Научная статья на тему 'Оценка экономической концентрации на рынке лизинговых услуг'

Оценка экономической концентрации на рынке лизинговых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЗИНГ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ECONOMIC LEASING / CONCENTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонова Елена Михайловна

Проведен анализ концентрации на рынке лизинга с помощью традиционных для характеристики структуры рынка показателей концентрации, полученные результаты подтвердили существование взаимосвязи между рассмотренными показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF ECONOMIC CONCENTRATION IN THE MARKET OF LEASING SERVICES

The concentration analysis in the market of leasing by means of traditional for the characteristic of structure of the market of indicators of the concentration is carried out, the received results have confirmed interrelation existence between the considered indicators.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической концентрации на рынке лизинговых услуг»

ляется максимизация позитивных тенденций, во-вторых, при влиянии отрицательных изменений - полное использование внутренних резервов противодействия негативным тенденциям. Кроме того, важнейшим фактором, влияющим на состояние финансовой безопасности регионального стратегического планирования, является уровень нормативно-правового обеспечения территориального развития как на текущий момент, так и на среднесрочную перспективу.

Стратегия повышения качества управления финансовым развитием предусматривает реализацию следующих двух направлений:

- разработка и использование методологического инструментария оценки эффективности регионального стратегического финансового планирования;

- рациональное использование организационных ресурсов региональной экономической системы с целью оптимизации принимаемых управленческих решений финансового характера.

Таким образом, по нашему мнению, финансовая стратегия развития региональной экономической системы должна быть основана на рассмотренных выше принципах, которые позволяют обеспечить ее рационалистичность и эффективность.

ТОЛСТОВА МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (maryaleon@yandex.ru).

TOLSTOVA MARIYA LEONIDOVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Finance, Credit and Statistics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary._

УДК 339.187.62

Е.М. ТРИФОНОВА

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НА РЫНКЕ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: экономический лизинг, концентрация.

Проведен анализ концентрации на рынке лизинга с помощью традиционных для характеристики структуры рынка показателей концентрации, полученные результаты подтвердили существование взаимосвязи между рассмотренными показателями.

E.M. TRIFONOVA

ESTIMATION OF ECONOMIC CONCENTRATION IN THE MARKET OF LEASING SERVICES Key words: economic leasing, concentration.

The concentration analysis in the market of leasing by means of traditional for the characteristic of structure of the market of indicators of the concentration is carried out, the received results have confirmed interrelation existence between the considered indicators.

Оценка состояния конкурентной среды позволяет выявить крупнейшие рыночно-ориентированные лизинговые компании, наиболее устойчивые и привлекательные для потенциального лизингополучателя, основные проблемы и направление развития рынка. Постановка различных целей предполагает использование разных показателей концентрации. Концентрация как экономическая категория характеризует процесс сосредоточения денежных доходов [3. С. 226].

Для анализа сложившихся тенденций и определения направлений развития рынка лизинговых услуг воспользуемся данными рейтингового агентства «Эксперт РА» за период 2006-2008 гг. В ходе анализа не рассматривались потенциальные конкуренты лизинговых компаний: банки, предоставляющие кредиты на покупку машин и оборудования, а также предприятия и организации, осуществляющие продажу машин и оборудования в кредит.

Изучение процесса концентрации доходов по группам лизинговых компаний позволяет выявить тенденции развития рынка лизинговых услуг. Основным приемом исследования является группировка доходов, основным показателем - доля доходов конкретной группы в общем объеме доходов лизинговых компаний.

На долю 10% лизинговых компаний, получивших наибольший доход в форме лизинговых платежей, в 2007 г. приходилось 53,02% от общего объёма доходов лизинговых компаний, участвовавших в рэнкинге рейтингового агентства Эксперт РА, что на 15,12% выше уровня 2006 г. В 2008 г. этот показатель остался практически на уровне 2007 г. На долю 10% лизинговых компаний, имеющих наименьший размер поступлений лизинговых платежей, в 2007 г. приходилось 0,44% общего объёма доходов лизинговых компаний, что на 0,23% ниже уровня 2006 г. В 2008 г. наблюдается незначительный прирост в данной группе доходов. Структура распределения общего объема доходов лизинговых компаний, полученных в форме лизинговых платежей по дециль-ным группам, приведена в следующей табл. 1 .

Таблица 1

Структура доходов лизинговых компаний

Всего Объем полученных ЛІ платежей, млн 1зинговых руб. % к итогу Прирост, %

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2007/ 2006 2008/ 2007

117 978,60 234 982,90 321 720,8 100 100 100

Первая (наименьшие доходы) 790,80 1032,70 1952,1 0,67 0,44 0,61 -0,23 0,17

Вторая 1844,30 2369,90 3534 1,56 1,01 1,10 -0,55 0,09

Третья 2574,70 3595,70 5149,4 2,18 1,53 1,60 -0,65 0,07

Четвертая 3898,20 5566,10 7427,2 3,30 2,37 2,31 -0,94 -0,06

Пятая 5104,50 7378,80 10183,6 4,33 3,14 3,17 -1,19 0,03

Шестая 7050,60 10363,20 14764,4 5,98 4,41 4,59 -1,57 0,18

Седьмая 9217,90 15336,20 21796 7,81 6,53 6,77 -1,29 0,25

Восьмая 13531,20 22485,50 31758,9 11,47 9,57 9,87 -1,90 0,30

Девятая 29259,30 42272,20 60710,4 24,80 17,99 18,87 -6,81 0,88

Десятая (наибольшая) 44707,10 124582,60 164444,8 37,89 53,02 51,11 15,12 -1,90

Таблица 2

Средний доход по 10%-ным группам лизинговых компаний

По 10%-ным группам лизинговых компаний Объем полученных лизинговых платежей, млн руб. Темп роста, %

2006 2007 2008 2007/2006 2008/2007

Всего 117 978,60 23 4982,90 321 720,8 199,17 136,91

Первая (наименьшие доходы) 790,80 1032,70 1952,1 130,59 189,03

Вторая 1844,30 2369,90 3534 128,50 149,12

Третья 2574,70 3595,70 5149,4 139,66 143,21

Четвертая 3898,20 5566,10 7427,2 142,79 133,44

Пятая 5104,50 7378,80 10 183,6 144,55 138,01

Шестая 7050,60 10 363,20 14 764,4 146,98 142,47

Седьмая 9217,90 15 336,20 21796 166,37 142,12

Восьмая 13531,20 22 485,50 31 758,9 166,18 141,24

Девятая 29 259,30 42 272,20 60 710,4 144,47 143,62

Десятая (наибольшая) 44 707,10 124 582,60 164 444,8 278,66 132,00

Таким образом, все группы имели абсолютный прирост доходов, но в структурном плане доходы десятой децильной группы в 2007 г. значительно превышали доходы в остальных группах. Говорить о снижении дифференциации доходов по группам лизинговых компаний в 2008 г. пока рано.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в 2007 г. при общем росте средних доходов лизингодателей в доходах по децильным группам также можно отметить увеличение темпа роста, которое особенно существенно в десятой группе - компаний с наибольшим доходом. При сохранении общей тенденции роста доходов в 2008 г. наблюдается существенное сокращение доходов лизинговых компаний, входящих в десятую децильную группу. Таким образом, не удается устойчиво проследить линейную зависимость между темпом роста средних доходов лизингодателей и группой доходности лизинговых компаний.

Сопоставим суммарные значения доходов в десятой децильной группе (наибольшие доходы) и первой децильной группе (наименьшие доходы) и определим величину дифференциации доходов, так называемый коэффициент фондов.

Таблица 3

Дифференциация доходов лизинговых компаний

Год

2006 2007 2008

Коэффициент дифференциации 10/10 56,53 120,64 84,24

Превышение десятого дециля над первым, хотя и сократилось в 2008 г. по сравнению с аналогичным показателем за 2007 г., но все же остается значительным, величина дифференциации получаемых доходов существенна: доход лизинговых компаний десятой группы (с наибольшими доходами) в 84 раза превышает доход лизинговых компаний первой группы (с наименьшими доходами).

Наряду с показателем «Доля децильной группы в общем объеме доходов лизинговых компаний» целесообразно использовать специальные коэффициенты, направленные на комплексное рассмотрение концентрации: коэффициент концентрации (индекс Джини) и индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Джини характеризует степень неравномерности распределения доходов по десяти процентным группам лизинговых компаний. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между участниками.

Таблица 4

Коэффициент Джини

Год

2006 2007 2008

Коэффициент Джини 0,7758 0,8060 0,8022

Проверим, насколько однородным является распределение применяемого признака [2. С. 620].

Таблица 5

Степень концентрации доходов среди лизинговых компаний

Показатель Год

2006 2007 2008

Количество лизинговых компаний, п 98 170 140

Накопленная (кумулятивная) доля, сГ* 1,9265 1,9522 1,928654

Степень концентрации, К 0,9713 0,9830 0,9798

Показатель степени концентрации доходов лизинговых компаний составил более 90%, возможно наличие монополии на рынке лизинговых услуг.

Проведем проверку нулевой гипотезы: концентрация доходов на рынке лизинга не случайна. Проверку сделаем по формуле ошибки:

т V к(4- к)

тр = 4П

Таблица 6

Проверка нулевой гипотезы

Год

2006 2007 2008

т0 0,01687 0,0099 0,011894

Критерий Стьюдента для нулевой гипотезы, Ктп 57,57 99,30 82,38

t табл.(беск., 0,05) 1,96

Таким образом, нулевая гипотеза отклоняется. Концентрацию доходов лизинговых компаний нельзя признать случайной.

В ходе анализа конкурентной среды расчет коэффициентов концентрации CR и Херфиндаля-Хиршмана (НН1) проводился по трем показателям: объем нового бизнеса, текущий портфель, объем полученных лизинговых платежей.

Таблица 7

Показатели концентрации лизингодателей

Показатель Объем нового бизнеса Текущий портфель Объем полученных лизинговых платежей

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008

ОР3 17,31 28,86 21,74 10,33 29,06 28,04 8,63 13,75 16,79

ОР4 20,16 32,99 26,08 17,44 33,58 32,34 8,79 17,62 21,22

CR6 32,70 40,24 32,98 26,98 45,82 38,84 15,63 24,90 29,76

ОР8 37,52 46,27 38,06 36,05 52,70 44,46 20,34 31,30 37,11

ННІ 304,34 482,26 282,20 307,62 458,70 479,48 267,25 210,64 255

Динамика стандартных коэффициентов концентрации приведена на рис. 4-3.

Представленные показатели показывают, что в 2008 г. произошло снижение концентрации по объему нового бизнеса и объему текущего портфеля, причем значение СР6 и ОР8 по объему текущего портфеля практически достигло уровня 2006 г. При этом значение данного коэффициента остается на достаточно низком уровне, что позволяет отнести рынок лизинга по объему нового бизнеса к разряду умеренноконцентрированных.

50.00

45.00

40.00

35.00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30.00

25.00

20.00

15.00

10.00 5,00 0,00

□ 2006

□ 2007

□ 2008

ОК3 ОК4 CR6 ОКБ

Рис. 1. Коэффициенты концентрации по объему нового бизнеса

60,00

50.00

40.00

30.00

20.00

10,00

0,00

ОК3 ОК4 CR6 ОКБ

Рис. 2. Коэффициенты концентрации по объему текущего портфеля

40.00

35.00

30.00

25.00

20.00

15.00

10.00

5,00

0,00

ОК3 ОК4 CR6 ОКБ

Рис. 3. Коэффициенты концентрации по объему полученных лизинговых платежей

В отличие от коэффициентов концентрации по объему нового бизнеса и по объему текущего портфеля значение коэффициента концентрации по объему полученных лизинговых платежей в анализируемом периоде растет, но при этом степень концентрации по этому показателю также остается слабой.

Таким образом, рынок лизинга можно отнести к низкоконцентрированному по показателям объема нового бизнеса и объема полученных лизинговых платежей. По текущему портфелю показатели концентрации несколько выше, но все же рынок остается умеренноконцентрированным.

Коэффициент энтропии измеряет степень экономической неопределенности на рынке, характеризуя степень деконцентрации рынка и позволяя более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.

Таблица 8

Коэффициент энтропии, E (абсолютный)

Показатель Год

2006 2007 2008

Коэффициент энтропии по полученным лизинговым платежам 0,62 0,17 0,33

Коэффициент энтропии по текущему портфелю 0,73 0,39 0,53

Коэффициент энтропии по объему нового бизнеса 0,69 0,42 0,35

Из приведенных выше данных видно, что в 2008 г., по сравнению с 2007 г., понижается степень экономической неопределенности по показателю «Объем нового бизнеса», следовательно, уровень концентрации лизингодателей на рынке несколько повышается. По показателям объема текущего портфеля и полученных лизинговых платежей степень экономической неопределенности в 200Б г., по сравнению с 2007 г., повышается - уровень концентрации сокращается.

Дисперсия логарифмов рыночных долей отражает распределение объемов продаж между предприятиями. Показатель дисперсии характеризует возможную рыночную власть хозяйствующих субъектов через неравенство их размеров. Чем больше дисперсия, тем более неравномерен и более концентрирован рынок, тем слабее конкуренция и сильнее рыночная власть крупных предприятий на рынке.

Однако дисперсия не отражает средних размеров предприятий. Поэтому ее применяют в качестве вспомогательного средства для оценки неравенства в размерах фирм, а не уровня концентрации.

Таблица 9

Дисперсия логарифмов рыночных долей, V

Показатель Год

2006 2007 2008

Дисперсия логарифмов долей по полученным лизинговым платежам -0,6746 -0,9227 -0,8712

Дисперсия логарифмов долей по текущему портфелю -0,8308 -1,2026 -1,1290

Дисперсия логарифмов долей по объему нового бизнеса -0,7520 -1,2297 -0,9103

Приведенный показатель свидетельствует, что на рынке лизинговых услуг в 2008 г., по сравнению с 2007, снизилось неравенство в размерах лизинговых компаний, рынок стал менее концентрированным, снижается власть крупных лизинговых компаний.

Полученные нами результаты, характеризующие в динамике состояние уровня концентрации на рынке лизинговых услуг, приведены ниже.

Таблица 10

Обобщающие показатели концентрации на рынке лизинговых услуг

Год Показатель 2006 2007 2008

Число предприятий 98 170 140

ОК3 Объем нового бизнеса 17,31 28,86 21,74

Текущий портфель 10,33 29,06 28,04

Объем полученных платежей 8,63 13,75 16,79

ОК4 Объем нового бизнеса 20,16 32,99 26,08

Текущий портфель 17,44 33,58 32,34

Объем полученных платежей 8,79 17,62 21,22

CR6 Объем нового бизнеса 32,70 40,24 32,98

Текущий портфель 26,98 45,82 38,84

Объем полученных платежей 15,63 24,90 29,76

ОКБ Объем нового бизнеса 37,52 46,27 38,06

Текущий портфель 36,05 52,70 44,46

Объем полученных платежей 20,34 31,30 37,11

НН1 Объем нового бизнеса 304,34 482,26 282,20

Текущий портфель 307,62 458,70 479,48

Объем полученных платежей 267,25 210,64 255

Коэффициент энтропии, Е Объем нового бизнеса -0,69 -0,42 -0,35

Текущий портфель -0,73 -0,39 -0,53

Объем полученных платежей -0,62 -0,17 -0,33

Дисперсия логарифмов рыночных долей, V Объем нового бизнеса -0,7520 -1,2297 -0,9103

Текущий портфель -0,8308 -1,2026 -1,1290

Объем полученных платежей -0,6746 -0,9227 -0,8712

Коэффициент Джини, G 77,58 80,60 80,22

Таблица 11

Интерпретация полученных показателей концентрации

Параметры Характеристика показателя

СР3 СР4 CR6 СР8 Наблюдается снижение концентрации, рынок лизинга можно отнести по объему нового бизнеса и по текущему портфелю к низкоконцентрированному. Увеличилась доля концентрации шести и восьми крупнейших компаний по объему полученных лизинговых платежей.

Окончание табл. 11

Параметры Характеристика показателя

НН1 Рынок низкой концентрации. Наблюдается небольшое повышение по текущему портфелю и объему полученных платежей.

Коэффициент энтропии В 2008 г., по сравнению с 2007 г., понижается степень экономической неопределенности по показателю «Объем нового бизнеса», следовательно, уровень концентрации лизингодателей по этому показателю на рынке несколько снижается. По показателям текущего портфеля и полученных лизинговых платежей степень экономической неопределенности в 2008 г., по сравнению с 2007 г., повышается - уровень концентрации сокращается.

Дисперсия логарифмов рыночных долей В 2008 г., по сравнению с 2007 г., снизилось неравенство в размерах лизинговых компаний, рынок стал менее концентрированным, снижается власть крупных лизинговых компаний.

Коэффициент Джини Неравномерность распределения рыночных долей между участниками рынка остается на высоком уровне, причем концентрацию доходов лизинговых компаний нельзя признать случайной.

Исследование рынка лизинговых услуг позволило исследовать уровень и динамику концентрации. Приведенные данные свидетельствуют, что при всех различиях в расчетах и в абсолютных значениях между рассмотренными показателями существует определенная взаимосвязь в отражении уровня и динамики концентрации.

Литература

1. 50 Лекций по микроэкономике: в 2 т. / под. ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2004. 770 с.

2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004. 656 с.

3. Литвинов В.А. Концентрация и дифференциация денежных доходов по группам населения Российской Федерации // Экономический журнал ВШЭ. 1999. № 2. С. 226-237.

4. Сигел Э. Практическая бизнес-статистика: пер. с англ. М.: Вильямс, 2008. 1056 с.

ТРИФОНОВА ЕЛЕНА МИХАИЛОВНА - старший преподаватель кафедры экономики, Филиал Казанского государственного университета в г. Набережные Челны, Россия, Набережные Челны (telmil@mail.ru).

TRIFONOVA ELENA MIKHAYLOVNA - senior teacher of Economics Chair, Branch Kazan State University of Naberezhnye Chelny, Russia, Naberezhnye Chelny._________________________

УДК 338

Н.В. ТУМАЛАНОВ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ рынков ИННОВАЦИОННЫХ ТОВАРОВ НА КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ*

Ключевые слова: конкурентное преимущество, инновационный товар, высокотехнологичные отрасли, жизнеобеспечивающие отрасли, межотраслевые отношения. Рассмотрена проблема создания конкурентного преимущества в процессе внедрения и коммерциализации инновационного товара в отраслях. Охарактеризована сущность тех изменений, которые они вносят в конкурентные условия различных отраслей и отношения обмена между ними.

N.V. TUMALANOV INFLUENCE OF BRANCH FEATURES OF THE MARKETS OF THE INNOVATIVE GOODS ON COMPETITIVE RELATIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: competitive advantage, the innovative goods, hi-tech branches, vital branches, interbranch relations, сompetitive relations.

The problem of creation of competitive advantage in the course of introduction and commerce of the innovative goods in branches is considered. The essence of those changes which they bring in various branches and relations between them is characterized.

Необходимость создания конкурентного преимущества на рынках инновационных товаров может вызвать недоумение. Ведь в процессе инновационной дея-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проекты 11-02-00569а; 11-12-21011а/в).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.