5. Кузьмин А.И. Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения // Нотариус. 2011. № 5. С. 15-19.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон № 435-ФЗ от 29.12.2010 г.; принят Госдумой 21.11.2010 г.; одобрен Советом Федерации 24.11.2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 47.
7. О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев: постановление Правительства РФ № 96 от 01.02.1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 7. Ст. 534.
8. О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса: постановление Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 г // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 12. Ст. 931.
9. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 г.; принят Госдумой 26.06.2002 г.; одобрен Советом Федерации 10.07.2002 г., с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.
10. Трухин А. Фокусы на паях. Несовершенство законодательства позволяет спекулянтам диктовать условия на региональном рынке земли // Российская газета. 2012. 14 февр.
11. Шитлаева З. Земля в законе // Советская Чувашия. 2012. 4 мая.
МОЖАРОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА - аспирантка кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MOZHAROVA NATALYA GENNADYEVNA - post-graduate student of Civil and Legal Disciplines Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 336.5:343.81 (09)(470)XIX/XX
И.А. НИКИФОРОВА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
Ключевые слова: участие государства в финансировании, временные правила для реабилитационных приютов для несовершеннолетних правонарушителей, законодательное регулирование финансирования, Российская империя, финансово-хозяйственное обеспечение, финансовые возможности родителей, исправительно-воспитательные учреждения.
Рассмотрены особенности государственного регулирования вопросов финансовохозяйственного обеспечения деятельности исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних в пореформенной России. Особое внимание уделено источникам и механизмам финансирования. Сделан вывод об уровне государственного финансирования.
I.A. NIKIFOROVA
THE FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR JUVENILES IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF XIXth - EARLY XXth CENTURY
Key words: participation of the state in financing of, temporary rules (norms) of juvenile rehabilitation shelters, the legislative regulation of the financing of, Russian Empire, financial-and-economic security (ensuring), parents’ financial capacity, correctional and educational institutions.
The article describes the features of state regulation of the financial and economic security of the correctional and educational institutions for minors in post-reform Russia. Particular attention is given to funding sources and mechanisms. The level of state funding has been determined.
В пореформенной России исправительно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних были негосударственными. Закон предусматривал различные формы их финансовой поддержки. Государство также участвовало в финансировании колоний и приютов для несовершеннолетних правонарушителей.
В соответствии с законом от 5 декабря 1866 г. «Об исправительных приютах и колониях для несовершеннолетних», который утвердил Временные
правила для данных заведений, были предусмотрены следующие формы финансового обеспечения исправительно-воспитательных учреждений:
- в пользу казны от сборов освобождалось недвижимое имущество, которое принадлежало приюту или которое приобреталось для него;
- ежегодно, без уплаты налогов, разрешалось каждому приюту разыгрывать лотерею на сумму проданных билетов до 3000 руб.;
- при необходимости Министерство государственных имуществ предоставляло в безвозмездное пользование приютам участки казенной земли;
- местные попечительные о тюрьмах комитеты финансировали вещевое и пищевое довольствие воспитанников.
Кроме того, по решению суда на родителей, отдавших детей в приюты, возлагалась обязанность, с учетом финансовых возможностей, оплачивать воспитание и содержание детей. В соответствии с законом от 5 декабря 1866 г. для малоимущих родителей размер оплаты не должен был превышать 3 руб. в месяц [3. С. 50].
Закон лишь в общих чертах регламентировал финансовую составляющую деятельности заведений, которые считаются воспитательно-исправительными. В связи с этим положения в законе были дополнены циркуляром № 21 от 28 октября 1890 г, а также рядом других циркуляров [2. С. 98]:
- на продовольствие деньги должны были выделяться в размере месячной потребности в виде аванса каждый месяц для воспитанников приютов и земледельческих колоний местными тюремными комитетами, а если таковых не имеется, то - губернаторами;
- деньги на питание должны были быть выданы на всех воспитанников, которые содержатся в заведении, независимо от того, находятся они на излечении в данном заведении или в земской или городской больнице;
- на одежду для воспитанников деньги должны были выдаваться тюремными комитетами, которые были в уездных и губернских замках, в соответствии с табелью одежды, утвержденной 24 апреля 1887 г.
Различные разъяснения и циркуляры особо оговаривали, что категорически недопустимо выдавать товар вместо денег, так как в законе предусматривалась именно выдача денежных средств [2. С. 98].
Но, несмотря на меры, которые были приняты, материальное состояние воспитательно-исправительных приютов оставалось очень сложным. Специалист в сфере перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей и общественный деятель того времени А.Г. Бать писал: «На 1 января 1898 года количество этих исправительных заведений составляло 27 штук, население которого было 1414 человек и все они - приюты - были созданы частной инициативой, которой развернуться в более широких размерах мешал главным образом недостаток материальных средств. Незначительные пайки, членские взносы и 10% отчисления штрафных сумм, которые выдавались тюремными комитетами, слишком малы для прочной постановки дела. С этими материальными затруднениями на первых парах приходится сталкиваться каждому обществу, которое задается целью организовать исправительные заведения» [2. С. 102].
А.Г. Бать считал, что именно по этой причине многие общества, задумавшие открытие исправительных заведений, были вынуждены долгое время откладывать это. В качестве примера он приводил Казанское общество земледельческих колоний и приютов, которое было основано в 1873 г., лишь в 1890 г. оно решило начать обустраивать приюты.
Включительно с периода 1886 г. по 1897 г. каждому обществу было выдано 4 031 753 руб. 68 коп. на содержание приютов (за год в среднем по 335 979 руб.
47 коп.), из которых 18,7% - доход от самих заведений в процессе хозяйственных производств; 32,9% - пожертвования различного вида от частных благотворителей; 4% - случайные поступления и 44,4% - получаемые пособия от казны, правительственных и общественных учреждений [2. С. 103].
В 1905 г. общая сумма финансовых средств 47 воспитательно-исправительных заведений, существовавших в тот период, составляла 561 159 руб. 4 коп., из которых 36,6% (205 572 руб. 89 коп.) - перечисления от казны, общественных и правительственных учреждений (особые перечисления от казны - 26 837 руб., пожертвования и пособия общественных учреждений и правительственных учреждений - 58 764 руб. 51 коп., отчисления из штрафных сумм - 54 276 руб. 43 коп., за одежду и продовольствие от казны - 65 694 руб. 95 коп.); 33,5% (187 949 руб. 56 коп.) - от общества, учредившего заведение, помощь от частных лиц (членские взносы - 16 815 руб. 26 коп.; пожертвования деньгами и вещами частных лиц, а также кружечный сбор - 31 738 руб. 13 коп.; чистый доход от публичных лекций, концертов и других похожих источников - 12 096 руб. 31 коп.; плюс к этому продажа бумаг, торговые операции, процент капитала, -46 755 руб. 8 коп.; выплата от учреждений (тюремных комитетов, городских дум, земств и пр.), которые приняли на себя содержание данных заведений -80 544 руб. 78 коп.); 21,7% (121 768 руб. 2 коп.) - от различных заведений, таких как мастерские - 73 127 руб. 79 коп.; полеводство, садоводство, лесоводство, скотоводство и огородничество - 32 082 руб. 17 коп.; аренда земель, строений, угодий и пр. - 16 558 руб. 6 коп.; 8,2% (45 868 руб. 57 коп.) - прочие поступления [5. С. 8-11].
Следует отметить, что поступление финансов от правительственных и общественных учреждений, а также из казны в относительном выражении сократилось в 80-90-е гг. XIX в. от 44,4% до 36,6% в 1905 г. Это произошло из-за увеличения дохода за счет самих заведений и прочих поступлений. Если учесть общий рост финансовых поступлений в реальности, сумма, скорее всего, не изменилась, зато сократился удельный вес.
В поступлениях денежных средств одним из важных источников служили взносы действительных и почетных членов в губернских обществах. Так, почетные члены общества во Владимирской губернии единовременно вносили не меньше тысячи рублей, а члены общества, которые являлись действительными, должны были внести единовременно не менее ста рублей или ежегодно внести не менее пяти рублей в соответствии с Уставом Общества ремесленных приютов для несовершеннолетних Владимирской губернии и земледельческих колоний [7. С. 2].
Но, тем не менее, проблемы в финансировании являлись неотъемлемой составляющей жизни исправительных приютов. Если просмотреть описания и источники современников деятельности Курской исправительной земледельческо-ремесленной колонии для несовершеннолетних, то можно отметить ее крайне плохое финансирование и, следовательно, постоянную нехватку средств. На каждом заседании правления общества обсуждались проблемы неравномерности и нестабильности поступления доходов. Эта проблема оставалась актуальной, несмотря даже на то, что уполномоченные общества в сборе взносов работали в каждом из уездов губернии. Не раз в Курском отделении Государственного банка правление общества прибегало к кредиту под обеспечение процентных бумаг, которые принадлежат обществу. Постоянные долги и их увеличение по кредиту говорят лишь о том, что финансовое состояние не улучшалось. На 1 января 1909 г. по статистике долг составлял 10 908 руб. 33 коп., на 1 января 1910 г. - 11 472 руб. 22 коп. [6. С. 287].
Следует отметить, что подобная ситуация была характерна для пенитенциарной системы России того периода. По данным М.Г. Деткова, благодаря выделяемым средствам для исправительных заведений правительством постоянно проводилась политика в экономии денежных средств. Это касалось списков расходов, связанных не только со строительством, ремонтом и расширением пенитенциарных учреждений, но и с вещевым и продовольственным обеспечением [1]. Что касается расходов на продовольствие, то по состоянию на 1888 г. из общей проектной суммы в 3 621 790 руб. было исключено 421 790 руб. (11%). В 1888 г. сумма, которая запрашивалась на покупку одежды, была уменьшена на 12% (для местных тюремных властей предлагалось перекраивать одежду, использовав запас старой, по новым образцам). Изготовление сапог с длинными голенищами считалось излишним, рекомендации были таковыми: обеспечить арестантов, которые не выводились на работу, лишь лаптями или другой дешевой обувью местного производства [1. С. 29-30].
В связи со значительным увеличением в начале XX в. количества воспитательно-исправительных заведений, которые предназначались для содержания несовершеннолетних правонарушителей, было принято «Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних» 1909 г. В разделе, который касался финансового уровня воспитательно-исправительных заведений, предусматривались следующие статьи:
- за исключением тех несовершеннолетних, которые отдаются для исправления родителям, на каждого в два раза большей суммы, чем выделялось на продовольствие, одежду, белье, обувь и постельные принадлежности по табели, установленной на каждого взрослого арестанта в местных тюрьмах;
- на каждого больного воспитанника выделять на медикаменты по 3 коп. в сутки;
- на расходы по погребению умерших воспитанников - плата, ровно такая же, которая выделяется на погребение арестантов, умерших в гражданских больницах;
- разъездных денег на водном и железнодорожном транспорте выделить в размере оплаты в местах низшего класса как для сопровождающего, так и для сопровождаемого с выдачей кормовых денег. Сопровождаемому - в размере, который установлен для питания арестантам во время пересылки; сопровождающему - 30 коп. в сутки, а по грунтовым дорогам - в размере прогонов на одну лошадь.
Кроме того, исправительным заведениям из числа штрафных сумм, которые перечисляются земским или иным учреждениям, ежегодно направлялось от 10 до 20% на содержание и устройство воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних. Местные органы власти могли предоставить также единовременные пособия в размере до 20 тыс. руб. из свободной наличности штрафных сумм, направляемых на воспитание и исправление несовершеннолетних, на ремонт и устройство зданий заведений [4. С. 125-126].
Воспитательно-исправительным заведениям также предоставлялись льготы, которые освобождали их от некоторых сборов и налогов, плюс к этому право пересылки писем и посылок, являющейся бесплатной, а также получения участков из числа казенных земель, имеющихся в данной местности и являющихся свободными.
Но, несмотря на все предпринимаемые меры, в начале XX в. участие государства в содержании и финансировании таких учреждений оставалось незначительным, так как даже в указанном Положении, которое являлось в правовом отношении наиболее проработанным, негосударственные источни-
ки предусматривались как важные составляющие финансирования воспитательно-исправительных заведений.
В Положении было закреплено право воспитательно-исправительных заведений [4. С. 125-126]:
- принимать ежегодные и единовременные пособия от частных лиц и иных учреждений, городов, земств, приходских, сословных, волостных и сельских обществ, а также принимать отказы и пожертвования по духовным завещаниям;
- производить сборы в церквях в определенные дни с разрешения епархиального руководства;
- осуществлять в губернии, в которой находится заведение, сборы пожертвований, а если некоторые воспитанники заведения родом из смежных с ней губерний, то и там осуществлять сборы при соблюдении условия, которое заключается в том, что в них не присутствуют заведения, направленные на воспитательно-исправительную деятельность;
- устраивать платные публичные концерты, чтения, выставки и т.д. с разрешения властей.
Одним из важных источников поступления денежных средств являлись взносы действительных и почетных членов губернских обществ. Для того, чтобы решить возникавшие затруднения в материальном плане, «принимались в качестве пожертвований не только деньги, а также предметы, которые имели значение в жизни колонии. Для церковных служб - свечи, ладан и масло; для библиотеки - книги и журналы; для работы - сельскохозяйственный инвентарь» [6. С. 287-288]. Для более активного привлечения населения к благотворительности выпускались также специальные листовки и открытки.
Однако заложенные в Положении прогрессивные меры практически не оказали серьезного положительного действия на финансирование и развитие воспитательно-исправительных заведений дореволюционной России. Начавшаяся вскоре первая мировая война и последовавшие за ней революционные события не позволили реализовать в полной мере прогрессивный, реформаторский потенциал новой пенитенциарной политики государства.
Литература
1. Детков М.Г. Научное и организационно-правовое обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в Российском государстве: исторический аспект и современность (к 200-летию МВД России) / ВНИИ МВД СССР. М., 1998.
2. Иваняков Р.И., Пушилин Р.В., Сайгушев А.А. Исполнение наказаний в отношении несовершеннолетних в истории российского государства / ИТО ПЮИ ФСИН. Псков, 2010.
3. О приютах для несовершеннолетних преступников в связи с кратким историческим очерком мест заключения вообще. Саратов, 1873.
4. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних. Издание 1909 года // Уголовно-исполнительное законодательство России XIX - начала XX века: сб. норм. актов. Рязань: Изд-во Ин-та права и экономики МВД России, 1998. С. 125-126.
5. Россия. Главное тюремное управление. Несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет. Размещение несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет в тюрьмах и арестных помещениях. Воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних, приюты для арестованных детей и общества патроната. СПб., 1907. С. 8-11.
6. Сапрыкин И.И., Коломенцев Д.В. Исправительные учреждения для несовершеннолетних в России на рубеже XIX - начала XX века // Вестник Воронежского колледжа ФСИН России. 2005.
Вып. 3.
7. Устав общества земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних Владимирской губернии. Владимир, 1916.
НИКИФОРОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NIKIFOROVA IRINA ALEKSANDROVNA - assistant professor of Public and Legal Disciplines Chair, Chuvash Branch of Moscow Humanitarian-Economic Institute, Russia, Cheboksary.