Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР РКП НА ОСНОВЕ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА'

ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР РКП НА ОСНОВЕ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ / CONTRACT LIFE CYCLE / INNOVATION / INVESTMENT / INVESTMENT AND INNOVATION / AEROSPACE INDUSTRY / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобков К.Ю.

Предлагается форма финансирования инновационных проектов и программ предприятий интегрированных структур ракетно-космической промышленности на основе контрактов жизненного цикла, позволяющая привлекать значительные инвестиции частного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобков К.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF INVESTMENT AND INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES OF INTEGRATED STRUCTURES OF THE RCP ON THE BASIS OF LIFE CYCLE CONTRACTS

The form of financing innovative projects and programs of enterprises of integrated structures of the rocket and space industry on the basis of life cycle contracts, allowing to attract significant investments of the private sector, is proposed.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР РКП НА ОСНОВЕ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА»

Секция ««Инновационная деятельность промышленных предприятий»

УДК 638.354.8

ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР РКП НА ОСНОВЕ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

К. Ю. Лобков

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: lobkov.study@yandex.ru

Предлагается форма финансирования инновационных проектов и программ предприятий интегрированных структур ракетно-космической промышленности на основе контрактов жизненного цикла, позволяющая привлекать значительные инвестиции частного сектора.

Ключевые слова: контракт жизненного цикла, инновации, инвестиции, инвестиционная и инновационная деятельность, ракетно-космическая промышленность, инфраструктурные объекты.

FINANCING OF INVESTMENT AND INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES

OF INTEGRATED STRUCTURES OF THE RCP ON THE BASIS OF LIFE CYCLE

CONTRACTS

К. Y. Lobkov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: lobkov.study@yandex.ru

The form of financing innovative projects and programs of enterprises of integrated structures of the rocket and space industry on the basis of life cycle contracts, allowing to attract significant investments of the private sector, is proposed.

Keywords: the contract life cycle, innovation, investment, investment and innovation, aerospace industry, infrastructure.

Эффективная деятельность предприятий Ракетно-космической промышленности (РКП) в сложных экономических условиях настоящего периода невозможна без совершенствования управления инвестиционной и инновационной деятельности (ИиИД). Основой совершенствования управления ИиИД интегрированных структур (ИС) РКП является эффективная реализация инновационных проектов (ИП) и инновационных программ (Ипр).

Вместе с тем, реализация последних требует от предприятий ИС РКП соответствующего состояния инфраструктурных объектов (ИО), позволяющих проектировать и реализовывать современную космическую технику. С течением времени ИО, изнашиваются, устаревают и требуют модернизации в результате растущего спроса на их использование. В итоге, на определенном этапе развития предприятия ИС РКП сталкиваются с необходимостью увеличения расходов на модернизацию инфраструктуры при одновременном отсутствии соизмеримых бюджетных ресурсов. Возникает задача поиска альтернативных источников и механизмов финансирования инфраструктурных преобразований. Как показывает практика, решение данной задачи возможно благодаря использованию потенциала частных предприятий и находит свое практическое отражение в построении т.н. государственно-частного партнерства (ГЧП). Одной из эффективных форм ГЧП осуществления ИП и Ипр уже доказавшей свою эффективность в зарубежных странах, для России стали контракты жизненного цикла (КЖЦ) [1; 2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

Известен целый ряд примеров успешной реализации КЖЦ в сфере космической деятельности за рубежом, в частности, программа в области военной космической связи Skynet-5 в Великобритании (создание и эксплуатация космического аппарата финансировались частным сектором, а военное ведомство страны оплачивало лишь соответствующие услуги); реализация европейских программ космической навигации Galileo, программы создания спутников Alphabus / Alphasat, системы радиолокационного дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) TerraSAR-Х и др. Во Франции - это концерн Arianespace, в котором участвуют 23 акционера и 10 европейских государств. Концерн зарегистрирован во Франции и оперирует космодромом в Куру (Французская Гвиана). В Японии облик ракеты-носителя (РН) определяется проектными подразделениями JAXA (Japan Aerospace Exploration Agency), а на частные компании возлагается выпуск конструкторской и технологической документации и производство ракет. Крупнейший изготовитель РН - частная компания MHI (Mitsubishi Heavy Industries) [3].

Наибольших успехов в области КЖЦ в РКП добились США. В настоящее время частный сектор РКП обеспечивает мировое техническое превосходство США в области спутниковых систем связи. Частный сектор активно привлекается для решения и широкого круга оборонных задач. В соответствии с президентской директивой по государственной политике в области ДЗЗ U.S. Commercial Remote Sensing Policy, минобороны США предписывается максимально использовать частные источники для получения необходимой военной информации [3].

Развитие КЖЦ в РКП России особенно актуально, поскольку как ресурсы орбитальной группировки космических аппаратов и наземной инфраструктуры, так и основные научно-технические возможности и конкурентоспособность предлагаемых решений до сих пор находятся в зоне ответственности государства (в форме федеральных государственных унитарных предприятий, ФГУП), но платежеспособный спрос по мере развития современной экономики все в большей степени концентрируется вне федерального уровня.

Именно форме КЖЦ могут быть реализованы ИП и ИПр предприятий ИС РКП при сохранении бюджетного финансирования (что выгодно частному партнеру) и, с другой стороны, позволяют государству при вложении бюджетных средств быть уверенным в том, что они будут эффективно расходоваться, а создаваемый ИО будет соответствовать установленным функциональным параметрам.

Основными отличительными особенностями КЖЦ являются следующие [4]:

- охватывает все три этапа жизни объекта - проектирование, строительство, эксплуатацию;

- частный партнер по КЖЦ самостоятельно принимает все проектные и технические решения, необходимые для выполнения ИП и ИПр, и несет все технические риски и риски проектных решений;

- изначально привлечение финансирования в ИП иИПр осуществляется частным партнером в лице специальной проектной компании Special Purpose Vehicle (SPV);

- государственный партнер осуществляет платежи по ИП и ИПр только с момента начала эксплуатации ИО;

- оплата по ИП и ИПр представляет собой ежегодную (или ежеквартальную) «плату за сервис» и зависит только от выполнения функциональных требований по контракту. В случае их невыполнения SPV подвергается штрафным санкциям, оговоренным в контракте;

- не включает в себя вопросы оперирования, т. е. сбора платы за пользование ИО. Платежи за сервис, которые осуществляет государство, привязаны только к качеству объекта;

- права собственности на ИО могут возникать как у публичной, так и у частной стороны -в зависимости от специфики конкретного ИП и ИПр;

- платежи за сервис от государственного партнера должны быть гарантированы на весь период контракта.

Для государства КЖЦ имеет следующие преимущества:

- общественная полезность;

- минимизация рисков некачественного проектирования;

- отсутствие разрыва ответственности частного партнера за проектирование и строительство;

- оплата по контракту только в случае поддержания объекта в соответствии с функциональными параметрами;

Секция «Инновационная деятельность промышленных предприятий»

- отсутствие разрыва ответственности частного партнера за проектирование и строительство;

- оплата по контракту «в рассрочку»;

- отсутствие непредсказуемых будущих затрат на поддержку инфраструктуры.

Для частного партнера преимущества КЖЦ заключаются в следующем:

- возможность получения от государства крупного контракта на проектирование-строительство-эксплуатацию;

- свобода в выборе проектных и технических решений;

- возможность привлечения финансирования на выгодных условиях;

- отсутствие риска спроса;

- возможность снижения затрат на строительство и эксплуатацию за счет качественного проектирования и применения передовых технологий.

Таким образом, предлагаемый подход финансирования ИП и ИПр предприятий ИС РКП на основе применения КЖЦ, эффективным механизмом повышения конкурентоспособности национальной экономики за счет привлечения значительных инвестиций для модернизации имеющихся и создания новых ИО, для освоения современных новейших технологий, в том числе в таких ключевых наукоемких отраслях промышленности, как РКП.

Библиографические ссылки

1. Былым Е. С. Финансовое стимулирование государственно-частного партнерства в инвестиционном комплексе : дис. ... канд. экон. наук ; Рос. ун-т дружбы народов, 2015. С. 258.

2. Матаев Т. М. Определение и классификация форм государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. 2014. № 7 (253). С. 51-58. URL: http://www.creativeconomy. ru/articles/32029/ (дата обращения: 28.04.2018).

3. Ченцова М. В. Опыт и перспективы взаимодействия субъектов инновационной экономики (на примере государственно-частного партнерства в космической промышленности) // Государственное управление : электрон. вестник. 2014. Вып. 45. C. 212-225.

4. Новые механизмы государственно-частного партнерства в России. КЖЦ. URL: https://www.vegaslex.ru/search/?how=r&q=КОНТРАКТ+ЖИЗНЕННОГО+ЦИКЛА+%28КЖЦ%29-+НОВЫЙ+МЕХАНИЗМ+ГЧП+В+РОССИИ (дата обращения: 28.04.2018).

© Лобков К. Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.