102
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ1
© Шулаева О.В.* *
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва
В работе проведен анализ данных о финансировании субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионах России и мероприятий государственной финансовой поддержки сектора МСП.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, регионы России, государственные гарантии, кредитование.
Доступность финансирования является одним из главных условий создания и развития малых и средних предприятий. Самым популярным инструментом финансирования в странах ОЭСР является банковское кредитование, его используют 57 % представителей сектора МСП европейских стран, следующим по степени распространения являются овердрафт и кредитная линия (53 %), далее следует лизинг (47 %) [19, с. 32].
Мировой экономический кризис усугубил проблемы, связанные с финансированием деятельности МСП, во многих странах ужесточились условия банковского кредитования, ухудшились показатели выручки и прибыли предприятий. Россия не является исключением - последние два года - 2014 и 2015 характеризуются ухудшением как финансовых показателей сектора МСП, так и возможностей получения финансирования. В 2010 и 2011 гг. темпы прироста объемов выданных МСП кредитов составляли около 30 % к аналогичному периоду предыдущего года, в 2012 и 2013 гг. они замедлились, а в конце 2014 г. достигли отрицательного значения [12-17] (рис. 1). Наибольшая отрицательная динамика отмечена в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, положительное значение темпов прироста объема выданных кредитов в 2014 г. сохранилось только в Северо-Западном округе.
В течение 2014 г. доступность кредитных ресурсов снижалась для всех категорий заемщиков, в последнем квартале этого года снижение составило около 35 п.п. [3]. В конце 2014 - начале 2015 г. было зафиксировано сокращение максимальных сроков кредитования, в том числе и для МСБ [4, с. 7]. Ухудшение финансового состояния компаний отразилось на снижении спроса на банковские кредиты со стороны МСБ. Также увеличился объем про-
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00563.
* Начальник отделения деканата Факультета электронного обучения.
Совершенствование финансово-кредитных отношений
103
локированных кредитов компаниям МСБ по сравнению с I кварталом 2014 г. (на 9 %) [Там же, с. 9].
Рис. 1. Темпы прироста объема выданных кредитов МСП в России в 2010-2014 гг. по федеральным округам, %
Примечание: данные по кредитам, выданным в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, на дату - 01 декабря рассматриваемого года.
Источник: расчеты автора на основе данных [11-16].
Согласно данным Отчета «Индекс Опоры RSBI» по итогам II квартала 2015 года [5] индекс RSBI (Russia Small Business Index) хотя и вырос на 3,2 пункта, но по-прежнему остался ниже 50 п., означая спад деловой активности в секторе МСП. Значение компоненты индекса RSBI «Доступность финансирования» во II кв. 2015 г. демонстрировало слабое улучшение ситуации с кредитованием сектора МСП - на 1,4 п. после снижения на протяжении предыдущих четырех кварталов [Там же].
104
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Кроме того, с начала 2015 г. отмечается рост просроченной задолженности по кредитам, выданным МСП. В целом по стране в 2015 г. (по данным на 01.09.2015 г.) по сравнению с этим же периодом предшествующего года объем предоставления кредитов МСП уменьшился на 32,5 % (рис. 2). Наибольшее сокращение объема кредитования МСП отмечено в Уральском и Северо-Западном федеральных округах - на 45,0 и 40,8 % соответственно. Просроченная задолженность в целом по стране выросла на 54,5 %, в Центральном федеральном округе она практически удвоилась (темп прироста составил 97,7 %), наименьшее значение прироста просроченной задолженности (6,9 %) зафиксировано в Южном федеральном округе.
Федеральные
округа
Дальневосточный
Сибирский
Уральский
Приволжский
Северо-Кавказский
Южный
Северо-Западный Центральный Российская Федерация
-60,0 -40,0 -20,0 0,0 20,0 40,0 60,0 80,0 100,0
Темп прироста, %
Рис. 2. Темпы прироста объема предоставленных МСП кредитов и просроченной задолженности на 01.09.2015 г.
(по отношению к 01.09.2014 г.) по России и федеральным округам, %
Примечание: данные по кредитам, выданным в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах.
Источник: расчеты автора на основе данных [11-12].
Для многих стран мира, включая Российскую Федерацию, в настоящее время становится актуальным использование как традиционных, так и поиск новых инструментов финансирования МСП. Наиболее распространенным инструментом во многих странах ОЭСР является предоставление государственных гарантий для обеспечения кредитования МСБ [18, с. 59]. Наряду с этим применяются такие меры, как упрощение процедур получения поддержки, экспресс-гарантии, а также - прямое кредитование, микрокредитование, экспортные гарантии, поддержка рисковых инвестиций, в том
Совершенствование финансово-кредитных отношений
105
числе в форме софинансирования, налоговые льготы для инвесторов и для участников краудфандинга, мезонинное финансирование [Там же, с. 61].
Основными направлениями государственной поддержки МСП в России являются: субсидии регионам на поддержку МСП, направляемые на выдачу грантов начинающим предпринимателям, поддержку инновационной и специальной инфраструктуры (центры кластерного развития, региональные центры инжиниринга, бизнес-инкубаторы, промышленные парки и т.п.); субсидирование модернизации производств, лизинга оборудования, прикладных научных исследований и разработок, поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве и т.д. [7]. Предоставление государственных гарантий для обеспечения кредитования МСП является перспективным инструментом государственной поддержки.
В 2014 г. объем средств государственной поддержки МСП увеличился на 59 % и составил 83,36 млрд. руб. [1, с. 79]. Увеличение объема выделенных средств (рис. 3) было направлено на обеспечение гарантий МСП и контргарантий региональным гарантийным организациям через АО «Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий"», созданное в 2014 г.
100%
80%
60%
40%
20%
0%
2013 г. 2014 г.
■ Гарантии МСП и контргарантии региональным гарантийным организациям
□ Субсидии на государственную поддержку МСП
■ Прикладные научные исследования и разработки
■ Поддержка малых форм хозяйствования - субсидирование процентной ставки; поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм; оформление земельных участков в собственность крестьянско-фермерских хозяйств
Рис. 3. Распределение средств государственной поддержки МСП в России по направлениям в 2013 и 2014 гг., %
Источник: на основе данных [1, с. 79].
В 2015 г. Агентство кредитных гарантий было реорганизовано в Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства
106
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
(АО «Корпорация МСП»), осуществляющую функции института развития малого и среднего предпринимательства в России, основной задачей которой является системная координация и оказание поддержки малому и среднему предпринимательству страны.
«Корпорацией МСП» во II квартале 2015 г. [5, с. 9] был отмечен значительный рост по сравнению с I кварталом 2015 г. количества поданных и одобренных заявок от субъектов МСП на кредиты в рамках программы государственной гарантийной поддержки. Согласно данным исследования Банка России [Там же] 37 % банков прогнозировали во втором полугодии 2015 г. повышение спроса МСБ на кредиты на фоне ожидаемого смягчения условий банковского кредитования. Согласно данным официального сайта АО «Корпорация МСП» на 18.12.15 г. предоставлено 3413 гарантий, общая сумма предоставленных гарантий - 18 536 млн. руб., общая сумма выданных кредитов с гарантией - 40 241 млн. руб. [9].
Также «Корпорация МСП» является единым центром координации национальной гарантийной системы (НГС), включающей Региональные гарантийные организации (фонды) (РГО). В исследовании деятельности Региональных гарантийных организаций в 2014 году, проведенном Рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») отмечается, что объем выдачи поручительств региональными организациями сократился в 2014 г. по сравнению с прошлым годом на 27 % и составил 22 млрд. руб.; объем финансирования, привлеченного под поручительства РГО, снизился на 25 % и равен 48 млрд. руб. [10]. Лидерами по объемам выданных поручительств являются РГО г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ставропольского края - на их долю приходится 34,1 % от общего объема. В отчете также отмечается, что доля кредитов, выданных предприятиям МСБ под поручительства РГО, в объеме кредитов равна 0,6 %, что свидетельствует о незначительности вклада этого инструмента в поддержку МСП [Там же]. Для активизации этого инструмента поддержки необходима разработка и внедрение программы государственного страхования рисков кредитования МСП. Разработка и использование методики мониторинга МСП в регионах [2], учитывающей их конкурентные преимущества, особенности развития, имеющийся экономический потенциал при проектировании программ государственной поддержки МСП будет способствовать оптимизации расходования финансовых ресурсов, выделяемых для развития малого и среднего бизнеса.
Также одной из целей деятельности «Корпорации МСП» является «организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП...» [9]. По мнению экспертов [7] программа поддержки госзакупок у МСП в 2016 г. станет серьезным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса.
Совершенствование финансово-кредитных отношений
107
Таким образом, в условиях сложившейся экономической ситуации государственная поддержка сектора МСП в России является чрезвычайно актуальной. Государственные гарантии при кредитовании субъектов МСП должны стать действенным инструментом финансовой помощи малому и среднему бизнесу, для минимизации кредитных рисков и активизации деятельности Региональных гарантийных организаций (фондов) необходима разработка и внедрение программы государственного страхования рисков кредитования МСП. Организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, услуг государственными заказчиками у субъектов МСП, которую на федеральном уровне координирует «Корпорация МСП», должна обеспечить возможности для стабилизации и развития сектора МСП в России.
Список литературы:
1. Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Государственный Совет Российской Федерации. - М., 2015. - 82 с.
2. Дуброва Т.А. Методология мониторинга развития малого предпринимательства в регионах России: монография / Т.А. Дуброва, М.А. Есенин, О.В. Шулаева, Э. А. Агекян, И. Н. Ромашкина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 249 с.
3. Изменение условий банковского кредитования: информационно-аналитический бюллетень // Банк России. - М., 2014. - № 4.
4. Изменение условий банковского кредитования: информационно-аналитический бюллетень // Банк России. - М., 2015. - № 1.
5. Изменение условий банковского кредитования: информационно-аналитический бюллетень // Банк России. - М., 2015. - № 2.
6. Индекс Опоры RSBI по итогам 2 квартала 2015 года // Magram Market Research [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opora.ru/pro-jects/index.
7. Ионова А. Деньги дали ненадолго [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/press/articles/msb_2015/.
8. Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 году: презентация [Электронный ресурс] / Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России. - М., 2015. - Режим доступа: www.econom.brk. ru/bank/napravlenija-gospodderzhki-v-2015 -godu_minjekonomrazvitija-rf.pdf.
9. Официальный сайт АО «Корпорация МСП» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.acgrf.ru/.
10. Региональные гарантийные организации в 2014 году: победила осторожность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ researches/gf/2014/.
108
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
11. Статистический бюллетень Банка России: статистический бюллетень // Банк России. - М., 2015. - № 9 (268).
12. Статистический бюллетень Банка России: статистический бюллетень // Банк России. - М., 2014. - № 10 (257).
13. Статистический бюллетень Банка России: статистический бюллетень // Банк России. - М., 2014. - № 1 (248).
14. Статистический бюллетень Банка России: статистический бюллетень // Банк России. - М., 2013. - № 1 (236).
15. Статистический бюллетень Банка России: статистический бюллетень // Банк России. - М., 2012. - № 1 (224).
16. Статистический бюллетень Банка России: статистический бюллетень // Банк России. - М., 2011. - № 1 (212).
17. Статистический бюллетень Банка России: статистический бюллетень // Банк России. - М., 2010. - № 1 (200).
18. Financing SMEs and Entrepreneurs 2015: An OECD Scoreboard [Электронный ресурс]. - OECD Publishing, Paris, 2015. - Режим доступа: http://dx. doi.org/10.1787/fin_sme_ent-2015-en.
19. New Approaches to SME and Entrepreneurship Financing: Broadening the Range of Instruments //OECD Publishing. - Paris, 2015. - Р. 148.