Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. №3 (35)
УДК 336.1:352
Б01: 10.17223/19988648/35/14
Т.М. Боголиб
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
В статье установлены сущность и значение развития депрессивных территорий в контексте экономической деятельности государства. Раскрыто содержание финансового обеспечения преодоления депрессивности территорий, основанного на учете его составляющих и выделении финансовых ресурсов, направленных на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития депрессивных территорий. Проанализирована практика финансового обеспечения развития депрессивных территорий. Проведен мониторинг основных источников финансового обеспечения преодоления депрессивности территорий, и осуществлена оценка их влияния на уровень самофинансирования этих территорий. Выявлены особенности программно-целевого финансирования развития депрессивных территорий как инструмента прямого влияния на рыночную экономику любой территории. Определены основные меры государственного стимулирования развития депрессивных территорий для укрепления их финансовой базы и расширения финансовых возможностей. Обоснована целесообразность разработки финансовой стратегии преодоления депрессивности территорий, что позволяет обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами депрессивного региона на долгосрочную перспективу в соответствии с целями его социально-экономического развития.
Ключевые слова: финансовое обеспечение, депрессивные территории, развитие территорий, преодоление депрессивности, финансовые ресурсы, местные бюджеты, программно-целевое финансирование.
Трансформационные процессы в экономике Украины, ее интеграция в мировое экономическое пространство обусловливают необходимость ликвидации асимметрии социально-экономического развития регионов, последствием усиления которой стало возникновение депрессивных территорий с низким уровнем их финансового обеспечения. В этом контексте особенностью региональной политики является ее направленность на преодоление депрессивности территорий и решение наиболее острых проблем финансового обеспечения развития этих территорий путем максимальной концентрации финансовых ресурсов в наиболее кризисных отраслях экономики, что является условием стабильного развития депрессивного региона, реализации взаимодействия предприятий разных форм собственности, оптимизации структуры местного хозяйства.
Проблема финансового обеспечения развития депрессивных территорий является сложной и многогранной. Она связана, с одной стороны, со значительными диспропорциями в территориальной структуре национальной экономики, что привело к неэффективному использованию преимуществ территориального раздела труда, научно-технического и финансового потенциала, а с другой - с отсутствием эффективной и сбалансированной региональной политики, прежде всего весомой ее составной - финансовой политики.
На современном этапе экономических преобразований отсутствуют эффективные механизмы решения проблем преодоления депрессивности территорий. Усилия отечественных ученых и практиков сосредоточены на разработке и реализации мероприятий государственного стимулирования их развития, поиске средств для финансирования депрессивных регионов, разработке национальных и региональных программ преодоления депрессивности территорий. Это обусловливает необходимость глубокого изучения особенностей финансового обеспечения развития этого типа территориальных образований для усовершенствования механизмов управления ими, которые по темпам реформирования отстают от процессов экономических трансформаций в условиях рыночных отношений.
Указанное выше актуализирует исследование концептуальных подходов к финансовому обеспечению развития депрессивных территорий, возможностей использования перспективных форм и методов привлечения финансовых ресурсов для преодоления депрессивности этих территорий, усовершенствования действенной системы стимулирования их развития. Результаты этих исследований могли бы стать определяющими в региональной политике государства, содействовать финансовому оздоровлению депрессивных территорий, что обеспечило бы экономическую эффективность их функционирования и развитие финансовой инфраструктуры государства в целом.
Исследованию теоретических и практических аспектов регионального развития и проблем депрессивности территорий посвящены труды отечественных ученых М. Барановского, З. Варнания, М. Вахович, В. Галущака, З. Герасимчука, Т. Голиковой, Б. Данилишина, М. Долишнего, М. Карлина, С. Романюка, Д. Стеченка, Н. Чумаченка, С. Юрия.
Вместе с этим, имея значительный практический интерес, проблема финансового обеспечения развития депрессивных территорий не нашла надлежащего освещения в научных трудах. Особого внимания требуют исследование имеющихся источников финансовых ресурсов преодоления депрессивно-сти территорий и разработка научно-методических основ формирования финансовых ресурсов, которые бы отвечали современным требованиям и удовлетворяли бы нужды общества. Это определяет актуальность данной проблемы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и определении путей усовершенствования финансового обеспечения развития депрессивных территорий.
Для реализации цели мы определили задачи:
• исследовать организационно-правовые основы финансового обеспечения развития депрессивных территорий;
• провести мониторинг основных источников финансовых ресурсов для преодоления депрессивности территорий и оценить их влияние на уровень самофинансирования этих территорий;
• сформировать направления усовершенствования финансового обеспечения развития депрессивных территорий.
В статье обоснован подход к финансовому обеспечению преодоления депрессивности территорий, который базируется на учете его составных и выделении финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития депрессивных территорий,
прежде всего той их части, которая остается после перечисления налогов в государственный бюджет, уплаты единого социального взноса, направления кредитных ресурсов банков и инвестиций за пределы депрессивных регионов, а также расходов предприятий за пределы данных территорий, поскольку только на основе аккумуляции оставленных в пределах депрессивных территорий финансовых ресурсов осуществляется их прямое (в пределах бюджетных учрежденный) и опосредованное (в разрезе частных предприятий) распределение. Это позволило предложить авторскую формулировку финансового обеспечения преодоления депрессивности территорий как совокупности принципов, методов, процедур формирования и использования финансовых ресурсов, которые остаются в пределах депрессивных территорий после соответственных ассигнований и аккумулируются органами местной власти с целью обеспечения их сбалансированного социально-экономического развития, расширения финансовых возможностей.
Территории, не имея государственного стимулирования их развития и пребывая под влиянием структурного кризиса, теряют свое экономическое значение и приобретают признаки депрессивности (при которых их производственно-ресурсная база переходит в фазу постоянного упадка). При этом кризис отдельных отраслей экономики территорий является основной причиной распространения депрессивности, определяет ее глубину и продолжительность. Депрессивные территории возникают вследствие результатов деятельности предприятий, падения реальных доходов и покупательной способности населения. В условиях депрессивности территорий нужды субъектов хозяйствования в финансовых ресурсах для эффективной экономической, инвестиционной и финансовой деятельности полностью удовлетворяются, что предусматривает: укрепление конкурентоспособности экономики депрессивных территорий; выравнивание диспропорций социально-экономического развития и усиление на этой основе интеграционных связей в рамках национальной экономики; создание действенного инфраструктурного обеспечения для внедрения комплекса структурных преобразований экономики данных территорий.
Депрессивная территория - это территория с недостаточным объемом собственных финансовых ресурсов для обеспечения ее сбалансированного социально-экономического развития, которая по показателям этого развития остается на более низком уровне по сравнению с другими дотационными регионами. Такой вывод сделан на основе того, что недостаток собственных финансовых ресурсов на уровне региона может рассматриваться как один из признаков депрессивных территорий, поскольку он является причиной того, что не решаются наиболее важные экономические и социальные проблемы, следствием чего становится медленное развитие и ослабляются конкурентные позиции региона. При этом депрессивные регионы являются всегда дотационными с уровнем самофинансирования меньше чем 60%.
Депрессивные территории целесообразно классифицировать по признакам, которые позволяют оценить весь спектр проблем, связанных с депрес-сивностью территорий и возможностями финансового обеспечения их развития. В зависимости от того, каков разрыв между показателями социально-экономического развития депрессивных территорий, их можно разделить на
территории с нарастающей (при росте разрыва на протяжении 5 лет), отсталой (при неменяемых значениях разрыва) и медленной (при уменьшении разрыва) депрессией. При этом доминирование определенного вида проблем кризисного происхождения позволяет различать депрессивные территории с кризисными характером экономических проблем и депрессивные территории с кризисным характером социальных проблем. По удельному весу собственных финансовых ресурсов в общем объеме финансовых ресурсов региона депрессивные территории можно разделить на высокофинансовоемкие (удельный вес собственных финансовых ресурсов в общем более 55%), среднефинансовоемкие (удельный вес от 50 до 55%) и низкофинансовоемкие (удельный вес меньше чем 50%).
Региональная депрессивность является одной из стадий регионального развития, поскольку последняя кроме положительных изменений может включать явления региональной деградации и депрессии.
Причины возникновения региональной депрессивности обусловливают образование разных типов депрессивных территорий. Для обеспечения условий эффективного развития депрессивных территорий важное значение имеют финансовые инструменты, к которым относятся дотации, «мягкие кредиты» (со сниженными или субсидированными процентами), налоговые концессии, субсидии для предпринимателей, опосредованные банковские гарантии, предоставление банкам гарантий.
По результатам исследования концептуальных основ финансового обеспечения преодоления депрессивности территорий установлено, что финансовое обеспечение преодоления депрессивности территорий является одним из определяющих условий их саморазвития и зависит не только от распределения и перераспределения определенного объема финансовых ресурсов, но и от наполнения местных бюджетов. При этом участие государства в процессе финансового преодоления депрессивности предусматривает прямую и косвенную поддержку. Прямая государственная поддержка - это непосредственная финансовая помощь экономике депрессивных территорий или предоставление налоговых льгот, которые уменьшают региональные расходы. Из государственного бюджета выделяются средства на осуществление программ преодоления депрессивности территорий. Косвенная поддержка заключается в финансировании из государственного бюджета объектов экономики, которые находятся на территории депрессивного региона.
Мы классифицировали финансовые ресурсы депрессивных территорий по источникам их создания, констатирован ряд недостатков имеющихся источников, прежде всего большинство видов налогов и платежей, а именно за лицензии и сертификаты, государственную регистрацию, торговый патент, штрафы, единый налог для субъектов малого предпринимательства, которые не являются стабильными источниками поступлений, за исключением налога с доходов физических лиц, что вызывает необходимость покрытия бюджетных дефицитов за счет средств государственного бюджета.
Это ограничивает полномочия и уровень автономности органов местного самоуправления в определении приоритетов бюджетных расходов, мешает их самостоятельности в решении неотложных проблем развития депрессивных территорий. Недостатком в формировании финансовых ресурсов депрессив-
ных регионов при помощи осуществления приватизационных процессов является то, что в начале приватизации вне налоговой системы оказалось движение частного капитала. Это привело к тому, что депрессивные территории потеряли значительную часть финансовых ресурсов в виде налогов частного капитала, а также возникли благоприятные условия для приватизации за счет местных доходов. Инвестиции в рамках депрессивных территорий не могут быть получены в достаточном объеме без создания разветвленной системы гарантийно-страховых фондов, а сбережения населения как потенциальный источник финансовых ресурсов региона в рамках депрессивных территорий не имеют инвестиционной направленности, поскольку на региональном уровне отсутствуют эффективные стимулы к привлечению этих ресурсов на инвестиционные цели.
Организационно-правовая база финансового обеспечения развития депрессивных территорий является несогласованной и нуждается в усовершенствовании с целью создания эффективной системы финансирования этих территорий путем перераспределения полномочий, прав и обязанностей относительно решения конкретных задач развития этих территорий между разными иерархическими уровнями управления. В нормативных актах, посвященных развитию депрессивных территорий, целесообразно было бы прописать четкий механизм их финансового обеспечения, методы государственной поддержки и санкций депрессивных территорий, а также стороны и процедуры контроля за использованием направленных в депрессивные территории государственных и других ресурсов. Это позволит избежать субъективизма при предоставлении государственной селективной поддержки этим и другим территориям, установив нормативную зависимость между получением ресурсов из государственного бюджета и результатами регионального мониторинга. В Черновицкой области в среднем эта зависимость описывается как 0,2851 < ^ < 0,3578, и только Закарпатская область характеризовалась уровнем финансового обеспечения выше среднего (0,3101 < ^ < 0,4154) (табл. 1).
Результаты исследования позволили констатировать, что депрессивная территория не всегда характеризируется низким уровнем финансового обеспечения ее социально-экономического развития, что показывает нерациональность использования средств, вложенных в экономику региона и направленных на повышение социальной защиты его населения.
Мониторинг основных источников финансовых ресурсов, предназначенных для преодоления депрессивности территорий, свидетельствует, что депрессивные Закарпатская, Черновицкая и Тернопольская области (начиная с 2006 года) выступили в роли регионов-получателей, которые привлекали финансовые ресурсы из других регионов (за исключением Тернопольской области в 2012 г.). Изъятие финансовых ресурсов из депрессивных регионов является опасным для их экономик, поскольку в результате этого возникает дефицит средств, необходимых для инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, приводит к увеличению цены на эти ресурсы и общему коллапсу финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
оо
Таблица 1. Уровни финансового обеспечения социально экономического развития и его рейтинговая оценка в регионах Украины 2006 2012 гг.
Регион Уровень финансового обеспечения социально-экономического Место региона по уровню финансового обеспечения
развития региона социально-экономического развития
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
АР Крым 0,3072 0,2979 0,3043 0,3203 0,3264 0,3319 0,3477 15 16 14 16 16 15 9
Винницкая 0,2889 0,2926 0,2879 0,3120 0,3124 0,3193 0,3063 19 18 19 18 18 17 17
Волынская 0,3045 0,3099 0,3171 0,3248 0,3114 0,3025 0,2903 17 14 11 15 19 21 22
Днепропетровская 0,4182 0,3991 0,3876 0,4132 0,4335 0,4739 0,4344 2 3 4 3 3 2 3
Донецкая 0.3657 0.3786 0.3640 0.3750 0.3805 0.3661 0.3742 7 4 5 6 5 7 4
Житомирская 0,2702 0,2663 0,2681 0,2785 0,2752 0,2899 0,2847 26 25 24 26 27 23 23
Закарпатская 0.3580 0.4010 0.3284 0.3550 0.3329 0.3293 0.3113 8 2 10 9 14 16 15
Запорожская 0,3684 0,3454 0,3379 0.3574 0,3687 0.3559 0.3349 6 8 8 8 8 8 12
Ивано- Франковская 0,3166 0,3212 0,3143 0,3488 0,3571 0,3478 0,3101 12 12 13 11 11 11 16
Киевская 0,3774 0,3775 0,4010 0,4277 0,4586 0,4715 0,4611 4 5 3 2 2 3 2
Кировоградская 0,2838 0,2866 0,2697 0,2932 0,2885 0,2845 0,2962 22 21 23 24 25 25 19
Луганская 0,3050 0,2876 0,2886 0,3025 0,2962 0,2926 0,2946 16 20 18 21 22 22 20
Львовская 0,3330 0,3237 0,3148 0,3289 0,3328 0,3389 0,3356 10 11 12 14 15 14 11
Николаевская 0,3202 0,3106 0,2904 0,3200 0,3332 0,3518 0,3117 11 13 17 17 13 9 13
Одесская 0,3841 0,3661 0,3435 0,3846 0,4154 0,4002 0,3678 3 6 6 5 4 4 5
Полтавская 0.3503 0.3416 0.3404 0.3601 0.3744 0.3682 0.3597 9 10 7 7 6 6 6
Ровненская 0,2916 0,2947 0,2850 0,3069 0,3041 0,3166 0,2993 18 17 20 20 21 18 18
Сумская 0.2784 0.2613 0.2623 0.2765 0.2816 0.2743 0.2761 24 27 27 27 26 27 6
Тернопольская 0,2654 0,2636 0,2629 0,2985 0,3046 0,3059 0,2789 27 26 26 22 20 20 24
Харьковская 0,3730 0,3432 0,3360 0,3497 0,3719 0,3484 0,3524 5 9 9 10 7 10 8
Херсонская 0,2760 0,2785 0,2648 0,2939 0,2952 0,2878 0,2765 25 23 25 23 23 24 25
Хмельницкая 0,2830 0,2792 0,2814 0,3080 0,3233 0,3060 0,2908 23 22 21 19 17 19 21
Черкасская 0,3111 0,3019 0,2988 0,3311 0,3456 0,3393 0,3180 13 15 15 13 12 13 14
Черновицкая 0,2851 0,2902 0,2970 0,3328 0,3578 0,3442 0,3438 21 19 16 12 10 12 10
Черниговская 0.2858 0.2728 0.2762 0.2840 0.2931 0.2791 0.2735 20 24 22 25 24 26 27
г.Киев 0,8799 0,7710 0,7822 0,7461 0,8175 0,7912 0,7816 1 1 1 1 1 1 1
г.Севастополь 0,3092 0,3618 0,4019 0,3942 0,3595 0,3753 0,3536 14 7 2 4 9 5 7
На протяжении последних лет наблюдалась отрицательная тенденция замедления темпов роста поступлений налога на доходы физических лиц (несмотря на рост его фактических значений), что привело к сокращению удельного веса налоговых поступлений в доходах местных бюджетов депрессивных областей.
Мобилизация в бюджеты депрессивных областей налога на доходы физических лиц зависит от роста объема фонда оплаты труда. На это влияет ряд факторов: размер минимальной заработной платы, возобновление междолжностных соотношений в оплате труда работников бюджетной сферы, перечень налогооблагаемых доходов, привлечение к налогообложению «теневых» потоков оплаты труда, погашение задолженности по оплате труда, увеличение размера среднемесячной заработной платы в производственной сфере, расширение производства на больших предприятиях, привлечение инвестиций.
Результаты анализа поступления межбюджетных трансфертов свидетельствуют, что удельный вес последних в доходах местных бюджетов депрессивных областей на протяжении 2006-2012 гг. динамично рос (табл. 2).
При этом показано, что значительный удельный вес трансфертов в доходах местных бюджетов практически ведет к потере взаимосвязи между объемом налогов, которые собираются на территории депрессивных областей, и расходами местных бюджетов. Именно поэтому местные органы власти депрессивных регионов не имеют стимулов для расширения собственной налоговой базы и, соответственно, для создания благоприятных условий развития территориальных хозяйственных комплексов.
Исследование динамики уровня самофинансирования каждого из депрессивных регионов позволило установить, что самый низкий показатель был в Закарпатской области (44%) начиная, с 2008 г., в Тернопольской и Черновицкой областях в 2012 г., уровень самофинансирования показывает недостаточную финансовую обеспеченность депрессивных областей относительно решения проблем их развития, которые в условиях ограниченности государственных средств приводят к снижению экономической активности и углублению дифференциации территориального развития, усилению диспропорции, обострению социальных проблем, снижению жизненного уровня населения. Предоставляя финансовую помощь депрессивным территориям, целесообразно исходить из приоритетов стабилизации и ускорения общеэкономического роста и необходимости сближения межрегиональных отличий.
На протяжении 2006-2012 гг. большинство программ развития депрессивных территорий при отсутствии финансовых ресурсов в объеме, достаточном для их полноценной разработки и реализации, мало способствовали преодолению депрессивности этих территорий. Основной причиной недостаточности финансовых ресурсов является традиционное финансирование региональных программ за счет средств государственного и местных бюджетов.
Колебание удельного веса государственных ассигнований варьирует от 50 до 70%, средств местных бюджетов - соответственно от 15 до 20%. Для привлечения дополнительных источников финансовых ресурсов (средств предприятий и населения, иностранных инвестиций, кредитов банков) целе-
сообразным является дополнение программно-целевого метода при финансировании развития депрессивных территорий внедрением специальных экономических зон, территорий приоритетного развития со специальным режимом инвестирования. Это будет содействовать реализации целевых программ развития депрессивных территорий, которые являются основой и условием государственной селективной политики выравнивания развития проблемных регионов.
Таблица 2. Показатели официальных трансфертов депрессивных областей Украины
в 2006-2012 гг.
Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Закарпатская область Официальные трансферты Фактическое значение, млн грн. 792 1226 1605 2147 2456,6 3085,9 3516,0
Удельный вес в доходах местного бюджета, % 3 7,2 5,3 5,5 2,2 3 74,5
Темп роста, % к предыдущему году 37,7 54,8 30,9 33,8 14 25,6 113,9
Тернопольская область Официальные трансферты Фактическое значение, млн. грн. 31,4 056,9 410,0 907,9 055,7 535,7 2921,7
Удельный вес в доходах местного бюджета, % 8,4 1,8 9,7 0,0 4,2 2,2 73,1
Темп роста, % к предыдущему году 48,6 44,5 33,4 35,3 07,7 23,3 115,2
Черновицкая область Официальные трансферты Фактическое значение, млн грн. 0,3 0,135 248,4 290,2 707,9 133,1 2426,2
Удельный вес в доходах местного бюджета, % 62,5 66,2 61,4 72,5 66,4 69,3 69,7
Темп роста, % к предыдущему году 160,3 160,8 123,2 183,4 74,6 124,9 113,7
* Источник: данные Министерства финансов Украины.
В условиях финансово-экономического кризиса целесообразной является разработка финансовой стратегии преодоления депрессивности территорий, мероприятий государственного стимулирования их развития.
Разработка финансовой стратегии преодоления депрессивности территорий дает возможность обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами депрессивного региона на долгосрочную перспективу соответственно целям его социально-экономического развития.
Целевой функцией стратегии должен быть рост уровня финансового обеспечения развития депрессивных территорий с целью преодоления региональной дезинтеграции, повышение уровня жизни населения и социализация экономических отношений. Достижение данной стратегической цели на уровне депрессивных территорий становится возможным при следующих условиях. Речь идет об активизации финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, совершенствовании межбюджетных отношений, привлечении инвестиций в приоритетные отрасли экономик, росте кредитного портфеля банковских учреждений, наращивании доходов населения, увеличении оборотных средств субъектов хозяйствования, улучшении финансирования развития агропромышленного комплекса. Последнее может быть достигнуто путем: внедрения практики микрокредитования предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования, упрощения процедуры возврата объекта лизинга, страхования инвестиционных рисков; целевого финансирования в форме дотаций на инвестиционные цели, социальные выплаты, развитие малого предпринимательства; определения уровня нужд депрессивного региона в инвестициях, приоритетов инвестирования в критических структурообразующих отраслях экономики; кредитования отдельных предприятий, потребительского кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса; индексации доходов в зависимости от уровня инфляции, ипотечного кредитования; целевых кредитов под бизнес-планы; субсидирования расходов по уплате процентов по кредитам, привлечения финансового лизинга, нефинансовых инвестиций.
Мы определили приоритетные направления государственного финансового стимулирования развития депрессивных территорий, прежде всего это: применение программно-целевого метода при формировании местных бюджетов; преодоление дифференциации налогоплатежности; укрепление финансовой базы предпринимательских структур; наращивание ресурсного потенциала банковской системы депрессивных территорий; обеспечение предусловий для улучшения общего инвестиционного климата; привлечение отечественных и иностранных инвестиций; санация депрессивных территорий на основе: установления налоговых льгот на доходы от капитала (процентные доходы на сбережения в банках, дивиденды по ценным бумагам) для увеличения ресурсного потенциала банковских учреждений в депрессивных регионах; внедрение программно-целевого метода при форматировании местных бюджетов депрессивных территорий СЭЗ и ТПР, а также сети инвестиционных фондов для привлечения дополнительного объема инвестиций; закрепление за местными бюджетами депрессивных территорий 20% налога на прибыль и 25% НДС, которые стягиваются в их рамках, а также администрирование налога на недвижимость с прогрессивной ставкой в диапазоне
от 1 до 3% рыночной стоимости недвижимости для преодоления дифференциации налогоспособности; освобождение от налогообложения какими-либо налогами грантов, полученных субъектами предпринимательской деятельности, предоставление предпринимательским структурам кредитов в виде от-строчки налоговых платежей в части расходов прибыли на инновационные исследования для укрепления финансовой базы субъектов хозяйствования в депрессивных регионах. При этом сложность реализации приоритетных задач относительно финансового стимулирования развития депрессивных территорий связана с тем, что его осуществление происходит в условиях структурной перестройки экономики на базе рыночных отношений, отсутствия необходимого объема финансовых ресурсов, несовершенства нормативно-правового обеспечения, незавершенности развития системы регионального управления.
Выводы. Депрессивная территория, как территория с самим низким среди дотационных регионов уровнем социально-экономического развития, ха-рактеризируется рядом признаков, свойственных именно этому типу территориальных образований, прежде всего диспропорцией развития, отсутствием развитого производства, наличием проблем кризисного характера, низким уровнем бюджетного финансирования, отсутствием действенных стимулов на уровне государства для активации их развития. Для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития депрессивных территорий направляются не все финансовые ресурсы, сформированные в их рамках, а только та их часть, которая остается после перечисления налогов в государственный бюджет, перечисления единого социального взноса.
Мониторинг источников финансовых ресурсов на преодоление депрес-сивности территорий засвидетельствовал, что уровень их самофинансирования является незначительным (меньше чем 60%), что указывает на снижение экономической активности этих территорий и обострение имеющихся в них социальных проблем. При любой государственной поддержке депрессивных регионов целесообразной является ориентация на финансовую самостоятельность хозяйствующих субъектов в решении их внутренних социально-экономических проблем.
Важной является разработка стратегии преодоления депрессивности территорий с целью преодоления региональной дезинтеграции, повышения уровня жизни населения и социализации экономических отношений путем активизации финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, роста доходов населения, увеличения оборотных средств субъектов хозяйствования, усовершенствования межбюджетных отношений, привлечение инвестиций в приоритетные отрасли экономики, улучшения финансирования развития агропромышленного комплекса, роста кредитного портфеля банковских учреждений.
Литература
1. Оценка эффективности использования бюджетных средств в части расходов на оказание бюджетных услуг / Е.В. Берездивина [и др.]. М.: ГУВШЭ, 2004. 83 с.
2. 3odi Р.Ю. Розробка та впровадження програмно-цшьового методу складання бюджету / Р.Ю. Зодi [Електроний ресурс]. Режим доступа: http: [www.sefr.kiev.ua]
3. Бланкарт Ш. Державш фшанси в умовах демократ»: Вступ до фшансово! науки: пер. з шм.; за ред. В.М. Федосова. К.: Либщь, 2000. С. 460.
4. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора: пер. с англ. М.:МГУ, 1997. 641 с.
5. ФайзуллаевЕ.Ш. Среднесрочное бюджетное планирование / Е.Ш. Фарзуллаев, И.А. Ази-зова. Ташкент, 2010. 148 с.
6. Богданович В. Формалiзацiя стратепчного планування у сферi державного управлшня / В. Богданович, А. Семенченко // Економжа Украши. 2007. № 2. С. 13-26.
7. Державна служба статистики Украши [Електроний ресурс]. Режим доступа: URL http:// www.ukrstat.gov.ua
8. Аганбегян А.Г. О новой роли банков в финансировании послекризисного социально-экономического развития России (субъективные заметки) / А.Г. Аганбегян // Деньги и кредит. 2011. № 1. С. 27-36.
9. Шмельнов А.В. Мониторинг социально-экономического развития территории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.socioegearch.ru/ent) publications / fildr SciencePubli-cations / entSAV_Monitoring
10. Horvath T.M. Decentralization: experiments and Reform. OSI/LZI. Budapest, 2000. P. 86-88.
11. Премчанд А. Управление государственными расходами. Вашингтон: МВФ, 1994.
12. Лушин О. Бюджетная реформа // Экономист. 2005. № 2. С. 38-45.
13. Круп'як 1.Й. Проблеми фшансового забезпечення розвитку депресивних територш в умовах трансформаци економiчних процеав / 1.Й. Круп'як, С.1. Юрш // Регюнальш аспекти розвитку i розмщення продуктивних сил Украши. 2008. Вип. 13. С. 5-11.
14. Круп'як 1.Й. Концептуальш шдходи до визначення депресивних територш та оцшки фшансового забезпечення 1х розвитку // Наука молода. 2009. № 11. С. 13-17.
T.M. Bogolib
Department of Finance, Money Turnover and Credit, Hryhoriy Skovoroda State Pedagogical University of Pereyaslav-Khmelnytsky, Ukraine
FINANCIAL PROVISION FOR DEVELOPMENT OF DEPRESSED TERRITORIES
Keywords: Financial provision; Depressed territories; Development of territories; Financial resources.
Local budgets; Program and targeted financing
In this paper the essence and value of depressed territories development are identified in the context of economic activity of the state. The author reveals the content of financial provision for overcoming territories' depressed state.
Practice of financial provision for depressed territories is studied. The key sources of financial provision for territories to overcome their depressed state have been monitored; their influence on the degree of self-financing of these territories has been evaluated.
Distinguishing features of the program and targeted financing of depressed territories development are determined and claimed to act a tool for direct influence on market economy of any territory.
The author proposes the critical measures for the state stimulation of depressed territories development for the purpose of improving their financial base and enlarging the scope of opportunities. Need for development of a financial strategy for overcoming territories' depressed state is substantiated as it should ensure more effective management of a depressed territory's financial resources in the long term and in compliance with the goals of social and economic development.
References
1. Berezdivina E.V., Eliseyenko V.F., Zhulin A.B., Sivasheva N.M. Otsenka effektivnosti is-pol'zovaniya byudzhetnykh sredstv v chasti raskhodov na okazaniye byudzhetnykh uslug. Moscow, HSE publ., 2004. 83 p.
2. Zodi R.Y. Rozrobka ta vprovadzhennya programno-tsil'ovogo metodu skladannya byudzhetu. Available at: http://www.sefr.kiev.ua (accessed 10 October 2015). (In Ukrainian).
3. Blankart Sh. Derzhavnifinansi v umovakh demokratii: Vstup do finansovoinauki . Kiev, Libid' Publ., 2000. 460 p. (In Ukrainian).
4. Stiglits Dzh. Ekonomikagosudarstvennogo sektora. Moscow, MSU Publ., 1997. 641 p.
5. Fayzullayev E.Sh., Azizova I.A. Srednesrochnoye byudzhetnoyeplanirovaniye.Tashkent, 2010. 148 p.
T.M. Eогоnи6
6. Bogdanovich V., Semenchenko A. Formalizatsiya strategichnogo planuvannya u sferi derz-havnogo upravlinnya. Ekonomika Ukraïni, 2007, no. 2, pp. 13-26.
7. Derzhavna sluzhba statistiki Ukraïni. Available at: http://www.ukrstat.gov.ua (accessed 10 October 2015). (In Ukrainian).
8. Aganbegyan A.G. O novoy roli bankov v finansirovanii poslekrizisnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii (sub"yektivnyye zametki). Den'gi i kredit, 2011, no.1, pp. 27-36.
9. Shmel'ov A.V. Monitoring sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii. Available at: http:Zwww.socioegearch.ru/ent (accessed 10 October 2015).
10. Horvath T.M. Decentralization: experiments and Reform. Budapest, 2000.
11. Premchand A. Upravleniye gosudarstvennymi raskhodami. Washington, IMF Publ., 1994.
73 p.
12. Lushin O. Byudzhetnaya reforma. Ekonomist, 2005, no.2, pp. 38-45.
13. Krup'yak I.Y., Yuriy S.I. Problemi finansovogo zabezpechennya rozvitku depresivnikh teri-toriy v umovakh transformatsiï ekonomichnikh protsesiv. Regional'ni aspekti rozvitku i rozmishchen-nyaproduktivnikh sil Ukraïni, 2008, issue 13, pp. 5-11.
14. Krup'yak I.Y. Kontseptual'ni pidkhodi do viznachennya depresivnikh teritoriy ta otsinki finansovogo zabezpechennya ïkh rozvitku. Nauka moloda, 2009, no. 11, pp. 13-17.
For referencing:
Bogolib T.M. Finansovoye obespecheniye razvitiya depressivnykh territoriy [Financial provision for development of depressed territories]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2016, no. 3 (35), pp. 173-184.