Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макейкина С.М., Мазова М.А.

Статья посвящена процессу финансирования целевых программ в Республике Мордовия. Также раскрывается суть программно-целевого метода и метода оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ»

импорта в снабжении населения говядиной, что отвечает приоритетным целям развития агропромышленного комплекса России в целом и Смоленской области в частности.

Использованные источники:

1. МурусидзеД.Н., Легеза В.Н, Филонов Р.Ф. Технология производства продукции животноводства. - М.: КолосС, 2012 г. - 432 с.

2. Полунин В. Развитие племенного скотоводства. - М.: КолосС, 2011 г. -254 с.

3. Государственная областная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Смоленской области» на 2013-2015. [Электронный ресурс]

4. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность /А.В.Жирнов, Ю.А.Лапшин, Г.В.Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 147-149.

5. Жирнов, А.В. Социальные факторы мотивации трудовой активности работников АПК /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Материалы III-ой Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века- Ульяновск: УГСХА, 2010. - С. 66-69.

6. Лапшина, Г.В. Социальные программы как элемент развития сельских территорий / Г.В.Лапшина, Ю.А.Лапшин, А.В.Жирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых. - М.: ИПЦ ООО «Принт-ПРО», 2014. - С. 146-149.

Макейкина С.М.,

доцент Мазова М.А. студент 4го курса Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

Россия, г. Саранск ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ

МОРДОВИЯ

Аннотация: Статья посвящена процессу финансирования целевых программ в Республике Мордовия. Также раскрывается суть программно-целевого метода и метода оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия.

Ключевые слова: целевые программы, программно-целевое планирование, бюджет, оценка эффективности.

В настоящее время формирование целевых программ является наиболее актуальным и перспективным направлением программно -целевого планирования в РФ, поскольку главными аспектами модернизации

российской экономики являются: поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка.

В то же время, целевые программы являются одними из важнейших экономических инструментов, позволяющие сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики региона, а также обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей. Кроме того, на современном этапе очень важно не только претворить в жизнь сами целевые программы, но и сохранить результаты их реализации [2,215].

Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Таким образом, программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути - способы -средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. Особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Отметим, что 28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013-2015годах, где одной из приоритетных задач является формирование и исполнение бюджета на базе государственных программ. Переход к «программному бюджету» в полном объеме необходимо осуществить, начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [1].

Достижение целей социально-экономического развития Республики Мордовия осуществляется на основе комплексного программно-целевого метода. В Республике Мордовия разработчики, исполнители программ, а также контролирующие органы опираются на следующий нормативно-правовой акт: Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 года № 234 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия». Кроме этого, в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства РМ о внесении изменений в постановление Правительства РМ от 27 июня 2011 года № 234 «О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия», которым предусматривается утверждение Методики оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия.

В период 2011-2012 гг. происходит увеличение реализации количества целевых программ на территории республики: в 2011 году в РМ реализовывалась 41 республиканская целевая программа и 10

ведомственных целевых программ, в 2012 году в РМ реализовывалось 46 республиканских целевых программ. В 2013 году произошло уменьшение количества программ, на территории республики реализовывалось всего лишь 39 республиканских целевых программ и 2 государственные программы.

Рассмотрим финансирование мероприятий республиканских целевых программ за период 2011-2013гг.

Таблица 1

Финансирование мероприятий республиканских целевых

_программ за период 2011- 2013 гг. _

2011 2012 2013

Объем От Объем От Объем От

финанс бюджет финансирован бюджетн финанс бюджетны

ировани ных ия ых ировани х

я (тыс. назначе (тыс. руб.) назначен я назначени

руб) ний ий (Млрд. руб) й

Федеральный 24 114 93% 17 276 596,4 91,3% 7,1 83%

бюджет 689,5

Республикански 16 959 2 74,0% 10 675 351,2 74,0% 5,7 90%

й бюджет РМ 22,4

Внебюджетные 35 046 9 97% 20 369 721,9 97,2% 16,2 97%

средства и 16,9

средства

местных

бюджетов

Всего 76 120 8 28,8 82% 48 321 669,5 88,9% 29,1 91,5%

Рассматривая Таблицу 1, следует отметить, что наибольший объем финансирования целевых программ предусмотрен в 2013 году - он составляет 29,1 млрд. руб. Причиной увеличения объема финансирования, является то, что на территории республики помимо 39 республиканских целевых программ, были реализованы еще 2 государственные программы:

- Государственная программа здравоохранения Республики Мордовия на 2013-2020 годы;

- Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что в настоящее время существует проблема недофинансирования целевых программ, поскольку ни за один рассматриваемый период нет сто процентного исполнения бюджетных назначений. С учетом этого, недофинансирование региональных целевых программ ведет к социальной напряженности, поэтому необходимо принять незамедлительные меры по стабилизации в рамках предоставленной законодательством компетенции. Максимально близко к показателю сто

процентного исполнения бюджетных назначений являются средства местных бюджетов и внебюджетные средства. Из года в год их показатель составляет 97%.

В данном случае, можно отметить положительную тенденцию увеличения объема финансирования целевых программ от бюджетных назначений в 2013 году по сравнению с 2011 г. на 9,5%.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ по каждой государственной программе субъекта РФ ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В Республике Мордовия утверждена Методика оценки эффективности государственных программ. Сущность указанной Методики в приведении к единообразию проведения оценки эффективности государственных программ РМ, которая содержит:

- сведения об основных результатах реализации программ за отчетный период;

- сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов и показателей программ за отчетный год;

- сведения о финансировании программ за отчетный период;

- оценку деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся реализации программ.

Необходимо отметить, что по данным государственных заказчиков проводят оценку эффективности реализации республиканских целевых программ по степени достижения плановых значений целевых индикаторов (среднее арифметическое от суммы степеней достижения показателей программы). В результате, оценка эффективности реализации показала, что наиболее эффективными (100% и выше 100%) признаны 17 следующих программ:

1. РЦП «Формирование информационного общества в РМ в период до 2015 года» (357,9%);

2. Программа дополнительных мероприятий на рынке труда РМ на 2013 год (175,0%);

3. РЦП развития образования в РМ на 2011-2015 годы (163,0%);

4. РЦП содействия и занятости населения РМ на 2012-2014 годы (155,5%);

5. РЦП «Развитие мировой юстиции РМ на 2009-2016 годы» (147,2%);

6. РЦП улучшения условий и охраны труда в Республике Мордовия на 2011-2015 годы (134,8%);

7. РЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия» на 2013-2020 годы (117,5%);

8. РЦП «Культура Мордовии» на 2011-2016годы (106,0%);

9. РЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011-2020 годы (101,6%);

10. ГП развития здравоохранения РМ на 2013-2020 годы (101,3%);

11. РЦП «Социальное развитие села до 2013 года» (100,4%);

12. РЦП «Молодежь Мордовии» на 2011-2015 годы (100,2%);

13. РЦП « Развитие внутреннего и въездного туризма в РМ (2013-2018годы)» (100,0%);

14. РЦП «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия» на 2013-2018 годы (100,0%);

15. РЦП «Чистая вода» на 2010-2015 годы (100,0%);

16. РАП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013-2017 годы (100,0%);

17. РАП «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Мордовия» на 2013-2020 годы (100,0%).

Одновременно, эффективными (от 80% до 100%) были признаны 5 следующих программ:

1. РЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2010-2014 годы (98,6%);

2. ГП РМ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (96,4%);

3. РЦП развития Республики Мордовия на 2013 -2018 годы (94,6%);

4. РЦП «Жилище» на 2011 -2015 годы (91,5%);

5. РЦП «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства» на 2011-2015 годы (88,7%).

Кроме того, удовлетворительными (менее 80%) были признаны следующие три программы:

1. РЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов по Республике Мордовия на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» (75,8%).

2. РЦП «Развитие физической культуры и спорта в Республике Мордовия на 2012-2016 годы» (63,6%);

3. РЦП «Подготовка и переподготовка тренеров, специалистов в области физической культуры и спорта Республики Мордовия» на 2011-2015 годы (33,3%).

Отсюда следует вывод, что основной причиной снижения интегральной оценки по ряду программ является отсутствие достаточных объемов финансирования из республиканского бюджета РМ, неполное освоение выделенных бюджетных ассигнований (по объектам: Универсальный зал, Строительство стадиона на 45 тыс. зрительских мест, Центр олимпийской подготовки РМ, Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса ШВСМ, Региональный центр -специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта), отсутствие действий государственных заказчиков по корректировке программных мероприятий, значений целевых индикаторов и показателей в соответствии с фактическими объемами

финансирования.

Необходимо отметить, что реализация эффективных республиканских целевых программ и государственных программ РМ продолжена в 2014 году. Республиканские целевые программы, признанные эффективными, вошли в состав государственных программ РМ. К примеру: РЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011-2020 годы была доработана и принята к реализации в 2014 году в виде ГП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы.

Использованные источники:

1. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годах;

2. Воякина А.В. Целевые программы регионального развития: Рекомендации по улучшению развития, финансирования и реализации / под ред. Ф. Зайцева. - М., 2012. - 215C.

Макейкина С.М.,

доцент Маторкина А.А. студент 4го курса

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Россия, г. Саранск К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И НЕСТАБИЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Статья посвящена вопросам финансовой устойчивости местных бюджетов. Актуальность данной проблемы сегодня становится все более существенной, и особое влияние на местные бюджеты оказывает нестабильная национальная экономика. В статье проведен анализ формирования бюджета муниципального образования, на примере бюджета Атяшевского муниципального района (Республика Мордовия) и предложены рекомендации по укреплению доходной базы местного бюджета.

Ключевые слова: муниципальное образование, местный бюджет, формирование местного бюджета, налоговые доходы, межбюджетные трансферты.

Происходящие на современном этапе развития России изменения в области политики и экономики, требуют выработку органами местного самоуправления подходов, способствующих улучшению формирования средств местных бюджетов, что помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.