Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА'

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INNOVATION / ROCKET AND SPACE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульгин М.Н.

Рассматривается мировая практика взаимодействия между государством и коммерческими организациями в ракетно-космической промышленности в форме государственно-частного партнёрства и перспективы развития данной модели на Российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF ROCKET-SPACE INDUSTRY ON THE BASIS PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

This article discusses the global practice of interaction between the state and commercial organizations in the rocket and space industry in the form of public-private partnership and the prospects for the development of this model in the Russian market.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА»

УДК 330

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА

М. Н. Шульгин Научный руководитель - К. Ю. Лобков

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: mixdanko@mail.ru

Рассматривается мировая практика взаимодействия между государством и коммерческими организациями в ракетно-космической промышленности в форме государственно-частного партнёрства и перспективы развития данной модели на Российском рынке.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, инновационная деятельность, ракетно-космическая промышленность.

FINANCING OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF ROCKET-SPACE INDUSTRY ON THE BASIS PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

M. N. Shulgin Scientific Supervisor - K. Yu. Lobkov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: mixdanko@mail.ru

This article discusses the global practice of interaction between the state and commercial organizations in the rocket and space industry in the form of public-private partnership and the prospects for the development of this model in the Russian market.

Keywords: public-private partnership, innovation, rocket and space industry.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой институционально и организационно оформленное взаимодействие на взаимовыгодной основе между государством и бизнесом в целях реализации экономически и социально значимых проектов и программ. В условиях продолжающегося перехода российской экономики к рыночным механизмам во всех сферах, включая высокотехнологические, различные формы ГЧП представляют собой эффективный институт ускоренного развития.

Основной смысл ГЧП - в предоставлении частному бизнесу возможности оказывать услуги, пользуясь инфраструктурой, разворачиваемой сейчас или развернутой в свое время за счет государства, хотя есть и варианты, при которых бизнес разворачивает инфраструктуру за свой счет, намереваясь впоследствии оказывать услуги государству или обществу в целом [1].

Россия, унаследовав от Советского Союза научную и технологическую базу в РКП, на протяжении многих лет во всём мире считалась авангардом не только в освоении околоземного космического пространства, но и в технических и технологических нюансах по расчётам, проектировании и создании космических аппаратов (КА). Однако, в период постсоветского периода, по ряду причин не уделяла должного внимания на модернизацию существующих технологий в РКП. После череды неудачных запусков ракето-носителей (РН) в 2011-2015 годах руководство страны

Секция «Инновационная деятельность промышленных предприятий»

признало, что РКП находится в глубоком кризисе. Существующая модель отрасли имела в себе множество проблем, таких как неэффективный менеджмент, отсутствие инноваций, неудовлетворительное качество выпускаемой продукции, коррупция. Перечень перечисленных проблем не является исчерпывающим. Вкупе с возросшей конкуренцией со стороны частных зарубежных компаний РКП России становится менее привлекательна для заказчиков, которые ранее были вынуждены пользоваться услугами в связи с отсутствием альтернативы. В связи с чем была проведена реформа отрасли и в 2015 году создана государственная компания Роскосмос, которая в свою очередь должна подстегнуть развитие ГЧП в Российской РКП. Стоит отметить, что участие частных компаний на Российском рынке РКП находится на начальной стадии.

В западных странах, напротив, очень большой опыт привлечения государством частных инвестиций в освоение космической отрасли. Крупные частные корпорации, такие как Northrop Grumman, Sierra Nevada, Lockheed-Martin и Boeing (в 2006 году объединили свои усилия в совместном предприятии ULA - United Launch Alliance), Surrey Satellite Technology Limited, Airbus Defence and Space, производители КА, конкурируют между собой за правительственные и военные заказы в области РКП разных государств. В странах с рыночной экономикой частный бизнес обеспечивает потребности государства в РКП практически всем необходимым, спутниками (первый частный спутник связи Telestar 1 был запущен в 1962 году), программным обеспечением, КА и РН (первый частный запуск европейского Ariane-1 состоялся в 1984 году).

На рынке космических услуг появляются новые амбициозные игроки - частные компании, созданные успешными бизнесменами: SpaceX, Blue Origin, Armadillo Aerospace (прекратила деятельность в 2013 году), Bigelow Aerospace, Virgin Galactic. Наиболее известным проектом можно назвать SpaceX. В феврале 2018 года SpaceX осуществила успешный запуск и посадку использованных ступеней сверхтяжёлой РН Falcon Heavy - на данный момент самой мощной из существующих РН.

Для развития гражданских (частных) космических программ созданы такие компании как NASA и ESA. NASA спонсирует частные компании, предоставляет технологии, обеспечивает контрактами и, постепенно уходит от традиционных заказов в виде разработки и покупки КА, и смещает акцент на закупку комплексных услуг. К примеру, агентство заключило соглашение с SpaceX на общую сумму 1,6 млрд долл. по доставке грузов на орбитальную станцию МКС, в рамках которого необходимо совершить запуск 12 РН.

Российские частные компании с опаской смотрят на возможность финансирования Российской РКП. Коммерческие организации при ведении бизнеса в любой отрасли прорабатывают экономическую целесообразность инвестиций (конкуренцию в отрасли, гарантии востребованности в товарах и услугах, сроки окупаемости вложенных средств и другие возможные риски). На наш взгляд, можно выделить ряд основных причин, препятствующих развитию Российских гражданских космических программ: высокие требования к лицензированию (Положение РК-11); долгий период окупаемости инвестиций; отсутствие (до недавнего времени) инициативы государства в привлечении частных компаний; нежелание государственных компаний делится технологиями.

На базе инновационного центра Сколково создан Кластер космических технологий и телекоммуникаций, стратегическими задачами которого являются: развитие аэрокосмической и телекоммуникационной отраслей в России; внедрение новых технологий в аэрокосмическую и телекоммуникационную отрасль, трансфер технологий в смежные отрасли промышленности; привлечение и поддержка участников проекта Сколково, развитие экосистемы Сколково; формирование национальной среды передовых исследований и разработок, развитие ГЧА в сфере авиационной, космической и телекоммуникационной деятельности.

Кластер не только отбирает, выращивает и поддерживает инновационные компании, работающие в области создания космической техники, наземного применения космических продуктов и услуг, телекоммуникационных технологий, но и прилагает все усилия для создания в стране благоприятной институциональной среды для развития высокотехнологического предпринимательства по перечисленным приоритетным направлениям [2].

На рынке растет число стартапов, связанных с космосом, - инвесторы готовы вкладывать в них все больше средств. В 2017 году частные инвесторы вложили в коммерческие космические проекты 3,9 млрд долл. (данные инвестиционной компании Space Angels) [3].

Российские частные компании стараются не отставать от зарубежных конкурентов и наращивают своё присутствие на местном и международном рынках. К успешным компаниям можно отнести: Даурия Аэроспейс (разработка и запуск спутников), КосмоКурс (разрабатывает многоразовый суборбитальный корабль), AstroNYX (сервис по наблюдению за астрономическими объектами), Спутникс (разработка и запуск спутников), Газпром космические системы (разработка и эксплуатация спутников). «С7 космические транспортные системы», деятельностью которой является запуск ракет и выведение космических объектов на орбиту. В декабре 2017 года был Российской коммерческой компанией осуществлён первый запуск ракетоносителя [4]. В 2016 году приобретён комплекс «Морской старт» и в планах совершить до 70 коммерческих пусков в течение 15 лет. Компания подписала соглашение о сотрудничестве с РКК «Энергия», направленное на возобновление эксплуатации комплекса «Морской старт», а также, совместно с «Роскосмос» создание новой ракеты-носителя «Союз-5».

В период всеобщей глобализации рынков («обезличивания» экономических границ между государствами, регионами и частными корпорациями), а также обострения внешнеполитических отношений с западными «коллегами», существенно возросли риски возможных провокаций со стороны потенциальных частных партнёров при реализации контрактов по системе ГЧП в части обслуживания объектов ОПК.

Стоит отметить, что государственные компании или юридические лица с государственным участием не могут выступать в качестве частных партнёров при реализации проектов методом ГЧП и их разновидностей.

Так как бесперебойная и качественная деятельность ОПК и РКП напрямую зависит от функционирования различных отраслей промышленности и их инфраструктуры, на наш взгляд, с целью предотвращения озвученных рисков, необходимо проводить многоуровневый отбор участников тендера - потенциальных претендентов и, в случае победы в конкурсе, частных партнёров государственных организаций.

Библиографические ссылки

1. Пайсон Д. Б. Государственно-частное партнёрство как инструмент развития в области космической деятельности: зарубежный опыт и Российские планы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3

2. Кластер космических технологий и телекоммуникаций [Электронный ресурс]. URL: http://sk.ru/foundation/space/p/goals.aspx (дата обращения: 28.04.2018).

3. Космос становится частным? [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/36194-kosmos-stanovitsya-chastnym (дата обращения: 28.04.2018).

4. S7 Space - первая в России коммерческая компания [Электронный ресурс]. URL: http://s7space.ru/about (дата обращения: 28.04.2018).

© Шульгин М. Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.