Научная статья на тему 'Посткризисный рост глобальной экономики и новая промышленная политика'

Посткризисный рост глобальной экономики и новая промышленная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ / ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ИНСТРУМЕНТЫ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / КЛАСТЕРЫ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНОВОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / УСТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY MISBALANCES / SLOWDOWN OF ECONOMY / INVESTMENT PROJECTS / INDUSTRIAL PARKS / INSTRUMENTS AND MEASURES OF GOVERNMENT SUPPORT / CLUSTERS / MANAGEMENT / INDUSTRIAL POLICY / COMPETITIVE PRICE ADVANTAGE / TAX HOLIDAY / TAX REGIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов В. В., Раговик Л. В., Селиванова А. Г.

В статье рассматриваются этапы формирования современной промышленной политики в условиях замедления роста экономики и снижения курса российского рубля, инструменты и методы менеджмента крупных промышленных предприятий, закладывающие основу для стабильного развития российской промышленности, а также меры государственной поддержки и налогового стимулирования долгосрочного развития. Модель посткризисного роста глобализирующейся экономики еще не является устойчивой, поэтому лишь ограниченное число акторов стран Евросоюза стремятся расширять производство для обеспечения конкурентного позиционирования на новых сегментах рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-crises growth of global economy and the new industrial policy

The article considers the stages of formation of modern industrial policy in the conditions of economy slowdown and a decline in Russian ruble as well as some instruments and methods of management of the large-scale industrial enterprises, forming the base for stable development of the Russian industry. The article also covers some measure of the state support and tax incentives of long-term development. The model of post-crisis growth of globalizing economy is not steady yet, therefore only limited number of actors of the European Union countries seeks to expand its production for ensuring competitive positioning on new segments of the market.

Текст научной работы на тему «Посткризисный рост глобальной экономики и новая промышленная политика»

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ПОСТКРИЗИСНЫЙ РОСТ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И НОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

АКСЕНОВ В.В.,

аспирант кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: [email protected];

РАГОВИК Л.В.,

аспирант кафедры «Экономика и финансы» Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: [email protected];

СЕЛИВАНОВА А.Г.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются этапы формирования современной промышленной политики в условиях замедления роста экономики и снижения курса российского рубля, инструменты и методы менеджмента крупных промышленных предприятий, закладывающие основу для стабильного развития российской промышленности, а также меры государственной поддержки и налогового стимулирования долгосрочного развития. Модель посткризисного роста глобализирующейся экономики еще не является устойчивой, поэтому лишь ограниченное число акторов стран Евросоюза стремятся расширять производство для обеспечения конкурентного позиционирования на новых сегментах рынка.

Ключевые слова: валютные дисбалансы; замедление экономики; инвестиционные проекты; индустриальные парки; инструменты и меры государственной поддержки; кластеры; менеджмент; промышленная политика; ценовое конкурентное преимущество; налоговые каникулы; установление специальных налоговых режимов; стимулирование.

POST-CRISES GROWTH OF GLOBAL ECONOMY AND THE NEW INDUSTRIAL POLICY

AKSENOV V.V.,

Graduate student of Federal State Budgetary Educational Institution

of Higher Professional Education, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected];

RAGOVIK L.V.,

Graduate student of Federal State Budgetary Educational Institution

of Higher Professional Education, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected];

SELIVANOVA A.G.,

PhD, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution

of Higher Professional Education, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

© В.В. Аксенов, Л.В. Раговик, А.Г. Селиванова, 2013

The article considers the stages of formation of modern industrial policy in the conditions of economy slowdown and a decline in Russian ruble as well as some instruments and methods of management of the large-scale industrial enterprises, forming the base for stable development of the Russian industry. The article also covers some measure of the state support and tax incentives of long-term development. The model of post-crisis growth of globalizing economy is not steady yet, therefore only limited number of actors of the European Union countries seeks to expand its production for ensuring competitive positioning on new segments of the market.

Keywords: currency misbalances; slowdown of economy; investment projects; industrial parks; instruments and measures of government support; clusters; management; industrial policy; competitive price advantage; tax holiday; tax regimes.

JEL classification: F01,025, O43.

Индикаторы развития мировой экономики в настоящее время значительно изменились. Экономика США демонстрировала в 2012-2013 гг. невысокие темпы экономического роста, медленно восстанавливаясь после кризиса. Предприятиям, которые оказались в затруднительном положении, не хватало ресурсов на расширение производства и создания новых рабочих мест. Экономическим агентам необходимо было решать долговые проблемы.

Рост мировой экономики постепенно увеличивает динамику, при этом отметим, что основой для этого роста является посткризисное восстановление развитых стран на базе реализации устойчивых конкурентных преимуществ и разработки новой промышленной политики.

Несмотря на то что основные риски глобального экономического кризиса остались позади, экономический рост в 2013 г. в странах с формирующимися рынками существенно замедлился. Одной из причин этого явления можно считать ограничение ликвидности в результате решения американской Федеральной резервной системы об окончании программы количественного смягчения (QE), в рамках реализации которой ФРС каждый месяц выкупала активы на 85 млрд долл.

Несмотря на то что мировая экономика восстанавливается после кризиса, оживление роста в развитых странах сопровождалось снижением темпов роста развивающихся экономик, которые встретились со структурными проблемами, а также отличаются неэффективной моделью управления, ограничивающей возможности роста.

Снижение ликвидности на мировом рынке способствовало падению курсов акций, облигаций и валют многих развивающихся стран, из которых стал постепенно уходить финансовый капитал, уменьшению темпов роста экономик формирующихся рынков, прежде всего, экономики Китая, России и других стран БРИКС, а также изменению основных трендов развития глобального мирового рынка. Замедление роста промышленного сектора экономики Китая негативно отразилось на темпах роста других развивающихся стран, ориентированных на китайский рынок, так как именно спрос, обнаруживаемый экономикой Китая, оказывает непосредственное влияние на динамику роста других сырьевых экономик мирового рынка.

Восстановление роста мировой экономики снизило риски распада экономики еврозоны, которая испытывала в последнее время особые трудности. Модель посткризисного роста глобализирующейся экономики еще не является устойчивой, поэтому лишь ограниченное число акторов стран Евросоюза стремятся расширять производство для обеспечения конкурентного позиционирования на новых сегментах рынка. Факторами роста на рынках развивающихся стран выступали следующие: невысокая цена рабочей силы и высокий уровень платежеспособного спроса, стимулируемый в последнее время финансово-кредитными институтами и государственными инвестициями.

Вместе с тем, перспективы развития предприятий, их инвестиционной активности и доходности в крупных европейских странах, таких как Германия и Великобритания, которые успешно проводят политику сокращения издержек, оцениваются выше, чем в крупных развивающихся экономиках странах БРИКС, таких как Россия, Индия и Бразилия. В связи с этим потоки капитала с глобального рынка устремились в страны Западной Европы и США, которые проводят политику новой индустриализации.

Для решения задач политики новой индустриализации в России необходимо создать фонд поддержки промышленных предприятий, обеспечивающий целенаправленное инвестирование ресурсов в решение приоритетных задач развития бизнеса и реализацию крупных стратегических проектов.

Кредитные ресурсы сегодня не являются доступными для российских предприятий, отечественные банки не могут предложить отечественным заемщикам ликвидные ресурсы, поэтому необходим новый институт в виде фонда поддержки. Объем этого фонда должен позволить реализовать программу новой индустриализации и модернизировать отечественное промышленное производство, обеспечив спрос на высокотехнологичную продукцию внутри страны, что означает реализацию политики «импортозамещения» на основе формирования конкурентных преимуществ.

Промышленная политика «импортозамещения» имеет внутреннюю и внешнюю направленность, является основным инструментом развития конкурентных преимуществ российской экономики и основывается на разработке эффективной финансово-кредитной, инвестиционной политики и концепции риск-менеджмента, обеспечивающей управление рисками крупных промышленных предприятий как основных агентов национальной экономики.

На основе концепции риск-менеджмента определяются ключевые потребности развития производства и эффективные инструменты для их реализации. Финансовое и налоговое планирование, грамотная кадровая политика

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

и стратегия привлечения инвестиций, а также наличие налоговых стимулирующих инструментов оказывают непосредственное влияние на финансовую устойчивость предприятия и обеспечивают возможность проведения модер-низационных преобразований. Последовательность реализации инвестиционной, кредитной, налоговой политики, а также концепции риск-менеджмента и составляет основу долгосрочной промышленной политики.

Эффективная промышленная политика снимает ограничения для развития крупных предприятий, связанные с необеспеченностью ресурсами, и приводит к формированию приоритетной концепции развития бизнеса в рамках социально-экономических параметров роста экономики.

При реализации политики «импортозамещения» актуальным вопросом является правильный выбор отрасли с учетом перспектив ее развития, обеспечивающих использование конкурентных преимуществ предприятия и возможностей обеспечения новых направлений развития бизнеса государственной кредитной и налоговой поддержкой.

Разработка системы мер, обеспечивающих поддержку развития промышленных предприятий, связана с созданием привлекательных условий для привлечения инвестиций и благоприятных условий для развития бизнеса. Для этого важно создание институционального механизма, обеспечивающего реализацию долгосрочных конкурентных преимуществ отечественных предприятий корпоративного сектора (Полтерович, 2006).

В рамках конкретной отрасли промышленности реализация долгосрочных конкурентных преимуществ предприятий корпоративного сектора связана с обеспечением финансовой устойчивости, стабильной доходности на базе снижения издержек и применения стратегии диверсификации, дифференциации продукции на основе политики «импортозамещения».

Стратегия диверсификации может быть реализована на основе использования новой промышленной политики, включающей комплекс мер системной государственной поддержки, инструменты инновационной политики, целевого финансирования, кредитования и льготного налогообложения.

В рамках новой промышленной политики стратегия диверсификации может объединять несколько направлений: стратегия роста для привлекательных (профильных, ориентированных на национальный или международный рынок) отраслей, стратегия реструктуризации для убыточных, но социально значимых отраслей, удовлетворяющих внутренний спрос или обеспечивающих профильные производства территории. При разработке стратегии диверсификации зарубежные специалисты считают необходимым оценивать следующие факторы (Томпсон-мл., Стрикленд, 2002. С. 215).

1. Фактор привлекательности отрасли, отражающий соответствие конкурентным преимуществам и наличие устойчивого потенциала роста.

2. Фактор, связанный с затратами на развитие отрасли, определяющий величину организационно-экономических издержек.

3. Фактор дополнительных преимуществ, возникающий при кластерном подходе управления конкурентными преимуществами.

Теория кластерного подхода была разработана М. Портером. Ученый определил кластер как группу взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества компании и кластера в целом (Портер, 1993. С. 212).

По мнению российских ученых, кластер может быть представлен промышленными и непромышленными структурами, может рассматриваться как цепочка создания добавленной стоимости. Одним из отличительных признаков кластера в системе институционального проектирования межхозяйственных взаимосвязей субъектов является территориальная локализация, включающая кластерные сети, промышленные кластерные округа, региональные промышленные кластеры и др. (Волкова, Сахно, 2009. С. 45-58).

Промышленный кластерный округ представляет собой территориально сконцентрированную группу компаний, ориентированных на общий конечный рынок, разделяющих единые знания и связанных между собой отношениями конкуренции, сотрудничества и единой кадровой политикой.

В настоящее время в промышленных кластерах обозначился дефицит квалифицированных кадров. Регулировать решение этого вопроса в рамках новой промышленной политики необходимо на основе успешного опыта передовых предприятий, которые системно занимаются этим вопросом для обеспечения своей конкурентоспособности на российском рынке.

Важнейшими составляющими закона «О промышленной политике в Российской Федерации» должны стать подготовка и переподготовка кадров, которые буду проводиться с учетом формирования необходимых компетенций на основе разработанного государственного задания на подготовку квалифицированных кадров.

По мнению специалистов, наиболее перспективным в системе подготовки и переподготовки кадров с учетом формирования необходимых компетенций является опыт Нижегородской области, в которой созданы и успешно функционируют ресурсные центры инновационного образования, на базе которых идет подготовка специалистов для работы на современном промышленном оборудовании (Шнякин, 2013).

Для разработки и реализации промышленной политики важно решить задачу снижения кредитных ставок банков для отечественных производственных фирм и предприятий. В начале 2013 г. стоимость кредитных ресурсов для таких заемщиков составляла около 9%, а в конце текущего года увеличилась до 11%. Увеличение стоимости кредита, снижение сроков кредитования и ухудшение их качества для крупных корпоративных заемщиков сократили спрос на продукты корпоративного кредитования, несмотря на высокую потребность в привлеченных ресурсах.

Несмотря на то, что в целом объем портфеля по корпоративным клиентам у отечественных банков не снизился, качество этого портфеля оставляет желать лучшего. Значимую часть кредитного портфеля российских банков по корпоративным клиентам составляют кредиты на пополнение оборотных средств, при этом вследствие дороговизны только небольшая часть банковских ресурсов привлекается российскими компаниями для покупки недвижимости, оборудования, транспорта и запасных частей к оборудованию.

Известно, что на корпоративное кредитование в настоящее время коммерческие банки направляют ресурсы, привлеченные от своих клиентов на депозиты. В связи с этим, безусловно, стоимость таких кредитов продолжает оставаться высокой, соответственно, спрос на дорогостоящие кредиты не будет являться устойчивым в условиях замедления роста отечественного промышленного сектора экономики.

Для активизации спроса на кредитные ресурсы со стороны заемщиков российским банкам необходимо обеспечить привлекательную позицию для реализации депозитной политики. В этом случае у российских банков могут появиться ресурсы (так называемые «длинные деньги») для кредитования программ технического перевооружения производства в рамках реализации новой промышленной политики или концепции «новой индустриализации».

Учитывая, что для крупных промышленных предприятий ставка привлечения заемных средств вследствие достаточно хорошего залогового обеспечения будет значительно ниже, чем для компаний малого и среднего бизнеса, кредитную активность сохраняют компании корпоративного сектора.

Вместе с тем, при кредитовании предпринимательских структур стоимость привлеченных средств зависит также и от финансового состояния клиента, направленности его деятельности, бизнес-цикла компании и репутационного менеджмента. Таким образом, принимая решение о предоставлении кредита, коммерческий банк берет во внимание множество факторов, а не только качество залогового обеспечения, которое представляется заемщиком по кредиту. Низкая ликвидность залогов также увеличивает стоимость кредитных ресурсов для заемщиков.

Инструментом, обеспечивающим снижение стоимости привлекаемых ресурсов, является действующий в настоящее время механизм государственных гарантий, продвигаемый на кредитный рынок «МСП Банком» как государственным институтом развития. «МСП Банк» активно работает на рынке, заключает деловые соглашения с коммерческими банками-партнерами, среди которых можно особо выделить следующие: «Промсвязьбанк», «Уралсиб», «Возрождение», «Азиатско-Тихоокеанский банк» и другие.

На основе стратегии реализации новой концепции промышленной политики необходимо обеспечить механизм конвертации потенциального объема сотрудничества между банками и институтами развития в выданные гарантии заемщикам из корпоративного сектора. Опыт работы коммерческих банков с институтами развития показал, что условия доступа к инструментам гарантийной поддержки следует расширить для обеспечения кредитами большего количества участников финансово-кредитного рынка.

Например, требуется снизить долю капитальных вложений, необходимых для получения гарантии, с 70% до 50% от стоимости проекта, что позволит компаниям инновационного типа привлечь ресурсы на начальных стадиях их реализации. Раннее привлечение финансирования позволит решить вопросы, связанные с финансированием затрат, без которых запустить производство невозможно: например, оплата проектных работ, НИОКР, подготовка разрешительной документации, маркетинговые исследования, лицензии, изготовление опытного образца, обучение персонала и т. п.

Стратегические задачи разработки актуальной для обеспечения экономического роста России политики «им-портозамещения», а также инструменты финансовой и налоговой поддержки отечественной промышленности должны быть учтены при разработке стратегии индустриальных парков и обсуждены со специалистами в ходе общественной дискуссии.

В перспективе в России будут созданы не менее 300 индустриальных парков, в которых при поддержке государства разместятся предприятия различных отраслей, обладающих критериями конкурентоспособности для формирования нового поколения высокотехнологичных производств. Программа создания индустриальных парков связана с новой индустриальной революцией, наступлением эпохи индивидуализированных производств, новейших 3D-технологий, роботизации, цифровых систем управления, перераспределения центров создания добавленной стоимости. В России уже созданы новые институты, обеспечивающие развитие новой промышленной политики, например, Ассоциация индустриальных парков, выражающая интересы участников отрасли, утвержден отраслевой стандарт, обеспечивающий эффективный выбор перспективных проектов, создана инфраструктура поддержки инновационных компаний, включающая технопарки, бизнес-инкубаторы.

Действующие индустриальные парки развивались без государственной поддержки, что не позволило полностью раскрыть их потенциал и снизить издержки, связанные с созданием и эксплуатацией. Программа развития индустриальных парков должна также включать налоговые каникулы для вновь создаваемых предприятий. Высокие издержки не позволяли компаниям, работающим в этих индустриальных парках, обеспечивать себе конкурентоспособность. Промышленные парки должны выступать как инфраструктура для развития промышленных предприятий инновационного типа, а инфраструктура является зоной ответственности государства.

Комплекс мер, направленных на создание для отечественных промышленных предприятий базовых условий близких к тем, в которых находятся зарубежные конкуренты, обеспечивает конкурентоспособность российских компаний и требует особого внимания при принятии поддерживающих факторов, изменяющих порядок финансирования или налогового регулирования. Применение перспективных финансово-кредитных инструментов и мер налогового регулирования позволит обеспечить конкурентоспособность российских промышленных предприятий в рамках членства в ВТО.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ЛИТЕРАТУРА

Волкова Н.Н., Сахно Т.В. (2009). Индустриальные кластеры в США // США-Канада: экономика, политика, культура. № 5. С. 45-58.

Полтерович В. (2006). Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // Экономико-математические методы. № 2. С. 8-16.

Портер М. (1993). Международная конкуренция: Пер. с англ. / М.Е. Портер. М.: Международные отношения. С. 212.

Томпсон-мл. А.А., Стрикленд А.Дж. (2002). Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: Пер. с англ. 12-е изд. М.: Вильямс.

Шнякин В. (2013). Решить кадровый вопрос поможет опыт нижегородских компаний / Российская газета, 2013 от 11 сентября. Международный бизнес-саммит: Нижний Новгород-2013. Доступно на: http://www.rg.ru/2013/09/11/ reg-pfo/shnyakin-anons.html.

REFERENCES

Polterovich V. (2006.) The strategies of institutional reforms. China and Russia. The Journal of Economics and Mathematics Methods, no 2, pp. 8-16. (In Russian.)

Porter M. (1993). International competition. Translated from English. Moscow: International Relations. р. 212. (In Russian.)

Shnyakin V. (2013). The experience of Nizhny Novgorod companies could help to solve personnel affairs. Russian Newspaper, September, 11. International Business Summit conference, Nizhny Novgorod-2013. Available at: http://www. rg.ru/2013/09/11/reg-pfo/shnyakin-anons.html (In Russian.)

Thompson A.A. (Jr.), Strickland A.G. (2002). Strategic management: concepts and cases for analyses. Edition 12. Translated from English. Moscow, Williams. (In Russian.)

Volkova N.N., Sachno T.V. (2009). Industrial clusters in the USA. The Journal of the USA and Canada: economy, policy and culture, no 5, pp. 45-48. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.