Научная статья на тему 'ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ОКЛАД / ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА / ВЫПЛАТЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобякова О.С., Ковязина Н.З., Тулупова О.Н., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н.

Анонсированная еще в конце 2019 года реформа система оплаты труда приобрела реальные очертания. Реформа включает в себя целый ряд этапов. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847 в рамках пилотного проекта началась практическая апробация установленных требований к системам оплаты труда (НСОТ). Цель пилотного проекта - оценить, насколько новая система оплаты труда скажется на заработной плате конкретных медицинских работников государственных и муниципальных учреждений, участвующих в «пилоте», отработать параметры заработной платы и оценить возможную потребность в дополнительных финансовых средствах, необходимых как для реализации самих пилотных проектов, так и при распространении новой системы оплаты труда на всех медицинских работников отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кобякова О.С., Ковязина Н.З., Тулупова О.Н., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILOT PROJECT FOR THE PREPARATION OF THE INTRODUCTION OF A NEW SYSTEM OF REMUNERATION IN HEALTHCARE

The salary system reform announced at the end of 2019 has acquired real outlines. The reform includes a number of stages. With the adoption of the Decree of the Government of the Russian Federation № 847 of June 1, 2021, within the framework of the pilot project, the practical testing of the new wage system began.The purpose of the pilot projects is to assess how the new wage system will affect the wages of specific medical workers of state and municipal institutions participating in the “pilot”, to work out the salary parameters and assess the possible need for additional financial resources necessary both for the implementation of the pilot projects themselves and for the extension of the new wage system to all medical workers in the industry.

Текст научной работы на тему «ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

От редакции:

пожалуй, нет для медицинских работников более интересной профессиональной темы, чем оплата их труда. поэтому любые изменения в системах оплаты труда привлекают пристальное внимание медицинской общественности. утвержденный правительством российской Федерации пилотный проект, предусматривающий апробацию требований к системам оплаты труда медицинских работников, вызвал живой интерес наших читателей. сегодня мы представляем материал наших экспертов, посвященный этой теме.

Шеф-редактор н.Г. Куракова

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2021-6-71-79 УДК: 614.2

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

кобякова О.С.а, ковязина H.3.h, тулупова O.H.h, Отародубов в.и.ь, кадыров Ф.Н.С Н, обухова O.B.d, Ендовицкая Ю.В.е, Базарова И.H.f, Чилилов A.M.9

а, ь, с, d, е, f фгбу «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации;

g ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Минздрава России; h Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России.

а https://orcid.org/0000-0003-0098-1403; ь https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; с https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; d https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; е https://orcid.org/0000-0001-6780-9355; f https://orcid.org/0000-0002-9063-1791; g https://orcid.org/0000-0001-9638-7833

Н Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.

аннотация

Анонсированная еще в конце 2019 года реформа система оплаты труда приобрела реальные очертания. Реформа включает в себя целый ряд этапов. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847 в рамках пилотного проекта началась практическая апробация установленных требований к системам оплаты труда (НСОТ). Цель пилотного проекта - оценить, насколько новая система оплаты труда скажется на заработной плате конкретных медицинских работников государственных и муниципальных учреждений, участвующих в «пилоте», отработать параметры заработной платы и оценить возможную потребность в дополнительных финансовых средствах, необходимых как для реализации самих пилотных проектов, так и при распространении новой системы оплаты труда на всех медицинских работников отрасли.

Ключевые слова: системы оплаты труда, заработная плата, здравоохранение, медицинские работники, оклад, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.

Для цитирования: Кобякова О.С., Ковязина Н.З., Тулупова О.Н., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В, Базарова И.Н., Чилилов А.М. Пилотный проект по подготовке внедрения новой системы оплаты труда в здравоохранении. // Менеджер здравоохранения. 2021; 6: 71-79. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-6-71-79.

© Кобякова О.С., Ковязина Н.З., Тулупова О.Н., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Базарова И.Н., Чилилов А.М., 2021 г.

«КС

№ В Manager

2021 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

ORIGINAL PAPER

PILOT PROJECT FOR THE PREPARATION OF THE INTRODUCTION OF A NEW SYSTEM OF REMUNERATION IN HEALTHCARE

Kobyakova O.S.a, Kovyazina N.Z.h, Tulupova O.N.h, Starodubov V.I.b, Kadyrov F.N.c , Obukhova O.V.d, Endovitskaya Yu.V.e, Bazarova I.N.f, Chililov A.M.g

a, b, c, d, e, f Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation; g The National Medical Research Center of Surgery named after A. Vishnevsky;

h Department of Medical Education and Personnel Policy in Healthcare of the Ministry of Health of the Russian Federation.

a https://orcid.org/0000-0003-0098-1403; b https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; c https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; d https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; e https://orcid.org/0000-0001-6780-9355; f https://orcid.org/0000-0002-9063-1791; g https://orcid.org/0000-0001-9638-7833

H Corresponding author: Kadyrov F.N

! ANNOTATION

The salary system reform announced at the end of 2019 has acquired real outlines. The reform includes a number of stages. With the adoption of the Decree of the Government of the Russian Federation № 847 of June 1, 2021, within the framework of the pilot project, the practical testing of the new wage system began.

The purpose of the pilot projects is to assess how the new wage system will affect the wages of specific medical workers of state and municipal institutions participating in the "pilot", to work out the salary parameters and assess the possible need for additional financial resources necessary both for the implementation of the pilot projects themselves and for the extension of the new wage system to all medical workers in the industry.

Keywords: remuneration systems, wages, healthcare, medical workers, salary, compensation payments, incentive payments.

For citation: Kobyakova O.S., Kovyazina N.Z., Tulupova O.N., Starodubov V. I., Kadyrov F.N., Obukhova O. V, Endovitskaya Yu.V., Bazarova I.N., Chililov A.M. Pilot project for the preparation of the introduction of a new system of remuneration in healthcare // Manager Zdravoohranenia. 202 h 6: 71-79. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-6-71-79.

Введение

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847 «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (далее -Постановление № 847) дало старт реформированию системы оплаты труда медицинских работников. Для понимания целей и задач перехода на новую систему оплаты труда, а также самой ее сути, необходимо рассмотреть причины и предпосылки ее введения.

Эволюция систем оплаты труда в здравоохранении

Единая тарифная сетка

Распад Советского союза послужил основной причиной перехода на Единую тарифную сетку (ЕТС). Система оплаты труда на основе ЕТС представляет

Менеджер

здравоохранения /

Manager № В

ZdrevoochreneniB 2021

интерес в том плане, что новая система оплаты труда содержит в себе элементы, аналогичные ЕТС.

Нормативной базой перехода на ЕТС послужило принятие постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (далее - Постановление № 785).

Потребность перехода на ЕТС была обусловлена, прежде всего, экономическими и социальными процессами, связанными с развалом СССР:

- инфляционные процессы, характеризующиеся крайне высокими темпами, приводившие к необходимости частого повышения размеров;

- нарастающие диспропорции в условиях и размерах оплаты труда работников различных отраслей бюджетной сферы (здравоохранение, образование, культура и т.д.), в том числе одноименных должностей (профессий), как закономерный результат многократного и неодинакового пересмотра окладов и других выплат.

В сложившейся ситуации потребовалась система оплаты труда, которая бы позволяла максимально просто и быстро изменять (повышать) установленные работникам оклады. Этим требованиям удовлетворяла Единая тарифная сетка, которая при всех своих достоинствах и недостатках обладала рядом неоспоримых достоинств применительно именно к этим условиям:

1. Единообразие формирования окладов по всем отраслям бюджетной сферы.

2. Единый подход к ранжированию окладов по уровням образования и квалификации.

3. Сопоставимость уровня окладов для работников равного уровня образования и квалификации, в том числе одноименных должностей (профессий), работающих в различных отраслях бюджетной сферы.

4. Возможность оперативного (в том числе автоматизированного) пересмотра уровня окладов всех работников.

5. Простота и прозрачность формирования и пересмотра окладов.

Постановление № 785, в соответствии с которым была введена Единая тарифная сетка, упорядочило соотношения в размерах заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, а также предусматривало механизм поддержания этих соотношений между отраслями на основе применения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.

Основой расчета заработной платы по ЕТС является единая тарифная система, которая формируется из:

- единой тарифной сетки (ETC);

- тарифной ставки (оклада);

- тарифно-квалификационных справочников работ и профессий.

ЕТС включает в себя в качестве ключевых элементов шкалу разрядов и коэффициентов. Тарифный разряд определялся степенью сложности, ответственности выполняемых работ и характеризовал собой уровень квалификации работника. Тарифные коэффициенты отражали соотношения квалификационного уровня работников по разрядам. Они устанавливали, во сколько тарифные ставки последующих разрядов, рассчитанные на основе тарифных коэффициентов, выше ставки первого разряда.

Сущность данной системы заключалась в том, что каждой должности присваивался разряд. В свою очередь, для каждого разряда устанавливался коэффициент, характеризующих в какой мере оплата труда по соответствующему разряду превышает ставку первого разряда. Таким образом, оклад конкретного работника определялся путем умножения ставки 1-го разряда на коэффициент, установленный для соответствующего разряда.

В связи с тем, что размер заработной платы определялся в виде повышающих коэффициентов к ставке 1-го разряда, для пересмотра размера оплаты труда для всех остальных разрядов при использовании Единой тарифной сетки требовалось лишь пересмотреть (повысить) размер тарифной ставки 1-го разряда [2].

Возврат к отраслевой системе оплаты труда

Новый этап в системе оплаты труда был связан с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583, которое в первоначальной редакции называлось «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

№ В Manager

2021 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

Система оплаты труда, вводимая Постановлением № 583, заменила собой систему оплаты труда на основе Единой тарифной сетки. Этому способствовало и серьезное снижение темпов инфляции.

Одно из важнейших положений содержится в самом названии постановления - отныне Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы власти в сфере здравоохранения (министерства и т.д.) определяют системы оплаты труда только для соответствующих федеральных учреждений и не касаются ни учреждений субъектов Российской Федерации, ни муниципальных учреждений.

Этому предшествовало соответствующее изменение в Трудовом кодексе [4].

Статья 144 Трудового кодекса установила: «Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

• в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

• в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

• в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

«Майские» Указы Президента и введение «эффективного контракта»

Следующий этап реформирования систем оплаты труда связан с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ № 597) и введением так называемого «эффективного контракта».

Обычно основную цель принятия этого и других «майских» Указов Президента 2012 года видят в повышении уровня оплаты труда работников

бюджетной сферы. Однако это не совсем так. Подпункт е) пункта 1 Указа № 597 устанавливает цель принятия Указа - «сохранение кадрового потенциала».

Необходимость очередных изменений в системе оплаты труда путем введения эффективного контракта была обусловлена объективными причинами. Острые кадровые проблемы в здравоохранении были напрямую связанны с уровнем заработной платы медицинских и иных работников. Однако это только одна сторона проблемы. Другая заключалась в том, что проведение реформы бюджетной сферы, вложение в здравоохранение огромных средств в рамках приоритетного национального проекта, программ модернизации и т.д. не привело к существенному повышению эффективности деятельности медицинских организаций.

Поэтому необходимо было усилить спрос не только с учреждений здравоохранения в целом (путем изменения их прав и обязанностей в рамках реформы бюджетной сферы), а также их руководителей, но и с конкретных работников.

Системы оплаты труда, введенные Постановлением № 583, оказались не в состоянии полностью решить задачу создания эффективной системы стимулирования труда работников, нацеленной на улучшение результатов их деятельности. Далеко не всегда критерии оценки эффективности труда работников и применяемые для этого показатели оказались проработанными. Нередко выплаты стимулирующего характера фактически представляли собой гарантированную часть заработной платы. Многие показатели носили чисто формальный характер и не были связаны с результатами труда конкретных работников (например, выплаты за интенсивность труда).

Широко применялись стимулирующие выплаты, носящие субъективный характер (такие как «добросовестное выполнение своих должностных обязанностей» и т. д.). Об этом прямо говорится в распоряжении Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы».

Поэтому с положительной стороны можно оценивать тот факт, что повышение заработной платы рассматривалось Правительством не как самоцель, а как средство достижения более высокой отдачи от работников. Действительно, при низком размере оплаты труда работников сложно предъявлять

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 6

гсЛ^адлэос/и-алегна 2021

к ним более жесткие требования. В этом отношении рост заработной платы, связанный напрямую с достигнутыми результатами труда, является важной предпосылкой повышения степени ответственности медицинских работников.

Таким образом, вводя эффективный контракт, государство, по сути, распространило принцип, применяемый к бюджетным учреждениям «больше прав и больше ответственности» на самих работников. На наш взгляд, этот принцип применительно к работникам можно сформулировать следующим образом: «повышение требований к работникам и, соответственно, более высокая зарплата при выполнении установленных требований» [4].

Необходимость перехода к новой системе оплаты труда

Передача полномочий в вопросах оплаты труда учредителям соответствующих учреждений в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса наряду с позитивными последствиями имела и целый ряд негативных, основное из которых - разнобой в системе оплаты труда учреждений, находящихся на территории одного и того же субъекта Российской Федерации, но имеющих разную ведомственную принадлежность. При этом в федеральных учреждений различной ведомственной принадлежности были свои, отличающиеся друг от друга системы оплаты труда, в региональных - свои, в муниципальных - свои.

Анализ практики реализации субъектами Российской Федерации своих полномочий показывает существенные межрегиональные и внутрирегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных регионах:

• Выраженная дифференциация окладов между субъектами РФ внутри одной профессиональной квалификационной группы (ПКГ).

• Дифференциация окладов в субъектах РФ внутри одной ПКГ.

• Непрозрачное распределение заработной платы внутри медицинской организации.

• Низкая доля окладов в структуре заработной платы.

• Отсутствие сбалансированности структуры заработной платы в части размера гарантированной части и стимулирующих выплат и т.д.

Анализ региональной нормативной правовой базы показывает, что в ряде субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты,

регулирующие системы оплаты труда, носят реко мендательный характер. Например, в 36 субъектах Российской Федерации приняты примерные положения по оплате труда медицинских работников.

При этом, в примерных положениях устанавливаются либо рекомендуемые минимальные размеры окладов (учреждения могут установить размеры окладов выше), либо рекомендуемые размеры окладов (учреждения могут установить размеры окладов как выше, так и ниже). Таким образом, принятие решения о системах оплаты труда и о размерах окладов полностью передано на уровень учреждений.

Предпосылки разработки новой системы оплаты труда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Перечнем поручений Президент по итогам совещания о модернизации первичного звена здравоохранения, состоявшегося 02.10.2019 года, были внесены изменения в Трудовой кодекс. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 362-ФЗ дополнил статью 144 частями восьмой и девятой следующего содержания:

«Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.

При утверждении Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определяется сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями».

То есть, системы оплаты труда по-прежнему будут утверждать те же самые органы власти, но с учетом требований Правительства Российской Федерации.

Таким образом, новая система оплаты труда в здравоохранении будет одновременно:

• и отраслевой,

• и региональной (ведомственной - для федеральных учреждений).

С

•КС

№ 6 Мападег

2021 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Пилотный проект по отработке новой системы оплаты труда

В соответствии с Постановлением № 847 пилотный проект по апробации требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения будет реализовываться в 20212022 годах в Республике Саха (Якутия), Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и г. Севастополе.

Участниками пилотного проекта являются осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии и расположенные на указанных выше территориях субъектов Российской Федерации, следующие учреждения:

а) федеральные государственные учреждения здравоохранения (за исключением тех, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба). Конкретный перечень учреждений определяется Минздравом России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей соответствующих федеральных государственных учреждений здравоохранения (далее - Учредители);

б) государственные учреждения здравоохранения указанных выше субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные учреждения здравоохранения (при их наличии в соответствующих субъектах Российской Федерации).

В целом, основные элементы системы оплаты труда остаются прежними (оклад, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера). Однако порядок формирования этих элементов меняется. Системы оплаты труда работников учреждений - участников пилотного проекта включают в себя:

- должностные оклады по группам должностей работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

- выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации единым перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации;

- выплаты стимулирующего характера в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской

Федерации единым перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации. В учреждениях могут также устанавливаться дополнительные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности и вводимые по согласованию с Учредителями.

Организационное и методическое сопровождение пилотного проекта будут осуществлять Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Порядок формирования должностных окладов

В основе окладов будет лежать условный показатель - расчетная величина, утверждаемая Правительством Российской Федерации. При этом все должности медицинских работников будут отнесены к одной из 16 групп должностей. Для формирования оклада по конкретной группе должностей расчетная величина умножается на два коэффициента:

1. Коэффициенты дифференциации должностных окладов с учетом сложности труда (коэффициенты сложности труда).

2. Коэффициенты, учитывающие экономическую дифференциацию субъектов Российской Федерации (региональные коэффициенты).

Обе группы коэффициентов также утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, по каждой из этих групп будет свой оклад, который будет дифференцирован по регионам.

При этом региональные коэффициенты подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет после их установления в соответствии с методикой расчета региональных коэффициентов, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Потребность в дополнительных ресурсах для введения систем оплаты труда с учетом требований Правительства

Невозможно создать новую систему оплаты труда, при которой работники получали бы точно такой же размер заработной платы, что и ранее. При этом могут быть два варианта:

1. Заработная плата конкретного работника повысится. Введение требований к системам

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 6

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2021

оплаты труда не ставит своей целью повышение заработной платы работников (цели и задачи были указаны выше). Однако, как правило, оклады по сравнению с нынешним уровнем повысятся - автоматически повысятся и выплаты, установленные в зависимости от величины оклада. В этом случае на данное повышение потребуются дополнительные средства.

2. Заработная плата работника (в части гарантированных выплат) снизится. С учетом ожидаемых параметров заработной платы, это может коснуться лишь небольшой части работников (например, в случаях, когда ранее оклады были выше, чем рассчитанные в рамках вводимых систем оплаты труда). В этом случае работникам полагается компенсация. Это установлено и Трудовым кодексом, и Постановлением № 847, которым предусмотрено, что сумма выплат работнику по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере в рамках реализации пилотного проекта, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы выплат по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, в действующих системах оплаты труда. Особо следует отметить, что зарплата в рамках вводимых систем оплаты труда может оказаться ниже прежней при ухудшении значения показателей, по которым устанавливаются выплаты стимулирующего характера в рамках эффективного контракта по результатам труда.

Этапы внедрения новой системы оплаты труда

Можно выделить две основные группы этапов:

1. Этапы реализации пилотного проекта.

2. Этапы повсеместного внедрения систем оплаты труда с учетом требований Правительства.

Этапы реализации пилотного проекта предполагают:

а) подготовительный этап, включающий анализ действующих систем оплаты труда работников и расчетную апробацию систем оплаты труда (срок реализации этого этапа: июнь - август 2021 г.). Расчетная апробация предполагает, что будет произведен пробный расчет заработной платы работников, участвующих в пилотном проекте в соответствии с требованиями к системам оплаты труда,

и сопоставление уровня заработной платы и ее составных частей с фактически начисленной заработной платой за один и тот же период. Фактически речь идет об оценке изменения заработной платы каждого работника при внедрении систем оплаты труда в рамках пилотного проекта. При этом расчеты будут производиться по разным вариантам расчетной величины, размеров различных видов выплат и т.д. с целью поиска оптимального. Эти функции возлагаются на Минздрав России с участием Минтруда России и Учредителей соответствующих учреждений. Кроме того, Минтруд России в рамках этого этапа на основе анализа действующих систем оплаты труда должен разработать методологию формирования систем оплаты труда работников, а также утвердить методические рекомендации по применению групп должностей работников при установлении размеров должностных окладов;

б) этап подготовки предложений по параметрам систем оплаты труда работников на основе результатов подготовительного этапа (срок реализации: до 30 сентября 2021 г.). В данном случае имеется в виду, что на основании результатов подготовительного этапа реализации пилотного проекта (указанного выше подбора оптимального варианта) будут выработаны предложения о размере расчетной величины, а также о размерах региональных коэффициентов и методике их расчета. Поскольку основным источником финансового обеспечения здравоохранения в настоящее время являются средства ОМС, то в реализации данного этапа наряду с Минздравом России и Минтрудом России будет принимать участие также Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. На основе реализации данного этапа указанные органы с участием Минфина России должны подготовить проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении размера расчетной величины, групп должностей работников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов и методики их расчета, коэффициентов сложности труда, единого перечня выплат компенсационного характера, единого перечня выплат стимулирующего характера, размеров и условий осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера для целей реализации пилотного проекта, а также предложения об объемах и источниках финансирования пилотного проекта;

в) этап внедрения систем оплаты труда работников, участвующих в пилотном проекте (срок реализации: ноябрь 2021 г. - март 2022 г.). В рамках

№ 6 Мападег

2021 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

данного этапа оплата труда работников учреждений, принимающих участие в пилотном проекте, будет рассчитываться на основе параметров, утвержденных новым специальным постановлением (или распоряжением) Правительства Российской Федерации.

Этапы повсеместного внедрения систем оплаты труда с учетом требований Правительства:

а) Этап анализа результатов реализации пилотного проекта и выработки окончательных параметров вводимых систем оплаты труда (срок - до 30 июня 2022 г.). В рамках данного этапа по итогам реализации пилотного проекта будет проведен тщательный анализ его результатов и подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации. Кроме того, должны быть подготовлены:

- проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системам оплаты труда работников для целей их применения на всей территории Российской Федерации;

- предложения об объемах и источниках финансирования введения системы оплаты труда работников на всей территории Российской Федерации.

б) Этап подготовки планов мероприятий по введению новых систем оплаты труда (в месячный срок со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системам оплаты труда работников). Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений здравоохранения, и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить согласованные с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации

и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования планы мероприятий по введению систем оплаты труда в указанных учреждениях с определением срока перевода работников на новые условия оплаты труда. Предполагается, что не во всех субъектах Российской Федерации переход на системы оплаты труда с учетом требований Правительства будет одновременным.

в) Этап введения новой системы оплаты труда в конкретных учреждениях здравоохранения (сроки - установленные указанными выше планами мероприятий по введению систем оплаты труда). С учетом сроков, установленных планами мероприятий, соответствующие органы власти - Учредители (в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса) должны будут утвердить системы оплаты труда для подведомственных учреждений здравоохранения. В свою очередь, учреждения здравоохранения должны будут провести работу по внесению изменений в коллективные договоры (при их наличии), положения об оплате труда или аналогичны документы, уведомить за 2 месяца работников, внести изменения в трудовые договоры с работниками и осуществить ряд других мероприятий, полагающихся в таких случаях (пересмотр тарификации и т.д.).

Заключение

Введение новой системы оплаты - это сложный, масштабный и «финансовоемкий» процесс, который займет достаточно длительное время.

Итогом должно стать формирование системы оплаты, которая будет основана на единых общих принципах; станет более четкой и прозрачной; будет устранена необоснованная дифференциация, не связанная с трудовым вкладом работников.

Процесс введения новой системы оплаты труда потребует проведения серьезных мероприятий не только со стороны ее разработчиков, но и самих учреждений здравоохранения. Этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения.

1. Кадыров Ф.Н. Стимулирующие системы оплаты труда в рамках введения эффективного контракта. Под редакцией академика РАМН В.И. Стародубова - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2014. -360 с.

2. Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М., Куфтова Ю.А. Основные контуры очередного реформирования отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении // Менеджер здравоохранения, 2019. - № 10. -C. 61-71.

3. Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н. Организационно-экономические аспекты развития трудовых отношений в здравоохранении. М: Издательство «Экономика», 2019. - 317 с.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2021

4. Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н. Анализ изменений в системах оплаты труда работников здравоохранения // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, 2020. - № 3. - С. 61-72.

REFERENCES

1. Kadyrov F.N. Stimulating wage systems within the framework of the introduction of an effective contract. Edited by Academician of the Russian Academy of Medical Sciences V. I . Starodubov - M.: Publishing House " Manager Zdravoohranenia", 2014. - 360 p.

2. Kadyrov F.N., Chililov A.M., Kuftova Yu.A. The main contours of the next reform of the sectoral wage system in healthcare // Manager Zdravoohranenia, 2019. - № 10. - C. 61-71.

3. Chililov A.M., Kadyrov F.N. Organizational and economic aspects of the development of labor relations in healthcare. Moscow: Ekonomika Publishing House, 2019. - 317 p.

4. Chililov A.M., Kadyrov F.N. Analysis of changes in the remuneration systems of healthcare workers // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics, 2020. - № 3. - P. 61-72.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Кобякова ольга Сергеевна — д-р мед. наук, профессор, директор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия

Olga S. Kobyakova — D.Sc. (Medicine), Professor, Head of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: kobyakovaos@mednet.ru

Ковязина нина Заурбековна — заместить директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, г. Москва, Россия

Nina Z. Kovyazina — Deputy Director of the Department of Medical Education and Personnel Policy in Healthcare of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

тулупова ольга николаевна — начальник отдела оплаты труда в сфере здравоохранения Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, г. Москва, Россия

Olga N. Tulupova — Head of the Department of Remuneration in the field of Healthcare of the Department of Medical Education and Personnel Policy in Healthcare of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Стародубов Владимир иванович — д-р мед. наук, профессор, академик РАН, научный руководитель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия Vladimid. I. Starodubov — D.Sc. (Medicine), Professor, Full member of the Russian Academy of Sciences; Scientific Director of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: starodubov@mednet.ru

Кадыров Фарит накипович — д-р экон. наук, заместитель директора по экономике здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия Farit N. Kadyrov — D.Sc. (Economy), Professor, Deputy Director of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: kadyrov@mednet.ru

обухова ольга Валерьевна — канд. полит. наук, начальник отдела экономики, ресурсного обеспечения и оплаты труда в здравоохранении ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия

Olga V. Obukhova — PhD (Political Sei.), Head of the Department of Economics, Resource Provision and Labor Remuneration in Health Care of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: obuhova@mednet.ru

Ендовицкая Юлия Владимировна — мл. науч. сотр. отдела экономики, ресурсного обеспечения и оплаты труда в здравоохранении ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия

Yulia V. Endovitskaya — Junior Researcher of the Department of Economics, Resource Provision and Labor Remuneration in Health Care of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: endo@mednet.ru

Базарова ирина николаевна — науч. сотр. отдела экономики, ресурсного обеспечения и оплаты труда в здравоохранении ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия

Irina N. Bazarova — Researcher of the Department of Economics, Resource Provision and Labor Remuneration in Health Care of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: bazarova@mednet.ru

Чилилов Абдула Магомедович — канд. экон. наук, науч. сотр. ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Минздрава России, г. Москва, Россия

Abdula M. Chililov — PhD (Economy), Researcher of the National Medical Research Center of Surgery named after A. Vishnevsky, Moscow, Russia E-mail: chililov@mail.ru

№ 6 Manager

2021 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.