Организационно-экономические проблемы авиационно-космические комплексов
УДК 338.4
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
К. Ю. Лобков
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается взаимодействие государства и бизнеса в инновационной и инвестиционной деятельности интегрированных структур ракетно-космической промышленности в форме государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, инвестиционная и инновационная деятельность, ракетно-космическая промышленность, государственно-частное партнерство.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A MECHANISM TO DEVELOP INNOVATIVE AND INVESTMENT ACTIVITY OF RSI INTEGRATED STRUCTURES
K. Y. Lobkov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article examines the state and business interaction in innovative and investment activity of the integrated structures of the rocket and space industry in the form ofpublic-private partnerships.
Keywords: innovations, investments, investment, and innovation, the rocket and space industry, public-private partnership.
Эффективная деятельность предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) в сложных экономических условиях настоящего периода невозможна без совершенствования управления инвестиционной и инновационной деятельности (ИиИД). Основой совершенствования управления ИиИД интегрированных структур (ИС) РКП является эффективная реализация инновационных проектов (ИП) и инновационных программ (Ипр).
Одной из эффективных форм осуществления ИП и ИПр ИС РКП является государственно-частное партнерство (ГЧП).
В мировой практике ГЧП определяется как качественно новый и эффективный способ обеспечения роста национальной экономики, ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности деятельности государственных структур, в том числе и повышения качества работ и услуг в наукоемкой инфраструктуре, которая является одним из существенных факторов конкурентоспособности ИС РКП.
Под ГЧП понимается институционально и организационно оформленное взаимодействие на взаимовыгодной основе между государством и бизнесом в целях реализации экономически и стратегически значимых проектов и программ [1].
В рамках ГЧП «частный партнер» (ЧП) принимает на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и/или техническому обслуживанию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, а «публичный партнер» (1111) принимает на себя обязательства предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о ГЧП, во владение и (или) пользование [2].
Отличительной особенностью ГЧП от других форматов взаимодействия государства и частного сектора является его универсальность и гибкость, выражающаяся в многообразии форм и моделей, что позволяет добиться оптимального распределения полномочий, ответственности и рисков между участниками как каждого отдельного ИП, так ИПр в целом.
Большинство экспертов в области ГЧП, выделяют следующие формы ГЧП [3-5]:
1) контракты (административные договора);
2) аренда (договора аренды или лизинга);
3) концессии (концессионные соглашения);
4) соглашения о разделе продукции;
5) совместные предприятия.
Контракт (административный договор) представляет собой договор, заключаемый между ПП и ЧП на
Решетневские чтения. 2017
осуществление общественно полезных видов деятельности. Данная форма партнерства не предполагает перехода права собственности от ПП к ЧП. Расходы по контракту несет ЧП, а большую часть рисков несет ПП. Расходы ЧП оплачиваются за счет доли в доходе, прибыли или собираемых с потребителей платежах.
Аренда (в форме договора аренды и в форме лизинга). В ГЧП арендой признается передача государственного или муниципального имущества ЧП на определенное время и за определенную плату. Партнерством признаются только такие арендные отношения, целью которых является создание общественных благ или услуг и реализация государственного интереса. В случае договора лизинга лизингополучатель имеет право выкупить арендуемое имущество.
Концессия (концессионное соглашение) - данная форма подразумевает, что концедент (ПП) передаёт концессионеру (ЧП) право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий или оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей. Суть концессии заключается в том, что ПП остается полноправным собственником имущества и наделяет ЧП правом выполнять функции в течение некоторого срока и с этой целью наделяет его соответствующими полномочиями. При этом право собственности на созданную в рамках концессии продукцию передается концессионеру. Для концессионных договоров характерно наличие многих моделей. Нередко они переплетаются между собой, создавая новые виды концессий.
Соглашение о разделе продукции подразумевает, что ПП предоставляет ЧП «на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а ЧП обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск». Такая форма ГЧП во многом напоминает концессию, но ее принципиальное отличие заключается в том, что ЧП принадлежит только часть создаваемой продукции, другая часть переходит в собственность ПП. Условия и порядок раздела продукции между партнерами закрепляется в специальном соглашении. Использование данных соглашений распространено в области нефтедобычи.
Совместное предприятие - распространенная форма ГЧП, организационно-правовой формой которой может быть акционерное общество или совместное предприятие с долевым участием сторон. Возможности по принятию самостоятельных решений и риски сторон зависят от их долей в акционерном капитале предприятия. В отличие от других форм ГЧП, в совместном предприятии ПП принимает непосредственное участие в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности.
Данное обстоятельство может негативно сказаться на эффективности деятельности предприятия при недостаточно квалифицированном управлении со стороны ПП.
На сегодняшний день законодательством РФ не предусмотрены специальные положения для регулирования отношений между государством и бизнесом в рамках ГЧП.
Во-первых, бюджетная система РФ не предусматривает планирование на 30-40 лет (на данный момент бюджет формируется и утверждается на 3 летний период, что существенно меньше длительности жизненного цикла объектов закупки).
Во-вторых, в законодательстве отсутствует описание порядка участия субъектов в ГЧП, так как на сегодняшний день такой порядок устанавливается только на региональном уровне (при этом не во всех регионах приняты такие законы).
В-третьих, обусловлено невозможностью, по законодательным ограничениям, передать бизнесу в постоянное распоряжение государственную собственность.
В рамках нормативно-правовой базы РФ контракт и концессия является наиболее близкой моделью построения партнерских отношений между ПП ИС РКП и ЧП.
Таким образом, ГЧП является эффективным инструментом развития развитие ИиИД интегрированных структур (ИС) РКП. Действующие на данный момент ограничения в законодательстве, не позволяют в полной мере использовать зарубежный опыт и формы сотрудничества государства и бизнеса в РКП. Именно концессия, как одна из форм ГЧП, дает возможность в современных условиях построить эффективную модель партнерских отношений для ИС и тем самым повысить свою конкурентоспособность.
Библиографические ссылки
1. Авербух А. Б., Авербух Е. А. Механизм государственно-частного партнерства: метод «издержек и выгод» // Российское предпринимательство. 2012. № 22 (220). С. 32-36. URL: http://www.creativeconomy. ru/ articles/26031/ (дата обращения: 14.09.2017).
2. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. М. : НИУ ВШЭ, 2010.
3. Матаев Т. М. Определение и классификация форм государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. 2014. № 7 (253). С. 51-58. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/32029/ (дата обращения: 14.09.2017).
4. Новиков В. С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг в РФ : дис. ... канд. экон. наук / Юж. фед. ун-т. Ростов-н/Д., 2009. С. 34.
5. Былым Е. С. Финансовое стимулирование государственно-частного партнерства в инвестиционном комплексе : дис. . канд. экон. наук / Рос. ун-т дружбы народов, 2015. С. 258.
References
1. Averbuh A. B., Averbuh E. A. the Mechanism of state-private partnership: the method of "cost-benefit" //
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
journal of Russian entrepreneurship. 2012. № 22 (220). P. 32-36. Available at: http://www.creativeconomy.ru/ articles/26031/ (accessed: 14.09.2017).
2. Varnavskiy V. G., Klimenko A. V., Korolev V. A. and other Public-private partnerships: theory and practice. M. : HSE, 2010.
3. Mataev T. M. Definition and classification of forms of public-private partnership // journal of Russian entre-preneurship. 2014. No. 7 (253). P. 51-58. Available at: http://www.creativeconomy.ru/articles/32029/ (accessed: 14.09.2017).
4. Novikov V. S. Public-private partnership as a mechanism of transformation of educational services in Russia. Dis. Cand. Ekon. Sciences / South. Fed. un-t, Rostov-n/D., 2009. P. 34.
5. Former E. S. Financial incentives public-private partnership in the investment sector. Dis. Cand. Ekon. Sciences/ ROS. University of friendship of peoples., 2015. P. 258.
© Лобков К. Ю., 2017