Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение инвестиционного развития процесса производства и переработки продукции животноводства на условиях государственно-частного партнерства'

Финансовое обеспечение инвестиционного развития процесса производства и переработки продукции животноводства на условиях государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОВОДСТВО / РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова М.Д.

Присоединение России к ВТО обострило проблему конкурентоспособности национальных производителей животноводческой продукции. В сложившихся условиях особое значение приобретает сотрудничество государства и частного бизнеса, одинаково заинтересованных в развитии сферы производства и переработки продукции животноводства. С целью обеспечения инвестиционного развития хозяйствующих субъектов, занятых производством и переработкой продукции животноводства, автором разработаны модель формирования и использования Фонда развития животноводства на условиях государственно-частного партнерства, а также методика определения приоритетного инвестиционного проекта, реализуемого за счет его средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение инвестиционного развития процесса производства и переработки продукции животноводства на условиях государственно-частного партнерства»

Список литературы:

1. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 23.12.2003 года N 177-ФЗ // Собрание законодательства. - 2003.

2. О национальной платёжной системе [Текст]: Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ // Собрание законодательства. - 2011.

3. Система страхования вкладов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.wikipedia.org/wiki/Система_страхования_вкладов (дата обращения: 27.11.2013).

4. Система страхования вкладов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы:р://укпроект.рф/апа1уйс8^:ета_8:та№оуатуа_укМоу/ (дата обращения: 27.11.2013).

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ

ЖИВОТНОВОДСТВА НА УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

© Новикова М.Д.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Присоединение России к ВТО обострило проблему конкурентоспособности национальных производителей животноводческой продукции. В сложившихся условиях особое значение приобретает сотрудничество государства и частного бизнеса, одинаково заинтересованных в развитии сферы производства и переработки продукции животноводства. С целью обеспечения инвестиционного развития хозяйствующих субъектов, занятых производством и переработкой продукции животноводства, автором разработаны модель формирования и использования Фонда развития животноводства на условиях государственно-частного партнерства, а также методика определения приоритетного инвестиционного проекта, реализуемого за счет его средств.

Ключевые слова животноводство, развитие, государственно-частное партнерство, инвестиционный фонд, оценка эффективности инвестиционных проектов.

Высшие органы власти Российской Федерации, обозначив стратегию развития страны, поставили необходимость модернизации сферы АПК на ведущее место. Как показывает мировая практика, без совместного участия

* Старший преподаватель кафедры «Корпоративные финансы и оценка собственности».

государства и частного бизнеса развитие современной отечественной инновационной системы, которая позволит осуществить комплексную модернизацию по всем видам экономической деятельности, связанной с сельским хозяйством, невозможно. Сложившийся механизм партнерства между государством и частным бизнесом в процессе реализации целевых отраслевых программ, разработанных с целью обеспечения развития животноводства, обеспечивает лишь локальные изменения, не приводя к системному достижению эффекта.

Выделение бюджетных средств на развитие подотрасли животноводства, переработку и реализацию продукции животноводства, на техническую и технологическую модернизацию, а также инновационное развитие не даст ожидаемых результатов. В результате этого «биопотенциал земли, пород животных и сортов растений используется лишь наполовину, а уровень рентабельности производимой продукции не обеспечивает расширенного воспроизводства на инновационной основе, что, в конечном итоге, снижает ее конкурентоспособность» [1].

Наметившийся рост объемов производства животноводческой продукции в результате реализации государственных целевых программ пока не позволил обеспечить её импортозамещение. К тому же современная доступность внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции для иностранных сельхозпроизводителей ставит национальных хозяйственников в еще более жесткие условия их функционирования.

Существующий недостаток внутренних и проблематичность привлечения внешних финансовых ресурсов, у производителей животноводческой продукции, необходимых для развития путем осуществления инвестиционной деятельности, является причиной построения и развития новых форм сотрудничества государства и частного бизнеса, заинтересованных в развитии данной сферы деятельности.

С целью расширения использования механизмов государственно-частного партнерства на региональном уровне, Минрегион России в соответствии с поручением, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1189, разработал механизм финансовой поддержки «региональных инициатив по привлечению инвестиций» через «региональные инвестиционные фонды», являющихся аналогом инвестиционного фонда федерального уровня [2].

Таким образом, в зависимости от уровня бюджета, предоставляющего ассигнования для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное, региональное или межрегиональное значение, функционирует «Инвестиционный фонд Российской Федерации» и создаются инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды) [3]. Так в инвестиционном фонде РФ аккумулируется часть средств федерального бюджета, а в региональном инвестиционном

фонде - часть средств соответствующего субъекта РФ, подлежащих использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Инвестор в процессе реализации инвестиционных проектов имеет право рассчитывать на поддержку одновременно из федерального и регионального инвестиционных фондов. При условии соответствия планируемого к реализации инвестиционного проекта требованиям и критериям, определенным нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок распределения и предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального и регионального фондов.

Также, помимо возможных вышеобозначенных участников партнерских отношений, существует возможность привлечения к сотрудничеству ОАО «Российская венчурная компания» (далее ОАО «РВК»), исполняющего роль «государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в Российской федерации» [4]. Следует отметить, что существуют препятствия, ограничивающие использование средств ОАО «РВК» сельскохозяйственными производителями. Так как одним из условий инвестирования российской венчурной компанией в венчурные фонды, созданные на ее базе, является возможность фонда инвестировать только в инновационные компании. Более того, существует запрет на инвестирование управляющими компаниями в производство товаров народного потребления, за исключением разработки новых продуктов с использованием новых технологий, и в капитальное строительство, операции с коммерческой, промышленной и жилой недвижимостью, за исключением разработки новых технологий строительства и строительных материалов, имеющих прямое отношение к сельскохозяйственной отрасли»[4]. Но если обратиться к понятию слова венчурный, которое в переводе с английского языка обозначает «отважиться, рисковать» [5], то можно считать, что сфера сельскохозяйственной деятельности в целом должна быть задействована венчурными фондами, а не только в рамках «технологий экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания» [4], поскольку сельскохозяйственное производство является высокорискованным.

С учетом особенностей использования средств вышеобозначенных фондов автором разработана модель формирования и использования Фонда развития животноводства (ФРЖ), представленная на рис. 1, и определен механизм его функционирования на условиях государственно-частного партнерства.

Учитывая тот факт, что субъекты РФ имеют индивидуальные территориально-экономические особенности, автор предлагает создание Фонда развития животноводства на уровне региона. Целью функционирования ФРЖ

является осуществление мероприятий, направленных на развитие производства и переработки продукции животноводства. Достижение цели будет осуществляться путем реализации инвестиционных проектов в рамках стратегии функционирования фонда при условии конструктивного взаимодействия государства и частного бизнеса.

Рис. 1. Модель формирования и использования регионального Фонда развития животноводства на условиях государственно-частного партнерства

Для принятия решения (на уровне ФРЖ) о возможности реализации инвестиционного проекта на условиях государственно-частного партнерства, автором разработана схема определения степени его соответствия цели функционирования Фонда и определенным критериям эффективности. В этом случае:

- во-первых, по инвестиционному проекту будет определен достижимый совокупный эффект по качественным и количественным критериям отбора. Если инвестиционный проект удовлетворяет установленным требованиям в рамках данных показателей, он переходит на следующую стадию отбора;

- во-вторых, из общего количества инвестиционных проектов, прошедших первичный отбор, будет определен перечень приоритетных инвестиционных проектов. Приоритетными инвестиционными проектами будут признаны проекты, имеющие максимальное значение показателя Эфбе (интегральный показатель оценки эффективности инвестиционного проекта), определяемого по следующей формуле:

Эфбе = 0,584 х В(р) + 0,198 х ß(im) +0,157 х Вт + 0,061 х Б(Эт) (1)

где В(р!) - бал показателя «Индекс рентабельности» инвестиционного проекта;

ß(iRR) - бал показателя «Внутренняя норма доходности» инвестиционного проекта;

B(PI) - бал показателя «Индекс бюджетной эффективности» реализации инвестиционного проекта;

Б(Эт) - бал показателя «Экономическая эффективность» инвестиционного проекта.

Следует отметить, что бал соответствующего показателя определяется исходя из полученных результатов, при его расчете, в диапазоне от 1 до 10. Чем больше значение показателей «Индекс рентабельности», «Индекс бюджетной эффективности», «Экономическая эффективность» и чем меньше значение показателя «Внутренняя норма доходности» тем больший бал присваивается каждому из них.

- в-третьих, реализованы будут первые к приоритетных проектов с суммарным объемом требуемых инвестиций, не превышающим установленные ограничения по величине планируемых затрат ФРЖ.

В дальнейшем процесс отбора инвестиционного проекта к реализации на условиях государственно-частного партнерства будет зависеть от того, на средства каких государственных фондов он может претендовать - на средства федерального и (или) регионального инвестиционных фондов или венчурного фонда РФ.

Таким образом, на основе представленной модели формирования и использования ФРЖ на условиях государственно-частного партнерства могут быть реализованы инвестиционные проекты, направленные на развитие сферы животноводства. Отбор инвестиционных проектов может осуществляться исходя из максимального значения интегрального показателя оценки их эффективности. В результате формирование и использование ФРЖ будет способствовать решению ряда проблем, связанных с финансовым обеспечением инвестиционного развития производителей и переработчиков продукции животноводства.

Список литературы:

1. Наумкин А.В. Государственно-частное партнерство в сельском хозяйстве: формы, модели, механизмы: автореф. дисс. ... д-ра экон. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissers.ru/avtoreferati-disserta-tsii-ekonomika/a95 .php

2. Региональные инвестиционные фонды как новый инструмент поддержки проектов государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.minregion.ru.

3. Бюджетный кодекс (БК РФ).Часть третья. Бюджетный процесс в Российской Федерации. Раздел VI. Составление проектов бюджетов. Глава 20. Основы составления проектов бюджетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12112604/23.

4. Краткая информация о компании РВК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/company/brief.

5. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/iWords/Venchurnyj-7408.html.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА В РОССИИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

© Новикова М.Д.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Неудовлетворительное состояние сферы животноводства привело к необходимости государственного вмешательства путем разработки и реализации Стратегии её развития. Важнейшей проблемой, сопровождающей реализацию Стратегии развития животноводства в России, является поиск источников и методов её финансового обеспечения. С целью решения обозначенной проблемы разработана и предложена модель комплексного финансового обеспечения развития животноводства России по приоритетным направлениям.

Ключевые слова: стратегия, финансовая стратегия, финансовое обеспечение, внешние и внутренние финансовые ресурсы, обязательное страхование, ценообразование.

Повышенное внимание со стороны государства к сфере животноводства объясняется объективной потребностью субъектов хозяйствования, занятых производством и переработкой животноводческой продукции, во всесторонней поддержке. Постоянно снижающаяся доля отечественной продукции животноводства в общем объеме потребления населения России, значительное падение уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования, занятых производством и переработкой продукции животноводства, свидетельствует о необходимости разработки и применения системного подхода к решению финансовых проблем сферы производства и переработки продукции животноводства.

Комплексный подход к решению подобных вопросов определен в рамках реализуемой стратегии развития мясного животноводства в Российской

* Старший преподаватель кафедры «Корпоративные финансы и оценка собственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.