Научная статья на тему 'Система индикаторов финансовой безопасности Калининградского региона'

Система индикаторов финансовой безопасности Калининградского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РИСКИ / ИНДИКАТОРЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭЛЕМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FINANCIAL SECURITY / FINANCIAL SYSTEM OF THE REGION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RISKS / FINANCIAL SECURITY INDICATORS / ELEMENTS OF REGIONAL FINANCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семененкова А. С., Савинова А. В., Горбунова В. Б.

В статье рассмотрено понятие, основные элементы и угрозы финансовой безопасности региона. Проведен анализ системы индикаторов финансовой безопасности Калининградской области и предложены пути её повышения. Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что исследование вопросов управления финансовой безопасностью на региональном уровне является важнейшим условием достижения эффективности экономической системы и имеет особую значимость для обеспечения национальной безопасности. Несмотря на то, что финансовая система страны в целом достаточно стабильна, большинство региональных финансовых систем неустойчивы вследствие социально-экономических различий, зависимости от федерального центра, долговых проблем, что актуализирует исследования параметров сфер и звеньев финансовой системы, финансовых потоков для достижения финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF FINANCIAL SECURITY INDICATORS OF THE KALININGRAD REGION

The article considers the concept, main elements and threats to the financial security of the region. The analysis of the system of indicators of financial security of the Kaliningrad region is carried out and ways to increase it are proposed. The relevance of this article is due to the fact that the study of financial security management at the regional level is the most important condition for achieving the effectiveness of the economic system and is of particular importance for ensuring national security. Despite the fact that the financial system of the country as a whole is quite stable, most regional financial systems are unstable due to socio-economic differences, dependence on the federal center, debt problems, which actualizes research into the parameters of areas and links of the financial system, financial flows to achieve financial security.

Текст научной работы на тему «Система индикаторов финансовой безопасности Калининградского региона»

УДК 338.1

А.С. Семененкова, студентка 3 курса ИНОТ ЭКУ, А.В. Савинова, студентка 3 курса, ИНОТЭКУ, al-ya. savinova03@mail.ru В.Б. Горбунова, канд. экон. наук, доц., gorbunova_v_b@mail.ru ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНА

В статье рассмотрено понятие, основные элементы и угрозы финансовой безопасности региона. Проведен анализ системы индикаторов финансовой безопасности Калининградской области и предложены пути её повышения. Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что исследование вопросов управления финансовой безопасностью на региональном уровне является важнейшим условием достижения эффективности экономической системы и имеет особую значимость для обеспечения национальной безопасности. Несмотря на то, что финансовая система страны в целом достаточно стабильна, большинство региональных финансовых систем неустойчивы вследствие социально-экономических различий, зависимости от федерального центра, долговых проблем, что актуализирует исследования параметров сфер и звеньев финансовой системы, финансовых потоков для достижения финансовой безопасности.

финансовая безопасность, финансовая система региона, устойчивое развитие, риски, индикаторы финансовой безопасности, элементы региональной финансовой безопасности

Проблематика пороговых значений рассматривается в исследованиях экономической, финансовой и других сфер безопасности. Взаимосвязь финансовой безопасности регионов и финансовой устойчивости отражена в ряде работ. Авторы обосновывают взаимосвязь финансовой системы региона и региональной финансовой безопасности, для оценки финансовой безопасности территорий формируют показатели, отражающие способность регионов устойчиво развиваться, прежде всего, за счет собственных источников и эффективного использования экономического потенциала [1, 2, 3].

Особенность обеспечения региональной финансовой безопасности заключается в функционировании не одной, а трех связанных финансовых подсистем: государственной подсистемы, объединяющей финансовые ресурсы федеральных органов и субъектов РФ, муниципальной подсистемы и подсистемы финансов отдельных юридических и физических лиц [4].

Таким образом, большинство исследований анализируют финансовую безопасность региона либо устойчивость региональной экономики и региональных финансов; сравнительная оценка регионов по финансовой устойчивости сводится к их сопоставлению по уровню социально-экономического развития. Проведенный анализ и задачи по повышению качества стратегирования социально-экономического развития регионов обосновывают необходимость оценить уровень развития финансовой системы регионов и ее устойчивость в аспекте финансовой безопасности.

Итак, финансовая безопасность региона - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих защищенность целостности финансовой системы региона и ее устойчивости к влиянию внешних и внутренних дестабилизирующих процессов и угроз финансовой

безопасности. Основными сферами финансовой безопасности являются бюджетно-налоговая, кредитно-банковская, сфера корпоративных финансов, фондовый рынок. Частно-финансовая безопасность, охватывающая финансы сектора домохозяйств и финансы населения, - это способность населения проводить в жизнь самостоятельные финансово-экономические решения в соответствии со своими интересами в рамках действующего правового пространства [5].

В этих условиях обеспечивается устойчивое развитие, расширенное воспроизводство, реализуется распределительная функция бюджета, финансово защищенные домохозяйства могут рассматриваться как инвестиционный потенциал региона. В экономике и в финансовой системе «деформации финансового поведения населения вызывают «эффект домино» [6].

Устойчивость финансовой системы региона должна рассматриваться через оценку развития финансовой сферы региона и уровня финансовой безопасности с использованием системы индикаторов, критериев, целевых ориентиров, пороговых значений. Представляется целесообразным отражать комплексную оценку уровня развития финансовой системы региона в правовых актах и стратегических документах, прежде всего в стратегии социально-экономического развития или стратегии финансовой безопасности региона. Системный подход предполагает постановку цели в стратегических документах, формирование институциональной среды, разработку карты рисков и угроз устойчивому развитию системы.

Таким образом, финансовая система региона должна рассматриваться как объект финансовой безопасности, предметом является способность системы сохранять устойчивость к воздействию негативных факторов. Логика анализа финансовой безопасности региона может быть сведена к модели: «уровень развития и устойчивость финансовой системы - риски и угрозы - защищенность от рисков и угроз (обеспечение безопасности)».

Анализ позволяет выделить факторы, определяющие устойчивость финансовой системы региона, и факторы, продуцирующие риски развития финансовой системы региона и снижающие финансовую безопасность территории. Классификация факторов, влияющих на устойчивость развития финансовой системы региона и продуцирование рисков, и критерии оценки развития финансовой системы представлены в табл. 1.

Так, к внутренним факторам в рассматриваемом аспекте должны относиться те, которые возникают под воздействием региональных факторов. Факторы, генерируемые на глобальном, национальном, макрорегиональном уровнях, должны классифицироваться как внешние.

Угрозы финансовой безопасности делятся на внутренние и внешние [3]. В табл. 2 представлена систематизация рисков и угроз финансовой безопасности регионов по сферам воздействия.

Так, специфичными угрозами устойчивости финансовой системы на региональном уровне в бюджетно-финансовой сфере являются неравномерное закрепление доходов в соответствии с возложенными расходными полномочиями, высокий уровень государственного долга субъектов РФ и проблемная структура с низкой долей использования ценных бумаг как источника долговых обязательств. В инвестиционной сфере выделяются угрозы неконкурентоспособности производимой продукции, высокой кредитной нагрузки на предприятия, которая в условиях невысокой рентабельности сдерживает финансовое развитие предприятий, обновление фондов. В кредитно-банковской сфере это сокращение региональных банков, превышение объемов выданных потребительских кредитов над привлеченными депозитами, информационные угрозы [7].

Таким образом, к основным угрозам финансовой безопасности регионов следует отнести значительную зависимость бюджетов субъектов РФ от поступлений из федерального бюджета и связанный с этим дисбаланс финансовых потоков, отсутствие стратегий управления государственным долгом и недостаточную инвестиционную активность в региональную экономику, снижение уровня платежеспособности и повышение закредитованности граждан. Действенными инструментами могут стать разработка институциональных основ взаимодей-

ствия бюджетов разных уровней при формировании и реализации государственных и муниципальных программ, повышения эффективности и прозрачности системы государственного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств, развитие и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, повышение финансовой грамотности населения. Целесообразно оценку финансовой системы региона отражать в стратегических документах: в стратегии социально-экономического развития региона или стратегии финансовой безопасности региона. Комплексный подход к анализу развития и устойчивости финансовой системы региона может быть реализован при условии объективного выбора методов и инструментов обеспечения финансовой безопасности, включающих мониторинг движения финансовых ресурсов, систему индикаторов и соответствующих пороговых значений с учетом факторов, дестабилизирующих финансовую систему.

В целом же бюджетно-налоговая безопасность является ключевым сегментом финансовой безопасности региона, обеспечивающим функционирование региональной социально-экономической системы. Кредитно-банковская безопасность показывает развитость и доступность финансовых ресурсов для предприятий и населения в форме кредитных средств. Инвестиционная безопасность характеризуется притоком капиталовложений в экономику региона, которые могут быть ограничены региональными инвестиционными рисками. Корпоративно-финансовая безопасность определяется финансовыми результатами деятельности субъектов предпринимательства, хозяйственным оборотом и расширением деятельности.

Таблица 1 - Классификация факторов, влияющих на устойчивость развития финансовой системы региона и продуцирование рисков_

Критерии Факторы

Источники возникновения Внешние глобальные Внешние национальные Внутренние национальные Внутренние региональные

Сфера возникновения Экономическая Политическая Демографическая Правовая Информационная Цифровая Экологическая Криминальная

Уровень развития ВРП Человеческий капитал Налоговый потенциал Бюджетный потенциал Финансовый потенциал Инвестиционный потенциал Инновационный потенциал Производственный потенциал

Характер воздействия Прямые Косвенные

Сфера воздействия Денежно-кредитная Инвестиционная Инновационная Бюджетно-налоговая Фондовый рынок Внешнеэкономическая

Степень регулирования, управления Регулируемые Условно регулируемые Нерегулируемые

Факторы риска Внутренние Внешние

Денежно-кредитная сфера

Прямые Кризис платежей Падение денежных доходов населения Изменение конъюнктуры рынка Снижение ликвидности банковской системы Изменения денежно-кредитной политики государства Банкротство крупнейших банков Отзыв банковской лицензии Уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы

Косвенные Информационные риски Риски цифровизации Низкая конкурентоспособность региональных банков Изменение политической ситуации (санкции в денежно-кредитной сфере) Цифровые Информационные

Инвестиционно-инновационная сфера

Прямые Снижение уровня инвестиционной активности Ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов Ресурсоемкость, низкое качество продукции, высокие издержки Рост просроченной кредиторской задолженности Структурные проблемы экономики Недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики Неэффективная защита прав собственности Низкая конкурентоспособность экономики, вызванная технологической отсталостью Рост частного долга

Косвенные Снижение трудовой активности населения Нарушение состояния окружающей среды

Бюджетно-налоговая сфера

Прямые Несбалансированность бюджета Снижение уровня бюджетной обеспеченности Дефицитность бюджетов Наращивание государственного долга Нерациональная структура расходов и доходов внутри бюджетной системы Несбалансированность национальной бюджетной системы Рост суверенной задолженности

Косвенные Коррумпированность Скрытая безработица Изменение бюджетной политики государства Изменение налоговой политики государства Изменение долговой политики государства

Внешнеэкономическая сфера

Прямые Потеря части внешних рынков Неразвитость экспортоориентированной инфраструктуры Ограничение доступа к финансовым рынкам Отток иностранного капитала Усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе

Косвенные Высокий уровень корпоративного внешнего долга Дестабилизирующая внешняя политика Стратегия дедолларизации Нестабильность курса валюты

Фондовая сфера

Прямые Увеличение доли внутреннего рынка иностранными фирмами Приобретение иностранными фирмами российских предприятий Увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг

Косвенные Неготовность использовать инструменты фондового рынка Усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков

Окончание табл. 2

Факторы риска Внутренние Внешние

Комплексная

Прямые Высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере Сохранение значительной доли теневой экономики

Косвенные Слабость институтов власти Несовершенство законодательной базы в финансовой сфере Подверженность финансовой системы глобальным рискам Усиление конкуренции между странами в экономической и иных сферах

Частно-финансовая безопасность - это защищенность уровня доходов населения (до-мохозяйств), обеспечивающая свободу финансово-экономической активности [8].

Все перечисленные элементы финансовой безопасности региона взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, поэтому эффективная оценка уровня безопасности возможна только на основе системного подхода.

Одним из наиболее известных методов оценки финансовой безопасности является индикативный анализ. По каждому элементу выделяют показатели-индикаторы, на основе пороговых значений которых оценивают степень влияния факторов и угроз определённого вида на состояние безопасности. На основе перечисленных выше элементов можно выделить следующие индикаторы финансовой безопасности региона (табл. 3).

Таблица 3 - Критерии оценки финансовой безопасности региона [9]

№ Элемент безопасности Индикатор Пороговое значение

1 Бюджетно-налоговая безопасность Уровень дефицита регионального бюджета, % ВРП Не более 3

2 Кредитно-банковская безопасность Объем кредитов, % к ВРП Не менее 40

Число кредитных организаций и их филиалов Не менее среднего по РФ

3 Денежно-инфляционная безопасность Годовой темп прироста реальных доходов населения, % Не менее 5

Индекс потребительских цен, % Не более среднего по РФ

4 Инвестиционная безопасность Доля инвестиций в ВРП, % Не менее 25

5 Корпоративно-финансовая безопасность Удельный вес убыточных организаций, % Не более среднего по РФ

6 Финансовая безопасность населения Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % от общей численности Не более среднего по РФ

Среднедушевые денежные доходы, руб. Не менее среднего по РФ

Для данных показателей были использованы пороговые значения, предложенные В.К. Сенчаговым, Ю.М. Максимовым и др. [9]. Превышение (для негативных) и снижение (для позитивных) индикаторов своих фактических значений относительно пороговых свидетельствует о развитии кризисной ситуации.

На основании изложенного оценка финансовой безопасности Калининградской области будет проведена, используя данные Калининградстата по наиболее важным элементам, таким, как: бюджетно-налоговая безопасность, денежно-инфляционная безопасность, финансовая безопасность населения [10].

Таблица 4 - Балльная оценка финансовой безопасности Калининградской области [10]

Индикатор Год Опасное финансовое состояние Неустойчивое (небезопасное) финансовое состояние Устойчивое (безопасное) финансовое состояние

Соответствие текущих расходов бюджета объему доходов бюджета 2011 1

2012 -1

2013 -1

2014 -1

2015 -1

2016 -1

2017 -1

2018 -1

Итого -1

Сбалансированность бюджета - соответствие расходов доходам бюджета 2011 1

2012 0

2013 0

2014 -1

2015 0

2016 0

2017 0

2018 0

Итого 0

Объем государственного долга 2011 1

2012 1

2013 1

2014 1

2015 1

2016 1

2017 1

2018 1

Итого 1

Удельный вес собственных доходов в структуре доходов бюджета, % 2011 1

2012 1

2013 1

2014 1

2015 1

2016 1

2017 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 1

Итого 1

Собственные доходы бюджета на душу населения, руб. 2011 1

2012 1

2013 1

2014 1

2015 1

2016 1

2017 1

2018 1

Итого 1

Индикатор Год Опасное финансовое состояние Неустойчивое (небезопасное) финансовое состояние Устойчивое (безопасное) финансовое состояние

2011 1

2012 0

2013 1

Исполнение бюджета по доходам, % 2014 0

2015 0

2016 1

2017 1

2018 0

Итого 0

2011 1

2012 1

Бюджетная обеспечен- 2013 1

ность на 1 жителя по 2014 1

расходам на соц.- 2015 1

культурные мероприя- 2016 1

тия, руб. 2017 1

2018 1

Итого 1

2011 -1

2012 -1

Удельный вес расходов 2013 0

2014 -1

на соц.-культурные мероприятия в структуре бюджета 2015 0

2016 -1

2017 -1

2018 -1

Итого -1

2012/ 2011 1

2013/ 2012 1

2014/ 2013 0

Величина доходной части бюджета, к преды- 2015/ 2014 1

дущему году 2016/ 2015 1

2017/ 2016 1

2018/ 2017 0

Итого 1

2011 0

Отношение объема фи- 2012 1

нансовой помощи реги- 2013 1

ону из федерального 2014 1

бюджета к объему до- 2015 1

ходов федерального 2016 1

бюджета 2017 0

2018 0

Индикатор Год Опасное финансовое состояние Неустойчивое (небезопасное) финансовое состояние Устойчивое (безопасное) финансовое состояние

Отношение объема финансовой помощи региону из федерального бюджета к объему доходов федерального бюджета Итого 1

ИТОГО: 1

Таким образом, на основании проведенного индикативного анализа можно сделать вывод об устойчивом (безопасном) финансовом состоянии Калининградской области. Такое состояние характеризуется достаточной величиной собственных источников доходов, низким объемом государственного долга, высоким процентом исполнения бюджета по доходам.

Однако имеются некоторые недочеты в финансовой составляющей: несбалансированность бюджета, превышение текущих расходов над доходами и низким удельным весом расходов на социально-культурные мероприятия на 1 жителя.

В связи с этим представим некоторые показатели, которым нужно уделить больше внимания:

1. Соответствие текущих расходов объему доходов

Текущие расходы бюджета субъекта РФ превышают объем доходов (дефицит). В итоговой таблице напротив данного индикатора ставим -1, это означает, что данный параметр оказывает опасное влияние на финансовую безопасность Калининградской области.

2. Сбалансированность бюджета (дефицит) субъекта РФ не более 15 % объема доходов бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета).

Присутствует дефицит бюджета, это означает, что в табл. 4 напротив данного индикатора ставим 0. Значение данного параметра оказывает опасное влияние на финансовую безопасность Калининградской области.

3. Удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в структуре бюджета. Пороговое значение примем за 70 %.

По данным можем увидеть структуру расходов на социально-культурные мероприятия в общей структуре расходов. Удельный вес ниже порогового значения (<70%), это означает, что напротив данного показателя ставим - 1, показатель требует к себе большего внимания со стороны органов государственной власти Калининградской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Побегайло, М.Г. Некоторые проблемы развития рыбохозяйственного комплекса в аспекте обеспечения региональной продовольственной безопасности / М.Г. Побегайло, В.Б. Горбунова // Балтийский экономический журнал. - 2018. - № 1 (21). - С. 67-75.

2. Горбунова, В.Б. Методические аспекты управленческой деятельности в современных экономических условиях / В.Б. Горбунова // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 3 (41). - С. 127-130.

3. Шевелева, О.Б. Взаимосвязь категории «финансовая система региона» и «региональная финансовая безопасность» / О.Б. Шевелева, Е.В. Слесаренко // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 20. - С. 35-45.

4. Безденежных, Т.И. Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности / Т.И. Безденежных, Е.Е. Шарафанова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2019. - № 3. - С. 32-38.

5. Демидова, С.Е. Типология регионов по уровню развития финансовой системы и состоянию финансовой безопасности / С.Е. Демидова // Конкурентоспособность регионов.

Стратегия устойчивого развития: III Междунар. науч.-практ. конф.: сб. тр. - Псков: ПсковГУ, 2017. - С. 142-153.

6. Развитие методологии оценки финансовой безопасности России на основе исследования воздействия макроэкономических шоков на динамику сбережений и операций населения на кредитном и валютном рынках / А.У. Альбеков [и др.]. - Ростов н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2017. - 188 с.

7. Жалсапова, О.Б. Понятие и сущность факторов и угроз финансовой безопасности региона / О.Б. Жалсапова, А.А. Кораблева // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. - 2017. - № 1. - С. 43-47. -7

8. Милета В.И. Финансовая безопасность региона: понятие и проблемы оценки // Экономика: теория и практика. - 2018. - № 1 (49). - С. 41-47.

9. Сенчагов, В. К. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов / В. К. Сенчагов, Ю. М. Максимов, С. Н. Митя-ков // Инновации. - 2011. - № 5. - С. 56-61.

10. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kaliningrad.gks.ru/ofstatistics (Дата обращения: 27.10.2019).

SYSTEM OF FINANCIAL SECURITY INDICATORS OF THE KALININGRAD REGION

A.V. Savinova, student, A.S. Semenenkova, student, alya.savinova03@mail.ru.

V.B. Gorbunova, PhD, Associate Professor, gorbunova_v_b@mail.ru Kaliningrad State Technical University

The article considers the concept, main elements and threats to the financial security of the region. The analysis of the system of indicators of financial security of the Kaliningrad region is carried out and ways to increase it are proposed. The relevance of this article is due to the fact that the study of financial security management at the regional level is the most important condition for achieving the effectiveness of the economic system and is of particular importance for ensuring national security. Despite the fact that the financial system of the country as a whole is quite stable, most regional financial systems are unstable due to socio-economic differences, dependence on the federal center, debt problems, which actualizes research into the parameters of areas and links of the financial system, financial flows to achieve financial security.

financial security; financial system of the region; sustainable development; risks; financial security indicators; elements of regional financial security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.