г
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
А.П. БЕРДАШКЕВИЧ, канд. юрид. наук, Государственный советник РФ I класса С. С. КЛЕПИКОВ, аспирант Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Основные направления модернизации правового статуса высшей школы
Статья имеет целью исследовать изменения правового статуса образовательных учреждений, заложенные в новом отраслевом законе в области образования и в проекте Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: модернизация образования, Законопроект об образовании, Гражданский кодекс РФ.
Вводные замечания
В последние десятилетия происходит переосмысление феномена образования. Международным научно-образовательным сообществом в рамках ЮНЕСКО еще в середине 1990-х гг. сформулированы актуальные для нашего времени принципы образовательного процесса: учиться познавать (learning to know), учиться созидать (learning to do), учиться жить вместе (learning to live together), учиться быть (learning to be) 1. Национальные законодательства в области образования и науки в целом должны соответствовать декларируемым принципам.
Человечество накопило огромный объем знаний, и потому важно постоянно осуществлять отбор знаний, необходимых для усвоения в учебной деятельности. Это основная проблема государственных образовательных стандартов. Системы образования ориентированы по большей части на первую цель - учиться, чтобы знать. Учиться созидать - это больше, чем просто овладевать мастерством и приобретать навыки; это применение знаний в новых ситуациях, совмещение труда с обучением на протя-
жении всей жизни. Данная задача решается сегодня в основном средствами профессионального образования. Учиться жить -под этим девизом подразумевают поощрение развития творческих способностей каждой личности во всем богатстве и сложности ее проявлений. Данная задача решается главным образом путем развития различных курсов обучения, включая сеть художественных и спортивных школ. Учиться жить вместе - означает не только терпимо относиться к другим, не похожим на нас, но и стремиться понять этих других, жить, проявляя уважение друг к другу.
Новая парадигма образования обусловливает изменения правового регулирования в области образования и науки, а также структурные преобразования в системе. Можно выделить два основных правовых акта, которые в ближайшее время решающим образом скажутся на реформах отечественной высшей школы.
В одном из указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. содержится поручение Правительству Российской Федерации внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального
1 Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. URL: www.ifap.ru (Learning: Treasure Within).
закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Законопроект). После принятия нового закона будут отменены многие законодательные акты, в том числе два основных отраслевых закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В первом полугодии 2012 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Проект Г К). Среди иных изменений Проект ГК вводит новое понятие «юридического лица» в российское законодательство, а значит - и в систему образования.
Проект нового отраслевого закона об образовании
В преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании» дано следующее определение: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом».
Приведенное определение не совпадает с принятыми в международной практике дефинициями, а также с оборотами, которые наличествуют в международных договорах, подписанных со стороны Российской Федерации. Действующее законодательство таким определением фактически ограничивает отрасль образования рамками стандартизированного или цензового
(уровневого) образования, оставляя в стороне иные виды и формы, которые не являются уровнями образования в соответствии с нормой пункта 5 статьи 27 Закона Российской Федерации «Об образовании».
В новом Законопроекте содержится иное определение, более адекватное современным представлениям: «Образование -общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Приведенным примером роль Законопроекта в уточнении дефиниций не исчерпывается. В тексте Конституции Российской Федерации использован оборот «высшее образование», а в ныне действующих отраслевых законах наличествует оборот «высшее профессиональное образование ». Налицо юридико-техническая коллизия между федеральными законами и Конституцией Российской Федерации, которую надлежит устранить.
Специалистами неоднократно указывалось на некорректное использование в Законе Российской Федерации «Об образовании» термина «образовательное учреждение », который неточен в правовом отношении. В зависимости от контекста приведенный оборот может либо указывать на организационно-правовую форму образовательной организации - «учреждение», либо быть истолкован как родовое понятие для любой некоммерческой организации, участвующей в образовательном процессе, что порождает неоправданную путаницу в процессе правоприменения.
В целях устранения данного противоречия и приведения терминологии в соответ-
ствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в Законопроекте в качестве родового понятия используется термин «образовательная организация».
Некорректное употребление обозначения юридического лица как субъекта деятельности может привести к неправильной трактовке его правового статуса. В связи с этим назрела необходимость унификации типологии и видологии образовательных организаций. Правовое закрепление типов и видов образовательных организаций является одним из способов упорядочения общественных отношений, непосредственно связанных с процессом воспитания и обучения. Перечень типов образовательных организаций закреплен в пункте 4 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». Однако при его формировании были использованы разные основания для выделения соответствующихтипов: по уровню реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и иные. Такой подход не позволяет однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация может одновременно относиться к нескольким типам. Так, например, специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могут рассматриваться и как общеобразовательные организации в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.
Закрепленная Законом Российской Федерации «Об образовании » типология образовательных организаций с жестким нормированием видов реализуемых каждым типом образовательной организации образовательных программ в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, для вы-
страивания индивидуальных образовательных траекторий, расширения спектра образовательных услуг и т.п. Законодатель не предусмотрел возможности реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями с участием промышленных предприятий, что является тормозом для создания многофункциональных образовательных и научно-образовательных центров (комплексов), комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развития социального партнерства в образовании.
С учетом изложенных обстоятельств при разработке Законопроекта были поддержаны предложения об изменении подходов к закреплению в законопроекте типов и видов образовательных организаций, в том числе касающиеся целесообразности корректировки видов образовательных организаций высшего образования. Была отмечена необходимость пересмотра существующей системы типов и видов образовательных организаций в целях снятия избыточных административных барьеров и их упорядочения на основе ясных и определенных критериев. При этом Законопроект изменил подходы к установлению видов образовательных организаций высшего образования, предоставив вузам и их учредителям право использовать исторически сложившиеся, «узнаваемые» названия образовательных учреждений (консерватория, академия, высшая школа и иные) без указания конкретного вида. В качестве обязательного требования к высшим учебным заведениям закреплено ведение ими научных исследований; предусмотрены нормы о создании в вузах научных подразделений, а также о статусе научных работников таких подразделений.
В Законопроекте обновлены формулировки относительно отдельных базовых институтов системы образования, уточнена система уровней образования в Россий-
ской Федерации, а также названия отдельных уровней на основе положений Конституции Российской Федерации, Болонской декларации и Международной стандартной классификации образования. С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования в Законопроекте систематизировано и расширено видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда; упорядочены типы образовательных организаций.
В Законопроекте предусмотрены отдельные правовые нормы, регулирующие: введение принципов нормативного подушевого финансирования образовательных организаций для всех уровней образования при сохранении единства образовательного пространства независимо от финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов; закрепление прав граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм с обеспечением равной ответственности государственных (муниципальных) и частных образовательных организаций за качество образования; обеспечение информационной открытости образовательных организаций для потребителей образовательных услуг.
Предусмотрено расширение числа субъектов образовательной деятельности, в частности, участие работодателей не только в выработке государственной политики, но и в оценке качества образования, в государственной (итоговой) аттестации выпускников вузов. В Законопроекте установлены подходы, обеспечивающие внедрение механизмов внешней оценки качества образования какв рамках закрепления общественной и общественно-профессиональной аккредитации, так и при государственной аккредитации: в процессе ее проведения предполагается обязательное привле-
чение независимых экспертных организаций и работодателей. Проектом федерального закона расширен круг организаций, осуществляющих обучение. В их число включены коммерческие организации (предприятия), имеющие потребность в организации «внутрифирменного» обучения не только по программам профессиональной подготовки рабочих, но и по широкому спектру программ дополнительного профессионального образования.
Впервые на законодательном уровне закреплены особенности предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке федеральных органов исполнительной власти. Законопроектом регулируются вопросы реализации образовательных программ в отдельных отраслях (таких, как оборона и безопасность, медицина и фармацевтика, спорт, искусство и культура).
Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, обеспечивающих возможность как инклюзивного, так и интегрированного образования.
Поддержаны предложения относительно систематизации льгот и преимуществ при приеме в образовательные организации высшего образования. Признана необходимость изменения существующей системы льгот и преимуществ при приеме в высшие учебные заведения. Изменение этой системы не должно повлечь ухудшения правового положения лиц, особо нуждающихся в поддержке со стороны государства, в том числе их возможностей доступа к высшему образованию. Будут предусмотрены эффективные правовые механизмы, сохраняющие направленность и уровень социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
инвалидов. В частности, в целях обеспечения доступности высшего образования для инвалидов предложено рассмотреть вопрос о выделении для них квоты при приеме на обучение за счет бюджетных средств.
Были поддержаны предложения о конкурсном распределении контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от результатов ЕГЭ лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения в предыдущие годы. Разработчиками Законопроекта было отмечено, что при определении общего объема контрольных цифр приема и их распределении между образовательными учреждениями должен использоваться комплекс критериев, учитывающий задачи и направления развития федеральных округов и субъектов Российской Федерации, потребность экономики в специалистах, качество подготовки образовательными учреждениями граждан по тем или иным направлениям подготовки (специальностям), востребованность выпускников и другие критерии. При этом основные принципы и механизмы распределения на конкурсной основе контрольных цифр приема на обучение по основным образовательным программам высшего образования за счет бюджетных средств должен определять федеральный закон. Кроме того, следует предусмотреть возможность участия общественности в распределении контрольных цифр приема и в контроле над их исполнением.
Законопроект не ограничивает получение образования на родном языке. В нём впервые появилось описание процедур разработки примерных образовательных программ, в том числе и по родным языкам, возможность прохождения итоговой аттестации по родному языку.
Образование в сфере культуры и искусства впервые получает адекватные формы
для своего нормативного правового закрепления - в противовес сегодняшней действительности, когда вне правовых норм реализуется практика раннего набора обучающихся на программы профессионального образования.
Законопроект не предлагает отказаться от социальных стипендий студентам. Механизмы стипендиального обеспечения станут более гибкими, и у вузов появится больше возможностей по предоставлению адресных стипендиальных выплат.
Законопроект не ограничивает права педагогов, не лишает их существующих социальных гарантий. Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и обязуется создать необходимые условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Вводятся гарантии по оплате труда учителей.
Законопроект не снижает перспективы социальной и академической мобильности граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке со стороны государства.
Законопроектом вводятся нормы, закрепляющие использование в образовательном процессе, наряду с дистанционными образовательными технологиями, электронного обучения, предусматривается организация обучения посредством сетевого взаимодействия образовательныхучреж-дений. Все это расширяет образовательные возможности граждан, гарантирует получение ими образования по индивидуально выстроенной траектории.
Проект нового Гражданского кодекса
Проект ГК предусматривает особое упорядочение организационно-правовых форм юридических лиц, особенно некоммерческих организаций, закрепление в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц.
Предусмотрено деление юридических
лиц на корпоративные и унитарные организации. Юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), отнесены к корпоративным организациям (корпорациям). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, отнесены к унитарным организациям.
К некоммерческим унитарным организациям отнесены:
• общественные, благотворительные и иные фонды, в том числе автономные некоммерческие организации;
• государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;
• религиозные организации.
В уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. В уставе некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, должны быть определены виды такой деятельности, соответствующие целям ее создания и ее основной деятельности.
По сложившейся практике почти все учебные заведения являются учреждениями по организационно-правовой форме. Поэтому приведенные ниже цитаты и заимствования из текста Проекта ГК относительно учреждений имеют непосредственное отношение к правовому регулированию государственных и муниципальных учебных заведений России.
В соответствии с терминологией обсуждаемого Проекта ГК «учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или иных функций некоммерческого характера». Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением или приоб-
ретенное учреждением, учреждение имеет право оперативного управления. Учреждение может быть создано гражданином либо юридическим лицом (частное учреждение), а также Российской Федерацией либо субъектом Российской Федерации (государственное учреждение). Муниципальные образования вправе создавать муниципальные учреждения. Проект ГК не допускает соучредительства нескольких лиц при создании учреждения.
К основным характеристикам правового статуса учреждений, вводимым Проектом ГК, можно отнести перечисленные ниже. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При ихнедостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. По решению учредителя в учреждении может быть создан коллегиальный орган (совет), подотчетный учредителю. Компетенция коллегиального органа учреждения, порядок его создания и принятия им решений определяются законом и уставом учреждения.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, особенности правового положения отдельных видов государственных и муниципальных учреждений определяет закон.
Государственные или муниципальные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом, в соот-
ветствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Имущество считается принадлежащим учреждению, если оно закреплено за ним собственником, приобретено за счет средств, выделенных собственником для его приобретения, а также получено за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности либо по иным основаниям, не противоречащим закону или уставу учреждения. Доходы, полученные учреждением за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности, должны учитываться на отдельном балансе.
Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законом решает вопросы создания учреждения, определения предмета и целей его деятельности, реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего учреждению имущества, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом или уставом учреждения.
Проект Г К ужесточает контроль собственника (учредителя) над имуществом, переданным в оперативное управление, над доходами и иными ресурсами учреждения.
В соответствии с Проектом ГК собственник имущества учреждений, за исключением казенных, вправе устанавливать порядок распределения их доходов, полученных за счет разрешенной им приносящей доходы деятельности. Собственник имущества вправе изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением, не являющимся автономным, а также приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Собственник имущества, установив, что учреждение не использует или использует не по назначению имущество, должен предупредить учреждение о возможности изъятия этого имущества и предоставить
разумный срок для устранения нарушения. Изъятие имущества у учреждения допускается по решению собственника при условии, что учреждение не устранило недостатки, послужившие основанием для соответствующего предупреждения.
Учреждение не вправе продавать принадлежащее ему на праве оперативного управления недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Казенное учреждение вправе отчуждать или иным способом распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, лишь с согласия собственника этого имущества. Казенные учреждения без согласия собственника реализуют производимые ими товары, работы и услуги при осуществлении предпринимательской или иной приносящей доходы деятельности, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Для материального обеспечения основной (уставной) деятельности некоммерческие организации могут осуществлять иную приносящую им доход деятельность, виды которой определены в их уставах и соответствуют целям их создания и их основной деятельности. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доходы деятельности, должна иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по ее обязательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
Автономное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, относящимся к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, которое закреплено за
ним собственником или приобретено за счет выделенных собственником средств. Остальным имуществом, в том числе приобретенным за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности либо полученным в качестве пожертвования от граждан или юридических лиц, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Право оперативного управления движимым имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право оперативного управления недвижимым имуществом возникает с момента государственной регистрации.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у казенного учреждения по решению собственника.
Проект Г К устанавливает, что образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, корот-
ких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без них) и предоставлять их учащимся и преподавателям для проведения экзаменов, аудиторных занятий и домашней подготовки в необходимых для этого количествах.
Ранее такое право было предоставлено только библиотекам. Образовательные учреждения могли быть привлечены к ответственности за нарушение авторских прав, если обучаемым читали выдержки из художественных или публицистических произведений.
Следуя общеевропейским тенденциям развития законодательства о статусе юридических лиц, Проект Г К усиливает традиционные положения об имущественной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица (т.е. физических лиц, являющихся его органами-руководителями), а также членов его коллегиальных органов (наблюдательных советов, правлений и т.п.) и лиц, фактически определяющих (контролирующих) его действия. Все эти лица должны возмещать убытки, причиненные ими юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Актуальными и востребованными являются нововведения Проекта ГК, направленные на защиту прав владельцев имущества, возмещение реального ущерба, причиненного в том числе правомерными действиями органов государственной власти или местного самоуправления.
Проект ГК устанавливает, что вступление в силу федерального закона предполагается по истечении некоторого переходного периода. Перерегистрации ранее созданных юридических лиц и переоформле-
ния прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, не требуется. При регистрации вносимых в связи с принятием федерального закона изменений в учредительные документы юридических лиц не будет взиматься государственная пошлина.
Предложения и выводы
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. В текст проекта Закона Российской Федерации «Об образовании» инкорпорированы все основные нормативно-правовые положения и юридические принципы, составляющие главное содержание отраслевого законодательства в области образования.
2. Проект Закона Российской Федерации «Об образовании» имеет целью согласование положений законодательства в области образования с функционирующей правовой средой из иных отраслей права российского и международного законодательства.
3. Проект Закона Российской Федерации «Об образовании» не уменьшает объем личных прав граждан на получение образования и не ухудшает экономическую и материально-техническую обеспеченность национальной системы образования.
4. Принятие федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также к каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.
5. Новую редакцию главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации применяют со дня вступления в силу к некоммерческим организациям, включая потребительские кооперативы, общественные
организации, ассоциации (союзы), фонды, учреждения, религиозные организации. Перерегистрация ранее созданных указанных юридических лиц в связи с вступлением в силу закона не требуется. При регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц, в связи с приведением их в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции, государственную пошлину не взимают.
6. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, применяют к соответствующим правоотношениям, возникшим в том числе после 1 января 2011 года.
7. Новая версия Гражданского кодекса Российской Федерации определяет ответственность лиц, принимающих решение, за неправильные и неэффективные действия и за нерентабельное использование имущества и иных ресурсов системы образования. Это относится к лицам, которые вправе представлять учебные заведения, а также выступать от органов управления учебными заведениями или органов муниципальной и государственной власти.
8. Новая версия Гражданского кодекса Российской Федерации вводит дополнительную дифференциацию в правовой статус казенных, бюджетных, автономных и частных учреждений, в частности, обязывает учредителей и собственников имущества учреждений усилить контроль над целевым использованием переданной недвижимости и иных ресурсов образовательных учреждений.
9. Новая версия Гражданского кодекса Российской Федерации расширяет возможности образовательных учреждений в части использования объектов интеллектуальной собственности в учебном процессе.
BERDASHKEVICH A, KLEPIKOV S. MAIN LINES OF MODERNIZATION OF HIGHER SCHOOL LEGAL STATUS
The article aims at investigating changes of legal status of educational institutions which are put in the new branch law in the field of education and in the draft of the Civil code of Russian Federation.
Key words: education modernization, draft law in the field of education, Civil code.
B.Г. ИВАНОВ, профессор Е.А. ПАРФИРьЕвА, доцент
C.В. БАРАБАНОВА, доцент Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия в ВТО: возможные риски для системы образования
В данной статье рассмотрены некоторые аспекты международной торговли в сфере образовательных услуг и возможные последствия в этой сфере после вступления России в ВТ О. Г енеральное соглашение по торговле услугами. Приведен опыт зарубежных стран в отношении Перечня специфических услуг ГАТС. Сделана оценка возможных рисков после ратификации ГАТС в секторе образовательных услуг России.
Ключевые слова: ГАТС, ВТО, образовательные услуги, риски.
В последние годы наблюдается активизация международной деятельности в сфере образовательных услуг. Академическая мобильность студентов за период 19952005 гг. увеличилась с 0,6 млн. чел. до 2,7 млн. Эта тенденция указывает на то, что в ближайшие годы рост сохранится, чему способствуют процессы глобализации экономики и общества. Прогнозы исследований рынка показывают увеличение мобильности студентов к 2020 г. до 5,8 млн., а к 2025 г. - до 8 млн. чел. В настоящее время большая часть потока локализуется в шести странах: США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Японии. Азия возглавляет список регионов, направляющих студентов за рубеж для получения высшего образования, а граждане азиатских стран составляют почти половину (43%) всех иностранных студентов, обучающихся на территории стран ОЭСР. Европа идет на втором месте (35%), за ней следуют Африка (12%), Северная Америка (7%), Южная Америка (3%) и Азиатско-Тихоокеанский регион (1%) [1].
На протяжении столетий студенты и
преподаватели пересекали границы государств, и этот процесс был частью обычной академической практики. Но современная ситуация выглядит несколько иначе. Для нее характерно не столько само по себе перемещение студентов и преподавателей (хотя объем таких перемещений растет), сколько все более очевидная рыночная ориентация высшего образования и все более усиливающаяся роль коммерческих провайдеров, которые предлагают свои услуги в международном масштабе. Отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей международную торговлю услугами, в том числе и в сфере образования, привело к заключению особого соглашения между странами-членами ВТО. По итогам Уругвайского раунда вступило в силу Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). В нем были разработаны нормы и положения, регулирующие применение странами-членами ВТО мер в области торговли услугами. Эти меры включают законы, нормативные акты, административные правила и решения, касающиеся приобретения, оплаты или использования услуг