Научная статья на тему 'Стратегические направления развития депрессивных сельских территорий в современных условиях'

Стратегические направления развития депрессивных сельских территорий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ ДЕПРЕССИВНОСТИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / RURAL TERRITORIES / PHENOMENON OF DEPRESSION / DIFFERENTIATION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / FACTORS OF DEPRESSION / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонов Алексей Григорьевич

В статье рассмотрены понятие и критерии отнесения территорий к депрессивным. На примере регионов Северо-Западного Федерального округа показаны направления и результативность государственной стратегии преодоления депрессивности сельских территорий. Даны рекомендации по совершенствованию механизма регулирования территориального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никонов Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic development directions of the depressed rural territories under contemporary conditions

The article discusses the concept and criteria for territories to rate them as depressed. Directions and efficiency of the State strategy of overcoming of depression in rural territories are shown on the example of the North-West Federal District regions. Recommendations on improvement of the regulatory mechanism of territorial development are given.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития депрессивных сельских территорий в современных условиях»

стоятельно; 3) низкая плотность населения. Сложившаяся ситуация подрывает товарную ориентированность и соответственно масштабы деятельности ЛПХ.

Заключение. Проведенный анализ позволил выявить следующие особенности функционирования подсобных хозяйств в разрезе исследуемых зон:

- территория Центральной зоны характеризуется высокой занятостью населения, концентрацией сельскохозяйственного производства в коллективном секторе, что стало причиной низких показателей вовлечения населения в процесс ведения ЛПХ, в структуре которых преобладают хозяйства потребительского типа, ориентированные на удовлетворение потребностей семьи в продуктах питания;

- на территории Южной зоны преобладают товарные подсобные хозяйства, характеризующиеся большими масштабами осуществляемой деятельности, что связано с высоким уровнем безработицы и развитой системой сбыта продукции;

- ЛПХ Северной зоны занимают промежуточное значение по показателям размеров земельных участков и голов скота, со-

держащихся в частных подворьях. Своеобразие природно-климатических условий районов севера области определило низкую плотность населения, отдаленность районов с неразвитой логистической системой, что затрудняет процесс сбыта продукции и товарную ориентацию ЛПХ.

Список литературы

1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Кировской области. Т.5: Источники средств к существованию. Книга 1. Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2012. С. 6-10.

2. Леса Кировской области / Под ред. А.И. Видякина, Т.Я. Ашихминой, С.Д. Новосёлова. Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2008. 400 с.

3. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе // Экономист. 2007. № 10. С. 28.

4. Хухрин А. Стратегия управления развитием ЛПХ и повышения его доходности // АПК: экономика, управление. 2008. № 1. С. 24.

5. Шмелев Г.И. Производство сельскохозяйственных продуктов населением России. М.: Academia, 2002. 288 c.

Features of functioning of personal part-time farms in a cut of agro-climatic zones of the Kirov region Fufacheva L., Sapozhnikova E.

Characteristics of functioning of personal part-time farms in a cut of agro-climatic zones of Kirov area are considered in the article. On the basis of the carried out research the factors influencing on level of commodity production in personal part-time farms are revealed.

Key words: personal part-time farm, Northern zone, Central zone, Southern zone, marketability of manufacture

УДК 65.050.2

Стратегические направления развития депрессивных сельских территорий в современных условиях

Алексей Григорьевич Никонов, мл. научный сотрудник

ГНУ Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: galekos@yandex.ru

В статье рассмотрены понятие и критерии отнесения территорий к депрессивным. На примере регионов Северо-Западного Федерального округа показаны направления и результативность государственной стратегии преодоления депрессивности сельских территорий. Даны рекомендации по совершенствованию механизма регулирования территориального развития.

Ключевые слова: сельские территории, явления депрессивности, дифференциация социально-экономического развития, факторы депрессивности, стратегия развития

Одной из стратегических целей любого государства является создание необходимых условий для устойчивого развития села, когда происходит увеличение объемов про-

изводимой сельскохозяйственной продукции, повышается уровень конкурентоспособности отраслей, достигается полная занятость экономически активного населения,

рост уровня и качества его жизни. Между тем, в нашей стране еще с дореформенного периода проблемы устойчивого сельского развития носят постоянный характер. Поэтому является очень актуальным анализ эффективности мер государственной политики в преодолении сложившегося характера депрессивности сельских территорий, что позволит смягчить ее уровень и не допустить масштабов расширения в территориальном разрезе.

Цель исследований - рассмотреть стратегические основы современной государственной политики в развитии сельских территорий и ее влияние на изменение социально-экономической ситуации в деревне.

Задачи, определить сущность явления «депрессивные территории», индикаторы, критерии и факторы депрессивности, на примере регионов северо-запада страны проанализировать направления и эффективность комплекса государственных мер по развитию села, способствующих преодолению отсталости в территориальном развитии.

Результаты и их обсуждение. Из-за объективного характера неравномерности в территориальном развитии в научной литературе при типологии регионов выделяют группу проблемных регионов, которые, в свою очередь, подразделяются на отсталые (слаборазвитые), депрессивные и кризисные. Проблемам депрессивных территорий посвящено большое количество публикаций и нормативно-правовых документов, в которых главным признаком этих районов является отставание от других по важнейшим социально-экономическим показателям, включая темпы развития [1, 2, 3, 4, 5, 6]. По мнению А.Г. Гранберга, депрессивные территории - это те, что в прошлом имели достаточно высокий уровень производственно-технического потенциала и квалификации кадров, но эти свои экономические преимущества потеряли [1]. В.Н. Лексин и А.Н. Швецов к депрессивным территориям относят такие, в которых темпы и масштабы снижения объемов производства, уровня жизни выше по сравнению, как с общероссийскими, так и со средними по схожим территориям, в связи с чем у них не имеется условий для самостоятельного развития [2].

В принятой в апреле 1995 года Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997

годы» к депрессивным отнесены «территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризующиеся устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, растущей безработицей» [3]. В Постановлении Правительства РФ №1112 от 19 сентября 1998 года «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов» признаком депрессивно-сти считалось превышение социально значимых расходов в бюджете региона над доходами, с учетом получаемой финансовой помощи из федерального бюджета.

В нашей стране еще в 1995 г. был разработан «Проект Программы развития депрессивных и отсталых районов Российской Федерации». Основными принципами поддержки таких территорий являются. адресность, обоснованность выбора объекта финансовой помощи, целевой характер трансфертов, контроль использования выделенных средств. Поэтому важным является отбор показателей и индикаторов, позволяющих провести сравнительную характеристику территорий и выявление тех, где наблюдается депрессия в развитии.

Распространенными являются следующие индикаторы. демографические (темпы сокращения численности населения, его миграционный отток, снижение продолжительности жизни); социальные (рост безработицы, снижение доходов населения, рост численности семей с доходами ниже прожиточного минимума); производственные (сокращение объема валового регионального продукта на душу населения, спад производства в основных отраслях); экономические (рост числа убыточных хозяйствующих субъектов, увеличение размера их кредиторской задолженности, снижение объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения); финансовые (сокращение доли собственных доходов в местных бюджетах и их объемов в расчете на душу населения, снижение налоговой базы [6].

Критерием депрессивности территорий выступают. наихудшие средние показатели за последние 5 лет в исследуемой совокупности регионов; отклонения значений индикаторов в 1,5, 2 или 3 и более раз за последние 5-12 лет от средних показателей.

Большие площади сельских территорий, безусловно, подпадают под определение

депрессивных. Причем, опираясь на подход А.Г. Гранберга, среди них можно выделить, во-первых, те, где кризисные явления были еще в период плановой экономики, и при переходе к рынку они обострились. Во-вторых, возник тип депрессивных сельских территорий, которые приобрели эти признаки уже в ходе реформ. Совокупность этих факторов привела к такому явлению как общая кризис-ность в развитии села и нарастание ее масштабов в разрезе регионов.

В последние годы в нашей стране сформирована комплексная система государственных мер по возрождению села и созданию предпосылок для его устойчивого развития в ходе реализации: Государственной программы развития сельского хозяйства на 20082012 годы, Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года, Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Также утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, разработана новая Федеральная целевая программа устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года с объемом финансирования из федерального бюджета в размере 90,4 млрд. руб., за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ - 134,5 млрд. руб., из внебюджетных источников - 74,3 млрд.руб.

На основе таких стратегических направлений, как: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие социальной и инженерной инфраструктуры; поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений; улучшение условий ведения сельскохозяйственного производства и альтернативных видов занятости, а также других мер создаются предпосылки для преодоления депрессивного характера развития сельской экономики и смягчения существующей межрегиональной дифференциации. Так, например, за счет средств федерального бюджета на эти цели в стране в 2012 году было выделено свыше 10 млрд. руб., из них на улучшение жилищных условий сельских граждан, включая молодые семьи и молодых специалистов, - 61%. Общий объем финансирования мероприятий по социальному развитию села за 2008-2012 гг. составил 188 млрд. руб.,

в том числе из федерального бюджета 42 млрд. руб., региональных и местных бюджетов - 71 млрд. руб. Указанные расходы позволили снизить численность сельских безработных в 2012 г. на 213 тыс. чел. и долю населения с доходами ниже прожиточного уровня - с 19,8 до 18,7%, повысить уровень газификации на селе с 40,8 до 55,2%. Естественная убыль населения сократилась за этот год на 103 тыс. чел., а количество регионов с естественной убылью жителей уменьшилось с 59 до 54.

Между тем, как показал анализ, несмотря на большую эффективность выделенных средств в сфере модернизации сельскохозяйственного производства, развития социальной инфраструктуры, адекватного результата в преодолении депрессивности проблемных сельских территорий не наблюдается. Основным стратегическим подходом к преодолению территориальной дифференциации остается принцип развития «точек» роста, когда более экономически сильные регионы получают большую часть государственной помощи, поскольку требуется обязательное софинансирование мероприятий из местных бюджетов. Однако данный принцип не позволяет кардинально решить проблему депрессивных территорий, которые нуждаются в других принципах поддержки. Поэтому, как видно из приведенной таблицы на примере северо-запада, масштабы межрегиональной неравномерности в развитии сельских территорий нарастают.

Исследования показали, что аналогичная ситуация наблюдается и по показателю размера доходов сельских поселений в расчете на 1 жителя села. Например, по данным Росстата, в 2011 году для экономики сельских поселений в Северо-Западном Федеральном округе (СЗФО) были характерны дефицитность местных бюджетов, низкий удельный вес доходов и расходов в их общем объеме, значительная дифференциация этих показателей по регионам округа. Следует отметить, что удельный вес доходов (расходов) сельских поселений в доходах местных бюджетов и в целом по стране очень низкий: 5,1% (5,0%). Однако в условиях СЗФО в ряде регионов он еще ниже: от 1,6% (1,3%) в Мурманской области до 4,4% в Калининградской области.

Также незначителен размер доходов (расходов) сельских поселений в расчете на 1 жителя в год в целом по РФ -3,6 тыс. руб. (3,7 тыс. руб.) или 300-308 руб. на 1 чел. в месяц. При этом в Псковской области данный показатель не превышает 1,8 тыс. руб. в год, что меньше общероссийского его уровня в 2 раза, по сравнению с Вологодской областью - в 2,4 раза, Новгородской - в 3,6 раза. Имеющийся недостаток средств местных бюджетов на развитие территорий не компенсируется даже значительными объемами федеральных вложений. Не случайно Псковская область входит в пятерку регионов, где не выполнены запланированные по Программе объемы сельского строительства, здесь низкий уровень инвестиций в основной капитал и других качественных показателей роста экономики.

В целом, несмотря на реализацию программных мероприятий, главная сфера занятости жителей - сельское хозяйство не достигло необходимого уровня конкурентоспособности. в 2012 г. было убыточным (без субсидий) производство продукции растениеводства в 12 регионах страны, животноводства - в 20. По прогнозу ученых Россельхозакадемии, к 2015 году рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий составит всего 6,8%, а без учета субсидий - ожидается убыточность, равная 2,6%. В СЗФО есть муниципальные районы, где осталось лишь по одной или несколько конкурентоспособных

сельскохозяйственных организаций, сохраняется высокий уровень сельской безработицы, но более 60% выделяемых государственных средств на поддержку АПК идет банкам на компенсацию процентных ставок по кредитам. Следовательно, неотложной задачей органов федерального и регионального уровней является проведение типологии сельских территорий по комплексу рассмотренных выше показателей, чтобы для регионов с особо критической ситуацией разработать специальные программы выхода из экономической депрессии. Для этого в первую очередь нужно создать условия для возрождения сельскохозяйственного производства и других видов деятельности.

Выводы. Осуществляемый в последние годы комплекс государственных мер по повышению привлекательности сельского образа жизни, стимулированию доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитам банков, расширения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, пополнению местных бюджетов не устраняет причин депрессивности на селе. Современная стратегия вывода сельской местности страны на путь устойчивого развития должна дополняться реализацией специальных отдельных программ поддержки территорий, где явления депрессивности имеют критический характер и не сформированы

предпосылки для достижения поставленных целей с помощью мер Государственных программ. Также в целях управления их эффективной реализацией необходим постоянный мониторинг достигнутых результатов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Список литературы

1. Гранберг А.Г.Основы региональной экономики. ВШЭ, 2003. 418 с.

2. Лексин В., Швецов А. Депрессивные территории: прежние проблемы и новые варианты их решения // Российский экономический журнал. 2001. №9. С. 35-63.

3. Постановление Правительства РФ №439 от 28.04.95 «О программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах».

4. Костяев А.И. Методические рекомендации по исследованию территориальной дифференциации сельскохозяйственного производства. СПб-Пушкин: СЗНИЭСХ, 2005. 38 с.

5. Костяев А.И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: вопросы методологии и теории. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 240 с.

6. Костяев А.И., Юрченко Т.В., Котляров О.М., Никонов А.Г. Методология исследования проблем депрессивности территорий муниципальных районов. СПб-Пушкин: Изд-во ГНУ СЗНИЭСХ Россельхозакадемии, 2011. 75 с.

Strategic development directions of the depressed rural territories under contemporary conditions

Nikonov A.

The article discusses the concept and criteria for territories to rate them as depressed. Directions and efficiency of the State strategy of overcoming of depression in rural territories are shown on the example of the North-West Federal District regions. Recommendations on improvement of the regulatory mechanism of territorial development are given.

Key words: rural territories, phenomenon of depression, differentiation of socio-economic development, factors of depression, development strategy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.