От редакции:
При оценке возможности медицинских организаций оказывать качественную медицинскую помощь важно учитывать не только уровень их текущего финансового обеспечения, но и наличие накопившейся кредиторской задолженности. В данной статье наши эксперты анализируют эту проблему в рамках системы обязательного медицинского страхования.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-77-83
УДК: 614.2
КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
О.В. Обухова а, Ю.П. Сычев ь, Ф.Н. Кадыров с И.Н. Базарова 6
а, ь, с, d ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия; ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова.
И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.
АННОТАЦИЯ
Среди показателей, служащих для оценки финансового состояния медицинских организаций, одним из важнейших является кредиторская задолженность, которая характеризует риски для их нормальной деятельности.
В данной статье эта проблема рассматривается применительно к системе обязательного медицинского страхования с точки зрения факторов, не зависящих от самих медицинских организаций.
Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинские организации, кредиторская задолженность, расходы. Для цитирования: Обухова О.В, Сычев Ю.П, Кадыров Ф.Н, Базарова И.Н. Кредиторская задолженность медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. 2021; 10:77-83. йО1: 10.21045/1811-0185-2021-10-77-83.
ORIGINAL PAPER
ACCOUNTS PAYABLE OF MEDICAL ORGANIZATIONS OPERATING IN THE COMPULSORY HEALTH INSURANCE SYSTEM
O.V. Obukhova а, Y.P. Sychev b, F.N. Kadyrov c , I.N. Bazarova d
a, b, c, d Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;
c North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia.
И Corresponding author: Kadyrov F.N.
© Обухова О.В, Сычев Ю.П, Кадыров Ф.Н, Базарова И.Н, 2021 г.
№ 10
2021
Manager
Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
ANNOTATION
Among the indicators used to assess the financial condition of medical organizations, one of the most important is accounts payable, which characterizes the risks to their normal activities.
In this article, this problem is considered in relation to the system of compulsory medical insurance from the point of view of factors that do not depend on the medical organizations themselves.
Keywords: Compulsory medical insurance, medical organizations, accounts payable, expenses.
For citation: Obukhova O. V, Sychev Y.P., Kadyrov F.N., Bazarova I.N. Accounts payable of medical organizations operating in the compulsory health insurance system // Manager Zdravoohranenia. 2021; 10:77-83. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-77-83.
Актуальность проблемы
□ дним из основных индикаторов, характеризующих финансовое состояние медицинских организаций и возможность качественного оказания ими медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), является наличие кредиторской задолженности.
Но если наличие текущей кредиторской задолженности является вполне естественным в деятельности медицинской организации, то наличие просроченной кредиторской задолженности рассматривается с негативной точки зрения. С другой стороны, прирост текущей кредиторской задолженности на фоне уже имеющейся просроченной, почти автоматически приводит в будущем к росту просроченной кредиторской задолженности. Поэтому важно не только состояние кредиторской задолженности, но и оценка факторов, определяющих тенденции в ее изменении [1].
К сожалению, в России в последние годы проблема роста просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций в регионах становится все острее.
На серьезность проблемы наличия кредиторской задолженности у медицинских организаций, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, указывают поручения Президента Пр-27, п. 6. от 08.01.2020:«.. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации провести анализ причин образования просроченной кредиторской задолженности государственных и муниципальных медицинских организаций и разработать меры, направленные на недопущение такой задолженности в дальнейшем». Последнее поручение по этой проблеме (Пр-1835, п. 3б) датировано 30.09.2021 г.: «... провести анализ ситуации с кредиторской задолженностью бюджетных медицинских организаций, а также своевременного предупреждения такой задолженности в дальнейшем».
На протяжении последних 6 лет особое внимание к принятию мер, направленных на снижение просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций обращают и другие органы власти федерального уровня (например, Счетная палата1, Комитет государственной Думы по охране здоровья2). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, несущие ответственность за решение проблем с кредиторской задолженностью у подведомственных медицинских организаций, также принимают участие в рассмотрении проектов бюджетов фондов обязательного медицинского страхования, где ими отмечаются риски роста кредиторской задолженности как ввиду недостаточности средств ОМС при утверждении параметров бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, так и ввиду изменений условий сбора страховых взносов3.
Подтверждением острой актуальности данной проблемы для системы здравоохранения могут служить данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (далее - ЕМИСС4) о совокупной суммепросроченной кредиторской задолженности организаций, осуществляющих свою деятельность в области здравоохранения. Так, за период с 2017 по 2020 год значение показателя выросло на 1 млрд. руб. (таблица 1). Кроме того, ежегодно увеличивается как сумма просроченной кредиторской задолженности организаций, осуществляющих свою деятельность в области здравоохранения, так и процент
1 https://ach.gov.ru/upload/iblock/f24/f24f16aa07aca6c39a7c7567 ac6791e3.pdf
2 Напр., Заключение Комитета по охране здоровья от 09.10.2019 «На проект Федерального закона № 802505-7 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; Заключение Комитета по охране здоровья от 14.10.2020 «На проект Федерального закона № 1027745-7 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
3 Решение Комитета по охране здоровья от 11.10.2016 № 2 «О проекте Федерального закона № 1125403-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».
4 https://www. fedstat.ru/
Менеджер / Manager № 10
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2021 .
Таблица 1
Динамика роста совокупной суммы просроченной кредиторской задолженности организаций, осуществляющих свою деятельность в области здравоохранения, в целом по Российской Федерации за 2017-2020 гг.5
Наименование показателя 2017 2018 2019 2020
Сумма просроченной кредиторской задолженности, тыс. руб. 894 841 1073 193 1 314 398 1 929 912
Прирост просроченной кредиторской задолженности, % - 19,93% 22,48% 46,83%
ее прироста. Например, в 2018 году по сравнению с 2017 годом, сумма просроченной кредиторской задолженности увеличилась на 20%, а в 2020 году по сравнению с 2019 годом - уже на 47%.
Несмотря на то, что анализ кредиторской задолженности, включая оценку текущей и просроченной кредиторской задолженности, осуществляется многими структурами и ведомствами (территориальными фондами ОМС6, органами управления субъектов Российской Федерации, здравоохранением субъектов Российской Федерации7, ФФОМС8, контрольными структурами (Счетной палатой Российской Федерации9, контрольно-счетными и счетными палатами субъектов Российской Федерации10), открытые источ-
5 Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) https://fedstat.ru/
6 Напр., «Кредиторская задолженность - ТФОМС Забайкальского края» - https://zabtfoms.ru/info/kreditorskaya-zadolzhennost; Перечень отчетов МОhttp://www.tfomsra.ru/MO/perechen-otchetov-mo.php
7 Напр., https://www.novreg.ru/vlast/ADM/zasedanie/26.04.2018/ docZ21_vopros_Tezisy.pdf; «Анализ выполнения объемов медицинской помощи ...https://минздрав.тверскаяобласть.рф; Об анализе причин образования просроченной кредиторской задолженности государственных и муниципальных медицинских организаций и разработать меры, направленные на недопущение такой задолженности в дальнейшем» - http://zdravalt.ru/management/execution-
о^е^/2020-до^оЬ-апа1^е-рпсИт-оЬгс^оуап1уа-р|^госНеппоу-
kreditorskoy-zadolzhennosti-gosudarstvennykh-260820.php
8 Напр., «Больницам продлят возможность расходовать средства ОМС на текущие нужды» - https://www.ffoms.gov.ru/news/ ffoms/boln¡tsam-prodlyat-vozmozhnost-raskhodovat-sredstva-oms-na-tekushch¡e-nuzhdy/
9 «Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ распределения, предоставления и расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицин-скогострахования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, а также оценка влияния особенностей субъектов Российской Федерации на размер выделяемой субвенции» - https://ach.gov.ru/ upload/iblock/f24/f24f16aa07aca6c39a7c7567ac6791e3.pdf
10 Напр., «Контрольно-счетная палата: дополнительные средства из бюджета республики помогли снизить долги учреждений здравоохранения в 2020 году» - http://ksp.karelia.ru/index.php?option=com_ content&view=artide&id=564:news-2021-10-12&catid=59:news2019-cat&Itemid=1; «Заключение № 1.5-2019 Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2018 год» - https://www.ksp-vrn.ru/upload/
iblock/194/15_Zakl-1.5_2019_TFOMS_2018_182_192.pdf
ники информации, в том числе ресурсы Федеральной службы государственной статистики, не содержат информацию о размерах, структуре кредиторской задолженности медицинских организаций, в том числе работающих в системе ОМС.
Причины образования кредиторской задолженности
Существуют внутренние и внешние причины образования просроченной кредиторской задолженности. В рамках данной работы мы рассматриваем только внешние причины, которые не зависят от деятельности медицинской организации. На наш взгляд, можно выделить две основные группы таких причин:
I. Системные причины, влияющие на все или основную часть медицинских организаций, работающих в системе ОМС.
II. Частные причины, влияющие на отдельные медицинские организации или их группы.
I. К числу основных системных причин возникновения кредиторской задолженности относятся следующие:
1. Низкий уровень подушевых нормативов и/или тарифов за оплату медицинской помощи, не покрывающие полностью расходы медицинских организаций.
2. Наличие обязательств, не подкрепленных адекватным финансовым обеспечением.
При оказании медицинской помощи медицинская организация несет существенные расходы, а в случае, если эти расходы не покрываются утвержденными подушевыми нормативами, тарифами, возникает риск образования просроченной задолженности. На недостаточный уровень тарифов в системе ОМС неоднократно указывала Счетная палата11.
11 Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации» wjvi2beix796z 4vpn04vyii4ppk4fxcr.pdf (ach.gov.ru)
№ 10 Мападег /Менеджер
2021 2с1гв\/оосЬгвпвп1в / здравоохранения
Что же касается обязательств, не подкрепленных адекватным финансовым обеспечением, то к ним в первую очередь можно отнести необходимость выполнения целевых показателей по заработной плате, не покрывающиеся подушевыми нормативами и тарифами в системе ОМС.
Необходимость достижения целевых показателей по оплате труда отдельных категорий медицинских работников далеко не всегда обеспечивается должным финансированием. Как показывает практика, темпы роста средней заработной платы зачастую значительно опережают темпы роста тарифов в системе ОМС. Регионам не хватает финансирования на покрытие образовавшегося дефицита в учреждениях, что приводит к недофинансированию других статей расходов и, соответственно, наращиванию просроченной кредиторской задолженности, о чем свидетельствует и сложившаяся структура просроченной кредиторской задолженности за 2017-2020 гг., где преобладает доля просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками товаров, работ и услуг (таблица 2).
Кроме того, Счетной палатой Российской Федерации был проведен анализ динамики просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций 17 регионов за счет средств ОМС за 2017-2020 гг. Как следует из отчета, наибольшая доля кредиторской задолженности (в том числе просроченной) наблюдается у медицинских организаций субъектов Российской Федерации в части средств ОМС. Основной причиной роста кредиторской задолженности среди учреждений здравоохранения указывается увеличение доли расходов на заработную плату в целях реализации
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее -Указ 597) 1 2.
Однако, необходимость выполнения дорожных карт по заработной плате в здравоохранении является хоть и одной из главных, но все же далеко не единственной причиной роста суммы просроченной кредиторской задолженности.
II. Частные причины возникновения кредиторской задолженности - это причины, которые влияют на финансовое положение только отдельных медицинских организаций. Причем эти причины могут приводить к ухудшению финансового положения одних медицинских организаций за счет улучшения финансового положения других в результате механизмов перераспределения средств. К числу основных частных причин возникновения просроченной кредиторской задолженности относятся:
1. Необеспечение плановыми объемами оказания медицинской помощи в соответствии с фактической мощностью медицинской организации.
2. Нерациональная сеть медицинских организаций и/или структура оказываемой медицинской помощи.
3. Сокращение численности прикреплённого населения к медицинским организациям, расположенным в сельской местности, что приводит к снижению финансирования по подушевому нормативу.
4. Неоплата или неполная оплата «сверхплановых»13 объемов и/или стоимости оказанной медицинской помощи.
В вопросе финансовой устойчивости медицинской организации важную роль играет обеспеченность плановыми объемами оказания медицинской помощи.
Таблица 2.
Структура просроченной кредиторской задолженности организаций, осуществляющих свою деятельность в области здравоохранения, в целом по Российской Федерации за 2017-2020 гг.14
Наименование показателя 2017 2018 2019 2020
Доля просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками товаров, работ и услуг из общей суммы просроченной кредиторской задолженности организаций 65,84% 61,22% 78,06% 71,89%
Доля просроченной кредиторской задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды из общей суммы просроченной кредиторской задолженности организаций 13,01% 13,10% 9,27% 5,72%
Доля прочей просроченной задолженности 21,14% 25,68% 12,67% 22,39%
12 https://ach.gov.ru/upload/iblock/4d0/4d0edfd4dc1c92cd682d170087d418c7.pdf
13 «Сверхплановые» - сверх объемов и/или стоимости медицинской помощи, распределенных комиссией по разработке территориальной программы ОМС и отраженных в договорах об оказании и оплате медицинской помощи.
14 Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) https://fedstat.ru/
Менеджер / Мападег № 10
здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпеп'1в 2021 а
Ведь в случае, когда медицинская организация не обеспечивается объемами в соответствии с ее мощностью, возникают серьезные финансовые риски. В данной ситуации медицинская организация продолжает нести так называемые «постоянные» расходы, которые практически не уменьшаются при сокращении объемов оказываемой медицинской помощи. Такие, например, как оплата труда и начисления на оплату труда, коммунальные и налоговые платежи и т.д. Как правило, штатная и фактическая численность работников рассчитывается исходя из мощности учреждения. О рисках влияния объемов медицинской помощи на возникновение кредиторской задолженности по расходам, связанным с содержанием учреждений здравоохранения (коммунальные услуги, налоги и т.д.), мы писали еще в 2012 году в связи с переходом на одноканальное финансирование [2].
Нерациональная сеть медицинских организаций и/или структура оказываемой медицинской помощи могут приводить к перераспределению средств в пользу определенной группы медицинских организаций, например, стационаров. Кроме того, это влияет на потоки пациентов между субъектами Российской Федерации. Наиболее показательные примеры: Москва и Московская область; Санкт-Петербург и Ленинградская область. Территориальная программа обязательного медицинского страхования планируется исходя из количества застрахованных граждан в конкретном субъекте Российской Федерации и предусматривает расчеты не только с медицинскими организациями региона, но и межтерриториальные расчеты с другими регионами, пролечившими указанную категорию граждан. В случае роста количества застрахованных, получающих медицинскую помощь за пределами субъекта РФ, у территориального фонда ОМС может образоваться дефицит финансовых средств для расчетов с медицинскими организациями внутри региона, что в дальнейшем может выразиться в низких тарифах.
Сокращение численности прикреплённого населения к медицинским организациям (обычно -расположенным в сельской местности), приводит к снижению их финансирования по подушевому нормативу. Но при этом миграция сельских жителей в города может приводить к улучшению финансового положения городских поликлиник.
Неоплата или неполная оплата «сверхплановых» объемов оказанной медицинской помощи в системе ОМС практикуется уже многие годы - ей медицинские организации в определенной степени могут противостоять путем регулирования объемов
госпитализации и т.д. (кроме случаев оказания экстренной медицинской помощи) [3].
Неоплата же или неполная оплата «сверхплановой» стоимости оказанной медицинской помощи15 -это ситуация, возникшая только в этом году 16 и, как правило, неподконтрольная медицинским организациям. В частности, превышение стоимости оказанной медицинской помощи происходит при изменении структуры оказанной медицинской помощи - увеличении доли пациентов в тяжелом состоянии, с заболеваниями, лечение которых требует больших расходов и т.д. Это означает повышение финансовых рисков медицинских организаций в системе ОМС, поскольку отказать в оказании медицинской помощи не могут, а утяжеление контингента пациентов неизбежно приводит к превышению стоимости оказанной медицинской помощи даже без превышения ее объемов [4].
Тем самым значительная часть понесенных обоснованных расходов на лечение таких пациентов не возмещается, что и ведет к росту кредиторской задолженности, в том числе просроченной. Особо следует подчеркнуть, что это новая причина увеличения размеров просроченной кредиторской задолженности, которая может ухудшить и без того тяжелое положение многих медицинских организаций.
Риски возрастания кредиторской задолженности
В настоящее время можно выделить следующие основные факторы, которые будут влиять на размер кредиторской задолженности в медицинских организациях, работающих в системе ОМС:
1. Перераспределение средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования между федеральными и региональными медицинским организациями.
2. Ускорение темпов инфляции.
3. Введение с 2021 года ограничений по оплате медицинской помощи, оказанной в пределах выделенных заданий, но с превышением утвержденной суммарной стоимости оказанных услуг, о чем уже было сказано выше.
с
«КС
15 Предъявление к оплате медицинской помощи сверх размера финансового обеспечения распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
16 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2021 г. № 231н"Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения".
№ 10 Мападег /Менеджер
2021 2с1гв\/оосЬгвпвп1а / здравоохранения
4. Введение новой системы оплаты труда медицинских работников.
В целом, рост финансового обеспечения системы ОМС в последние годы идет достаточно высокими темпами, что отражено в таблице 3 по данным утвержденных бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующие годы.
Однако важны не только общие темпы роста расходов в системе ОМС, но и темпы роста субвенций, направляемых в регионы - в территориальные фонды ОМС. Как известно, с 2021 года сумма средств, направляемых в регионы, уменьшается за счет того, что оплата медицинской помощи, оказанной федеральными учреждениями здравоохранения осуществляется непосредственно Федеральным фондом ОМС [5].
Поручение Президента РФ от 12 декабря 2020 г. "Перечень поручений по вопросам совершенствования системы обязательного медицинского страхования» предусматривает:
б) ежегодное увеличение, по сравнению с 2020 годом, размера субвенций, направляемых в период с 2021 по 2023 годы из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, исключив увеличение финансирования федеральных медицинских организаций за счет средств указанных субвенций.
На первый взгляд, Поручение Президента выполняется: сокращения размера субвенций не произошло, что видно по следующим данным [6].
В бюджете ФОМС предусмотрены субвенции территориальным фондам ОМС в размере:
• на 2020 год - 2 225,4 млрд. рублей;
• на 2021 год - 2 359,0 млрд. рублей;
• на 2022 год - 2 461,2 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции составил:
• в 2020 году - 157,1 млрд. руб. (7,6%);
• в 2021 году - 133,6 млрд. руб. (6%);
• в 2022 году - 102,2 млрд. руб. (4,3%).
Однако, если сопоставить темпы роста субвенций с темпами роста суммарных расходов ФОМС, приведенными в таблице 3, то отчетливо видно, что субвенции растут гораздо более низкими темпами.
Поэтому большие риски связаны с темпами инфляции. Центральный Банк фиксирует, что годовая инфляция в России в октябре выросла до 8,13%. По итогам года она будет находиться в диапазоне 7,4-7,917. А субвенции выросли только на 6%.
На 2022 год Центральный Банк прогнозирует инфляцию в размере 4,0-4,5%. Учитывая, что субвенции вырастут только на 4,3%, а темпы инфляции могут оказаться выше ожидаемых, риски дальнейшего роста кредиторской задолженности в 2022 году из-за инфляции хоть и снижаются, но все же остаются серьезными.
Введение новой системы оплаты труда медицинских работников, осуществляемое в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 84718, неизбежно потребует дополнительных средств, которые могут и не поступить в систему ОМС в необходимом объеме. Это может стать дополнительным фактором роста кредиторской задолженности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Заключение
Проведенный анализ показывает, что в последнее время накопилось достаточно много объективных факторов, ведущих к росту просроченной кредиторской задолженности, которую нельзя объяснить неэффективной деятельностью самих медицинских организаций.
Финансирование системы ОМС (млрд. руб.)
Таблица 3
Годы Доходы Расходы Прирост расходов
2018 1 887,9 1 994,1 14,9%
2019 2 098,1 2 1 90,4 9,8%
2020 2 367,2 2 368,6 8,1%
2021 2 533,8 2 545,4 7,4%
2022 2 779,2 2 801,1 10,0%
17 https://cbr.ru/Collection/Collection/File/39316/CPD_2021-10.pdf
18 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847 "О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения"
Менеджер / Мападег № 10
здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпеп'1в 2021 а
Требуются системные меры, направленные на поэтапное сокращение кредиторской задолженности в системе ОМС, которая может создать серьезные
риски для оказания своевременной и качественной медицинской помощи.
1. Кадыров Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. 2-е издание - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2011. - 469 с.
2. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В. О некоторых вопросах, связанных с переходом на одноканальное финансирование // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 11. - С. 6-13.
3. Кадыров Ф.Н. Вопросы оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 3. - C. 70-78.
4. Кобякова О.С., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Базарова И.Н., Чилилов А.М, Митрошин П.В. Новая система контрольных мероприятий в отношении медицинских организаций в рамках обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. -2021. - № 5. - C.72-79.
5. Кобякова О.С., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Базарова И.Н., Чилилов А.М. Новая система договоров в рамках обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. - 2021. - № 4. - C. 76-82.
6. Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В. Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2021 году // Менеджер здравоохранения. - 2021. -№ 2. - C. 75-81.
REFERENCES
1. Kadyrov F.N. Economic methods of evaluating the effectiveness of medical institutions. 2nd edition -Moscow: Publishing House "Managerzdravoochranenia", 2011. - 469 p.
2. Starodubov V. ¡, Kadyrov F.N, Obukhova O.V. About some issues related to the transition to singlechannel financing // Manager Zdravoochranenia. - 2012. - No. 11. - P. 6-13.
3. Kadyrov F.N. Issues of payment for medical care provided in excess of the established volumes of medical care in the system of compulsory medical insurance // Manager Zdravoochranenia. - 2019. - No. 3. - C. 70-78.
4. Kobyakova O.S., Starodubov V.l., Kadyrov F.N., Obukhova O.V, EndovitskayaYu.V, Bazarova I.N, Chililov A.M., Mitroshin P.V. A new system of control measures in relation to medical organizations within the framework of compulsory medical insurance // Manager Zdravoochranenia. - 2021. - No. 5. - C. 72-79.
5. Kobyakova O.S., Starodubov V.l., Kadyrov F.N., Obukhova O.V, EndovitskayaYu.V., Bazarova I.N, Chililov A.M. A new system of contracts within the framework of compulsory medical insurance // Manager Zdravoochranenia. - 2021. - No. 4. - C. 76-82.
6. Kadyrov F.N., Obukhova O. V, Bazarova I.N., Endovitskaya Yu.V. Financial support of the compulsory health insurance system in 2021 // Manager Zdravoochranenia. - 2021. - No. 2. - C. 75-81.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ /ABOUT THE AUTHORS
Обухова О.В.- к.п.н, заместитель директора ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия. Obukhova O. V. - Deputy to the Director of theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Сычев Ю.П. - главный специалист отдела экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия.
Sychev Y.P. - chief specialist of the Department of Economics and resource provision of ealthof theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Кадыров Ф.Н. - д-р экон. наук, советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, профессор ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Москва, Россия.
Kadyrov F.N. - Ph.D., Advisor to the Director of theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Базарова И. Н. - главный специалист отдела экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия.
Bazarova I.N. - chief specialist of the Department of Economics and resource provision of healthof theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
№ 1O
2O21
Manager
Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения