Научная статья на тему 'Финансовая составляющая реструктуризации экономики города'

Финансовая составляющая реструктуризации экономики города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов А. В.

Статья содержит обзор основных акций, осуществлённых в рамках муниципальной стратегии в г. Ростове-на-Дону с целью структурной перестройки экономики города. Далее автор обрисовал схему инвестиционного процесса в развитии экономики муниципальных образований и обозначил меры реализации основных положений реструктуризации экономики города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая составляющая реструктуризации экономики города»

Экономический вестник Ростовского государственного университета А 2003 Том 1 № 3

ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

A.B. МАКСИМОВ

кандидат экономических наук, доцент, начальник Ростовского муниципального казначейства

СТРУКТУРНАЯ перестройка — ключевой момент в стратегии развития экономики города на этапе перехода к новым экономическим отношениям. Потребность в ней предопределяется длительной стагнацией производства, расстройством государственных финансов, инфляцией, сокращением инвестиций и необходимостью повышения уровня жизни населения.

Именно на муниципальном уровне в решающей степени обеспечивается концентрация усилий по структурной перестройке, определяются приоритетные цели социальной политики, развития предпринимательства и охраны окружающей среды, реализации целевых программ, а также региональных блоков общегосударственных программ, вопросы становления институтов власти и управления общественных организаций и всевозможных фондов на местах.

Интегральным выражением прогнозируемой (ожидаемой) результативности усилий по структуризации следует признать повышение конкурентоспособности экономики муниципального образования.

Муниципальная стратегия в этом аспекте должна быть ориентирована на преодоление чрезмерного регулирования экономики и создание предпосылок поощрения частной инициативы, а меры по повышению конкурентоспособности — плотно увязываться с политикой государства в области экспорта, развития промышленности, науки и техники.

В г. Ростове-на-Дону с этой целью осуществлялись следующие акции:

1. Определены группы предприятий, финансовое состояние которых необходимо было стабилизировать в первую очередь, а также те из них, которые еще можно спасти от банкротства, на основе финансового оздоровления, при определении источников средств для

© Максимов A.B., 2003

этих целей. Особенно это касалось таких производств, которые являлись привлекательными для потенциальных инвесторов, поскольку не требовали больших капиталовложений и быстро окупались.

Были разработаны предложения по финансовому оздоровлению акционерных предприятий (АО) — должников в бюджеты всех уровней, по реструктуризации их производства, изменению схемы управления, вплоть до изъятия пакета акций на сумму задолженности и смены руководства.

2. В целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам (а также по начисленным пеням и штрафам) перед муниципальным бюджетом было принято постановление мэра города «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед консолидированным бюджетом г. Ростова-на-Дону».

Администрацией города проведена работа по информированию предприятий города о порядке проведения реструктуризации задолженности, текст порядка с комментариями опубликован в печати.

Одной из важнейших задач, решаемых муниципальными администрациями, была и остается поддержка становления и развития малого предпринимательства.

В настоящее время в городе сложилась ситуация, при которой в таких сферах, как торговля и общая коммерческая деятельность, малое предпринимательство развивается достаточно быстро, аккумулируя значительные капиталы. Но в то же время производственный и инновационный секторы малого предпринимательства, имея явный потенциал развития, без государственной и муниципальной поддержки и внимания развиваются медленно.

В г. Ростове-на-Дону утверждена Муниципальная комплексная целевая программа поддержки малого

предпринимательства, которая определила основные направления работы органов местного самоуправления по созданию благоприятного климата для развития предпринимательства. Малым предприятиям оказывается производственная поддержка. Так, в настоящий момент около 20% муниципального заказа размещается на малых предприятиях, а 22 малым предприятиям, занятым в сфере производства (полиграфия, швейное, мебельное производство и т.д.), предоставлены льготы по аренде муниципального имущества.

В целях поддержки начинающих предпринимателей за счет службы занятости организовано обучение 500 граждан, выданы субсидии на организацию собственного дела на сумму около 3 млн руб.

В целях защиты предпринимателей от возможных злоупотреблений создана городская комиссия по сокращению административных барьеров при развитии предпринимательства.

Существенные резервы развития малого предпринимательства заложены в повышение эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом. Масштабная приватизация не принесла городу, вопреки ожиданиям, ни широкого слоя собственников, ни роста предпринимательской активности, ни увеличения инвестиций в производство, ни его финансового оздоровления. Произошло быстрое и почти бесплатное перераспределение собственности в интересах отдельных лиц или групп лиц. Небывалый в мирное время кризис привел к обесценению государственного капитала.

Только ужесточение контроля полномочий муниципальных органов за процессом приватизации — от подготовки имущества к приватизации до проверки выполнения обязательств, взятых на себя новым собственником, — позволило придать данному процессу эффективную направленность.

Экономический вестник Ростовского государственного университета ф 2003 Том 1 № 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета ф 2003 Том 1 № 3

А.В. Максимов

Экономика муниципальных образований не может развиваться, во всяком случае, приемлемыми темпами, без участия населения в инвестиционном процессе, привлечения накопленных им средств для реальных проектов реструктуризации.

Однако для этого мелкие инвесторы должны получить возможность влиять на принятие решений и участие в процессе реализации процедур по инвестированию средств. В наибольшей степени означенным требованиям удовлетворяют сформированные в каждом регионе региональные и местные общественно-государственные фонды по защите прав вкладчиков и акционеров.

Только реально действующая система защиты инвесторов способна восстановить доверие населения к рынку инвестиций. Для этого потребуется создать механизм, уменьшающий риск инвестирования населением своих временно свободных средств, являющихся надежным источником стабилизации финансового положения города. В нормальной ситуации можно было бы аккумулировать средства населения в коммерческих банках, но далеко не всем из них можно доверять: слаб контроль за расходованием кредитов.

Наиболее целесообразно привлечение частных инвесторов в экономику напрямую, минуя коммерческие банки. С этой целью важно организовать отдельную от правительства, банков и региональной власти внебюджетную структуру: свободную от обязательств перед бюджетом и задолженностей по заработной плате (пенсиям); способную создать фондовый рынок, через который будут привлекаться средства населения в программы развития отраслей экономики (и в первую очередь — в малый бизнес); открытую в информационном плане для всего населения.

Постепенное исчерпывание расширения производства за счет факторов, связанных с девальвацией рубля, благопри-

ятной ценовой конъюнктурой на внешнем рынке и возможностями импорто-замещения, требует активизации новых факторов экономического роста, прежде всего — приоритетного развития инновационных процессов, максимальной реализации потенциала производств с высокими технологиями, значительного роста инвестиций в основной капитал, повышения потребительского спроса населения.

Для реализации основных положений реструктуризации экономики города и осуществления программно-целевых методов планирования продолжается процесс создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, что предполагает:

— сокращение требований ведомств в технических условиях, выдаваемых инвесторам в капитальном строительстве, как по объему вложений в инфраструктуру, так и в организации согласований (добиться осуществления принципа «одного окна» согласования);

— координацию городских контрольных служб в проверках, проводимых регулирующими и контрольными органами;

— создание единой информационно-аналитической базы банковской системы города1.

Городская администрация продолжает реструктуризацию кредиторской

1 Банки города хорошо знают городскую инвестиционную программу и ограничения в возможностях выдачи муниципальных гарантий за счет городского бюджета; углубленный анализ финансового состояния предприятий на основе новых стандартов бухгалтерского учета дает возможность банкам перейти от краткосрочного кредитования к кредитованию инвестиционных проектов; в промышленной политике администрация предусматривает преференции банкам, активно использующим свои кредитные ресурсы, а также предприятиям, использующим собственные средства для финансирования инвестиционных процессов.

задолженности предприятий перед местным бюджетом, а в своей промышленной политике усиливает стимулирование роста удельного веса продукции с высокой степенью переработки, воздействие на реструктуризацию убыточных предприятий, обеспечение управляющих воздействий на предприятия с долей государственной собственности.

Для развития механизмов социального партнерства в трудовых отношениях и социальной ответственности предпринимателей перед городским сообществом усилен статус Совета директоров предприятий, так чтобы эта структура стала основным представителем работодателей, а трехстороннее соглашение, регулирующее трудовые отношения на уровне города, стало обязательным для всех работодателей. В этом соглашении особое место занимают меры, направленные на рост среднемесячной заработной платы работников и, соответственно, повышения уровня прожиточного минимума.

Увеличение реальных доходов работников является предпосылкой снижения налогового бремени на предприятия. Сейчас, по данным Центра макроэкономического анализа, расходы на

социальную сферу уже года три как почти вдвое превысили уровень в Советском Союзе.

«Рост доходов домашних хозяйств — снижение бюджетных расходов — снижение налогового бремени» — это и есть главное звено цепи, вытягивающей оборотные средства предпринимателей из дефицитной ниши.

Результатом решения поставленных задач в 2001 г. стал рост физического объема городского производства на 19%, рост инвестиций на 5%, рост средней заработной платы на 28%.

Пополнение муниципального бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов позволило администрации частично финансировать затраты на совершенствование системы обучения и переобучения кадров, сокращения звенно-сти товародвижения без посредников по схеме «производитель — оптовый рынок — розничные предприятия торговли — потребитель».

Однако главной задачей администрации города на перспективу остается поиск резервов бюджетных и внебюджетных источников для реструктуризации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.