Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УСЛОВИЯ ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УСЛОВИЯ ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5652
789
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОКТРИНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / FINANCIAL SECURITY / GOVERNMENT FINANCIAL CONTROL / DOCTRINE OF ECONOMIC SECURITY / DEVELOPMENT STRATEGY / PERFORMANCE CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бятова А. А.

В статье рассматривается финансовая безопасность как важнейшая составляющая национальной безопасности Российской Федерации. Затрагиваются вопросы государственного и негосударственного финансового контроля и предлагаются меры по обеспечению финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CONDITIONS OF ITS SECURITY

The article discusses financial security as the most important component of the national security of the Russian Federation. The issues of government and non-government financial control are touched upon, and measures to ensure financial security are also proposed.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УСЛОВИЯ ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

13. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2019. - 420 с.

14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 330 с.

15. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 320 с.

Бятова А.А.

студентка 4 курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Москва, Россия

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УСЛОВИЯ ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается финансовая безопасность как важнейшая составляющая национальной безопасности Российской Федерации. Затрагиваются вопросы государственного и негосударственного финансового контроля и предлагаются меры по обеспечению финансовой безопасности.

Ключевые слова: финансовая безопасность, государственный финансовый контроль, доктрина экономической безопасности, стратегия развития, критерии эффективности.

Byatova A.A.

4 year student Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia

FINANCIAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CONDITIONS OF ITS SECURITY

Abstract: The article discusses financial security as the most important component of the national security of the Russian Federation. The issues of government and non-government financial control are touched upon, and measures to ensure financial security are also proposed.

Key words: financial security, government financial control, doctrine of economic security, development strategy, performance criteria.

В настоящее время одним из основных условий функционирования любой структуры, основанной на товарно-денежных отношениях, является безопасность финансов.

Финансовая безопасность представляет собой некое состояние финансов и всех финансовых органов, при котором национальные экономические интересы полностью защищены, и при этом вся финансовая система и все финансовые отношения гармонично развиваются.

Финансовая безопасность государства - это финансовый суверенитет страны, другими словами, это комплекс мер направленный государством на эффективную организацию финансово-экономических отношений с соблюдением собственных интересов.

Безопасность финансов страны напрямую связана со способностью государственных органов: обеспечить устойчивое функционирование платежных/расчетных систем государства; удержать на должном уровне экономические и финансовые показатели страны; гарантировать устойчивое экономическое развитие; защитить интересы национальной экономики; бороться с правонарушениями в финансовой сфере; проводить грамотную монетарную политику, регулировать курс валюты.

Государство является экономически эффективным при условии правильного построения политики направленной на защиту своих экономических и национальных интересов в условия жесткой рыночной экономики.

Одним из основных документов, регламентирующих вопрос финансовой безопасности в России, является Доктрина экономической безопасности. В соответствии с этим документом было утверждено Постановление о мерах по реализации стратегии Российской Федерации в сфере финансов. В доктрине расставлены приоритеты дальнейшей деятельности, утверждены ключевые критерии, присущие разным состояниям финансовой сферы, разобраны возможные экономические угрозы, а также предложены способы противодействия. При отсутствии гарантий обеспечения финансовой безопасности государству сложно эффективно выполнять свои функции как внутри страны, так и на арене международных отношений.

В Российской Федерации экономическая безопасность основывается на различных нормативно-правовых актах и делится на следующие уровни:

- Конституция Российской Федерации. В Конституции указан исчерпывающий список органов ответственных за обеспечение финансовой безопасности;

- Федеральные конституционные законы и законы Российской Федерации;

- Указы Президента РФ. В различных подзаконных актах описывается общая концепция национальной безопасности, политика противодействия терроризму в финансовом секторе, а также специфика взаимодействия органов, в чьей компетенции находится обеспечение финансовой безопасности;

- Акты федеральных органов, утверждающие механизмы обеспечения финансовой безопасности страны;

- Акты других институтов и органов власти, задачей которых является обеспечение финансовой безопасности (например, Акты Центрального Банка Российской Федерации);

- Международные нормативно-правовые акты.

Понимая, правовые основы финансовой безопасности, необходимо обозначить стратегию финансовой безопасности России, а также пути противодействия различным угрозам. Стратегия безопасности финансов должна включать [5]:

- распределение секторов влияния Российской Федерации с учетом экономический и климатической общности;

- работу над выявлением угроз и их устранение;

- определение угроз, которые могут нести опасность для социальной, политической и финансовой систем страны;

- создание слажено функционирующего органа, способного контролировать финансовую деятельность страны локально (в регионах) и на больших географических участках;

- выделение объектов, обеспечивающих финансовую безопасность страны.

Представленная стратегия финансовой безопасности, как и многие другие явления в экономике, имеет две стороны оценки. Так, многие экономисты согласны с ней, другие же считают, что данная стратегия является бюрократизированной и тормозит развитие финансовой безопасности. Вместо этого предлагают радикально противоположные меры, например, направить больше ресурсов для улучшения работы ЦБ, Министерства Финансов; вести более грамотную внешнюю политику;

найти механизмы для саморегулирующего осуществления финансовых транзакций и многое другое.

Государство становится активным участником рыночных отношений, для обеспечения функционирования всей финансовой системы. Так, кроме основной регулирующей функции, государство вынуждено содержать крупные экономические структуры. Их ценовая и производственная политика направлена на удовлетворение специфических потребностей государства, в том числе, обеспечение экономической стабильности социальной сферы.

Стоит отметить, что такие яркие экономические явления, как кризис являются неоднозначными. С одной стороны, любой «экономический бум» служит толчком для развития конкурентной среды, но в тоже время, создает почву для появления новых угроз (рост теневой экономики, рост преступлений экономического характера и другие).

Криминализация общества и хозяйственной деятельности предполагается как ключевая и наиболее вероятная угроза финансовой безопасности страны. Среди предпосылок можно выделить множество факторов, а именно:

- незаконное сотрудничество должностных лиц с частными организациями и лицами с целью получения взаимной выгоды, интеграция криминальных элементов в структуры власти и получение доступа к управлению производственными подразделениями.

- ослабление контролирующих функций государства и усиление присутствия криминализированных структур в экспортно-импортной деятельности, в торговых отношениях и незаконном присвоении активов, на внутреннем финансовом рынке.

Среди ключевых предпосылок, давших возможность появления подобных угроз, можно выделить: инфляционные процессы, неблагоприятную инвестиционную среду, нестабильное финансовое положение предприятий, иные проблемы финансовой дестабилизации экономики государства.

Ключевым моментов в борьбе с такими явлениями является их недопущение или сглаживание влияний подобных угроз требует отслеживания и классификации факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Действия по недопущению таких угроз должны быть непосредственно включены в экономическую деятельность предприятий с госучастием, это объясняется тем, что осуществляемая деятельность напрямую связана с реализацией контрольных функций государства.

К задачам такого государственного контроля можно отнести [9]:

- создание благоприятных условий по недопущению нарушений с коррупционной составляющей;

- повышение ответственности государственных органов (субъектов управления), наделенных полномочиями по управлению федеральными организациями и компаниями с государственным участием, а также федеральным имуществом, достижение установленных показателей деятельности путем совершенствования порядка и форм представления отчетности об управлении имуществом и достижение установленных показателей их деятельности;

- построение карты рисков контрольной среды, внедрение системы автоматического контроля, заложенного в системы процессинга, а также разделение функциональных обязанностей между участниками процесса управления.

Критерии финансовой безопасности должны быть измеряемы с учетом системы показателей деятельности государственных органов, а сами результаты оценки должны использоваться для разработки мероприятий по предотвращению и нейтрализации угроз [4].

Для осуществления эффективного использования подобных критериев существует необходимость внедрения измеряемых стандартов финансовой безопасности, совершенствование механизмов должно сопровождаться постоянным наблюдением за изменением различных показателей, а также предотвращением нарушений, анализом причин и условий их проявления.

Одним из инструментов обеспечения внутренней устойчивости к финансовым угрозам является монетарная политика. Монетарная политика представляет собой комплекс мер, направленных на стабилизацию экономики, то есть это такие действия правительства, которые влияют на количество денежной массы. Центральный Банк является неким «контролером и организатором» денежного обращения, именно поэтому, его деятельность является ключевой в монетарной политике государства.

Изменение учетной ставки

Рис. 1. Инструменты монетарной политики

Обычно выделяют несколько составляющих монетарной политики: изменение ставки рефинансирования, эмиссия денег, контроль денежной массы, операции на открытом рынке.

Монетарная политика является важным звеном финансовой безопасности, так как она влияет на покупательную способность национальной валюты, а также на стабильность денежного обращения, что обеспечивает хорошие условия для воспроизводственного процесса [15]. Именно поэтому необходимо развивать внутренний рынок и спрос. Необходимо направить политику на стабилизацию экономики и оздоровление финансов предприятий. Основным приоритетом необходимо выделить усиление кредитоспособности реального сектора экономики и применение кредитной эмиссии для повышения финансовой стабильности.

Финансовую безопасность России определяет ее финансовая устойчивость, а именно показатели, которые отражают главные национальные интересы. Они помогают понять состояние финансовой безопасности страны. Обычно к таким показателям относят: устойчивость банковской системы; устойчивость и национальной валюты; золотовалютный запас страны; долг страны (внешний, внутренний); стабильность финансовых потоков; денежную массу (скорость обращения, величину потока); уровень развития финансового рынка и другие.

Существует множество классификаций показателей для оценки уровня финансовой безопасности. Проанализировав тенденции их изменений, можно сделать вывод о качестве и эффективности политики, проводимой в данном направлении.

Показатель устойчивости Индикатор устойчивости Пороговые значения

Уровень дефицита Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в г гр о центах к доходной части бюджета. До 2.0% в течение одного пода. До 10% в течение нескольких лет.

Стабильность цен Годовой уровень мифа я дин (роста цен на товар н услуги.) в процентах. Не бол ее 50% в течение пода. Не бол ее 25% в течение нескольких лет подряд. Не более 1 0% в течение ряда лет.

Золотовалютн ьгй запас страны í J aj си1чи е зол от в ал к л и с е о резерва. сиисобног ■::■ подави п. всплески курса иностранных валют. непредвиденные госу дар ст в е н ны е р а сх о д ье. требования л о возврату дши'ов. Величина резерва измеряется: в процентах от государствен но го бюджета и ВВП. Не ниже 40% от консолидированного государственного бюджета. Ele ниже 20"о от валового внутренне го продукта. Не ниже 2 У 1-е денежной массы, находящейся в обращении.

Внешний долг страны Реальная способность вернуть долг вовремя, реструктуризировать доле, возместить долг ja счет им сшщнлся ак ей вов. Намеряется: величиной долга в процента* к ВВП, бюджету или к ликвидной части национального богатства. Не более 50% ВВП при продолжительности периода возврата долга не более 10 лет. Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года. Не более 5% национальною баланса.

Внутренний государственный долг Реальная способность вернуть донн", реструктуризировать его. покрыть выпуском гарантнро в ан н ых государственных ценных бумаг, либо возместигь cí o за счет элемент в национального богат ства, золотовалютного запаса. Не более 75% ВВП при продолжительности периода возврата долга не более 10 лет. Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года.

Дефицит шгатежного баланса Превышение нмггорга Егад i:-;lпортом, внешних гглатежей на;: внешними поступлениями, в процентах. к величине •баланса. Не более 50% в течение одного пода. Не более 20% н течение нескольких лет.

Рис. 2. Основные показатели финансовой безопасности [17]

Также стоит выделать систему органов государственного финансового контроля как еще одну специфическую черту финансовой безопасности России. Она делится на два уровня (федеральный и региональный).

Главой системы является Президент Российской Федерации. На него же возложены функции законодательного обеспечения, обеспечения совместной деятельности разных уровней власти, обеспечивающих экономическую безопасность страны. Такой орган как Админист-

рация Президента помогает ему в реализации конституционных полномочий. Ключевым координирующим органом системы является Совет Безопасности РФ, а Федеральное Собрание Российской Ф, в свою очередь, осуществляет законодательное управление.

Правительство России обладает полномочиями по управлению органами, обеспечивающими финансовую безопасность, а также осуществляет текущее финансовое управление.

Рис. 3. «Структура системы контроля финансовой безопасности России» [16]

К негосударственному финансовому контролю относят работу негосударственных организаций по обеспечению контроля финансовой безопасности. Основная задача: повышение эффективности использования средств, благодаря снижению издержек.

Обычно выделяют:

1. Внутрифирменный негосударственный контроль: службы внутреннего контроля (контроль финансов предприятия, филиалов и т.д.).

2. Контроль со стороны коммерческих банков. Обеспечивают соблюдение законодательства клиентами.

3. Аудиторский контроль (независимая бухгалтерская проверка финансовой отчетности).

Так, обеспечение финансовой безопасности в России имеет некоторые специфические особенности: особая структура нормативно-правовой базы, показатели финансовой устойчивости, зависящие от финансовой безопасности страны и сложная структура системы финансового контроля.

В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года (Стратегия), утвержденной Указом Президента России от 13.05.2017 № 208, под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов. Важнейшими из 25 основных угроз (совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам России в экономической сфере), обозначенных в Стратегии, являются высокий уровень криминализации и коррупции, а также сохранение значительной доли теневой экономики. Для их минимизации предлагается не допускать избирательного правоприменения в отношении предпринимателей, предупреждать рейдер-ские захваты, преднамеренные банкротства и другие преступления в хозяйственно-финансовой сфере, в том числе совершаемые с помощью правоохранительных и контролирующих органов, а также предотвращать появление коррупционных схем. О неудовлетворительном состоянии законности в экономике говорит и прокурорская отчетность.

Говоря о финансовой безопасности государства, необходимо учитывать специфику, той или иной страны, так как механизмы, хорошо работающие на одной территории, могут дать отрицательный результат на другой.

Проанализировав финансовую безопасность Российской Федерации, можно выделить некоторые меры, с помощью которых удастся повысить уровень ее обеспечения:

- введение отраслевых ограничений (то есть запретить или ограничить доступ иностранных инвестиций, для особо важных отраслей);

- ведение социальной политики, которая сплотит государство

и общество (то есть, не должно быть четкого барьера между государством, которое занимается финансовой безопасностью и гражданами. Государство должно прививать интерес у граждан, и образовывать некий синтез, для достижения более высоких результатов);

- разработка сильной законодательной базы, способной снизить уровень преступлений коррупционной, финансовой направленности;

- образование граждан в сфере финансов (общество должно быть заинтересовано сотрудничать с государством).

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http ://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_28399/

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества) от 27.11.2009 № 17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http ://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_94890/

3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208. - Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/

4. Алтунян А.Г. Экономическая безопасность в монетарной сфере / А.Г. Алтунян // Российское предпринимательство. - 2009. - № 6. - С. 3-4.

5. Берентаев К. Аналитический взгляд. Цивилизационный выбор Казахстана: сохранить суверенитет в составе Евразийского союза или стать придатком транснациональных корпораций / К. Берентаев. RussiаnsKz.Infо. - 2012.

6. Боришполец К.П. Евразийская интеграция как тренд международной политической практики / К.П. Боришполец // Ежегодник института международных исследований Московского государственного института международных отношений. - 2014. - № 3-4 (9). - С. 47-57.

7. Винокуров Е.Ю. Количественный анализ экономической интеграции / Е.Ю. Винокуров. - Санкт-Петербург, 2014.

8. Васильева Н.А. Глобальный Евразийский регион: опыт теоретического осмысления социально-политической интеграции / Н.А. Васильева, М.Л. Лагутина. - Санкт-Петербург, 2012.

9. Винокуров Е.Ю. Две евразийские интеграции / Е.Ю. Винокуров, А.М. Либман // Вопросы экономики. - 2013. - № 2.

10. Виссарионов А.Б. Об использовании предельных (пороговых) значений индикаторов экономической безопасности российской федерации / А.Б. Виссарионов, Р. Р. Гумеров // Управленческие науки. - 2017. - № 12. - С. 5.

11. Глинкина С.П. О расширении евразийской интеграции в условиях геополитического регионального соперничества / С.П. Глинкина, М.О. Турае-ва // Вестник университета. - 2014. - № 2 (45). - С. 54-62.

12. Лебедева Л.Ф. Позиции России и США в полицентричном мире: социально-экономический аспект. США и Канада: экономика, политика, культура / Л.Ф. Лебедева. - 2012. - С. 3-15.

13. Лебедева Л.Ф. Социальные приоритеты национальных и международных стратегий экономического развития в XXI в. / Л.Ф. Лебедева. - М., 2013. - С. 10-15.

14. Магомедов Ш.М. Финансовая безопасность России / Ш.М. Магомедов, Л.В. Иваницкая, М.В. Каратаев, М.В. Чистякова. - Москва, 2016. - С. 21

15. Пелипась И.В., Точицкая И.Э, Шиманович Г.И., Анисимов А.М. // Евразийская экономическая интеграция. 2014. - № 4.

16. Платонова И.Н. Международные экономические отношения в эпоху глобализации: учебное пособие / И.Н. Платонова, Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костю-нина, В.В. Буглай. - Москва: Проспект, 2012. - 344 с.

17. Спартак А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции: новые тенденции и явления в начале XXI века /А.Н. Спартак // Российский внешнеэкономический вестник, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коновалов С.А.

аспирант ФГБОУВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбов

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению методических аспектов оценки региональной идентичности как нематериального фактора развития региональной экономики. В работе выделены этапы оценки региональной идентичности, обосновано, что отсутствие какого-либо из условий положительной региональной идентичности приведет к созданию негативных проявлений, снижающих уровень конкурентоспособности региона.

Ключевые слова: региональная экономика, конкурентоспособность, региональная идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.