Научная статья на тему 'Финансовая стратегия территории: проблемные характеристики и принципы организации'

Финансовая стратегия территории: проблемные характеристики и принципы организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ / ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ДИСПРОПОРЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ / FINANCIAL STRATEGY OF REGION / FINANCIAL STABILITY OF TERRITORY / THE CONCEPT OF FINANCIAL STRATEGY / ADAPTABILITY PRINCIPLE / INTEGRATION CHARACTER OF TERRITORIAL FINANCIAL PLANNING / DISPROPORTION OF REGIONAL FINANCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстова Мария Леонидовна

Выявлены основные особенности процессов формирования и реализации финансовой стратегии регионов Российской Федерации на современном этапе. Обоснованы структурные элементы системы регионального финансового планирования, оказывающие влияния на эффективность реализации территориальных финансовых планов. Выявлены общие принципы формирования финансовой стратегии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL STRATEGY OF TERRITORY: PROBLEM

The basic features of processes of formation and realization of financial strategy of regions of the Russian Federation at the present stage are revealed. Structural elements of system of the regional financial planning, rendering influences on efficiency of realization of territorial financial plans are proved. The general principles of formation of financial strategy of region are revealed.

Текст научной работы на тему «Финансовая стратегия территории: проблемные характеристики и принципы организации»

та на его основе интегральной оценки состояния уровня занятости и активности предпринимательских структур. При этом необходимо прослеживать динамику хозяйственных, экономических, социальных и иных системообразующих процессов на основании неизменного набора критериев. Очевидной трудностью являются подбор и обоснование эффективности использования конкретного набора критериев оценки. Также представляет определенную сложность интерпретация результатов, полученных в результате оценки. Не всегда за итоговым интегральным значением можно увидеть причинно-следственные связи и тенденции развития ГСЗ.

В процессе оптимизации множества функциональных взаимосвязей в ГСЗ необходимо корректно установить ее основные функции и задачи (см. табл. 3) [4. С. 155-157]. При этом методическое обеспечение по оценки оптимальности функционирования ГСЗ должно формироваться по мере появления задач, требующих своего решения.

Литература

1. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица. М.: Департамент труда и занятости правительства Москвы, 1992.158 с.

2. Карташов С.А, Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финстатинформ, 1998. 694 с.

3. Пудич В. Проблема системности менеджмента в России // Менеджмент сегодня. 2003. № 2. С. 43-55.

4. Фан Т., Хансен Э., Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. Женева: Международное бюро труда, 2001. 228 с.

СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ. См. с. 172.

УДК 336.144.2

М.Л. ТОЛСТОВА

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ТЕРРИТОРИИ:

ПРОБЛЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Ключевые слова: финансовая стратегия региона, финансовая устойчивость территории, концепция финансовой стратегии, принцип адаптивности, интеграционный характер территориального финансового планирования, диспропорции регионального финансового развития.

Выявлены основные особенности процессов формирования и реализации финансовой стратегии регионов Российской Федерации на современном этапе. Обоснованы структурные элементы системы регионального финансового планирования, оказывающие влияния на эффективность реализации территориальных финансовых планов. Выявлены общие принципы формирования финансовой стратегии региона.

M.L. TOLSTOVA

FINANCIAL STRATEGY OF TERRITORY: PROBLEM CHARACTERISTIC AND ORGANIZATION PRINCIPLES

Key words: Financial strategy of region, financial stability of territory, the concept of financial strategy, adaptability principle, integration character of territorial financial planning, disproportion of regional financial development.

The basic features of processes of formation and realization of financial strategy of regions of the Russian Federation at the present stage are revealed. Structural elements of system of the regional financial planning, rendering influences on efficiency of realization of territorial financial plans are proved. The general principles of formation of financial strategy of region are revealed.

Кризисные экономические условия выявили ряд проблем регионального финансового развития, которые и до 2008 г. носили ярко выраженный негативный характер влияния на социально-экономическое развитие как Российской Федерации, так и регионов страны. Основной проблемой развития системы финансового планирования на региональном уровне является усугубление негативных тенденций во взаимоотношениях регионов-доноров и регио-нов-реципиентов с федеральным центром. Усиление налоговой нагрузки с позиции роста налоговых ставок обусловлено необходимостью активизации

процессов преодоления дефицита региональных бюджетов. Предпосылки преодоления проблем взаимоотношений субъектов РФ обусловлены значительным усилением напряженности региональных элит, связанным с ростом протестных настроений на региональном уровне, в основе которых лежит принцип «финансовой справедливости».

В любом случае, насколько бы финансово устойчивым ни было государство, насколько бы эффективно ни реализовывались финансовые механизмы, вопросы формирования эффективной и рациональной финансовой стратегии на всех уровнях территориального устройства финансовой системы как основного инструмента реализации сбалансированной финансовой политики страны приобретают особый смысл. Если речь идет о формировании перспективных финансовых целей развития территорий (регионов), сформулированных в виде определенной концепции или программы, то выполнение контрольных функций со стороны органов государственной власти приобретает особую актуальность. Фактически складывается ситуация, когда формируется отдельный вид финансового контроля - перспективный финансовый контроль территориального развития.

В основе регионального финансового развития должна лежать комплексная и предельно конкретная концепция его назначения. В этой концепции должны быть, прежде всего, обозначены целевые ориентиры и инструменты реализации, а также прогнозные итоги (результаты) процессов регионального финансового планирования. Концепция финансовой стратегии региона должна отвечать на следующие вопросы:

- каким образом и с привлечением каких финансовых рычагов воздействия органы государственного управления могут влиять на территориальное развитие;

- какой эффект принесет субъекту Российской Федерации реализация запланированных мероприятий;

- каковы будут инфраструктурные затраты на формирование системы адекватных условий, в которых будет формироваться и реализовываться финансовая стратегия региона.

По нашему мнению, государственное участие в процессах формирования и реализации системы регионального стратегического планирования сводится к трем основным структурным элементам:

- исследование и постановка доминантных целей, детализация и актуализация перспективных задач, которые необходимо решать в определенном периоде;

- формирование методологии и инструментария организации территориального финансового планирования, установление сфер и границ взаимодействия регионов и федерального центра;

- подбор и расстановка кадров, способных решить возложенные задачи по формированию и реализации комплекса мероприятий в рамках финансовой стратегии территории.

Государственная финансовая политика, направленная на повышение эффективности регионального стратегического планирования, не является инертным процессом и требует постоянной корректировки с учетом влияния негативных тенденций развития макро- и микроэкономической среды, формирования перспективных тенденций и поиска адекватных инструментов финансового развития. Реализация стратегических приоритетов формирования механизма развития финансовой системы государства должна являться первоочередным мероприятием при разработке системных и концептуальных направлений совершенствования социально-экономической политики страны. Безусловно, проведение эффективной макроэкономической политики, имеющей своей целью обеспечение финансовой стабильности государства, имеет важ-

нейшее значение. Однако конкретизация направлений именно финансовой стабилизации территориального развития является в той же мере актуальной.

В Российской Федерации имеются предпосылки и в развитии научнометодологических основ организации регионального стратегического финансового планирования. Практика реализации мероприятий в рамках финансовой стратегии региона находится еще на этапе своего развития и становления, и, естественно, существует ряд системных недостатков: применяются неработающие схемы и приемы, привлекаются финансовые инструменты без учета инфраструктурных затрат на реализацию стратегии, методология финансового стратегирования строится по образцу деятельности хозяйствующих субъектов, отсутствует рациональная система мониторинга эффективности формирования и реализации региональных перспективных финансовых планов.

Процессы финансового стратегирования носят ярко выраженный адаптационный характер и не только приспосабливаются к изменениям внутренней и внешней среды (что естественно для любой системы планирования), но и возникают в условиях нерегулируемых изменений. Однако, на наш взгляд, инструменты стратегического финансового планирования не предусматривают наличия многовариантных финансово-экономических воздействий. Важнейшей особенностью процессов формирования финансовой стратегии является альтернативность управленческих решений в зависимости от конкретного сценария развития событий.

Главным условием эффективной финансовой стратегии должен быть ее интегративный характер. Регион как сложная экономическая система, способная к самоорганизации, в современных условиях является дифференцированной структурой, причем степень дифференциации определяется прежде всего уровнем социально-экономического развития. Реализация финансовой стратегии с учетом наличия множественных диспропорций в территориальном развитии самостоятельно невозможна. В связи с этим, по нашему мнению, одной из вероятных форм осуществления процессов, направленных на формирование системы перспективного планирования, может являться интеграционное региональное объединение на основании обобщения различных критериев. Основным из них, безусловно, является общность интересов и целей. На практике высокий уровень диспропорций регионального финансового развития существенно усложняет разработку конкретных интеграционных мероприятий, но вместе с тем при наличии определенных групп проблем можно выделить регионы, которые имеют идентичные проблемные характеристики.

Постановка целей функционирования региональных интеграционных групп должна носить исключительно конкретный и детализированный характер, так как распыление ресурсов и усилий приводит к отсутствию эффективности процессов стратегического финансового планирования на региональном уровне.

Одним из требований, которому должна удовлетворять финансовая стратегия региона является адекватность, которая соотносится как с управляющей, так и с управляемой подсистемой финансового планирования. Адекватность управляющих параметров состоит в том, что они должны соответствовать факторам реального процесса, которые определяют его поведение и которые можно тем или иным образом изменять. Относительно управляемых параметров следует сказать, что они должны отвечать тем характеристикам стратегии, которые имеется возможность контролировать.

Требование наблюдаемости не является обязательным для всех управляющих параметров. Возможны и такие объекты или явления, в которых не известен весь набор и характер воздействия управляющих параметров. В этом случае, задавая значения для различных наборов управляющих параметров финансовой стратегии региона, следует изучить реакцию системы, т.е. поведение управляемых параметров и их сопоставление с реальным процессом [1. С. 5].

Функциональные элементы, составляющие финансовую стратегию территориального образования, должны быть в обязательном порядке взаимосвязаны и отражать целостность процессов финансового планирования. Это означает, что стратегия не должна состоять из групп процессов, функционально не связанных между собой. В том случае, если финансовая стратегия разбивается на группы несвязанных показателей, то необходимо проанализировать, насколько адекватно стратегия отражает исследуемый процесс. Если принцип адекватности соблюдается, то стратегию целесообразно разбить на несколько стратегических разделов. При дальнейшем исследовании необходимо выделить приоритетные стратегические разделы, которые представляют наибольший интерес, и сосредоточиться на их изучении либо рассматривать разделы отдельно друг от друга, а полученные результаты объединить в единый результат посредством интегрированной финансовой стратегии.

Литература

1. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Модели экономических процессов: теоретические подходы и обоснования // Финансы и кредит. 2011. № 9 (441). С. 2-7.

TOJ1CTOBA МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (maryaleon@yandex.ru).

TOLSTOVA MARYA LEONIDOVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Finance, Credit and Statistics chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 332:330:31

И.Н. УРУСОВА

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА*

Ключевые слова: региональная экономика, воспроизводственные циклы, воспроизводственный процесс, трудовые ресурсы, инвестиции, производственные услуги.

Представлены воспроизводственные циклы региональной экономической системы как основа социально-экономического развития экономики.

I.N. URUSOVA

REPRODUCTION CYCLES IN THE ECONOMY OF THE REGION

Key words: regional economy, reproduction cycles, reproduction process, lab our resources, investments, industrial services.

Reproduction cycles of the regional economic system are the basis of socio-economic development of the region.

Регион является подсистемой социально-экономического комплекса страны с особыми формами проявления воспроизводственных циклов и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов.

Рассмотрим наиболее характерные для регионов воспроизводственные циклы. 1. Воспроизводство трудовых ресурсов региона - процесс восстановления и развития наиболее активной части населения - трудовых ресурсов региона.

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, из-

’ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-02-2221 За/В).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.