Научная статья на тему 'Региональная финансово-кредитная инфраструктура АПК: состояние и направления развития'

Региональная финансово-кредитная инфраструктура АПК: состояние и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper covers the activities of different institutions of monetary infrastructure of agro complex in common, defines terms to be used in the subject of study and the level of its separate links development. Measures on structure and functions of monetary services market participants developing on the regional level are proposed.

Текст научной работы на тему «Региональная финансово-кредитная инфраструктура АПК: состояние и направления развития»

ЭКОНОМИКА

Вестник Омского университета, 2006. № 3. С. 99-102. ,.„., „„,. „„ Гг.„,, ,„ „„_ 1П

© И.А. Флейклер, 2006 УДК 336'77: [338.43:332.1]

РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АПК: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

И.А. Флейклер

Институт экономики и финансов Омского государственного аграрного университета

Получена 2005 г.

The paper covers the activities of different institutions of monetary infrastructure of agro complex in common, defines terms to be used in the subject of study and the level of its separate links development. Measures on structure and functions of monetary services market participants developing on the regional level are proposed.

Инфраструктура АПК - это комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решение вспомогательных задач воспроизводственного процесса и товарно-денежного оборота между основными субъектами рынка. Приоритетная роль инфраструктуры объясняется тем, что она не только создает дополнительные рабочие места, но и способствует росту экономической активности населения, позволяет значительно сокращать фондо- и трудоемкость продукции предприятий индустриальной и аграрной отраслей, увеличивать доходы и налоговые поступления государства.

Все учреждения и организации, входящие в состав инфраструктуры АПК можно объединить в следующие группы:

1) производственное и научно-техническое обслуживание АПК;

2) посреднические, торговые и сбытовые организации;

3) финансово-кредитные организации;

4) переподготовка кадров, трудоустройство, социальная защита населения;

5) информационное сопровождение процесса функционирования рыночного хозяйства;

6) местное самоуправление и правовое обслуживание [1].

К финансово-кредитным организациям относятся юридические лица, предоставляющие услуги финансового характера. Причем, финансовая услуга - это деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, а именно осуществление банковских операций, предоставле-

ние страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами и др. [2].

Финансово-кредитные организации образуют финансово-кредитную инфраструктуру, основными задачами которой являются реализация механизма обеспечения воспроизводственного процесса финансовыми ресурсами, превращение сбережений в инвестиции, снижение степени инвестиционного и производственного риска. Специфические особенности сельскохозяйственного производства и современные условия его функционирования обуславливают существенные отличия финансово-кредитной инфраструктуры АПК от подобных систем в других отраслях экономики.

Продолжительный технологический процесс в растениеводстве и животноводстве сопровождается постепенным нарастанием затрат на производственной стадии, которое завершается возвратом средств в форме единовременной реализации полученной продукции и вызывает необходимость привлечения заемных источников для покрытия сезонного недостатка оборотных средств. Низкая экономическая эффективность производства, существующий диспаритет цен на аграрную продукцию и продукцию отраслей, снабжающих сельское хозяйство материально-техническими средствами, делает лизинг одним из наиболее доступных способов обновления основного капитала. Сельскохозяйственное производство подвержено влиянию неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий, приводящих к недобору продукции и прямым убыткам.

В связи с этим страхование, выполняя функ-

цию снижения производственных рисков и повышая финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей, является неотъемлемым элементом инфраструктуры финансово-кредитных организаций АПК. Финансово-кредитная инфраструктура включает в себя две составляющие: государственную и частную коммерческую. Государственная составляющая представлена учреждениями, которые обеспечивают движение финансовых потоков, правовые основы функционирования, как элементов инфраструктуры, так и всех участников воспроизводственного процесса, осуществляют контроль за их деятельностью. Коммерческая составляющая по субъектным характеристикам достаточно разнообразна: коммерческие банки, страховые компании, кредитные кооперативы, лизинговые компании, аудиторские организации. Указанными институтами выполняются следующие основные функции: расчетно-кассовое обслуживание; аккумуляция и сбережение финансовых активов; инвестирование и кредитование; страхование имущества и предпринимательских рисков; проведение лизинговых операций; оказание аудиторских и консалтинговых услуг (рис. 1). В приведенной схеме учтены институты, которые имеют отношение к обслуживанию АПК. При этом имелось в виду, что такие финансовые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг и негосударственные пенсионные фонды не играют заметной роли в финансово-кредитном обеспечении отрасли. В связи с этим они не отражены на схеме.

Уровень развития финансово-кредитных организаций, функционирующих в регионе, исследуется с позиций количественного и качественного подходов - институционального и функционального. По первому из них осуществляется количественный учет институтов финансово-кредитной инфраструктуры. Качественный подход предполагает группировку субъектов по выполняемым функциям, признакам и показателям, а также оценку их деятельности с позиции удовлетворения потребностей участников воспроизводственного процесса в финансово-кредитных услугах. Качественный и количественный аспекты инфраструктуры определяются экономической ситуацией в регионе, степенью законодательного регулирования, влиянием государственных органов управления. Ниже рассматриваются институты финансово - кредитной инфраструктуры с позиции количественно-качественных критериев. Центральным звеном финансово-кредитной инфраструктуры АПК являются коммерческие банки. В настоящее время омская банковская система насчитывает 8 региональных коммерческих банков, и 46 филиалов иногородних кре-

дитных организаций. Выборочное обследование ряда банков Омской области показало, что практически все они имеют в составе своих клиентов предприятия АПК. Однако большинство из них предпочитают кредитовать торговые и промышленные предприятия, а также обслуживать физических лиц.

В I полугодии 2005 г. сельскохозяйственным предприятиям области было выдано кредитов на сумму 2958 млн. руб., удельный вес которых в общей величине кредитных ресурсов, полученных юридическими лицами различных отраслей экономики области, составил 5,8 % [3]. На пути активизации банковского кредитования сельского хозяйства стоит низкая доходность данной отрасли и высокий риск невозврата кредитов. Так, из 326 хозяйств области в 2004 году были убыточными 103, а общий размер кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций составил 6711 млн. руб.

Изменить сложившуюся ситуацию по планам Правительства должен Россельхозбанк, созданный как проводник государственной кредитной политики в сфере АПК. На базе Россельхозбан-ка должна быть сформирована государственная кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителей АПК. Ключевыми направлениями деятельности Россельхозбанка являются: участие в реализации целевых государственных программ развития и поддержки агропромышленного производства; обслуживание лизинговых компаний; инвестирование в агропромышленный комплекс путём прямого кредитования, предоставления гарантий, формирование долгосрочных ресурсов за счёт выпуска облигаций; сотрудничество с системой сельских кредитных кооперативов и их инфраструктурой.

Кредитная кооперация. В 2004 г. в регионе числилось 5850 КФХ и более 274 тыс. ЛПХ, доля которых составляет около 50 % от произведенной сельскохозяйственной продукции в целом по области. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. личное подсобное хозяйство является единственным источником дохода более чем для 244 тыс. жителей Омской области [4]. Однако фермеры, владельцы личных хозяйств, практически не имеют доступа к кредиту.

Практика многих развитых стран свидетельствуют о том, что одним из наиболее эффективных путей кредитования малого бизнеса является создание системы сельской кредитной кооперации. На территории Омской области сельская кредитная кооперация находится на начальном этапе своего развития. Первый кредитный кооператив был зарегистрирован в 2002 г. и объединил КФХ и ЛПХ из нескольких районов. В последующие годы было создано еще 2 кооператива. Одна-

ко спрос на кредитные услуги остается неудовлетворенным. По нашему мнению, успешное развитие сельской кредитной кооперации предполагает осуществление необходимой системы мер по государственному регулированию данного процесса на региональном уровне, включая:

- принятие законодательной базы, регулирующей их деятельность;

- оказание материальной поддержки в целях пополнения кооперативных ресурсов, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым КПК;

- формирование системы подготовки кадров; информационное обеспечение.

На территории Омской области осуществляют свою деятельность 8 страховых организаций и 8 филиалов, из них страхованием рисков гибели урожая сельскохозяйственных культур фактически занимаются 4 компании. В 2004 г. страхованием урожая было охвачено более 16 % от общего числа хозяйств. Из 92 хозяйств, застраховавших урожай, фактически получили страховое возмещение 75, то есть 82%. Размер полученного возмещения составил 73444 тыс. руб.

Низкая платежеспособность сельхозтоваропроизводителей, высокие страховые взносы являются ограничивающими факторами для дальнейшего развития инфраструктуры страховых организаций в АПК. В целях повышения доступности услуг страховых компаний на субсидирование страховых взносов сельскохозяйственным предприятиям из областного бюджета в 2005 году было выделено 10391 тыс. руб. На территории области должен быть сформирован эффективный механизм взаимодействия исполнительных органов государственной власти и страховых компаний, обеспечивающий доступность страхования производственных рисков для сельскохозяйственных товаропроизводителей. С этой целью требуется расширить сеть страховых организаций, занимающихся агрострахованием; увеличить спектр страхуемых рисков; стимулировать страхование животных путем субсидирования за счет бюджетных средств сельхозтоваропроизводителям части страховых взносов; разработать методическую базу страхования с учетом особенностей аграрного производства. Основным региональным поставщиком сельскохозяйственной техники в лизинг является официальный оператор компании «Росагролизинг» - ОАО «База снабжения "Карбышевская" ». Всего на условиях федерального лизинга сельхозтоваропроизводителями Омской области в 2004 г. приобретено 196 ед. техники, в том числе 110 зерноуборочных комбайна. Необходимость государственного лизинга вызвана тем, что финансовое состояние большинства сельскохозяйственных предприятий

не позволяют им самостоятельно осуществлять покупку дорогостоящей техники.

По нашему мнению, создание широкой сети лизинговых компаний приведет к формированию конкуренции в этой сфере, что будет способствовать повышению качества их услуг, снижению стоимости техники и оборудования для сельскохозяйственных товаропроизводителей, и позволит более полно учесть их потребности. Демонополизации агролизинга должна способствовать государственная поддержка региональных лизинговых компаний. Анализ финансовых институтов, функционирующих в аграрном секторе Омской области, позволяет утверждать о том, что в настоящее время финансово-кредитная инфраструктура АПК характеризуется неразвитостью отдельных элементов и не способна удовлетворить в полном объеме существующие потребности участников рынка в услугах. Наименее развитыми элементами являются кредитные кооперативы. Недостаточно сформирована сеть организаций, осуществляющих лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования и скота. Наличие сбалансированной, эффективно функционирующей финансово-кредитной инфраструктуры является условием устойчивого развития агропромышленного производства. Необходим комплексный подход к формированию финансово-кредитной инфраструктуры АПК. Государство в соответствии с общенациональной и региональной стратегией развития агропромышленного комплекса должно определять направления развития институтов финансово-кредитной инфраструктуры, а также создавать необходимые условия для их надежного и эффективного функционирования.

Механизм формирования и развития финансово-кредитной инфраструктуры АПК предполагает последовательность действий, включающих:

- мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей в финансово-кредитных услугах;

- определение целей и задач дальнейшего развития институтов финансово-кредитной инфраструктуры;

- определение направлений их развития, и приоритетных форм сотрудничества с сельхозтоваропроизводителями;

- содействие в развитии институтов инфраструктуры через бюджетную, налоговую, инвестиционную политику;

- оценку результатов реализации деятельности институтов финансово-кредитной инфраструктуры и в случае необходимости корректировку целей и методов ее достижения.

К задачам, решение которых будет способствовать формированию эффективной финансово-кредитной инфраструктуры АПК Омской обла-

сти, относятся:

- повышение количества и качества оказываемых услуг, их территориальную и финансовую доступность;

- создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, способствующего привлечению частных инвестиций в АПК;

- создание равных возможностей доступа к отдельным элементам инфраструктуры для любого участника рынка;

- повышение уровня капитализации и финансовой устойчивости практически всех звеньев финансово-кредитной инфраструктуры;

- повышение эффективности деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции.

Основными направлениями развития финансово-кредитной инфраструктуры АПК Омской области являются:

- формирование эффективного кредитного механизма АПК;

- развитие долгосрочного кредитования, в том числе с использованием ипотечных схем;

- расширение деятельности лизинговых компаний;

- развитие системы сельской кредитной кооперации;

- совершенствование механизма страхования рисков.

[1] Стукач В.Ф. Региональная инфраструктура АПК: Учебное пособие / В.Ф. Стукач. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. 260 с.

[2] Федеральный закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» № 117 - ФЗ от 23 июня 1999 г.

[3] Бюллетень банковской статистики ЦБ РФ. Региональное приложение. Омск, 2005. № 3 (39). С. 45.

[4] Распределение населения Омской области по источникам средств к существованию: Стат.сб. / Омскстат. Омск, 2005. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.