Научная статья на тему 'Системообразующие принципы формирования и реализации региональной финансовой стратегии'

Системообразующие принципы формирования и реализации региональной финансовой стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / ФИНАНСОВАЯ ГИБКОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / FINANCIAL STRATEGY OF REGION / FINANCIAL FLEXIBILITY / ALTERNATIVENESS OF FINANCIAL DECISIONS / CAPITALIZATION OF REGIONAL FINANCIAL DEVELOPMENT / FINANCIAL POTENTIAL OF TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстова Мария Леонидовна

Предложена авторская классификация системообразующих принципов формирования и реализации финансовой стратегии региона. Обоснованы факторы внутренней и внешней среды, оказывающие влияния на эффективность реализации территориальных финансовых планов. Выявлены общие параметры реализации региональной финансовой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKBONE PRINCIPLES OF FORMATION AND REALIZATION OF REGIONAL FINANCIAL STRATEGY

Author's classification of backbone principles formations and realizations of financial strategy of region is offered. Factors internal and the environment, rendering influences on efficiency realizations territorial financial plans are proved. The general parameters realizations regional financial strategy are revealed.

Текст научной работы на тему «Системообразующие принципы формирования и реализации региональной финансовой стратегии»

УДК 336.144.2

М.Л. ТОЛСТОВА

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ

Ключевые слова: финансовая стратегия региона, финансовая гибкость, альтернативность финансовых решений, капитализация регионального финансового развития, финансовый потенциал территории.

Предложена авторская классификация системообразующих принципов формирования и реализации финансовой стратегии региона. Обоснованы факторы внутренней и внешней среды, оказывающие влияния на эффективность реализации территориальных финансовых планов. Выявлены общие параметры реализации региональной финансовой стратегии.

М.Ь TOLSTOVA BACKBONE PRINCIPLES OF FORMATION AND REALIZATION OF REGIONAL FINANCIAL STRATEGY

Key words: financial strategy of region, financial flexibility, alternativeness of financial decisions, capitalization of regional financial development, financial potential of territory.

Author's classification of backbone principles formations and realizations of financial strategy of region is offered. Factors internal and the environment, rendering influences on efficiency realizations territorial financial plans are proved. The general parameters realizations regional financial strategy are revealed.

Современная система управления региональным социально-экономическим развитием представляет собой совокупность факторов, инструментов и ресурсов, обеспечивающих реализацию различных видов стратегий субъектов Российской Федерации в условиях постоянных процессов реформирования законодательства, а также постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды. Вместе с тем региональные стратегии развития имеют важнейшее значение для составления перспективных планов развития субъектов РФ, которые, в свою очередь, составляют основу для эффективного планирования всех видов ресурсного обеспечения социально-экономического развития территории. В современных экономических условиях посткризисного развития вопросы стратегического управления территориальным развитием представляются нам особенно актуальными.

Среди множества стратегий регионального развития в качестве одной из системообразующих, на наш взгляд, можно выделить финансовую стратегию субъекта Российской Федерации. Важность мероприятий, связанных с финансовым обеспечением потребностей развития территории особенно актуализируется в условиях экономической нестабильности. В большинстве регионов страны в период с 2002 г. по 2010 г. прошли презентации программ и концепций регионального финансового развития, контроль за исполнением которых возлагался непосредственно на аппарат полномочных представителей президента в федеральных округах и на руководителей субъектов РФ. Однако на практике многие финансовые стратегии регионального развития носят «рамочный», формальный характер, так как не отражают всего комплекса исследуемых проблем и мероприятий, связанных с повышением эффективности функционирования региональной финансовой системы на перспективу.

Процесс разработки региональной финансовой стратегии, на наш взгляд, можно представить как формирование комплекса стратегических управленческих решений финансового характера, способствующих подготовке, анализу и реализации мероприятий перспективного финансового планирования территории.

Определение общих параметров региональной финансовой стратегии предусматривает формирование двух направлений типологической характеристики перспективного финансового планирования. В рамках первого на-

правления определяются хронологические интервалы стратегического планирования; область применения; наличие или отсутствие экспериментальных региональных площадок для реализации стратегии. Вышеуказанные параметры, на наш взгляд, важны для определения необходимости формирования перспективных финансовых планов в первом приближении. Второе направление имеет своей целью определение разработчиков и исполнителей финансовых стратегий; уровня взаимодействия региональных и федеральных структур в этом процессе. Реализация данного направления обусловлена необходимостью высокой степени координации усилий участников процесса перспективного финансового планирования на всех стадиях.

Второй этап процесса формирования региональной финансовой стратегии направлен на оценку внутренней и внешней финансовой среды. Актуальность данной процедуры обусловлена практикой разработки финансовых планов в регионах РФ в 2006-2008 гг., когда кризисные явления вынудили разработчиков планов территориального развития приостановить работу по данному направлению либо коренным образом изменить стратегические цели или переформулировать систему ключевых прогнозных показателей. К факторам внешней среды могут быть отнесены следующие: уровень финансовой устойчивости федерального бюджета; динамика его налоговых и неналоговых доходов; особенности реализации долговой политики в стране; уровень развития финансовой системы государства; инвестиционный климат и др. Особенностью формирования финансовой стратегии, на наш взгляд, является более сильное воздействие на ее эффективность внешних факторов, нежели внутренних. В условиях роста уровня дифференциации региональных финансовых систем и увеличения диспропорций их развития предоставление финансовых ресурсов из федерального бюджета региональному бюджету видится нам одним из важнейших факторов, определяющих эффективность финансовой стратегии.

К факторам внутренней среды можно отнести уровень регионального финансового потенциала, так как именно его финансовое состояние отражает степень устойчивости финансовой системы страны.

Оценку финансового потенциала, по нашему мнению, следует проводить в различных направлениях исходя из целевой направленности планируемых управленческих решений.

Определение комплексных стратегических целей регионального финансового развития является завершающим этапом формирования системы перспективного финансового планирования. Общий характер целей обусловлен необходимостью их дальнейшей детализации по элементам финансового потенциала и направлениям территориального планирования.

Одним из важнейших критериев эффективности региональной финансовой стратегии является ее рационалистичность. Рациональный план финансового развития территории характеризуется, прежде всего, реалистичностью реализации мероприятий и актуальностью решаемых проблем. Без соответствия этим условиям стратегия является невозможной в практической реализации. И если процесс диагностики и экспертизы проблем регионального финансового развития можно отнести к условно решаемым задачам органов региональной власти, то обоснование рационалистичности стратегии - является достаточно сложной задачей, так как требует применения инструментов прогнозирования и моделирования процессов регионального финансового развития.

Научная проблематика в области формирования и реализации финансовой стратегии на региональном уровне, на наш взгляд, является недостаточно разработанной, при том, что вопросы перспективного налогового планирования развития региональной экономической системы являются особенно актуальными в посткризисных финансово-экономических условиях.

В основе разработки финансовой стратегии региона лежат принципы стратегического финансового планирования, которые, на наш взгляд, обеспечивают целостность и комплексный характер среднесрочного и долгосрочного финансового планирования развития территории.

Принцип обеспечения финансовой гибкости. Развитие региональной финансовой системы сопряжено с высоким уровнем неопределенности, который обусловлен возможными изменениями внутри страны и за ее пределами. Вместе с тем нестабильность в финансовой сфере можно рассматривать лишь как детализированный фактор, так как комплексное воздействие в данном случае свойственно социально-экономическим изменениям. В связи с этим очевидна невозможность сохранения разработанной финансовой стратегии в первоначальном виде на всех стадиях ее реализации. Таким образом, гибкость финансового планирования территории видится как объективный принцип формирования системы стратегического финансового планирования субъектов РФ.

Под стратегической гибкостью, на наш взгляд, следует понимать потенциальную возможность корректировать или формулировать новые управленческие решения финансового характера в рамках реализуемой стратегии. Корректировка основных целей стратегических финансовых планов нецелесообразно, лишь в исключительных случаях может допускаться расширение перечня целевых ориентиров. Трансформация подцелей является одним из вариантов «либеральной» корректировки, но это представляется возможным лишь при высокой степени детализации приоритетных целей.

Принцип альтернативности стратегических финансовых решений. Обязательными условиями результативности финансовой стратегии региона являются осуществление процессов динамичного и постоянного исследования альтернативных вариантов, инструментов реализации региональной финансовой политики, идентификация наиболее приоритетных и актуальных из них, адаптация их к общим стратегическим целям.

Альтернативность стратегического финансового управления территориальным развитием является методом противодействия различного рода рискам неэффективности и нерезультативности мероприятий перспективного финансового планирования. Стандартная схема трехвариантного планирования финансового развития региона, включающая в себя оптимистичный, пессимистичный и условно-нейтральный варианты, на наш взгляд, является неполной. Альтернативному стратегическому учету должны подлежать все основные элементы финансовой стратегии региона.

По нашему мнению, можно выделить три основные доминанты регионального перспективного финансового планирования:

- стратегия капитализации регионального финансового развития;

- стратегия обеспечения финансовой безопасности региона;

- стратегия повышения качества управления финансовым развитием территории.

Стратегия капитализации регионального финансового развития связана, прежде всего, с повышением эффективности использования совокупного финансового потенциала региона, выявлением резервов его роста и факторов стимулирования его совершенствования.

Стратегия обеспечения финансовой безопасности региона предполагает формирование системы профилактики и противодействия рискам негативного воздействия внутренней и внешней среды. Отличительной особенностью системы является двойственная природа ее функционирования. На этапе идентификации характера влияния каких-либо изменений на состояние регионального финансового развития возможны два варианта реагирования системы безопасности: во-первых, при влиянии положительных изменений - целью яв-

ляется максимизация позитивных тенденций, во-вторых, при влиянии отрицательных изменений - полное использование внутренних резервов противодействия негативным тенденциям. Кроме того, важнейшим фактором, влияющим на состояние финансовой безопасности регионального стратегического планирования, является уровень нормативно-правового обеспечения территориального развития как на текущий момент, так и на среднесрочную перспективу.

Стратегия повышения качества управления финансовым развитием предусматривает реализацию следующих двух направлений:

- разработка и использование методологического инструментария оценки эффективности регионального стратегического финансового планирования;

- рациональное использование организационных ресурсов региональной экономической системы с целью оптимизации принимаемых управленческих решений финансового характера.

Таким образом, по нашему мнению, финансовая стратегия развития региональной экономической системы должна быть основана на рассмотренных выше принципах, которые позволяют обеспечить ее рационалистичность и эффективность.

ТОЛСТОВА МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (maryaleon@yandex.ru).

TOLSTOVA MARIYA LEONIDOVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Finance, Credit and Statistics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary._

УДК 339.187.62

Е.М. ТРИФОНОВА

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НА РЫНКЕ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: экономический лизинг, концентрация.

Проведен анализ концентрации на рынке лизинга с помощью традиционных для характеристики структуры рынка показателей концентрации, полученные результаты подтвердили существование взаимосвязи между рассмотренными показателями.

E.M. TRIFONOVA

ESTIMATION OF ECONOMIC CONCENTRATION IN THE MARKET OF LEASING SERVICES Key words: economic leasing, concentration.

The concentration analysis in the market of leasing by means of traditional for the characteristic of structure of the market of indicators of the concentration is carried out, the received results have confirmed interrelation existence between the considered indicators.

Оценка состояния конкурентной среды позволяет выявить крупнейшие рыночно-ориентированные лизинговые компании, наиболее устойчивые и привлекательные для потенциального лизингополучателя, основные проблемы и направление развития рынка. Постановка различных целей предполагает использование разных показателей концентрации. Концентрация как экономическая категория характеризует процесс сосредоточения денежных доходов [3. С. 226].

Для анализа сложившихся тенденций и определения направлений развития рынка лизинговых услуг воспользуемся данными рейтингового агентства «Эксперт РА» за период 2006-2008 гг. В ходе анализа не рассматривались потенциальные конкуренты лизинговых компаний: банки, предоставляющие кредиты на покупку машин и оборудования, а также предприятия и организации, осуществляющие продажу машин и оборудования в кредит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.