Научная статья на тему 'Финансовая безопасность в аспекте противодействия легализации преступных доходов как фактор устойчивого развития региона'

Финансовая безопасность в аспекте противодействия легализации преступных доходов как фактор устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ И УГРОЗЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / FINANCIAL SECURITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION / REGIONAL SECURITY / RISKS AND THREATS / LEGALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волобуев А.М., Дурдыева Д.А.

В работе рассматривается влияние финансовой безопасности на устойчивое развитие региона. Объектом исследования является финансовая безопасность, обеспечивающая отсутствие совершения преступлений в сфере легализации незаконных доходов в регионе, выступающая в качестве инвариантного фактора устойчивого развития территории. Методологическую основу исследования определяют принципы системности, полноты и объективности рассмотрения компонентов финансовой безопасности. В качестве результатов выделены риски и угрозы, снижающие финансовую безопасность Северо-Кавказского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the impact of financial security on the sustainable development of the region. The subject of the study is financial security, ensuring the absence of commission of crimes in the area of legalization of illegal incomes in the region, acting as an invariant factor of sustainable development of the territory. The methodological basis of the research is determined by the principles of systematic, complete and objective review of the components of financial security. As a result, risks and threats have been identified that reduce the financial security of the North Caucasus region.

Текст научной работы на тему «Финансовая безопасность в аспекте противодействия легализации преступных доходов как фактор устойчивого развития региона»

Волобуев А.М.,

руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому округу, E-mail: skfo@fedsfm.ru Дурдыева Д.А.,

к.э.н., доцент, специалист-эксперт отдела анализа и оценки рисков Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по СевероКавказскому округу, E-mail: 89283740781@mail.ru

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АСПЕКТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В работе рассматривается влияние финансовой безопасности на устойчивое развитие региона. Объектом исследования является финансовая безопасность, обеспечивающая отсутствие совершения преступлений в сфере легализации незаконных доходов в регионе, выступающая в качестве инвариантного фактора устойчивого развития территории. Методологическую основу исследования определяют принципы системности, полноты и объективности рассмотрения компонентов финансовой безопасности. В качестве результатов выделены риски и угрозы, снижающие финансовую безопасность Северо-Кавказского региона.

Ключевые слова: финансовая безопасность, устойчивое развитие региона, региональная безопасность, риски и угрозы, легализация.

A.M. Volobuev, D.A. Durdyeva

FINANCIAL SECURITY IN THE ASPECT OF COUNTERING LEGALIZATION OF CRIME INCOME AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article examines the impact of financial security on the sustainable development of the region. The subject of the

study is financial security, ensuring the absence of commission of crimes in the area of legalization of illegal incomes in the region, acting as an invariant factor of sustainable development of the territory. The methodological basis of the research is determined by the principles of systematic, complete and objective review of the components of financial security. As a result, risks and threats have been identified that reduce the financial security of the North Caucasus region.

Keywords: financial security, sustainable development of the region, regional security, risks and threats, legalization.

В сложной геополитической и экономической ситуации, в которой оказалась на современном этапе развития Россия, эффективно развиваться, противостоять политическому давлению, негативному экономическому эффекту от введенных против государства санкций, внедрять политику импортозамещения невозможно без обращения пристального внимания на социально-экономическое развитие регионов. Именно региональная политика представляется одним из тех импульсов, которые в совокупности выведут экономику России из состояния стагфляции.

Устойчивое развитие социально-экономической системы региона предполагает комплексное эффективное увеличение благосостояния населения, качества жизни, повышения конкурентоспособности региона. Инвариантным фактором, обеспечивающим возможности и определяющим вектор устойчивого сбалансированного развития региона, является финансовая безопасность как в масштабах страны, так и на уровне отдельно взятого региона.

В целях объективности упоминания дефиниции финансовой безопасности предлагается рассмотрение ее не в широком сущностном спектре, а в разрезе снижения рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, уменьшения регионального теневого сектора экономики для обеспечения устойчивости развития территории. В связи с этим изучение финансовой безопасности регио-

на, рассматриваемой с позиций противодействия легализации преступных доходов, через призму устойчивого социально-экономического развития региональной социально-экономической системы, представляется особенно актуальным.

Категориально-понятийный аппарат исследуемой проблемы определяет ее дефиницию и уточняет гносеологическую сторону изучения финансовой безопасности региона. В области ключевых подходов к исследованию финансовой безопасности региона единообразия в трудах современных российских ученых не наблюдается [1].

Дифференциация дефиниций лишь подчеркивает многогранность исследуемого явления, включающего в себя аспекты бюджетной, денежно-кредитной, инфляционной, инвестиционной, страховой компоненты финансовой безопасности. Однако в целях настоящего исследования представляется целесообразным использование определения, авторы которого предлагают под финансовой безопасностью региона понимать способность государства, посредством деятельности его уполномоченных структур, противодействовать финансовым правонарушениям и преступлениям в процессе формирования финансовых правоотношений на территории региона [1].

Рассматривать финансовую безопасность региона следует как процесс достижения состояния комплексной защищенности финансовой системы территории от влияния внутренних и внешних факторов, представляющих собой угрозы, нарушающие устойчивость ее функционирования. Выражается состояние финансовой защищенности в способности обеспечения темпов динамичного снижения теневой экономики, превалирования доходной части регионального бюджета над расходами, в сокращении долговой нагрузки и отсутствии необходимости дотационного обеспечения, в повышении инвестиционной привлекательности территории, снижении уровня безработицы, коррупции, в обеспечении минимального уровня инфляции.

При рассмотрении устойчивости как характеристики экономического развития общества принято использовать подходы

Всемирной комиссии по экологии и развитию, опубликованные в 1987 году, согласно которым под устойчивостью необходимо понимать такое развитие, которое будет удовлетворять потребности настоящего поколения не в ущерб возможностям будущих поколений. Анализируя концептуальные позиции в определении устойчивого развития региона, следует выделить некоторые основные характеристики данного экономического явления, позволяющие справедливо распределять имеющиеся ресурсы как в рамках нынешнего поколения, так и между поколениями:

-отсутствие в перспективе отрицательных темпов роста полезности в экономике региона;

- позитивную динамику роста благосостояния населения и уровня потребления;

- рациональное и эффективное использование территориальных ресурсов, не снижающее возможностей их использования в промышленных масштабах в будущем;

-соблюдение правил бережного потребления в целях недопущения снижения качества или истощения имеющихся в регионе ресурсов;

-развитие экологических систем региона в рамках поддержания природного ресурсного потенциала для использования его в будущем.

Таким образом, для устойчивого развития региона необходимо обеспечение повышения качества и уровня жизни населения с одновременным перспективным увеличением экономического потенциала региона.

Некоторые исследователи при анализе условий развития социально-экономической системы региона [2] определяют некоторый «базовый уровень устойчивости», характеризующийся определенными количественными и качественными параметрами, динамика которых позволила бы идентифицировать вектор и характер изменений в целях корректировки направлений и темпов развития. В качестве таких параметров предлагается использовать показатели обеспечения достаточного уровня благосостояния населения региона и возможности его увеличения ресурсами региона.

В данном контексте предлагается рассмотреть уровень экономической и финансовой безопасности региона в части противодействия легализации преступных доходов как совокупности параметров, обеспечение которых не позволяет социально-экономической системе деградировать под влиянием внутреннего и внешнего воздействия.

Таким образом, обеспечение финансовой безопасности в аспекте снижения уровня декриминализации экономики региона в результате противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, в рамках соблюдения заданного уровня определенных параметров, является необходимым условием и существенным фактором обеспечения устойчивого развития социально-экономической региональной системы.

Финансовая безопасность в аспекте противодействия легализации преступных доходов на национальном уровне обеспечивается рядом государственных органов и структур, представителями бизнес-сообщества, субъектами кредитной системы и многими другими участниками правоотношений, реализующими положения ан-тиотмывочного законодательства, возглавляет и координирует которые Федеральная служба по финансовому мониторингу. Рос-финмониторинг, в рамках подготовки к четвертому раунду взаимных оценок Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force - FATF, ФАТФ) в целях «адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике» осуществил оценку рисков легализации (отмывания) преступных доходов [3].

Опираясь по концептуальные подходы, отраженные в «Национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов» (далее - НОР), представляется целесообразным провести анализ региональных рисков и угроз финансовой безопасности в системе противодействия отмыванию незаконных доходов.

Ключевыми дефинициями понятийного аппарата НОР являются «риски» и «угрозы», поскольку ФАТФ принципиаль-

но ориентирует участников глобальной системы противодействия отмыванию (легализации) доходов на риск-ориентированный подход. Его применение должно обеспечивать решение двух взаимосвязанных задач: во-первых, концентрировать усилия на наиболее проблемных направлениях, требующих максимальной концентрации усилий; во-вторых, наиболее эффективно использовать имеющиеся силы и средства для достижения максимально возможного результата [4].

Понятие «угроза» следует рассматривать с учетом этимологической окраски применения к объекту, для которого возникает реальная опасность возникновения существенного ущерба от ее воздействия. В НОР под угрозой системе противодействия отмыванию доходов и финансирования терроризма в масштабах государства (далее - ПОД/ФТ) понимается «лицо или группа лиц, объект или деятельность, которые потенциально могут нанести вред государству, обществу, экономике» [4].

Под рисками в НОР понимается «возможность нанесения ущерба финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов, в связи с реализацией угрозы и (или) наличием уязвимости», хотя существует мнение, согласно которому риски рассматриваются в качестве производной трех факторов: угрозы, уязвимости и последствий [5].

Этимологически риск сочетает взвешенный подход к наличию вероятности и возможных последствий наступления неблагоприятных событий. Представляется, что использование данных категорий в обозначенном смысловом выражении будет корректным применительно к анализу и оценке региональной финансовой безопасности, однако, для полного отражения сущностных особенностей необходимо конкретизировать объекты и выделить предметные области рисков и угроз, обозначить компоненты и уровни рисков в финансовой безопасности региона в аспекте противодействия легализации незаконных доходов.

На основе анализа широкого спектра материалов (нормативно-правовой базы, практических кейсов и ситуаций, результатов анкетирования, обработки статистических данных и т.д.) выявляются области, в которых вероятность отмывания незаконных доходов достаточно велика. Это области (зоны) риска, в наибольшей степени подверженные воздействиям угроз и имеющихся определенного рода недостатков, значительно осложняющих деятельность властных структур и организаций, обеспечивающих функционирование системы противодействия отмыванию доходов в национальном масштабе. При стечении определенных неблагоприятных обстоятельств такие недостатки организационного, материально-технического, правового, административного и иного характера могут значительно повысить, а затем и привести к реализации существующих угроз. В системе НОР данного рода недостатки

обозначены в качестве «уязвимостей», характеризующих узловые слабые места национальной системы противодействия отмыванию незаконных доходов.

Рассматривая характеристики основных уязвимых мест в формате национальной оценки рисков, в целях анализа рисков отмывания доходов и воздействия на устойчивое развитие региона, необходимо сконцентрировать внимание на территориальных особенностях. В качестве объекта исследования в данном случае предлагается социально-экономическая система Северного Кавказа.

Комплекс уязвимых мест, отраженных в НОР, можно условно подразделить на внутренние недостатки в рамках региона и внешние, сформированные на национальном уровне. Структура основных внутренних и внешних уязвимостей, характерных для Северо-Кавказского федерального округа, представлена на рисунке 1.

Классификация уязвимостей отмывания преступных доходов

Внешние

X длительное рассмотрение яп росов О ГраВОВОГ помощи н сложности с голучением такой помощи^ -а также информации е отношении конечных Бенефициаров от шпепипш органов отдельных стран;

У несовершенство законодательства регулирующего процедуры закупок для государственных нужд (аффилированное™ заказчиков с годрвдчиками};

X отсутствие регулирования и государственного надзора та выпуском и о&ращением виртуальных валют;

X несовершенство отдельных норм действующего законодательства^ в ч-мгги г ротиводенствип незаконному выводу денежных средств за рубеж и обналичиванию;

Внутренние

У вовлеченность отдельных представителей финансового сектора в оказание мтеневыхн финансовых услуг;

> исг ользование номинальных юрвдическик лиц [фирм-однодневок[ в целях ОД;

V сокрытие денежных средств и активов, полученных в результате совершения преступлений в иностранных юрисдикцинх;

У сохранение значительной доли мтеневойн экономики и высокая доля оборота наличных денежных средств в экономике; недостаточная

информированность отдельных субъектов исполнении законодательства о ПОД/ФТ о рисках и угрозах ОД:

Рисунок 1 - Классификация уязвимостей отмывания преступных доходов

Рассматривая данную классификацию с позиций финансовой безопасности региона как фактора устойчивого развития со-цильно-экономической системы, необходимо акцентировать внимание на вопросах более тщательной проработки внутренних уязвимых мест региональной системы противодействия отмыванию доходов. Внутренние уязвимости дифференцированы от региона к региону и служат отличительными характерными особенностями, идентифицирующими систему ПОД конкретной территории. В рамках Северного Кавказа уязвимости национального масштаба воплощены в полной мере, оказывают значительное негативное влияние на построение эффективной системы ПОД и декриминализацию экономики региона и снижают финансовую безопасность региона.

На основании анализа уязвимостей и угроз в схемах легализации преступных доходов на национальном уровне с учетом влияния на систему противодействия отмыванию доходов был выделен ряд рисков:

1) использование номинальных организаций-резидентов с признаками фирм-однодневок;

2) фиктивное осуществление внешнеэкономической деятельности;

3) выведение денежных средств в теневой неконтролируемый наличный оборот с целью дальнейшего использования фиатных денежных средств;

4) освоение в преступной деятельности определенных электронных средств платежа, таких как электронные кошельки или предоплаченные карты;

5) использование цифровых виртуальных валют, основанных на криптошиф-ровании и функционирующих в децентрализованной системе;

6) привлечение в схемы физических лиц (посредников), аффилированных с должностными лицами;

7) вовлечение в схемы организаций кредитного сектора, микрофинансовых организаций и кредитно-потребительских кооперативов;

8) использование ювелирного сектора, рынка драгоценных металлов и драгоценных камней;

9) использование систем денежных переводов типа Вестерн Юнион, Юнист-рим, МИГом и т.д.;

10) вовлечение участников рынка ценных бумаг, использование финансовых инструментов совершения сделок, ценных бумаг и дериватив;

11) использование наличных денежных средств и денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза;

12) вовлечение в схемы субъектов страхового сектора;

13) отмывание доходов через сектор недвижимости и риэлторов;

14) использование федеральной почтовой службы Почты России;

15) освоение практики использования услуг нотариусов;

16) вовлечение лизинговых компаний и использования их услуг;

17) использование личных счетов абонентов и услуг операторов сотовой связи, имеющих право самостоятельного осуществления деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи;

18) использование ломбардов;

19) вовлечение операторов по приему платежей, осуществляемых через терминалы;

20) освоение преступниками других финансовых секторов и установленных нефинансовых предприятий и профессий (обществ взаимного страхования, паевых инвестиционных фондов (ПИФов), управляющих компаний инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), аудиторов, адвокатов, факторинга, игорного сектора, профессиональных бухгалтеров и юристов);

21) использование неформальных систем денежных переводов типа «Хавала»;

22) привлечение юридических лиц-нерезидентов, а также структур без образования юридического лица (трасты) к участию в схемах легализации преступных доходов в иностранных юрисдикциях.На основе проведенного анкетирования экспертного сообщества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, было сформировано целостное представление о наиболее существен-

ных рисках, характерных для СевероКавказского региона в последние три года. В целях объективного исследования серьезности уязвимостей и угроз, степени обоснованности рисков было проведено их ранжирование и оценка частоты использования в пределах Се-

веро-Кавказского региона в пределах от 1 до 10 баллов (таблица 1).

Сравнительный анализ рисков отмывания незаконных доходов в рамках региона СКФО представлен на рисунке 2.

Таблица 1 - Рейтинговая оценка рисков легализации преступных доходов в СКФО

№ п/п Риск использования в схемах легализации преступных доходов Балл Уд. вес, %

1. Риск привлечения в схемы физических лиц (посредников), аффилированных с должностными лицами 10 8,5

2. Риск использования номинальных организаций - резидентов, с признаками «фирм-однодневок» 9 7,7

3. Риск использования определенных электронных средств платежа, таких как электронные кошельки или предоплаченные карты 9 7,7

4. Риск выведения денежных средств в теневой неконтролируемый наличный оборот с целью дальнейшего использования фиатных денежных средств 8 6,8

5. Риск использования цифровых виртуальных валют, основанных на крип-тошифровании и функционирующих в децентрализованной системе 8 6,8

6. Риск использования услуг нотариусов 7 6,0

7. Риск вовлечения в схемы организаций кредитного сектора, микрофинансовых организаций и кредитно-потребительских кооперативов 7 6,0

8. Риск вовлечения операторов по приему платежей, осуществляемых через терминалы 7 6,0

9. Риск использования ювелирного сектора, рынка драгоценных металлов и драгоценных камней 6 5,1

10. Риск использования систем денежных переводов типа Вестерн Юнион, Юнистрим, МИГом и т.д. 6 5,1

11. Риск отмывания доходов через сектор недвижимости и риэлторов 6 5,1

12. Риск использования федеральной почтовой службы Почты России 5 4,3

13. Риск использования юридических лиц-нерезидентов, а также структур без образования юридического лица (трасты) в схемах легализации преступных доходов в иностранных юрисдикциях 5 4,3

14. Риск вовлечения участников рынка ценных бумаг, использования финансовых инструментов совершения сделок, ценных бумаг и деривативов 4 3,4

15. Риск вовлечения лизинговых компаний и использования их услуг 4 3,4

16. Риск использования ломбардов 4 3,4

17. Риск использования неформальных систем денежных переводов типа «Хавала» 0 0,0

18. Риск фиктивного осуществления внешнеэкономической деятельности 3 2,6

19. Риск использования личных счетов абонентов и услуг операторов сотовой связи, имеющих право самостоятельного осуществления деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи 3 2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Риск вовлечения в схемы субъектов страхового сектора 1 0,9

21. Риск использования наличных денежных средств и денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза 0 0,0

22. Риск использования других финансовых секторов и установленных нефинансовых предприятий и профессий (обществ взаимного страхования, паевых инвестиционных фондов (ПИФов), управляющих компаний инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), аудиторов, адвокатов, факторинга, игорного сектора, профессиональных бухгалтеров и юристов) 0 0,0

Рисунок 2 - Оценка рисков легализации преступных доходов в СКФО

Учитывая данные репрезентативной выборки и распределения групп рисков в национальных масштабах, можно говорить о некоторой дифференциации регионов по типам рисков. В рамках СКФО можно выделить ряд основных специфических рисков, характеризующих систему противодействия отмыванию доходов региона:

-риск привлечения в схемы физических лиц (посредников), аффилированных с должностными лицами;

-риск использования номинальных организаций - резидентов, с признаками «фирм-однодневок»;

-риск использования определенных электронных средств платежа, таких как электронные кошельки или предоплачен-ные карты;

-риск выведения денежных средств в теневой неконтролируемый наличный оборот с целью дальнейшего использования фиатных денежных средств.

Риск участия в схемах легализации преступных доходов аффилированных с чиновниками лиц в качестве посредников характерен в большинстве случаев при совершении коррупционных преступлений и хищениях бюджетных денежных средств. С

повышением уровня уязвимостей, угроз и рисков детерминируют следующие факторы: -существенные объемы бюджетных средств, выделяемых на крупные инфраструктурные инвестиционные проекты значительно усложняют мониторинг целевого расходования денежных средств;

-поэтапная пролонгированная реализация долгосрочных проектов затрудняет контроль освоения выделенных средств;

-внедрение института государственно-частного партнерства при инвестировании крупных проектов открывает возможности использования бюджетных средства частному сектору.

Высокая степень данных рисков обусловлена ментальной спецификой СевероКавказского региона, особенностями кланового построения общественных связей, мультиплицируется при вовлечении в схемы родственников, друзей, коллег и т.д. Многочисленные семейные связи, поддержание которых осуществляется на уровне многих поколений с высокой степенью бокового родства обеспечивают инвариантность вовлеченных лиц и латентность родственных связей для контролирующих органов. На высокий уровень уязвимости

влияет также высокая степень дотируемо-сти субъектов СКФО, что порождает иждивенческие настроения реципиентов и повышает уровень соблазна совершения преступления против бюджета должностными лицами.

Риск использования номинальных организаций-резидентов, с признаками «фирм-однодневок» подразумевает высокую степень латентности информации о конечных бенефициарах, а также усложнение схем посредством внедрения большого количества звеньев в цепочке движения денежных средств. В регионе СКФО высокая степень рисков данного типа обусловлена удаленностью регионов осуществления деятельности, непрозрачностью ведения бизнеса в республиках, относительной простотой и легкостью совершения регистрационных действия при учреждении компании, пренебрежением работников государственных органов проверкой достоверности представленных при образовании юридического лица сведений.

Риск использования электронных средств платежа, таких как электронные кошельки или предоплаченные карты, возникающий при расчетах за приобретенные наркотические вещества и последующей легализации доходов на Северном Кавказе обусловлен включением в пространственную структуру «Прикаспийского наркотрафика» побережья Республики Дагестан и особенностями географической близости к странам Средней Азии, которые являются очагом преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств.

Таким образом, исходя из полученных аналитических данных и результатов, можно сделать вывод о влиянии определенных рисков, угроз и уязвимостей на систему противодействия отмыванию преступных доходов в СКФО, которая является составной частью финансовой безопасности региона. Увеличение возможности наступления неблагоприятных последствий и снижение финансовой безопасности непосредственным образом отразится на степени устойчивости региональной социально-экономической системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коротеева М.А. Влияние цифровой экономики на финансовую безопас-ность/Шаучные записки молодых исследователей, 2018, №3. - с.56-61

2. Феофилова Т.Ю. Условия развития социально-экономической системы регио-на//Ученые записки Российского государственного гирометеорологического университета, №36. Научно-теоретический журнал. - СПб:РГГМУ, 2014. - 162-176

3. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2017-2018.0сновные выводы. Публичная версия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fedsm.ru/content/documents/ 2018/оценка%20рисков%20од^

4. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения/Пер. с англ. М.: МУМЦФМ, 2012. - 189с. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.fedsm.ru/content/documents/2018/реко мендации%20фатф.pdf

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Koroteeva MA The influence of the digital economy on financial security // Scientific notes of young researchers, 2018, №3. - p.56-61

2. Feofilova T.Yu. Conditions for the development of the social and economic system of the region. Scientific and theoretical journal. - St. Petersburg: RSHU, 2014. - 162-176

3. National assessment of the risks of legalization (laundering) of criminal proceeds 2017-2018. Basic conclusions. The public version. - [Electronic resource]. - Access mode: www.fedsm.ru/content/documents/ 2018/evaluation%20risk%20ow.pdf

4. Recommendations of the FATF. International standards on combating money laundering, financing of terrorism and financing the proliferation of weapons of mass destruction / Trans. with English. М .: MUMCFM, 2012. - 189с. - [Electronic resource] - Access mode: www.fedsm.ru/ content/documents/2018/recommendations%2 0phath.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.