Научная статья на тему 'Финансово-кредитная и налоговая политика в системе обеспечения благоприятной деловой среды для развития российского бизнеса'

Финансово-кредитная и налоговая политика в системе обеспечения благоприятной деловой среды для развития российского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / КОМФОРТНОСТЬ БИЗНЕС-КЛИМАТА / НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ / РЕЙТИНГ DOING BUSINESS / УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕ КРЕДИТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ANTI-CYCLICAL MEASURES / BUSINESS ENVIRONMENT / DEOFFSHORIZATION / BUSINESS CLIMATE / TAX MANEUVER / PROVIDING EMPLOYMENT OF POPULATION / SUPPORTIVE BUSINESS ENVIRONMENT / RECORD OF PROPERTY / DOING BUSINESS RATING / TERMS OF RAISING A LOAN FOR DEVELOPMENT OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепов В. Г.

В статье рассмотрен ряд особенностей современной финансово-кредитной и налоговой политики, предложены меры по деофшоризации, направленные на оживления роста реального сектора экономики, проведена системная оценка стимулирующей роли налогового маневра и системы налогового регулирования, обеспечивающих рост экономики и привлекательность деловой среды для развития бизнеса. Раскрыто понятие налогового маневра, нацеленного на комплексную реализацию экономических интересов государства, крупных предприятий, проявляющих тенденцию к росту, и их работников. Установлено, что налоговый маневр предполагает определенное снижение налогового бремени для бизнеса с целью стимулирования дальнейшего развития, соответственно, при проведении налогового маневра, актуализируется задача поиска ресурсов, направленных на возмещение выпадающих из бюджета доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monetary and fiscal policy in a system of providing favorable business environment for development of Russian business

The article describes some peculiarities of modern monetary and fiscal policy, offers deoffshorization measures aimed at active growth of real sector of economy, and undertakes system assessment of stimulus role of the tax maneuver and a system of tax regulation which provides economic growth and highlights of business environment for business development. The concept of the tax maneuver aimed at complex realization of economic concerns of the state, largescale companies with the potential for growth and their personnel was defined. It is stated that the tax maneuver assumes some considerable tax burden deduction in order to stimulate further economic growth for business. Thus, while undertaking the tax maneuver, the problem of fundraising which is aimed at substitution of shortfall budget funds becomes more up-to-date.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитная и налоговая политика в системе обеспечения благоприятной деловой среды для развития российского бизнеса»

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

ШЕЛЕПОВ В.Г.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения, e-mail: Vlad2217218@gmail.com

В статье рассмотрен ряд особенностей современной финансово-кредитной и налоговой политики, предложены меры по деофшоризации, направленные на оживления роста реального сектора экономики, проведена системная оценка стимулирующей роли налогового маневра и системы налогового регулирования, обеспечивающих рост экономики и привлекательность деловой среды для развития бизнеса.

Раскрыто понятие налогового маневра, нацеленного на комплексную реализацию экономических интересов государства, крупных предприятий, проявляющих тенденцию к росту, и их работников. Установлено, что налоговый маневр предполагает определенное снижение налогового бремени для бизнеса с целью стимулирования дальнейшего развития, соответственно, при проведении налогового маневра, актуализируется задача поиска ресурсов, направленных на возмещение выпадающих из бюджета доходов.

Ключевые слова: политика антикризисного регулирования; деловая среда; деоф-шоризация; комфортность бизнес-климата; налоговый маневр; обеспечение занятости населения; регистрация собственности; рейтинг Doing Business; условия привлечение кредита для развития производства.

MONETARY AND FISCAL POLICY IN A SYSTEM OF PROVIDING FAVORABLE BUSINESS ENVIRONMENT FOR DEVELOPMENT OF RUSSIAN BUSINESS

SHELEPOV V.G.,

PhD, Associate Professor of the Department of "Economics and Finance", Rostov State University of Railway Transport, e-mail: Vlad2217218@gmail.com

The article describes some peculiarities of modern monetary and fiscal policy, offers deoffshorization measures aimed at active growth of real sector of economy, and undertakes system assessment of stimulus role of the tax maneuver and a system of tax regulation which provides economic growth and highlights of business environment for business development.

The concept of the tax maneuver aimed at complex realization of economic concerns of the state, large-scale companies with the potential for growth and their personnel was defined. It is stated that the tax maneuver assumes some considerable tax burden deduction in order to stimulate further economic growth for business. Thus, while undertaking the tax maneuver, the problem of fundraising which is aimed at substitution of shortfall budget funds becomes more up-to-date.

Keywords: anti-cyclical measures; business environment; deoffshorization; business climate; tax maneuver; providing employment of population; supportive business environment; record of property; Doing Business Rating; terms of raising a loan for development of production.

JEL classification: E51, E52.

© В.Г. Шелепов, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕ1^А ЕСОЫОМЮиБ ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

Общепризнанным является тот факт, что развитие реального сектора национальной экономики является основой экономического роста. В качестве факторов, стимулирующих развитие промышленного сектора экономики, следует выделить, во-первых, расширение объемов производства, во-вторых, расширенную сегментацию новых рыночных ниш и продвижение на новые рынки, в том числе, международные, в-третьих, повышающийся потребительский спрос на товары и услуги, в-четвертых, снижение стоимости кредитных ресурсов, привлекаемых у российских коммерческих банков.

В настоящее время Центробанк разрабатывает программу стимулирования снижения процентных ставок по рублевым кредитам для российских предприятий и организаций производственной сферы. Правительству Российской Федерации совместно с Банком России необходимо оценить уровень процентных ставок по банковским кредитам, предоставляемым регионам для финансирования бюджетного дефицита.

Одним из способов стимулирования роста экономики должно стать изменение методов регулирования денежной политики и вектора развития финансово-кредитных отношений. По мнению С. Гуриева и О. Цывинского, «в долгосрочном периоде денежная политика не влияет на рост реального ВВП. Это принцип, который экономисты называют «нейтральностью денег». (Гуриев, Цывинский, 2013).

Категориальный смысл термина «нейтральность денег», по мнению ученых, состоит в том, выпуск в обращение дополнительной денежной массы не оказывает значимое влияние на реальную экономику в долгосрочном периоде. Наводнение деньгами реального сектора экономики, таким образом, не оказывает действенного влияния на занятость, уровень заработной платы, реальные ставки кредитов или рост ВВП. Изменение денежной массы может оказать непосредственное влияние только на уровень цен.

Согласно концептуальным выводам С. Гуриева и О. Цывинского, денежная политика может быть эффективной и влиять на уровень или рост реального ВВП только в рамках краткосрочного периода развития экономики, например, этот период должен быть менее года. Проводимая правительством денежная политика не может влиять на долгосрочный рост ВВП в долгосрочном периоде, том временном периоде, когда подстраиваются к изменению денежной массы или совокупного спроса.

Полемизируя с другими авторами, С. Гуриев и О. Цывинский подчеркивают, что именно о краткосрочной политике идет речь, когда цели регулирования Федеральной резервной системы (ФРС) США не ограничиваются инфляцией, а направлены на обеспечение занятости, стабильности цен и низкой стоимости привлечения кредитных ресурсов. В связи с тем, что в долгосрочной перспективе ФРС на практике отвечает только за уровень цен, но не за занятость и экономический рост, то Банк России не может отвечать за обеспечение экономического роста, тем более, что докризисные источники экономического роста отечественной экономики себя исчерпали.

В качестве посткризисных источников роста могут выступить следующие факторы: рост производительности, новые инвестиции и благоприятная деловая среда, уровень развития которой определяется институциональным механизмом, направленным на обеспечение конкуренции в экономическом и финансовом секторе, инвестиционной привлекательности, транспарентности налогового администрирования и комфортности бизнес-среды.

Таким образом, для обеспечения долгосрочных темпов роста регуляторам рынка важно подойти к комплексному решению сложившихся структурных проблем в экономике, связанным с неблагоприятным инвестиционным климатом, стимулирующим отток капитала.

Замедление роста экономики создает для отечественных банков новые риски, связанные с необходимостью фондирования короткими пассивами длинных активов при выдаче кредитов предприятиям. Для оживления спроса на кредитования со стороны предприятий необходимо снизить процентные ставки по кредитам, но методы снижению процентных ставок по кредитам должны формироваться в рамках рыночных механизмов и инструментов регулирования финансово-кредитных отношений.

Формирование доступности кредитов для корпоративных заемщиков важно обеспечить при сохранении необходимой пропорции между курсом Центробанка на стабилизацию инфляционных процессов и снижением стоимости привлечения кредитных ресурсов крупным предприятиям как экономическими агентами российского рынка финансово-кредитных услуг.

Совершенствование механизма кредитования корпоративных клиентов должно включать систему мер, направленных на облегчение привлечения ресурсов для развития малого бизнеса. В настоящее время стоимость кредитов для малоформатных компаний превышает стоимость кредитов для крупных фирм и предприятий. Это связано, во-первых, с отсутствием залоговой базы у малых предприятий, а во-вторых, с большими рисками кредитования.

В структуре российского финансово-кредитного сектора наиболее важную роль в обеспечении роста экономики играют кредитные организации, взаимодействующие со страховыми и оценочными компаниями. Отлаженный механизм взаимодействия банка и оценочных фирм как операторов рынка финансовых услуг позволяет не только привлечь ресурсы развития корпоративных клиентов, но и обеспечить комплексную систему управления рисками на основе развития залогового кредитование.

Комплексны подход к управлению кредитным риском, связанному с обеспечением кредитов, включает следующие направления деятельности:

• динамическая оценка заложенного имущества с определенной периодичностью для каждого конкретного вида имущества;

• плановая переоценка заложенного имущества в зависимости от сложившейся рыночной ситуации с его ликвидностью;

• совершенствование методов проведения оценки заложенного имущества и подготовка персонала банка к их реализации.

Важнейшим показателем эффективности взаимодействия коммерческого банка с оценочной компанией выступает показатель, отражающий количество отчетов об оценке предполагаемого залога, не принятых для целей кредитования. Отметим, что наибольшее количество дискуссионных вопросов в настоящее время возникает у коммерческих банков в связи завышением значения рыночной стоимости объектов предполагаемого залога.

Соответственно, необходимо совершенствование механизма оценки залогового имущества для целей его реализации, направленное на установление более точной стоимости объекта оценки и устранения возможности подлога или искажения параметров предмета оценки. Нивелировать или устранить дисбалансы в проведении оценочных мероприятий позволяет четкое выполнение мероприятий по мониторингу оценки, разработанному на основе рекомендаций комитета по оценочной деятельности Ассоциации российских банков «Оценка имущественных активов для целей залога».

Риски для развития экономики создает дисбаланс на рынке кредитования. Цена привлечения ресурсов для российских предприятий иногда превышает доходность проектов, для реализации которых привлекаются деньги.

Серия банковских банкротств, а также участившиеся отзывы лицензий у российских кредитных организаций в 2013 г. свидетельствуют о наличии рисков и низком уровне развития деловой среды на кредитном рынке, вследствие отсутствия финансовой стабильности.

Отзыв лицензий у целого ряда кредитных организаций может привести к «банковской панике», оттоку капитала из мелких банков и снижению качество деловой среды, так как не способствует сохранению доверительного отношения коммерческих банков друг к другу. Низкий уровень доверия также может привести к рискам дестабилизации развития рынка межбанковского кредитования, который выступает в настоящее время основным инструментом обеспечения денежной ликвидности для отечественных банков.

Необходимость перехода на стандарты регулирования капитала по «Базелю III» предполагает, что на финансовокредитном рынке вместо действующего одного норматива достаточности капитала для банков (N1 - 10%) будут применяться три норматива определения достаточности капитала: норматив N1-1 - это 5%, норматив N1-2 - это 5,5% в течение 2014 г., затем - 6%, а также действующий общий норматив достаточности капитала в 10%.

В новой системе регулирования деятельности банков на основе стандартов «Базеля III» появляется понятие риска контрагента (Credit Value Adjustment - CVA), который определяется на основе рейтингования, и должен отслеживаться и регулироваться с 1 октября 2014 г.

Проблема перехода на этот стандарт регулирования банковской деятельности для российского рынка также связана с тем, что далеко не все клиенты отечественных банков имеют рейтинги, позволяющие оценить их риски. Вместе с тем, наличие у заемщика рейтинга не является гарантией высокого качества этого заемщика для кредитной организации. Тем не менее, для обеспечения финансовой устойчивости коммерческим банка придется учитывать критерий рейтингования заемщиков.

Стандарты регулирования деятельности банков по «Базелю III» включают контроль за ликвидности на основе установления норматива ликвидности (LCR), к соблюдению которого далеко не все российские банки готовы. Институциональная возможность соблюдения отечественными коммерческими банками этого норматива будет связана с ограниченным рядом высоколиквидных и качественных активов, которые отвечают этим требованиям.

Обозначенные ограничения предполагают разработку мер специального регулирования ликвидности со стороны банка России в течение переходного периода для того, чтобы снизить риски для отечественных банков.

Основной причиной отзыва лицензий у целого ряда российских коммерческих банков за период 2011-2012 гг. можно назвать неудовлетворительное финансовое состояние этих кредитных организаций. Этот фактор выступил причиной отзыва лицензий у российских банков и в 2013 г., однако, многие кредитные организации были лишены права осуществлять свою деятельность еще и вследствие нарушения правил работы на рынке в результате реализации сомнительных операций, связанных с оппортунистическим поведением на финансовом рынке (при выдаче кредитов, осуществлении трансграничных операций с денежными средствами, при работе по схемам фиктивного импорта). В ходе фиктивных операций деньги клиентов кредитных организаций безналичным путем переводились на расчетные счета фирм-однодневок, открытые в подконтрольных банках, затем деньги направлялись на счета офшорных компаний.

Российские коммерческие банки, столкнувшись с большими рисками в своей деятельности, должны обеспечить себе финансовую устойчивость, следовательно, обеспечить соответствие активов требованиям регулятора. У банков, которые осуществляют сомнительные операции и отличаются низкой финансовой устойчивостью, отзываются лицензии.

В настоящее время на российском рынке работает 923 коммерческих банка, однако, не у всех кредитных организаций отмечается соответствие параметрам достаточности капитала. Основной целью Центробанка является обеспечение надежности национальной банковской системы на основе вывода из нее банков, которые проводят незаконные финансовые операции, связанные с обслуживанием теневого сектора экономик отмыванием денежных средств и выводом их в офшоры. Для обеспечения правил «Базеля III» к 1 февраля 2014 г. по всей системе 25 российским коммерческим банкам необходимо привлечь около 5 млрд руб. капитала.

Отзывы лицензий у крупных банков, в том числе региональных, которые основывали свою бизнес-модель на таких фиктивных операциях, произведен Центробанком вследствие низкого качества активов, проведения высоко-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕ1^А ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

рискованной кредитной политики и сомнительных операций, а также утраты ликвидности. Снижение ликвидности происходит также вследствие оттока вкладчиков из небольших банков в более крупные, поэтому, необходимо регулировать информационный фон, возникающий после отзыва банковских лицензий, чтоб не способствовать возникновению «банковской паники» на российских региональных рынках финансовых услуг.

Размер банка не гарантирует его надежность и финансовую устойчивость. Некрупные региональные банки иногда неплохо справляются с задачей управления финансовой устойчивостью. Если у региональных банков возникли проблемы с ликвидностью или с достаточностью капитала, то могут провести консолидацию активов, чтобы обеспечить соответствие активов требованиям регулятора и конкурентоспособность на рынке.

Оппортунистичность поведения экономических агентов на российском рынке финансовых услуг связана, прежде всего, с высоким спросом на фиктивные операции, так как услуги по выводу денег из легального оборота пользуются высоким спросом. Именно за проведение крупномасштабных сомнительных операций на финансовом рынке, осуществление незаконной банковской деятельности, предоставление кредитов фирмам знакомых, обналичивание более 2 млрд руб., а также низкое качество кредитного портфеля была отозвана лицензия у «Мастер-Банка», входившего в число ведущих банков страны и обладающего собственным процессингом.

В связи с этим, отзыв лицензии у «Мастер-Банка» негативно повлиял не только на его клиентов, но и клиентов других нескольких десятков банков, связанных с этим банком процессинговыми операциями. Сеть банкоматов «Мастер-Банка» включала собственные банкоматы, банкоматы 260 банков-партнеров, в том числе 7 иностранных банков и более 3 тыс. специализированных устройств. Известно, что «Мастер-Банк» был спонсором в международных платежных системах Visa и MasterCard более чем у 100 кредитных организаций, которые вынуждены были производить смену процессинга в течение нескольких недель. Все это время банки, пользовавшиеся процессингом «Мастер-Банка», не могли предоставлять услуги по пластиковым картам своим клиентам в полном объеме.

«Мастер-Банк», выдавая кредиты своим клиентам, неверно оценивал финансовое положение многих заемщиков, которые имели высокие риски неплатежеспособности, при этом, у большого числа заемщиков масштабы деятельности оказались меньше размера привлекаемых кредитов, выдавая которые банк нарушал порядок формирования резервов. Многие фирмы, получившие ссуды в этом банке, имели убытки и не имели качественных активов, но проводили активные операции по обналичиванию денег.

Обналичивание денег и распространение фирм-однодневок связано с нестабильностью правил игры, которые способствуют выводу прибыли и собственности в офшорах. В российской экономике достаточно значима роль наличных денег, которые обслуживают теневой сектор экономики. Оппортунистические операции на российском рынке имеют реверсный характер. Если на развитых финансовых рынках компании стремятся «отмыть» наличные деньги, чтобы зачислить их на банковские счета, то на российском рынке наиболее востребованы услуги по «очернению» финансовых операций.

Для снижения объема проводимых сомнительных операций были введены лимиты по кассовым операциям российских банков и введен контроль над другими операциями по счетам. Борьба с фиктивными операциями связана с контролем за деятельностью фирм-однодневок. Существование банков, занимающихся такими рискованными операциями при небольшом капитале, снижает устойчивость российской банковской системы в целом.

Для снижения объема фиктивных операций банки должны с 1 января 2014 г. осуществлять проверку своих заемщиков, направления и специфики их деятельности по определенным признакам, наличие которых будет означать необходимость формирования дополнительных резервов.

В настоящее время Правительство Российской Федерации работает над формированием новой среднесрочной модели экономического развития, которая должна основываться на стимулировании роста экономики, макроэкономической стабильности и стратегии устойчивого роста экономики, что связано со следующими основными факторами:

• во-первых, со структурными проблемами рынка труда;

• во-вторых, с кризисом производительности труда, выявленным в мировой экономике, которая постепенно утрачивает способность эффективно использовать организационные, трудовые и финансовые ресурсы;

• в-третьих, с уровнем развития деловой среды и степенью комфортности бизнес-климата, что означает создание благоприятных условий для реализации предпринимательской деятельности; начинающим предпринимателям важно создать гибкие условия для открытия своего дела, регистрации собственности, привлечения кредита на доступных условиях, обеспечения подключения к энергосетям и получения разрешения на строительство.

Формирование благоприятной конкурентной среды предполагает создание институционального механизма, стимулирующего расширение предпринимательской деятельности разного формата: от развития малого и среднего бизнеса до крупного производства. Крупные и средние компании, расширяя производство, способны создавать высокотехнологичные рабочие места и привлекать образованных и конкурентоспособных работников.

Однако, по мнению специалистов, для формирования конкурентоспособных работников необходимо увеличивать уровень компетентности специалистов, чему способствует наметившаяся на рынке труда «тенденция к индивидуализации образовательных процессов, формирование гибких образовательных систем, разработка механизма их адаптации к специфике потребительского спроса и уровню развития рынка на основе модульных образовательных программ» (Андреева, Андреева, Юдин, 2013).

Конкурентоспособные компании, ориентированные на устойчивое инновационное развитие, должны иметь реальную возможность привлекать дополнительные ресурсы и высококачественных работников, которые высво-

бождаются при закрытии неэффективных предприятий. В связи с этим, важным условием обеспечения российского рейтинга в Doing Business и экономического роста в нашей стране является задача обеспечения перспективных российских компаний конкурентоспособными работниками и специалистами, а также финансовыми ресурсами и благоприятными условиями для стимулирования развития производственных мощностей.

В новой редакции «Концепции первоочередных мер социально-экономического развития», представлен план мероприятий на 2014-2015 гг., нацеленный на стимулирование экономического роста. В качестве важнейшего фактора обеспечения роста экономики в «Концепции первоочередных мер социально-экономического развития» представлено кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств фонда национального благосостояния.

Первоначальная редакция концепции включала перечень форм государственной и кредитной поддержки российских предприятий: продление льгот по страховым взносам малому бизнесу, расширение его доступа к государственному заказу, кредитование малоформатного бизнеса за счет средств фонда национального благосостояния, использование средств фонда национального благосостояния на финансирование инфраструктурных проектов, ограничение роста тарифов естественных монополий, субсидирование предприятий автомобилестроительной отрасли и деофшоризация бизнеса.

Новая редакция концепции направлена на обеспечение экономического роста посредством сокращения дисбалансов между высокими издержками предприятий и низкой производительностью, вызванной ограничением инвестиционных вложений, неразвитостью институтов и низким уровнем конкуренции на рынке. В новом варианте «Концепции первоочередных мер социально-экономического развития» предложен комплекс мер, направленных на обеспечение высокой инвестиционной активности предприятий, которые могут выступить основными драйверами роста национальной экономики.

Рефлексией на эти факторы со стороны промышленных предприятий должен стать рост объемов производства продукции и услуг со стороны фирм и предприятий реального сектора экономики. Вместе с тем, увеличение объемов производства предполагает необходимость привлечения дополнительных ресурсов, прежде всего, финансовокредитных, инвестиционных, а также дополнительной рабочей силы.

Регионам и местным органам власти следует предоставить возможность вводить налоговые каникулы для новых малых предприятий в определенных, прежде всего производственных сферах. В настоящее время индивидуальные предприниматели облагаются налогами следующим образом: упрощенная система; единый налог на вмененный доход; НДФЛ и НДС; патент. По страховым взносам установлена ставка, которая зависит от оборота.

Если годовой оборот не превышает 300 тыс. руб., то один минимальный размер оплаты труда (МРОТ), если годовой оборот превышает 300 тыс. руб., то 1 МРОТ и 1% от оборота. Согласно аналитической информации, вследствие повышения ставки страховых взносов в 2013 г. число предпринимателей сократилось на 410 тыс. человек и составило 3,47 млн занятых (Папченкова, 2013).

Механизм предоставления налоговых льгот достаточно долго рассматривался в правительстве. Изначально планировалось, что такую преференцию предоставят всем вновь зарегистрировавшим бизнес предпринимателям, вне зависимости от используемой ими налоговой системы и рода занятий.

Вместе с тем, необходимо было учитывать риски мошенничества, связанные с массовым снижением поступления налоговых доходов в бюджет, если российские малые предприятия начнут перерегистрироваться в индивидуальных предпринимателей, а по истечении двух лет эти же предприниматели будут перерегистрировать бизнес на родственников, чтобы они могли воспользоваться льготой. Следует также предусмотреть вариант, когда предприниматель проходит регистрацию, получает льготы на два года, а потом перерегистрирует свою фирму на члена семьи. Отслеживание этих схем усложнит работу ФНС, которой необходимо будет постоянно выявлять возможную аффилированность старого владельца бизнеса и нового, что, в свою очередь увеличит административную нагрузку на предпринимателей.

Безусловно, возникающие риски можно устранить при введении системы контроля. Например, ввести прямой запрет на применение льготы при перерегистрации предпринимателей, при передаче бизнеса супругам, близким родственникам или любым аффилированным лицам. Одним из вариантов контроля может выступить ограничение круга льготников предпринимателями, которые уплачивают налоги по упрощенной системе (6% с дохода или 5-15% с дохода минус расходы), и занимающимися производством.

Применение льготных правил, возможно, например, если не менее 70% доходов предприниматель получает от реализации товаров собственного производства, то ставку по упрощенной системе региональные власти могут опускать до 1-2% на срок до двух лет. Регионы должны иметь право снижать этот налог для определенных категорий бизнеса с 15 до 5%.

Специалисты отмечают, что фактическая нагрузка на предпринимателей в разных регионах резко дифференцирована в зависимости от уровня доходов. При установлении льгот региональные бюджеты должны получить перспективные выгоды, когда на третий год работы поступления от налогов предпринимателей вырастет в несколько раз. По оценкам экспертов, предприниматели, открывшие бизнес и получившие льготу в 2014 г., через два года заплатят в бюджет 11,6 млрд руб. (Папченкова, 2013).

Эти меры представляются достаточно перспективными для того, чтоб обеспечить дополнительную поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе, за счет мер налогового финансирования, например, установления налоговых каникул для вновь созданных новых предприятий производственной направленности. Малым предприятиям, вновь открывающимся в российских регионах, очень важно предоставить налоговые каникулы, впоследствии эти

ТЕ1^А ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕ1^А ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

преференции бизнесу должны окупиться дополнительными поступлениями в бюджеты регионов и муниципалитетов. Инструмент налогового маневра нацелен на комплексную реализацию экономический интересов государства, крупных предприятий, проявляющих тенденцию к росту, и их работников.

Налоговый маневр предполагает определенное снижение налогового бремени для бизнеса с целью стимулирования дальнейшего развития. При проведении политики налогового маневрирования, прежде всего, актуализируется задача поиска ресурсов, направленных на возмещение выпадающих из бюджета доходов. Например, можно проводить снижение налога на добавленную стоимость с целью обеспечения поддержки развития реального сектора экономики, но при этом, одновременно увеличить налог на прибыли или на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Повышение налога на прибыль предприятий негативным образом скажется на их активности. В связи с этим, как показывает опыт успешного налогового регулирования стран, реализующих высокие темпы роста экономики, при принятии таких мер целесообразно предусмотреть ряд инвестиционных льгот для компаний, направляющих прибыль на переоснащение и модернизацию своего производства.

ЛИТЕРАТУРА

Гуриев С., Цывинский О. (2013). ЦБ не способен ускорить рост// Vedomosti.ru, 21 мая. Доступно на: http://www. vedomosti.ru/opinion/news/12229291/chto_mozhet_i_chego_ne_mozhet_cb#ixzz2r7dygraq.

Андреева Л.Ю., Андреева А.В., Юдин А.А. (2013). Формирование профессиональных компетенций специалистов в системе маркетингового управления конкурентоспособностью коммерческого банка // TERRA ECONOMICUS, т. 11, № 3, ч. 3, С. 19.

ПапченковаМ. (2013). Правительство решилось на налоговые каникулы для малого бизнеса // Vedomosti.ru, от 30 сентября. Доступно на: http://www.vedomosti.ru/finance/news/16899551/kanikuly-dlya-10#ixzz2r4JxY0De.

REFERENCES

Guriev S. Tsyvinski O. (2013). CB is not able to accelerate the growth. Vedomosti.ru, May 21. Available at: http://www. vedomosti.ru/opinion/news/12229291/chto_mozhet_i_chego_ne_mozhet_cb # ixzz2r7dygraq. (In Russian.)

Andreeva L.U., Andreeva A.V., Yudin A.A. (2013). Formation of professional competence of specialists in marketing management system competitive commercial bank. Terra Economicus , vol.11, по. 3, part 3, p. 19. (In Russian.)

Papchenkova M. (2013). The government has decided to tax breaks for small business. Vedomosti.ru, 30 September. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news/16899551/kanikuly-dlya-10 # ixzz2r4JxYODe. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.