ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.246.2: 336.2 С.А. Жиронкин ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Важнейшей проблемой реформирования российской экономики является определение путей и форм развития ее новых рыночных секторов. Одним из таких секторов выступает производственное предпринимательство, испытывающее значительную потребность в рыночном, экономически эффективном регулировании. Углубление реформ требует восприятия производственного предпринимательства как составной части макроэкономической системы. В связи с этим только развитие взаимодействия субъектов бизнеса в реальном секторе с государством способно вывести производственное предпринимательство на подобающее место в российской экономике. При этом высокая степень экономической самостоятельности, которой обладают субъекты производственного предпринимательства, делает неэффективным любые попытки администрирования в его системе со стороны государства. В связи с этим наибольшей актуальностью отличается вопрос стратегического финансово-кредитного регулирования производственного предпринимательства.
Бизнес, взаимодействуя с субъектами финансового сектора экономики, а также с государством, реализующим финансово-кредитное регулирование, воспроизводит рыночные сигналы - цены, процентные ставки, объемы спроса на кредиты и инвестиции, курсы акций и пр. В то же время, по мере развития финансово-кредитных взаимосвязей фирм с государством, банками, лизинговыми компаниями, в системе бизнеса происходят изменения, связанные с трансформацией собственности, совершенствованием производственной структуры, перераспределением доходов, смещением приоритетов инновационной деятельности. Поэтому развитие экономических процессов, связанных с финансово-кредитным регулированием производственного предпринимательства, может рассматриваться как адаптация финансовой составляющей бизнеса к ранее неизвестным условиям, к недостаточно изученным рыночным сигналам. В связи с этим государство должно выработать стратегию финансово-кредитного регулирования производственного предпринимательства с целью ускорения его адаптации к изменению рыночных условий.
Стратегию финансово-кредитного регулиро-
вания производственного предпринимательства можно представить как генеральное направление этого процесса, которое выступает одновременно совокупностью ориентиров, объекта и субъектов, путей и форм реализации стратегического воздействия. Объектом стратегического воздействия выступает промышленный бизнес, то есть системная совокупность производственных и экономических взаимоотношений в различных сферах производственной деятельности. Субъектами формирования и реализации стратегии служат элементы системы производственного предпринимательства, вовлеченные в финансово-кредитные взаимоотношения (государство, инвестиционные и лизинговые фирмы, банки и финансовые компании, фонды поддержки предпринимательства и пр.).
Российская практика финансово-кредитного регулирования производственного предпринимательства свидетельствует о слабости именно долгосрочных, стратегических форм воздействия на него. В связи с этим от развития финансовокредитного регулирования бизнеса в российской экономике ожидается:
- облегчение доступа субъектов производственного предпринимательства к финансовокредитным ресурсам;
- увеличение роли внебюджетных источников в финансово-кредитной поддержке бизнеса;
- рост налоговых поступлений за счет повышения доходов субъектов производственного предпринимательства, увеличение в нем количества рабочих мест;
- укрупнение финансовой поддержки инновационных предпринимательских проектов повышенного риска.
Важными экономическими формами реализации стратегии финансово-кредитного регулирования производственного предпринимательства выступают меры по совершенствованию его финансовой инфраструктуры и, прежде всего, адаптации деятельности банковского сектора к потребностям фирм в кредите и инвестициях. Однако институциональная база инфраструктурного регулирования финансовой сферы производственного предпринимательства очень слаба. Причина тому кроется в неэффективной системе налогообложения кредитно-банковской, инвестиционной, лизинго-
Экономические науки
111
вой деятельности (когда ставки налогов устанавливаются без учета отраслевой специфики капиталовложений), в узости законодательной базы в сфере защиты прав кредиторов, в недостаточной прозрачности финансовой отчетности предприятий. Исходя из этого, предлагаемые направления совершенствования финансово-кредитного регулирования производственного предпринимательства заключаются в следующем:
- в укреплении прав инвесторов и кредиторов через подготовку и внесение предложений по изменению и дополнению федерального и регионального законодательства, в части гарантирования вложений частного ссудного капитала в регионе, страхования банковских рисков при кредитовании и инвестировании в финансовом секторе;
- в совершенствовании системы налогообложения кредитных организаций, направленном на снижение налоговой нагрузки на банковские кредиты и инвестиции, предоставляемые промышленным фирмам;
- во внедрении системы долевого финансирования и кредитования субъектов производственного предпринимательства коммерческими банками и государственными фондами поддержки предпринимательства;
- в развитии коммерческого кредита для фирм, а также активизации новых форм кредитных взаимоотношений в сфере розничного кредитования, таких как факторинг, форфейтинг.
Не менее важным направлением финансового воздействия на сферу производственного предпринимательства является развитие страховых взаимоотношений в кредитной сфере. В большинстве российских регионов идет бурное развитие высокоприбыльных форм страховых взаимоотношений (прежде всего, в сфере личного страхования). Однако оно еще не заняло надлежащего положения в системе защиты имущественных интересов и предпринимательских рисков. Так, в Западно-Сибирских регионах в страховые взаимоотношения практически не вовлеченным остается производственное предпринимательство. По-
прежнему все расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий, техногенных аварий для фирм покрываются в основном за их счет. В то же время, экономическая потребность в совершенствовании страховых взаимоотношений в производственном предпринимательстве продиктована самой логикой развития его системы. Страхование должно снять с промышленного бизнеса нагрузку по возмещению ущерба, который вызван реализацией технических и финансовых рисков, в принципе пригодных для страхования, обеспечить дополнительные поступления в бюджеты от деятельности страховых организаций.
Такое стратегическое направление развития страховых взаимоотношений в регионе с участием субъектов производственного предпринимательства требует проведения скоординированной по-
литики по развитию рынка промышленных страховых услуг совместно администрацией региона, владельцами и менеджерами страховых компаний. Для полноценного вовлечения производственного предпринимательства в систему страховых взаимоотношений необходимо объединение законодательных усилий региональных администраций, органов Росстрахнадзора, страховых компаний, крупных союзов предпринимателей. Требуемое для этого расширение спектра страховых услуг достижимо путем включения страховых условий в соглашения государства с фирмами - исполнителями госзаказа.
Особое внимание необходимо уделить потенциальным возможностям участия региональных страховых компаний в инвестиционном процессе, в котором получателями инвестиций выступают промышленные фирмы (главным образом, небольшие по размеру акционерные общества). Здесь необходимо принять во внимание тот факт, что такие «микро-ЗАО» сконцентрированы в научно-образовательной сфере (отраслевые лаборатории, научно-производственные и внедренческие фирмы и пр.). Первоочередная необходимость инвестирования в такой по определению инновационный бизнес должно опосредоваться использованием свободных активов и резервов страховщиков. Для мобилизации таких инвестиционных ресурсов необходимо привлечение страховых организаций к участию в программах финансовой поддержки инновационного предпринимательства в регионах.
Объективной основой совершенствования финансово-кредитного регулирования производственного предпринимательства выступает развитие регионального кредитного рынка. Недостаток информации о финансовом состоянии промышленных фирм, необходимой для принятия своевременных решений банками, создает препятствия для стабильного притока в региональный промышленный бизнес кредитов, в особенности долгосрочных. Отсюда формы регулирования кредитной деятельности в регионе, связанной с производственным предпринимательством, должны включать комплекс мер по гарантированию кредитов, а также по созданию образа промышленного бизнеса как открытого для выгодного вложения капитала. К таким формам относится развитие системы доступной информации о региональных промышленных фирмах - перспективных заемщиках, и их кредитное рейтингование.
В то же время, немаловажным видится проведение согласованной политики на рынке банковских кредитов региона со стороны коммерческих банков и государства, главным образом, региональной администрации. В частности, для полноценного развития регионального кредитного рынка необходимо формирование устойчивого предложения средне- и долгосрочных кредитов со стороны банков, создание администрацией региона и
предприятиями регионального гарантийного и залогового фонда. Это, в свою очередь, требует расширения регионального фондового рынка путем трансформации обращающихся на нем ценных бумаг в объект залогового фонда по банковским кредитам. С этой целью предлагается заключение соглашений администрации региона и коммерческих банков об открытом использовании достоверной информации о финансовом состоянии промышленных фирм для мониторинга их кредитоспособности.
□ Автор статьи:
Жиронкин Сергей Александрович
- канд.экон.наук, доц. каф. экономической теории факультета гуманитарного образования
Таким образом, развитие производственного предпринимательства в российской экономике, расширение его инновационной составляющей невозможно без активизации финансовокредитного регулирования этого процесса. Это предполагает отход государства от администрирования в экономике и фактически наделяет его ролью гаранта по банковским кредитам, координатора проектов инвестиционного и кредитного финансирования проектов развития промышленного производства.
УДК 330.322 В.О.Тайлаков
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЦЕН ЕДИНИЦ СОКРАЩЕННЫХ ВЫБРОСОВ НА УГЛЕРОДНОМ РЫНКЕ
В настоящее время значительно возрос интерес к углеродному рынку в связи с новыми возможностями участия российских предприятий, в том числе угледобывающих, в различных механизмах гибкости Киотского протокола. Этот рынок обладает рядом особенностей:
- все совершаемые сделки отсрочены на 2008 - 2012 гг. (срок отчетного периода), причем спрос на углеродные единицы будет возрастать по мере приближение к отчетному периоду;
- развитым странам, вероятно, трудно будет добиться выполнения взятых обязательств по сокращению единиц сокращенных выбросов (ЕСВ) без проектов совместного осуществления (ПСО) и торговли квотами, в связи с этим существует теоретическая возможность намеренного завышения цен ЕСВ на мировом рынке торговли квотами в случае их дефицита.
Таким образом, при прогнозировании цен на ЕСВ необходимо учитывать сложившуюся неопределенность, связанной с тем, что все бизнес операции отнесены на срок отчетного периода, а также различную тактику игроков на углеродном рынке. При этом важно для получения достоверного прогноза выявить процессы, влияющие на формирования цен ЕСВ и их общую динамику [1].
Для математического описания динамики цен С,■ на углеродном рынке разработан линейный фильтр у/(£), который позволяет экстраполировать дискретный временной ряд цен ЕСВ. Рассматриваемый процесс С - это генерируемая последовательность импульсов а1 при условии, что С, зависит от С,_]. Предполагается, что с помощью линейного фильтра у/(е) , можно трансформиро-
вать ряд at в процесс Ct т.е.
C = L + at + /l(at_l) + /2(at_2) +... = L + /(B)at
где L - параметр, определяющий волатильность процесса, который связан с резким его изменением в силу прочих обстоятельств, не рассматриваемых в модели;
/(B) = 1 + /В + /2В2 +... - линейный оператор, преобразующий at в C; B - оператор сдвига, BmCt=Ct_m. При “хорошей” корреляции между ценами на ЕСВ и процессами с близкой динамикой изменения г<\0,5\ параметр /=0 [2].
Предположим, что активность страны-участника, подписавших рамочную конвенцию, напрямую зависит от уровня биржевых индексов, отражающих состояние топливно-энергетического комплекса этой страны. В качестве тестового объекта исследований был выбран углеродный рынок Великобритании [3]. Входными данными в модель являются котировки наиболее известных европейских биржевых индексов (DAX, FTSE 100, CAC 40, IBEX-New, MIB 30, IGBM, SMI, Nasd National Composite, BEL 20) и цен на углеродные единицы за период 05.08.2005 - 11.05.06 гг. Необходимо отметить, что в конце апреля на мировом рынке торговли квотами произошло резкое падения цен на ЕСВ, связанное со снижением общемировых цен на энергоносители, а также значительным завышением прогнозных уровней выбросов парниковых газов относительно реальных данных, которые были получены при инвентаризации выбросов этих газов в ряде стран.
В рамках решаемой задачи сделано допущение. Предполагается, что резкое изменение цен на