Научная статья на тему 'Оптимизация процесса функционирования рынка труда в условиях неустойчивой экономики'

Оптимизация процесса функционирования рынка труда в условиях неустойчивой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПРОЦЕСС / РЫНОК ТРУДА / СПРОС / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EMPLOYMENT PUBLIC SERVICE / OPTIMIZATION / PLANNING / THE OFFER / PROCESS / A LABOUR MARKET / DEMAND / MANAGEMENT / FUNCTIONING / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Валерий Владиславович

Показаны проблемы спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; указаны причины, влияющие на меру равновесия в структуре занятости; уточнена главная цель политики государства в отношении рынка труда; представлены показатели эффективности работы и выполнения программ государственной службы занятости; рассмотрен спектр основополагающих положений стратегии управления государственной службой занятости и возможности их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PROCESS OF FUNCTIONING LABOUR MARKET IN THE CONDITIONS OF UNSTABLE ECONOMY

Problems of a supply and demand of a labour on a labour market are shown; the reasons influencing a measure of balance in structure of employment are specified; the overall objective of a policy of the state concerning a labour market is specified; indicators of an overall performance and performance of programs of public service of employment are presented; the spectrum of basic positions of strategy of management is considered by public service of employment and possibility of their realisation.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса функционирования рынка труда в условиях неустойчивой экономики»

УДК 322 (075)

В.В. СМИРНОВ

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ НЕУСТОЙЧИВОЙ экономики

Ключевые слова: государственная служба занятости, оптимизация, планирование, предложение, процесс, рынок труда, спрос, управление, функционирование, эффективность.

Показаны проблемы спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; указаны причины, влияющие на меру равновесия в структуре занятости; уточнена главная цель политики государства в отношении рынка труда; представлены показатели эффективности работы и выполнения программ государственной службы занятости; рассмотрен спектр основополагающих положений стратегии управления государственной службой занятости и возможности их реализации.

V.V. SMIRNOV

OPTIMIZATION OF PROCESS OF FUNCTIONING LABOUR MARKET IN THE CONDITIONS OF UNSTABLE ECONOMY

Key words: employment public service, optimization, planning, the offer, process, a labour market, demand, management, functioning, efficiency.

Problems of a supply and demand of a labour on a labour market are shown; the reasons influencing a measure of balance in structure of employment are specified; the overall objective of a policy of the state concerning a labour market is specified; indicators of an overall performance and performance of programs of public service of employment are presented; the spectrum of basic positions of strategy of management is considered by public service of employment and possibility of their realisation.

В условиях неустойчивой экономики возрастает потребность во всестороннем анализе и глубокой проработке научных положений оптимального функционирования рынка труда в формате достижения полного использования трудовых ресурсов общества. В данном контексте представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием рынка труда и его трансформацией в условиях стимулирования экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда затрудняется тем, что на спрос и предложение влияют различные силы: с точки зрения предложения главными факторами являются образование и профессиональная подготовка, спроса - тенденции экономического и технологического развития страны. В силу этого необходимо обеспечить качественное равновесие в структуре занятости. Существует ряд причин, определяющих меру данного равновесия, а именно [2. С. 23-24]:

1. Экономические причины. Труд является дефицитным фактором производства, его неверное распределение означает бесполезную трату ресурсов. Использование на предприятиях работников, недостаточно подготовленных для выполнения порученной им работы, приводит к снижению производительности труда. Среди работников, имеющих высокую квалификацию, и среди тех, в профессии которых испытывается недостаток, возникает высокая текучесть рабочей силы. Расхождение между спросом и предложением рабочей силы приводит к структурной безработице даже при политике полной занятости.

2. Социальные причины. Занятость работника, соответствующая его профессиональной подготовке, определяет качественный уровень его трудовой жизни, степень удовлетворенности работой, высокую самооценку. Когда способности и знания работника не соответствуют выполняемой им работе, она не приносит ему удовлетворения, но провоцирует срывы и безразличие, склонность к конфликтам.

3. Психофизиологические причины. Неудовлетворенность, испытываемая от работы, и неправильная рабочая нагрузка могут привести к психологическим расстройствам. Возникает риск опасности, когда работники недостаточно подготовлены для выполнения своей задачи.

Фундаментом рыночной экономики является цивилизованный рынок труда. Рынок труда рассматривается как «совокупность условий, позволяющих устанавливать определенные социально-экономические отношения между

субъектами спроса и предложения труда». Эти условия характеризуются объективными и субъективными характеристиками. Объективные характеристики включают в себя три основных компонента: работодатель - работник - государство (последнее выступает в виде официального регулятора рынка труда). Субъективные характеристики представлены социальными, экономическими и культурными особенностями общества, в котором рынок развивается.

Рынок труда определяется размерами спроса и предложения рабочей силы, претендующей на работу по найму, наличием рабочих мест по всем отраслям и секторам экономики. Расширение рынка труда возможно за счет увеличения либо предложения, либо спроса на труд, либо их комбинации [1. С. 23]. Спрос на рабочую силу определяется потребностями первичных структурных звеньев экономики в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг в соответствии с платежеспособным спросом. Предложение рабочей силы качественно и количественно изменяется в зависимости от возрастной структуры населения, профессиональной и общей подготовки и т.д. Дифференциация в предложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, опыту, а это, несомненно, сказывается на способности выполнять конкретную работу [1. С. 24].

Характер динамики занятости во многом зависит от адаптационной компетентности рабочей силы в ситуации безработицы. На рынке труда происходит жесткий, беспощадный отбор наиболее способных и предприимчивых, а слабых и неспособных рынок не щадит. Вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Главная цель политики государства в отношении рынка труда заключается в том, чтобы достичь приближения к количественному и качественному равновесию спроса и предложения рабочей силы. В определенной степени изменения структуры занятости могут быть обеспечены благодаря проведению соответствующей политики в профессиональной ориентации лиц, которые должны выйти на рынок труда в течение прогнозируемого периода.

В условиях рынка управление службой занятости становится все более сложным. Конкурирующие потребности, ограниченность ресурсов и мощное воздействие извне требуют от руководящего звена государственной службы занятости (ГСЗ) неограниченных затрат времени и необычайной находчивости, их руководители с тревогой осознают, что не в силах удовлетворить все предъявляемые к ним требования [4. С. 99].

ГСЗ все чаще вовлекается в процесс планирования деятельности по содействию занятости населения для того, чтобы увязать свое внутреннее планирование с политикой государства, согласовать эти планы с реалиями рынка труда и требованиями других заинтересованных сторон. В планах, согласованных на основе стратегического и оперативного планирования указываются определенные цели, которые должны быть включены в меры по обеспечению эффективной организации работы. Показатели эффективности работы ГСЗ в целом подразделяются на следующие категории (табл. 1) [4. С. 103].

Таблица 1

Показатели эффективности работы ГСЗ

Вид деятельности Результат

Цели на рынке труда Т рудоустройство

Распределение задач по целевым группам Доля услуг, предоставленных конкретной целевой группе, например, длительно безработным

Организация труда Время, затраченное на заполнение вакансий; число лиц, прошедших программы в полном объеме

Оценка со стороны клиентов Степень удовлетворения оказанными услугами

Система применяемых для оценки показателей должна обеспечивать сопоставимость результатов. Сопоставление может проводиться с точки зрения достижения запланированных целей с прошлыми показателями и показателями работы других организаций (табл. 2) [4. С. 104].

Таблица 2

Показатели, характеризующие эффективность выполнения программ ГСЗ

Программы Показатели

Посредничество в трудоустройстве Число трудоустроенных. Число трудоустроенных по отношению к количеству вакансий, заявленных непосредственно в ГСЗ. Число трудоустроенных на временную работу. Показатель охвата рынка труда.

Адаптация к потребностям рынка труда Доля недостаточно профессионально пригодных, охваченных программами переподготовки. Доля лиц, прежде квалифицировавшихся как «профессионально непригодные по инвалидности», занятых теперь той или иной трудовой деятельностью. Получение признанной квалификации или документов, подтверждающих получение надлежащей подготовки. Доля лиц, более не нуждающихся в пособиях по безработице благодаря мерам, принятым на рынке труда.

Пособия по безработице Количество пособий по безработице, обработанных за 21 день.

Все программы Число лиц, трудоустроенных на несубсидируемые рабочие места. Число трудящихся, сохранивших несубсидируемые рабочие места в течение шести месяцев. Заработки трудящихся на несубсидируемых рабочих местах. Удовлетворенность клиентов.

Эффективность с точки зрения затрат Затраты на трудоустройство одного человека. Число трудоустроенных на каждого сотрудника.

Подвергнем анализу условия формирования и реализации стратегии управления ГСЗ для достижения успеха. В данном контексте рассмотрим спектр основополагающих положений стратегии управления ГСЗ.

Управление качеством представляет собой стратегически ориентированный интегрированный набор организационных принципов и практики управления, предназначенных для удовлетворения потребностей клиентов. Цель управления качеством - добиться, чтобы клиент остался доволен, и создать предприятие по оказанию услуг [4. С. 115].

Практически все развитые страны в течение многих лет используют компьютерную технологию для управления различными видами деятельности ГСЗ и для контроля над ними. Однако постоянно разрабатываются все более сложные и эффективные средства, имеющие все более широкие возможности, а именно: электронная почта, административная информационная система, системы проработки конкретных случаев, сбор данных, расширенная компьютерная обработка и анализ данных, электронный перевод денежных средств [4. С. 120].

Эффективное планирование и управление деятельностью по развитию персонала и людских ресурсов играют важную роль в обеспечении эффективной работы ГСЗ, но особое значение имеют профподготовка персонала и его отношение к делу. Достижение результатов зависит, в первую очередь, от наличия деловых, заинтересованных и хорошо подготовленных сотрудников, чувствующих, что их работа ценится [4. С. 124].

Рассмотрим возможности реализации положений стратегии управления ГСЗ в контексте систематизации множества функциональных взаимосвязей в ГСЗ. Для того, чтобы отразить такую возможность, воспользуемся некоторыми законами системологии [3. С. 43-55]:

-закон саморазвития: каждая система приобретает новые качества и свойства своего функционирования за счет собственных ресурсов к адаптации в среде;

- закон трансформации: каждая система, находясь в отношениях и связях со средой, подвержена всепроникающему влиянию среды и оказывает

Таблица 3

Основные функции и задачи ГСЗ

Функция 1. Посредничество в трудоустройстве Функция 2. Развитие систем информации о рынке труда Функция 3. Управление программами адаптации к рынку труда Функция 4. Управление системой выплат пособий по безработице

1. В отношении ищущих работу - Регистрация ищущих работу. 1. Как поставщик информации о рынке труда - Сбор, регистрация и предоставление административной информации о лицах, ищущих работу, об имеющихся вакансиях и их профессиональной структуре. - Проведение краткосрочных качественных обследований. - Анализ данных регулярных обследований работодателей и домохозяйств, проводимых другими учреждениями. - Представление докладов и публикация материалов о различных мероприятиях в национальной экономике, их влиянии на спрос и предложение рабочей силы, а также прогнозирование тенденций их развития. 1. Помощь в поиске работы - Оказание широкого спектра услуг всем лицам, ищущим работу (через справочные пункты, информационные центры или Интернет). - Организация групповых мероприятий - клубов рабочих мест, проведение превентивных мероприятий и оказание специальных услуг работникам в случае массовых высвобождений. - Оказание интенсивной индивидуальной помощи: оценка профессиональных качеств, профконсультирова-ние/профориентация; подготовка и обсуждение планов по повышению конкурентоспособности при трудоустройстве и последующих действий. 1. Управление средствами, выделяемыми на пособия по безработице (включая сбор налогов) - Предоставление информации по оформлению заявок на пособия по безработице, об условиях получения пособий по безработице. - Проверка и официальное подтверждение права на пособие по безработице. - Регистрация безработных, процедура подтверждения статуса безработного и факта поиска работы. - Рассмотрение жалоб и споров по вопросам права на пособие (расчета пособий,истечения права на его получение). - Выплата пособий по безработице.

2. В отношении работодателей - Периодические посещения предприятий в целях поддержания контактов и маркетинга. - Сбор данных о рабочих местах. - Регистрация и классификация имеющихся вакансий. 2. Как потребитель информации о рынке труда - Консультирование граждан, ищущих работу, по вопросам трудоустройства. - Определение приоритетов для программ профессиональной подготовки безработных и ищущих работу граждан. - Консультирование работодателей по вопросам изменений в спросе на труд и предложении труда, о тенденциях в этой области. 2. Программы обучения и профессиональной подготовки 2.1. Профессиональная подготовка и ученичество на предприятиях: - регистрация заявок на ученичество и ученические вакансии; - установление контактов; - трудоустройство учеников и последующие действия. 2.2. Специальные программы профподготовки и переподготовки: - определение потребностей и задач в области профессиональной подготовки; - анализ и определение содержания учебных курсов, их продолжительности и организации; - отбор государственных или частных учебных заведений и установление с ними контактов; - поручение проведения занятий тем организациям, которые предлагают наилучшие условия; - наблюдение и оценка результатов профподготовки для ищущих работу граждан сточки зрения повышения их конкурентоспособности. 2. Управление другими государственными социальными фондами, средства которых предназначены для безработных и нетрудоспособных граждан (по состоянию здоровья, по жилищным или семейным обстоятельствам, по причине ухода за детьми и по другим причинам).

Окончание табл. 3

Функция 1. Посредничество в трудоустройстве Функция 2. Развитие систем информации о рынке труда Функция 3. Управление программами адаптации к рынку труда Функция 4. Управление системой выплат пособий по безработице

3. Посредничество в трудоустройстве - В условиях закрытой системы: сотрудники ГСЗ предпринимают активные действия, направленные на увязывание предложений рабочих мест и заявок на них (включая предварительное изучение и проверку сведений об ищущих работу, оценку и обновление данных о вакантных рабочих местах и проведение переговоров с лицами, ищущими работу, и работодателями о вариантах «увязки» имеющихся вакансий и кандидатур на эти вакансии. - В условиях полуоткрытой системы: открытый доступ к имеющимся вакансиям, предоставление информации по запросам на трудоустройство. - В условиях открытой системы: компьютеризированное увязывание предложений рабочих мест и заявок на них, самопомощь или самообслуживание,использование Интернета. 4. Оказание помощи в поисках работы, если вышеуказанные посреднические меры не принесли положительного результата. 5. Прочие смежные задачи 3. Прочие смежные задачи 3. Программы создания рабочих мест - Управление средствами этих специальных программ. - Участие в разработке, мониторинге и оценке специальных программ. - Оказание помощи в предварительном отборе работников и организации, осуществляющей специализированное обучение для работников, с целью трудоустройства. - Налаживание контактов с фирмами, местными органами власти и другими учреждениями. 3. Прочие смежные задачи

всепроникающее влияние на объекты (системы) среды, вызывая изменение состояния себя самой и объектов среды;

- закон интеграции: все отношения в системе суммируются, образуя системное множество отношений, регулируемое из единого центра системы;

- закон относительности: свойства и отношения системы абсолютно соответствуют реальным лишь в определенный момент времени;

- закон приоритетов: в условиях недосягаемости истинности эмпирического знания объективным свойством отношений социально-экономической системы становится их приоритетность в процессах развития;

- закон гармонизации: каждая система под влиянием среды стремится к всестороннему, адекватному среде, сбалансированному саморазвитию в рациональных соотношениях своих сильных и слабых свойств;

- закон системности: отношения возможны при наличии системных связей объекта или их подобия.

На основе изложенного выше можно сделать вывод, что для эффективной оптимизации множества функциональных взаимосвязей в ГСЗ существует необходимость формирования неизменного набора показателей и регулярного расче-

та на его основе интегральной оценки состояния уровня занятости и активности предпринимательских структур. При этом необходимо прослеживать динамику хозяйственных, экономических, социальных и иных системообразующих процессов на основании неизменного набора критериев. Очевидной трудностью являются подбор и обоснование эффективности использования конкретного набора критериев оценки. Также представляет определенную сложность интерпретация результатов, полученных в результате оценки. Не всегда за итоговым интегральным значением можно увидеть причинно-следственные связи и тенденции развития ГСЗ.

В процессе оптимизации множества функциональных взаимосвязей в ГСЗ необходимо корректно установить ее основные функции и задачи (см. табл. 3) [4. С. 155-157]. При этом методическое обеспечение по оценки оптимальности функционирования ГСЗ должно формироваться по мере появления задач, требующих своего решения.

Литература

1. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица. М.: Департамент труда и занятости правительства Москвы, 1992.158 с.

2. Карташов С.А, Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финстатинформ, 1998. 694 с.

3. Пудич В. Проблема системности менеджмента в России // Менеджмент сегодня. 2003. № 2. С. 43-55.

4. Фан Т., Хансен Э., Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. Женева: Международное бюро труда, 2001. 228 с.

СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ. См. с. 172.

УДК 336.144.2

М.Л. ТОЛСТОВА

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ТЕРРИТОРИИ:

ПРОБЛЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Ключевые слова: финансовая стратегия региона, финансовая устойчивость территории, концепция финансовой стратегии, принцип адаптивности, интеграционный характер территориального финансового планирования, диспропорции регионального финансового развития.

Выявлены основные особенности процессов формирования и реализации финансовой стратегии регионов Российской Федерации на современном этапе. Обоснованы структурные элементы системы регионального финансового планирования, оказывающие влияния на эффективность реализации территориальных финансовых планов. Выявлены общие принципы формирования финансовой стратегии региона.

M.L. TOLSTOVA

FINANCIAL STRATEGY OF TERRITORY: PROBLEM CHARACTERISTIKS AND ORGANIZATION PRINCIPLES

Key words: Financial strategy of region, financial stability of territory, the concept of financial strategy, adaptability principle, integration character of territorial financial planning, disproportion of regional financial development.

The basic features of processes of formation and realization of financial strategy of regions of the Russian Federation at the present stage are revealed. Structural elements of system of the regional financial planning, rendering influences on efficiency of realization of territorial financial plans are proved. The general principles of formation of financial strategy of region are revealed.

Кризисные экономические условия выявили ряд проблем регионального финансового развития, которые и до 2008 г. носили ярко выраженный негативный характер влияния на социально-экономическое развитие как Российской Федерации, так и регионов страны. Основной проблемой развития системы финансового планирования на региональном уровне является усугубление негативных тенденций во взаимоотношениях регионов-доноров и регио-нов-реципиентов с федеральным центром. Усиление налоговой нагрузки с позиции роста налоговых ставок обусловлено необходимостью активизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.