Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)'

РОЛЬ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанова Т.А.

В статье рассматриваются вопросы использования программно-целевых методов как инструментов обеспечения финансовой устойчивости региона. Оценивается опыт Республики Мордовии в реализации республиканских целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)»

склонны к интегрированным смыслам с тенденцией к материально-целевым. Воспитанники КДС продемонстрировали однозначное преобладание духовно-ценностных смыслов здоровьесберегающего поведения. Здоровьесберегающие практики студентов гуманитарной специальности КНИТУ наиболее разнообразны, к ним относятся оздоровительные медицинские, легитимные, нетрадиционные практики, духовные практики оздоровления и различные способы самолечения. Здоровьесберегающие практики воспитанников КДС максимально близуи к локальному социокультурному эталону и определены религиозным мировосприятием: православные, псевдоправославные практики оздоровительной и сохранительной направленности, легитимные.

Студенты технической специальности КНИТУ чаще всего применяют оздоровительные практики, нацеленные на приумножение ресурсов здоровья, такие как - медицинские, легитимные и реже - нетрадиционные. Студенты КДС и студенты мужского пола гуманитарных специальностей КНИТУ ориентированы на локальный социокультурный эталон здоровья, а студенты технических специальностей и студенты гуманитарии женского пола подтвердили приверженность к универсальному социокультурному эталону. Также отметим, что социальные представления верующих студентов о здоровье исходят из нескольких детерминирующих признаков и подходов. Выявлено, что доминирующим подходом к здоровью среди православных студентов оказался нормоцентрический с положительной дефиницией (все студенты за исключением гуманитариев мужского пола, понимающих здоровье через негативную дефиницию). Студенты КДС пастырского факультета относятся к здоровью как ценности (аксиологический подход).

Использованные источники:

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева, Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. - 2009. - №5. - С.6.

2. Забота о здоровье. Опрос граждан РФ от 30 июня 2013 года // Фонд Общественное мнение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/obshchestvo/10984 (Дата обращения: 17.10.13.)

Лобанова Т.А. студент

ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева»

Россия, г. Саранск РОЛЬ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ

МОРДОВИЯ)

В статье рассматриваются вопросы использования программно-целевых методов как инструментов обеспечения финансовой устойчивости

региона. Оценивается опыт Республики Мордовии в реализации республиканских целевых программ.

Ключевые слова: программно-целевой подход, финансовая устойчивость, целевая программа.

В настоящее время программно-целевой подход широко используется для активизации регионального экономического роста как в форме отраслевых целевых программ (направленных на одну либо несколько отраслей), так и комплексных, связанных со всеми сферами экономики субъекта РФ.

Вместе с тем на региональном уровне часто присутствует неточная интерпретация программно-целевых методов управления экономикой. Они рассматриваются только как средство привлечения бюджетных средств, а не как инструмент обеспечения финансовой устойчивости и стабильного экономического роста путем мобилизации собственных экономических ресурсов.

Основной формой проявления программно-целевого подхода является разработка и практическая реализация целевых программ федерального, регионального, муниципального уровня.

Хотя связь целевых программ с финансовой устойчивостью недостаточно подчеркивается в научной литературе, однако она имеет место и проявляется в нацеленности программ на решение обострившихся проблем экономического, финансового и социального характера.

В условиях рынка естественные механизмы экономики не позволяют направлять финансовые средства в сферы с продолжительным финансовым циклом, т.е. получение прибыли отсрочено по времени. Целевые программы же позволят преодолеть этот экономический дисбаланс и за счет бюджетных средств стимулировать развитие приоритетных для экономики сфер, в том числе и с продолжительным финансовым циклом. [3]

Мордовия на постоянной основе стремится к достижению высокого уровня жизни ее жителей при одновременном обеспечении высоких устойчивых темпов экономического развития и решении существующих инфраструктурных проблем. В целях достижения запланированных результатов Законом Республики Мордовия от 01.10.2008 г. № 94-З утверждена «Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года».

Принятая Стратегия реализуется на основе разработанных и утвержденных Правительством Республики специальных региональных целевых программ развития региона. В настоящее время действует республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 гг., в рамках которой реализуются более 200 проектов, направленных на создание современных производств, развитие рынка труда и образовательных услуг, улучшение пространственной организации республики и сохранение демографического и социального капитала. [5]

В 2013 году на территории республики Мордовия реализовывалось 47 республиканских целевых программ среднесрочного периода и 9 подпрограмм, из них срок действия 9 программ закончился.

Общий объем финансирования региональных целевых программ в 2013 году за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, предусмотренный Законом Республики Мордовия от 24 декабря 2012 года № 88-3 «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов», составил 5006,47 млн. руб. [4]

Как осуществлялось финансирование республиканских целевых программ из бюджета Республики Мордовия за последние пять лет показано в табл. 1.

Таблица 1 - Финансирование республиканских целевых программ из бюджета Республики Мордовия за 2009-2013гг._

Показатель Годы

2009 2010 2011 2012 2013

Утвержденная сумма, тыс. руб. 2 917 747,8 4 562 378,8 9 536 524,6 6 947 702,3 5 006 470,6

Исполненная сумма, тыс. руб. 1 872 077,4 3 411 408,6 7 814 922,7 4 442 837,5 4 309 262,8

Процент освоения 64,2% 74,8% 81,9% 63,9% 86,1 %

Как видно из таблицы, ни за один год утвержденный Законом о бюджете Республики Мордовия лимит средств не был превышен.

Для Мордовии сельскохозяйственное производство является традиционной отраслью. Специализация региона определяет приоритетные сферы развития и финансирования. Именно поэтому в общем объеме ведомственных целевых программ значительную долю занимают программы, направленные на развитие сельского хозяйства.

На поддержку агропромышленного комплекса республиканским бюджетом Республики Мордовия в 2013 году было выделено 1 485,67 млн. руб. в рамках реализации мероприятий программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РМ на 2013-2020 годы». Из них освоено было 1 345,67 млн. рублей (90,6%). Объем средств был направлен на устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства. [1]

Исполнение программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы оценивается по основным показателям, которые в комплексе характеризуют состояние развития отрасли (табл. 2).

Таблица 2 - Выполнение основных показателей, характеризующих реализацию программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы»_

Основные показатели 2008 2009 2010 2011 2012

Пла н Фак т Пла н Фак т Пла н Фак т Пла н Фак т Пла н Фак т

Индекс производства продукции с/х всех категорий (в сопоставимых ценах), % 107, 6 104, 5 107, 8 107, 6 108, 2 72,1 108, 2 143, 6 108, 2 99,4

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 109, 6 101, 1 110, 2 105, 4 110, 2 104 110, 5 106, 3 111 102, 8

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в Сопоставимых ценах), % 105, 4 108, 5 105, 6 109, 8 106, 2 34,2 106, 2 242, 5 106, 2 95,1

Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал с/х, % 105 112, 2 110, 6 73,5 110, 2 100, 3 108, 5 116, 7 107, 1 134, 5

Энергообеспеченно сть сельхозорганизаци й на 100 га посевной площади, л.с. 130 131 137 128 145 145 152 145 163 151, 5

Рассматривая программно - целевой подход как один из основных механизмов регулирования сельского хозяйства в Республики Мордовия необходимо рассмотреть следующие, не менее важные, программы, активно функционировавшие в предыдущие годы: Республиканская целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2009 - 2012 годы», «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2009-2012 годы».

Положительные результаты не заставили себя ждать. Удельный вес прибыльных предприятий вырос с 62 до 87 %, уровень рентабельности

повысился с 8 % до 16 %, или в 2 раза. При этом рост уровня рентабельности продолжается, что является свидетельством эффективности государственной поддержки АПК региона.

Программно-целевой метод государственного регулирования в приложении к сфере малого и среднего предпринимательства на республиканском уровне предполагает выявление стратегического потенциала малого и среднего предпринимательства и ключевых проблем, препятствующих его развитию.

В настоящее время реализуется Комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2011-2015 гг. На ее реализацию выделено 1 млрд. 444 млн. рублей, что почти на 1 млрд. больше, чем на реализацию предыдущей программы. Причем финансирование из республиканского бюджета Республики Мордовия составит 300 млн. рублей, а 1 млрд. 144 млн. рублей -прогнозируемые средства, поступающие из федерального бюджета. [2]

В рамках Комплексной программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 20082010 годы субъектам малого предпринимательства, реализующим проекты в приоритетных направлениях экономики республики, предоставлены субсидии на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций и части лизинговых платежей на сумму 5681,9 тыс. руб., в том числе на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций - 3168,4 тыс. руб., на оплату части лизинговых платежей - 2513, 6 тыс. руб. В 2010 году в рамках программы введено 5790 новых рабочих мест. Исполнение программы оценивается по десяти индикаторам эффективности выполнения (табл.3).

Таблица 3 - Перечень индикаторов эффективности выполнения Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2008-2010 годы

Целевые индикаторы 2008 год 2009 год 2010 год

План Факт План Факт План Факт

Количество малых предприятий, единиц 4390 5566 4829 5858 5312 6469

Прирост количества малых предприятий, % 10 52 10 5 10 10

Количество занятых на малых предприятиях, тыс. чел. 35 44 38 63 41 69

Прирост количества занятых на малых Предприятиях, % 9 21 9 43 9 9,5

Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых, % 11 16 12 24 13 26

Оборот малых предприятий, млн. руб. 16651 31858 19552 61528 23096 65931

Прирост оборота в сопоставимых ценах 7 81 7 93 7 7

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 623 1823 768 1755 948 1875

Прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, % в год 14,7 203 15,3 - 15,9 7

Доля продукции, произведённой малыми предприятиями в общем объёме валового регионального продукта, % 10,1 10,5 10,3 10,6 10,4 10,7

За три года реализации программы отмечено выполнение большинства показателей, а в некоторых случаях превышение предусмотренных целевых индикаторов в несколько раз. Такая статистика свидетельствует о благоприятных условиях для достижения планируемых показателей, а также о тщательной проработке и реализации мероприятий, направленных на повышение индикаторов эффективности.

Рассмотренные выше количественные показатели свидетельствуют об улучшении в некоторой степени бюджетно-финансового состояния Республики Мордовии. Поэтому можно сказать, что целевые программы в действительности являются необходимым инструментом обеспечения финансовой устойчивости субъекта Российской Федерации.

Оценивая итоги реализации республиканских целевых программ в целом, следует отметить, что ряд мероприятий многих действующих программ до настоящего времени остаются невыполненными ввиду недостаточного обеспечения финансовыми средствами из республиканского бюджета Республики Мордовия. По той же причине не достигнуты значения некоторых целевых индикаторов и показателей.

Использованные источники: 1Переходько, М. Н. Интеграция программно-целевого планирования в теорию и практику современного реформирования экономики [Текст] / М. Н. Переходько // Экономический вестник РГУ. Т. 3. Ч. 2. Ростов Н/Д: Изд-во РГУ. 2012. - С. 103.

2Постановление Правительства РМ от 07.03.2008 № 79 «О Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.referent.ru/220/3993

3 Постановление Правительства РМ от 22.12.2008 № 589 «О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2008-2012 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/14423007/30358899/

4Официальный сайт Министерства финансов Республики Мордовия http://minfinrm.ru/

5Официальный сайт Министерства экономики Республики Мордовия http://mineco.e-mordovia.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.