Научная статья на тему 'Финансовая устойчивость: понятие, сущность, факторы влияния'

Финансовая устойчивость: понятие, сущность, факторы влияния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6045
780
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / CVP-АНАЛИЗ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЛЕВЕРИДЖ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ЗАПАС ПРОЧНОСТИ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебунин Антон Сергеевич

Финансовая устойчивость предприятия на сегодняшний день является одним из ключевых критериев функционирования компании. В статье раскрыты различные подходы к определению финансовой устойчивости, раскрыта сущность понятия. Также рассмотрены и описаны основные факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая устойчивость: понятие, сущность, факторы влияния»

8. "Vremennoe polojenie o leasing". Utverjdeno Postanovleniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii at 29 June, 1995. № 633.

9. Mamatov B.S. et al. Investment Management and Financing. Textbook. Tashkent Financial Institute. - T .: "Economy and Finance", 2013. P. 550.

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ Чебунин А.С.

Чебунин Антон Сергеевич - магистр, программа: корпоративные финансы: трансформации и технологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: финансовая устойчивость предприятия на сегодняшний день является одним из ключевых критериев функционирования компании. В статье раскрыты различные подходы к определению финансовой устойчивости, раскрыта сущность понятия. Также рассмотрены и описаны основные факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость организации. Ключевые слова: финансовая устойчивость, CVP-анализ, производственный леверидж, маржинальный запас прочности, факторы, влияющие на финансовую устойчивость.

На сегодняшний день не существует четкого определения понятия «финансовая устойчивость предприятия». Экономисты выделяют различные показатели, которые влияют на финансовую устойчивость предприятия и тем самым определяют ею. Так, например, К.Н. Мингалиев отмечает, что «финансовая устойчивость - способность организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживать полученные кредиты и обеспечивать производство качественной продукции» [1]. Исходя из определения финансовой устойчивости, данного К.Н. Мингалиевым, можно сделать следующие выводы:

• одним из факторов риска функционирования предприятия выступает сбалансированность доходов и расходов или превышение первых над последними;

• другим фактором выступает достаточная степень независимости предприятия от внешних источников финансирования, т.е. платежеспособность предприятия.

Г.В. Савицкая дает более широкое и всеобъемлющие определение, по ее мнению, «финансовая устойчивость предприятия - это способность субъекта хозяйственной деятельности функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска» [4].

В данном определении появляются новые факторы, такие как соотношение активов и пассивов предприятия, а также его инвестиционная привлекательность.

Анализ исследований отечественных и зарубежных экономистов показывает, что можно выделить три основных подхода к раскрытию сущности финансовой устойчивости предприятия:

• раскрытие с помощью ряда показателей оценки финансового состояния предприятия;

• раскрытие с помощью анализа структуры капитала;

• раскрытие через анализ финансовой устойчивости как механизма защиты предприятия от рисков.

Приверженцами первого подхода являются такие экономисты, как А.Г. Грязнова, Е.Н. Ишина Е.Н. Выборова и другие. По их мнению, финансовая устойчивость предприятия должна раскрываться через такие показатели, как: ликвидность, рентабельность, платежеспособность, деловая активность и другие. С данной точки зрения финансовая устойчивость близка к понятию платежеспособности, т.е. финансовая устойчивость в большей степени рассматривается как способность предприятия накапливать финансовые ресурсы с целью поддержания своей кредитоспособности.

Не стоит забывать о том, что долгосрочное развитие предприятия зависит не только от внутренних факторов, таких как состояние его денежных фондов, но и от внешних факторов, например, от прогноза динамики конъюнктуры рынка. Также финансовая устойчивость открывает предприятию доступ к рынку заемного капитала, если собственных средств становится недостаточно. Однако привлечение заемного капитала может ограничиваться различными факторами, например, прописанными банком в кредитном договоре ковенантами (каждый банк устанавливает свои значения). Наиболее часто используемые ковенанты:

• соотношение общей суммы долга к EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации);

• общий объем кредитных обязательств;

• привлечение дополнительных кредитов в других банках только с разрешения банка-кредитора;

• определенный объем денежных оборотов, проводимых через открытые в банке-кредиторе расчетные и текущие счета;

• определенный уровень запасов и основных средств;

• регулярное представление финансовой отчетности;

• регулярное представление банку-кредитору информации о судебных разбирательствах и т.д.

Таким образом, основными критериями оценки финансовой устойчивости предприятия в рамках

данного подхода выступают как абсолютные показатели (величина оборотных активов, объем долговых обязательств, уровень прибыли и т.д.), так и относительные показатели (рентабельность собственного капитала, текущая ликвидность и т.д.).

Однако, стоит понимать, что улучшение показателей ликвидности, рентабельности, платежеспособности и деловой активности не всегда свидетельствуют о повышении уровня финансовой устойчивости предприятия. Данные показатели отражают состояние предприятия только на краткосрочный период, так, например, коэффициенты утраты и восстановления платежеспособности чаще всего рассчитываются на период в 3 и 6 месяцев соответственно. Но они никак не могут отразить вектор развития предприятия в долгосрочной перспективе. Для этого необходим более широкий перечень показателей, которые учитывают связь с внешней средой.

Сторонниками второго подхода выступают Ю.А. Данилевский, В.В. Ковалев, О.В. Ефимова, Г.В. Савицкая и другие. Они считают, что собственный капитал предприятия представляет из себя некий запас финансовой прочности. В рамках данного подхода на передний план выступает величина чистых активов. Таким образом, главной проблемой выступает определение общей величины собственного капитала и достижение приемлемого баланса между собственным и заемным капиталом для поддержания величины чистых активов на необходимом уровне, т.к. чем больше величина чистых активов, тем финансово устойчивее предприятие.

Третий подход на сегодняшний день является наименее раскрытым, в связи с чем является наименее используемым. Экономисты, развивающие данный подход: А.П. Градова, И. В. Ершова, Н. Н. Тренев и другие. По их мнению, определяющим при оценке финансовой устойчивости предприятия должен выступать корреляционно-регрессионный анализ.

По мнению автора, наиболее проработанным и прикладным выступает первый подход, т.к. он охватывает наибольшее количество факторов, характеризующих предприятие с различных сторон. Похожего мнения придерживается Е. В. Негашев, который считает, что «финансовую устойчивость компании следует рассматривать как характеристику степени равновесия ее финансового состояния, для измерения которого необходимо задать критериальную функцию (критерий), позволяющую отличать устойчивые финансовые состояния от неустойчивых» [2].

На финансовую устойчивость предприятия оказывает влияние множество факторов, как внешних, так и внутренних. С определенной ступенью условности, можно сказать, что большинство внутренних факторов являются финансовыми, а внешних - экономическими.

Среди внутренних факторов все ученые экономисты, отмеченные в первом пункте главы, выделяют: отрасль, в которой функционирует предприятие, соотношение постоянных и переменных издержек, их величину, объем материальных и финансовых ресурсов, ассортимент выпускаемой продукции \ оказываемых услуг, размер уставного капитала предприятия и т.д. Рассмотрим внутренние факторы более подробно.

Хозяйственная деятельность любого предприятия начинается с выбора выпускаемой продукции/выполняемых работ/оказываемых услуг, также немаловажно определиться с технологией, то есть решить, как производить или выполнять работы, по какой модели оказывать услуги. Все это оказывает непосредственное влияние на структуру и объем издержек.

Наиболее часто используемым методом стратегического анализа является CVP-анализ (Cost -Volume - Profit, т.е. Затраты - Объем - Прибыль). Данный метод позволяет менеджменту предприятия определять оптимальное соотношение постоянных и переменных издержек, уровень цен и объем производства, пути минимизации предпринимательского риска. Основными элементами CVP-анализа выступают:

• маржинальный доход;

• порог рентабельности (точка безубыточности);

• производственный леверидж;

• маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход - разница между выручкой предприятия от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат [6]. Существует еще один способ расчета маржинального дохода: сумма постоянных затрат и прибыли предприятия. Если мы говорим о среднем маржинальном доходе, то это разница между ценой продукции (работы, услуги) и средних переменных издержек. Полученная величина показывает вклад одной единицы в покрытие постоянных издержек и получение прибыли. Также выделяют коэффициент маржинального дохода, который рассчитывается как отношение маржинального дохода к выручке от продаж.

Величина маржинального дохода позволяет менеджменту предприятия определить объем прибыли при различных объемах выпуска продукции/выполняемых работ/оказываемых услуг. Очевидно, что чем больше маржинальный доход, тем больше прибыль предприятия. Достичь увеличения маржинального дохода можно различными способами:

• снижение цены приведет к росту объема реализации;

• рост объема реализации приведет к эффекту масштаба и снижению постоянных издержек и

т.д.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна затратам. Таким образом, точка безубыточности - это такой объем производства/выполнения работ/оказания услуг, при котором выручка полностью покрывает все издержки, но предприятие не получает прибыли. Для вычисления точки безубыточности можно использовать три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

Производственный леверидж - соотношение маржинальной прибыли (маржинального дохода) к прибыли от продаж (до вычета процентов за кредит и до уплаты налогов) [5]. Производственный леверидж используется как инструмент управления прибылью предприятия путем изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности - разность между фактическим (или предполагаемым, ожидаемым) объемом продаж и объемом продаж в критической точке, измеряемыми как в натуральных, так и стоимостных значениях [3]. Соответственно, чем больше маржинальный запас прочности, тем финансово устойчивее предприятие, т.к. тем больше менеджмент может сократить объем реализации продукции (работ, услуг) до того момента, пока предприятие не перестанет получать прибыль.

Следующим важным финансовым фактором является объем страховых запасов, например, готовой продукции, а также объем ликвидных средств, таких как денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и т.д. Сокращение перечисленных объемов приводит к увеличению размера оборотного капитала, вовлекаемого в производственный процесс, однако также увеличивает риск неплатежеспособности, остановки производства (недостаток материалов) и возникающий из-за этого риск недопоставки готовой продукции (в случае, когда страхового резерва недостаточно). Менеджмент должен грамотно управлять оборотные активами предприятия, например, поддерживать минимальный необходимый объем денежных средств на текущих и расчетных счетах предприятия, которого будет достаточно для поддержания текущей деятельности предприятия.

Существенное влияние на финансовую устойчивость предприятия также оказывает доступность рынка заемных капиталов. Чем больше заемного капитала предприятие способно привлечь, тем выше его финансовые возможности, однако, с другой стороны, возникает риск снижения платежеспособности предприятия. Задача менеджмента заключается в нахождении баланса между заемными и собственными средствами, т.е. подходящего уровня финансового рычага. Так, например, низкое значение финансового рычага свидетельствует о том, что менеджмент недоиспользует возможности рынка заемного капитала для расширения производства, инвестирования в новые проекты и т.д., высокое значение коэффициента свидетельствует о закредитованности предприятия и риск наступления неплатежеспособности.

Так или иначе, основным внутренним фактором финансовой устойчивости предприятия выступает его менеджмент, а именно его опыт и компетентность, т.к. только менеджмент принимает все ответственные решения, оказывающие непосредственное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, учитывая все изменения во внутренней и внешней среде предприятия.

К внешним экономическим факторам можно отнести экономические условия страны базирования предприятия, платежеспособность его потребителей, доступность и уровень развития применяемых технологий, осуществляемая монетарная и фискальная политика, законодательные и нормативно-правовые акты, а также контроль, осуществляемый со стороны государства в отношении предприятия.

Значительное влияние оказывает также экономический цикл, в котором в данный момент находится экономика страны. Во время кризиса менеджмент должен больше заботиться о сохранении текущих позиций предприятия, нахождении путей оптимизации производства (выполнения работ, оказания услуг), поддержании уровней ликвидности и платежеспособности. Во время кризиса снижается объем платежеспособного спроса, что приводит к отставанию реализации продукции (работ, услуг) от из производства (выполнения, оказания). Доходы предприятия сокращаются, что приводит к росту рисков, особенно риска банкротства.

Сокращение платежеспособности контрагентов и потребителей приводит не только к росту неплатежей со стороны первых и снижению спроса со стороны последних, но и к росту конкуренции на рынке, т.к. число предприятий не сокращается (до наступления банкротства наиболее финансово неустойчивых предприятий), чего нельзя сказать о платежеспособных контрагентах и потребителях. Таким образом, конкуренция также выступает важным фактором внешней среды.

Финансовая устойчивость предприятия находится в сильной зависимости от проводимой Центральным Банком денежно-кредитной и фискальной политики, уровня развития финансового рынка страны, доступности страховых инструментов и зарубежных капиталов, уровня инфляции в стране.

Посмотрим на финансовую устойчивость с точки зрения влияния на нее Центрального Банка. С помощью ключевой ставки Центральный Банк регулирует предложение денег на рынке. По данной ставке Центральный Банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Соответственно, если Центральный Банк повышает ключевую ставку, то деньги становятся менее доступными для коммерческих банков, последние вынуждены выдавать кредиты под большие проценты. Сокращается число предприятий, способных позволить себе банковский кредит, что в итоге приводит к сокращению денежной массы, находящейся в обороте. Обратная ситуация происходит при понижении ключевой ставки. Следует отметить, что после резкого скачка 16 декабря 2014 года с 10,5% до 17%, ключевая ставка неуклонно снижалась до 7,25% (данная ключевая ставка Центрального Банка России действует с 26 марта 2018 года).

Подводя итог, следует отметить, что факторы внешней среды влияют на внутренние факторы, проявляя себя через них, изменяя их количественное выражение. Однако разделение факторов на внутренние и внешние позволяет корректно оценивать их влияние и способы взаимодействия с ними. Так, менеджмент может и должен оказывать влияние на финансовые факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия. В их силах скорректировать объемы производства предприятия, изменить ценовую политику, кредитную и т.д.

Однако менеджмент не в силах повлиять на решения правительства страны, изменить налоговую политику государства, закрыть двери перед проверяющими органами. Тем не менее, задача менеджмента выстраивать собственную стратегию развития предприятия, учитывая все факторы, как внутренние, так и внешние, предугадывая поведение последних или разрабатывая несколько сценариев развития событий. Все это в совокупности должно привести к повышению финансовой устойчивости предприятия и готовности менеджмента к ее поддержанию при любом изменении внутренней и внешней среды предприятия.

Список литературы

1. Корпоративные финансы и управление бизнесом: монография / Л.Г. Паштова под ред., Е.И. Шохин под ред. и др. Москва: Русайнс, 2018.

2. Негашев Е.В. Проблемы логического обоснования методов анализа финансовой устойчивости коммерческой организации: монография. Москва: Русайнс, 2017.

3. Никонова Т.В. Маржинальный запас прочности / Научный альманах, 2016.

4. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2014.

5. Соколова Е.Н., Акулов А.Я. Значение маржинального анализа в деятельности коммерческих организаций / Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2015.

6. Хорин А.Н. CVP-анализ: расчет маржинального дохода и точки безубыточности. Элитариум Корпоративные финансы Ценообразование, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.