7. Sel'skoe hozyajstvo, ohota i lesovodstvo Respubliki Bashkortostan: statisticheskij sbornik (Agriculture, Hunting and Forestry of the Republic of Bashkortostan: Statistical Collection), Ufa, Bashkortostanstat, 2017, 202 p.
8. Sugutina, A.A. Fedorova, K.A., Demcura, S.S. Ehkonomicheskoe povedenie i osobennosti ehkonomich-eskih cennostnyh orientacij molodezhi (Economic Behavior and Features of Economical Value Orientations of the Youth), Integraciya nauk, 2017, No 6 (10), PP. 113-116.
9. Trud, zanyatost' i chelovecheskoe razvitie. Doklad o razvitii chelovecheskogo potenciala v Respublike Bashkortostan (Work, Employment and Human Development. Report on Human Development in the Republic of Bashkortostan), pod obshch. red. R.M. Valiahmetova, G.R. Bajmurzinoj, N.M. Lavrenyuk, Ufa, Vostochnaya pechat', 2015, 360 p.
ГРНТИ 06.71.07
Неня А.С., соискатель, специалист акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ, г. Благовещенск, Амурская область, Россия
МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МОЛОЧНОМ СКОТОВОДСТВЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Амурская область за последние годы убедительно доказала способность к инновационному развитию в непростых экономических и политических условиях. В настоящее время на территории региона реализуются крупнейшие инвестиционные проекты федерального значения по развитию дорожной и энергетической инфраструктуры, создаются территории опережающего развития и инвестиционные площадки. Для преодоления в экономике региона структурных диспропорций в отраслевом и территориальном развитии необходимо повысить инвестиционную привлекательность малорентабельных отраслей экономики. Сельское хозяйство - одна из главных отраслей экономики Амурской области, которой для удовлетворения постоянно растущих потребностей населения в качественной продукции и предприятий промышленности в сырье необходимо привлекать существенный объем инвестиций для модернизации существующей инфраструктуры. При изучении результативных показателей производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства выявлено структурное отставание отрасли молочного скотоводства в части современного технического оснащения производства. Ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как проблему государственного значения. В условиях ухудшения экономической ситуации и дефицита бюджетных средств особую роль в создании экономических условий роста инвестиционной привлекательности и ускоренного инновационного развития молочного скотоводства на региональном уровне должно занимать государственно-частное партнерство. Практический опыт реализации проектов государственно-частного партнерства на международном и национальном уровне показывает, что при правильно сформированной структуре данного механизма, а также оптимальном выборе форм его применение позволяет решить существенные инфраструктурные проблемы, удовлетворить все интересы участвующих сторон. В статье представлены структурные элементы авторской модели государственно -частного партнерства в молочном скотоводстве Амурской области, включающая описание объектов и субъектов, нормативно-правовое обеспечение, возможные риски, механизмы финансирования, формы взаимодействия партнеров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, МОДЕЛЬ
УДК 338.43
DOI: 10.24411/1999-6837-2018-14119
© Неня А.С., 2018
UDC 338.012
Nenya A.S., Applicant, a specialist of the Joint-Stock Company «Far East Distributive Network Company»,
Far East State Agricultural University, Blagoveshchensk, Amur region, Russia
MODEL OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN DAIRY CATTLE-BREEDING OF THE AMUR REGION
In recent years, the Amur Region has convincingly proved its ability to develop innovatively in difficult economic and political conditions. At present, the largest federal investment projects for the development of road and energy infrastructure are being implemented in the region, areas ofpriority development and investment sites are being created. To overcome structural imbalances in the sectoral and territorial development of the regional economy, it is necessary to increase the investment attractiveness of low-profit sectors of the economy. Agriculture is one of the main sectors of the economy of the Amur Region, which, in order to meet the constantly growing needs of the population for quality products and industrial enterprises, needs to attract a substantial amount of investment to upgrade the existing infrastructure. When studying the productive indicators of production, processing and marketing of agricultural products, we revealed the structural lag of the dairy cattle breeding industry in terms of modern technical equipment of production. Accelerated development of dairy cattle breeding and an increase in milk production should be considered as a problem of national importance. Under the conditions of worsening economic situation and budget deficit, public-private partnership should play a special role in creating economic conditions for the growth of investment attractiveness and accelerated innovative development of dairy cattle breeding at the regional level. The practical experience of implementing public-private partnership projects at the international and national levels shows that with a properly formed structure of this mechanism, as well as the optimal choice offorms, its application allows of solving significant infrastructure problems and satisfy all the interests of the parties involved. The structure presents the structural elements of the author's model of a public-private partnership in dairy cattle breeding in the Amur Region, including a description of objects and subjects, regulatory support, possible risks, financing mechanisms, and forms of cooperation between partners.
KEYWORDS: PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP, DAIRY CATTLE-BREEDING, INNOVATIVE DEVELOPMENT, MODEL
Для преодоления структурных диспропорций развития сельского хозяйства Амурской области необходимо повысить инвестиционную привлекательность малорентабельных отраслей.
При изучении основных экономических показателей финансово-хозяйственной дея-
тельности сельскохозяйственных организаций Амурской области (табл. 1) за период с 2013 по 2017 гг., установлено, что уровень рентабельности отрасли животноводства не превышал 18,9%, а в 2017 году результатом деятельности в отрасли животноводства стал убыток в размер 148,2 млн. руб.
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2013 г.%
1 2 3 4 5 6 7
Чистый финансовый результат, млн. руб. 1214,2 2005,8 4586,7 4025,9 1375,6 113,29
Результат от реализации сельскохозяйственной продукции, всего млн. руб. 1417,8 2365,2 5358 4906,4 2340,5 165,08
в том числе: - - - - - -
Таблица 1
Основные экономические показатели финансово - хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций Амурской области
Продолжение табл.1
1 2 3 4 5 6 7
Растениеводства, млн. руб. 1023,3 1872,8 4572,5 4529,7 2488,7 243,20
Животноводства, млн. руб. 394,5 492,4 785,5 376,7 -148,2 -
Уровень рентабельности всего,% 13,2 17,5 32,5 26,8 9 -4,2 пп
в том числе - - - - - -
Растениеводства,% 21,2 29,1 50,8 46,4 23,9 2,7 пп
Животноводства,% 9,9 11,6 18,9 8,3 -6,9 -
Составлено автором на основании: [1]
В рамках данной научной статьи объектом исследования являются сельскохозяйственные товаропроизводители, специализирующиеся на производстве и переработки молочной продукции.
Молочное скотоводство Амурской области характеризуется следующими особенностями:
1. Наибольший удельный вес в производстве молока занимают хозяйства населения и КФХ, с долей более 60%. Малочисленность крупных сельскохозяйственных организаций негативно сказывается на темпах роста производства и в целом на инвестиционный климат отрасли;
2. В Амурской области имеется успешный опыт инновационного развития молочного скотоводства, благодаря хозяйственной деятельности АО «Луч» и ЗАО «Агрофирме АНК». Успешный опыт по строительству и эксплуатации современных высокотехнологичных молочных ферм, является хорошей практической базой для развития молочного скотоводства в регионе;
3. Потребления молока и молочных продуктов на душу населения в Амурской области составляет 54,22% от утверждённой Министерством здравоохранения РФ рациональной нормы потребления пищевых продуктов (325 кг) [10], что негативно влияет на состояния здоровья жителей данного региона;
4. Уровень производства молока в муниципальных образованиях Амурской области дифференцирован, имеет прямую зависимость от природно-климатических факторов, численности постоянного населения и удаленности (близости) от центров переработки молока;
5. Показатель самообеспеченности молоком в Амурской области составляет 57,94%, при этом уровень ввоза (в том числе импорта) в 2017 году достиг 31,37%.
Низкий уровень обеспеченности молоком обуславливает необходимость увеличения уровня государственной поддержки и создание условий для инновационного развития молочного скотоводства.
По мнению Е.В. Закшевской, и С.С. Чумакова, система управления инновационной деятельностью на региональном уровне, в результате функционирования которой будут осуществляться инновационные процессы в аграрном производстве, должна включать в себя три основные подсистемы:
1) стимулирование развития и коммерциализация научной деятельности;
2) отбор идей и поддержка создания инноваций на основе государственно - частного партнерства;
3) внедрение и освоение инноваций в агропромышленном производстве [11].
Считаем, что для инновационного развития молочного скотоводства необходимо совершенствование механизма взаимодействия региональных (муниципальных) органов власти с сельскохозяйственными бизнес - структурами в рамках государственно -частного партнерства. Для исследования сильных и слабых сторон внутренней среды государственно - частного партнерства в молочном скотоводстве Амурской области, а также возможностей и угроз как факторов внешней среды, воспользуемся методом стратегического планирования SWOT-ана-лизом (таблица 2). Преимущество данного метода: гибкость, позволяющая адаптировать его к объекту исследования любого уровня.
Таблица 2
SWOT-анализ использование государственно - частного партнерства в молочном
скотоводстве Амурской области
Наименование Содержание
1 2
Сильные стороны
1. Большой положительный международный опыт в использовании механизмов государственно - частного партнерства в молочном скотоводстве. Во всём мире партнерские отношения государства и бизнеса являются наилучшим способом для достижения результатов устойчивого инновационного развития отрасли молочного скотоводства.
2. Возможность разделения рисков между партнерами. Возможность грамотного разделения рисков между партнерами является залогом повышения эффективности реализации инвестиционного проекта, а также сильной стороной государственно -частного партнерства отличающего его от других форм (государственного заказа и др.) отношений складывающихся в результате взаимодействия государства и бизнеса в молочном скотоводстве.
3. Снижение бюджетной нагрузки за счёт привлечения негосударственного финансирования, повышение рентабельности инвестиций в молочном скотоводстве. Применение государственно - частного партнерства позволяет равномерно распределить нагрузку на бюджет, что позволит за те же деньги в текущем бюджете построить не одну молочную ферму, а, например, две.
4. Повышение прозрачности и открытости во взаимодействии органов государственной власти (местного самоуправления) и представителями бизнес - структур. Проведение конкурсных процедур между потенциальными участниками (инвесторами) способствует прозрачности бюджетного процесса, залог эффективности реализации будущих проектов государственно - частного партнерства.
Слабые стороны
1. Отсутствие опыта реализации данного государственно - частного партнерства в молочном скотоводстве Амурской области. Сегодня на территории Амурской области идёт становления института государственно - частного партнерства во всех отраслях экономики. Имеются успешная практика заключения концессионных соглашений на муниципальном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2. Высокие транзакционные издержки. Проектам государственно - частного партнерства свойственна длительная и затратная процедура проведения инвестиционного конкурса, которая определяется длительными сроками инвестиционных проектов и как следствие сложностью планирования и предвидения возможных проблем, прогнозирования непредвиденных обстоятельств.
3. Низкая рентабельность при реализации проектов молочного скотоводства. Бизнесу интересны преимущественно капиталоемкие проекты, приносящие гарантированный доход, например в транспортной инфраструктуре (Дороги, трубопроводы, мосты и др.).
Возможности
1. Реализация малорентабельных проектов в молочном скотоводстве. Инструменты государственно- частного партнерства дают уникальную возможность для эффективной реализации долгосрочных инвестиционных проектов в молочном скотоводстве.
2. Использование новейших дорогостоящих технологий за счет расширения инвестиционных возможностей в молочном скотоводстве. Субъекты партнерства заинтересованы в применении современных технологий при реализации проектов в молочном скотоводстве. Применение данных технологий позволит публичному образованию получить максимальный эффект в обновлении общественно значимой инфраструктуры, а бизнесу максимизировать прибыль от реализации и эксплуатации проектируемого объекта.
3. Увеличение производства молока. Государственно - частное партнерство позволяет создавать высокотехнологичные молочные фермы, что приведёт к увеличению поголовья скота и производства молочной продукции.
Продолжение табл.2
1 2
4. Продвижение молочной продукции на внутренние и внешние рынки, а также повышения конкурентоспособности отрасли и ускорение процесса импортоза-мещения. Государственное регулирования импортозамещения представляет собой формирования адекватной государственной политики стимулирования импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности производства товаров молочного скотоводства ядром которой может стать государственно-частное партнерство, способной усилить синергию взаимодействия отраслей экономики, соединить стратегические интересы государства и бизнеса.
5. Повышение товарности молока. Применения государственно - частного партнерства связано с инвестициями в инновационное развитие отрасли молочного скотоводства, так например использование средств комплексной автоматизации доения позволит сократить потери товарной продукции и повысить её качество.
6. Создание высокопроизводительных рабочих мест, повышение эффективности принятия управленческих решений и производительности труда. Инновационное развитие молочного скотоводства за счёт расширенного инвестирования позволит оптимизировать производственный процесс, снизить себестоимость производства продукции и повысить уровень производительности труда.
Угрозы
1. Недостаточная оценка и структурирование рисков. Некачественная оценка рисков ухудшает итоговые результаты от реализации проектов и усложняет процесс принятия верного управленческого решения.
2. Бюрократизация торговых процедур, усложнение порядка законодательной регламентации проектов в молочном скотоводстве. Для внедрения государственного - частного партнерства в молочное скотоводство Амурской области, региональным органам власти необходимо придерживаться принципов открытости и прозрачности в проведении торговых процедур, повышать уровень развития институциональной среды государственно - частного партнерства.
От модели взаимодействия между органами власти и бизнес-структурами зависит достижение социально-экономических показателей, определяющих уровень развития молочного скотоводства, а также скорость внедрения инноваций в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных производителей региона.
Исходя из анализа международных и национальных моделей взаимодействия власти и бизнеса в рамках государственно -частного партнерства, предлагаем выделить структурные элементы модели государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве Амурской области, которые представлены на рисунке.
Основными участниками (субъектами) государственно-частного партнерства в Амурской области являются публичные и частные партнеры.
Публичный партнер (публично-правовое образование федерального, регионального, муниципального уровня), в Амурской области от имени публичного партнера будет выступать Правительство Амурской области.
Частный партнер - любые фирмы или хозяйствующие субъекты ведущие бизнес сельскохозяйственной направленности, а также предпринимательские структуры, заинтересованные в инвестирование в молочное скотоводство, за исключением субъектов указанных в ст. 5 Федерального закона о государственно - частном партнерстве [6].
К участникам, оказывающим содействие в реализации проектов государственно - частном партнерстве можно отнести:
- кредитные организации (АО «Россель-хозбанк», ПАО «Сбербанк», венчурные и проектные фонды и др.);
- научно-исследовательские организации (Национальный центр развития государственно - частного партнерства, РОСИН-ФРА, МГИМО МИД России и др.);
- деловые объединения (Ассоциация молодых предпринимателей России, Торгово-Промышленная Палата РФ и др.);
- консультанты («Первая инфраструктурная компания» (InfraONE) и др.);
- международные организации (Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и др.).
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 12.07.2016 № 300 [8], возможно заключить ГЧП - соглашения в сельском хозяйстве на следующие объекты:
- мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры за исключением государственных мелиоративных систем;
- объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки;
- объекты хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 446 [10], и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации.
Рис. Структурные элементы государственно - частного партнерства в молочном скотоводстве Амурской области
Проанализировав международную практику, считаем, что необходимым внести изменение в действующие нормативно правовые акты, с целью предоставления права на заключения соглашения для объектов:
- создание совместных научно-исследовательских центров для инновационной модернизации молочного скотоводства;
- создание центров по предоставлению услуг по развитию агарного бизнеса средним и малым формам хозяйствования (КФХ и др.).
- создание предприятий по сбору, хранению, переработки и утилизации отходов молочного скотоводства.
Требования к поведению субъектов в рамках взаимодействия при реализации проектных инициатив посредством государственно - частного партнерства изложены в следующих нормативно - правовых актах
федерального и регионального уровня [7,6,8,9]:
- Федеральный закон от 25.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Амурской области от 12.07.2016 г. № 300 «О реализации отдельных положений Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ;
- Постановление Правительства Амурской области от 9 июня 2016 г. № 253 «Об утверждении правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных
нужд Амурской области, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств» и др.
С учётом сложностей вхождения государственно - частного партнерства в молочное скотоводство РФ и в частности исследуемого региона, необходимо большое внимание уделить выявлению рисков данного партнерства, отражению их в соглашениях о государственно - частном партнерстве, разработке мероприятий по минимизации их негативного эффекта. В целом на государственно - частное партнерство в молочном скотоводстве Амурской области оказывают влияние следующие риски: малорентабель-ность проектов в молочном скотоводстве, законодательные риски, риски проектирования и строительства; риски эксплуатации объекта; риски нарушения обязательств между сторонами по ГЧП - соглашениям; риски инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных, риски физиологических свойств животных, риски самовоспроизводства; риск диспаритета цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для её производства.
Вопрос выбора формы финансирования в государственно - частном партнерстве является одним из самых важных, определяющий экономическую эффективность и инвестиционный потенциал проекта.
Поскольку любое вложения капитала требует его рационального, экономически выгодного (прибыльного) инвестиционного размещения, одним из важнейших организационно - управленческих вопросов государственно - частного партнерства является поиск компромиссных решений, обеспечивающих достаточную для бизнеса доходность
вложенного капитала при разумном распределении рисков, а также максимально быстрое и качественное решение актуальных социальных проблем и эффективное управление объектами государственной собственности [5].
При реализации проектов государственно - частного партнерства возможно использование следующих источников финансирования:
1. Кредитный (привлечение заемных средств);
2. Смешанный (привлечение собственных средств двух или более партнеров);
3. Гибридный (сочетание собственных и заемными средств, возможность привлечения бюджетного финансирования). Кроме того, перспективными механизмами финансирования являются проектные и венчурные формы.
Проанализировав возможные формы взаимодействия партнеров в молочном скотоводстве в рамках международного опыта и национального законодательства, считаем оптимальной форму ВОО/ОВОО которая на национальном уровне регламентируется Федеральным законом государственно - частном партнерстве [6] и позволяет частным партнерам осуществлять проектирование и строительство объекта с сохранением права собственности на создаваемый (реконструированный) объект.
Заключение. В результате исследования выявлены особенности государственно - частного партнерства в молочном скотоводстве Амурской области, предложена авторская модель, которая может быть полезна для региональных органов власти при внедрении государственно - частного партнерства в молочное скотоводство Амурской области.
Список литературы
1. Авзалов, М.Р. Зарубежный опыт организации производства молока / М.Р. Авзалов // Российский электронный научный журнал. - 2016. - №3 (21). - С. 155-167.
2. Амурский статистический ежегодник 2017: Статистический сборник. - Благовещенск: Амурстат, 2017. - С. 237-250.
3. Айрапетян, М. С. Зарубежный опыт использования государственно -частного партнерства / М. С. Айрапетян. // Государственная власть и местное самоуправление. -2009. - № 2. - С. 35-42.
4. Гусев, А.Ю. Инновации в молочном скотоводстве и совершенствование методики оценки их эффективности / А.Ю. Гусев // Транспортное дело России. - 2013. - №5. - С. 110-111.
5. Максимова, К.М. Механизмы финансирования проектов государственно-частного партнерства в региональной экономике /К. М. Максимова // Вестник КИГИ РАН. - 2015. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-íinansirovaniya-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-regionalnoy-ekonomike (дата обращения: 08.09.2018).
6. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
7. О концессионных соглашениях [Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
8. О реализации отдельных положений Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Постановление Правительства области от 12.07.2016 г. № 300] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
9. Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Амурской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств [Постановление Правительства Амурской области от 09.06.2016 № 253] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
10. Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители [Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 № 446] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
11. Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания [Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19.08.2016 г. № 614] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
12. Закшевская, Е.В. Инновационные технологии управления аграрным производством: монография / Е.В. Закшевская, С.С. Чумаков; под ред. д.экон. н., проф. Закшевской Е.В. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ,2017. - 170 c.
Reference
1. Avzalov, M.R. Zarubezhnyj opyt organizacii proizvodstva moloka (Foreign Experience in Organization of Milk Production), Rossijskij ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2016, No 3 (21), PP. 155-167.
2. Amurskij statisticheskij ezhegodnik 2017: Statisticheskij sbornik (Amur Statistical Yearbook 2017: Statistical Collection), Blagoveshchensk: Amurstat, 2017, PP. 237-250.
3. Ajrapetyan, M. S. Zarubezhnyj opyt ispol'zovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (Foreign Experience in Using Public-Private Partnerships), Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2009, No 2, PP. 35-42.
4. Gusev, A.YU. Innovacii v molochnom skotovodstve i sovershenstvovanie metodiki ocenki ih ehffek-tivnosti (Innovations in Dairy Cattle Breeding and Improvement of Methods for Assessing Their Effectiveness), Transportnoe delo Rossii, 2013, No 5, PP. 110-111.
5. Maksimova, K.M. Mekhanizmy finansirovaniya proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v re-gional'noj ehkonomike (Financing Mechanisms for Public-Private Partnership Projects in the Regional Economy), Vestnik KIGI RAN, 2015, No 1, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-finansirovaniya-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-regionalnoy-ekonomike (data obrashcheniya: 08.09.2018).
6. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 No 224-FZ] (On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation [Federal Law No. 224-FZ of July 13, 2015]), SPS «Konsul'tantPlyus», Zakonodatel'stvo: Versiya Prof.
7. O koncessionnyh soglasheniyah [Federal'nyj zakon ot 21.07.2005 No 115-FZ] (On Concession Agreements [Federal Law of July 21, 2005 No. 115-ФЗ], SPS «Konsul'tantPlyus», Zakonodatel'stvo: Versiya Prof.
8. O realizacii otdel'nyh polozhenij Federal'nogo zakona ot 13.07.2015 № 224-FZ «O gosudarstvenno-chast-nom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [Postanovlenie Pravitel'stva oblasti ot 12.07.2016 g. No 300] (On the Implementation of Certain Provisions of the Federal Law of July 13, 2015 No. 224-FZ «On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation [Region Government Decree of July 12, 2016 No. 300]), SPS «Konsul'tantPlyus», Zakonodatel'stvo: Versiya Prof.
9. Ob utverzhdenii Pravil prinyatiya reshenij o zaklyuchenii gosudarstvennyh kontraktov na postavku tova-rov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh nuzhd Amurskoj oblasti na srok, prevyshayushchij srok dejstviya utverzhdennyh limitov byudzhetnyh obyazatel'stv [Postanovlenie Pravitel'stva Amurskoj oblasti ot 09.06.2016 № 253] (On Approval of the Rules for Making Decisions on Concluding State Contracts For the Supply of goods, Performance of Works, and Provision of Services to Ensure State Needs of the Amur Region for a Period Exceeding the Term of the Approved Limits of Budgetary Obligations [Amur Region Government Decree No.253 of 09.06.2016]), SPS «Konsul'tantPlyus», Zakonodatel'stvo: Versiya Prof.
10. Ob utverzhdenii perechnya sel'skohozyajstvennoj produkcii, proizvodstvo, pervichnuyu i posleduyush-chuyu (promyshlennuyu) pererabotku kotoroj osushchestvlyayut sel'skohozyajstvennye tovaroproizvoditeli [Post-anovlenie Pravitel'stva RF ot 11.06.2008 № 446] (On Approval of the List of Agricultural Products, Production, Primary and Subsequent (Industrial) Processing of Which is Carried Out by Agricultural Producers [Decree of the Government of the Russian Federation of 11.06.2008 No. 446]), SPS «Konsul'tantPlyus», Zakonodatel'stvo: Versiya Prof.
11. Ob utverzhdenii Rekomendacij po racional'nym normam potrebleniya pishchevyh produktov, ot-vechayushchih sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya [Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 19.08.2016 g. № 614] (On Approval of Recommendations on Rational Norms of Food Consumption That Meet Modern Requirements for Healthy Nutrition [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of August 19, 2016 No. 614]), SPS «Konsul'tantPlyus», Zakonodatel'stvo: Versiya Prof.
12. Zakshevskaya, E.V., Innovacionnye tekhnologii upravleniya agrarnym proizvodstvom: monografiya (Innovative Technologies for Agricultural Production Management: Monograph), E.V. Zakshevskaya, S.S. CHu-makov; pod red. d. econ. n., prof. Zakshevskoj E.V., Voronezh, FGBOU VO Voronezhskij GAU, 2017, 170 p.