Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА В РОССИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРАВИТЕЛЬСТВО / АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН / САНКЦИИ / ИНФЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкова Ю.П., Байкова Э.Р.

В статье рассматриваются причины кризиса 2014 г. в экономике России. Показаны меры, предпринятые правительством по урегулированию ситуации. Введенная антикризисная программа предполагает сбалансирование рынка труда и снижение уровня инфляции, а также обеспечение макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА В РОССИИ»

Бочкова Ю.П. студент

Башкирский государственный университет

Байкова Э.Р., к.э.н. научный руководитель, старший преподаватель кафедра Общей экономической теории БашГУ Российская Федерация, г. Уфа РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются причины кризиса 2014 г. в экономике России. Показаны меры, предпринятые правительством по урегулированию ситуации. Введенная антикризисная программа предполагает сбалансирование рынка труда и снижение уровня инфляции, а также обеспечение макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова: экономический кризис, правительство, антикризисный план, санкции, инфляция.

Bochkova Julia Pavlovna TENDENCIES AND WAYS OF OVERCOMING OF CRISIS PROCESSES IN THE COUNTRY

Abstract. This article discusses the causes of the crisis in 2014 in the Russian economy. Showing the measures taken by the Government to resolve the situation. Introduced anti-crisis program involves balancing the labor market and the decline in inflation and macroeconomic stability in the medium term.

Keywords: economic crisis, government, anti-crisis plan, sanctions, inflation.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время ухудшается экономическая обстановка в России. Экономические кризисы являются неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. Это индикаторы, указывающие на определенный дисбаланс в развитии экономической системы.

Финансовый упадок в РФ, который начался в 2014 году - изменил экономическую обстановку в РФ. Это было вызвано быстрым понижением цен на энергоресурсы, перепродажа которых является важным элементом в доходах бюджета РФ, а также введения финансовых санкций в связи с событиями на востоке Украины и в Крыму.

По сравнению с зарубежными денежными единицами, экономические факторы вызвали существенное снижение курса рубля, а затем повышение уровня цен на товары и услуги и замедление подъема национального дохода. Нестабильная финансовая обстановка в РФ начала оказывать негативное влияние на экономику некоторых государств зарубежья, имеющих тесные экономические отношения между субъектами.[1, c.32]

Вследствие включения в состав Российской Федерации большей части территории полуострова Крым, единым фронтом США, страны Евросоюза, а

также Австралия, Новая Зеландия и Канада выступили сразу после подписания декларации и ввели финансовые санкции. Считая, что присоединение государства было насильственным, Россию обвиняют в развязывании вооруженного инцидента на востоке Украины. Строжайшие постановления заключаются в запрете экономического сотрудничества компаниям стран, которые ввели санкции с различными российскими компаниями, банками и предприятиями ВПК. В то же время была объявлена финансовая блокада Крыма.

Правительством был создан антикризисный план, для урегулирования ситуации в областях, сбалансирования рынка труда и снижения уровня инфляции, а также макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе. Однако он не считается завершенным, т.к. часть идей предстоит доработать, а о вероятности финансирования будет известно не раньше, чем к окончанию первого квартала.[1, с.32] По прогнозам Министерства финансов второй квартал будет самым сложным, он будет характеризоваться высокими уровнями инфляции и экономическим спадом. Отрицательная характеристика экономической динамики будет продолжать усугубляться, показатели ВВП могут достигнуть нулевой отметки, т.к. антикризисные план не способствует росту ВВП. Также по прогнозам аналитиков уровень инфляции будет снижаться и может вернуться в диапазон 14-16%.

Изменились сроки проведения проекта. План должен был действовать весь 2015 год, но меры правительства пока только рассчитаны на первый квартал этого года. А те меры, что не требуют доработки, ожидают уточнений в вопросе финансирования и механизмах реализации. Выполнение антикризисного плана пока под вопросом, из-за стремления правительства разделить ответственность с парламентом. Предполагается, что финансирование проекта может увеличиться. Антикризисная программа оценивалась в 2,375 трлн. руб.

Поскольку правительство не может определиться с источниками финансирования, расчеты антикризисного плана будут осуществляться поквартально. Однако финансовые вливания в разделы экономики при этом ограничены годовым «потолком».

В антикризисном проекте есть несколько источников финансирования: федеральный бюджет, средства от сокращения государственных программ и фонда национального благосостояния. Расходы федерального бюджета на программу в 2015 году не превышают объем антикризисного фонда правительства, в котором находится 170 млрд. руб. (на начало года было 193 млрд. руб.). До этого рассматривалась сумма в 300 млрд. руб.

Первыми в перечне на помощь стоят банки, на которые приходится 90% всего банковского раздела государства, уровень денежных средств превышает 25 млрд. руб. Через облигации федерального займа правительство задумывает выделить 1 трлн. руб.

В регионах правительство предлагает помощь ипотечным заемщикам, в частности, допускает перестройку структуры долгов за счет ипотечного страхования. Кроме этого, рассчитывается инициировать спрос в рамках программы «Жилье для российской семьи», а также заинтересованность в кредитовании постройки квартир экономического класса. Не обращая внимания на то, что все это написано в проекте, источников финансирования у данных пунктов пока нет. Индивидуальную помощь получит сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, которые в силу сезонности не могут ждать длительное время.[2, с.4]

Вследствие предполагаемого увеличения безработицы на помощь рынка труда будет нацелено 52,2 млрд. руб. Антикризисный пакет в части социальных обязательств подразумевает выделение дополнительных средств в размере 350 млрд. руб. Первоначальная сумма, входившая в планы социального блока по помощи населения в кризис, оказалась в два раза больше, чем итоговая. В итоговую версию президента, вошли три основные программы соц.блока - на индексацию страховой части пенсии с 1 февраля 2015 года по фактической инфляции 2014 года будет уделено 188 млрд. руб., 80 млрд. руб. социальный блок получит на выплаты пособий по безработице и «реализацию мер активной политики занятости», еще 50 млрд. руб. пойдет на обналичивание части материнского капитала на текущие нужды в размере 20 тыс. руб. на сертификат и 50 тыс. руб. для семей с детьми-инвалидами. Не вошла в пакет антикризисного проекта программа на выплату дополнительных социальных пособий на приобретение медицинских препаратов для людей старше 70 лет. Вероятно, что все эти меры приведут к ухудшению положения среднего класса населения.

Правительство предположило в проекте повышение критериев для признания бизнеса субъектом малого или среднего предпринимательства, что позволит средним предприятиям переходить в статус малых, а малым - в статус микропредприятий. За это время предприниматели смогу пользоваться льготами, предусмотренными для каждого типа бизнеса в отдельности. Теперь регионы имеют право снижать налоги на прибыли с 6% до 1% для компаний, пользующихся облегченной схемой налогообложения, то есть мелкого бизнеса.

В план не вошло предложение министерства уменьшить внеплановые проверки компаний на 30% по сопоставлению с уровнем 2014 года, а кроме этого сократить перечень оснований для их проведения и запретить внеплановым образом проверять объекты, которые не относятся к высокому риску.

Таким образом, можно сказать, при реализации предложенных мероприятий, развитие регионов получит новый толчок и позволит преодолеть наметившиеся кризисные тенденции. Несмотря на введение санкций и падения цен на нефть, антикризисный план должен помочь российской экономике.

Использованные источники:

1. Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами // Экономист. - 2011. - №9. - С. 32-38.

2. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики // Российский экономический журнал. - 2013. - №9. - С. 2-10.

3. Амосов А. Инфляция и кризис: пути выхода. - М.: Пресса, 2014. - С. 7-9.

4. Браун Дж.Д., Эрл Дж.С. К вопросу об оценке программы приватизации предприятий в России // Обзор экономики России выпуск. - 2010. - №2. -С. 14-15.

5. Зверев А. Итоги экономических реформ в России и план развития», доклад Правительства РФ, Вестник пресс-центра при правительстве РФ М. -2015. -№9. - С. 2-4.

6. Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса // Вопросы экономики. - 2014. - №11. - С. 7-8.

7. Морозов В. Анатомия кризиса-политика «отсрочной инфляции» // Вопросы экономики. - 2013. - №9. - С. 4-16.

Брагин А. Г. магистрант 1-го года обучения направление подготовки ГМУ МГУ им. Н. П. Огарева Россия, Республика Мордовия, г. Саранск ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация

В статье представлено исследование оценки эффективности реализации региональной целевой программы развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы.

Ключевые слова: программно-целевой метод, региональная целевая программа, целевой индикатор, относительная величина выполнения плана.

Программно-целевой метод - один из методов государственного регулирования развития территории, представляющий собой разработку, принятие и реализацию программ различного вида и уровня органами государственной власти и органами местного самоуправления [4, с. 7].

Реализация любой целевой программы предполагает достижение определенных количественных и качественных показателей развития. Данные показатели также называют целевыми индикаторами эффективности программ. В исследуемой региональной целевой программе (РЦП) развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 гг. (далее - Программа) данные индикаторы разделены на четыре блока в соответствии со структурой подцелей, которые представлены в таблице 1.

Выяснить, удалось ли достичь этих показателей, нам поможет анализ «план-факт» индикаторов эффективности Программы (таблица 1), который в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.