендовицкая Юлия Владимировна - младший научный сотрудник отдела экономики и ресурсного обеспечения, системы оплаты труда здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия.
Yulia V. Endovitskaya - Junior Researcher of the Department of Economics, Resource Provision and Labor Remuneration in Health Care of the FRIHOI of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: endo@mednet.ru
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 1
ZdrevoochreneniB 2022