Научная статья на тему 'Перспективы социально-экономического развития республики Марий Эл'

Перспективы социально-экономического развития республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1799
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якупов И. Г.

В статье анализируются тенденции и перспективы развития Республики Марий Эл, рассмотрены меры государственной поддержки целевых региональных программ социально-экономического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы социально-экономического развития республики Марий Эл»

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

и. г. якупов,

кандидат экономических наук, заместитель главы Правительства Республики Марий Эл, министр экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл E-mail: gov. mari. ru

Анализируются тенденции и перспективы развития Республики Марий Эл. Рассмотрены меры государственной поддержки целевых региональных программ социально-экономического развития.

Ключевые слова: инвестиция, экономика республики, целевая программа, эффективность.

Республика Марий Эл в 2001—2008 гг. являлась одним из наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Еще в 2000 г. она была на последнем месте в Приволжском федеральном округе по темпам роста промышленного и сельскохозяйственного производства, объемам работ и услуг по виду деятельности «строительство», на предпоследнем месте по росту заработной платы и вводу жилых домов. Долги республики превышали объемы собственных доходов годового бюджета, задолженность по заработной плате тем, кто работает, составляла свыше 300 млн руб. Инвестиции, направляемые на развитие экономики и социальной сферы, постоянно сокращались и не превышали уровня 80—90 % предыдущего года.

В целях выхода экономики из кризисного состояния была разработана и успешно реализована Программа экономического и социального развития республики на 2002—2004 гг. и на период до 2008 г.

Задачи, поставленные программой, а именно: планомерное стабильное развитие приоритетных отраслей экономики республики; создание новых производств и увеличение объемов производства действующих предприятий; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение

инвестиционной привлекательности республики; обеспечение более высоких, чем по Приволжскому федеральному округу, темпов экономического роста; увеличение собственных доходов консолидированного бюджета и эффективное расходование бюджетных средств — были выполнены.

Стабилизирующим фактором в жизни республики было и остается последовательное проведение правительством линии на поддержание эффективного собственника, обеспечение достойного уровня жизни населения за счет повышения эффективности производства.

За истекшие восемь лет (2001—2008 гг.) правительству республики удалось переломить негативную ситуацию в экономике, провести необходимые экономические реформы в отраслях социальной сферы, снизить напряженность на рынке труда, а также улучшить благосостояние населения.

Динамика изменения валового регионального продукта (ВРП) свидетельствует об устойчивых темпах экономического развития республики. Объем ВРП по сравнению с 2000 г. в сопоставимых ценах возрос в 1,6 раза. Среднегодовые темпы прироста составили 6 %.

Правительством республики проводится постоянная работа по созданию благоприятных условий для развития промышленности, привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности продукции. Среднегодовой темп прироста производства промышленной продукции в сопоставимых ценах за 2001—2008 гг. составил 12,3 % (по Российской Федерации—6,2 %, по Приволжскому федеральному округу (ПФО) —5,2 %). По темпам роста физического объема промышленного производства республика среди регионов ПФО четыре

года подряд занимала лидирующее место (по Российской Федерации за 2006 г. — 8-е место, 2007 г. — 6-е, 2008 г. — 5-е). Развитие промышленности осуществляется за счет опережающих темпов роста в производстве пищевых продуктов, обработке древесины и производстве изделий из дерева, производстве продукции целлюлозно-бумажного производства, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования, нефтепродуктов.

Политика, проводимая правительством республики по повышению конкурентоспособности экономики, основывается на принципах невмешательства в деятельность предприятий, поддержки эффективных собственников, оказания им всесторонней помощи и стимулирования их дальнейшего развития. Для сохранения положительной динамики развития промышленности в республике разработан и успешно реализуется механизм государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов, направленных на развитие промышленного производства.

С начала реализации механизма государственной поддержки инвестиционных проектов, начиная с 2001 г. по настоящее время, государственная поддержка Правительства Республики Марий Эл за счет средств республиканского бюджета оказана 35 предприятиям, реализующим 62 инвестиционных проекта в виде субсидирования части процентных расходов и части лизинговых платежей на общую сумму 199,4 млн руб. Предприятиями привлечено 2,2 млрд руб. кредитных ресурсов, стоимость проектов составила 3,2 млрд руб. В настоящее время завершена реализация 49 инвестиционных проектов, которые являются социально и экономически значимыми для экономики Республики Марий Эл.

В ходе реализации инвестиционных проектов на промышленных предприятиях республики произведена модернизация производства, осуществлена замена изношенной устаревшей техники на новое оборудование отечественного и импортного производства, создано около 2 тыс. новых рабочих мест. Успешно при оказании государственной поддержки реализованы инвестиционные проекты таких предприятий, как ЗАО «Ариада», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат», ОАО «Контакт», ОАО «Марспецмонтаж» и др. К примеру, ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» реализовано два инвестиционных проекта, заканчивается реализация третьего инвестиционного проекта. Благодаря государственной поддержке

произведена модернизация предприятия и закуплено немецкое технологическое оборудование. Для дальнейшего развития предприятия и обеспечения собственного производства высококачественным сырьем реализован инвестиционный проект по строительству свинокомплекса стоимостью 605 млн руб. С 2003—2008 гг., в ходе реализации проектов, ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» увеличило производство колбасных изделий почти в 3 раза, объем продаж полуфабрикатов увеличился в 2,6 раза, на предприятии созданы новые рабочие места и увеличена заработная плата.

Закрытое акционерное общество «Ариада» реализовало семь инвестиционных проектов. Благодаря государственной поддержке предприятие (первое и пока единственное в Российской Федерации) освоило выпуск сэндвич-панелей с применением нанотехнологии и представило на российский рынок первые образцы стеновых и кровельных панелей с утеплителем из полиизоци-анурата, облицованных сталью с полимерным покрытием. За последние четыре года (2004—2008 гг.) объем производства продукции ЗАО «Ариада» увеличился в 3,9 раза.

Правительство Республики Марий Эл с 2002 г. оказывает государственную поддержку многопрофильному предприятию ООО «Контакт», специализированному на выпуске резисторов, товаров народного потребления, изделий для автомобильной промышленности, шкафных металлоконструкций, торгово-холодильного оборудования. Предприятием реализовано 8 инвестиционных проектов, в настоящее время идет работа над реализацией 9-го проекта. В ходе реализации инвестиционных проектов за 2004—2008 гг. объем промышленной продукции увеличился в 4,5 раза, заработная плата — в 3 раза, увеличилась уплата налогов в бюджеты всех уровней. ООО «Контакт» зарекомендовало себя как надежный поставщик высококачественной продукции, которая реализуется на территории Республики Марий Эл, в различных регионах страны, в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Созданный благоприятный инвестиционный климат в республике, поддержка со стороны Президента Республики Марий Эл Л. И. Маркелова, Правительства Республики Марий Эл частных инвесторов способствовали реализации на территории республики инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств, выпуск новой для республики продукции.

Так, в 2007—2008 гг. в республике реализовано 12 инвестиционных проектов по производству

новой продукции на сумму 2 млрд руб., из них наиболее крупные: ООО «Мари-Айс» — проект по производству мороженого стоимостью 226,0 млн руб.; ООО «Русь-Бейкери» — проект по производству полуфабрикатов (замороженного хлеба) для изготовления хлебобулочных изделий стоимостью 331,1 млн руб.; ООО «Стезя» — строительство завода по производству малоэтажных домов заводской готовности каркасного типа и домов из клееного бруса стоимостью 265,4 млн руб.; ГУП «Мостремстрой» — строительство цеха безопалубочного формования плит пустотного настила и линии по производству элементов каркасных зданий, стеновых и дорожных изделий стоимостью 227,7 млн руб.

В апреле 2007 г. в республике создано новое предприятие ЗАО «Научно-производственное объединение Таврида Электрик». Компания «Таврида Электрик» является одним из лидеров мирового рынка электротехнической продукции и представляет группу производственных и научно-исследовательских предприятий, специализирующихся в области разработки и серийного производства вакуумных коммутационных аппаратов. В июле

2008 г. предприятием реализован инвестиционный проект по производству вакуумно-коммутаци-онного оборудования стоимостью 322,9 млн руб. (первая очередь).

Реализацией продукции ЗАО «НПО Таврида Электрик» занимаются многочисленные компании и представительства, расположенные в Российской Федерации, Украине, Китае, Эстонии, Германии, Австрии, ЮАР, Сербии, Румынии, Болгарии, Монголии и во Вьетнаме. На предприятии интенсивно наращиваются производственные мощности по выпуску серийных и новых изделий. В феврале 2009 г. запущена в опытную эксплуатацию новая линия по производству вакуумных выключателей нового типа, что позволило увеличить производственные мощности предприятия на 30 %, производить до 4 тыс. шт. изделий в месяц (инвестиционный проект по введению в эксплуатацию второй очереди стоимостью 131,6 млн руб. будет завершен до конца

2009 г.).

Агропромышленный комплекс республики является одним из основных секторов экономики республики, в сельской местности проживают 36,7 % населения республики. Приоритетными отраслями в республике являются животноводство молочного направления, птицеводство, свиноводство и растениеводство со специализацией производства зерна, картофеля и овощей.

За последние восемь лет объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился в 2,5 раза. По индексу производства сельскохозяйственной продукции Республика Марий Эл среди регионов ПФО заняла за 2008 г. 5-е место.

Реализация в Республике Марий Эл приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы развития сельского хозяйства до 2012 г. позволила повысить инвестиционную привлекательность крупного и среднего сельскохозяйственного бизнеса и активизировать предпринимательскую деятельность сельского населения.

На строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих комплексов, приобретение оборудования и племенного скота за период реализации национального проекта и государственной программы привлечено 185 кредитов на сумму 2,8 млрд руб. Через ОАО «Росагролизинг» сельскохозяйственным предприятиям республики поставлено около 3 тыс. голов крупного рогатого скота. Сельскохозяйственными товаропроизводителями республики приобретено около 2 тыс. ед. сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму 1,5 млрд руб. Выросли объемы кредитования малых форм хозяйствования на селе, за 2006—2008 гг. и в текущем году выдано около 6 тыс. кредитов на сумму более 700 млн руб. Заемные средства направлены на приобретение животных, сельскохозяйственной техники, строительство производственных помещений, газификацию и т. д.

Одной из приоритетных задач деятельности Правительства республики является развитие предпринимательства. В республике успешно реализуются республиканские и муниципальные целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Республика ежегодно участвует в конкурсах по предоставлению средств на поддержку малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета. В 2005—2008 гг. на указанные цели из федерального бюджета выделено более 30 млн руб.

За счет средств федерального и республиканского бюджетов построен и оснащен бизнес-инкубатор Республики Марий Эл, в 2008 г. открыт филиал АНО «Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл» в пос. Сернур.

Увеличиваются расходы, направляемые на поддержку малого предпринимательства. Если в 2000 г. на эти цели из консолидированного бюджета Республики Марий Эл было направлено всего 0,4 млн руб., то в 2008 г. — 16,3 млн руб.

За прошедшие годы в республике наблюдался стабильный рост инвестиций в основной капитал. За восемь прошедших лет среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составлял 20,7 %. Такие темпы роста инвестиций в основной капитал позволяли республике неоднократно занимать среди регионов Приволжского федерального округа лидирующие позиции.

Республика Марий Эл активно работает с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по федеральным целевым программам и мероприятиям не программной части. Всего за восемь лет на развитие экономики и социальной сферы привлечено более 9 млрд руб. средств федерального бюджета.

В настоящее время на территории Республики Марий Эл реализуется 37 республиканских целевых программ. Это важнейшие социальные программы, касающиеся вопросов улучшения демографических процессов, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства. В 2008 г. финансирование республиканских целевых программ за счет средств республиканского бюджета составило более 2,2 млрд руб.

Ежегодно в республике формируется республиканская адресная инвестиционная программа. На объекты, включенные в республиканскую адресную инвестиционную программу, за 2001 — 2008 гг. направлено за счет средств республиканского бюджета более 5 млрд руб. За восемь лет за счет средств республиканского бюджета с привлечением средств федерального бюджета введены 13 школ на 2,5 тыс. ученических мест, 2 детских сада на 114 мест, 4 больницы на 345 коек, 5 амбу-латорно-поликлинических учреждений на 1,5 тыс. посещений в смену, два дома культуры на 290 мест, два ледовых дворца, дворец водных видов спорта в г. Йошкар-Оле, художественная школа при национальной Президентской школе-интернате для одаренных детей, национальная художественная галерея, государственный архив Республики Марий Эл, бульвар Победы в г. Йошкар-Оле, спортивные залы в районах республики и другие социально значимые объекты. В 2008 г. к VII Всероссийским летним сельским спортивным играм реконструирован стадион «Дружба».

Значительные средства направлены на благоустройство и освещение городов и поселков республики, неузнаваемо преобразилась столица республики г. Йошкар-Ола.

Правительство республики уделяет большое внимание строительству объектов социальной сферы, что способствует более эффективной реализации приоритетных национальных проектов на территории республики.

Объем финансирования мероприятий приоритетных национальных проектов в республике с начала их реализации составил 4,7 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 3,0 млрд руб., средств консолидированного бюджета Республики Марий Эл — 1,6 млрд руб.

С начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения поступило 369 ед. диагностического оборудования, 96 автомобилей скорой медицинской помощи. В 2009 г. — мобильный пункт заготовки крови и компьютерное оборудование для единой информационной базы донорской крови. Проведены диспансеризация и углубленные медицинские осмотры 147 тыс. работающих граждан республики, направлено на стационарное лечение и консультации в федеральные клиники и центры 4 тыс. чел. В результате проводимых мероприятий в 2,4 раза снизилась заболеваемость населения вирусным гепатитом В, на 20 % — смертность от инфарктов и инсультов.

При реализации национального проекта «Образование» обладателями премий в размере по 1 млн руб. ежегодно определяются по 18 образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; 288 образовательных учреждений подключены к сети Интернет; приобретено 92 сельских школьных автобуса; введена новая система оплаты труда учителей, увязывающая заработную плату с его результатами; осуществлен переход учреждений к государственно-общественной системе управления; заложены основы финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.

В республике успешно реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам Российской Федерации».

Ежегодно, начиная с 2001 г., увеличивается ввод жилых домов. За 2001—2008 гг. введено в эксплуатацию около 1,6 млн м2 общей площади жилых домов. В рамках реализации данного проекта с целью обеспечения работников бюджетной сферы жильем в г. Йошкар-Оле в 2008 г. завершена реконструкция административного здания под жилой дом. Кроме того, за 2004—2006 гг. для работников бюджетной сферы построены два жилых дома

(54-квартирный и 36-квартирный). В текущем году продолжается строительство социального жилья в муниципальных районах республики.

С начала реализации проекта активизировалась работа по приобретению жилья для льготных категорий граждан. С 2006 по 2008 гг. при содействии федерального бюджета смогли улучшить жилищные условия 501 молодая семья, 131 семья ветеранов и инвалидов, 100 семей категорий граждан, установленных федеральным законодательством по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В 2009 г. планируется обеспечить жильем еще 289 молодых семей, 151 семью ветеранов и инвалидов и 33 семьи категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Большое внимание в республике уделяется вопросам газификации сельской местности. Всего за 2001—2008 гг. построено более 1,4 тыс. км газовых сетей. Уровень газификации сельской местности увеличился с 19 до 51,4 %, при общем уровне газификации 76,1 %.

В целях государственной поддержки населения, увеличения вводов индивидуального жилья и газификации сельской местности в Республике Марий Эл с 2005 г. осуществляется за счет средств республиканского бюджета субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на газификацию и строительство индивидуальных жилых домов. За 2005—2008 гг. на указанные цели выделено за счет средств республиканского бюджета более 60 млн руб. С начала реализации механизма государственной поддержки заключено 4,2 тыс. договоров на общую сумму более 1 млрд руб.

На потребительском рынке республики сохраняются положительные тенденции развития. С 2001 по 2008 г. наблюдался значительный рост оборота розничной торговли. По темпам роста оборота розничной торговли Республика Марий Эл среди регионов Приволжского федерального округа в 2006—2008 гг. занимала 1-е и 2-е места.

Уровень жизни населения — это один из качественных показателей, на повышение которого, в первую очередь, направлены усилия органов власти республики. Начиная с 2001 г., в республике отмечается динамичный рост заработной платы работающих. Среднемесячная заработная плата за 2008 г. составила 10 535 руб. и возросла по сравнению с 2000 г. в девять раз. Денежные доходы

населения в расчете на одного человека в 2008 г. составили 7 843 руб. и увеличились по сравнению с 2000 г. в 7,3 раза.

С октября 2008 г. экономика республики, как и в целом страны, развивается под воздействием влияния мирового финансового кризиса.

В целях оздоровления ситуации в экономике и государственной поддержки предприятий реального сектора экономики в республике создана и работает Комиссия по повышению устойчивости развития экономики республики (антикризисная Комиссия). Реализуется план мероприятий по повышению устойчивости развития экономики на 2009 г. Действуют рабочая группа правительства республики по контролю ситуации на рынке труда и выплате заработной платы и рабочая группа правительства республики по поддержке системообразующих предприятий реального сектора экономики.

Сформирован перечень системообразующих предприятий реального сектора экономики республики.

Еженедельно ведется мониторинг основных критериев и показателей ситуации, связанной с влиянием финансового кризиса на социально-экономическое положение республики, мониторинг деятельности системообразующих предприятий республики, проводятся встречи с руководителями предприятий по вопросам деятельности предприятий, сохранения численности или штата работников, финансового состояния предприятий, своевременной выплаты заработной платы.

В ходе принимаемых мер удалось сохранить темпы роста по ряду основных показателей социально-экономического развития республики. В январе — сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рост обеспечен по следующим показателям:

• объем сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах увеличился на 5,7 %;

• оборот розничной торговли возрос на 0,1 %, объем платных услуг населению — на 1,6 %;

• ввод в действие жилых домов увеличился на 8,2 %;

• среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 13,8 %;

• среднемесячная заработная плата за январь — август 2009 г. возросла на 7,5 % и составила 10 971 руб., в том числе за август — 11 494 руб. Благодаря предпринимаемым антикризисным

мерам происходит постепенное наращивание

промышленного производства. Так, по итогам за январь — сентябрь 2009 г. индекс промышленного производства составил 93,1 %, что на 14,4 процентных пунктов выше, чем в январе текущего г. По индексу промышленного производства республика среди регионов ПФО за 9 мес. текущего года занимает 2-е место.

В комплексе системных мер по поддержке реального сектора экономики правительством республики проводится работа по финансовому оздоровлению организаций республики, сохранению созданного в республике налогового потенциала.

Предприятиям республики предоставлено право на проведение реструктуризации по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом. Процедура реструктуризации налоговой задолженности организаций республики предусматривает поэтапное погашение задолженности.

Оказывается государственная поддержка предприятиям в виде субсидирования части процентных расходов (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, привлеченным предприятиями в кредитных организациях на развитие производства.

Одним из важнейших направлений поддержки предприятий и организаций республики является государственная поддержка их инвестиционной деятельности путем либерализации налогообложения прибыли и имущества организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность.

В целях строительства промышленных объектов в рамках реализации инвестиционных проектов в республике значительно снижена арендная плата за предоставляемые земельные участки, находящиеся в республиканской собственности.

Правительство Республики Марий Эл осуществляет мониторинг 44 новых инвестиционных проектов стоимостью около 50 млрд руб., планируемых к реализации на период до 2012 г.

За 9 мес. 2009 г. в республике завершены 3 инвестиционных проекта. До конца года планируется реализовать еще 6 инвестиционных проектов. Это позволит в 2009 г. освоить инвестиции в сумме более 1,0 млрд руб., дополнительно увеличить выпуск промышленной продукции на 1,2 млрд руб., создать более 400 новых рабочих мест и увеличить налоговые поступления в бюджет республики.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Рес-

публике Марий Эл на 2009—2012 гг.». Общий объем финансирования государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2009 г. предусмотрен в сумме более 700 млн руб.

В настоящее время на территории Республики Марий Эл действует республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2009—2011 гг.», обеспечивающая комплексную поддержку и развитие предпринимательской деятельности.

В рамках антикризисных мер, принимаемых Правительством Республики Марий Эл, в указанную программу внесены изменения, предусматривающие новые направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в частности развитие системы гарантийного обеспечения.

В целом на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства республики из средств федерального и республиканского бюджетов в 2009 г. будет направлено свыше 70 млн руб.

С целью содействия эффективной занятости населения и обеспечения защиты прав граждан в области труда в республике успешно реализуются Программа содействия занятости населения на 2009 — 2011 гг. и Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл на 2009 г. Планируемый объем финансовых средств на реализацию данных программ составит в 2009 г. свыше 350 млн руб.

Реализация данных программ и мер, принимаемых правительством республики по стабилизации экономики, способствовали значительному снижению напряженности на рынке труда.

С мая текущего года улучшается ситуация на рынке труда. Если на 1 мая уровень зарегистрированной безработицы составлял 1,9 %, то на 23 октября 2009 г. он снизился до 1,63 %.

Для обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития республики, укрепления экономической базы, развития социальной сферы, выделения зон опережающего развития в республике в августе 2007 г. утверждена Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл. В стратегии конкретизируются цели долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, способы, направления и этапы достижения поставленных целей, определяются индикаторы достижения указанных целей.

В целях реализации основных положений Стратегии в республике в августе 2009 г. разработаны мероприятия по реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2016 г.

Цели и задачи мероприятий Стратегии подчинены долгосрочным стратегическим приоритетам: это развитие «человеческого капитала», создание инфраструктуры перехода к инновационно-активному и социально ориентированному развитию, структурная диверсификация экономики.

При этом цели и задачи мероприятий Стратегии приведены в соответствие со стратегическими целями и задачами Правительства Российской Федерации, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 г., разработанным с учетом реализации мероприятий стратегии, в республике сохранится положительная динамика основных макроэкономических показателей: валового регионального продукта, производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, дальнейший рост уровня жизни населения.

Промышленная политика Республики Марий Эл в предстоящий период будет направлена на дальнейшее создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей, развития эффективных производств, привлечения в них инвестиций.

Приоритетные направления промышленной политики: это создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для развития экономики промышленности; поддержка и приоритет развития наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих производств; увеличение темпов роста производства продукции; увеличение доли прибыльных предприятий; создание и обеспечение условий для производства и повышения конкурентоспособности, качества продукции, работ и услуг; государственная поддержка предприятий в виде субсидий на компенсацию части процентных ставок по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов; развитие внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий.

Исходя из сложившейся структуры производства видов экономической деятельности, динамики и перспектив промышленного производства, наличия

сырьевых и трудовых ресурсов, определены «точки роста», концентрация средств на которых даст наибольший мультиплицирующий эффект и послужит условием решения целого ряда других проблем. Такими «точками роста» должны стать предприятия по производству готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования, а также по производству целлюлозно-бумажных изделий и изделий деревообработки, производству пищевых продуктов.

В целом в решении задач обеспечения динамически устойчивого развития экономики в перспективе первостепенная роль будет принадлежать инновационному развитию, способному обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, и выход на внешние рынки товаров и услуг.

Рост продукции сельского хозяйства в 2010— 2012 гг. и далее будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животных и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Значительные средства будут вложены в реконструкцию и модернизацию птицеводческих комплексов, строительство племенного репродуктора по разведению кур мясных кроссов.

Для успешной реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам Российской Федерации» в республике в 2010—2012 гг. планируется ввести в эксплуатацию ряд предприятий по производству строительных материалов: заводов по производству пенобетонных блоков, изделий из ячеистого бетона автоклавного твердения, лицевого кирпича европейского качества, цементного завода. Это позволит обеспечить предприятия стройиндустрии республики собственными материалами.

Продолжится работа по привлечению средств федерального бюджета на строительство социально значимых объектов Республики Марий Эл.

С целью комплексного развития территорий, строительства жилья для населения республики, сохранения занятости и создания новых рабочих мест, а также развития строительной отрасли республики и смежных отраслей Правительством Республики

Марий Эл планируется реализация региональных инвестиционных проектов «Развитие центральной части г. Йошкар-Олы», а также «Развитие Южного промышленного района г. Йошкар-Олы».

Большое внимание будет уделено развитию потенциала туризма республики.

Республика Марий Эл в настоящее время обладает высоким природным и культурным потенциалом, самобытной культурой, национальными традициями.

На территории республики расположены более 600 больших и малых озер. Особую ценность представляют многочисленные родники.

Среди многочисленных памятников природы и культуры можно выделить:

• государственный природный заповедник «Большая Кокшага», на базе которого ведется проектирование биосферного резервата «Кугу Какшан», поддержанного проектом Евросоюза ТАСИС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• национальный парк «Марий Чодра», богатый флорой и фауной. На территории парка разработаны и действуют экскурсионные и туристские маршруты;

• культурно-исторический музейный комплекс в г. Козьмодемьянске, в который входят: художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева с уникальной коллекцией живописи ХУШ—Х1Х вв., музей этнографии горных мари, музей купеческого быта в доме лесопромышленника Губина, а также музей истории и юмора Остапа Бендера;

• усадьба Шереметевых в пос. Юрино, которая представляет собой усадебно-архитектурный комплекс XIX в., где смешение различных стилей в архитектуре замка создало уникальный образец зодчества.

Республика располагает хорошо развитой спортивной базой. Среди основных спортивных объектов, отвечающих современным требованиям и стандартам, можно отметить: физкультурно-оздоровительный комплекс с гостиницей в дер. Корта, трехзальный игровой спортивный комплекс «Спартак», ледовые дворцы, дворец водных видов спорта, детский конно-спортивный комплекс «Чудо кони», универсальный современный стадион «Дружба» в г. Йошкар-Оле, стадион «Олимп» в пос. Медведево и другие.

В целях дальнейшего развития и эффективного использования потенциала туризма в Республике Марий Эл до 2016 г. планируется реализовать следующие основные мероприятия.

Разработать и осуществить реализацию республиканской целевой программы «Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2010—2012 гг.».

Продолжить активное взаимодействие республики с Ассоциацией туроператоров Российской Федерации (далее — АТОР) и группой компаний «Владинвесттур» по реализации ряда совместных проектов, предусматривающих строительство на территории Республики Марий Эл парк-отелей «Венец национальных деревень» («Марийская этнографическая деревня», «Русская этнографическая деревня» и «Татарская этнографическая деревня»).

При взаимодействии с АТОР, группой компаний «Владинвесттур», с туристической компанией «Большое золотое кольцо Российской Федерации» предусматривается реализация программы туристических поездок по регионам, входящим в проект «Большое золотое кольцо Российской Федерации».

В перспективе планируется реализация инвестиционного проекта, предусматривающего строительство на территории Килемарского района (у р. Арда) зоны отдыха (парк-отеля) на 160 мест для жителей республики и для туристов, посещающих республику из регионов Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья. Развитие потенциала туризма будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы республики.

В 2010 г. и в последующие годы правительство республики намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях успешной реализации основных мероприятий Стратегии долгосрочного социально-экономического развития республики, обеспечения роста основных социально-экономических показателей и повышения, в конечном итоге, благосостояния каждого жителя республики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Республиканская целевая программа «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Республике Марий Эл на 2005—2010 годы».

2. Республиканская целевая программа «Жилье для молодой семьи на 2004 — 2010 годы».

3. Республиканская целевая программа «Культурное наследие Республики Марий Эл на 2004— 2008 годы».

4. Республиканская целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2008—2010 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.