Научная статья на тему 'Финансовый механизм развития производства и переработки продукции животноводства'

Финансовый механизм развития производства и переработки продукции животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ / МЕХАНИЗМ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова М.Д.

По результатам анализа понятийного аппарата уточнено понятие «финансовый механизм развития производства и переработки продукции животноводства». Представлена авторская модель указанного механизма и дана развернутая характеристика составляющих его элементов, методов, инструментов, принципов организации функционирования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм развития производства и переработки продукции животноводства»

9(195) - 2014

Финансы предприятия

УДК 336.02: 658: 636

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА

м. Д. НОВИКОВА,

старший преподаватель кафедры корпоративных финансов и оценки собственности

E-mail: mdnovikova@mail.ru Оренбургский государственный университет

По результатам анализа понятийного аппарата уточнено понятие «финансовый механизм развития производства и переработки продукции животноводства». Представлена авторская модель указанного механизма и дана развернутая характеристика составляющих его элементов, методов, инструментов, принципов организации функционирования и развития.

Ключевые слова: финансовый, механизм, обеспечение, эффективность, конкурентоспособность.

Современное финансовое состояние товаропроизводителей животноводческой продукции требует особого внимания к построению финансового механизма развития. Организация финансов предприятий любой сферы деятельности базируется на принципах рыночной экономики, в соответствии с которыми каждый хозяйствующий субъект самостоятельно выстраивает финансовый механизм своего функционирования.

В экономической литературе существуют различные точки зрения на определение финансового механизма деятельности организации и состав элементов, входящих в него. Так, С. В. Барулин определяет финансовый механизм как «совокупность элементов, форм, методов и инструмен-

тов формирования и использования финансовых ресурсов, публичных и частнохозяйственных доходов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов» [2].

Похожее определение дает А. Г. Грязнова, которая считает, что финансовый механизм — это «совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения» [13].

Применительно к участию государства в финансовом механизме не противоречит суждению С. В. Барулина мнение Л. А. Дробозиной, утверждающей, что финансовый механизм «в зависимости от степени регулирования со стороны государства подразделяется на директивный и регулирующий». Причем директивный финансовый механизм «связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство», а регулирующий «определяет основные направления использования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства» [14]. Представленные определения указывают на прямое и опосредованное участие государства в регулировании финансовых отношений организаций.

Большинство экономистов считают, что финансовый механизм представляет собой сложную структуру, элементы которой зависят от многообразия состава финансовых отношений. Так, В. М. Родионова отмечает, что «для эффективности использования финансов большое значение имеют осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений» [11].

По мнению И. Т. Балабанова, элементами финансового механизма выступают «финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение» [1]. С. В. Барулин в качестве элементов финансового механизма выделяет «финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль» [2]. Представленные точки зрения позволяют уточнить понятие и содержание финансового механизма животноводческих производителей.

По мнению автора, финансовый механизм развития производства и переработки продукции животноводства представляет собой совокупность элементов, которым присущи свои формы и инструментарий формирования и использования финансовых ресурсов в процессе управления финансовыми отношениями, направленными на обеспечение эффективного функционирования.

При построении финансового механизма развития производства и переработки продукции животноводства необходимо учитывать, что его формирование должно проводиться в соответствии с общими принципами организации финансов, являющимися достаточно специфичными для сферы исследования.

На взгляд автора, основополагающим принципом при построении указанного механизма является самоокупаемость. Цель деятельности субъектов хозяйствования, занятых производством и переработкой животноводческой продукции, — извлечение прибыли. Она достигается только в том случае, если доходы, получаемые в результате функционирования субъекта хозяйствования, превышают расходы. Иначе производителю нет смысла вести финансово-хозяйственную деятельность. Система мероприятий по устранению проблемы формирования цен на животноводческую продукцию позволит реализовать этот принцип в полном объеме.

Большое значение при построении финансового механизма развития производства и переработки продукции животноводства имеет принцип софи-нансирования. Учитывая исторически сложившиеся особенности функционирования производителей животноводческой продукции, использование бюджетных и внебюджетных средств является необходимым условием.

Современное состояние производителей продукции животноводства все больше привлекает внимание государства, что способствует росту объемов поддержки в данной сфере деятельности. Такая помощь со стороны государства позволяет развиваться и частным инвесторам, участвующим в софинансировании производства и переработки продукции животноводства.

С учетом того, что большая часть территории Российской Федерации находится в зоне рискового земледелия, потребность хозяйствующих субъектов в поддержке со стороны государства превратилась в постоянную. Анализ структуры финансовых ресурсов, направленных на финансирование животноводческих предприятий Оренбургской области в 2012 г., показал: на кредиты, займы и привлеченные бюджетные ассигнования приходилось 73 % всего объема средств, а на собственные финансовые ресурсы — только 27 %. Из этого следует, что системная потребность в краткосрочных и долгосрочных кредитах и помощи государства сельскохозяйственным производителям делает принцип самофинансирования формальным.

С учетом соизмерения в денежной форме результатов и затрат в процессе деятельности животноводческих предприятий определяется рентабельность.

В настоящее время сельскохозяйственные производители не обеспечивают достаточной рентабельности производимой продукции, что говорит об их неэффективной деятельности. Согласно данным национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2011 г. программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы», в ряде случаев даже учет субсидированных государством средств на развитие сельского хозяйства не позволил улучшить результаты 2008 г. Так, рентабельность сельскохозяйственных предприятий, определенная с учетом государственных субсидий, к 2011 г. относительно 2008 г. снизилась с 15,3 до 11,8 %, а рентабельность,

рассчитанная без учета субсидий, вообще обозначена отрицательным значением в 0,4 % в 2011 г., тогда как в 2008 г. этот показатель составлял 2,3 %. Уровень рентабельности молочной продукции к 2011 г. увеличился по сравнению с 2005 г. на 1,8 % и составил 15,2 %.

Представленные данные несколько противоречат выводу составителей доклада о том, что «улучшению финансово-экономического положения сельскохозяйственных организаций способствовали решения, принимаемые Правительством Российской Федерации» [6].

Конкурентоспособность, являясь фактором развития внешней торговли, имеет весомое значение для социально-экономического роста и внешнеэкономических связей животноводческих производителей. Более того, этот принцип становится особо актуальным в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Это подтверждают данные официальной статистики, свидетельствующие о значительном росте импорта животноводческой продукции при одновременном существенном сокращении объемов экспорта. Так, за период с 2006 г. по 2011 г. наблюдался значительный рост импорта молока со 145 тыс. т до 383 тыс. т, а объемы вывозимого молока снизились с 48 тыс. т до 12 тыс. т в год [6]. Таким образом, объемы импортируемого молока за анализируемый период выросли на 62 %, а экспортируемого — сократились на 75 %.

Присоединение РФ к ВТО, с одной стороны, облегчит доступ продукции животноводства зарубежных производителей на российский рынок, а с другой стороны, поддержав высокий уровень конкуренции, отечественный производитель получает реальную возможность достичь определенного уровня эффективности.

Животноводческие предприятия по ряду факторов, в большей степени связанных с природно-климатическими условиями, функционируют в условиях повышенного риска. Этот факт вынуждает создавать финансовые резервы для обеспечения стабильной работы.

Резервирование, играя важную роль в деятельности животноводов, является неотъемлемой частью организации финансовой системы. Сельскохозяйственные предприятия в законодательном порядке создают резервы общего назначения. В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» в животноводческих комп-

лексах акционерной формы собственности за счет обязательных ежегодных отчислений из чистой прибыли формируется резервный фонд (размер производимых отчислений «не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества» [7]. А если комплекс действует в форме общества с ограниченной ответственностью, то в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» данный субъект хозяйствования может «создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, которые установлены уставом общества» [8].

Выделенные принципы вошли в структуру финансового механизма развития производства и переработки продукции животноводства, представленную на рисунке.

В структуре финансового механизма следует выделить следующие элементы, учитывая особенности формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования:

— финансовое планирование;

— финансовое обеспечение;

— финансовое регулирование;

— финансовый контроль.

Каждый из этих элементов должен быть соотнесен с соответствующей формой его проявления. В связи с тем, что под формой управления финансами принято понимать «совокупность финансовых отношений, включающую в себя соответствующие методы и инструменты» [2], методы управления финансами животноводческого производителя объединяют в себе способы формирования и использования финансовых ресурсов, позволяющих обеспечить функционирование определенной формы финансовых отношений и учесть их влияние на процесс финансового обеспечения.

Указанные финансовые отношения реализуются с помощью финансовых инструментов. Рассмотрим выделенные элементы во взаимосвязи с методами и инструментами финансового механизма развития производства и переработки продукции животноводства.

Финансовое планирование, являясь важнейшим элементом изучаемого механизма, отражает ожидаемые результаты финансово-хозяйственной деятельности производителей. Необходимость финансового планирования различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования обусловлена потребностью пред-

Структура финансового механизма развития производства и переработки продукции животноводства

приятия в определении ожидаемых результатов в виде показателей формирования и эффективного использования финансовых ресурсов.

Планирование на животноводческом предприятии способствует:

— обеспечению необходимым объемом кормов для полноценного питания животных в связи с зависимостью производства животноводческой продукции от качества и количества кормовой базы;

— получению экономии при использовании ресурсов, расход которых строго лимитируется;

— формированию возможности своевременного принятия верного решения в результате наступления рискового случая, так как любое предприятие, деятельность которого связана с высоким уровнем угроз, имеет возможность учитывать этот факт при составлении оптимистического, наиболее вероятного и пессимистического сценариев развития событий;

— повышению качества производимой продукции.

Методами финансового планирования являются прогнозирование параметров в долгосрочной перспективе и бюджетирование, используемое в рамках краткосрочного (текущего) планирования. Инструментами прогнозирования и бюджетирования служат системы соответственно прогнозов и бюджетов для определения показателей формирования и использования финансовых ресурсов.

Предприятию сельскохозяйственного производства особенно важен поиск источников финансирования деятельности. В этой связи значимым элементом финансового механизма развития производства и переработки животноводческой продукции является финансовое обеспечение. В его состав целесообразно включить такие элементы, как проектное финансирование, самофинансирование, бюджетное финансирование, кредитование и сельскохозяйственное страхование.

Аграрное предприятие, как и любая коммерческая организация, имеет собственный капитал, необходимый для финансово-хозяйственной деятельности, который может быть сформирован за счет средств частных инвесторов, государственных ассигнований, а также за счет совокупности того и другого.

Высокий уровень риска, сопровождающий вложение средств в производство животноводческой продукции, вынуждает предприятия тесно сотрудничать с государством, в том числе и при фор-

мировании собственного капитала. Государственно-частное партнерство, выступая формой финансового обеспечения инвестиционной деятельности животноводческого предприятия, способствует развитию последнего. В то же время, как показывает практика, потенциальные частные инвесторы предпочитают не вкладывать средства в чрезмерно подконтрольный государству бизнес.

Учитывая особенности возникновения потребности в финансовых ресурсах, необходимых для производства животноводческой продукции, важным представляется оптимальное разграничение собственных и заемных источников. Рассматриваемый процесс характеризуется неравномерными значениями размеров потребности и высвобождения оборотных средств. Рост надобности в оборотных средствах наблюдается во время откорма животных, а возмещение затрат проходит лишь после завершения откорма и реализации мясной продукции.

Таким образом, рациональной, по мнению специалистов, считается ситуация, когда «собственные источники средств закрепляются за хозяйством лишь для покрытия минимальных постоянно необходимых запасов товарно-материальных ценностей и затрат. Все сезонные затраты в период, когда собственные источники средств использованы, покрываются за счет банковского кредитования» [12]. С 2010 г. по 2012 г. наблюдался рост объемов заимствования сельскохозяйственных предприятий по банковским кредитам и займам с 614,0 млрд руб. до 837,9 млрд руб. [10].

Важным требованием для любого предприятия независимо от сферы экономической деятельности является соблюдение принципа самофинансирования. Он сохраняет свою актуальность при построении финансового механизма развития производства и переработки продукции животноводства и предполагает, что хозяйствующие субъекты окупают затраченные на производство и реализацию продукции средства. В результате предприятие получает в достаточных объемах чистую прибыль, являющуюся основным собственным источником расширенного воспроизводства.

Высокая доля в структуре имущества животноводческих предприятий основных средств приводит к формированию значительных объемов амортизационных отчислений, образующих амортизационный фонд, который выступает одним из наиболее доступных собственных источников финансового обеспечения деятельности.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в конце 2010 г. основные фонды коммерческих организаций, занятых в сельском хозяйстве, составляли 1 228 147 млн руб. Причем от общей суммы 32 % занимали здания, 10 % — сооружения, 41 % — машины и оборудование, 7 % — транспортные средства и почти 10 % — прочие виды основных фондов.

Следует отметить, что степень износа основных фондов сельскохозяйственных производителей снижается на протяжении нескольких лет. Если в 2003 г. износ основных фондов составлял 46,5 %, то к 2010 г. он сократился до 33,5 % [3], что вызвано существенной государственной поддержкой сельского хозяйства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в 2006—2007 гг. и государственной программы развития сельского хозяйства на 2008—2012 гг. Да и в перспективе, если учесть, что объем бюджетных ассигнований подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 2013—2020 гг. предусматривает почти 500 000 млн руб. [4], то, по прогнозным данным Минсельхоза России, ситуация с состоянием основных фондов предприятий, занятых в сфере животноводства, будет улучшаться.

Значительный разрыв во времени между выпуском продукции и рабочим периодом, продолжительный производственный цикл являются отличительными особенностями, характеризующими производство и переработку продукции животноводства, и в конечном счете приводят к существенному разрыву между моментами затрат на производство и инкассирования выручки. Результатом возникновения такого разрыва являются временные затруднения при обеспечении достаточным объемом финансовых ресурсов за счет собственных источников. Решению этой проблемы способствует использование различных специализированных кредитных продуктов, направленных на достижение инвестиционных и текущих целей животноводческих производителей.

Значительные потребности предприятий в многочисленных зданиях, сооружениях основного и вспомогательного назначения, специализированном оборудовании для животноводства повышают актуальность использования такого способа среднесрочного финансирования, как лизинг. Говоря о нем, следует заметить, что ОАО «Росагролизинг»

совместно с такими крупными компаниями, как ЗАО «ДеЛаваль», ООО «ГЕА Фарм Технолоджиз Рус», ЗАО «Колакс-М» предоставляют услуги по строительству животноводческо-промышленных комплексов «под ключ» [9].

Высокий удельный вес в структуре источников финансирования имеют денежные средства, предоставляемые на условиях долевого участия бюджетов различных уровней. В соответствии с данными национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» ресурсное обеспечение мероприятий в рамках государственной программы в 2011 г. представляло собой совокупность средств, направляемых из федерального бюджета, в размере 7 719,8 млн руб., бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов — в размере 13 628,4 млн руб., а также внебюджетных источников — в размере 13 919,9 млн руб. Из них на капитальные вложения направлено около 42 % средств федерального бюджета, 55 % средств бюджетов Федерации и местных бюджетов, 29 % внебюджетных средств [6].

В 2013 г. начала свое действие государственная программа, направленная на развитие сельского хозяйства. Она в зависимости от реализуемой подпрограммы поддержки функционирования животноводства предполагает предоставление различных объемов субсидий, используемых для покрытия отдельных видов затрат, возникающих у производителей животноводческой продукции. Планируемый объем бюджетных ассигнований, направляемых из федерального бюджета на реализацию различных подпрограмм (2013—2015 гг.), составляет около 208 590 899 тыс. руб.

Наряду с обозначенными методами финансирования можно выделить такой способ мобилизации финансовых ресурсов, как сельскохозяйственное страхование. Оно не только позволяет снизить риски деятельности, связанной с производством продукции животноводства, но и является формой финансового обеспечения соответствующего хозяйствующего субъекта. В результате возникновения страхового случая страхователь получает возмещение в виде страховых выплат, являющихся источником дополнительных финансовых ресурсов.

Тесной связью с рассмотренными выше элементами финансового механизма развития произ-

водства и переработки продукции животноводства обладает финансовое регулирование, которое образует систему, включающую блоки государственного и корпоративного регулирования.

Животноводство — один из видов экономической деятельности, подверженных усиленному государственному регулированию. Цель государственного регулирования деятельности животноводческих производителей состоит в создании благоприятных условий для их эффективного функционирования. В условиях рыночных отношений ведущее место занимают экономические методы регулирования, посредством которых государство влияет на цены животноводческой продукции, на доходы производственных комплексов, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Государственное финансовое регулирование рассматриваемой деятельности представляет собой систему законодательно оформленного воздействия на финансы.

На взгляд автора, основными методами государственного финансового регулирования в изучаемой системе являются сельскохозяйственное страхование, налогообложение, взносы во внебюджетные фонды.

Государственная политика страхования в сфере животноводства способствует снижению финансовой нагрузки на сельскохозяйственных производителей и проводится по следующим направлениям:

— во-первых, утверждаются пороговые значения по затратам животноводческих производителей в результате заключения договоров страхования:

• устанавливается доля фактической оплаты страховщиком премии, начисленной по договору страхования (50 % от общей суммы страховой премии);

• вводится минимальный порог страховой суммы, размер которой не может быть меньше 80 % от страховой стоимости сельскохозяйственных животных;

— во-вторых, регулируется процесс субсидирования части затрат животноводческих предприятий на уплату страховой премии:

• предусматривается страхование сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой только страховыми организациями, входящими в состав объединения страховщиков;

• утверждается перечень документов, связанный с заключением договора сельскохозяйственного страхования между животноводческим произ-

водителем, страховой организацией и органом управления агропромышленным комплексом соответствующего субъекта Российской Федерации, необходимый для возмещения части страховой премии.

Финансовое регулирование как элемент финансового механизма объединяет в себе и такие методы, как налогообложение и взносы во внебюджетные фонды. Основными инструментами в области налогообложения выступают специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, льготы, предоставляемые сельскохозяйственным производителям по прочим налогам, а также пониженные ставки по платежам в государственные внебюджетные фонды.

Корпоративное регулирование на животноводческих предприятиях представляет собой деятельность «по разработке и реализации тактики и стратегии управления денежными потоками, корректировки плановых параметров движения финансовых ресурсов, выявления дополнительных резервов роста доходов и повышения эффективности расходов путем целенаправленного воздействия через финансовые механизмы и инструменты на микровоспроизводственный процесс» [2].

По мнению С. В. Барулина, корпоративное финансовое регулирование представляет собой процесс из трех этапов. На первом «осуществляется подбор финансовых методов и инструментов, которые будут задействованы при формировании финансовых планов, производственной, инвестиционной, финансовой, учетной и налоговой политики» [2]. Этап является особо значимым для животноводческих предприятий по ряду причин:

— во-первых, при формировании финансовых планов необходимо использовать краткосрочные и долгосрочные методы планирования, которые в полном объеме позволят охватить производственный процесс с учетом перспективы;

— во-вторых, политика производства оказывает решающее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия сферы животноводства;

— в-третьих, изучаемые организации, как показывает практика, испытывают потребность в инвестициях со стороны частных инвесторов и государства. Таким образом, инвестиционная политика должна быть направлена на повышение привлекательности животноводческого предприятия;

— в-четвертых, предоставленная возможность выбора режима налогообложения производителям

сельскохозяйственной продукции позволяет оптимальным образом формировать свою эффективную налоговую политику.

На втором этапе «весь спектр выбранных финансовых мер, методов и решений фиксируется в стратегических, тактических и оперативных финансовых планах предприятия».

На третьем этапе «осуществляется реализация мероприятий, закрепленных в финансовых планах. В ходе этого процесса осуществляются финансовый мониторинг и контроль, выявляются расхождения плановых и фактических финансовых параметров, анализируются причины отклонений и вносятся необходимые коррективы путем изменения отдельных элементов и инструментов применяемых финансовых механизмов или задействования новых методов и инструментов целенаправленного воздействия на денежные потоки» [2].

Одним из элементов структуры финансового механизма развития производства и переработки продукции животноводства выступает финансовый контроль, объединяющий в себе контроль за ценообразованием, целевым использованием бюджетных средств, проверки показателей эффективности функционирования производителей и экспертизу нормативов финансирования.

В системе финансового контроля особое место занимает внутрихозяйственный контроль, выступающий на животноводческом предприятии необходимым условием успешной хозяйственной деятельности. В современных условиях внутрихозяйственный контроль представляет собой одну из сторон производственных отношений предприятий и включает в себя контроль за производственной и финансовой деятельностью предприятия.

Основными объектами внутрихозяйственного контроля являются:

— технологические процессы предприятий;

— качество продукции животноводства и ее соответствие потребностям рынка;

— рост производительности труда, система и методы начисления заработной платы сотрудникам предприятий;

— финансовые показатели деятельности организации;

— состояние оборотных средств предприятия;

— эффективность использования производителями основных производственных фондов.

Основными инструментами внутрихозяйственного финансового контроля деятельности животно-

водческих предприятий являются цена, прибыль, денежный поток, рентабельность, экономическая добавленная стоимость. Опираясь на значения этих показателей, аналитики делают соответствующие выводы об эффективности работы животноводческого предприятия, получают возможность разрабатывать и принимать необходимые меры по устранению негативных явлений, послуживших причиной неудовлетворительных финансовых результатов.

Немаловажным методом финансового контроля выступает экспертиза нормативов финансирования. Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие производства и переработки продукции животноводства, проводится путем привлечения инвестиционных ресурсов из различных источников. Поэтому финансовые ресурсы, поступающие от реализации такого рода проектов, должны распределяться в долевом соотношении, исходя из объема вложенных средств.

Важной составляющей достижения положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности животноводческих производителей является разработка эффективной политики ценообразования. Контроль за ним проводит менеджмент организации.

Ценовая политика производителей оказывает весомое влияние на уровень финансовой устойчивости и конкурентоспособности на рынке животноводческой продукции. Формируя ценовую политику, предприятия оказывают непосредственное воздействие на рыночный спрос и финансовые результаты своей деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень цен на животноводческую продукцию устанавливается в зависимости от результатов анализа по следующим направлениям:

— состояние товарных рынков и потенциала;

— влияние государственного регулирования;

— затраты на производство и реализацию;

— объемы производства и реализации;

— уровень цен на продукцию конкурентов.

Контроль за ценовой политикой животноводческого предприятия осуществляется с целями:

— влияния на повышение качества продукции;

— диверсификации производства;

— перехода в ценообразовании с затратной концепции на маркетинговую;

— оптимизации региональной сети сбыта продукции.

Существенными факторами ценовой политики животноводческих предприятий являются уровень

налоговой нагрузки и взносы во внебюджетные фонды. Возможность применения пониженных ставок налога и взносов во внебюджетные фонды оказывает немаловажное влияние на уровень цен.

Реализация множества государственных подпрограмм, направленных на поддержку и развитие сельскохозяйственных организаций и предусматривающих крупные размеры субсидий, определяет необходимость финансового контроля со стороны государственных органов как за целевым применением средств бюджетов различных уровней, так и за использованием приобретенного за счет этих средств имущества.

В случае незаконного или нецелевого использования бюджетных средств предприятием проводится взыскание выделенных средств из бюджета с наложением административного штрафа «на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей» [5].

Таким образом, построение финансового механизма развития производства и переработки продукции животноводства на основе базовых принципов организации финансов позволило определить поэлементный состав механизма с учетом специфических особенностей деятельности производителей.

Представленный финансовый механизм развития производства и переработки продукции животноводства имеет следующие особенности:

— во-первых, реализация принципов, на основе которых строится финансовый механизм, позволит оказать ощутимое воздействие на эффективное функционирование животноводческих производителей;

— во-вторых, элементы, входящие в структуру этого механизма, подобраны таким образом, чтобы учесть все аспекты функционирования хозяйствующих субъектов;

— в-третьих, обозначенные методы управления финансами производителей объединили в себе специфические способы формирования и использования финансовых ресурсов по принципу эффективности: при минимальных размерах затрат должен быть достигнут максимально возможный положительный эффект;

— в-четвертых, финансовые отношения животноводческих производителей реализуются через ряд финансовых инструментов, оказывающих важнейшее влияние на способы формирования и использования денежных ресурсов.

Таким образом, с учетом особенностей функционирования субъектов хозяйствования, занятых производством и переработкой продукции животноводства автор выстроил модель финансового механизма, в основе которой заложены элементы управления деньгами животноводческих предприятий, реализуемые через определенные методы, и соответствующие им инструменты.

Реализация представленного финансового механизма развития позволит создать условия для эффективного функционирования животноводческих производителей в соответствии со стратегией развития сельскохозяйственного производства в стране.

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001. 528 с.

2. Барулин С. В., Барулина Е. В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему // Финансы. 2007. № 7. С. 55—58.

3. Видовая структура основных фондов в Российской Федерации на конец отчетного года по видам экономической деятельности. URL: http:// www.gks.ru.

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы. URL: http://www.mcx. ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru.

6. О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: национальный доклад. URL: http://www.mcx.ru.

7. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ. URL: http://base. consultant.ru.

8. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru.

9. Оборудование для животноводства. URL: http://rosagroleasing.ru.

10. Основные показатели сельского хозяйства в России. URL: http://www.gks.ru.

11. Финансы / под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. 432 с.

12. Финансы сельского хозяйства / под ред. М. З. Пи-зенгольца. М.: Финансы и статистика, 1986. 319 с.

13. Финансы / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2005. 504 с.

14. Финансы / под ред. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2002. 527 с.

Enterprise finance

financial mechanism of the development of production AND processing of livestock products

Marina D. NoVIKoVA

Abstract

The article considers, according to the analysis of the conceptual apparatus, the concept of «financial mechanism of the development of production and processing of livestock products». The author presents the model of this mechanism, and gives the detailed characteristics of its constituent elements, methods, tools, principles of organization and functioning of the development

Keywords: financial, mechanism, security, efficiency, competitiveness

References

1. Balabanov I . T. Osnovy finansovogo menedzh-menta [Fundamentals of financial management]. 3rd, Moscow, Finances and Statistics Publ., 2001, 528 p.

2. Barulin S. V., Barulina E. V. K voprosu o sushch-nosti finansov: novyi vzgliad na diskussionnuiu prob-lemu [To issue on the nature of finance: new perspective view on debatable problems], Finansy — Finance, 2007, no. 7, pp. 55—58.

3. Specific structure of fixed assets in the Russian Federation at the end of the year by economic activity. Available at: http://www.gks.ru. (In Russ.)

4. State Program for development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food for the 2013—2020 years. Available at: http http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/ show/342.htm. (In Russ.)

5 . The Code of the Russian Federation on administrative violations of 30.12.2001 № 195-FZ. Available at: http:// www.consultant.ru. (In Russ.)

6. National report «On the progress and results of the implementation in 2011 of the State program of development of agriculture and regulation of the market for agricultural products, raw materials and food for the years 2008—2012» Available at: http:// www. mcx.ru. (In Russ.)

7. Federal Law «On joint stock companies» № 208-FZ of26.12.1995. Available at: http:// base.consultant. ru. (In Russ.)

8. Federal Law «On limited liability companies» № 14-FZ of 08.02.1998. Available at: http:// base. consultant.ru. (In Russ.)

9. Equipment for livestock. Available at: http:// rosagroleasing.ru. (In Russ.)

10. Main indicators in agriculture in Russia. Available at: http://www.gks.ru. (In Russ.)

11. Finansy [Finances]. Ed. by V. Rodionova. Moscow, Finances and Statistic Publ., 1993, 432 p.

12. Finansy sel'skogo khoziaistva [Finance of Agriculture]. Ed. by M. Z. Pizengolts. Moscow, Finances and Statistic Publ., 1986, 319 p.

13. Finansy [Finances]. Ed. by A. G. Gryaznova, E. Markina. Moscow, Finances and Statistic Publ., 2005,504 p.

14. Finansy [Finances] . Ed. by L. A. Drobozina. Moscow, UNITY Publ., 2002. 527 p.

Marina D. NoVIKoVA

Orenburg State University. Orenburg, Russian Federation mdnovikova@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.