Научная статья на тему 'Моногород Юрга Кемеровской области: инвестиционная привлекательность проектов диверсификации экономики'

Моногород Юрга Кемеровской области: инвестиционная привлекательность проектов диверсификации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МОНОГОРОД / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова О.П., Антонова И.С.

В статье предлагается подход к управлению инвестиционной привлекательностью выбранных проектов диверсификации экономики моногорода, обеспечивающий привлечение инвестиций на основе согласования интересов инвестора и представителей городского сообщества. Результаты могут быть использованы муниципальными органами власти моногородов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моногород Юрга Кемеровской области: инвестиционная привлекательность проектов диверсификации экономики»

О.П. ИВАНОВА, И.С АНТОНОВА

В статье предлагается подход к управлению инвестиционной привлекательностью выбранных проектов диверсификации экономики моногорода, обеспечивающий привлечение инвестиций на основе согласования интересов инвестора и представителей городского сообщества. Результаты могут быть использованы муниципальными органами власти моногородов РФ.

Ключевые слова: диверсификация, моногород, инвестиционная привлекательность, проект

Моногород Юрга Кемеровской области: инвестиционная привлекательность проектов диверсификации экономики

О.П. ИВАНОВА, доктор экономических наук, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, Кемерово. E-mail:prof-ivanova@rambler.ru, И.С. АНТОНОВА, Томский политехнический университет. E-mail: e025dis@rambler.ru

Высокая зависимость от состояния и перспектив развития градообразующего предприятия определяет чрезвычайно большие инвестиционные риски вложения средств в проекты диверсификации экономики моногорода. Эти риски усугубляются огромным множеством проблем муниципального управления, развития и функционирования предприятий, напряженностью на рынке труда, а также дефицитом достоверной и оперативной информации.

Программы не работают

В России, по данным на 2008 г., насчитывается порядка 460 моногородов, в них проживает четверть городского населения РФ. На долю градообразующих предприятий моногородов приходится 40% ВВП страны (до 13-15% чистой прибыли таких предприятий направляется на поддержку социально-культурной сферы города и развитие инфраструктуры).

Есть и другие оценки числа моногородов. Так, НПФ «Экспертный институт» предлагает выделять 332 монопрофильных города, а также 467 проблемных поселков городского типа, то есть число населенных пунктов, относимых к монопрофильным, превышает 800 объектов1. Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики в 2009 г. был составлен общий перечень 335 монопрофильных населенных пунктов. Разнобой свидетельствует об отсутствии единых критериев отнесения населенных пунктов к монопрофильным, а также о зависимости этих показателей от цели оценки.

На практике реализуемая программа поддержки моногородов, основанная на разработке Комплексных инвестиционных планов модернизации моногорода и предусматривающая софинансирование из средств федерального, регионального и местного бюджетов, не решает проблему привлечения инвестиций в моногород. Как подчеркнул В.В. Путин на заседании правительства 07.12.2010 г., в 135 моногородах (из 335)

1 Моногорода России. Союз российских моногородов: URL: http:/7 www.monogorod.org (дата обращения: 23.02.2011)

до сих пор не разработаны планы развития2. Более того, разработанные инвестиционные планы ориентированы на получение федеральных средств, прежде всего, на развитие инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, ввод жилых зданий города, а вопрос привлечения инвестиций в проекты диверсификации экономики моногородов остается нерешенным.

Отсутствует и инструментарий разработки направлений диверсификации моногорода, методики оценки инвестиционной привлекательности страны, региона, предприятия для этих целей не подходят, а существующие алгоритмы создания проектов диверсификации предприятия непригодны для практики в связи с расхождением целей диверсификации предприятия и моногорода.

Подход к улучшению инвестиционной привлекательности проектов диверсификации экономики моногорода будет рассмотрен на примере одного из моногородов Кемеровской области - г. Юрга.

Город и его проблемы

Доминирующий сектор экономики города Юрга - обрабатывающая промышленность, основные отрасли - машиностроение и металлообработка, промышленность по производству строительных материалов, пищевая и деревообрабатывающая, доля которых в общем объеме отгруженных товаров всех организаций города превышает 65%. Градообразующее предприятие - ООО «Юргинский машиностроительный завод» - это комплекс заводов с полным циклом, от выплавки стали в мартенах до выпуска готовых машин. В 2009 г. предприятием отгружено продукции на 2325,0 млн руб. - 52% всей отгруженной продукции по городу. Это позволяет отнести данный город к монопрофильному муниципальному образованию. Число занятых на «Юргинском машиностроительном заводе» на конец 2010 г. составило 5582 чел. (10% экономически активного населения города), что удовлетворяет критерию отнесения организаций к градообразующим.

2 Вступительное слово В.В. Путина на заседании Правительства РФ 07.12.2010. URL: http:,/monogorod.org/userfiles/file/Вступительное слово В_В_Путина 2.pdf (дата обращения: 21.03.2010)

Городу Юрга присущи все общие проблемы монопрофильных населенных пунктов, связанные с зависимостью развития от бесперебойной работы градообразующего предприятия. Так, сокращение объемов производства в 2009 г. на «Юргинском машиностроительном заводе» привело к снижению объема производства по городу в целом на треть. Объем производства в августе 2008 г. в ООО «Юргинский машиностроительный завод» упал на 22,4% в сравнении с соответствующим показателем предыдущего года, предприятие было обеспечено заказами всего на 1,5 мес., и с 2009 г. введен режим неполного рабочего времени. Среднесписочная численность работников сократилась на 340 человек, средняя заработная плата снизилась на 20% в сравнении с 2008 г.

При этом резкого роста безработицы удалось избежать: с 2005 г. по 2010 г. уровень безработицы в Юрге не превышал 3,6% от общего числа экономически активного населения, при среднем уровне в России в январе 2011 г. 7,6%, в Кузбассе -8,9%. Для удержания уровня безработицы в 2009-2010 гг. были организованы общественные работы для безработных граждан, зарегистрированных в Центре занятости (234 человека) и для находящихся под риском увольнения, практиковались возмещение работодателю затрат на заработную плату, материальная помощь безработным в размере от 1500 до 2000 руб., система опережающего обучения и др.

Но перечисленные мероприятия лишь смягчают остроту проблемы, а кардинальным решением может быть только диверсификация экономики моногорода. Юргинский городской Совет народных депутатов 26.05.2010 г. принял решение утвердить Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного муниципального образования «Юргинский городской округ», успешно защищенный в Министерстве регионального развития. Однако средств из федерального бюджета для данного плана в Министерстве не обещают.

Комплексный план включает проекты по производству машин и оборудования (ООО «Юргинский машиностроительный завод», ООО «Юрга гидроарматура», ООО «Юргинский механический завод», ООО «Трио», ООО «Артлайф Техно»); по организации металлургического производства и выпуска готовых металлических изделий (ООО «Юргинский

6 ЭКО №6, 2011

машиностроительный завод», ОАО «Кузнецкие ферросплавы», ОСП «Юргинский ферросплавный завод», ООО «Сибирская трейдинговая компания» («СТК»)); по производству прочих неметаллических минеральных продуктов (строительство завода по производству минераловатных плит и предприятия «ДСК XXI век»). Данные проекты предусматривают привлечение средств частных инвесторов. Всего в промышленность города в 2010-2020 гг. необходимо вложить 4362,2 млн руб.

Планом предусмотрена поддержка малого и среднего бизнеса (грантовая помощь, микрокредиты, предоставление в аренду муниципального имущества на льготных условиях, возможность выкупа муниципальной собственности, подлежащей приватизации, финансирование программ краткосрочного обучения (до100 чел.)). На эти цели запланировано 1816,9 млн руб. частных инвестиций, 856,5 млн руб. - из бюджетов всех уровней. Предусмотрены и дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, снижению напряженности на рынке труда (71,2 млн руб. - из бюджета Кемеровской области).

Предполагается также финансирование развития инфраструктуры города, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения. На строительство новых микрорайонов, коммунальной инфраструктуры, реконструкцию жилья предполагается 24544,6 млн руб. из федерального, регионального и местного бюджетов, на развитие энергетики и улучшение среды обитания - 1005,9 млн руб. из регионального и местного бюджетов. Но и эти направления обеспечены инвестициями не полностью. Здесь может быть полезен опыт по привлечению иностранного инвестора: администрацией Томска в 2010 г. заключен договор на аренду Томского водоканала с французской компанией «Веолия Вода Томск», которая вложит в его развитие 150 млн евро, при этом тарифы не вырастут.

Как выбрать направления диверсификации?

Один из ключевых моментов - определение инициаторов проекта по диверсификации экономики моногорода. Таковыми могут выступать собственники предприятий, инвесторы, которые хотят вложить средства в подходящий проект, либо администрация города, желающая привлечь федеральные средства в развитие города. Также инициатором проекта может

стать регион или государство в лице соответствующих органов власти.

Инициатором проекта диверсификации экономики моногорода Юрга стала администрация города, разработавшая долгосрочный план социально-экономического развития муниципального образования «Юргинский городской округ» Кемеровской области на 2007-2010 гг. и Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода3, однако финансирование данного плана пока не определено, инвестициями он не обеспечен, более того, остается открытым вопрос даже при наличии финансирования из бюджетов различных уровней.

На первом этапе предлагается определить цель и задачи диверсификации экономики моногорода (рис. 1).

Рис. 1. Миссия, цель и задачи диверсификации экономики моногорода на примере г. Юрга

3 Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Юргинский городской округ»,/Официальный сайт Администрации города Юрга: URL: http:ZWww.yurga.org/page_179.html (дата обращения: 15.10.2010); Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного муниципального образования «Юргинский городской округ» //Официальный сайт Администрации города Юрга. URL: http:/www.yurga.org/invest-doc.html (дата обращения: 5.11.2010)

На этапе анализа внешней и внутренней среды моногорода определяются его конкурентные преимущества и разрабатываются альтернативные сценарии диверсификации экономики. В основе всех сценариев развития моногорода, представленных в Долгосрочном плане социально-экономического развития Юрги, лежат как традиционные отрасли (машиностроение, строительство, пищевая промышленность), так и новые направления, основанные на развитии образования, науки, культуры и высокотехнологичных отраслей (информационные технологии и наукоемкое машиностроение), а также сферы услуг.

На этапе разработки критериев оценки стратегических альтернатив предлагается выделить два уровня оценки. Для новых проектов принципиальны критерии предварительного отбора (преимущественно качественного характера): соответствие целей инвестиционного проекта приоритетным направлениям диверсификации экономики моногорода, качество подготовки проекта, период осуществления, источники финансирования, ожидаемые экономические и социальные результаты, экологическое влияние проекта; синергетический эффект.

Среди проектов по диверсификации экономики моногорода Юрга заявлены строительство заводов «ДСК-ХХ1 век» по производству минераловатных плит, мусороперерабатываю-щего предприятия. На сайте Администрации города Юрга о данных проектах было указано о поиске инвестора для реализации проекта, поэтому мы выбрали их в качестве объекта анализа.

На этапе подготовки и экономического обоснования инвестиционных проектов проводятся разработка требований к предлагаемым проектам, привлечение разработчиков, определение механизма подготовки, экономического обоснования и представления этих проектов. К сожалению, полная информация о проектах зачастую не представляется, данные не стандартизированы. Так, сведений о показателях эффективности реализации проектов строительства завода по производству минераловатных плит, а также предприятия «Мусоросорти-ровочный комплекс» нет.

Далее следует этап отбора инвестиционных проектов диверсификации экономики моногорода, на котором оценивается

инвестиционная привлекательность проектов для различных групп инвесторов.

Завершающие этапы - реализация программы диверсификации экономики моногорода и разработка предложений по ее корректировке.

Пример оценки проектов

Первый шаг управления инвестиционной привлекательностью проектов диверсификации экономики моногорода - формирование интереса у потенциального инвестора к моногороду как объекту инвестиций. В этих целях до потенциальных инвесторов доводится информация о «накачивании» целевых инвестиций в моногород (успешно зарекомендовавший себя зарубежный опыт), о государственной поддержке (софинансировании) инвестиционных проектов, а также о системе государственных и муниципальных гарантий, развитии финансовой инфраструктуры.

На этапе согласования интересов инвестора и моногорода проводится оценка инвестиционной привлекательности проектов диверсификации экономики. При этом важно учесть требования различных инвесторов, определить степень привлекательности проектов для различных потенциальных инвесторов и возможности ее улучшения, составить «портрет» потенциального инвестора для конкретного проекта.

Рассчитаем интегральный показатель инвестиционной привлекательности проекта диверсификации экономики моногорода.

ИП - ИП + ИП + ИП , .

интегр. проекта отрасли моногорода

Для расчета потребуется балльная оценка показателей инвестиционной привлекательности с учетом весовых коэффициентов значимости, рассматриваемых как совокупность инвестиционного потенциала и риска. Помимо этого предлагается оценить инвестиционную привлекательность страны и региона для учета требований иностранного инвестора.

Мы оценили инвестиционную привлекательность указанных ранее проектов диверсификации экономики моногорода Юрга для двух потенциальных инвесторов: венчурного и стратегического. В соответствии с этим были определены коэффициенты значимости различных факторов методом

экспертной оценки, в которой принимали участие венчурные и стратегические инвесторы. Выбор венчурного инвестора обусловлен, прежде всего, начальной стадией жизненного цикла данных проектов. Более того, венчурный инвестор готов принять на себя высокие риски, ориентирован на проекты с высокой степенью инновационности. Стратегические инвесторы заинтересованы в уже существующих проектах, а это значит, что надо провести анализ финансового состояния предприятия, оценить качество менеджмента, рынок сбыта и др. Но стратегический инвестор может проявить интерес и к новому проекту, причем инновационность не столь важна.

Конкурентные преимущества моногорода

Балльная оценка частного показателя инвестиционной привлекательности моногорода проводится, исходя из тенденций, присущих экономике Юрги.

Анализ производственного потенциала развития моногорода позволил сделать вывод о том, что, за исключением 2009 г., в период с 2006 по 2010 гг. в Юрге отмечается положительная динамика индекса промышленного производства, уровень промышленного производства по итогам 9 месяцев 2010 г. составил 136,9% к соответствующему периоду 2009 г. и вышел на докризисный уровень 2008 г. Размер убытков убыточных предприятий возрос с 14,7% в 2007 г. до 28% в 2010 г., но до уровня 2005 г. (33%) не доходил. Также следует отметить стабильность числа малых предприятий - 246 в 2005 г. и 248 в 2010 г.

Конкурентные преимущества с позиций инфраструктурного потенциала города Юрга таковы: близость к основным транспортным узлам, обеспеченность железнодорожным и водным сообщением, положительная динамика ввода жилых помещений (с 10,8 до 28,5 тыс. м2 в год). По данным Росреестра на 01.01.2010 г., в Юрге 10% земель приходится на земли инженерной и транспортной инфраструктуры, что ниже общероссийского уровня (9,8). По данным Минкомсвязи РФ, к Интернету в 2010 г. подключено 59,7% населения страны, тогда как в Юрге - всего 1,7%. Разовый тираж газет в Юрге составлял в 2009 г. 228,8 экземпляра на 1000 человек, что ниже среднего по России уровня (192 млн экз. в 2006 г. по РФ, при учете численности населения страны).

С позиций потребительского потенциала в 2007-2010 гг. рост номинальной заработной платы составил 30%, однако в 2009 г. ее размер сократился на 5,2% к 2008 г. Структура расходов населения в ситуации экономического спада в 2009 г. изменилась: доля расходов на обязательные платежи

и разнообразные взносы увеличилась с 11,1% в 2008 г. до 12,4% в 2009 г., однако более всего возросла доля прочих расходов на сбережение, недвижимость, вклады в ценные бумаги, валюту - с 7% в 2008 г. до 17,4% в 2009 г. Оборот предприятий розничной торговли сократился в 2009 г. на 22,6% по сравнению с 2008 г. и к концу 2010 г. не вышел на докризисный уровень (7001,2 млн руб.), составив 6486,7 млн руб.

Доля трудовых ресурсов в общей численности населения постоянно меняется: рост с 64,7% в 2005 г. до 70,6% в 2008 г. сменился снижением до 66,2%. Доля занятых с высшим образованием Кемеровской области значительно ниже средней по стране, а занятых с начальным профессиональным образованием высока и представлена в основном шахтерами, составлявшими в 2008 г. около 8% занятого населения. В Юрге функционируют Юргинский технологический институт Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ), филиалы крупнейших вузов Сибири - Кемеровского и Томского государственных университетов, что позволяет осуществлять подготовку кадров различного профиля.

Инновационная деятельность города Юрга развивается на базе ЮТИ ТПУ. Юргинским технологическим институтом (филиалом) ТПУ в 2007 г. совместно с Фондом поддержки промышленности и предпринимательства города Юрги, Технологическим инкубатором Томского политехнического университета создан бизнес-инкубатор «Юрга-Технологии-Инновации». Сотрудниками института выполняются научно-исследовательские работы на международном уровне, в рамках РФФИ, Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (программа «СТАРТ»), государственных заказов, основные результаты которых защищены свыше 160 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Таким образом, инновационный потенциал в плане числа патентов в целом на высоком уровне, однако о развитой инфраструктуре или высокой доле наукоемкого производства говорить не приходится.

Кредитные учреждения города Юрги представлены филиалами региональных банков, основные услуги - обслуживание физических лиц. В связи с чем банковская система Юрги не может считаться достаточно развитой для обслуживания юридических лиц. Более 52% врачей в городе - предпенсионного и пенсионного возраста. Лечебно-профилактические учреждения города нуждаются во врачебных кадрах по 17 специализациям. В 2010 г. были приняты закон Кемеровской области «О зонах экономического благоприятствования» № 87-ОЗ от 08.07.10, а также постановление «О мерах по реализации закона о зонах экономического благоприятствования» №451 от 19.08.10. В Юргин-ском городском округе рекомендовано создание зоны промышленно-производственного типа.

Дефицит бюджета города в 2011 г. вырос до-45,1% и представляется чрезвычайно высоким в сравнении с предыдущей тенденцией профицитнос-ти бюджета (+30,1% в 2005 г. и +23% в 2010 г.). Такой значительный разброс

показателей говорит о финансовом риске в муниципальной сфере. Нарастание размера убытка убыточных предприятий с 7,3 млн руб. в 2007 г. до 33,2 млн руб. в 2010 г. является показателем риска в финансовой сфере моногорода. С 2007 г. по 2010 г. отмечается тенденция к нарастанию кредиторской задолженности с 3987,23 млн руб. до 4785,9 млн руб. за 9 месяцев 2010 г.

Незначительные изменения доли рабочей силы в общем объеме населения, а также отсутствие масштабных забастовок позволяют сделать заключение об отсутствии значительного социального риска и возможности социального «взрыва» в Юрге.

Среди конкурентных преимуществ города - благополучная экологическая обстановка; большие свободные территории для дачников, туристов; незначительная подверженность стихийным бедствиям. Криминогенный риск вызван ростом числа преступлений с 2006 по 2010 гг., более того, число особо тяжких преступлений увеличилось с 28 до 50, вернувшись к уровню 2005 г.

Помимо выбора моногорода для инвестиций инвестор оценивает степень привлекательности отрасли, к которой относится проект. Отобранные проекты принадлежат двум отраслям: производство неметаллических минеральных продуктов, а также сбор и обработка отходов. Анализ основных тенденций в данных отраслях за последние 4 года в целом по России показал, что новые конкурентоспособные предприятия не появились, а износ основных фондов в среднем превысил уровень 20%. Также не увеличилась доля прибыльных предприятий в общем числе организаций по данным отраслям за период с 2006 г. по 2010 г.

Отобранные проекты находятся на разных стадиях жизненного цикла: строительство мусоросортировочного комплекса - на предынвестиционной; проекты по строительству предприятия «ДСК XXI век» и завода по производству ми-нераловатных плит - на инвестиционной стадии, но существуют лишь проектно-сметная документация и технико-экономические обоснования.

Итоги расчета частных и интегрального показателя инвестиционной привлекательности проектов диверсификации экономики моногорода представлены на рис. 2, что дает возможность сделать следующие выводы.

1. Наличие отрицательной инвестиционной привлекательности моногорода Юрга с позиций стратегического инвестора (-0,06) и положительной, но очень низкой - для венчурного инвестора (0,04).

0,5

(б) 0,4

0,3 0,2 0,1 0 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,5

1 - «ДСК XXI век»;

2 — Заводминераловатных

плит;

3 — Мусоросортировоч-

ный комплекс

Рис. 2. Частные и интегральный показатели инвестиционной привлекательности проектов диверсификации экономики моногорода для венчурного (а) и стратегического (б) инвесторов

2. Наличие отрицательной инвестиционной привлекательности всех рассмотренных отраслей, связанной с последствиями финансового кризиса 2008 г.

3. Сравнительно выше инвестиционная привлекательность проекта по строительству завода «ДСК XXI век» и для венчурного, и стратегического инвесторов. Причем интегральный показатель более высок для венчурного инвестора в сравнении со стратегическим для всех исследованных проектов, что позволяет сформировать ориентацию на венчурного инвестора.

В качестве приоритетного направления диверсификации экономики моногорода Юрга предлагается выделить разработку и реализацию инновационных инвестиционных проектов. Начало положено - речь идет о бизнес-инкубаторе, находящемся на начальной стадии формирования.

2

3

В целях улучшения инвестиционной привлекательности моногорода Юрга Кемеровской области предложено дополнить инвестиционный паспорт следующими данными:

1) цель и задачи диверсификации экономики моногорода;

2) приоритетные направления развития экономики моногорода; 3) требования, предъявляемые к проектам по диверсификации экономики моногорода; 4) описание проектов, отобранных для реализации направлений диверсификации экономики моногорода.

Кроме того, необходимы углубленное исследование требований инвестора и условий предоставления инвестиций, мероприятия по доведению информации о существующих инвестиционных проектах, включающие развитие официального сайта города (данный сайт не находят поисковые программы напрямую); проведение «круглых столов», конференций; продвижение города и разработанных проектов в СМИ и печатных изданиях; поиск новых идей и приближение наиболее привлекательных для городского сообщества проектов к требованиям потенциальных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.