Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ФИНАНСОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (МСП) / ФИНАНСОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАРАНТИЙНАЯ СИСТЕМА (НГС) / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES (SME) / FINANCIAL AND INFORMATION SUPPORT / BANKING SYSTEM / TAX SYSTEM / NATIONAL GUARANTEE SYSTEM (NGS)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райская Ольга Петровна

Настоящее исследование направлено на изучение государственных программ в сфере нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, выявление конкретных финансовых и информационных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в России. Цель. Проанализировать государственные программы регулирования предпринимательской деятельности, определить финансовые и информационные инструменты поддержки МСП. Задачи. Изучить программы государственной поддержки МСП и предложить конкретные финансовые инструменты для успешного развития и поддержания финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса. Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных ученых в области предпринимательской деятельности. Автором использованы общие методы научного познания - наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование. Результаты. В статье проведен мониторинг государственных программ поддержки МСП, изменений законодательства в сфере МСП, проанализированы и систематизированы данные бухгалтерской отчетности МСП. Большой практический опыт в сфере банковского кредитования предпринимателей позволил автору выявить проблемы МСП, препятствующие развитию этого сегмента в РФ. Выводы. На основе собственных наблюдений автор делает вывод о влиянии уровня финансовой и информационной грамотности и квалификации сотрудников МСП, уровня информационной поддержки со стороны финансовых учреждений и РГО для обеспечения стабильности показателей финансовой устойчивости предприятий, для повышения доступности банковских продуктов для МСП. Упрощение процедур ведения предпринимательской деятельности и повышение доступности финансовых ресурсов являются целевым ориентиром государственных программ поддержки МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial and Informational Support for Small and Medium Enterprises in Russia

The presented study examines government programs in the field of regulation of entrepreneurship and identifies specific financial and informational tools for supporting small and medium enterprises in Russia. Aim. The study aims to analyze government programs for the regulation of entrepreneurship and to identify financial and informational tools for supporting SMEs. Tasks. The author examines government support programs for SMEs and proposes specific financial tools for ensuring the successful development and maintaining the financial stability of small and medium enterprises. Methods. The theoretical and methodological basis of this study comprises works of Russian and foreign scientists in the field of entrepreneurship. The author uses general scientific methods of cognition: observation, comparison, measurement, experiment, modeling. Results. The study monitors government support programs for SMEs and changes in the legislation concerning SMEs, analyzes and systematizes the reported financials of SMEs. Vast practical experience in bank lending to entrepreneurs allows the author to identify the problems of SMEs that hinder the development of this segment in the Russian Federation. Conclusions. Based on his own observations, the author concludes that the level of financial and information literacy and qualification of SME employees and the level of information support from government institutions and RGI affects the stability of financial sustainability indicators and accessibility of banking products for SMEs. Simplified procedures for entrepreneurship and increased availability of financial resources are the major goals of government support programs for SMEs.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

Финансовая и информационная поддержка малого и среднего предпринимательства в России

Financial and informational support for small and Medium Enterprises in Russia

УДК 338.246

Райская Ольга Петровна

^искатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 Ol'ga P. Rayskaya

St. Petersburg State University of Economics

Sadovaya St. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Настоящее исследование направлено на изучение государственных программ в сфере нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, выявление конкретных финансовых и информационных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в России.

Цель. Проанализировать государственные программы регулирования предпринимательской деятельности, определить финансовые и информационные инструменты поддержки МСП.

Задачи. Изучить программы государственной поддержки МСП и предложить конкретные финансовые инструменты для успешного развития и поддержания финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса.

Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных ученых в области предпринимательской деятельности. Автором использованы общие методы научного познания — наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование. Результаты. В статье проведен мониторинг государственных программ поддержки МСП, изменений законодательства в сфере МСП, проанализированы и систематизированы данные бухгалтерской отчетности МСП. Большой практический опыт в сфере банковского кредитования предпринимателей позволил автору выявить проблемы МСП, препятствующие развитию этого сегмента в РФ. Выводы. На основе собственных наблюдений автор делает вывод о влиянии уровня финансовой и информационной грамотности и квалификации сотрудников МСП, уровня информационной поддержки со стороны финансовых учреждений и РГО для обеспечения стабильности показателей финансовой устойчивости предприятий, для повышения доступности банковских продуктов для МСП. Упрощение процедур ведения предпринимательской деятельности и повышение доступ-

m О

II

с 0. s с о с о; s

с m О ci ш с; о

0 s ш !û

1

J>

с

ности финансовых ресурсов являются целевым ориентиром государственных программ поддержки МСП.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство (МСП); финансовая и информационная поддержка; банковская система; налоговая система; Национальная гарантийная система (НГС).

Для цитирования: Райская О. П. Финансовая и информационная поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и управление. 2019. № 1 (159). С. 101-107.

The presented study examines government programs in the field of regulation of entrepre-neurship and identifies specific financial and informational tools for supporting small and medium enterprises in Russia. Aim. The study aims to analyze government programs for the regulation of entrepreneur-ship and to identify financial and informational tools for supporting SMEs. Tasks. The author examines government support programs for SMEs and proposes specific financial tools for ensuring the successful development and maintaining the financial stability of small and medium enterprises. Methods. The theoretical and methodological basis of this study comprises works of Russian and foreign scientists in the field of entrepre-neurship. The author uses general scientific methods of cognition: observation, comparison, measurement, experiment, modeling. Results. The study monitors government support programs for SMEs and changes in the legislation concerning SMEs, analyzes and systematizes the reported financials of SMEs. Vast practical experience in bank lending to entrepreneurs allows the author to identify the problems of SMEs that hinder the development of this segment in the Russian Federation. Conclusions. Based on his own observations, the author concludes that the level of financial

g and information literacy and qualification of

SME employees and the level of information

< support from government institutions and RGI ¡| affects the stability of financial sustainability

indicators and accessibility of banking products к for SMEs. Simplified procedures for entrepre-

i neurship and increased availability of financial

5 resources are the major goals of government

support programs for SMEs. ^ Keywords: small and medium-sized enterpris-

^ es (SME); financial and information support;

x banking system; tax system; National Guaran-

з tee System (NGS).

in

< Citation: Rayskaya O. P. Finansovaya i infor-matsionnaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii [Financial and Informational Support for Small and Medium Enterprises in Russia]. Ekonomika i Uprav-leniye, 2019, no. 1 (159), pp. 101-107.

Определяющую роль в развитии предприятий сегмента малого и среднего бизнеса играют политика государства в области нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налоговой политики, деловая активность предпринимателей, активное содействие развитию предпринимательства со стороны региональных властей.

Согласно ст. 16 ФЗ № 209-ФЗ от 24 марта 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» «поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя:

• финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку;

• поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

• поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;

• поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

• поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность» [1]. Министерство экономического развития РФ

с 2014 г. реализует государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» [2]. Подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» Программы определяет целевые индикаторы и показатели подпрограммы:

• количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая ИП) в расчете на 1000 человек населения РФ, единиц;

• количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП)

в секторе малого и среднего предпринимательства ежегодно, тыс. единиц;

• объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства с использованием гарантий и поручительств в рамках Национальной гарантийной системы (НГС), в том числе кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства, млрд руб.

Подпрограммой запланированы следующие макроэкономические показатели:

• рост количества субъектов МСП к 2020 г. более чем на 25% до 7 млн субъектов;

• расширение направлений поддержки и спектр программ и проектов в области развития МСП;

• продолжение совершенствования нормативного и правового регулирования сферы МСП;

• более активное участие регионов и муниципалитетов в создании благоприятных условий для развития бизнеса.

Такое внимание к сегменту малого и среднего предпринимательства со стороны государства и закрепление на уровне государственного бюджета РФ статей расходов на цели развития свидетельствуют о важности и актуальности развития этого сегмента бизнеса для экономики.

По данным исследования Всемирного банка, ключевые показатели отраслевого ведения малого и среднего бизнеса Российской Федерации в 2017 г. были следующими (выборка проведена на базе оценки условий ведения бизнеса в 189 странах — участницах рейтинга по восьми базовым показателям [3]):

• простота регистрации бизнеса — 26-е место в мире;

• простота регистрации права собственности — 9-е место в мире;

• обеспечение исполнения контрактов — 12-е место в мире;

• возможности кредитования — 44-е место в мире;

• по уровню защиты инвесторов — 53-е место в мире;

• по уровню налогообложения — 45-е место в мире;

• по уровню ведения международной торговли — 140-е место в мире;

• по показателю ликвидации предприятий — 51-е место в мире;

• возможности подключения к системе электроснабжения — 30-е место в мире;

• по показателю получения разрешения на строительство — 115-е место.

По данным исследования российского Центра Института общественных наук РАНХиГС, в теневую экономику вовлечены 44,8% граждан РФ. 13,6% российских граждан трудятся

Доля россиян, вовлеченных в теневую экономику, % от общего числа рабочей силы ^

<

---- ^

45,1 44,5 40,3 44,8 о

Источник: [4]. ^

<

Таблица 2 §

Количество субъектов МСП по состоянию на 10 сентября 2018 г. ш

Количество Всего Юридических лиц ИП

Предприятий 5 921 287 2 648 630 3 272 657

Занятых сотрудников 16 000 072 3 525 663 2 474 409

В том числе в Северо-Западном ФО (%) 11,6%

предприятий 686 369 366 308 320 061

занятых сотрудников 1 972 915 1 758 554 214 361

Вновь созданных предприятий 97 533 36 082 62 451

Имеющие в предшествующем календарном году договоры, заключенные в соответствии с федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 39

Имеющие в предшествующем календарном году контракты, заключенные в соответствии с федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 66

2006 год 2013 год 2016 год 2017 год

45,1 44,5 40,3 44,8

[4].

Источник: [5].

на своей основной работе неофициально (в том числе граждане, получающие часть заработной платы в конвертах).

Таким образом, задачи Государственной программы по обеспечению финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства по-прежнему сохраняют свою актуальность.

Необходимо совершенствовать систему контроля над качеством предоставления финансовой поддержки предпринимателям, на постоянной основе вести оценку доступности мер финансовой поддержки. Вторым важным по значимости фактором развития предпринимательства является оценка и отслеживание изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предприятий на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации.

Эти выводы подтверждаются данными статистики из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) [5].

Исходя из данных табл. 2, можно отметить тенденцию к росту зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (высвобождение рабочей силы из числа уволенных и/или сокращенных сотрудников средних и крупных предприятий) и невысокие темпы прироста вновь создаваемых предприятий по Северо-Западному ФО + 14,2%, что может свидетельствовать о

процессах стагнации в экономике, следствием которых является укрупнение бизнеса.

В целом по РФ прирост предприятий за год (с 10 сентября 2017 г.) составил 3,96% (по данным сайта). Количество субъектов МСП близко к ориентирам государственной программы (7 млн субъектов).

Увеличение количества малых и средних предприятий является одной из важнейших целей государственной политики, закрепленной положениями ФЗ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Среди других важных целей и задач — обеспечение занятости и самозанятости населения, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров в объеме валового внутреннего продукта, увеличение доли уплаченных налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Согласно федеральному закону РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются ответственность органов государственной власти всех уровней за обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства

§ к получению поддержки в соответствии с ус-I ловиями ее предоставления, установленными | государственными программами Российской ^ Федерации и программами субъектов всех ^ уровней власти [1].

^ Инструментом реализации принципов го-5 сударственной политики является АО «Фе-§: деральная корпорация по развитию малого и ^ среднего предпринимательства» (Корпорация ^ МСП). Она была создана в целях координату ции оказания субъектам предпринимательства Е^ поддержки указом Президента РФ от 5 июня < 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему разви-1 тию малого и среднего предпринимательства» без ограничения срока.

При поддержке Корпорации МСП создан он-лайн-портал для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес. Бизнес-навигатор разработан Корпорацией в рамках информационно-маркетинговой поддержки субъектов МСП. Для регистрации на портале необходимо присутствие ИП или юридического лица в Едином реестре субъектов МСП ФНС России.

Корпорация МСП ведет независимый Реестр малых и средних предприятий, которым была оказана поддержка [6]:

• финансовая поддержка в виде предоставления независимых гарантий и поручительств Корпорации МСП, обеспечивающих кредитные и иные обязательства малых и средних предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поддержка в сфере образования в виде проведения обучающих мероприятий (семинаров) по вопросам участия субъектов МСП в закупках в соответствии с ФЗ от 11.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

С 2015 г. Корпорация оказала кредитную поддержку с гарантией на сумму 225 млрд руб., объем гарантийной поддержки составил 182 млрд руб. Предоставление кредитов происходит с помощью банков-партнеров и уполномоченных банков (по состоянию на 31 марта 2018 г. — 62 банка).

Следует отметить тенденцию к расширению сотрудничества Корпорации и РГО (региональные гарантийные организации) с банками. Так, по состоянию на 1 октября 2014 г. Агентство кредитных гарантий (предшественник Корпорации МСП) сотрудничало с 15 федеральными банками, РГО — с 43 федеральными банками и 248 региональными банками.

На базе Корпорации МСП, которая является центром компетенций, создана многоканальная система гарантийных продуктов Национальной гарантийной системы.

К основным задачам НГС можно отнести:

• увеличение объемов предоставления поручительств и банковских гарантий по кредитным обязательствам МСП;

• повышение эффективности расходов бюджетов, направляемых на финансирование деятельности гарантийных организаций;

• повышение эффективности процессов управления региональными гарантийными организациями.

Из данных, приведенных в табл. 3, видно, что объем финансовой поддержки малым и средним предприятиям составил в 2018 г. чуть более 130 млрд руб. Это около 20 млн руб. на одно предприятие, что является существенным пополнением оборотного капитала.

По данным, опубликованным на портале Корпорации МСП в 2016 г., доля кредитов, выданных в г. Санкт-Петербург с привлечением гарантий и поручительств АО «Корпорация МСП» и гарантий АО «МСП Банк» в общем объеме кредитов, выданных с привлечением гарантий и поручительств АО «Корпорация МСП» и гарантий АО «МСП Банк», составила 3,8%.

Объем кредитов с гарантиями и поручительствами АО «Корпорация МСП» и АО «МСП Банк» всего в 2016 г. составил 97,5 млрд руб.

Крупнейшими регионами (кроме городов федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) по предоставлению гарантий и кредитов стали Республика Татарстан, Московская область, Новосибирская область, Воронежская область, Камчатский край, Липецкая область, Калужская область [7].

На деятельность малых и средних предприятий в РФ влияют такие факторы, как:

• уровень финансовой грамотности собственников и финансовых специалистов;

• наличие схем оптимизации в деятельности предприятия;

• уровень квалификации сотрудников производственного и финансового блоков предприятия.

Эти же показатели оцениваются кредитными учреждениями при проведении финансово-экономического анализа предприятий и оценки их финансовой устойчивости.

Отметим, что банковский кредит является в РФ важным источником пополнения оборотных средств для компаний. Доступность кредитных продуктов зависит от финансово-экономического состояния предприятия, собственных источников средств, наличия обеспечения кредита, кредитной истории и опыта выполнения контрактов или работ.

Повышение финансовой грамотности предприятий сегмента МСП является важным направлением взаимодействия для РГО и кредитных учреждений. Информированность предприятий о возможностях использования финансового инструмента и об особенностях того или иного кредитного продукта позволяет спланировать показатели деятельности (финансовый план), составить предварительный

Целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектов МСП и объектам инфраструктуры поддержки субъектов МСП

ПРОДУКТЫ

Лимит гарантийной поддержки

Плановый

объем на 2018 г.

Каналы продаж

Организации-источники поступления заявок

КОРПОРАЦИЯ

Предоставление гарантий для крупных и средних проектов, предоставление поручительств в рамках программ стимулирования кредитования субъектов МСП

От 100 млн руб.

87,4 млрд руб.

Банковские каналы, небанковские каналы прямые каналы

Банки-партнеры, отраслевые ассоциации/общественные организации, центры поддержки предпринимательства,

федеральные и региональные органы исполнительной власти,

МСП Банк и РГО

МСП Банк

84 РГО

Предоставление гарантий в рамках «поточных» технологий

25-100 млн руб.

15,6 млрд руб.

Банковские

каналы,

небанковские

Предоставление поручительств в рамках «поточных» технологий

До 25 млн руб.

30,9 млрд. руб.

Банковские

каналы,

небанковские

Банки-партнеры, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, центры поддержки предпринимательства,

федеральные и региональные органы исполнительной власти,

МСП Банк и РГО

ИТОГО НГС

133,9 млрд руб.

Источник: [6]

реестр контрактов на финансовый год, определить источники финансовых ресурсах для его реализации. Наличие такой информации дает возможность начать вести переговоры с банком о возможных лимитах кредитования, включая лимиты банковских гарантий (в случае потребности в таких кредитных инструментах).

На практике многие предприятия не представляют своих реальных кредитных рейтингов, потенциала для получения кредитных продуктов. Для предприятий сегмента МСП многие коммерческие банки предлагают «легкую» (стандартную) линейку кредитных продуктов. К тому же не требуется предоставление бизнес-плана и прогноза движения денежных средств. Банки понимают, что составление этих документов требует наличие в компаниях финансовых директоров. Зачастую такие специалисты отсутствуют в штате предприятий малого и среднего бизнеса.

Преимущества планирования в получении кредитных лимитов заключаются в том, что компании могут участвовать в тендерах и конкурсах, не опасаясь упустить высокомаржинальный контракт или значимый отраслевой контракт, который позволит в дальнейшем закрепиться на рынке товаров и услуг. Если

контракт предусматривает авансирование выполнения работ, то у клиента уже будет согласован лимит банковских гарантий, которые, как правило, используются как инструмент снижения риска заказчика (бенефициара) работ. Если контракт не предусматривает авансирования, а требуются исполнения работ с последующей оплатой, то в данной ситуации не обойтись без кредитного лимита.

Итак, подводя итог, отметим, что финансовая грамотность применительно к кредитным отношениям субъектов МСП означает умение прогнозировать масштабы своего бизнеса в кратко- и среднесрочной перспективе с целью получить возможность своевременно воспользоваться банковскими продуктами (кредиты, банковские гарантии).

Взаимодействие предприятий сегмента МСП с РГО происходит на этапе согласования такого вида обеспечения по кредиту (гарантии) как поручительство. Обеспечение — это имущественный залог (ТМЦ, движимое имущество, недвижимость). Каждой отрасли деятельности присуща своя структуру баланса, отражающая, как мы знаем, активы предприятия и источники их формирования. Так, производственные предприятия не могут функционировать без

Условная линейка кредитных продуктов для предприятий сегмента МСБ в коммерческом банке

Условия/кредитный продукт Цель кредита/ гарантии Сумма, руб. Срок, мес. Процентная ставка, % годовых Обеспечение

Кредит/кредитная линия Пополнение оборотных средств До 100 000 До 24 Около 13,0 Залог имущества компании, поручительства собственников

Банковская гарантия • Возврат аванса по контракту, • исполнение обязательств по контракту До 100 000 До 36 От 3,5 Поручительство собственников компании, залог векселя банка в размере до 50% от суммы БГ

Банковская гарантия (в рамках 44-ФЗ, 223-Ф3) • На участие в тендере, • исполнения обязательств по контракту До 100 000 От 6 до 36 От 2,5 До 6 мес. без обепечения, от 6 мес. - под залог имущества компании, возможно частично обеспеченная БГ в зависимости от класса компании

Овердрфт (кредитования расчетного счета) Для закрытия кассовых разрывов До 100 000 6-12, срок транша — до 30 календарных дней 14,0 Без обеспечения, под поручительство собственников бизнеса

Инвестиционный кредит • Приобретение оборудования • покупка транспорта, • развитие уже действующего бизнеса До 300 000 До 60 От 10,5 Залог имущества компании, залог личного имущества собственника бизнеса, поручительства собственников

Продукт «Доходная недвижимость» Покупка недвижимости (выкуп арендуемого объекта недвижимости) До 100 000 До 60 13,0 Залог выкупаемой недвижимости, поручительство собственника бизнеса

Составлено: автором.

основных средств (движимое имущество, здания). В то же время торговым предприятиям совсем не обязательно приобретать оборудование, производственные и складские помещения для ведения хозяйственной деятельности.

Противоречия в потребностях компании состоят и в том, что является необходимым условием для получения заемных средств. Они начинают проявляться в момент оценки кредитным учреждением соответствия структуры сделки требованиям кредитной политики банка. Банк всегда требуют наличие обеспечения по кредиту. Как видно из табл. 4, исключение составляет кредитный продукт «овердрафт».

Какие возможны варианты решений? Во-первых, банки охотно рассматривают залог, который предоставлен третьим лицом (по отношению к сделке). Только компания обязательно должна раскрыть банку специфику взаимоотношений с залогодателем (если это стороннее лицо). В качестве предмета залога рассматриваются недвижимость (квартиры, загородные дома, коммерческие и офисные помещения), движимое имущество в виде за-

лога автотранспорта (легковые автомобили, грузовые автомобили, спецтехника). Банки могут рассмотреть и залог товаров в обороте (в случае высокой степени их ликвидности, по мнению специалистов залоговой службы).

Еще одним инструментом повышения качества обеспеченности кредитного продукта является наличие в структуре обеспечения поручительства РГО. В г. Санкт-Петербург это НО «Фонд содействия кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса». Фонд, как мы уже рассмотрели ранее, представляет собой государственную структуру и является частью Национальной гарантийной системы. Поручительство Фонда дает возможность повысить привлекательность кредитной сделки для кредитного учреждения конкретного предприятия, так как поручительство Фонда является высоколиквидным инструментом обеспечения.

Фонд проводит самостоятельную проверку субъекта МСП на предмет рисков и в случае их выявления может отказать в предоставлении поручительства, даже при наличии положительного решения банка о кредитовании.

В таком случае сумма кредита будет снижена до размера, который обеспечен залогом предприятия. В случаях, когда в качестве залога предлагается рассмотреть только товары в обороте и Фонд отказывает в согласовании поручительства, банк, как правило, тоже отказывает в предоставлении финансирования клиенту. Залог товаров в обороте считается низколиквидным залогом и на фоне отказа Фонда не рекомендован к рассмотрению.

Необходимо отметить, что размер поручительства Фонда зависит от отрасли и от характера деятельности предприятий. Так, размер поручительства для научно-технических, производственных, инновационных предприятий, предприятий сферы услуг и организаций инфраструктуры размер поручительства достигает 50 % от суммы кредитного обязательства.

За пользование поручительством Фонда взимается комиссионное вознаграждение, которое составляет до 1% годовых и оплачивается единовременно.

Кроме поручительств Фонд развивает программу поддержки субъектов микробизнеса в части кредитования без участия банков. Это займы до 3 млн руб. сроком до 5 лет под обеспечение (ТМЦ, недвижимость, движимое имущество). Как правило, владельцы бизнесов оформляют в залог личное имущество (квартира, автомобиль), что стимулирует микропредприятие к скорейшей выплате займа.

Нередки в российской бизнес-среде и ситуации, когда предприятия используют частные займы под достаточно высокие проценты. Предприниматели, получая такие займы, не всегда взвешивают возможности предприятий с точки зрения их рентабельности. В предоставленных документах в банк или фонд зачастую отсутствует информация о таких источниках средств, поэтому до сегодняшнего момента единственным инструментов, гарантирующим кредиторам возврат средств, является ликвидный залог. С точки зрения автора, это стоп-фактор в развитии российской экономики, так как многие предприниматели считают, что любой ценой необходимо приобрести движимое и/или недвижимое имущество, чтобы под залог всегда была возможность получить кредит. С другой стороны, есть предприятия, собственники которых трансформируют прибыль своего бизнеса в недвижимость, в которой живут сами или сдают в аренду. Банки позитивно относятся к такой форме капитализации предприятия.

В заключение отметим, что повышение доступности финансирования и мер поддержки для субъектов МСП, упрощение процедур ведения предпринимательской деятельности по-прежнему являются актуальными задачами российской экономики и целевыми ориентирами государственных программ поддержки МСП.

Литература g

I—

1. О развитии малого и среднего предприниматель- ^ ства в Российской Федерации: Федеральный закон ^ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (последняя редакция). g [Электронный ресурс]. URL: http://www.consul- < tant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата об- х ращения: 27.11.2018). <

2. Об утверждении государственной программы о Российской Федерации «Экономическое развитие 5 и инновационная экономика» (с изменениями и о дополнениями): Постановление Правительства РФ ^ от 15 апреля 2014 г. № 316. [Электронный ресурс]. ш URL: http://base.garant.ru/70644224 / (дата об- i ращения: 27.11.2018). >

3. Исследование Всемирного банка: ведение бизнеса в 2017 году. [Электронный ресурс]. URL: https:// gtmarket.ru/news/2016/10/26/7312 (дата обращения: 02.12.2018).

4. Официальный сайт Центра социально-политического мониторинга. URL: http://ion.ranepa.ru/ scientific-centers/979/tsentr-sotsialno-politichesk-ogo-monitoringa/ (дата обращения: 02.12.2018).

5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федерального налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog. ru/statistics.html (дата обращения: 02.12.2018).

6. Реестр субъектов МСП — получателей поддержки // Официальный сайт Корпорации МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/reg_page.php/ (дата обращения: 27.11.2018).

7. Показатели объема кредитования субъектов МСП // Официальный сайт Корпорации МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/organam-vlasti-subektov-rf/pokazateli-kreditovania/ (дата обращения: 02.12.2018).

References

1. On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation. Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ (latest revision). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/. Accessed 27.11.2018. (in Russ.).

2. On approval of the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy" (with amendments). Resolution of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 No. 316. Available at: http://base.garant. ru/70644224/. Accessed 27.11.2018. (in Russ.).

3. World Bank study: Doing business in 2017. Available at: https://gtmarket.ru/news/2016/10/26/7312. Accessed 02.12.2018. (in Russ.).

4. Official website of the Center for Social and Political Monitoring. Available at: http://ion. ranepa.ru/scientific-centers/979/tsentr-sotsialno-politicheskogo-monitoringa/. Accessed 02.12.2018. (in Russ.).

5. Unified Register of small and medium-sized businesses. Federal Tax Service. Available at: https://ofd. nalog.ru/statistics.html. Accessed 02.12.2018. (in Russ.).

6. Register of SMEs — Support recipients. Official website of SME Corporation. Available at: https://corpmsp. ru/reg_page.php/. Accessed 27.11.2018. (in Russ.).

7. Indicators of lending to SMEs. Official website of SME Corporation. Available at: https://corpmsp.ru/ organam-vlasti-subektov-rf/pokazateli-kreditovania/. Accessed 02.12.2018. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.