Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВОЙ ИНДИКАТОР / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагин А.Г.

В статье представлено исследование оценки эффективности реализации региональной целевой программы развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брагин А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ»

Использованные источники:

1. Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами // Экономист. - 2011. - №9. - С. 32-38.

2. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики // Российский экономический журнал. - 2013. - №9. - С. 2-10.

3. Амосов А. Инфляция и кризис: пути выхода. - М.: Пресса, 2014. - С. 7-9.

4. Браун Дж.Д., Эрл Дж.С. К вопросу об оценке программы приватизации предприятий в России // Обзор экономики России выпуск. - 2010. - №2. -С. 14-15.

5. Зверев А. Итоги экономических реформ в России и план развития», доклад Правительства РФ, Вестник пресс-центра при правительстве РФ М. -2015. -№9. - С. 2-4.

6. Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса // Вопросы экономики. - 2014. - №11. - С. 7-8.

7. Морозов В. Анатомия кризиса-политика «отсрочной инфляции» // Вопросы экономики. - 2013. - №9. - С. 4-16.

Брагин А. Г. магистрант 1-го года обучения направление подготовки ГМУ МГУ им. Н. П. Огарева Россия, Республика Мордовия, г. Саранск ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация

В статье представлено исследование оценки эффективности реализации региональной целевой программы развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы.

Ключевые слова: программно-целевой метод, региональная целевая программа, целевой индикатор, относительная величина выполнения плана.

Программно-целевой метод - один из методов государственного регулирования развития территории, представляющий собой разработку, принятие и реализацию программ различного вида и уровня органами государственной власти и органами местного самоуправления [4, с. 7].

Реализация любой целевой программы предполагает достижение определенных количественных и качественных показателей развития. Данные показатели также называют целевыми индикаторами эффективности программ. В исследуемой региональной целевой программе (РЦП) развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 гг. (далее - Программа) данные индикаторы разделены на четыре блока в соответствии со структурой подцелей, которые представлены в таблице 1.

Выяснить, удалось ли достичь этих показателей, нам поможет анализ «план-факт» индикаторов эффективности Программы (таблица 1), который в

купе с анализом финансирования Программы позволит сделать вывод о эффективности реализации РЦП развития РМ на 2008 - 2012 гг.

Анализ «план-факт» осуществлялся на основе расчета показателя относительной величины выполнения плана (ОВВП), вычисляемого по формуле:

ОВВП = (Фактическое значение / плановое значение) * 100 %, или

1 "5

ОВВП = (Плановое значение / Фактическое значение) * 100 % Таблица 1 - Анализ достижения целевых индикаторов Региональной

п/ п

Наименование показателя

Единицы План Факт

измерени 2012 2012 ОВВП

я год год

ПОДЦЕЛЬ 1. «РАЗВИТИЕ БАЗОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

1. Валовой региональный продукт млрд. руб. 186 131,9 70,91%

2. Объем продукции сельского хозяйства млрд. руб. 56 38,8 69,29%

3. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования млн. руб. 77092, 6 49491, 2 64,20%

4. Затраты на выполнение научных исследований и разработок млн. руб. 670 741,5 110,67%

5. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активных предприятий % 19 22,9 120,53%

6. Объем оборота розничной торговли на душу населения тыс. руб. 92,3 70,49 76,37%

7. Объем платных услуг населению млрд. руб. 20,7 23,19 112,03%

ПОДЦЕЛЬ 2. «ПОВЫШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

8. Численность постоянного населения республики в сред. за год, тыс. чел 820,6 818,5 99,74%

9. Размер среднемесячной заработной платы работников предприятий и организаций Республики руб. в мес. на 1 работника 23520, 3 15186, 6 64,57%

1 0. Среднемесячные денежные доходы населения руб. на душу населения 16516, 8 12912, 2 78,18%

1 1. Уровень общей безработицы, в % к ЭАН (в сред. год) % 3 1 300,00%

1 2. Посещаемость театров тыс. посещени й 207,1 196,1 94,69%

13 Для целевых индикаторов, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений.

№ п/ п Наименование показателя Единицы измерени я План 2012 год Факт 2012 год ОВВП

1 3. Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом чел. на 1000 жителей 2,8 1,8 164,29%

1 4. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом % 33,3 29,2 87,69%

ПОДЦЕЛЬ 3. «ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ: СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ИНФРАСТРУКТУР, РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»

1 5. Ввод в действие общей площади жилых домов на душу населения кв. м. 0,48 0,32 66,67%

1 6. Объем пассажирских перевозок (железнодорожным и автомобильным транспортом) млн. чел. 59,7 64 107,20%

ПОДЦЕЛЬ 4. «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

1 7. Внешнеторговый оборот млн. долл. США 522,3 487 93,24%

1 8. Всего доходов консолидированного бюджета Республики Мордовия млрд. руб. 24,8 36,4 146,77%

1 9. Всего расходов консолидированного бюджета Республики Мордовия млрд. руб. 25,1 39,2 156,18%

2 0. Превышение доходов над расходами (+), или расходов на доходами (-) млрд. руб. -0,3 -2,8 10,71%

Как можно увидеть, только по семи из двадцати показателей были достигнуты и перевыполнены плановые значения - 35% от общего количества показателей. Наиболее важными из них с точки зрения устойчивого развития территории являются:

- увеличение затрат на выполнение НИОКР (110,67% от планового показателя);

- доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активных предприятий (120,53%);

- объем платных услуг населению (112,03%);

По основным индикаторам изменения социально-экономического положения РМ в результате реализации Программы было достигнуто только около 2/3 от планового значения:

- валовый региональный продукт (70,91%);

- объем продукции сельского хозяйства (69,29%);

- среднемесячная заработная плата (64,57%).

- дефицит бюджета (в 9,3 раза больше плана).

Среди возможных причин невыполнения целевых показателей можно отметить следующие.

1. Большой временной лаг между прогнозом социально-экономического развития региона и разработкой РЦП и непосредственной ее реализацией: РЦП развития на 2008 - 2012 гг. разрабатывалась за 1 - 1,5 года до сроков реализации. Как следствие, неполноценный учет негативных факторов, реализуемых мировым финансовым кризисом 2008 г. и посткризисным периодом 2009 - 2011 гг. Как следствие, повышенная нагрузка на все уровни бюджетов, сокращение расходов по некоторым направлениям реализации программы.

2. Продолжая выстраивать логическую цепочку, касаемо бюджета Республики Мордовия это проявилось в непрогнозируемой нагрузке, увеличению федеральных трансфертов, увеличения госдолга РМ (также этому поспособствовали такие масштабные имиджевые межрегиональные и международные мероприятия, проводимые на территории Республики, как «Финоугрия», «Тысячелетие единения мордовского народа с народами российского государства» и подготовка Республики Мордовия к ЧМ по футболу 2018 г.).

Подводя итог, отметим, что по результатам выборочной оценки эффективности Республиканских Целевых программ Республики Мордовии, проведенной Центром стратегических разработок «Северо-запад», (21 РЦП), все программы были отнесены к категориям «малоэффективные» и «неэффективные» [2].

Как можно увидеть, не стала исключением и Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 гг. Ее реализация не привела к достижению большинства показателей целевых индикаторов. Что, в свою очередь, свидетельствует о нерезультативности реализации РЦП. Об эффективности её реализации также не может идти речи, если учесть тот факт, что в сравнении с плановыми показателями финансирования, стоимость реализации Программы в итоге обошлась более чем в 4,5 раза дороже планового уровня [3].

Использованные источники:

1. Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат; [редкол.: И.В. Парамонова]. -Саранск, 2013. - 465 с

2. О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года / Закон Республики Мордовия от 01.10.08 г. №94-З [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/819073683

3. Приложение 4 Отчета об исполнении Региональной целевой программы развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 гг.

4. Райзберг Б. А. Программно-целевое планирование и управление : учебник / Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 428 с.

5. Республиканская целевая программа Республики Мордовия на 2008 - 2012 гг [Электронный ресурс] : программа Респ. Мордовия [утверждена Постан. Правительства РМ от 18.02.2008 г]. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

Брагин А. Г. магистрант 1-го года обучения направление подготовки ГМУ МГУ им. Н. П. Огарева Россия, Республика Мордовия, г. Саранск ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Аннотация

В статье приводится результаты исследования зарубежного опыта программно-целевого управления муниципальным развитием с целью выявления лучших практик, возможных быть реализованными в российских условиях.

Ключевые слова: программно-целевой метод, зарубежный опыт, бюджетирование, РОМ-подход, государственно-частное партнерство.

Рассмотрение мирового опыта программно-целевого управления развитием территории необходимо для выявления:

- общих закономерностей его применения в различных странах,

- негативных черт и позитивных последствий использования,

- степени универсальности: для возможного применения опыта в России с целью совершенствования механизмов и методов ее устойчивого социально-экономического развития, в том числе на муниципальном уровне (на примере программно-целевого регулирования развития муниципальных районов Республики Мордовия).

Тезисно представим основные отличительные особенности применения программно-целевого метода в развитых странах мира (таблица 1).

Таблица 1 - Зарубежный опыт применения программно-целевого метода [1; 2, с. 121 - 127; 3]_

Страна Отличительные особенности применения программно-целевого метода

США Программное бюджетирование (лимит обязательств для ведомств, под который выделяется объем финансирования (как правило, программный бюджет выделяется на десятилетний период)) Система оценки эффективности реализации программ PART. Цель данной методики оценки - получение обоснованных и объективных рейтингов программ.

Канада SMART-показатели результативности Программы не утверждаются, программы выбираются (за них голосуют в парламенте)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.