Научная статья на тему 'Роль регионального образовательного пространства в формировании и реализации финансовой стратегии территории'

Роль регионального образовательного пространства в формировании и реализации финансовой стратегии территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИИ / REGIONAL EDUCATIONAL SPACE / FINANCIAL STRATEGY OF REGION / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS / SCIENTIFIC EXAMINATION OF FINANCIAL STRATEGY OF TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстова Мария Леонидовна

Рассмотрены особенности процесса формирования и реализации эффективной финансовой стратегии региона посредством привлечения к проблемам социально-экономического развития территории финансово-экономических субъектов регионального образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REGIONAL EDUCATIONAL SPACE IN FORMATION AND REALIZATION OF FINANCIAL STRATEGY OF TERRITORY

Features of process of formation and realization of effective financial strategy of region by means of attraction to problems of social and economic development of territory of financial and economic subjects of regional educational space are considered.

Текст научной работы на тему «Роль регионального образовательного пространства в формировании и реализации финансовой стратегии территории»

УДК 336.144.2

М.Л. ТОЛСТОВА

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИИ

Ключевые слова: региональное образовательное пространство, финансовая стратегия региона, научно-педагогические работники, научная экспертиза финансовой стратегии территории.

Рассмотрены особенности процесса формирования и реализации эффективной финансовой стратегии региона посредством привлечения к проблемам социально-экономического развития территории финансово-экономических субъектов регионального образовательного пространства.

M.L. TOLSTOVA

THE ROLE OF REGIONAL EDUCATIONAL SPACE IN FORMATION AND REALIZATION OF FINANCIAL STRATEGY OF TERRITORY

Key words: regional educational space, financial strategy of region, scientific and pedagogical workers, scientific examination of financial strategy of territory.

Features of process of formation and realization of effective financial strategy of region by means of attraction to problems of social and economic development of territory of financial and economic subjects of regional educational space are considered.

Современная система управления социально-экономическим развитием региона представляет собой совокупность факторов, инструментов и ресурсов, обеспечивающих реализацию различных видов стратегий субъектов Российской Федерации в условиях реформирования законодательства (как регионального, так и федерального), а также постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды функционирования региона.

Вместе с тем региональные стратегии развития имеют важнейшее значение для составления перспективных планов развития субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, составляют основу для эффективного планирования всех видов обеспечения социально -экономического развития территории. В современных условиях реформирования межбюджетных отношений проблемы своевременного предоставления, например, финансовых ресурсов для обеспечения расходных полномочий на региональном уровне является особенно актуальной. Одним из направлений решения данной проблемы является эффективное, качественное планирование и прогнозирование финансовых процессов в субъекте РФ.

Среди множества региональных стратегий развития в качестве одной из системообразующих, на наш взгляд, можно выделить финансовую стратегию субъекта Российской Федерации. Необходимость планирования мероприятий, связанных с финансовым обеспечением регионального развития, особенно актуализировалась в условиях экономической нестабильности. Социально ориентированное инновационное развитие территорий невозможно осуществлять без достаточного финансирования. Различные регионы имеют особые, не похожи друг на друга финансовые стратегии, что обусловлено различиями в уровне развития территории. В некоторых субъектах Российской Федерации финансовые стратегии носят формальный характер, так как не отражают всего комплекса прогнозных мероприятий по решению многочисленных проблем, связанных с финансовым обеспечением регионального социально-экономического развития. Мы полагаем, что в последующем подобное отношение к региональному финансовому планированию может негативно сказаться на взаимоотношениях региона с федеральным центром по поводу предоставления финансовых ресурсов.

Одним из важнейших критериев качества региональной финансовой стратегии является ее рациональность. Рациональный план финансового развития территории - это, прежде всего, реалистичность реализации и актуальность решаемых проблем. Без выполнения этих условий стратегия невозможна к реализации на практике и превращается в формальный документ. И если осуществление экспертизы проблем регионального развития с целью выбора из наиболее актуальных является процессом возможным к осуществлению на региональном уровне, то практика обоснования рациональности и реалистичности финансовой стратегии территории требует значительных усилий от региональных органов исполнительной и законодательной власти.

В решении вопросов формирования эффективной финансовой стратегии большую роль могут сыграть интеллектуальные ресурсы регионального образовательного пространства. Во многих регионах Российской Федерации образовательное пространство включает в себя подсистему высшего профессионального образования, которая, в свою очередь, содержит в своей структуре кластер подготовки специалистов в области экономики и права, включая финансовую специализацию.

Одной из проблем организации высшего профессионального образования в период с 1991 по 2005 г. считалась избыточная подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием по направлениям «Экономика» и «Юриспруденция». Вместе с тем за последние два десятилетия было сформировано образовательное пространство с высокой степенью организации и уровнем качества, которое основано на научной и образовательной деятельности финансового профиля.

Указанный сегмент регионального образовательного пространства включает в себя, прежде всего, научные и образовательные технологии, а также интеллектуальный кадровый потенциал. Тенденцией последних пяти лет стало привлечение работников высшей школы к участию в подготовке процессов инновационного развития государства, причем почти всегда речь идет о научных работниках технических и естественнонаучных направлений.

Ярким примером взаимодействия фундаментальной науки и производственных предприятий является инновационный центр «Сколково». Множество научнопроизводственных центов функционируют при отдельных министерствах и ведомствах, в рамках крупных промышленных предприятий и показывают достаточно позитивные результаты своей деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отдельные кластеры образовательного пространства региона достаточно активно участвуют в решении проблем регионального развития.

Однако в стране отсутствует практика кластера финансового образования в рамках образовательного пространства субъекта РФ.

Финансовую политику на региональном уровне можно представить как комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию функционирования следующих составляющих: бюджетной; налоговой; финансово-кредитной; инвестиционной.

Именно в оптимизации этих процессов, происходящих в вышеуказанных областях, представители финансового кластера образовательного пространства региона (преподаватели и научные сотрудники) могут принять активное участие.

Одним из направлений участия профессорско-преподавательского состава экономических факультетов высших учебных заведений региона может являться консультационная и экспертная деятельность. Участие в мероприятиях подобного рода требует высокого уровня компетентности и профессионализма от экспертов. Научная экспертиза финансовой стратегии региона является важным шагом обоснования ее рациональности и реалистичности.

На первом этапе необходимо определить кадровый состав комиссии по научной экспертизе мероприятий, предполагаемых к реализации в рамках финансовой политики региона. В состав комиссии должны войти преподаватели и работники учреждений высшего образования, предварительно прошедшие конкурсный отбор при участии специалистов-практиков министерств и ведомств экономического блока.

На втором этапе комиссия начинает функционировать уже на этапе разработки финансовой стратегии региона. Именно это позволит отказаться от формальной практики обсуждения инициатив органов исполнительной власти, которое ограничивается только предоставлением замечаний и поправок, которые фактически не могут изменить основные положения представленного документа.

Важным этапом процесса участия научно-педагогических работников высших учебных заведений региона является дальнейшее сопровождении на всем периоде реализации финансовой стратегии территории, так как в связи с изменением отдельных макроэкономических параметров региональный финансовый план должен быть в обязательном порядке скорректирован.

Для оценки эффективности реализации разработанной стратегии необходимо сформировать систему показателей, определяющих результативность и качество финансовой стратегии в различные периоды времени и по отдельным звеньям. Система показателей оценки результативности мероприятий по реализации финансовой стратегии и ее результаты должны иметь характер публичной информации во избежание сокрытия или неправомерного изменения информации.

Для региональных органов законодательной и исполнительной власти внедрение научной экспертизы мероприятий финансовой стратегии должно стать не только источником новых творческих идей и методов решения финансовых проблем регионального развития, но и механизмом контроля за деятельностью министерств и ведомств, ответственных за разработку и реализацию финансовой стратегии региона.

Для научно-педагогических работников участие в процессах реализации проекта научной экспертизы станет аналогом долгосрочного повышения квалификации на различных этапах формирования и реализации финансовой стратегии в зависимости от области научных интересов и финансовой специализации.

Взаимовыгодное сотрудничество возможно и в отношениях «предприятие - высшая школа», где усилия научно-педагогических кадров будут направлены на всесторонний анализ и оптимизацию деятельности хозяйствующего субъекта.

ТОЛСТОВА МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (maryaleon@yandex.ru).

TOLSTOVA MARYA LEONIDOVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Finance, Credit and Statistics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.