Научная статья на тему 'Финансовый контроль в системе обеспечения национальной экономической безопасности: институциональный аспект'

Финансовый контроль в системе обеспечения национальной экономической безопасности: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / КОРРУПЦИЯ / ФИНАНСЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / БАНКИ / МОНИТОРИНГ / СХЕМА / КРЕДИТ / МЕХАНИЗМ / УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавренко С.В., Романова А.В.

В статье отмечается, что в России государственный финансовый контроль реализуется посредством регламентированной законодательством деятельности различных государственных органов. Особое место в системе государственного финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу. Доказывается, что в ходе мирового финансово-экономического кризиса, ставшего катализатором развития различных криминальных тенденций, финансовый сектор демонстрирует наибольшую уязвимость к проникновению преступных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый контроль в системе обеспечения национальной экономической безопасности: институциональный аспект»

26 (410) - 2010

Финансовый контроль

финансовый контроль в системе обеспечения национальной экономической безопасности: институциональный аспект

В статье отмечается, что в России государственный финансовый контроль реализуется посредством регламентированной законодательством деятельности различных государственных органов. Особое место в системе государственного финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу. Доказывается, что в ходе мирового финансово-экономического кризиса, ставшего катализатором развития различных криминальных тенденций, финансовый сектор демонстрирует наибольшую уязвимость к проникновению преступных элементов.

Ключевые слова: контроль, коррупция, финансы, безопасность, банки, мониторинг, схема, кредит, механизм, угрозы.

С развитием в России рыночных отношений, акционирования и приватизации государственной собственности криминальные возможности организованной преступности, в том числе из числа коррумпированных представителей органов власти и управления, в сфере экономики многократно умножились. Организованные преступные группировки активно действуют в самых различных отраслях экономики фактически на легальной основе [1]. В 2005—2009 гг. правоохранительными органами был вскрыт целый пласт проблем, свя-

С. В. ЛАВРЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: tcheka@mail.ru

А. В. РОМАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: a_romanova@bk.ru Ульяновский государственный университет

занных с хищениями, системно выстроенными схемами уклонения от уплаты налогов, коррупцией в органах власти и масштабными операциями по легализации вывоза за рубеж крупных финансовых средств.

Вместе с тем в настоящее время экономика страны несет значительные потери именно в результате несоблюдения финансово-бюджетной дисциплины. Обычным явлением стало масштабное нецелевое использование государственных ресурсов, махинации по их изъятию и прямому хищению, утечка капиталов за рубеж, а также факты легализации доходов, полученных преступным путем. Количество и суммарное денежное выражение финансовых нарушений за последние годы не уменьшаются, о чем свидетельствуют основные показатели контрольно-ревизионной работы Счетной палаты РФ и департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ. Негативные процессы в экономике во многом обусловлены ослаблением государственного управления, включая систему государственного финансового контроля, а также недостаточной научной проработкой новых рыночных механизмов, в том числе финансов, кредита, налогов и т. д.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция к интеграции и «легализации» преступного бизнеса. Лидеры преступных групп в целях усиления организации противостояния конкурентам, расширения сфер и территорий своего влияния объединяют легальный и нелегальный капитал, вступают в преступные взаимодействия с представителями государственных структур, образуя тем самым «теневые» корпорации. Они активно участвуют в процессах приватизации государственной собственности, придумывают схемы ее отъема путем различных махинаций не без помощи отдельных представителей судебной системы.

Все эти факты свидетельствуют не только о низком качестве борьбы с экономическими преступлениями, но и о серьезных просчетах в экономической и социальной политике государства. Высокий уровень экономической преступности обусловливает необходимость кардинального пересмотра подходов государства к решению задач экономической безопасности.

Принятие пакета антикоррупционных законов в конце 2008 г. свидетельствует об активизации усилий Правительства Российской Федерации в области профилактики коррупции, борьбы с коррупционными проявлениями, а также минимизации и ликвидации ее последствий. В настоящее время проблеме коррупции придано значение общенациональной угрозы безопасности, наряду с нормативными преобразованиями вводятся изменения и в действующий организационно-управленческий механизм.

Одной из серьезных угроз экономической безопасности является легализация денежных средств, полученных преступным путем. Указанная проблема приобрела существенное значение для России в силу нестабильности ее экономических процессов, большой доли теневой экономики, роста коррупции, активного проникновения организованной преступности в легальные сферы деятельности. При этом согласно новому антикоррупционному законодательству к коррупционным правонарушениям отнесены противоправные действия со стороны руководителей и учредителей коммерческих организаций, злоупотребляющих своими полномочиями.

Процесс обналичивания денежных средств является одной из составляющих легализации доходов, полученных в результате совершения коррупционных действий. Во-первых, группы «об-наличников», как правило, имеют сеть созданных фирм-однодневок, срок деятельности которых ог-

раничивается несколькими месяцами. Во-вторых, они используют механизм сокрытия следов, когда первоначальные безналичные денежные средства перечисляются с одного расчетного счета фирмы-однодневки на другой, и так далее. В-третьих, в конечном итоге перечисляемые денежные средства превращаются в наличные либо безналичные средства, которые затем направляются на приобретение недвижимости или товарно-материальных ценностей.

Одной из наиболее используемых базовых схем обналичивания и легализации (отмывания) денежных средств является следующая. Клиент переводит свои деньги в безналичной форме на банковский счет фирмы-однодневки в обмен на некий фиктивный отчет о проделанной работе, а затем получает их назад, но уже в форме неучтенных («черных») наличных. За это представителям фирмы-однодневки выплачиваются комиссионные в процентах от первоначального банковского платежа. В результате такой сделки предприятие-клиент существенно сокращает свои налоговые платежи, но его финансовая отчетность остается чистой. Получается, что оно просто потратило свои средства на некоторые товары и услуги. Напротив, фирма-однодневка не смогла бы объяснить, куда делись деньги, возвращенные в виде неучтенных наличных. Поэтому она действует только два или три месяца — до периода, когда налоговые органы должны получить ее первый отчет, и самоликвидируется. Налоговые органы не в состоянии организовать поиск всех «растаявших» фирм-однодневок.

До вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» подобную схему обналичивания активно использовали коррумпированные чиновники для легализации похищенных и (или) присвоенных средств. Схема при этом такая же, только клиентами являются предприятия, учреждения и организации бюджетного финансирования. Чиновники в целях хищения бюджетных средств и последующей их легализации задействовали фирму-однодневку, выигравшую в государственном или муниципальном тендере на закупку товара или выполнение каких-либо работ. На ее расчетный счет перечисляли бюджетные денежные средства за выполнение каких-либо работ или поставки продукции. В дальнейшем включился такой же механизм, как для ухода от уплаты налогов. За исключением того, что в отдельных случаях минимальный объем работ

выполнялся, но на значительно меньшую сумму и с низким качеством. По мнению ряда экспертов, принятие в 2005 г. вышеуказанного закона позволило лишь частично поставить должностных лиц, отвечающих за государственные закупки, в жесткие рамки. В настоящее время схемы отмывания доходов, полученных преступным путем, могут быть более сложными, с вовлечением большего количества субъектов — предприятий, участвующих в государственных закупках.

Отдельно следует отметить участие кредитных учреждений в деятельности по обналичиванию и легализации доходов, полученных преступным путем. Большая часть фирм-однодневок обеспечивается наличными группой мелких и средних коммерческих банков. Как правило, банки не имеют непосредственных контактов с фирмами-однодневками. Каждый банк, вовлеченный в схему, обычно связан с финансовой или инвестиционной компанией, которая отвечает за создание или ликвидацию фирм-однодневок, а также за контакты с клиентами. Эта компания открывает счет в банке и регулярно получает наличные на вполне законных основаниях (например, для покупки акций и векселей у физических лиц). Нормальная цена легальных наличных на межбанковском рынке, измеренная в безналичных рублях, не превышает 100,1 %. Финансовая же компания платит банку за получение наличных 101 %. В результате банк получает 0,9 % в день на вложенные средства. Далее финансовая компания покупает векселя у неких физических лиц. К примеру, сейчас в России можно приобрести «мусорные» векселя или акции за 0,1—0,2 % от их номинальной стоимости. Естественно, при этом цена, фиксируемая в контракте между финансовой компанией и физическими лицами, будет близка к номиналу, например — 98 %. После этого финансовая компания продает означенные векселя фирме-однодневке по безналичному расчету за 100 % от номинала. Тем самым финансовая компания, во-первых, выводит в неучтенный наличный оборот сумму, необходимую реальному предприятию-клиенту, уходящему от налогов, а во-вторых, на вполне легальных основаниях получает на свой расчетный счет те безналичные средства, которые клиент первоначально перечислил фирме-однодневке по фиктивному договору. Основной риск выявления данной схемы связан с возможностью проверки физических лиц — в случае внешней ревизии деятельности финансовой компании. Поэтому в договорах на приобретение ценных бумаг часто используются данные, взятые из утерянных пас-

портов или из документов умерших людей. Эти же паспорта нередко используются при регистрации фирм-однодневок.

Можно выделить ряд признаков, характерных для использования незаконных схем обналичивания и легализации доходов, полученных преступным путем:

— как правило, фирмы-однодневки имеют в качестве учредителя, руководителя и бухгалтера одно и то же лицо (в отдельных случаях данное лицо является жителем другого региона);

— нередко выясняется, что номинальный руководитель фирмы-однодневки неоднократно привлекался к административной ответственности за различные бытовые правонарушения (появление в пьяном виде, отсутствие регистрации, мелкое хулиганство и т. д.);

— уставный капитал фирмы-однодневки имеет минимальный размер, и в уставе записано множество различных видов деятельности — от продажи товаров народного потребления до изготовления специфичного оборудования;

— в последнее время представители фирм-однодневок стали использовать систему «банк-клиент» для дистанционного обслуживания своего расчетного счета, что позволяет им оперативно и скрытно осуществлять денежные переводы;

— в отдельных случаях фирмы-однодневки, используемые для перечислений денежных средств за строительно-монтажные работы, имеют строительные лицензии, однако в случае их проверки по информационным базам Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного медицинского страхования выясняется, что штатной численности работников, необходимых для выполнения работ, у этих фирм нет.

На использовании незаконных схем обналичивания и легализации доходов, полученных преступным путем, специализируется большое количество организованных преступных групп. Коррумпированными чиновниками активно задействуются фирмы-однодневки для последующего хищения, присвоения государственных денежных средств и их легализации (отмывания).

По мнению авторов, особая роль в формировании антикоррупционного механизма обеспечения национальной экономической безопасности принадлежит государственному финансовому контролю, главной целью которого является нейтрализация факторов, дестабилизирующих финансовый сектор экономики. Необходимость создания системы финансового контроля в качестве инструмента

обеспечения экономической безопасности государства возникла в результате стечения целого ряда объективных обстоятельств, основными из которых стали:

— наличие реальных возможностей пополнения государственного бюджета за счет совершенствования государственного финансового контроля, налоговой и инвестиционной политики;

— совершенствование деятельности банковских институтов;

— повышение «прозрачности» органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, степени доверия между властью и бизнесом и взаимной ответственности;

— высокая дифференциация доходов; наличие «теневого» сектора экономики и др.

По мнению экономиста Л. Н. Овсянникова, рассматривающего финансовый контроль с позиций обеспечения государственной безопасности, система государственного финансового контроля формируется с целью реализации права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан [2].

В России государственный финансовый контроль реализуется в регламентированной законодательством деятельности различных государственных органов (Счетной палаты РФ, департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, различных департаментов банковского контроля Банка России, а также государственных органов, в пределах своих полномочий осуществляющих ведомственный финансовый контроль).

Особое место в системе государственного финансового контроля занимает финансовая разведка (Росфинмониторинг), которая создана в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Росфинмони-торинг обладает пока единственным в своем роде механизмом в России для отслеживания и анализа финансовых потоков, причем потоков предельно адресных. Уже только поэтому эта структура является важнейшим источником информации для принятия экономических и политических решений на высшем государственном уровне.

В ходе мирового финансово-экономического кризиса, выступившего катализатором активизации и развития различных криминальных тенденций, эксперты Росфинмониторинга пришли к выводу, что наиболее уязвим перед проникновением преступных элементов по-прежнему финансовый сектор. В первом квартале 2009 г. из более чем 4 тыс. преступлений, выявленных по ст. 174-1 Уголовного кодекса РФ (так называемое «самоотмывание»), более 1,6 тыс. преступлений совершено в кредитно-финансовой сфере (около 40 %). Вслед за финансовым сектором по степени уязвимости идет потребительский рынок — свыше 1,3 тыс. преступлений (более 30 %). Данная тенденция сохранялась на протяжении всего первого полугодия 2009 г. «Сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда преступные капиталы все чаще используются для кредитования частного бизнеса, тем самым подменяя собой легальный банковский сектор», — отмечает руководитель Росфинмониторинга Ю. Чиханчин [3]. Показательным, но далеко не единичным примером развития такой тенденции в настоящее время является недавно завершившееся дело по ряду компаний в Сибирском федеральном округе, предоставлявшим незаконные банковские услуги. На банковские счета этих компаний в безналичной и наличной форме привлекались денежные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Организаторы схемы вели учет поступивших денежных средств способом, характерным для банковского учета. При этом клиентам гарантировалось право беспрепятственно распоряжаться своими средствами. Ведение счетов осуществлялось при помощи системы удаленного доступа «банк—клиент». Псевдобанковская организация выполняла распоряжения клиентов о перечислении и выдаче денег и получала за это комиссионное вознаграждение. Привлеченные наличные денежные средства использовались и для проведения кассовых операций, а именно для их выдачи клиентам взамен безналичных перечислений на счета его компаний. Одновременно с этим международное сообщество (включая группы ФАТФ и Эгмонт) отмечает тенденции активизации преступных схем отмывания денег в нефинансовом секторе, к которому относятся игорный бизнес, риэлторы, рынок драгоценных металлов и камней, адвокаты, нотариусы, бухгалтеры, торговые организации, в том числе участвующие во внешнеторговых операциях [3].

Другая группа тенденций связана с изменением схем вывода денежных средств за рубеж. Ныне

очевиден рост объемов вывода капиталов из России с использованием каналов офшорного транзита, т. е. вывода финансовых средств из России на счета офшорных компаний, открытых в кредитных организациях третьих стран. Основные каналы офшорного транзита при этом проходят через банки прибалтийских государств: с начала 2009 г. через них из России перекачено в офшоры более 295 млрд руб.

Росфинмониторинг также продолжает проводить усиленный мониторинг предприятий, получивших кредитные средства в рамках оказания государственной поддержки, и предприятий (в особенности системо- и градообразующих), подверженных «синдрому Пикалево». Выявляемая информация оперативно передается в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и правоохранительные органы для проверки и принятия необходимых мер.

Информацию от финансовой разведки по специальным запросам получают ФНС, ФСБ, МВД, Генеральная прокуратура РФ, таможенное ведомство и другие силовые структуры. Однако органы финансовой разведки в России, несмотря на свой высокий статус и особые задачи в области финансовой безопасности, подчиняются Правительству РФ. То есть ведомству, не имеющему полномочий по ведению оперативно-розыскной деятельности с целью получения оперативно-значимой информации.

Отслеживание нелегальных финансовых потоков, их анализ и обмен информацией между различными ведомствами без единого координирующего центра, отсутствие единой стратегической цели, объединяющей деятельность по конкретным

направлениям разных служб и ведомств, до настоящего времени не позволяют принципиально изменить ситуацию в рассматриваемой сфере, адекватно оценивать угрозы для национальной безопасности. Это является одной из причин того, что в России по-прежнему высок уровень налоговых преступлений, утечки капиталов за рубеж, нецелевого использования бюджетных ресурсов, коррупции, много фактов «отмывания» денег через банковскую систему, проникновения в страну нелегальных финансовых потоков.

С точки зрения авторов, в функции Правительства РФ не должны входить задачи по расследованию финансовых правонарушений. Это прерогатива правоохранительных структур. В ближайшей перспективе просматривается ситуация, которая потребует от правоохранительных органов и иных структур, обеспечивающих защиту экономических интересов России, новых подходов к решению вышеизложенных задач, связанных с организационным, кадровым и информационным обеспечением механизма противодействия угрозам коррупции в российском государстве.

Список литературы

1. Голованов Н. М, Перекислов В. Е., Фадеев В. А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб.: Питер. 2003.

2. Овсянников Л. Н. Государственный финансовый контроль: кому он не нужен? // Президентский контроль. 1996. № 5.

3. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу. URL: http://www. kfm.ru.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.