СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Е.А. БИБИКОВА, профессор кафедры финансов и банковского дела Ивановский государственный университет
На современном этапе развития национальной банковской системы все большее значение отдается процессу образования сбережений и их организации. Для выявления основных механизмов формирования и использования сбережений, а также для определения основного круга ключевых проблем, возникающих в процессе организации сбережений, целесообразно применение системного подхода посредством построения сберегательной системы.
Существуют различные точки зрения на то, каким образом стоит определять сберегательную систему, но практически все они сводятся к одному: это система, и как система она состоит из ряда элементов.
Одни ученые-экономисты рассматривают сберегательную систему как систему, «представленную совокупностью 3-х основных элементов: сбережения в виде вкладов на банковских счетах, сбережения в страховых полисах и сбережения в ценных бумагах»1. Другие определяют сберегательную систему как определенный элемент (подсистему) банковской системы в рамках отдельно взятого коммерческого банка: «элемент системы управления ресурсами банка»2.
На взгляд автора, наиболее полно сберегательную систему можно определить как «систему, основой которой является процесс организации
1 Организация сберегательного дела/Под ред. Р. В. Корнеевой. - М.: Финансы и статистика. - 1992. - С. 8.
2 ЕкушовА. Система управления ресурсами банка// Банковские технологии. - 1998. - № 9. - С. 60.
3 Бибикова Е.А, Котина О.В. Сберегательная система: подход к определению состава и содержания основных элементов//Деньги и кредит. - 2003. - № 6. - С. 49.
«сберегательных» взаимоотношений (сберегательный процесс) субъектов и объектов сбережений, регулируемых государством»3.
Данное определение сберегательной системы учитывает «переплетение» опыта философской и финансовой науки в области определения и характеристики понятия системы, особенности системного подхода и позволяет более комплексно и всесторонне исследовать механизмы взаимодействия всех участников системы не только в процессе образования сбережений, но и при их непосредственной организации.
Исходя из этого, можно выделить основные элементы, формирующие сберегательную систему:
1) предмет системы: сбережения;
2) субъект системы: сберегатели;
3) объект системы: сберегательные институты;
4) государство в лице органов государственного регулирования и управления сберегательным процессом (центральные банки стран, правительство, парламент, министерства и т.д.) как «регулирующий» (управляющий) элемент. Схематично сберегательная система представлена на рис. 1.
Рассмотрим более подробно каждый элемент сберегательной системы и их взаимосвязь между собой.
Сбережения являются стержневым (базовым) элементом, то, ради чего формируется данная система и посредством появления которого возможен вообще сберегательный процесс: нет сбережений — соответственно, нет и системы, нет и процесса. Существуют различные подходы к определению сбережений. Сама проблема сбережений исследуется экономистами достаточно давно. Изучая научные труды основателей современной экономи-
Базис
Надстройка
^ Объект сбережений (сберегательные институты)
Предмет системы (сбережения)
Субъект сбережений (сберегатели)
Государство
Неорганизованная система
Организованная ' система
Рис. 1. Сберегательная система и ее элементы
ческой науки А. Смита, Д. Рикардо, Т. Р. Мальтуса, Дж. Ст. Милля, Дж. Кейнса, А. Маршалла, К. Маркса и др., можно встретиться с первыми трактовками понятия «сбережения» и его производными. Хотя многие из них и не употребляли сам термин «сбережение», сущность его была заложена в таких понятиях, как «богатство», «накопление богатства», «капитал», «склонность к накоплению», «бережливость»», «трудолюбие» и др.
Анализируя научные труды наших соотечественников, основоположников отечественной экономической науки, можно сделать вывод, что наиболее удачным является следующий подход: сбережения — это доход, не израсходованный на товары и услуги в рамках текущего потребления и выступающий как инвестиционный ресурс.
Сберегатели являются образующим элементом, т.е. обеспечивающим непосредственно образование сбережений различными экономическими субъектами. Действительно, предмет системы не может рассматриваться обособленно, сам по себе (он может рассматриваться, например, в части анализа количественного показателя величины денежных средств, выступающих как сбережения, что само по себе не является неотъемлемой частью системы), он находится в неразрывной связи с субъектами: сбережений — они образуют его. Следовательно, цепочка: «нет сберегателей — нет сбережений, нет системы — нет процесса» является также верной. В экономической литературе нет четкого определения того, кто же является сберегателем. В частности, В.М. Родионова определяет сберегателя как
4Финансы:Учебник/Подред. В. М. Родионовой.-М.:Финансы и статистика, 1993. - С. 393.
5 Бибикова Е.А., Котина О.В. Проблемы формирования сберегательной системы РФ: Научное издание. Иваново: Издательский дом «Референт», 2003. — С. 20.
«юридическое или физическое лицо, накопившее денежные средства, которые можно инвестировать в ценные бумаги»4. Однако это определение не дает полного определения сущности сберегателя. Можно предложить провести их классификацию с выделением основных признаков (критериев классификации) в определении субъектов сбережений или тех, кто действительно может считаться сберегателем5:
1. В зависимости от формы денежных сбережений:
• сберегатели, имеющие сбережения в национальной валюте («рублевые» сберегатели);
• сберегатели, имеющие сбережения в иностранной валюте («валютные» сберегатели);
• сберегатели, имеющие сбережения как в национальной, так и в валюте («смешанные» сберегатели).
2. По формам организации сбережений субъектами сбережений:
• организованные сберегатели (сберегатели, направляющие свои временно свободные денежные средства — сбережения во вклады и депозиты, в том числе валютные вклады, на покупку ценных бумаг, драгоценных металлов, иностранной валюты и т.д.);
• неорганизованные сберегатели или потенциальные сберегатели к организации своих сбережений (сберегатели, не получающие какой-либо отдачи от высвобожденной денежной наличности, чьи сбережения «лежат в бездействии»),
3. В зависимости от страновой принадлежности:
• сберегатели-резиденты (национальные сберегатели);
• сберегатели-нерезиденты (иностранные сберегатели).
4. По уровню экономики, к которому принадлежит сберегатель:
• сберегатели макроуровня (государство);
• сберегатели микроуровня (сберегателями здесь могут выступать предприятия частного сектора экономики, предприятия государственного сектора, а также граждане как представители индивидуального сектора экономики).
5. По субъектам хозяйствования (субъектам экономической деятельности), включаемых в состав основных секторов экономики:
• субъекты индивидуального сектора (население или граждане страны, в том числе домохозяйства);
• субъекты частного сектора (в том числе финансовые и нефинансовые предприятия);
• государство и субъекты государственного сектора (государство может выступать сберегателем в случае, когда речь идет о совокупных сбережениях в рамках макроэкономического подхода трактовки сбережений).
6. По способу организации сбережений:
• добровольные сберегатели;
• «вынужденные» (принудительные) сберегатели5.
Считается, что основное место в современном сберегательном процессе практически во всех развитых странах мира отдается населению страны (домашним хозяйствам), в том числе и в России, имеющему, по расчетам экспертов, очень высокий, устойчивый к изменениям экономической конъюнктуры сберегательный потенциал, и уже после него — коммерческим нефинансовым предприятиям и организациям. Коммерческие предприятия и организации в целом могут по балансу иметь положительное сальдо сбережений, поскольку сохраняют нераспределенную прибыль, а также амортизационные отчисления.
Государство в качестве сберегателя выступает крайне редко, так как чаще всего средства, остающиеся в его распоряжении и несущие в своей сущности сберегательную функцию (положительную разницу между государственными доходами и государственными расходами), на практике ее не выполняет. Обычно дополнительно возникший профицит перераспределяется на удовлетворение различных общегосударственных нужд (принятие и развитие социальных программ, обеспечение экономического роста^! т.д.) и как сбережения не сохраняется.
В качестве объектов сбережений выступают различные сберегательные институты. Они, в сущности, являются такими участниками системы, которым могут быть «направлены» сбережения основных сберегателей системы (т.е. каждая институциональная единица в совокупности призвана обеспечивать организацию привлекаемых сбережений от сберегателей). Все сберегательные институты могут различаться типом, составом операций, организационно-правовой формой, формой собственности, организационной структурой пос-
6 Масленников В,В., Соколов Ю.А. Национальная банковская система. - М.: ТД «Элит-2000», 2003. - С. 9.
троения и т.д. Однако, проводя аналогию объекта сберегательной системы с основными участниками кредитной системы в целом, всю совокупность сберегательных институтов можно условно подразделить на две группы:
• сберегательные институты банковской системы;
• сберегательные институты, действующие в рамках парабанковской системы. Зарубежная практика предлагает выделять две
группы сберегательных институтов:
• депозитные (основные сберегательные учреждения);
• недепозитные (прочие сберегательные институты).
В числе первых — коммерческие банки и специализированные сберегательные учреждения (сберегательные банки, сберегательные кассы, ссудо-сберегательные ассоциации и т.п.), ко вторым относят страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, взаимные фонды, финансовые компании и т.п.
Каждый из представленных институтов выполняет основную функцию — привлечение*средств сберегателей, будь то население или же коммерческие нефинансовые предприятия и организации. Так или иначе, деятельность всех этих учреждений основана на привлечении временно свободных денежных средств от субъектов сбережений.
Государство является надстроечным элементом системы. Теоретически сберегательная система может функционировать и без вмешательства государства в процесс организации сбережений (это будет идеальная или совершенная модель сберегательной системы). Однако на практике государство в лице соответствующих исполнительных органов непосредственно или опосредованно «принимает участие» в процессах развития сберегательной системы, в механизмах поддержания в ее функционировании стабильности и относительной устойчивости. Это осуществляется путем «упорядочения связей элементов системы через механизмы внешнего и внутреннего как формального (законы и нормативные документы), так и неформального (сложившиеся традиции банковского и сберегательного дела, этика бизнеса и т.п.) регулирования системы»6.
Таким образом, государство как «регулирующий» элемент системы и его деятельность в области регулирования и управления сберегательной системой также нельзя не принимать в расчет. Несмотря на рыночный курс экономического развития большинства мировых держав, их сбере-
гательные системы, как и любые другие социально-экономические системы, не смогут эффективно функционировать только на основе рыночного регулирования соответствующих сегментов рынка, без дополнительного вмешательства государства (в большей или меньшей степени в части принятия законопроектов, регулирующих поведение основных участников системы на сберегательном рынке, обеспечение гарантий возврата организованных сбережений сберегателям, установление целевых ориентиров функционирования сберегательной системы по различным показателям и т.п.).
Исходя из изложенного, можно говорить о наличии определенного множества взаимосвязанных элементов в рамках сберегательной системы.
В ходе организации сберегательного процесса в рамках функционирования сберегательной системы важным является момент взаимодействия между субъектами и объектами системы, момент совпадения их интересов. Будем считать, что такой момент наступает, когда выполняются следующие основные условия: реальное обеспечение ликвидности и безопасности (сохранности) при организации сберегательных отношений, а также соответствующей ожиданиям нормы доходности. Между всеми этими условиями взаимодействия субъектов и объектов системы существует сложноподчиненная зависимость7.
Без выполнения всех этих требований сберегательная система в страновом масштабе по всей совокупности представляемых ее объектов и субъектов сбережений не сможет нормально функционировать. Поэтому, исходя из возможности сохранения, увеличения или потери ликвидности, безопасности и доходности, как объекты, так и субъекты сбережений, каждый в отдельности, учитывают и опираются на эти возможности в своей сберегательной политике.
Прежде чем говорить о сберегательной политике участников сберегательной системы, необходимо определить сущность сберегательной политики в целом. В настоящее время в экономической литературе нет единого мнения по поводу определения понятия «сберегательная политика». На взгляд автора, термин сберегательная политика является составным. Следовательно, чтобы дать четкое определение данного понятия, необходимо рассмотреть его составляющие части.
7 Бибикова Е.А., Котина О.В. Проблемы формирования сберегательной системы РФ: Научное издание. Иваново: ИД «Референт», 2003. - С. 226.
8 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: Русский язык, 1988. - С. 449.
Итак, первая составляющая — «сбережение». Как указывалось ранее, наиболее удачным является определение сбережений как дохода, не израсходованного на товары и услуги в рамках текущего потребления и выступающего как инвестиционный ресурс. Что же касается второй составляющей — политики — то «политика» (от греческого ро1Шке) — «образ действий, направленный на достижение чего-либо»8. В современной литературе политику определяют как способ выполнения последовательно связанных действий, где принципы представляют собой основу определения соответствующей политики и способов ее осуществления.
Таким образом, можно дать целостное понятие «сберегательной политики»: сберегательная политика — совокупность принципов, методов и способов выполнения последовательно связанных действий по привлечению доходов, не израсходованных на товары и услуги в рамках текущего потребления и выступающих как инвестиционный ресурс.
На первый план обособленно выходит только сберегательная политика микроуровня — политика основных участников сберегательного процесса (сберегателей и сберегательных институтов). На самом же деле, она жестко корректируется нормами и правилами сберегательной политики макроуровня (государственным воздействием на предмет, объект и субъект системы сбережений и их политику). Таким образом, сберегательная политика представляет собой:
1) для сберегателей — политику по формированию сбережений и, главным образом, выбора формы и объекта сбережения;
2) для сберегательных институтов — политику по организации сберегательного процесса по следующим направлениям:
• выбор круга сберегателей, на которых будет ориентироваться в своей деятельности сберегательный институт;
• непосредственно процесс привлечения (организации) сбережений от сберегателей, политику по размещению привлеченных сбережений и получению в результате этого размещения доходов сберегательным институтом с учетом реального удовлетворения материальных интересов и сберегателей;
• политику по защите интересов сберегателей и предоставлению им гарантий сохранности и возврата их сбережений (на микроуровне);
3) для государства — политику организации сберегательного процесса в страновом и межстра-новом масштабе, в том числе политику:
• по оптимизации сберегательно-инвестиционного климата в стране с учетом требований общегосударственной социально-экономической, финансовой и денежно-кредитной политики, в том числе стимулирование сбережений, необходимых для реальных инвестиций и обеспечения достаточно высокой нормы накопления в национальном масштабе, содействие образованию и мобилизации сбережений;
• направленную на поддержание стабильности сберегательной системы и недопущение сберегательных кризисов;
• по защите экономических интересов сберегателей и предоставления им гарантий сохранности и возврата их сбережений (на макроуровне);
• по расширению и совершенствованию деятельности объектов сбережений (прежде всего, качественному расширению — появление новых объектов сбережений, законодательная регламентация их деятельности). Рассмотрим основные аспекты формирования
сберегательной политики участниками сберегательной системы и государства, заинтересованного в обеспечении нормального и бесперебойного функционирования системы.
Сберегательную политику сберегателей можно определить как политику по формированию и использованию ими своих сбережений (выбор формы и объекта сбережений). Как уже говорилось, основное место в современном сберегательном процессе практически во всех развитых странах мира отдается населению страны (домашним хозяйствам). Исходя из этого, для характеристики процесса формирования и выявления основных направлений использования накопленных сбережений в данном исследовании необходимо сделать основной акцент на особенностях сбережений именно населения (домашних хозяйств), приняв его за основного сберегателя.
Создание денежных сбережений домашними хозяйствами основано на формировании финансовых ресурсов данного экономического субъекта, под которыми понимается «совокупный фондденежных средств, находящийся в распоряжении семьи»9. Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. При этом в рамках деятельности домашнего хозяйства создается два основных фонда: фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного
' Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 308.
коллектива — семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.); фонд сбережений (фонд отложенных потребностей, или сберегательный фонд), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли. Наибольший интерес представляет процесс образования населением фонда сбережений и определения возможных направлений его использования.
Доходная часть семейного бюджета определяет объем потребления домохозяйств и является основным источником накопления сбережений. Она состоит из натуральных и денежных доходов семьи. Доход, полученный семьей в натуральном выражении, в прямом виде не пригоден для накопления и сбережения, поэтому члены семьи чаще всего используют его для удовлетворения собственных потребностей, а остаток натурального дохода, как правило, превращают через продажу в денежный доход, так как доход в денежной форме более удобен для накопления и организации сбережений.
Денежные доходы могут формироваться за счет следующих источников:
1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;
2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;
3) государственные социальные выплаты (трансферты) — пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.
Для выявления возможности формирования сберегательного фонда домашнего хозяйства необходимо получаемые денежные доходы домохозяйства сопоставить с его денежными расходами. Денежные расходы домохозяйства — фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением.
Что же касается направлений использования сберегательного фонда домашними хозяйствами, то они вытекают непосредственно из основных форм, в которых могут находиться денежные сбережения населения: организованной и неорганизованной.
Организованные денежные сбережения представляют собой «сбережения граждан (домашних хозяйств), помещенные ими в какую-либо государственную, частную или иную организацию, имеющую соответствующую лицензию на осуществление финансовых услуг населению, в результате чего между ними возникают отношения по поводу сохранения, накопления и использования на определенных условиях денежных средств сберегателя в обороте этой организации»10. Хранение же наличных денежных средств «дома под матрасом», не превращая временно свободный остаток денежной наличности в организованную форму, представляет собой неорганизованные сбережения. Считается, что именно организованные сбережения активно участвуют в экономических процессах страны и выступают в качестве главного источника внутренних ресурсов восстановления и развития национальной экономики.
Таким образом, сберегательная политика населения проявляется не только в стремлении накопить средства, но и в проведении разумных действий по их размещению.
Сберегатели могут трансформировать свои сбережения по нескольким направлениям: инвестиции в ценные бумаги, в недвижимость (в рублях и валюте), вклады в специализированных финансовых учреждениях и т.д.
При этом преобразование сбережений населения в инвестиции производится по двум каналам: прямого и косвенного финансирования. Прямой канал финансирования включает капитальное финансирование и предоставление займов и кредитов. Капитальное финансирование оформляется соглашением (договором), по которому производитель получает денежные средства для инвестиций в обмен на предоставление права долевого участия в собственности этой фирмы (путем продажи акций). Финансирование путем размещения долговых обязательств осуществляется посредством соглашений, по которым производитель получает денежные средства для инвестиционных целей в обмен на обязательство полностью выплатить эти средства в будущем, включая установленный процентный платеж; при этом права собственности на
10 Бибикова Е. А. Организованные формы сбережений населения и проблема их защиты // Проблемы экономики, управления, финансов и информационного обеспечения субъектов рыночного хозяйства России. Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. —Иваново: Иван. гос. ун-т., 2001. - С. 9.
11 Хоминич И.П. Финансовые активы домашних хозяйств в структуре инвестиционных ресурсов// Банковские услуги. - 2003. - № 9. - С. 24.
имущество производителя кредитор не получает (при выпуске, допустим, облигаций).
По каналам косвенного финансирования денежные средства населения проходят через специализированные финансовые учреждения (кредитные организации, инвестиционные фонды и т.д.), а затем могут быть инвестированы в реальное производство. В настоящее время существенно возрастает роль сбережений населения как важного источника инвестиционных ресурсов. Тем не менее, ни концепция реформирования банковской системы, ни государственная экономическая политика не содержат специальных мер, направленных на активизацию инвестиционной активности населения, повышение его роли в механизме трансформации сбережений в инвестиции для производителей.
Некоторые формы сбережений граждан не приводят непосредственно к формированию производственных инвестиций. Отложенный спрос может вообще не способствовать активным вложениям денежного капитала. Только после того как денежные средства населения попадают в каналы прямого финансирования (покупка ценных бумаг) или косвенного финансирования (через вклады в сберегательные учреждения), они становятся инвестициями. Следовательно, уровень благосостояния населения страны является одним из основных факторов, определяющих инвестиционные ресурсы. Анализ структуры сбережений и инвестиционного спроса населения свидетельствует о том, что в настоящее время в России риск потери капитала, риск утраты ликвидности сбережений гораздо более чувствителен для инвестора, чем риск неполучения более высокого дохода: сегодня ожидаемый высокий доход не играет решающей роли в инвестиционных предпочтениях населения, поскольку сопряжен со значительным риском. Ситуация еще более усугубилась в связи с резким падением курса рубля, а также котировок ценных бумаг, вызванного кризисными событиями августа 1998 г.: даже та часть населения, которая была склонна к инвестициям в ценные бумаги, была вынуждена перевести свои средства в валютные сбережения. По разным оценкам, на руках населения России сосредоточено от 20 до 50 млрд дол. США. Отсутствие инвестиционного интереса домохозяйств к российскому фондовому рынку, по мнению И.П. Хоминич, обусловлено следующими основными причинами":
• неразвитой структурой небанковских финансовых институтов;
• отсутствием предложения специальных инвестиционных институтов, предназначенных для розничного инвестора;
• отсутствием понятной, доступной информации для населения — потенциального инвестора в ценные бумаги;
• накопленным у домохозяйств негативным трагическим опытом инвестиций в ценные бумаги в начальный период рыночных реформ (крах чековых инвестиционных фондов и инвестиционных финансовых компаний);
• отсутствием культуры инвестирования сбережений в ценные бумаги у нескольких поколений населения страны.
В результате основная масса сбережений домохозяйств осуществляется не в виде ценных бумаг, вкладов или вложений в недвижимость (на это расходуется только около 4 % денежных доходов населения) и даже не в наличных рублях (2-3 % денежных доходов), а в иностранной валюте (6-8 % доходов)12. Причем основная часть сбережений домохозяйств в иностранной валюте хранится не в российских банках, а держится «под матрасом» в России (у «богатых домохозяйств» — в виде вкладов в зарубежные банки). Так, в июле 2004 г. банковские вклады физических лиц в иностранной валюте составили в России около 16 млрд дол.13, в то время как минимальная оценка находящейся в стране на начало 2004 г. наличной иностранной валюты на руках у населения составляла по разным оценкам 50-60 млрд дол. Активы в наличной иностранной валюте считаются вывозом отечественного капитала, даже если они находятся внутри страны. Поэтому можно сказать, что весьма значительная часть сбережений российских домохозяйств вывозится преимущественно в виде так называемого «внутреннего бегства капитала».
Для сберегательных институтов сберегательная политика явно будет носить ярко выраженный целенаправленный образ действий, ориентированный на субъекта системы в целях получения прибыли. Исходя из этого, основными элементами политики сберегательного института являются:
• стратегия банка по разработке основных направлений сберегательного процесса;
• тактика банка по организации формирования ресурсной базы;
• контроль за реализацией сберегательной политики.
12 Россия в цифрах, 2002. Краткий статистический сборник. М., 2002. С. 105; Коммерсантъ. 2003. 4 февраля.
13 Бюллетень банковской статистики. - 2004. - № 9. — С. 91-92.
В зарубежной практике коммерческим банкам предлагается разрабатывать специальный документ по сберегательной политике, который позволял бы определить стратегию и тактику банка в организации сберегательного процесса.
Учитывая мировой опыт проведения банками депозитных операций и возможность его адаптации к российским условиям, можно рекомендовать следующую схему модели формирования сберегательной политики коммерческого банка (рис. 2).
Модель сформирована исходя из текущих задач, которые требуется решать в процессе осуществления пассивных операций и создания оптимальной ресурсной базы банка.
Экономическая сущность и основные направления сберегательной политики на макроуровне (на государственном уровне) будут определяться сложившимися масштабами сберегательного процесса, механизмом сберегательной системы, исходя из ярко выраженной необходимости государственного воздействия в целях повышения эффективности и установления прочных связей между основными элементами системы и их оптимизации.
Способы государственного воздействия на сберегательный процесс определяются для каждой страны индивидуально. В большинстве случаев выбор способов и активность государственного воздействия на сберегательный процесс будет зависеть от «возможности и необходимости привлечения внешних сберегателей-инвесторов в национальную сберегательно-инвестиционную систему; ...сложившегося уровня и существующих методов государственного воздействия на регули-
Рис. 2. Модель формирования сберегательной политики коммерческого банка
рование экономики и экономических процессов в целом; степени развитости банковской системы и процессов ее регулирования; степени доверия сберегателей к объектам сбережений и механизма защиты интересов всех организованных сберегателей; степени развитости системы методов и инструментария денежно-кредитной политики, проводимой государством и пр.»14.
Важнейшей задачей государственной сберегательной политики на современном этапе является создание механизмов, стимулирующих, во-первых, рост сбережений населения и, во-вторых, привлечение их в реальную экономику.
Все мероприятия, проводимые в настоящее время государствами большинства стран мира в области поддержания стабильности и устойчивости сберегательной системы, находят свое отражение в определении со стороны органов государственной власти и законодательном закреплении на государственном уровне системы гарантирования (страхования) средств сберегателей в целях снижения рисков возникновения сберегательных кризисов и, в связи с этим, рисков резкого сокращения инвестиционной активности, которые (системы гарантирования), в свою очередь, призваны обеспечивать эффективность сберегательных взаимоотношений между объектами и субъектами сберегательной системы. При этом под основное воздействие со стороны государства подпадают, прежде всего, сберегательные институты и их реальная возможность обеспечения сохранности и возвратности средств клиентов сберегателей.
В России 27 декабря 2003 г. вступил в силу Федеральный закон № 177 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Этот Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками РФ, Агентством, Банком России и органами исполнительной власти РФ в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.
Система гарантирования (страхования) депозитов рассматривается как противоядие от нестабильности в банковском секторе, способное обеспечить максимальный уровень доверия со стороны населения и экономических субъектов к государственным и кредитным институтам, что, в свою очередь, создает условия для долгосрочной стабильности банковской системы, трансформации сбережений в инвестиции. Эффективно функционирующая система гарантирования способствует реализации на практике социальной роли государства. В странах с переходной экономикой создание такой системы важно также с точки зрения укрепления рыночных отношений при социальной роли государства, уменьшения теневого оборота, вовлечения неорганизованных сбережений населения в банковский сектор.
При более подробном рассмотрении каждого из компонентов сберегательной политики становится очевидным значение ее реализации для успешного экономического роста государства, повышения социальной защищенности населения, увеличения инвестиционных ресурсов.
14 Бибикова Е.А., Котина О.В. Сберегательная система: подход к определению состава и содержания основных элементов // Деньги и кредит. - 2003. - № 6. - С. 53.