Научная статья на тему 'Финансово-кредитные рычаги стимулирования инновационного развития национальной экономики'

Финансово-кредитные рычаги стимулирования инновационного развития национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ РЫЧАГ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КРЕДИТ / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / "БИЗНЕС-АНГЕЛ" / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / FINANCIAL AND CREDIT LEVER / INVESTMENT LOAN / VENTURE CAPITAL / "BUSINESS ANGEL" / PROJECT FINANCING / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевчук Юрий Андреевич

В статье исследованы финансово-кредитные рычаги стимулирования инновационного развития национальной экономики и выделено их структуру. Автором сделана сравнительная характеристика источников финансирования инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND CREDIT LEVERS THAT STIMULATE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY

An article investigates financial and credit levers that stimulate innovative development of the national economy in the world practice, their structure is examined also. The author gives a comparative description of the sources of financing innovation.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитные рычаги стимулирования инновационного развития национальной экономики»

2011. - 165 с.

8. Каленюк 1.С. Розвиток вищо! освгги та економжа знань : монографiя/ 1.С. Каленюк, О.В. Куклш. - К. : Знання, 2012. - 343 с. - (Сучасна наука).

9. Корсак К. В. Освта, сустльство, людина в ХХ1 сто-лiттi: штегрально-фшософський аналiз : монограф1я / К. В. Корсак. - Ки!в - Нгжин: НДПУ iм. М.Гоголя, 2004. - 224 с.

10. Котов Д.В. Инновационное состояние социально-экономических систем: теория, практика, управление развитием: монография. - Уфа: Изд-во «Нефтегазовое дело», 2010. - 253 с.

11. Управлшня соцiально-економiчними системами:

монографiя / [Л.1.Антошк1на, А.Л.Баланда, В.А.Вюящев та ш.]; за ред. Л.1.Антошк1но!, Н.В.Ушенко. - Донецьк: Юго-Восток, 2013. - 379 с.

12. Офщшний сайт Державно! служби статистики Укра!ни // Режим доступу: www.ukrstat.gov. иа.

13. Рiчний звiт Державно! служби штелектуально! власностi Укра!ни. - К.: Державна служби штелектуально! власносп Укра!ни, 2012. - 60 с.

14. Основш показники дiяльностi вищих навчальних закладi Укра!ни на початок 2012/2013 навчального року. Статистичний бюлетень. - К.: Державна служба статистики Укра!ни, 2013 р.

MODERN TENDENCIES OF ECONOMY INNOVATIVE DEVELOPMENT OF UKRAINE

© 2014

N.I. Holyavko, candidate of economical science, associate professor of the chair «Economic Theory» M.A. Mostova, candidate of economical science, associate professor of the chair «Informatics and Economic Cybernetics»

Chernigov State Institute of Economics and Management, Chernigov (Ukraine)

Annotation: The basic indicators of innovative activity development in Ukraine are analyzed in the article. The author puts special attention to the determination of higher educational institutions role in activation of national economy innovative development.

Keywords: innovative development, diversification of finance sources, commercialization, transfer of innovations.

УДК 330.341

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ РЫЧАГИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© 2014

Ю.А. Шевчук, аспирант кафедры политической экономии учетно-экономических факультетов

Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Киев (Украина)

Аннотация: В статье исследованы финансово-кредитные рычаги стимулирования инновационного развития национальной экономики и выделено их структуру. Автором сделана сравнительная характеристика источников финансирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновация, инновационное развитие, финансово-кредитный рычаг, инвестиционный кредит, венчурный капитал, «бизнес-ангел», проектное финансирование, государственно-частное партнерство.

Функционирование финансово-кредитных рычагов должно гармонично вписываться в систему действующих институтов и эффективно влиять на устранение противоречий общественно-экономического развития. Гипотеза исследования заключается в том, что нацеленная на поддержку инновационных предпринимателей, взвешенная финансово-кредитная система страны способна сглаживать риски развития и стимулировать качественные изменения в производительных силах общества.

Проблематика функционирования финансово-кредитных рычагов инновационного развития описана в трудах зарубежных ученых: Й. Шумпетера, Д. Кларка, Р. Лукаса, Р. Харрода. Значительный вклад в исследование финансово-кредитного механизма и его составляющих элементов внесли также: Ю.П. Авдиянц, В.В. Земсков, B.C. Пашковский, В.И. Рыбин, Л.Н. Салимов, Ю.Н. Бажал, А.Н. Поддерьогин, Н.Д. Коринько, Н.И. Крупко, Л.И. Федулова и другие. Оценка финансово-кредитных рычагов и их роли среди остальных факторов стимулирования инновационного развития не однозначна, большинство ученых пытается отойти от оценки положительных и отрицательных последствий применения рычагов, взамен исследуя финансово-кредитный механизм.

Основной задачей статьи является характеристика финансово-кредитных рычагов стимулирования инновационного развития национальной экономики. Анализ действенных финансово-кредитных рычагов, исходя из их эффективности и условий воспроизводства ресурсов.

Инновация есть материализованным результатом от инвестирования средств на разработку нового продукта, технологии или новой формы обслуживания. Инвестиции в основной капитал не только способству-

ют замене физически и морально устаревшего оборудования с целью обеспечения расширенного воспроизводства, но и определяют темп обновления основного капитала, как основы конкурентоспособности продукции. Методологическую основу исследования финансово-кредитных рычагов стимулирования инновационных процессов составляет системный подход, предусматривающий: комплексность финансово-кредитных рычагов, причинно-следственную связь между всеми элементами экономической системы, массовость общественно-экономических явлений, множественность характеристик составляющих элементов, цикличность экономических процессов. Посредством применения соответствующих рычагов влияния на субъекты хозяйственной деятельности должен повыситься уровень их заинтересованности в ресурсном обеспечении инновационных проектов.

Основные черты нацеленной на инновационное развитие финансово-кредитной системы национальной экономики:

множественность и конкурентность источников финансирования;

методы и инструменты аккумуляции ресурсов не должны нести значительной фискальной нагрузки на более традиционные, в технологическом смысле, виды экономической деятельности;

рычаги стимулирования инновационного развития должны соответствовать реальному состоянию экономики;

логичность, прозрачность и нормативно-правовое оформление рычагов финансирования инновационных проектов;

мобильность финансовых ресурсов. Инновационный капитал должен быть готовым брать на себя риски и мигрировать в неизвестную среду без поддержки контр-

агентов, в этом процессе должно способствовать инфраструктурное (фондовая биржа, кредитные общества, венчурные фонды) и институциональное обеспечение;

четко определенные рамки функционирования спекулятивного капитала;

борьба с теневыми схемами движения капитала, что предусматривает: реформу налоговой системы, введение уголовной ответственности, международное сотрудничество в рамках коррупционных расследований и т.п.;

особое внимание к проблемам цикличности экономического развития.

Финансовое обеспечение инновационной деятельности собственными средствами нуждается в первоочередном стимулировании. Так как имеет ряд преимуществ (табл. 1): значительная финансовая устойчивость за счет дополнительно сформированного из прибыли собственного капитала; высокая норма прибыли на инвестированный капитал в связи с отсутствием потребности в уплате процентов по ссуде; упрощенный механизм принятия управленческих решений и отсутствие внешнего мониторинга; существенное снижение риска банкротства.

Финансирование за счет заемных средств уменьшает налогооблагаемую базу, ведь процентные платежи по полученным кредитам относятся к валовым расходам. Заимствованные средства несут в себе множество рисков, в том числе высокий риск банкротства и потери имущества, сложные условия уплаты займа, а также риск принятия неверных управленческих решений. Кроме этого, обеспечение защиты прав акционеров непосредственно влияет на оценку стандартов корпоративного управления в компаниях и как следствие — на их инвестиционную привлекательность и рыночную стоимость.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика источников финансирования инновационного предприятия (мировая практика)

Показатели Собственные средства (в т.ч. прибыль) Кредитные Отечественные и иностранные нн вести ннн Бюджетные н в небюдАетные фонды Национальные н зарубежные фонды

Влияние на финансовую устойчивость Незнач едаеть ное Значительное Умеренное Умеренное Умеренное

Внешнее влияние на управленческие решения Отсутствует Умеренное Значительное Незначительное Нез нач ительное

Норма прибыли на инв естиров анный капитал Высокая Низкая Низкая Умеренная Умеренная

Риск банкротства и потери имущества Умеренный Высокий Высокий Умеренный Умеренный

Влияние контролирующих органов Отсутствует Умеренное Значительное Значительное Умеренное

действия кризисным явлениям направляют все больше ресурсов на инновационную деятельность и вхождение в структуру финансовых институтов.

Рис. 1. Структура затрат на НИОКР и соотношение затрат на одного жителя в 2012 году

(1) — данные по Германии, Италии, Франции, Швеции, Норвегии, США и КНР за 2011 год

(2) — данные по Японии и Южной Корее за 2010 год

Самую оптимальную структуру финансирования НИОКР имеют скандинавские страны, даже размеры расходов на одного жителя в Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии подобные и составляют более 1265 Евро (показатель Финляндии). Значение этого показателя в России — 123 Евро на одного жителя, Украине — 24 Евро, сколько примерно и в Румынии (28 Евро). В 2012 году в Украине общий объем издержек на инновационную деятельность составил 11,5 млрд. грн. (или 1,1 млрд. евро), из них: за счет собственных средств было профинансировано 63,9 % всех расходов, Госбюджета — 2%, средств иностранных инвесторов — 8,7 %. Мы констатируем, что государственное финансирование инноваций в Украине фактически отсутствует. Доля расходов предприятий хоть и растет, но в объемах не сопоставимых с теми вызовами, которые стоят перед экономикой Украины. В условиях низкой финансовой помощи от государства и ограниченности собственных ресурсов, единственным доступным источником финансирования является частный ссудный капитал.

Ниже приведена структура финансово-кредитных рычагов стимулирования инновационного развития национальной экономики.

Альтернативой банковскому рынку есть активизация вращения на фондовом рынке эмитированных инновационными предприятиями ценных бумаг. Долговое финансирование с помощью ценных бумаг имеет ряд преимуществ: низкие процентные ставки, длительный срок погашения и ликвидность больше. Однако существуют и недостатки такого вида финансирования, в частности: стоимость ценных бумаг, включая проценты, начисляется с первого дня; инструмент облигаций менее гибкий, чем кредит; большие трансакционные издержки, связанные с процессом эмиссии и обращения ценных бумаг.

Рассмотрим структуру расходов стран мира на НИОКР и размер издержек, что приходился на одного жителя страны в 2012 году (рис. 2). Согласно данных Европейской комиссии по статистике [1], на бизнес-сектор в экономически развитых странах мира приходится от 44,2 % (Норвегия) до 75,9 % (Япония) всех средств, вложенных в научные разработки. Доля издержек государства держится в пределах 25-40 %, исключение составляет Япония — 17,2 %. В структуре издержек на НИОКР стран центрально-восточной Европы: Чехии, Словакии, Польши, Хорватии, Румынии, России — преобладают средства государственного происхождения. Инновационное развитие выдвигает к государству повышенные требования прежде по социальному развитию. Правительства ведущих стран мира с целью противо-

Рис. 2. Финансово-кредитные рычаги стимулирования инновационного развития национальной экономики

В мировой практике набирают распространения новые налоговые рычаги стимулирования инновационного развития, например: налоговые льготы в обмен на применение специального коэффициента к основной норме амортизации. Налоговые льготы могут предоставляться также и предприятиям незадействованным в производстве инновационной продукции, но которые способству-

ют процессу НИОКР и дистрибуции конечного продукта. В современных условиях образование рассматривается как эффективная форма инвестиций в человеческий капитал, эту гипотезу доказали Финляндия, Швеция, Норвегия (страны, в которых построение национальной инновационной системы началось с реформы образования).

Регулирование ценообразования на ресурсы тоже есть финансовым рычагом государства. Однако все же не следует забывать о приоритете рыночных механизмов ценообразования, особенно когда речь идет о стимулировании инновационного предпринимательства. Деформация рыночного механизма на начальных этапах коммерциализации инновационного продукта может создать благоприятные условия к образованию в дальнейшем монополии на рынке.

С целью решения рыночных противоречий инновационного развития, государство может взять на себя организацию работы агентства основанного на принципе «one-stop shop» (опыт Польши), что позволяет инвестору решать все проблемы, относящиеся к инвестиционному процессу, в одном месте [2]. Одним из наиболее используемых в мире инструментов финансирования инновационной деятельности является грант. Не следует также недооценивать как инструменты привлечения инвестиций конференции, семинары, ярмарки.

В Финляндии в качестве основного управленческого звена между наукой с бизнесом выступает Национальный технологический комитет и Национальное технологическое агентство (Tekes). Также под эгидой Парламента страны действует фонд Sitra, что превратился капиталиста по венчурному финансированию, субсидируя новые компании на стадии старта и расширения их деятельности. Основной особенностью финских организаций есть принцип внутренней автономии в отношении принятия решений и принцип диверсификации источников финансирования. Отсутствие коллегиальности в принятии решений — залог ответственности государственных структур.

Эффективное сотрудничество финансовых учреждений и субъектов инновационной деятельности характеризуется уменьшением объема расходов, связанных с информацией и возможностью оперативно получать долгосрочные ресурсы. Ссудный капитал передается во временное пользование и возвращается после окончания срока ссуды, т.е. это капитал-собственность в отличие от капитала-функции. С точки зрения политической экономии ссудный капитал имеет особую форму движения (Д-Д'). Еще Йозеф Шумпетер утверждал, что банкир стоит между теми, кто желает осуществить «новые комбинации» и теми, кто имеет средства производства [3, С. 169]. Очень глубокой и уместной есть мысль Шумпетера, что кредит открывает предпринимателю доступ к народному хозяйственному потоку благ, еще даже до того, как он получит на это законное право, в течение определенного времени видимость права заменяет ему реальное право [3, С. 217].

Соглашаясь с тезисами Й. Шумпетера, мы констатируем, что роль банка в инновационной среде следует рассматривать с двух позиций. Во-первых, банк — субъект хозяйственной деятельности и способен генерировать инновации в виде новых депозитных и кредитных продуктов, операционных процессов, платежных средств и т.д. Во-вторых, функции банка, как депозитно-кредит-ного института, могут быть развернуты к финансированию инновационной деятельности. Также, банками может осуществляться прямое финансирование через участие в уставном или долевом капитале.

Коммерческие банки берутся за кредитование инновационных проектов в основном лишь в случае, когда существует реальный опытный образец продукции, еще лучше — образец адаптирован к рынку. Если рентабельность намного превышает ссудный процент, то кредитор будет склоняться к схеме венчурного финансирования.

Венчурное финансирование проводится строго «под ключ». Реализация коммерческого интереса венчурного капитала заключается в том, чтобы предприятие успешно развивалось и через 3-5 лет повысило свою стоимость в 4-5 раз, таким образом, обеспечив в среднем 30-40 % ежегодного роста. Согласно результатам осмотра мирового рынка венчурного капитала аудиторской компанией Ernst&Young в 2012 году, объем венчурных инвестиций упал к уровню 2009 года — 41,5 млрд. долларов США, кроме того, сократилось число раундов и средний объем одного раунда финансирования. Отражением тенденций инвестиционной сферы стало снижение в 2011 году числа венчурных фондов на 13% до 280, а также их стоимости на 31% до 29 млрд. долларов США [4].

Если расчетная рентабельность инновационного проекта примерно равна ссудному проценту, будет более приемлемым создание консорциума или проектное кредитование. Последнее следует понимать как систему общественно-экономических отношений между участниками сделки в процессе осуществления комплекса мероприятий по интегрированному финансированию, организации и управлении инновационными проектами на партнерских условиях. Этот вид финансирования целесообразен на начальной стадии инновационного проекта. Опыт показывает возможность покрытия до 90 % потребности в капитале.

Последователь Г. Менша, американский экономист Р. Фостер отмечал о существовании технологического разрыва. Процесс финансирования инноваций требует постоянного мониторинга и анализа с целью определения, какому отрезку логистической кривой соответствует имеющаяся технология или продукция и перспективные новации, возможно даже в совершенно других видах деятельности, чтобы вовремя направить ресурсы на их освоение. На наш взгляд, здесь возникает логическая закономерность, суть которой в том, что вероятность получения средств из финансовых источников растет с уровнем готовности инновационного продукта к освоению, а уровень риска зависит от стадии инновационного процесса. В 2012 году доля инвестиций в компании, что стали рентабельными, увеличилась до 69 % от общего количества сделок (с 56% до 2006 года), и до 74 % всех инвестиций [4].

На этапе создания предприятия под инновационный проект (стартапа) на смену венчурным фондам все чаще приходят «бизнес-ангелы» — частные инвесторы, вкладывающие деньги в стартапы в обмен на возврат вложений и долю в капитале. Небольшие, но растущие с каждым годом группы инвесторов движутся к образованию организованной сети, чтобы совместно участвовать в поиске объектов инвестиций. Создание преференциальной зоны, может стать весомым катализатором инновационной перестройки национальной экономики.

Принципы, из которых должно исходить регулирование банковских рисков: дифференциация, непрерывность, комплексность, гибкость, аутсорсинг, финансовые инновации. Страхование от финансовых рисков способствует расширению клиентской базы и позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Альтернативой страхованию может стать правильно выбраная схема государственно-частного партнерства, что часто использует «специальный целевой механизм» (special purpose vehicles). Схема финансирования предполагает сочетание ресурсов нескольких банков и других финансовых учреждений, порой под государственные гарантии. В зависимости от условий контракта государство может выступать в роли инвестора, кредитора или заемщика, гаранта, либо как донор проекта (в случае предоставления субсидий частному сектору).

Английский ученый Г. Ецковиц акцентирует внимание на вопросах формирования новой институциональной среды как основы мотивации частного сектора к участию в государственно-частном партнерстве [5]. После кризиса последних лет, правительства стран

(Англии, Франции, Японии и других) все чаще обращаются к частному сектору. Однако, конечная стоимость проведения торгов и текущие расходы в проектах ГЧП больше чем при государственных закупках. С точки зрения же граждан, за качество общественных услуг несет ответственность правительство, независимо от того, кто их предоставляет. И все же, ГЧП дает возможность удовлетворить растущий спрос общественного сектора на инфраструктурные объекты за средства частного и способствует развитию местного предпринимательства посредством инструментов совместной собственности и субподряда.

Сравнительная характеристика источников финансирования инновационного предприятия показала, что выбор в пользу того или иного инструмента должен делаться на основе системного анализа предприятия и условий реализации конкретного инновационного проекта [6-11]. Касательно предприятия ограниченного в собственных средствах, государственные и негосударственные целевые фонды являются более перспективными и желательными партнерами.

Современным государствам необходимо создавать институты развития и делегировать полномочия с параллельным увеличением финансовых средств, что позволит системе финансового обеспечения обрести целенаправленный характер. Комплексность стимулирования инновационного развития должна просматриваться во всех звеньях общественной жизни. Однако не все средства налоговой, амортизационной, таможенной, ценовой и кредитной политики государства можно выделить в определенные правовые акты. Адресность есть главным принципом государственной помощи, при этом коррупционная составляющая должна быть исключена «a priori».

Перспективными финансово-кредитными рычагами стимулирования инновационного развития есть: налоговый научный и инвестиционный кредит; налоговые преференции наукоемким и экологическим предприятиям; налаживание сотрудничества с сетью «бизнес-ангелов».

Государственно-частное партнерство это действенный инструмент в инновационной среде, что повышает конкурентоспособность национальной экономики, с учетом существенного условия единства государства и частного сектора. Дальнейшее исследования должны касаться изучения лучших практик финансово-кредитного

обеспечения интенсивного типа развития и институциональных условий, способствующих инновационным изменениям в производительных силах и общественно-экономических отношениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. The official website of the European Commission

— ec.europa.eu —http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/ show.do?dataset=rd_e_gerdfund&lang=en

2. Слава С., Сегварi П., Моркунайте Р. 1нституцшне забезпечення швестицшно-шновацшного розвитку територш: зарубiжний та украшський досвщ // С. Слава, П. Сегвар^ Р. Моркунайте. — К.: «К.1.С.», 2008. — 112 с.

3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. — 453 с.

4. Ernst & Young Global venture capital insights and trends report 2013 — http://www.ey.com/GL/en/Services/Strategic-Growth-Markets/Global-VC-insights-and-trends-report-2013

5. Etzkowitz Henry. The triple helix: university-industry-government innovation in action / Henry Etzkowitz.

— New York; London: Routledge, 2008. — 164 p.

6. Балацкий Е.В. Механизм взаимообусловленности инноваций и экономического роста // Капитал страны, 03.04.2011. — 27 с.

7. Куфтырева Н.А. Разработка принципов формирования набора критериев оценки текущего инновационного состояния и перспективы развития предприятия // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.№ 4 (30). С. 113-115.

8. Грудина С.И., Подгорная А.И. Антикризисный потенциал инновационных предприятий // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 64-69.

9. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Инвестиционная привлекательность региона как основа разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 293-300.

10. Башмачникова Е.В., Абрамова Л.А. Элементы формирования теории управления проектами // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.№ 2 (28). С. 125-133.

11. Кушнер М.А. Концептуальная модель взаимодействия элементов управления проектами развития промышленных предприятий // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 124-130.

FINANCIAL AND CREDIT LEVERS THAT STIMULATE INNOVATIVE DEVELOPMENT

OF THE NATIONAL ECONOMY

© 2014

Y.A. Shevchuk, post-graduate student of political economy department of accounting

and economics faculties

Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman, Kiev (Ukraine)

Annotation: An article investigates financial and credit levers that stimulate innovative development of the national economy in the world practice, their structure is examined also. The author gives a comparative description of the sources of financing innovation.

Keywords: innovation, innovative development, financial and credit lever, investment loan, venture capital, «business angel», project financing, public and private partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.