Научная статья на тему 'Проблемы формирования финансовой стратегии регионов Российской федерации в условиях экономической нестабильности'

Проблемы формирования финансовой стратегии регионов Российской федерации в условиях экономической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / FINANCIAL STRATEGY / РЕГИОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ТЕРРИТОРИИ / INVESTMENT STRATEGY OF TERRITORY / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СТРАТЕГИЯ / FINANCIAL AND CREDIT STRATEGY / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / FINANCIAL PLANNING / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECTS OF THE FEDERATION / BUDGET AND TAX PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстова Мария Леонидовна

Статья посвящена развитию научных взглядов на проблемы формирования финансовой стратегии регионов страны. В исследовании обоснована авторская точка зрения на структурные особенности финансового планирования субъектов Российской Федерации. Предложена комплексная проблемная характеристика процессов разработки стратегических финансовых планов регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Forming Financial Strategies of Russian Regions in the Conditions of Economic Instability

The article deals with the development of scientific views on the problems of forming financial strategies of Russian regions. The work justifies the author's point of view on the structural features of financial planning in the regions of the Russian Federation. The author suggests a comprehensive problem characterization of strategic financial planning for regional development.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования финансовой стратегии регионов Российской федерации в условиях экономической нестабильности»

финансовые стратегии

субъектов федерации

проблемы формирования финансовой стратегии регионов российской федерации

в условиях экономической нестабильности

Аннотация

Статья посвящена развитию научных взглядов на проблемы формирования финансовой стратегии регионов страны. В исследовании обоснована авторская точка зрения на структурные особенности финансового планирования субъектов Российской Федерации. Предложена комплексная проблемная характеристика процессов разработки стратегических финансовых планов регионального развития.

Ключевые слова: финансовая стратегия, регионы Российской Федерации, инвестиционная стратегия территории, бюджетно-налоговое планирование, финансово-кредитная стратегия, финансовое планирование, субъекты федерации

В современных экономических условиях вопросы обеспечения финансовой устойчивости государства и регионов приобретают особую актуальность по причине продолжающего воздействия кризисных явлений на экономику страны. Сырьевая составляющая российской экономической системы, которая более десяти лет обеспечивала стабильное развитие государства, в посткризисный период становится барьером, препятствующим поступательному развитию страны. Высокий уровень риска потери финансовой устойчивости Российской Федерации связан с падением цены на нефть и подвержен воздействию достаточно большого количества факторов. Чрезмерная зависимость экономики страны от конъюнктурных колебаний мирового рынка энер-

Толстова

Мария Леонидовна

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики, экономический факультет, Чувашский государственный университет имени ИН. Ульянова, г. Чебоксары maryaleon@yandex.ru

гоносителей очевидна в связи с возрастающей долей экспорта нефти в общем суммарном объеме экспортных операций. Начиная с 2001 года из Российской Федерации было экспортировано нефти, нефтепродуктов и природного газа на сумму более 1,5 трлн долл., что существенно превышает валовой внутренний продукт государства (1,2 трлн долл.) [3].

Финансовые диспропорции между субъектами федерации

В связи с этим, возможности экономики России, связанные с эксплуатацией ресурсов топливно-энергетического комплекса, представляются ограниченными. Тем более, что анализ основных параметров бюджетной системы страны свидетельствует о наличии существенных проблем финансового характера, связанных с обеспечением расходных полномочий бюджетов всех уровней (см. табл. ниже).

Анализируя прогнозные значения дефицита консолидированного бюджета Российской Федерации можно отметить запланированное снижение показателя, характеризующего отношение дефицита к ВВП с 3,7 до 2,4%. Однако опыт бюджетного планирования последних десяти лет свидетельствует о высокой доле вероятности корректировки вышеуказанных показателей в негативную сторону.

Федеральный центр в кризисный период 20082010 гг. оказывал субъектам федерации значительную финансовую помощь, направленную

Таблица

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации на 2009-2013 годы, млрд руб.

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Доходы, всего 13 552,5 14 994,1 17 392,8 18 756,9 20 271,6

Доходы, в % к ВВП 34,7 33,4 35,0 34,0 32,8

Расходы, всего 16 330,6 17 575,7 19 217,9 20 441,2 21 672,3

Расходы, в % к ВВП 41,8 39,1 38,7 37,0 35,2

Дефицит всего - 2778,1 - 2 581,6 - 1825,1 - 1684,3 - 1490,7

Дефицит, в % к ВВП - 7,1 -5,7 -3,7 -3,0 -2,4

высоким уровень

_риска потери

_финансовой

_устойчивости

_Российской

Федерации связан _с падением цены _на нефть...

на выравнивание финансовой обеспеченности региональных бюджетов. Вместе с тем, проблема взаимодействия регионов-доноров и регионов-реципиентов с федеральным бюджетом только усилилась. Отсутствие эффективных инвестиционных проектов, финансовых инициатив, наряду с ограниченными источниками формирования доходной базы бюджета приводят к усилению финансовых диспропорций и противоречий между субъектами федерации и отвлечению значительных финансовых ресурсов из федерального бюджета.

Взаимодействие региональных стратегий: инвестиционной и бюджетно-налоговой

В Бюджетном послании Президента РФ на 20112013 гг. в качестве одной из важнейших задач финансовой политики государства на средне- и долгосрочную перспективу отмечается повышение качества взаимодействия стратегического и бюджетного государственного планирования. Причиной того, что государственное стратегическое планирование недостаточно полно увязано с бюджетным планированием, может являться отсутствие единого методологического аппарата стратегического планирования на общегосударственном уровне [2].

Приоритетное внимание государства к вопросам бюджетного планирования, безусловно, обосновано важностью бюджетной системы для всей финансовой архитектуры страны. Однако, на наш взгляд, равноправное участие в процессе формирования финансовой стратегии на федеральном и региональном уровнях должны принимать инвестиционная, налоговая, финансово-кредитная стратегии. Без учета этих элементов весь процесс формирования финансовых механизмов стратегического планирования становится неполноценным. Отсутствие комплексного подхода к определению структурных элементов финансовой стратегии делает ее потенциально нерезультативной и подверженной рискам. Очевидно, что в большинстве случаев бюджетная стратегия регионов предусматривает всего лишь три внутренних характеристики: стратегия в области доходов,

.возможности

экономики России,

связанные

с эксплуатацией

ресурсов топливно-

энергетического

комплекса,

представляются

ограниченными

региональная э.

_...проблема

_взаимодействия

_регионов-доноров

_и регионов_реципиентов

_с федеральным

бюджетом только _усилилась

стратегия в области расходов, стратегия долговых отношений. В этой связи, научная позиция некоторых авторов, которые определяют финансовую стратегию преимущественно как бюджетную, кажется нам ограниченной.

Нам видится безусловная необходимость формирования региональных финансовых стратегий, основной целью которых должна являться оптимизация и координация инвестиционного, финансово-кредитного, бюджетно-налогового и инвестиционного направлений финансовой политики сбалансированного финансового развития субъектов Российской Федерации (см. рис. 1 ниже).

Причины слабой эффективности стратегического планирования территорий

На наш взгляд, к вопросу оценки эффективности реализации региональной финансовой стратегии необходимо подходить на основе исследования проблем формирования региональных финансовых планов (см. рис. 2 на с. 179). Разработка региональной финансовой стратегии на среднесрочную перспективу является достаточной трудоемким процессом, требующим высокого уровня взаимодействия и координации усилий федеральных и региональных органов исполни-

Рис. 1. Ключевые точки взаимодействия региональной инвестиционной и бюджетно-налоговой стратегии

Рис. 2. Основные проблемы формирования финансовой стратегии территории

тельной власти. Отсутствие детализированных финансовых стратегий в субъектах Российской Федерации является не только причиной недостаточной эффективности и результативности стратегического планирования территорий, но и показателем отсутствия высокой степени их востребованности на федеральном уровне. В большинстве регионов России сформулированы инвестиционные и бюджетно-налоговые стратегии, которые разрабатывались и реализуются автономно друг от друга, что является существенной проблемой для достижения уровня необходимого качества.

Важной проблемой, без решения которой невозможно говорить о реалистичности финансового планирования в регионах является существование формализованного подхода к разработке финансовых стратегий, в результате использования которого абсолютно не учитываются особенности и тенденции состояния регионального социально-экономического потенциала, влияние факторов внутренней и внешней среды. В ряде случаев отдельные элементы финансовых планов формируются под воздействием требований федеральных министерств и ведомств, а возможно и лоббистских группировок. Все вышеуказанные обстоятель-

отсутствие детализированных финансовых стратегий в субъектах Российской Федерации, является показателем ... отсутствия высокой степени их востребованности на федеральном уровне

региональнаяэкономика

отсутствие

инструментов

контроля

_за реализацией

_финансовой

„стратегии региона во многом обусловлено

_«рамочным»

ххарактером ее

_формирования

_и реализации

ства, по нашему мнению, не только сводят к минимуму реалистичность разработанной финансовой стратегии, но и снижают уровень исполнительской дисциплины работников, ответственных за подготовку и исполнение мероприятий.

Как сделать финансовую стратегию региона действенной?

Количественные и качественные характеристики элементов региональной финансовой стратегии обусловлены, прежде всего, текущими финансовыми условиями в регионе на момент формирования финансовых целей развития субъекта федерации. В экономической литературе существует множество научных точек зрения на структурные характеристики финансового потенциала территории и методы его оценки, однако единый методологический аппарат к оценке финансового состояния региональной экономической системы до сих пор не сформирован. Региональный финансовый потенциал служит индикатором, идентифицирующим реакцию экономики субъекта федерации на принимаемые управленческие решения финансово-экономического характера, а его накопление показывает эффективность территориальной финансовой политики и уровень конкурентоспособности региона [1].

Алгоритм оценки финансовой позиции регионов в настоящее время основывается на управлении бюджетными отношениями, что не в полной мере отражает уровень финансовой устойчивости субъекта федерации.

Отсутствие инструментов контроля за реализацией финансовой стратегии региона во многом обусловлено «рамочным» характером ее формирования и реализации. Но в качестве самостоятельной проблемы, на наш взгляд, можно ее выделить уже на этапе формирования комплекса стратегических финансовых решений на региональном уровне. Создание действенного механизма контроля на всех этапах финансового планирования требует высокой степени детализации его структурных элементов. В финансовой стратегии региона должны быть в обязательном порядке запланированы контрольные процедуры, обеспечивающие качество и своевременность реализации прогнозных

мероприятий. Кроме того, должна быть выработана система мотивации разработчиков и исполнителей финансовой стратегии, которая должна иметь целью стимулирование деятельности государственных служащих.

Литература

1. Голодова Ж.Г. Формирование и управление финансовым потенциалом региона в целях обеспечения его экономического роста / Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. д.э.н. - М., 2010. - 46 с.

2. Климанов В.В., Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне // Финансы. - 2011. - № 2.

3. Придачук М.П. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2011. - № 1 (433).

Maria L. Tolstova

Cand. of Econ. Sci, Associate Professor, Chair of Finance,

Credit and Statistics, Department of Economics,

Chuvash State University named after IN. Ulyanov, Cheboksary

Problems of Forming Financial Strategies of Russian Regions in the Conditions of Economic Instability

_Abstract

The article deals with the development of scientific views on the problems of forming financial strategies of Russian regions. The work justifies the author's point of view on the structural features of financial planning in the regions of the Russian Federation. The author suggests a comprehensive problem characterization of strategic financial planningfor regional development.

Keywords: financial strategy, regions of the Russian Federation, investment strategy of territory, budget and tax planning, financial and credit strategy, financial planning, subjects of the federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.