Научная статья на тему 'Проблемные регионы и государственная региональная политика в Украине'

Проблемные регионы и государственная региональная политика в Украине Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1228
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕПРЕССИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ / НАУЧНАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / REGIONS OF CONCERN / LEGISLATION / STATE REGULATION / DEPRESSED TERRITORIES / IDENTIFICATION CRITERIA / SCIENTIFIC SUPPORT / AGRARIAN CLUSTERS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванов Юрий Борисович, Олейник Алла Дмитриевна

Рассматриваются основные направления государственной региональной политики в Украине по стимулированию развития регионов и преодолению депрессивности территорий. Показаны роль и значение науки в решении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONS OF CONCERN AND STATE REGIONAL POLICY IN UKRAINE

The article presents key directions of Ukraine's state regional policy on stimulating regions' development and overcoming depressiveness of territories. The authors show the role and importance of science in these problems solving.

Текст научной работы на тему «Проблемные регионы и государственная региональная политика в Украине»

УДК 332.14(477) Ю. Б. ИВАНОВ

ББК 65.049(4Укр) доктор экономических наук, профессор,

Харьковский национальный экономический университет

А. Д. ОЛЕЙНИК

Национальная академия наук Украины

ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УКРАИНЕ

Рассматриваются основные направления государственной региональной политики в Украине по стимулированию развития регионов и преодолению де-прессивности территорий. Показаны роль и значение науки в решении данной проблемы.

Ключевые слова: проблемные регионы; региональная политика; законодательство; государственное регулирование; депрессивные территории; критерии идентификации; научная поддержка; агропромышленные кластеры.

YU. B. IVANOV

Doctor of Economics, Professor, Kharkiv National University of Economics

A. D. OLEINIK

The National Academy of Sciences of Ukraine

REGIONS OF CONCERN AND STATE REGIONAL POLICY IN UKRAINE

The article presents key directions of Ukraine's state regional policy on stimulating regions' development and overcoming depressiveness of territories. The authors show the role and importance of science in these problems solving.

Keywords: regions of concern; legislation; state regulation; depressed territories; identification criteria; scientific support; agrarian clusters.

В каждой стране мира есть самодостаточные, экономически сильные, а есть проблемные регионы. По отношению к проблемным регионам и территориям в научной литературе и в законодательстве многих, прежде всего европейских, стран используются такие понятия, как отсталые (слаборазвитые), структурно слабые, кризисные, неблагополучные, депрессивные и др.

Проблемный регион рассматривается как административная территория, которая не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические или экологические проблемы и поэтому требует поддержки со стороны государства. Такое понимание про-блемности региона является общепринятым в региональной политике многих стран.

В типологии проблемных регионов стран — членов Евросоюза выделяются сла-

боразвитые и структурно слабые регионы территории (рис. 1) [7; 13; 14].

Основными признаками отсталых (слаборазвитых) регионов среди проблемных являются низкая интенсивность хозяйственной деятельности, низкий уровень диверсификации отраслевой структуры промышленности, значительное отставание от других регионов по уровню накопленного производственного потенциала, слабый научно-технический потенциал, относительно слабая инфраструктурная обеспеченность территорий (в том числе транспортная), недостаточно развитая социальная сфера.

Слаборазвитые регионы, как правило, имеют незначительные внутренние резервы экономического роста, а реализация имеющихся преимуществ требует крупномасштабной экономической помощи со стороны

© Ю. Б. Иванов, А. Д. Олейник, 2013

государства. По определению А. Новиковой, это территория с уровнем развития промышленного производства значительно ниже, чем в среднем по стране. К слаборазвитым регионам в Украине принадлежат Полесье, Подолье и Закарпатье [7].

Структурно слабые территории в типологии регионов Евросоюза являются, как правило, кризисными сельскохозяйственными районами. Структурно слабые территории характеризуются такими показателями, как уровень безработицы (выше среднего по Евросоюзу), уровень занятости населения, удельный вес населения, занятого в сельском хозяйстве и рыболовстве, который должен быть преобладающим, то есть, по крайней мере, вдвое выше [14]. Выявление проблемных регионов происходит по принципу сравнения принятых показателей со средними показателями по Евросоюзу.

К кризисным среди проблемных регионов относят территории, которые пострадали в результате естественных и техногенных катастроф, а также регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов. Характерными признаками кризисных регионов являются разрушение накопленного экономического потенциала, значительные размеры вынужденной миграции населения. В кризисных регионах глубина экономического кризиса может привести к катастрофическим социальным и политическим деформациям.

Наибольший интерес ученых-экономистов вызывают депрессивные регионы. Депрессивные регионы выделяются в типологиях регионов Российской Федерации, разработанных Министерством регионального развития РФ1, в исследованиях по анализу тенденций

развития регионов России в соответствии с проектом TACIS2, в работах В.Куперштоха,

В. Соколова, С. Суспицына, М. Ягольницера «Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов» [6]; В. Лексина и А. Швецова «Общероссийские реформы и территориальное развитие» [4]; М. Ляшев-ской «Проблемы выделения депрессивных районов России» [5]; А. Ткаченко «Критерии депрессивности регионов» [12]; В. Петросянц «Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации» [9]; С. Артоболевского «Государственное регулирование развития депрессивных районов в развитых странах (на примере Западной Европы)» [1].

По мнению А. Гранберга, С. Артоболевского, Г. Ковалевой и Э. Росселя, депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в целом по стране, показателях социальноэкономического развития, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым видам производства занимали ведущие позиции в стране [10]. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительный удельный вес промышленного производства в структуре хозяйства, развитую промышленную инф-

1 Новый подход к типологии регионов Российской Федерации / Министерство регионального развития РФ. — URL : http://www.minregion.ru/NewsItem. aspx?newsID =492.

2 Анализ тенденций развития регионов Рос-

сии в 1991 — 1996 гг. : проект ТАСИС (контракт BIS/96/369/056). — M. : Экспертный ин-т,

1997. — 123 с.

Рис. 1. Типологии проблемных регионов стран — членов Евросоюза

раструктуру, квалифицированную рабочую силу, развитую сеть внутрирегиональных и межрегиональных связей.

Согласно украинскому законодательству основными объектами государственной политики стимулирования динамического развития регионов являются, прежде всего, депрессивные территории.

В Украине основным Законом, который определяет правовые, экономические и организационные принципы государственной региональной политики по стимулированию развития регионов и преодолению депрес-сивности территорий, является Закон Украины «О стимулировании развития регионов» от 8 сентября 2005 г. № 2850-^.

Под стимулированием развития регионов в Законе подразумевается комплекс правовых, организационных, научных, финансовых и других мер, направленных на достижение устойчивого развития регионов на основе соединения экономических, социальных и экологических интересов на государственном и региональном уровнях, максимально эффективного использования потенциала регионов в интересах их жителей и государства в целом.

К депрессивным территориям относятся регионы или их часть (промышленные или сельские районы, города республиканского (Автономная Республика Крым) или областного значения или несколько районов), уровень развития которых по показателям, установленным в этом Законе, ниже/выше по сравнению с территориями соответствующего типа (рис. 2).

1 URL : http://zakon.rada.gov.ua.

Депрессивные территории

_____________!_______________.....

Депрессивные регионы

Депрессивные промышленные районы

Депрессивные сельские районы

| Депрессивные города 1 республиканского и ' областного значения

1 I

!____________________________________I

Рис. 2. Виды депрессивных территорий в соответствии с законодательством Украины

Промышленным идентифицируется район, в котором удельный вес занятых в промышленности превышает удельный вес занятых в сельском хозяйстве. Соответственно, сельским считается район, в котором превалирует численность занятых в сельском хозяйстве.

Если однозначное определение категории района невозможно, рассматриваются дополнительные показатели. Например, промышленными считаются районы, в которых объем реализованной промышленной продукции на душу населения составляет не менее 50 % среднего показателя по стране. Районы, которые не отвечают таким условиям, относятся к сельским.

Критерии определения депрессивных регионов, промышленных и сельских районов, городов республиканского и областного значения в Украине согласно Закону Украины «О стимулировании развития регионов» представлены на рис. 3.

Рис. 3. Критерии идентификации депрессивных территорий в Украине

В работах известных ученых России и Украины определены принципиальные признаки, которые отличают депрессивные регионы от других проблемных. Как уже подчеркивалось, депрессивными считаются чаще всего промышленные (старопромышленные) районы с достаточно высоким уровнем накопленного экономического потенциала, значительным удельным весом промышленного производства в структуре хозяйств, которые попали в глубокий и устойчивый экономический кризис [1; 4-6; 9; 10; 12]. В основе данного кризиса — падение спроса на основную продукцию или снижение ее конкурентоспособности, исчерпание минерально-сырьевых ресурсов и другие причины, что приводит к разрушению пропорциональности в воспроизводственном цикле «производство — потребление», которое и порождает предпосылки для возникновения

депрессивного состояния. Это относится и к развитым аграрно-промышленным районам со значительным удельным весом сельскохозяйственного производства в структуре ВВП страны.

На протяжении последних пяти лет (20062010) низкие показатели ВРП на душу населения (ниже среднего значения по стране почти в 2 раза) имели более 40 % регионов Украины. Самым низким данный показатель стабильно был в трех областях Украины: Черновицкой, Тернопольской и Закарпатской (табл.). Однако статус депрессивных данным регионам присвоен так и не был, государственные программы санации и поддержки не были разработаны.

Следует подчеркнуть, что депрессивными в Украине идентифицируются структурно слабые регионы, которые никогда не имели значительного экономического потенциала,

Показатели ВРП на душу населения по регионам Украины в 2006—2010 гг.

Административно-территориальные единицы ВРП на душу населения в фактических ценах, тыс. грн. Рейтинг региона

2006 2007 2008 2009 2010 2006 2007 2008 2009 2010

Автономная Республика Крым 8,1 10,6 13,9 13,9 16,5 15 13 14 14 13

Области

Винницкая 7,3 9,2 12,1 12,1 14,3 21 21 21 20 21

Волынская 7,4 9,7 12,3 11,8 13,9 20 18 19 21 22

Днепропетровская 15,2 20,9 30,9 27,7 34,7 3 2 2 2 2

Донецкая 15,7 20,2 26,0 23,1 29,0 2 3 3 3 4

Житомирская 6,6 8,5 11,5 11,4 14,6 24 23 24 24 19

Закарпатская 6,6 8,4 10,6 10,1 12,3 25 24 25 26 25

Запорожская 13,4 18,0 23,2 20,6 23,7 5 5 4 7 6

Ивано-Франковская 8,2 10,0 12,9 12,5 14,8 14 17 18 18 18

Киевская 10,9 15,0 20,6 21,8 26,1 7 7 7 5 5

Кировоградская 7,7 9,5 13,5 13,1 15,5 18 20 16 17 16

Луганская 10,1 13,6 18,3 16,6 19,8 9 9 9 11 11

Львовская 8,4 10,9 13,9 14,1 16,4 12 12 13 13 14

Николаевская 9,8 12,2 16,2 17,1 20,3 11 11 11 9 10

Одесская 10,4 13,8 19,6 20,3 22,5 8 8 8 8 8

Полтавская 14,3 18,5 22,5 22,3 29,7 4 4 5 4 3

Ровненская 7,7 9,7 12,2 11,7 13,8 17 19 20 23 23

Сумская 7,8 10,2 13,6 13,6 15,7 16 15 15 15 15

Тернопольская 5,8 7,5 9,7 10,2 11,7 26 26 27 25 26

Харьковская 11,3 15,6 21,3 21,2 23,6 6 6 6 6 7

Херсонская 6,7 8,1 11,9 12,2 14,3 23 25 22 19 20

Хмельницкая 7,0 9,1 11,9 11,8 13,6 22 22 23 22 24

Черкасская 8,2 10,3 14,6 14,4 17,3 13 14 12 12 12

Черновицкая 5,6 7,4 9,8 9,3 10,9 27 27 26 27 27

Черниговская 7,7 10,1 13,2 13,1 15,4 19 16 17 16 17

Города

Киев 35,2 49,8 61,6 61,1 70,4 1 1 1 1 1

Севастополь 10,1 13,0 16,6 17,0 20,5 10 10 10 10 9

Составлено по данным статистического ежегодника Украины за 2010 г. и официального сайта Государственного комитета статистики Украины.

удельный вес промышленного (сельскохозяйственного) производства в этих регионах не был существенно более высоким по сравнению со средним значением по стране.

По нашему мнению, нужно законодательно упорядочить не только понятийный аппарат в соответствии с общепринятой в научном сообществе трактовкой понятия «депрессивный регион», но и выделить среди структурно слабых регионов страны фоновые, предкризисные и кризисные регионы. Это имеет существенное значение в современных условиях финансово-экономического кризиса в стране. Другими словами, понятия депрессивный, структурно слабый и другие регионы необходимо рассматривать с точки зрения существования их разновидностей. Выделение разновидностей связано с дивергенцией, т. е. расхождением признаков в одной системной группе.

Возникновение таких разновидностей можно зафиксировать только на основании объективных индикаторов и основных признаков — показателей, которые характеризуют каждый из таких индикаторов. Характерными признаками «фоновых» структурно слабых регионов является снижение ВРП на душу населения, уровня занятости, постепенное падение уровня жизни населения; «предкризисных» — значительное падение ВРП на душу населения, а также объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличение количества убыточных предприятий и численности безработных, повышение уровня преступности; «кризисных» (самый низкий показатель ВРП на душу населения) — прекращение деятельности многих предприятий, высокий уровень безработицы, рост уровня преступности. Продолжительность идентификационного периода должна составлять не менее пяти лет.

С точки зрения предупреждения появления «фоновых», «предкризисных» и «кризисных» регионов необходимо обеспечить мониторинг типов регионального развития, которое может быть асимметрическим, гармоническим и нейтральным. Любой из этих типов регионального развития не может быть априори определен позитивным или негативным. Так, результатом асимметрического развития может быть улучшение определенного показателя в некоторых регионах и,

наоборот, — сближение региональных показателей во времени может сопровождаться их тотальным ухудшением во всех регионах, что присуще современным явлениям.

Асимметрическое развитие связано со взаимным отдалением региональных показателей друг от друга, все большими межрегиональными отличиями. Гармоническое развитие отвечает взаимному сближению региональных показателей, большей региональной однородности.

Фоновыми структурно слабыми регионами в Украине являются Ровненская, Волынская и Винницкая области, которые имеют низкие рейтинговые места по показателю ВРП на душу населения (21-23). К предкризисным регионам относятся Хмельницкая и Житомирская области, хотя последняя в 2010 г. по показателю ВРП на душу населения заняла 19 рейтинговое место. К кризисным, как уже отмечалось, — Черновицкая, Тернопольская и Закарпатская области. Их рейтинговые места в течение последних пяти лет по показателю ВРП на душу населения находятся в диапазоне 25-27 места среди 27 регионов Украины.

Условием эффективного регулирования развития регионов Украины является, по нашему мнению, необходимость законодательного закрепления типологии регионов и индикаторов (признаков) отнесения тех или иных проблемных территорий к слаборазвитым, кризисным и депрессивным с дальнейшей разработкой механизма их государственной поддержки и санации, установлением сроков и процедур контроля за использованием направленных в проблемные регионы государственных финансовых и других ресурсов.

Самыми структурно слабыми являются западные и северные области Украины, где наряду с традиционно низкими показателями промышленного развития значительные потери в последние годы наблюдались и в сельском хозяйстве, которое является главной сферой экономики этих регионов. Значительно лучше сложилась ситуация на востоке Украины и в столице [11].

Закономерно возникает вопрос: сколько регионов Украины одновременно могут быть признаны депрессивными, а также структурно слабыми? Ведь возможности государства не безграничные. Закон должен устанавливать эту границу, потому что статус депрес-

сивного или структурно слабого открывает региону путь к сравнительно легкой государственной помощи. Как свидетельствует мировая практика, многие из регионов стран Евросоюза, рассчитывая на помощь, добивались, например, статуса депрессивного. Исходя из этого, считаем целесообразным законодательное закрепление в Украине понятий «фоновые», «предкризисные» и «кризисные» структурно слабые регионы, потому что в современных условиях с учетом общего состояния отечественной экономики речь может идти о предоставлении такого статуса только кризисным регионам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В плоскости практического решения проблемы стимулирования развития проблемных регионов следует отметить, что «использование приоритетов развития науки, техники и технологий в качестве инструмента государственной политики предполагает рассмотрение при их обосновании также и вопросов выбора примерной траектории трансформации научной, производственной, образовательной и иных сфер в целях создания на территории наилучших условий для раскрытия положительных эффектов и своевременной компенсации негативных» [2].

Ученые Научно-исследовательского центра индустриальных проблем развития НАН Украины комплексно подошли к решению вопроса преодоления кризиса территорий, выбрав вектором их развития создание научно-производственных комплексов, которые станут каркасом экономики таких регионов [3; 8]. Для реформирования структурно слабых сельских территорий разработали проекты создания агропромышленных кластеров и строительства сельских поселений нового типа. На принципах кооперации индустриального и фермерских производств для пяти проблемных сельских районов (Изюмского, Первомайского, Красноградского, Змиевского и Чугуевского) Харьковской области, которая в целом не относится к проблемным регионам, подготовили проекты создания агропромышленных кластеров по производству свинины и продукции из нее, а также проекты территориальных расселений нового типа «Деревня будущего». Мощность агропромышленного кластера составляет 100 тыс. т свинины в год, что обеспечит потребности населения региона в мясе.

Ядро каждого агропромышленного кластера включает в себя целостный производственный комплекс, состоящий из растениеводческого производства, элеватора для хранения зерна, комбикормового завода, ветеринарно-генетической научной лаборатории, племенной фермы, репродуктивных и откормочных ферм, мясоперерабатывающего завода, транспортно-сбытовой сети.

Социальная инфраструктура — это жилые дома нового типа, детский сад-ясли, школа, фельдшерско-акушерский пункт, торговоразвлекательный и культурный центр, спортивно-оздоровительный комплекс и др.

Ядро одного агропромышленного кластера будет производить свыше 20 тыс. голов товарных свиней. Вокруг ядра каждого агропромышленного кластера в радиусе 30 км будет создано до 50 ферм-сателлитов по откорму свиней [3].

В разработанных проектах создания агропромышленных кластеров:

- обоснованы оптимальные значения состава и структуры производственно-экономических параметров, характеризующих возможности инновационного развития комплекса;

- определены основные направления формирования научной основы развития производственного комплекса;

- обоснованы приоритеты развития инфраструктуры;

- разработана схема организационноэкономического обеспечения инновационноинвестиционного развития агропромышленного комплекса;

- выполнена количественная оценка результативности проекта;

- определены задачи развития агропромышленного комплекса и основные цели развития научной базы производства, которые заключается в постоянном усовершенствовании и разработке новых высокотехнологических проектов для дальнейшего эффективного развития агрокомплекса; обосновании приоритетов дальнейшей модернизации производственной базы; оказании информационно-консультативных услуг в направлении развития аналогичных инновационных агрокомплексов в других регионах страны.

Основной проблемой реализации разработанных проектов по созданию таких комплексов является привлечение инвестиций.

Список использованной литературы

1. Артоболевский С. С. Государственное регулирование развития депрессивных районов в развитых странах (на примере Западной Европы) / С. С. Артоболевский // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт : сб. науч. тр. — Новосибирск : ЭКОР, 1996. — Вып. 3. — С. 232—244.

2. Голова И. М. Методические подходы к выбору приоритетных направлений развития науки и инноваций в регионе / И. М. Голова / / Вестник УГТУ-УПИ. Сер. Экономика и управление. — 2006. — № 7. — С. 78—85.

3. Кизим Н. А. Комплексное реформирование депрессивной сельской территории / Н. А. Кизим // Материалы международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие Украины и ее регионов: проблемы науки и практики». — Харьков : ИНЖЕК, 2012. — С. 17—21.

4. Лексин В. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Ст. 8. Депрессивные территории: прежние проблемы и новые варианты их решения / В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. — 2001. — № 2. — С. 35—63.

5. Ляшевская М. Н. Проблемы выделения депрессивных районов России / М. Н. Ляшевская // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. — 1994. — № 2. — С. 16—22.

6. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов / В. Л. Куперштох, В. М. Соколов, С. А. Суспицын, М. А. Ягольницер // Регион: экономика и социология. — 1996. — № 2. — С. 3—33.

7. Новикова А. М. Депресивні території : європейський досвід та проблеми України / А. М. Новикова // Стратегічна панорама. — 2000. — № 3—4. — С. 115.

8. Основы устойчивого развития Харьковской области до 2020 года / М. М. Добкин, С. Н. Чернов, Г. А. Кернес [и др.]. — Харьков : ИНЖЭК, 2010. — 528 с.

9. Петросянц В. З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации / В. З. Петросянц. — М. : Наука, 2005. — 189 с.

10. Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира / А. Гранберг, С. Артоболь-ский, Г. Ковалева, Э. Россель // Региональное развитие и сотрудничество. — 1998. — № 1/2. — С. 4—23.

11. Сторонянська I. З. Регіони України: пошук моделі конвергентного розвитку / I. З. Сторонянська // Інститут регіональних досліджень НАН України. — Львів : Арал, 2008. — 144 с.

12. Ткаченко А. А. Критерии депрессивности регионов / А. А. Ткаченко // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. — 1996. — № 4. — С. 66—71.

13. Fingleton B. Regional economic growth and convergence: insights from a spatial econometric // Anselm L., Florax R. and Rey S. (ed.) Advances іп Spatial Econometrics — Springer, Вєгііп, 2004.

14. Heidenreich M. The changing system of European cities and regions. — URL : http://www.fortunedtv. eom/victorian/hornton/l 17/regionew.htm.

References

1. Artobolevskiy S. S. State regulation of depressed regions' development in developed countries (by the example of Western Europe). Federalizm i regionalnaya politika: problem Rossii i zarubezhnyy opyt [Federalism and regional policy: problems of Russia and foreign experience]. Novosibirsk, EKOR Publ., 1996. Iss. 3, pp. 232—244 (in Russian).

2. Golova I. M. Methodical approaches to choosing priority development areas of science and innovations in the region. Vestnik UGTU-UPI. Seriya. Ekonomika i upravlenie — The Bulletin of UGTU-UPI. Ser. Economy and Management, 2006, no. 7, pp. 78—85 (in Russian).

3. Kizim N. A. Integrated reforming of a depressed rural area. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Ukrainy i eie regionov: problemynauki i praktiki» [Proceedings of the International Research and Practice Conference «Socioeconomic Development of Ukraine and Its Regions: Issues of Science and Practice»]. Kharkiv, INZhEKPubl., 2012. Pp. 17—21(in Russian).

4. Leksin V., Shvetsov A. All-Russia reforms and territorial development. Art. 8. Depressed territories: previous problems and new alternatives to solve them. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal — Russian Economic Journal, 2001, no. 2, pp. 35—63 (in Russian).

5. Lyashevskaya M. N. Problems of determining Russia's depressed regions. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 5. Geografiya — The Moscow University Herald. Series 5. Geography, 1994, no. 2, pp. 16—22 (in Russian).

6. Kupershtokh V. L., Sokolov V. M., Suspitsyn S. A., Yagolnitser M. A. Methodical bases for determining depressed and backward regions. Region: ekonomika i sotsiologiya — Region: economy and sociology, 1996, no. 2, pp. 3—33 (in Russian).

7. Novikova A. M. Depressed territories: European experience and problems of Ukraine. Strateg cheskaya panorama — Strategic Panorama, 2000, no. 3—4, p. 115 (in Ukrainian).

8. Dobkin M. M., Chernov S. N., Kernes G. A., SapronovYu. A., Ponomarenko V. S., Kizim N. A., Avershin S. V. Osnovy ustoychivogo razvitiya Kharkovskoy oblasti do 2020 goda [Strategy of Kharkiv Region sustainable development till 2020]. Kharkiv, INZhEK Publ., 2010. 528 p.

9. Petrosyants V. Z. Ekonomicheskaya politika depressivnogo regiona: problem formirovaniya i realizatsii [Depressed region's economic policy: issues of the policy's development and implementation].Moscow, Nauka Publ., 2005. 189 p.

10. Granberg A., Artobolskiy S., Kovaleva G., Rossel E. Restructuring of old industrial regions: Russia's and the world's experience. Regionalnoe razvitie i sotrudnichestvo — Regional development & cooperation, 1998, no. 1—2, pp. 4—23 (in Russian).

11. Storonyanska I. Z. Regiony Ukrainy: poisk modeli konvergentnogo rasvitiya [Regions of Ukraine: search for a model of convergent development]. Lvov, Aral Publ., 2008. 144 p.

12. Tkachenko A. A. Criteria of regions' depressiveness. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 5. Geografiya — The Moscow University Herald. Series 5. Geography, 1996, no. 4, pp. 66—71 (in Russian).

13. Fingleton B. Regional economic growth and convergence: insights from a spatial econometric. Anselin L., Florax R., Rey S. (ed.) Advances in Spatial Econometrics — Springer, Berlin, 2004.

14. Heidenreich M. The changing system of European cities and regions. Available at: http://www.fortunecitv. eom/victorian/hornton/l 17/regionew.htm.

Информация об авторах

Иванов Юрий Борисович — доктор экономических наук, профессор, кафедра налогообложения, Харьковский национальный экономический университет, заместитель директора по научной работе, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития Национальной академии наук Украины, 61166, Украина г. Харьков, пр. Ленина, 9а, e-mail: ivn77@bk.ru.

Олейник Алла Дмитриевна — научный сотрудник, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития Национальной академии наук Украины, 61022, Украина, г. Харьков, пл. Свободы, 5, e-mail: oprre@mail.ru.

Authors

Ivanov Yuriy Borisovich — Doctor of Economics, Professor, Chair of Taxation, Kharkiv National University of Economics, Deputy Director for Scientific Work, Research-and-Development Center of Problems of Industrial Development, The National Academy of Sciences of Ukraine, 9a, Lenin Avenue, Kharkiv, Ukraine, 61166, e-mail: ivn77@bk.ru.

Oleinik Alla Dmitrievna — researcher, Research-and-Development Center of Problems of Industrial Development, The National Academy of Sciences of Ukraine, 5, Svoboda Square, e-mail: oprre@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.