Вопросы экономики
Удк 336.63
развитие инструментов регулирования сберегательной активности домохозяйств
О. В. кошко,
доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории, учета и анализа E-mail: streamant@yandex. ru
Д. н. рыбаков,
аспирант кафедры экономической теории, учета и анализа E-mail: disfin@yandex. ru Вологодский государственный технический университет
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся взаимодействия на рынке сбережений всех участников сберегательного процесса: домохозяйств, финансово-кредитных учреждений, предприятий и государства. Рассматриваются также место, роль и степень воздействия каждого из участников на сберегательный процесс.
Ключевые слова: сбережения, сберегательная политика, инструменты регулирования сбережений, сберегательный процесс.
Когда речь заходит о такой экономической категории, как сбережения, то в первую очередь, как правило, они ассоциируются с временно свободными денежными средствами, остающимися в распоряжении домашних хозяйств после оплаты всех обязательных расходов, или, иначе говоря, под сбережениями в большинстве случаев понимается та часть доходов домохозяйств, которая остается после совершения всех текущих потребительских расходов. Действительно, такое определение термина «сбережения» и является в настоящий момент наиболее распространенным в экономической литературе.
На самом деле сбережения как экономическая категория отражают гораздо более сложный комплекс взаимоотношений между участниками сберегательного процесса. Как отмечает В. К. Гуртов [2], под сбережениями можно понимать следующее:
- определенные экономические закономерности общеисторического или чисто национального развития;
- экономические отношения между физическими лицами, домохозяйствами, обществом и элементами их структуры;
- элемент оборота накапливаемой части денежных доходов, отражающих изменения финансового состояния индивида или семьи в конкретном временном периоде;
- статистически фиксированную величину, экономический параметр или категорию;
- результат стечения обстоятельств, взаимодействия различных сил и влияний, побуждений расточительности и расчетливости.
Процесс вовлечения в экономику и эффективного использования имеющихся на руках временно свободных денежных средств невозможен при
финансы и кредит
15
участии в нем одних только домохозяйств. Поэтому при исследовании сбережений можно выделить, как отмечает П. Самуэльсон [5], следующих основных субъектов сберегательного процесса: население, финансово-кредитную систему, предприятия и организации, государство. Население является основным субъектом сберегательного процесса, так как оно распоряжается денежными ресурсами, являющимися источником сбережений, и формирует те потребности, развитие которых приводит к возникновению сбережений. Финансово-кредитная система оказывает населению услуги по размещению сбережений, выдает из привлеченных средств ссуды и осуществляет инвестиции. К участникам сберегательного процесса можно также отнести предприятия, являющиеся потребителями ссуд и инвестиций, или тех, продукция и услуги которых приобретаются с использованием сбережений.
При рассмотрении роли государства в сберегательном процессе можно отметить, что, во-первых, оно заинтересовано в образовании и использовании сбережений населения для финансирования экономики и различных государственных программ; во-вторых, оно способно воздействовать на всех остальных участников сберегательного процесса. Именно способность воздействия на всех участников сберегательного процесса является прерогативой только государства, так как использование продуманной и грамотной сберегательной политики может выступать в качестве эффективного инструмента воздействия на всех участников сберегательного процесса.
Сберегательная политика, как отмечает профессор Т. Н. Данилова [3], это совокупность принципов, методов и способов реализации последовательно взаимосвязанных действий по привлечению доходов, не израсходованных на товары и услуги в рамках текущего потребления и выступающих как инвестиционный ресурс.
Исходя из приведенного определения можно заметить, что понятие «сберегательная политика» может быть применимо ко всем участникам сберегательного процесса. Это действительно так, и, по мнению профессора Е. А. Бибиковой [1], сберегательная политика представляет собой:
1) для сберегателей - политику по формированию сбережений и, главным образом, выбору формы и объекта сбережения;
2) для сберегательных институтов - политику по организации сберегательного процесса, заключающуюся:
- в выборе круга сберегателей, на которых будет ориентироваться в своей деятельности сберегательный институт;
- в процессе привлечения (организации) сбережений от сберегателей и в политике по размещению привлеченных сбережений, а также в получении (в результате этого размещения) доходов сберегательным институтом с учетом реального удовлетворения своих материальных интересов и интересов сберегателей;
- в политике по защите интересов сберегателей и предоставлению им гарантий сохранности и возврата их сбережений (на микроуровне);
3) для государства - политику организации сберегательного процесса в страновом и межстрановом масштабе, в том числе:
- политику по оптимизации сберегательно-инвестиционного климата в стране с учетом требований общегосударственной, социально-экономической, финансовой и денежно-кредитной политики, в том числе стимулирование сбережений, необходимых для реальных инвестиций и обеспечения достаточно высокой нормы накопления в национальном масштабе, содействие образованию и мобилизации сбережений;
- политику, направленную на поддержание стабильности сберегательной системы и недопущение сберегательных кризисов;
- политику по защите экономических интересов сберегателей и предоставления им гарантий сохранности и возврата их сбережений (на макроуровне);
- политику по расширению и совершенствованию деятельности объектов сбережений (прежде всего по качественному расширению, заключающуюся в появлении новых объектов сбережений, а также в законодательной регламентации их деятельности).
Таким образом, можно отметить, что сберегательная политика домохозяйств сводится к политике формирования и использования своих сбережений, а именно к выбору форм, инструментов и объектов сбережений. В свою очередь сберегательная политика коммерческих банков как одних из представителей сберегательных институтов представляет собой стратегию и тактику банка по привлечению сбережений населения на возвратной основе в целях увеличения объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности.
Сберегательная политика первых двух уровней, с одной стороны, формируется свободно с учетом сложившейся экономической ситуации, характера взаимоотношений различных участников рынка сбережений и степени развитости рынка, но, с другой стороны, она в то же время жестко корректируется существующими нормами и правилами, т. е. находится под влиянием действующей сберегательной политики государства.
Все участники сберегательного процесса преследуют свои цели на рынке сбережений и формируют собственную сберегательную политику, но ключевая роль в функционировании организованного рынка принадлежит государству, на которое возлагаются функции регулирования деятельности всех участников рынка. Основной целью государственной сберегательной политики является защита интересов всех организованных участников рынка, а важнейшими задачами являются создание механизмов, стимулирующих рост сбережений населения, привлечение их в реальную экономику и предоставление гарантий возврата вложенных средств.
Государственная сберегательная политика, призванная обеспечить стабильность и эффективность функционирования рынка сбережений, органично включает в себя как вопросы защиты отдельных вкладчиков, так и вопросы защиты сберегательного процесса в целом. При этом основными приемами и методами воздействия на участников рынка, как отмечает кандидат экономических наук Л. Ю. Ры-жановская [4], являются:
- способность государства сохранять и даже наращивать потенциал доверия населения к финансовым структурам. При этом, как правило, должен оставаться незыблемым кредит доверия к государству как гаранту стабильности;
- способность государства поддерживать функцию денег как резервного средства и как средства сохранения богатства, так как риск любого финансового актива базируется на степени риска базового актива, роль которого, в конечном итоге, играет национальная денежная единица. Даже возможность активного участия населения в защите собственных сбережений зависит от того, каким образом денежные власти поддерживают покупательную способность национальной валюты;
- способность государства контролировать (прямо или косвенно) аллокацию финансовых ресурсов. Финансовые посредники помогают переместить
средства между «точками избытка сбережений» к «точкам недостатка сбережений». Но стабильность сберегательного процесса и реальность возврата доверенных сбережений зависят от того, окажутся ли привлеченные средства в руках тех, кто способен их эффективно и созидательно использовать, при этом величина разрыва может указывать на степень спекулятивности рынка сбережений.
Задачей сберегательной политики, как отмечает профессор Т. Н. Данилова [3], является создание стимулов и рычагов роста сбережений населения и привлечение их в реальную экономику, при этом к ним можно отнести:
- фискальное регулирование, значение которого связано с проблемой «старения» населения и необходимостью улучшения пенсионного обеспечения;
- регулирование норм обязательных резервов коммерческих банков в Банке России (снижение нормы обязательных резервов увеличивает кредитный потенциал банков);
- проведение антимонопольной политики, способствующей развитию банковской системы;
- закрепление на государственном уровне системы гарантий для сберегателей в целях снижения рисков. Под основное воздействие со стороны государства подпадают прежде всего сберегательные институты и их реальная возможность обеспечения сохранности и возвратности привлеченных средств. Система гарантирования (страхования) депозитов способствует стабилизации банковского сектора и повышению уровня доверия к государственным и кредитным институтам.
Степень воздействия государства на процесс формирования организованных сбережений зависит от методов регулирования экономики страны в целом и каждого отдельно взятого региона. Уровень развития и активность использования различных инструментов оказывают существенное влияние на сберегательный процесс.
Принимая во внимание весь объем разнообразных рычагов и инструментов, имеющихся у государства, в целях оказания влияния на экономические процессы, происходящие в стране и в дополнение к рассмотренным ранее инструментам можно также выделить, к примеру, следующие инструменты, оказывающие воздействие на государственную политику в области сбережений [6]:
- государственная политика в области доходов и заработной платы;
финансы и кредит
17
- социальная политика;
- кредитно-денежная политика;
- фискальная политика;
- бюджетное регулирование,
- демографическая политика;
- политика занятости;
- нормативно-правовое обеспечение.
Все инструменты государственного регулирования взаимосвязаны, взаимозависимы и действуют как единый механизм, усиливая или ослабляя действие друг друга, при этом одни из них способны оказывать влияние на мотивы сберегательного поведения, другие - на виды сбережений, а третьи -на их уровень.
Среди большого количества инструментов, рычагов и механизмов воздействия на сберегательный процесс, имеющихся в распоряжении государства, можно выделить как меры прямого регулирования, так и приемы косвенного воздействия на процесс сбережений и сберегательную активность домохозяйств.
В качестве основного инструмента, имеющего своей целью оказание прямого влияния на процесс привлечения свободных денежных средств населения в организованные формы сбережений введенного в последние годы в России и действующего в настоящий момент, следует отметить систему страхования вкладов, законодательно закрепленную Федеральным законом от 23.12.3003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Введение системы страхования вкладов оказало серьезное влияние на процесс привлечения населением своих сбережений во вклады, что подтверждают и данные официальной статистики, показывающие рост депозитов в коммерческих банках и снижение доли денег, находящихся на руках у населения. Повышение суммы возмещения, которая предусмотрена данным законом, до 700 000 руб. в октябре 2008 г. позволило сохранить стабильность рынка депозитов в банковском секторе и не допустить повторения ситуации 1998 г., когда такой системы не существовало.
В качестве инструментов косвенного воздействия на сберегательный процесс можно отметить,
например, повышение порога по доходам в виде процентов по вкладам в банках, не облагаемых налогом на доходы физических лиц: сначала с 3/4 ставки рефинансирования до уровня ставки рефинансирования в 2003 г., а затем до уровня ставки рефинансирования плюс 5 п. п. в 2008 г. Если принимать во внимание действующие в настоящее время ставки по вкладам в коммерческих банках, то можно отметить, что доходы, полученные в виде процентов на депозиты, размещенные в коммерческих банках, практически не облагаются налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, можно отметить, что механизм эффективного вовлечения в экономику и использования имеющихся временно свободных денежных средств домохозяйств невозможен без участия всех участников сберегательного процесса, каждый из которых преследует свои цели и вырабатывает собственную стратегию поведения. Однако ключевую роль на организованном рынке сбережений должно занимать и по праву занимает государство, которое выполняет функции регулирования и контроля над всеми участниками рынка в целях соблюдения интересов всех его участников и экономики страны в целом.
Список литературы
1. Бибикова Е. А. Сберегательная политика основных участников сберегательной системы // Финансы и кредит. 2005. № 15. С. 37-44.
2. Гуртов В. К. Инвестиционные ресурсы. М.: Экзамен. 2002. 384 с.
3. Данилова Т.Н. Институциональный аспект сберегательных решений населения // Финансы и кредит. 2006. № 12. С. 14-23.
4. Рыжановская Л. Ю. Население и рынок финансовых услуг: линии защиты сбережений // Финансы и кредит. 2009. № 10. С. 64-72.
5. Самуэльсон Поль А. Экономика: учеб. пособие / пер. с англ. 15-е изд. М. : Бином, КноРус. 1999. 799 с.
6. Шахназарян Г. Э. Формы и методы государственного регулирования сбережений // Финансы и кредит. 2005. № 9. С. 9-15.