Научная статья на тему 'Финансово-правовой статус государственных учреждений науки'

Финансово-правовой статус государственных учреждений науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
530
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ / НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РАСХОДЫ / LEGAL STATUS / FUNDING / PUBLIC SCIENTIFIC INSTITUTIONS / SCIENTIFIC ORGANIZATIONS / COSTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бехер Вероника Виссарионовна, Бабина Ксения Ивановна

Вопросы образования и науки в России на протяжении многих лет являются актуальными как на законодательном уровне, так и в научном сообществе. Сфере образования отводится одна из самых больших статей федерального бюджета, несмотря на преобразование правового статуса государственных и муниципальных учреждений, одной из целей которого является сокращение государственных расходов на их содержание. В статье рассматривается статус государственных учреждений науки в свете проведения реформы образования. Авторы обращают внимание на изменения в финансово-правовом статусе государственных учреждений науки и научной организации и приходят к выводу, что в настоящее время нет четкого разграничения понятий государственных учреждений науки и научных организаций. Специфика финансово-правового статуса государственных учреждений науки заключается в том, что его финансово-правовые полномочия находятся в «точке пересечения» нескольких важнейших нормативно-правовых актов Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса и образовательного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LEGAL STATUS OF STATE SCIENTIFIC INSTITUTIONS

The paper states that the issues of education and science have been discussed in Russia for many years both at the legislative level and in the scientific community. Education remains one of the biggest items of the federal budget, despite the transformation of the legal status of state and municipal educational institutions that is aimed to reduce state spending. The paper discusses the status of state scientific institutions in the light of the education reform. The authors highlight the changes in the financial and legal status of state scientific institutions and scientific organizations and come to the conclusion that there is currently no clear delineation of the concepts of state scientific institutions and scientific organizations. Special character of the financial and legal status of state scientific institutions lies in the fact that the financial and legal powers are covered by several key regulatory and legislative acts, i.e. the Civil Code, the Budget Code, the Tax Code and education legislation.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовой статус государственных учреждений науки»

bekher@mail.ru Вероника Виссарионовна Бехер,

кандидат юридических наук, зав. кафедрой правосудия и процессуального права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ks.03.90@mail.ru Ксения Ивановна Бабина,

аспирантка кафедры правосудия и процессуального права, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 351:001 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ

Вопросы образования и науки в России на протяжении многих лет являются актуальными как на законодательном уровне, так и в научном сообществе. Сфере образования отводится одна из самых больших статей федерального бюджета, несмотря на преобразование правового статуса государственных и муниципальных учреждений, одной из целей которого является сокращение государственных расходов на их содержание. В статье рассматривается статус государственных учреждений науки в свете проведения реформы образования. Авторы обращают внимание на изменения в финансово-правовом статусе государственных учреждений науки и научной организации и приходят к выводу, что в настоящее время нет четкого разграничения понятий государственных учреждений науки и научных организаций. Специфика финансово-правового статуса государственных учреждений науки заключается в том, что его финансово-правовые полномочия находятся в «точке пересечения» нескольких важнейших нормативно-правовых актов - Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса и образовательного законодательства.

Ключевые слова: правовой статус, финансирование, государственные учреждения науки, научные организации, расходы.

V.V. Becher, K.I. Babina

FINANCIAL AND LEGAL STATUS OF STATE SCIENTIFIC INSTITUTIONS

The paper states that the issues of education and science have been discussed in Russia for many years both at the legislative level and in the scientific community. Education remains one of the biggest items of the federal budget, despite the transformation of the legal status of state and municipal educational institutions that is aimed to reduce state spending. The paper discusses the status of state scientific institutions in the light of the education reform. The authors highlight the changes in the financial and legal status of state scientific institutions and scientific organizations and come to the conclusion that there is currently no clear delineation of the concepts of state scientific institutions and scientific organizations. Special character of the financial and legal status of state scientific institutions lies in the fact that the financial and legal powers are covered by several key regulatory and legislative acts, i.e. the Civil Code, the Budget Code, the Tax Code and education legislation.

Keywords: legal status, funding, public scientific institutions, scientific organizations, costs.

Вопросы образования и науки в России являются актуальными на протяжении многих лет как на законодательном уровне, так и в научном сообществе. Сфере образования отводится одна из самых больших статей федерального бюджета, несмотря на преобразование правового статуса государственных и муниципальных учреждений, одной из целей которого является сокращение государственных расходов на их содержание.

В систему образования входят образовательные учреждения и научные организации. ГК РФ различает понятия «организация» и «учреждение». Согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие в качестве цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) [2].

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Статус научных организаций прописан в ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и/или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации [3].

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и/или научно-техническую деятельность.

Научная организация в целях подготовки и переподготовки научных работников и специалистов может осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также по образовательным программам дополнительного профессионального образования. Кроме того, научная организация может осуществлять сотрудничество и координацию своей деятельности с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в том числе на договорной основе, а также путем создания объединений научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования в форме ассоциаций или союзов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Научная организация в соответствии с договором, заключенным с образовательным учреждением высшего профессионального образования, может создавать структурное подразделение (лабораторию), осуществляющее научную и/или научно-техническую деятельность на базе образовательного учреждения высшего профессионального образования с учетом образовательных программ и тематики научных исследований в порядке, определяемом уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание, правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра.

Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

Таким образом, в настоящее время нет точного разграничения понятия государственных учреждений науки и научных организаций.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о финансово-правовом статусе государственных учреждений науки, необходимо выяснить, что же такое правовой статус.

Правовой статус - ключевая категория, характеризующая правовое положение любого субъекта права. С точки зрения теории права правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, имеющее свою структуру и системные характеристики. Он (статус) обладает целостностью, составом, порядком взаимодействия компонентов, целесообразностью.

Существенно важным является выделение различных видов самого правового статуса. В зависимости от норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса государственных учреждений науки, как: конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, финансово-правовой статус, административно-правовой статус, научный статус.

Финансово-правовой статус государственных учреждений науки тесно связан с гражданско-правовым статусом. В самом общем плане финансово-правовой статус государственных учреждений науки, во-первых, отражает одну из важнейших граней многообразной деятельности государственных учреждений науки - финансово-экономическую (или, в более узком смысле, -финансово-хозяйственную) деятельность, а, во-вторых, его можно рассматривать как совокупность норм, регулирующих финансово-экономические отношения [1, с. 3].

Самое существенное, что характеризует специфику финансово-правового статуса государственных учреждений науки, заключается в том, что его финансово-правовые полномочия находятся в точке пересечения нескольких важнейших нормативно-правовых актов -Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса и образовательного законодательства.

Таким образом, финансово-правовой статус государственных учреждений науки включает в себя общий статус, бюджетный статус, налоговый статус.

Общий финансово-правовой статус государственных учреждений науки определен в ст. 15 Федерального закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования и может осуществляться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, а также физическими лицами и юридическими лицами способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации. Основным источником финансирования фундаментальных научных исследований являются средства федерального бюджета. Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности, которое осуществляется государственными и/или негосударственными фондами, может осуществляться за счет грантов, передаваемых научным и научно-педагогическим работникам, другим физическим лицам, а также научным орга-

низациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых гранты передаются физическим или юридическим лицам.

Бюджетный статус государственных учреждений науки регламентирован в ст. 162 БК РФ. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и/или исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и/или бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Налоговый статус государственных учреждений науки зафиксирован в ст. 19 НК РФ. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и/или сборы. Однако согласно ст. 381 НК РФ научные организации освобождаются от уплаты налогов [4, с. 16].

Подводя итог, следует сказать о том, что финансово-правовой статус государственных учреждений науки и научных организаций не до конца исследован в современной юридической науке. Данный вопрос остается нерешенным.

1. Астанин В.В. Финансирование юридических научных исследований: фантомы или реальность // Юридическое образование и наука. 2011. № 3.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. № 14-ФЗ (принят 26.01.1996 г., ред. 02.11.2013 г.) // Российская газета. 1994. 8 авг.

3. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон № 127-ФЗ (принят 23.08.1996 г., ред. 02.11.2013 г.) // Российская газета. 1996. 3 сент.

4. Семенихин В.В. Налог на прибыль организаций, доходы и расходы: повышающие и понижающие коэффициенты // Налоги. 2012. № 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.