УДК 330.322.013
М.Ю. Журавский, С.А. Жиронкин
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНОЙ
ПЕРЕСТРОЙКИ
В условиях активизации предпосылок структурной перестройки российской экономики очевидна необходимость становления и развития новой прослойки кредитных организаций, совершенствования регулирующего воздействия на них со стороны государства. Развитие институциональной структуры российской кредитной системы должно осуществляться в направлении не разрушения ее существующих основ, а становления и развития в ней новых элементов, отвечающих требованиям структурной перестройки экономики и способных значительно ее ускорить. К числу таких элементов следует относить следующие.
1. «Прослойку» инвестиционных банков, аккумулирующих средства крупных корпоративных инвесторов и направляющих их на реализацию масштабных инвестиционных проектов в обрабатывающей сфере. Причина, по которой в российской системе кредитных отношений затянулось становление инвестиционных банков, заключается в разобщенности целей кредитных организаций, заинтересованных в скорейшем получении прибыли, и предприятий, желающих привлечь средства в долгосрочное развитие путем технического перевооружения, перепрофилирования и диверсификации деятельности. В результате банковские кредиты и инвестиции сконцентрированы в сырьевом секторе, дальнейшие капиталовложения в который только «цементируют» поставку российскими фирмами на внутренний и мировой рынки первичного сырья. Для преодоления сложившейся негативной тенденции важно обеспечить создание специализированных инвестиционных банков, капиталы которых будут достаточными для перевооружения российских предприятий перерабатывающих отраслей для выпуска конкурентоспособной продукции.
2. Совокупность инновационных банков, которые должны сыграть роль крупных национальных венчурных центров. Основными задачами таких банков должно стать, во-первых, аккумуляция средств частных инвесторов и владельцев сбережений и, во-вторых, обеспечение их вложения в инновационные проекты. Наиболее важным аспектом деятельности инновационных банков должно стать развитие негосударственного рыночного финансирования НИОКР - наименее обеспеченной финансовыми ресурсами сферы российской экономики, которая, однако, является единственным с технологической точки зрения локомотивом структурных преобразований.
3. Государственные банки, которые должны обеспечить кредитное вложение средств государ-
ственных резервных и стабилизационных фондов (накапливаемых в процессе налогообложения нефтегазовых сверхприбылей, получения доходов по принадлежащей государству собственности в нефтегазовом, энергетическом секторе). При этом первоочередной задачей создания таких банков является обеспечение равномерного распределения их кредитных вложений в региональном плане, с тем, чтобы предотвратить концентрацию средств государственных «резервно-
стабилизационных» фондов в спекулятивных сделках финансовых фирм, сосредоточенных в Центре. Для этого целесообразно формирование региональных банков развития (как государственных, так и смешанных), которые должны стать проводниками таких кредитных ресурсов в новые «точки роста» экономики регионов.
Институциональное развитие российской кредитной системы как направление активизации структурной перестройки экономики требует совершенствования привлечения банками кредитных ресурсов. Во многом это связано с развитием страхования депозитных вкладов. Определенные шаги в этом направлении уже были сделаны государством. Однако налицо узость формирующегося в России механизма защиты банковских депозитов. Для того, чтобы в полной мере использовать страховые и гарантийные возможности повышения доверия к российским банкам, перевода значительной части денежных сбережений в кредитные и инвестиционные ресурсы, необходимо существенно расширить объектную основу такого защитного механизма. Для этого важно распространить страхование и гарантии на следующие формы привлечения банками сбережений.
1. Депозитные сертификаты банков. В развитой рыночной экономике они являются основной формой привлечения сбережений фирм, а также средств крупных частных сберегателей. Это определяется такими их особенностями, как возможность перепродажи на денежном рынке, использование в качестве неденежных платежных средств. Однако в российской экономике практически не производятся эмиссии банками как рублевых, так и валютных депозитных сертификатов. Поэтому включение депозитных сертификатов российских банков во взаимоотношения страховой и гарантийной защиты также должно благотворно повлиять на аккумуляцию наличных сбережений.
2. Банковские счета пластиковых карт, используемых для выплаты заработной платы работникам российских предприятий.
Таким образом, назревшие проблемы в разви-
168
М.Ю. Журавский, С.А. Жиронкин
тии резервных и сберегательных взаимоотношений в российской кредитной системе требуют совершенствования механизма защиты банковских депозитов, прежде всего, на законодательном уровне. Для этого важно расширить перечень форм привлечения банками денежных сбережений, законодательно закрепленных как объекты страховой защиты. В то же время, не менее важным видится расширение организационных форм страхового механизма по защите банковских депозитов. В частности, наряду с государственным Агентством по страхованию депозитов, монопольно осуществляющим данный вид деятельности в России, важно обеспечить становление и развитие следующих субъектов сберегательных взаимоотношений, реализующих страховую защиту банковских депозитов.
Первой формой должны стать негосударственные фонды по страхованию депозитов, которые не будут в полной мере альтернативными Агентству по страхованию депозитов. Это означает, что негосударственные депозитно-страховые фонды не будут единолично осуществлять страховую защиту и предоставлять гарантии по банковским депозитам. Однако их роль будет заключаться в увеличении размера застрахованного объема банковских депозитов, а также в предоставлении страховой защиты по вкладам, привлекаемым небанковскими финансовыми посредниками (обществами взаимного кредита, кредитными союзами). При этом в формировании уставного капитала таких фондов не должны принимать участие ни государство, ни коммерческие банки. Основными их инвесторами должны стать российские страховые компании и зарубежные финансовые организации.
Второй формой выступают фонды страхования банковских вкладов, в уставном капитале которых могут участвовать как государство, так и российские коммерческие банки. Такие фонды могут осуществлять как основное страхование срочных депозитов (альтернативно государственному агентству), так и защиту банковских депозитных сертификатов, счетов пластиковых карт. Деятельность данных фондов позволит привлечь в сферу страховой защиты депозитов частные инвестиции, наряду с возможным привлечением для этих целей также средств стабилизационного фонда.
Третья форма представляет собой создание банками организаций взаимного страхования (по примеру перестрахования) банковских депозитов. Становление дополнительной перестраховой защиты банковских депозитов позволит, вне сомнений, увеличить сумму застрахованных вкладов до принятого в странах Евросоюза уровня - порядка 20000 евро (или около 700 тыс. руб.).
Наряду с мерами по повышению доверия российских сберегателей к коммерческим банкам путем страховой защиты депозитов, важно также
совершенствовать формы привлечения сбережений. К основным формам кредитных взаимоотношений, связанных с аккумуляцией частных сбережений с участием государства, относятся следующие:
1. Государственные сберегательные сертификаты, которые государство может специально эмитировать для частных держателей сбережений. Как свидетельствует зарубежный опыт эмиссий таких сертификатов, они пользуются значительной популярностью, как у состоятельной части населения, так и у среднего класса. Этому способствует ряд особенностей движения государственных сберегательных сертификатов, к которым относятся следующие.
Во-первых, доход от государственных сберегательных сертификатов имеет форму прироста капитала, который выплачивается вместе с погашением основной суммы сертификата. При этом держатель сертификата может в любое время обменять его на наличные деньги, однако при этом доход по нему будет ниже, чем в случае с владением сертификата до погашения. К примеру, в Великобритании срок погашения государственных сберегательных сертификатов составляет, как правило, пять лет. При этом за рубежом условия выпуска государственных сберегательных сертификатов периодически пересматриваются для приведения в соответствие с рыночной конъюнктурой. Когда предлагается новая эмиссия сертификатов, предыдущий выпуск прекращается.
В-вторых, издержки частных сберегателей по вложению временно свободных денег в сберегательные сертификаты, по получению дохода при погашении или перепродаже на денежном рынке минимальны. В Великобритании государственные сберегательные сертификаты можно приобрести в почтовых отделениях и банках. Для каждого выпуска существует максимальное количество единиц, которые может приобрести отдельный инвестор. Выплаты при погашении сертификатов также осуществляют почти все банки страны, при этом сертификаты некоторых эмиссий могут свободно обращаться в качестве неденежных государственных средств платежа.
В-третьих, сберегательные сертификаты
должны быть освобождены от налогообложения дохода по ним (на примере Великобритании). В России это может сделать привлекательными для частных предпринимателей депозитные или сберегательные сертификаты, эмитируемые государством.
2. Премиальные сберегательные облигации государства. Как и государственные сберегательные сертификаты, они предназначены, прежде всего, для частных сберегателей, которые не имеют доступа к государственным казначейским обязательствам. Премиальность данных облигаций заключается в том, что, как правило, их владельцы имеют значительные скидки при вложении в их
будущие выпуски. В Великобритании и США их также можно приобрести в банках и почтовых отделениях; при этом премиальные облигации можно обналичить в любое время и всегда за полную стоимость, но без дохода при погашении. Однако по премиальным сберегательным облигациям, срок погашения которых может достигать десяти лет, их держателям выплачивается периодический промежуточный купонный доход (до погашения). Это делает заинтересованными в переводе в такие облигации своих сбережений, прежде всего, пенсионеров и рантье.
3. Денежные контракты на сбережения по мере получения зарплаты. Следует отметить, что их популярность в США возросла по мере роста реальных доходов населения в 1990-х гг. Поэтому, основываясь на тенденции роста реальных доходов российских граждан после 2000 г., их использование в России видится целесообразным. Такие сберегательные контракты призваны стимулировать регулярный перевод сбережений работников в долговые обязательства государства. Постоянная сумма, которую сберегатели желают вкладывать в государственные сберегательные сертификаты (а в Великобритании - также и в акции различных фирм), регулярно перечисляется на банковский счет работника из его заработной платы. Таким образом, данные контракты представляют собой согласие работника выплачивать банку ежемесячную сумму в течение установленного срока (обычно не более пяти лет). Банк использует эти средства в качестве своих кредитных ресурсов; работник, заключивший контракт на сбережения, является, по сути, владельцем депозитного вклада. В конце срока действия контракта на сбережения работник может получить накопленные денежные средства с процентом, либо приобрести на них государственные сберегательные сертификаты по специальному курсу, установленному при заключении контракта с банком. При этом от налогообложения должны освобождаться те доходы по контрактам на сбережения, которые были реинвестированы в государственные сберегательные сертификаты и не выплачены работникам банком в денежной форме.
Кроме форм кредитных взаимоотношений, направленных на аккумуляцию сбережений государством и их перенаправление в кредитные ресурсы, важно выделить те формы, которые опосредуют участие в этом процессе коммерческих банков. К основным из таких форм кредитных взаимоотношений относятся:
- депозитные вклады с гибкой процентной ставкой и выплатами процентного дохода. В рам-
□ Авторы статьи:
Журавский Михаил Юрьевич
- канд.экон.наук, соискатель каф.
экономической теории
ках таких взаимоотношений частные сберегатели, приобретающие данные вклады, могут по договоренности с банком заранее установить сумму процентов за тот или иной период действия договора, а также число выплат, их частоту и дату первой выплаты процентов по вкладу. Главным преимуществом данных вкладов, способным заинтересовать частных сберегателей, выступает возможность защитить свои сбережения от инфляции за счет своевременного получения процентного дохода до окончания срока погашения вклада. За счет этого срок погашения данных депозитов может быть значительно удлинен, что позволит увеличить именно долгосрочные кредитные ресурсы российских банков;
- автоматические сберегательные счета, которые являются аналогом срочных вкладов, на которые регулярно по указанию их держателя банк переводит принадлежащие ему денежные средства. Как свидетельствует опыт привлечения сбережений банками США, по остатку на «автоматическом» счете может начисляться больший процент, чем по срочным депозитам. Поэтому использование автоматических сберегательных счетов должно активизировать привлечение банками сбережений, которые предназначены, прежде всего, для целей отложенного потребления;
- сберегательные счета фондового рынка. Свое название они получили благодаря тому, что процентная ставка по данным депозитным вкладам устанавливается исходя из усредненного процента по наиболее высоко котируемым облигациям крупнейших акционерных фирм страны. Использование данной формы привлечения денежных сбережений призвано обеспечить сберегателям доход, сравнимый с инвестициями в долговые обязательства на фондовом рынке. В условиях несформированности «розничного» фондового рынка в России и особенно его сегмента - рынка облигаций фирм, активизация внедрения банками сберегательных счетов позволит привлечь средства тех инвесторов, которые желают инвестировать в обязательства, но не могут сделать это из-за объективных проблем развития рынка капитала.
Таким образом, совершенствование институциональных основ банковской системы путей привлечения кредитных ресурсов невозможно без активизации участия в этом процессе государства. А это, в свою очередь, требует развития партнерских взаимоотношений государства, банков, вкладчиков и инвесторов.
Жиронкин Сергей Александрович - канд.экон.наук, доц. каф. экономической теории