Научная статья на тему 'Криминальные угрозы финансовой системе России (постановка проблемы)'

Криминальные угрозы финансовой системе России (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / CRIMINAL THREATS / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCIAL SYSTEM / РОССИЯ / RUSSIA / ХИЩЕНИЕ СРЕДСТВ / THEFT OF FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибулина А.А.

Основные компоненты национальной финансовой системы в современных условиях, характеризуемых глобальной информатизацией, являются уязвимыми со стороны многочисленных и масштабных противоправных (преступных) деяний, предпринимаемых в целях хищения средств, мошенничества, сокрытия средств от налогообложения и государственного контроля, отмывания доходов, финансирования терроризма и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal threats to the Russian financial system (problem)

The basic components of a national financial system in the modern conditions characterized by global information, are vulnerable on the part of the numerous and scale illegal (criminal) acts undertaken with a view of plunder of means, swindle, concealment of means from the taxation and the state control, washing up of incomes, financing of terrorism, etc.

Текст научной работы на тему «Криминальные угрозы финансовой системе России (постановка проблемы)»

Криминальные угрозы финансовой системе России (постановка проблемы)

Хабибулина А.А.

The basic components of a national financial system in the modern conditions characterized by global information, are vulnerable on the part of the numerous and scale illegal (criminal) acts undertaken with a view ofplunder of means, swindle, concealment of means from the taxation and the state control, washing up of incomes, financing of terrorism, etc.

Oi 01 Z

О

о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

Криминальные угрозы нарушения целостности и устойчивости функционирования национальной финансовой системы являются следствием подготовки и совершения самых различных финансовых, налоговых и экономических правонарушений, хищений, мошенничества, незаконного предпринимательства, незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), преднамеренного банкротства финансово-кредитных организаций и иных предприятий, других преступлений экономической и коррупционной направленности. Наиболее опасные угрозы нарушению системных свойств финансовой системы представляют преступления, связанные с выводом средств из-под государственного контроля и налогообложения в особо крупных размерах, с отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Методы и способы, применяемые при совершении указанных преступлений, отличаются большим разнообразием и постоянно совершенствуются на основе применения современных информационных технологий, различных финансовых инструментов и правовых механизмов. Рассмотрим особенности наиболее опасных для финансовой системы и страны в целом финансово-экономических преступлений.

Отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем. Некоторые исследователи утверждают, что термин «отмывание денег» появился в США в 1920-е гг., поскольку американская мафия стала скупать и открывать автоматические прачечные для легализации наличных денег, заработанных преступным путем. Однако американский автор Джефри Робинсон указывает, что это не так. Он говорит, что термин «отмывание денег» (англ. — money laundering) впервые был употреблен британской газетой The Guardian во время Уотергейтского скандала в связи с незаконным финансированием избирательной кампании Ричарда Никсона1. Но в совре-

менной трактовке данное понятие впервые было использовано лишь в 80-х гг. XX в. применительно к легализации доходов от наркобизнеса2. В современной России юридически оно было применено в Уголовном кодексе Российской Федерации № 63-Ф33 от 13 июня 1996 г. (ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем»), а его определение закреплено в ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» 4 как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления».

Повсеместное распространение в мире и масштабы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма характеризуют как степень общей опасности для общества, так и опасность для финансовой системы. Эта преступная деятельность осуществляется, как правило, организованными преступными сообществами. Суммарный объем отмываемых преступных доходов в мире, по данным из различных источников, оценивается в 2— 5 % от мирового ВВП5, что в 2008-2009 гг. составляло от 1,4 до 3,5 трлн долл. США в год (по данным МВФ, мировой ВВП в 2008 г. составлял около 69 трлн долл., в 2009 г. он сократился на 1,3 %6).

В современных условиях организованная преступность активно использует для отмывания своих доходов либерализацию порядка и условий движения капитала, увеличение скорости и снижение стоимости финансовых трансакций, развитие альтернативных платежных технологий. На макроэкономическом уровне негативными последствиями процессов, связанных с отмыванием средств, полученных преступным путем, в частности, являются:

> колебания спроса на капитал, не соответствующие базовым изменениям в экономике;

> непостоянство курсовых и процентных ставок из-за неожиданных трансграничных перемещений капитала;

> рост неустойчивости рынка ценных бумаг и качества активов финансовых организаций;

> недостатки государственной бюджетной политики вследствие неправильной оценки реальных доходов, активов и др.

Наряду с указанными негативными последствиями само по себе участие финансово-кредитных организаций в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма представляет непосредственную опасность и для них самих как в части уголовного преследования со стороны правоохранительных органов, так и в части криминального вмешательства со стороны организованной преступности. При этом следует учитывать, что финансово-кредитные организации в совокупности представляют материальную основу финансовой системы страны. В частности, Базельский комитет по банковскому надзору следующим образом классифицирует риски, которым подвержены финансово-кредитные организации, не осуществляющие должной проверки своих клиентов в целях противодействия легализации преступных доходов7:

> риск нанесения ущерба репутации;

> риск ухудшения финансового положения;

> риск возникновения правовых последствий;

> риск концентрации кредитов. Особую опасность возникновения рисков легализации преступных доходов представляет Интернет, который активно используется при ведении финансово-кредитных операций. В этой связи Банком России были разработаны Рекомендации по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга, в которых определены следующие банковские риски8:

а) операционный;

б) правовой;

в) стратегический;

г) риск потери деловой (репутационный риск);

д) риск ликвидности.

Легализация доходов, полученных преступным путем, предполагает поэтапное осуществление определенных действий, основными из которых являются:

> обналичивание;

> размещение;

> разделение источника происхождения и места легализации;

> интеграция. В контексте рассматриваемого вопроса

под обналичиванием понимается проведение внешне законных операций по движению денежных средств от заказчика — обладателя безналичных средств через специально созданные юридические лица к физическому или юридическому лицу, снимающему их в наличной форме, в заранее разработанной последовательности с сокрытием источника средств и бенефициара.

Анализ оперативной обстановки, складывающейся в сфере кредитно-финансовых отношений, свидетельствует о неослабевающем внимании преступности к институтам финансового посредничества. Во многом это связано с тем, что большое число организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, располагая незначительными уставными капиталами, в целях извлечения высоких доходов ориентируются в своей деятельности на обслуживание интересов теневой и криминальной составляющих экономики. Поэтому для криминальной деятельности в финансово-экономической сфере одной из наиболее востребованных оказалась услуга по обналичиванию денежных средств. Источниками таких средств являются деньги, выводимые из-под налогообложения, а также получаемые от совершения иных преступлений экономической направленности.

Размещение представляет собой совокупность действий по введению грязных наличных денег (денег, возникающих, как правило, в результате обналичивания безаличных доходов, полученных преступным путем) в легальную экономику через какое-либо финансово-кредитное либо иное предприятие или учреждение. Наиболее предпочтительным способом размещения грязных наличных денег является использование преступниками организаций, которые в той или иной степени контролируются ими. Если размещение осуществляется через обычные фи-репутации нансово-кредитные организации, то для их маскировки могут использоваться, например, такие приемы, как:

о> 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

> депонирование от имени различных лиц или в различных местах денежной наличности, разделенной на небольшие суммы, не вызывающие подозрения и не подпадающие под установленные пороги контроля;

> размещение грязных денег на предприятиях, деятельность которых связана с большим оборотом наличных средств (маскировка в массе легальной наличности) и т.д.

Разделение источника происхождения грязных денег и места их легализации используется для того, чтобы отдалить преступные доходы, вводимые в легальный оборот, от источника их происхождения путем совершения множества сделок и связанных с ними операций. В результате разделения маскируется связь между денежными средствами и криминальным источником их происхождения. Для сокрытия страны происхождения грязных денег разделение осуществляется посредством проведения трансграничных финансовых операций с использованием офшорных банков и офшорных компаний, предоставляющих основания для их проведения.

Интеграция предполагает инвестирование отмытых денежных средств в легальную экономику путем приобретения разнообразных легальных активов, используя различные финансовые инструменты.

Наименование и характеристика изложенных этапов легализации являются в определенной мере условными и используются для раскрытия сущности рассматриваемой преступной деятельности, которая реализуется посредством осуществления множества финансовых операций с использованием специально создаваемых для этого предприятий, получивших название «фирма-однодневка». Фирма-однодневка — это официально регистрируемое юридическое лицо, учреждаемое (создаваемое) на короткий срок для осуществления конкретных финансово-экономических операций в рамках реализации какой-либо противоправной финансово-экономической деятельности. Как правило, фирмы-однодневки характеризуются следующими идентификационными признаками:

> крайне малые сроки существования (от нескольких дней (недель) до нескольких месяцев (не более одного-полтора года), отсюда и название «фирма-однодневка»;

> отсутствие или непредставление отчетности в налоговую инспекцию;

> отсутствие в Пенсионном фонде данных о сотрудниках юридического лица (нет перечислений в Пенсионный фонд);

> отсутствие в собственности движимого и недвижимого имущества;

> регистрация юридических лиц по утерянным документам, паспортам умерших или пропавших людей, а также паспортам недееспособных лиц, в том числе лиц без определенного места жительства, наркоманов, находящихся на учете и проходящих лечение в специальных медицинских учреждениях и т.д.

По данным Росфинмониторинга, в настоящее время в стране применяется более 120 способов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, для совершения которых часто используются информационные технологии; примерно 60 % средств из общего количества выявленных легализованных криминальных доходов переводится в деньги, остальные — в ценные бумаги, землю, недвижимость и другое имущество. При этом основная часть (около 33 %) рассматриваемых видов преступлений совершается в кредитно-финансовой сфере, что в определенной мере отражает степень угрозы финансовой системе в целом9. Такая преступная деятельность в случае непринятия эффективных предупредительно-профилактических мер или мер пресечения способна приводить к нарушению функционирования всей финансовой системы страны.

Финансирование терроризма. В ст. 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 10 января 2000 г.) дается следующее определение это негативного явления.

«Любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения:

а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению;

б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть

какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запутать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения» 10. Одними из важнейших характеристик сущности этого понятия являются масштабы и большое количество связанных с этим финансовых операций, осуществляемых с использованием отдельных элементов финансовой системы страны, прежде всего ее информационных подсистем, с целью обеспечения скрытного аккумулирования денежных средств для подготовки и проведения террористических акций, ставящих под угрозу в том числе нормальное функционирование фондовых и валютных бирж, крупнейших платежных систем и т.д.

Проведение террористических акций, как правило, требует значительных ресурсов, для получения которых зачастую используются криминальные методы организованной преступности, включая хищение бюджетных средств, сокрытие средств от налогообложения, легализацию доходов, полученных преступным путем, и т.п. При этом основная часть таких денежных средств обычно расходуется не на совершение конкретных акций, а на осуществление более общего организационно-управленческого и материально-технического обеспечения деятельности террористической организации, вербовку исполнителей и их сторонников и пр.

Для формирования активов террористических организаций на макроуровне могут задействоваться крупные благотворительные фонды и перемещаться значительные суммы денежных средств.

На основе анализа и обобщения публикуемых сведений о финансировании терроризма можно выделить следующие преобладающие финансовые цели и задачи субъектов террористической деятельности:

> финансирование подготовки боевиков, включая их вербовку и содержание учебных лагерей;

> оплата расходов на проведение пропагандистских мероприятий;

> финансирование легальных структур, представляющих специфические интересы террористических организаций: благотворительные фонды, информационные агентства;

> оплата расходов на внедрение своих агентов в государственные структуры;

> оплата коррупционных услуг специалистов и чиновников, которые не являются членами террористических организаций;

> создание и поддержание в боевой готовности сетевой структуры террористов;

> приобретение и изготовление средств совершения террористических акций (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.);

> расходы на непосредственную подготовку террористических актов (рекогносцировка, приобретение средств связи и транспорта и т.д.);

> выплата вознаграждений непосредственным участникам операций;

> выплата компенсаций членам семей погибших террористов. Поскольку реализация указанных задач в своей основе и изначально является противоправной, преступной, то и возникающие при этом денежные отношения носят противоправный, криминальный характер, хотя отдельные из них могут внешне выглядеть как легальные, правовые.

С учетом масштабов распространения террористической деятельности в современном мире эксперты делают вывод, что годовой оборот террористических организаций и связанных с ними структур и лиц исчисляется в миллиардах долларов. Вполне естественно, что террористы используют для сокрытия преступных доходов во многом те же методы и механизмы, которые применяются для отмывания грязных денег.

Легализация доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма представляют собой два типа финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются, казалось бы, за безобидными финансовыми трансакциями. Криминальные доходы, получаемые от наркобизнеса, иной преступной бизнес-деятельности или в результате хищения бюджетных средств и средств хозяйствующих субъектов (прежде всего акционеров), проходя разветвленными путями, в том числе и через многочисленные информационные сети финансовой системы, способны се-

0) 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

рьезно дестабилизировать финансы и даже целиком национальные экономики. Террористы могут осуществлять преступную деятельность через свои финансовые сети посредством и при содействии скрытых структур финансовой поддержки. В обоих случаях для отмывания преступных доходов и поддержки террористической деятельности преступники или террористы используют возможности легальной финансовой системы. Так, например, в рамках международной организации ФАТФ ежегодно проводится анализ методов и тенденций (типологии) отмывания преступных доходов, а начиная с 2001 г. и финансирования терроризма. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы подготовить рекомендации по совершенствованию стандартов по противодействию рассматриваемой особо опасной преступной деятельности. В этих рекомендациях раскрываются конкретные схемы использования инфраструктуры финансовой системы в террористических целях11.

Безналичные переводы активно используются не только для сокрытия и быстрого осуществления преступной деятельности по легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этот механизм используется и в множестве других схем осуществления преступной деятельности в финансово-экономической сфере. В данном случае термин «безналичный перевод», или «перевод денежных средств», подразумевает любую финансовую трансакцию, выполненную в пользу того или иного лица через финансовую организацию безналичным способом с целью сделать некую сумму преступных доходов доступной для того или иного лица в другой финансовой организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая, что безналичные переводы не влекут за собой физического движения валюты, они являются быстрым и надежным методом для перевода средств из одного места в другое.

Платежные системы и на межбанковском, и на клиентском уровнях сегодня обеспечивают весьма удобное и эффективное сокрытие как для внутренних, так и для трансграничных безналичных переводов. Постоянное совершенствование таких всемирных сетей улучшает надежность и эффективность межбанковских платежных систем, давая возможность ежедневно обрабатывать огромное количество трансакций. Внутри клиентского банковского сектора такие услуги, как

банковское обслуживание по телефону и Интернет, позволяют потребителям производить трансакции на бесконтактной основе из любого места с доступом по телефону или Интернету.

Современные технологические достижения в области осуществления безналичных платежей, с одной стороны, обеспечивают достаточно надежную защиту для трансакций, предоставляя большую возможность отслеживания отдельных трансакций по электронным документам, которые могут автоматически создаваться, сохраняться и (или) передаваться вместе с конкретной трансакцией. С другой стороны, такие технологии могут быть также привлекательны и для преступного мира. Например, возросшие скорость и объемы электронных платежей наряду с использованием различных технических решений к фиксированию ключевой информации о трансакциях, хранению документов о них и передаче необходимой информации вместе с трансакциями являются препятствиями для обеспечения отслеживания отдельных трансакций надзорными и правоохранительными органами. Другим препятствием для отслеживания денежных потоков являются перемещения, которые производятся через такие небанковские финансовые учреждения, как системы денежных переводов, бюро обмена или прочие аналогичные типы компаний. В некоторых странах эти компании осуществляют безналичные переводы либо напрямую своим контрагентам в своей стране или за границей, либо посредством обычных финансовых учреждений (то есть банков). Различия в требованиях к ведению документов также могут использоваться в целях сокрытия преступных денежных отношений и соответствующей финансовой деятельности.

Существуют и более сложные схемы безналичных переводов, которые могут охватывать множество безналичных переводов, создавая сложный и намеренно вводящий в заблуждение след финансовых трансакций во избежание раскрытия.

Для осуществления безналичных переводов в преступных целях также могут широко использоваться:

> подставные лица для осуществления трансакций;

> направление денежных средств через множество различных финансовых организаций, чтобы безналичные переводы представлялись исходящими из разных и на вид не связанных друг с другом источников;

> безналичные переводы через небанковские финансовые учреждения или так называемые альтернативные системы денежных переводов (неофициальные системы по переводу денег или ценностей) без использования системы официальных финансовых учреждений и т.д.

В основе осуществления всех вышеописанных противоправных (преступных) действий, как правило, лежат денежные отношения между различными субъектами, которые направлены на перераспределение стоимости внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства в целях получения денежных средств, которые исходя из преступной сущности источника могут определяться как «доходы, полученные преступным путем», или денежные средства, полученные в результате совершения преступления12.

Если финансы рассматривать как «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования или государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач»13, то совокупность совершаемых в преступных (криминальных) целях денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, полученные преступным путем и используемые в дальнейшем для решения экономических и иных, в том числе криминальных, задач, можно рассматривать как криминальную составляющую финансов или как криминальные финансы.

Иными словами, криминальные финансы — это часть финансов, в которой значительное место занимают денежные отношения (деятельность) по преступному получению, перераспределению, увеличению и присвоению доходов. Для такого выделения в финансах криминальной составляющей, образующий относительно обособленный сегмент — криминальные финансы, имеются следующие теоретические предпосылки.

История термина «финансы» прошла несколько этапов. По мнению профессора Б.М. Сабанти, в настоящее время проблематично назвать автора, который ввел в обиход этот термин14. Первоначально в XIII—XV вв. термин «финансы» обозначал денежный платеж15. Позднее (с XVI по XIX вв.) в научной литературе финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием16. В России на рубеже XIX—XXвв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время17. Так, Э.А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности18, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке19. В настоящее время многими авторами (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчевой, А.М. Ковалевой и др.) также используется признак императивности при характеристике финансовых отношений, хотя он входит в определенное противоречие с признаваемым этими же авторами объективным характером появления и развития финансов: в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы — это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь объективными закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, установленными правовыми актами20.

Исходя из объективного характера финансовых отношений, безусловно, категория «финансы» может распространяться и на денежные (финансовые) отношения, не установленные правовыми актами, к которым, в частности, относятся преступные или криминальные денежные отношения как совокупность денежных отношений, направленных на формирование, перераспределение и накопление денежных доходов, полученных преступным путем. Практика расширительного толкования категории «финансы» имеет место в работах различных экономистов, что косвенно подтверждает правомерность сформулированного подхода в части криминальных финансов: еще в XIX в. в экономической литературе

0) OI

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

понятие «финансы» стало распространяться на денежные отношения отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. Например, Дж. М. Кейнс21 финансы рассматривал как денежную форму капитала. Расширительное толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка22.

Следует отметить, что выделение или обособление криминальных финансов в относительно самостоятельный сегмент системы финансов носит условный, теоретический характер: если в каждой из последовательности действий, в совокупности образующих преступление, рассматривать денежные или финансовые отношения, то, безусловно, в последних наряду с противоправными денежными отношениями всегда можно увидеть и денежные отношения, закрепленные нормами права.

Таким образом, на основе изложенного можно заключить, что все основные

компоненты национальной финансовой системы в современных условиях, характеризуемых глобальной информатизацией, являются уязвимыми со стороны многочисленных и масштабных противоправных (преступных) деяний, предпринимаемых в целях хищения средств, мошенничества, сокрытия средств от налогообложения и государственного контроля, отмывания доходов, финансирования терроризма и т.п. Одну из опасностей компонентам финансовой системы России представляют криминальные финансы. В результате проявления указанных негативных факторов возникают крайне опасные угрозы нарушения системных свойств устойчивости и целостности системы государственных финансов, функционирования и способности к восстановлению уставной деятельности финансовых, кредитных и страховых организаций, фондовых и валютных бирж и т.д.

О)

Ol

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

Литература и примечания

1. Отмывание. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

2. Молчанов А.В., Сомик К.В. и др. Информационная безопасность финансовой системы. М.: АЭБ МВД России, 2008. С. 55.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 17.06.96. № 25. Ст. 2954; // Российская газета. 1996. № 113. 18 июня; 1996. № 114. 19 июня; 1996. № 115. 20 июня; 1996. № 118. 25 июня.

4. Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» // Российская газета. 2001. № 151-152. 9 августа; // Собрание законодательства РФ. 13.08.01. № 33 (ч. i). Ст. 3418.

5. Годовые отчеты ФАТФ / веб-сайт ФАТФ: URL: //http://www.fatf-gafi.org; Financial Havens, Banking Secrecy and Money-Laundering: Double issue 34 and 35 of the Crime Prevention and Criminal Justice Newsletter, Issue 8 of the UNDCP Technical Series; New York: United Nations, Office for Drug Control and Crime Prevention, New York, 1998. P. 72.; Moisйs №нт Illicit. How Smugglers, Traffickers, and Copycats Are Hijacking the Global Economy Doubleday Publishing, 2005. Р 253.

6. Веб-сайт Международного валютного фонда: URL: http://www.imf.org, 2010 г.

7. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору: Письмо ЦБ России № 173-3 от 2 ноября 2007 г. URL: / http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_131163.htm.

8. Письмо ЦБ России № 36-Т от 31 марта 2008 г. «О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга» // Вестник Банка России. 2008. № 16 (1032). 9 апреля.

9. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Городец, 2006.

10. Конвенция ратифицирована законом от 10 июля 20002 г .№ 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // Собрание законодательства РФ. № 28. 2002. Ст. 2792; // Бюллетень международных договоров. № 5. 2003.

11. Веб-сайт ФАТФ: URL: www.fatf-gafi.org.

12. Ст. 3, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» // Российская газета. 2001. № 151-152, 9 августа. // Собрание законодательства РФ. 13.08.01. № 33 (ч. I). Ст. 3418.

13. В основе приведенного определения использованы теоретические положения проф. В.М. Родионовой (см. Финансы / под. ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. (гл. 1).

14. Сабанти Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер, 1998. С. 42.

15. Очевидно, что сами финансовые отношения возникли намного раньше — с появлением денежных доходов государства.

16. Сабатини Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер, 1998. С. 43—85; Финансы / под. ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2001. С. 27-29.

17. Финансы: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 14.

18. Здесь «императивный» в смысле «повелительный, не допускающий выбора» (см. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 2002. С. 267.)

19. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. М.: Финансы и статистика, 1985. С. 33.

20. Финансы: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 14.

21. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос-АРВ, 2002.

22. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988; Финансы / под. ред. В.В. Ковалева. С. 29—33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.