как фактора, являющегося ключевым в изучении экономической жизни общества.
Библиографический список
1. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. М.: Восход-А, 2008. 224 с.
2. Барышников Н.Г. Государственное
регулирование сельского хозяйства: на-
правления, механизмы, приоритеты: научное издание / Н.Г. Барышников. Пенза: РИО ПГСХА, 2006. 200 с.
3. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008-2012 годы)» / Утверждена Законом Пензенской области от 19 ноября 2007 г. № 1425-ЗПО.
УДК 336.77 И.А. Флейклер
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АПК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Функционирование финансового рынка обеспечивается институтами, составляющими финансово-кредитную инфраструктуру. Финансово-кредитная инфраструктура АПК — это совокупность институтов, обеспечивающих необходимые финансовые условия для нормального функционирования воспроизводственного процесса и развития социальной сферы села.
Специфические особенности сельскохозяйственного производства и современные условия его функционирования обуславливают существенные отличия финан-сово-кредитной инфраструктуры АПК от подобных систем в других отраслях экономики.
Продолжительный технологический процесс в растениеводстве и животноводстве вызывает необходимость привлечения заемных источников для покрытия сезонного недостатка оборотных средств. Низкая экономическая эффективность производства, существующий диспаритет цен на аграрную продукцию и продукцию отраслей, снабжающих сельское хозяйство материально-техническими средствами, делают лизинг одним из наиболее доступных способов обновления основного капитала. Сельскохозяйственное производство подвержено влиянию неблагоприятных погодных условий, приводящих к потере урожая. В связи с этим страхование, выполняя функцию снижения производственных рисков и повышая финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей, является неотъемлемым элементом инфраструктуры финансово-кредитных организаций АПК [1 ].
Финансово-кредитная инфраструктура включает в себя две составляющие: государственную и коммерческую. Государ-ственная составляющая представлена учреждениями, которые обеспечивают движение финансовых потоков, правовые основы функционирования как элементов инфраструктуры, так и всех участников воспроизводственного процесса, осуществляют контроль за их деятельностью. Коммерческая составляющая по субъектным характеристикам достаточно разнообразна — это коммерческие банки, страховые и лизинговые компании, кредитные кооперативы, аудиторские организации. Указанными институтами выполняются следующие основные функции: расчетно-кассовое обслуживание; аккумуляция и сбережение финансовых активов; инвестирование и кредитование; страхование имущества и предпринимательских рисков; проведение лизинговых операций; оказание аудиторских и консалтинговых услуг.
Ведущим звеном финансово-кредитной инфраструктуры АПК являются коммерческие банки. В настоящее время омская банковская система насчитывает 7 региональных коммерческих банков и 41 филиал иногородних кредитных организаций [2]. Выборочное обследование ряда банков Омской области показало, что практически все они имеют в составе своих клиентов предприятия АПК. Однако большинство из них предпочитают кредитовать торговые и промышленные предприятия, а также обслуживать физических лиц.
Объем банковских кредитов, полученных сельхозтоваропроизводителями Омской области, в 2005-2007 гг. увеличился более чем в три раза и составил 7719,3 млн руб. [3]. В 2007 г. в аграрный сектор было привлечено 661,4 млн руб. инвестиционных кредитов (в 2005 г. — 161,2 млн руб.). Набирает обороты и земельная ипотека. В настоящее время под залог земельных участков получено 17 кредитов на сумму более 224 млн. руб. Несмотря на положительную тенденцию, значительная часть сельхозтоваропроизводителей устранена от банковского кредитования из-за тяжелого финансового состояния, отсутствия ликвидного залога, наличия просроченной кредиторской задолженности.
На территории Омской области осуществляют свою деятельность 8 страховых организаций и 8 филиалов, из них страхованием рисков гибели урожая сельскохозяйственных культур фактически занимаются 4 компании. В 2007 г. удельный вес застрахованных площадей в общей посевной площади сельскохозяйственных культур составил 32%. Из 212 хозяйств, застраховавших урожай, фактически получили страховое возмещение 187, то есть 88%. Размер полученного возмещения составил 210,5 млн руб.
Основным региональным поставщиком сельскохозяйственной техники в лизинг является ОАО «База снабжения «Карбы-шевская». Всего на условиях федерального лизинга сельхозтоваропроизводителями Омской области в 2007 г. приобретено 196 ед. техники, в том числе 110 зерноуборочных комбайна.
Важное место в кредитно-финансовых системах многих зарубежных стран занимает система сельской кредитной кооперации. Первый сельскохозяйственный кредитный кооператив в Омской области был создан в 2002 г. В 2006 г. в соответствии с положениями приоритетного национального проекта началось активное создание кредитных кооперативов на территории региона. К концу 2007 г. их количество возросло до 17, и объем выданных им займов составил 23,7 млн руб. Что касается их функциональной характеристики с позиции удовлетворения потребностей малых форм хозяйствования на селе в кредитных ресурсах, то можно утверждать, что пока кредитная кооперация не стала значимой частью финансовой системы региона.
Исследуя территориальное размещение финансово-кредитных организаций, следует отметить их преимущественную сосредоточенность в областном центре. Лизинговые и аудиторские компании осуществляют свою деятельность только в г. Омске. Страховые компании имеются в каждом сельском муниципальном образовании, как правило, это отдел ОАО «Росгосстрах».
Что касается банков, то их рассредоточение коррелирует с уровнем финансово-экономической активности расположенных на территориях хозяйствующих субъектов. Большинство из них находятся в районах, приближенных к областному центру. В северной части области имеются лишь структурные подразделения Сбербанка России. Такая неравномерность размещения отрицательно сказывается на кредитных возможностях сельхозтоваропроизводителей, увеличивает трансакционные издержки.
Таким образом, на основе анализа фи-нансово-кредитной инфраструктуры АПК Омской области можно сделать следующие выводы:
из всех институтов региональной фи-нансово-кредитной инфраструктуры в аграрном секторе осуществляют свою деятельность лишь коммерческие банки, страховые и лизинговые компании, кредитные кооперативы, аудиторские компании;
по величине собственного капитала и объему предоставляемых услуг ведущая роль принадлежит коммерческим банкам;
большинство финансово-кредитных организаций располагаются в областном центре;
сложное финансовое положение значительной части сельхозтоваропроизводителей области ограничивает их доступ к услугам финансовых институтов.
При этом координирующая роль деятельности финансово-кредитной инфраструктуры принадлежит государству, которое через определенных финансовых посредников реализует государственную политику, направленную на развитие сельского хозяйства. Государство законодательно регулирует деятельность институтов финансово-кредитной инфраструктуры АПК, а также оказывает финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителям по ряду направлений. Кроме того, государственная политика в области сельского хозяйства оказывает непосредственное влияние на становление и развитие от-
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 12 (50), 2008
77
дельных элементов финансово-кредитной инфраструктуры, а также стимулирует спрос на их услуги со стороны сельскохозяйственных организаций.
В целом, подводя итог, отметим, что наметившаяся в последние годы положительная динамика (увеличение объемов банковского кредитования отрасли, широкий охват страхованием посевов сельскохозяйственных культур, рост количества техники, приобретаемой по лизингу) во многом обусловлена государственной поддержкой, оказываемой по данным направлениям. Однако обеспечить всеобщую доступность финансово-кредитных услуг для различных категорий сельхозтоваропроизводителей не удалось.
Очевидно, что для достижения задач увеличения объемов сельскохозяйственного производства, повышения уровня жизни сельского населения необходимо создать условия для формирования на территории региона развитой сети финансовокредитных организаций, занимающихся обслуживанием сельскохозяйственных организаций, расширить спектр предоставляемых ими услуг, их финансовую доступность.
Развитие финансово-кредитной инфраструктуры АПК Омской области, на наш взгляд, должно осуществляться по следующим направлениям:
формирование эффективного кредитного механизма АПК, включая расширение филиальной сети и кредитного портфеля ОАО «Россельхозбанк»;
развитие долгосрочного кредитования, в том числе с использованием ипотечных схем;
развитие региональной системы сельской кредитной кооперации;
стимулирование инвестиционной активности населения через развитие банковской системы, фондового рынка, рынка страховых услуг, кредитной кооперации;
стимулирование привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс путем предоставления государственных гарантий, налоговых льгот и других финансовых инструментов;
расширение деятельности лизинговых компаний путем развития форм государственной поддержки лизинга в аграрной сфере, привлечение к финансированию лизинговых операций кредитов банков и инвестиционных компаний;
совершенствование механизма страхования производственных и коммерческих рисков;
создание региональных горизонтально и вертикально интегрированных структур, действующих в сфере сельскохозяйственного производства, переработки, материально-технического обслуживания и сбыта.
Библиографический список
1. Тимофеева Г.В. Противоречия современного развития финансовокредитной инфраструктуры АПК России / Г.В. Тимофеева // Финансы и кредит. 2005. № 26. С. 21.
2. Финансово-кредитные и страховые организации Омской области: стат. сб. / Омский облкомстат. Омск, 2007. 28 с.
3. Бюллетень банковской статистики ЦБ РФ. Региональное приложение. Омск, 2008. № 1 (45). С. 45.
УДК 635.21:631.151.6 Т.И. Захарова
АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОТРАСЛИ КАРТОФЕЛЕВОДСТВА
Являясь одной из основных отраслей сельского хозяйства, картофелеводство играет значительную роль в обеспечении населения Омской области продуктами питания, в решении многих проблем по развитию предприятий сферы переработки.
Переход отрасли картофелеводства на рыночные отношения и практика функционирования рынка картофеля на принципах рыночной экономики добавили к ранее накопившимся задачам новые проблемы, решение которых осложняется