Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕАЭС'

ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КАЗАХСТАН / ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД / ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КРИТЕРИЙ ФИШЕРА / КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА / ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алибаев Ерлан Акылжанович, Онучко Марина Юрьевна

С вступлением Казахстана в Евразийский экономический союз, правительству необходимо было менять инструменты поддержки сельского хозяйства и в агропромышленного комплекса в целом. Так как именно от его успешной деятельности напрямую зависит обеспечение и состояние продовольственной безопасности страны. Обеспечение населения продовольствием является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства. Продовольственная безопасность очень актуальна, особенно в период нынешнего финансового кризиса. На сегодняшний день нестабильность сельского хозяйства в Казахстане является основной причиной низкого уровня обеспечения продовольственной безопасности в стране. Одной из стратегических задач для Казахстана является обеспечение продовольственной безопасности. К сожалению, в стране очень мало научных исследовании, направленных на изучение, финансирование и государственную поддержку сельского хозяйства, как важной предпосылки формирования обеспечение продовольственной безопасности Казахстана в условиях Союза, таким образом, цель данного исследования обусловлена необходимостью качественного анализа и выявления путей решения проблем устойчивого развития обеспечения продовольственной безопасности в условиях Союза. В работе применялись следующие методы исследования: экономико-статистический; экономико-математические методы, в том числе методы статистического анализа. Для изучения взаимосвязи между государственным финансированием агропромышленного комплекса и продовольственной безопасностью мы используем корреляционно-регрессионный анализ. Этим мы не только анализируем текущую ситуацию, но и даем возможность реализовать среднесрочный прогноз. Результатом исследования является проведенный структурный анализ финансирования агропромышленного комплекса, который показал, что основной объем финансирования осуществляется за счет собственных средств, а объем государственных инвестиций меньше собственных ресурсов. На основании проведенного исследования выявлена зависимость сельского хозяйства Казахстана в условиях ЕАЭС от государственного финансирования и поддержки. Предложены основные пути и решения по обеспечению продовольственной безопасности Казахстана в условиях Евразийского экономического союза. Выводы. Обеспечение продовольственной безопасности населения - неотъемлемая часть экономической, политической и национальной безопасности страны. В данном кругу агропромышленный комплекс является главным ключевым фактором и эпицентром обеспечение продовольстенной безопасности страны, и без государственной финансовой поддержки АПК - продовольственная безопасность Казахстана находится и будет находится под угрозой. Только при решении данной актуальной проблемы Казахстан может лидировать среди стран-участниц Евразийского экономического союза. Поэтому в целях обеспечения продовольственной безопасности предлагаются меры, которые необходимо принять для развития политики в области продовольственной безопасности. Кроме того, были выдвинуты предложения по регулированию и контролю обеспечение продовольственной безопасности Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL FINANCING AS THE BASIS FOR FOOD SECURITY IN KAZAKHSTAN UNDER EAEU CONDITIONS

With Kazakhstan’s accession to the Eurasian Economic Union, the government needed to change the instruments to support agriculture and the agro-industrial complex as a whole. As it is on its success that the provision and condition of food security of the country directly depends. Food security is very urgent, especially during the current financial crisis. To date, the instability of agriculture in Kazakhstan is the main reason for the low level of food security in the country. One of the strategic tasks for Kazakhstan is to ensure food security. There is a lack of scientific research aimed at financing and state support of agriculture as an important prerequisite for ensuring food security in Kazakhstan under the conditions of the Eurasian Economic Union, which determines the purpose of our study. The following research methods were used in the work: economic and statistical; economic and mathematical methods, including methods of statistical analysis. We use correlation and regression analysis to study the relationship between public financing of the agro-industrial complex and food security. By this we not only analyze the current situation, but also make it possible to implement a medium-term forecast. The result of the study is a structural analysis of the financing of the agro-industrial complex, which shows that the bulk of the financing is carried out by own funds, and the amount of public investment is less than own resources. Based on the study, the dependence of agriculture in Kazakhstan under the EAEU conditions on state funding and support has been revealed. The main ways and solutions to ensure food security of Kazakhstan in the conditions of the Eurasian Economic Union have been proposed. Conclusions. Ensuring food security of the population is an integral part of economic, political and national security of the country. In this context, the agro-industrial complex is the main key factor and epicentre of food security of the country, and without state financial support for agriculture, food security of Kazakhstan is and will be under threat. Only by solving this urgent problem can Kazakhstan lead among the member countries of the Eurasian Economic Union. Therefore, in order to ensure food security, measures that need to be taken to develop a food security policy have been proposed. In addition, proposals have been made to regulate and control food security in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕАЭС»

404

Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, Vol. 14, №6, 2022

ОПЫТ РЕГИОНОВ

EXPERIENCE OF REGIONS

DOI: 10.12731/2658-6649-2022-14-6-404-422 IO*(D6?)(=)

УДК 327.7 KCCJ

ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕАЭС

Е.А. Алибаев, М.Ю. Онучко

С вступлением Казахстана в Евразийский экономический союз, правительству необходимо было менять инструменты поддержки сельского хозяйства и в агропромышленного комплекса в целом. Так как именно от его успешной деятельности напрямую зависит обеспечение и состояние продовольственной безопасности страны. Обеспечение населения продовольствием является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства. Продовольственная безопасность очень актуальна, особенно в период нынешнего финансового кризиса. На сегодняшний день нестабильность сельского хозяйства в Казахстане является основной причиной низкого уровня обеспечения продовольственной безопасности в стране. Одной из стратегических задач для Казахстана является обеспечение продовольственной безопасности. К сожалению, в стране очень мало научных исследовании, направленных на изучение, финансирование и государственную поддержку сельского хозяйства, как важной предпосылки формирования обеспечение продовольственной безопасности Казахстана в условиях Союза, таким образом, цель данного исследования обусловлена необходимостью качественного анализа и выявления путей решения проблем устойчивого развития обеспечения продовольственной безопасности в условиях Союза.

В работе применялись следующие методы исследования: экономико-статистический; экономико-математические методы, в том числе методы статистического анализа. Для изучения взаимосвязи между государственным финансированием агропромышленного комплекса и продовольственной безопасностью мы используем корреляционно-регрессионный анализ. Этим мы не только анализируем текущую ситуацию, но и даем возможность реализовать среднесрочный прогноз.

Результатом исследования является проведенный структурный анализ финансирования агропромышленного комплекса, который показал, что основной объем финансирования осуществляется за счет собственных средств, а объем государственных инвестиций меньше собственных ресурсов. На основании проведенного исследования выявлена зависимость сельского хозяйства Казахстана в условиях ЕАЭС от государственного финансирования и поддержки. Предложены основные пути и решения по обеспечению продовольственной безопасности Казахстана в условиях Евразийского экономического союза.

Выводы. Обеспечение продовольственной безопасности населения - неотъемлемая часть экономической, политической и национальной безопасности страны. В данном кругу агропромышленный комплекс является главным ключевым фактором и эпицентром обеспечение продовольстенной безопасности страны, и без государственной финансовой поддержки АПК - продовольственная безопасность Казахстана находится и будет находится под угрозой. Только при решении данной актуальной проблемы Казахстан может лидировать среди стран-участниц Евразийского экономического союза. Поэтому в целях обеспечения продовольственной безопасности предлагаются меры, которые необходимо принять для развития политики в области продовольственной безопасности. Кроме того, были выдвинуты предложения по регулированию и контролю обеспечение продовольственной безопасности Казахстана.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; национальная экономика; Казахстан; индексный метод; оценка продовольственной безопасности; критерий Фишера; критерий Стьюдента; дисперсионный анализ; корреляционно-регрессионный анализ

Для цитирования. Шибаев Е.А., Онучко М.Ю. Финансирование сельского хозяйства как основа обеспечения продовольственной безопасности Казахстана в условиях ЕАЭС //Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14, №6. С. 404-422. DOI: 10.12731/2658-6649-2022-14-6-404-422

AGRICULTURAL FINANCING AS THE BASIS FOR FOOD SECURITY IN KAZAKHSTAN UNDER EAEU CONDITIONS

Ye.A. Alibayev, M.Yu. Onuchko

With Kazakhstan S accession to the Eurasian Economic Union, the government needed to change the instruments to support agriculture and the agro-industrial

complex as a whole. As it is on its success that the provision and condition of food security of the country directly depends. Food security is very urgent, especially during the current financial crisis.

To date, the instability of agriculture in Kazakhstan is the main reason for the low level offood security in the country. One of the strategic tasks for Kazakhstan is to ensure food security. There is a lack of scientific research aimed at financing and state support of agriculture as an important prerequisite for ensuring food security in Kazakhstan under the conditions of the Eurasian Economic Union, which determines the purpose of our study.

The following research methods were used in the work: economic and statistical; economic and mathematical methods, including methods of statistical analysis. We use correlation and regression analysis to study the relationship between public financing of the agro-industrial complex andfood security. By this we not only analyze the current situation, but also make it possible to implement a medium-term forecast.

The result of the study is a structural analysis of the financing of the agro-industrial complex, which shows that the bulk of the financing is carried out by own funds, and the amount of public investment is less than own resources. Based on the study, the dependence of agriculture in Kazakhstan under the EAEU conditions on state funding and support has been revealed. The main ways and solutions to ensure food security of Kazakhstan in the conditions of the Eurasian Economic Union have been proposed.

Conclusions. Ensuring food security of the population is an integral part of economic, political and national security of the country. In this context, the agro-industrial complex is the main key factor and epicentre of food security of the country, and without state financial support for agriculture, food security of Kazakhstan is and will be under threat. Only by solving this urgent problem can Kazakhstan lead among the member countries of the Eurasian Economic Union. Therefore, in order to ensure food security, measures that need to be taken to develop a food security policy have been proposed. In addition, proposals have been made to regulate and control food security in Kazakhstan.

Keywords: food security; national economy; Kazakhstan; index method; food security assessment; Fisher's test; Student's test; analysis of variance; correlation and regression analysis

For citation. Alibayev Ye.A., Onuchko M.Yu. Agricultural Financing as the Basis for Food Security in Kazakhstan Under EAEU Conditions. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2022, vol. 14, no. 6, pp. 404-422. DOI: 10.12731/26586649-2022-14-6-404-422

Введение

Актуальность исследования не вызывает сомнений, ведь продовольственная безопасность, не только для Казахстана, но и для всех стран мира, является одним из главных условий обеспечения национальной безопасности страны и становления сильного государства, его успешного долгосрочного развития и экономического роста. В Законе РК от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» говорится о необходимости обеспечения продовольственной безопасности для укрепления национальной безопасности. На заседании Совета Безопасности РК 16 апреля 2013 года было отмечено, что полноценное обеспечение продовольственной безопасности является одной из важнейших стратегических задач государства [1]. Вопрос продовольственной безопасности страны, приобретает особую актуальность в условиях развития процессов глобализации-вступления Казахстана в ЕАЭС и ВТО.

Обеспечение продовольственной безопасности для стран-участиц Евразийского экономического союза является одним из основных направлений национальной безопасности, фактором сохранения суверенитета государства, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета по повышению качества жизни населения [2].

На начало 2022 года в состав Евразийского экономического союза входят 5 государств - Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Кыргызстан, Республика Армения [3]. Не смотря на то что Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) занимает весомое место среди международных экономических организации, уровень продовольственной безопасности стран-участниц Союза значительно отстает от развитых стран мира. По нашему мнению это связано с существующими недостатками АПК, так как он является одной из стратегических отраслей экономики стран-участиц Союза, обеспечивающий их продовольственную безопасность. На сегодняшний день страны-участницы самостоятельно действуют против многих рисков и угроз, связанных с национальной и продовольственной безопасностью. В каждом из государств-участниц функционируют собственные системы оценки и контроля продовольственной безопасности, основанные на комплексе отличающихся критериев и показателей, в которых определены национальные приоритетные направления и механизмы обеспечения продовольственной безопасности [4].

К сожалению, в стране очень мало научных исследовании, направленных на изучение, финансирование и государственную поддержку сель-

ского хозяйства, как важной предпосылки формирования обеспечение продовольственной безопасности Казахстана в условиях Союза, таким образом, цель данного исследования обусловлена необходимостью качественного анализа и выявления путей решения проблем устойчивого развития обеспечения продовольственной безопасности в условиях ЕАЭС.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд следующих задач:

- проанализировать и оценить государственную поддержку АПК Казахстана, на основе статистического анализа;

- на основе оценки предложить практические рекомендации по повышению уровня продовольственной безопасности Казахстана в условиях ЕАЭС, включающие обоснование финансирования сельского хозяйства как ключевого фактора и эпицентра обеспечения продовольственной безопасности государства.

Материалы и методы

В работе использовано множество научных источников, и мы решили разделить их на следующие группы.

К первой группе относятся: Официальные документы Евразийского экономического союза: Договор о ЕАЭС, протоколы, постановления Евразийской экономической комиссии. В качестве основных направлений научно-исследовательской работы используется государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 20172021 годы [5], а также законодательные и нормативные акты Республики Казахстан (РК), данные Комитета по статистике РК, министерств и ведомств республики, материалы периодической печати, материалы отдельных предприятий казахстанского агропромышленного комплекса.

Ко второй группе можно отнести исследования многих зарубежных ученых, посвященные изучению факторов мультииндикативной оценки глобальных продовольственных систем. Например, труды Е. Барбера, Г. Конвей [6], М. Берчела [7], Д. Блэйдса [8], Шнайдера [9] и др., посвящены вопросам связанным с государственной поддержкой экспорта сельхозпродукции и их научный исследовательский вклад данной сфере не потерял свою актуальность.

В третью группу научных работ мы собрали научные труды казахстанских ученых, таких как Г.Т. Айдарова [10], Г.У Акимбекова [11], С.Н. Ал-пысбаева[12], А.Х. Амиргалиева [13], Л. Апсалямова [14], А.А. Арупова [15], А.М. Мырзахметова, Д.У Алшимбаева, К.А. Туркеева, А.Т. Еримпа-

шева [16], А.А. Сатыбалдин, А.Т. Тлеубердинова [17], Н.Б. Сыздыкбаева [18], Б.С. Мырзалиев, Н.С. Сабыр, А. Мурат [19], Т.И. Есполов, Г.Ж. Аз-ретбергенова, Б.С. Мырзалиев, Н.С. Сабыр, А. Мурат, М.М. Халитова, Ф.А. Шуленбаева, А.К. Дарибаева, С.Т. Окутаева, Р.З. Жалелева, М.У Ра-химбердинова, Н.Б. Сыздыкбаева, Н.Ж. Бримбетова, Г. С^лтанбекова, Д.Н. Акынбекова, К.Н. Жангалиева, М.С. Бектурганова, Н.А. Абилкайыр, в особенности А.А. Кайгорадцева [20] и др., В их трудах исследованы вопросы продовольственной безопасности, аграрной политики, государственной политики в области продовольствия и другие различные вопросы.

В работах вышеуказанных ученых в достаточной мере освещены вопросы обеспечения продовольственной безопасности. Однако, отсутствуют научные исследования, направленные на изучение финансирования и государственную поддержку сельского хозяйства как важной предпосылки формирования обеспечения продовольственной безопасности Казахстана. Поэтому данное исследование станет первым из научных трудов вышесказанного направления.

Методологическую базу исследовательской работы мы разделим на три этапа.

Первый этап. Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, экспертные материалы и доклады научных учреждений и организаций по вопросам развития агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности государства. Здесь был использован монографический метод, этим мы изучили труды зарубежных ученых по проблеме продовольственной безопасности.

Второй этап. Оценка продовольственной безопасности основана на определение структур и источников финансирования сельского хозяйства Казахстана. Здесь с помощью статистического анализа оценивается влияние размера государственного финансирования на результаты обеспечения продовольственной безопасности страны.

Третий этап. В ходе исследования были проанализированы материалы официальных сайтов международных организаций, нормативно-правовые акты, материалы министерств и ведомств, изучены формы государственной поддержки. Для определение уровня продовольственной безопасности страны в условиях Союза на основе обзора тематической литературы, а также для изучения взаимосвязи между государственным финансированием агропромышленного комплекса и продовольственной безопасностью мы будем использовать корреляционно-регрессионный анализ. Этим мы не только анализируем текущую ситуацию, но и даем возможность реализовать среднесрочный прогноз.

Результаты исследования

Агропромышленный комплекс Республики Казахстан (далее - АПК), в который входит сельское хозяйство и переработка продуктов питания, является основным поставщиком продовольствия населению страны. От его успешной деятельности напрямую зависит состояние продовольственной безопасности страны. Государственные программы развития АПК ставят перед собой цель производство востребованной на рынках конкурентоспособной продукции и обеспечение населения преимущественно собственными продуктами переработки сельхозпродукции. Успешное развитие АПК обеспечивается системой финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

И так, с вступлением Казахстана в ЕАЭС, Правительству РК необходимо было менять инструменты государственной поддержки АПК, чтобы соответствовать требованиям данной организации. (Ведь гарантия продовольственной безопасности страны - это развитие и функциональность АПК). Правительством с помощью мер «красной корзины» снижен объем финансовой поддержки АПК, в результате чего увеличено финансирование в рамках «зеленой корзины». К примеру, до 2016 года прямые выплаты сельхозпроизводителям, занимающимся земледелием и животноводством являлись основным инструментом государственной поддержки. Но впоследствии они были отменены. В рамках указанных изменений возросло бюджетное финансирование СХТП на предоставление льготных кредитов, страховые выплаты, возмещение затрат на капитальные вложения.

По результатам исследования, очевидно, что продовольственная безопасность Казахстана напрямую зависит от объемов финансирования отрасли АПК, однако на текущий период финансирование сельского хозяйства осуществляется за счет собственных средств и государство не влияет в достаточном объеме на продовольственную безопасность. Общеизвестно, что существует зависимость производительности сельского хозяйства от финансирования и расходов, и государству в данных условиях необходимо значительное увеличение объемов финансирования агропромышленного комплекса с целью достижения продовольственной безопасности страны и повышения технологичности отрасли [21].

Как указали высше, продовольственная безопасность Казахстана напрямую зависит от объемов финансового обеспечения агропромышленного комплекса. Поэтому возникает необходимость изучения финансирования АПК. Мы в ходе исследование структур и источников финансирования сельского хозяйства Казахстана выбрали опреленный период, 2011-2019 гг. и собрали в таблицу 1.

Таблица 1.

Источники финансирования основного капитала сельского хозяйства в период с 2011 по 2019 годы

Инвестиций Бюджетные Собственные Кредиты Другие

всего средства средства банков источники

Годы млн. тенге уд. вес, % млн. тенге уд. вес, % млн. тенге уд. вес, % млн. тенге уд. вес, % млн.тенге уд. вес, %

2011 109423,5 100 2265,9 2,1 80090,4 73,1 - - 27067,2 24,7

2012 133944,4 100 792,3 0,5 103564,4 77,3 - - 29587,7 22,1

2013 139626,7 100 2976,1 2,1 105754,7 75,7 6180,8 4,4 24715,1 17,7

2014 173208,5 100 2518.0 1,4 132303,8 76,3 10086,2 5,8 28372,5 16,3

2015 163907,7 100 109,6 0,1 134073,2 81,7 5609,8 3,4 24115,1 14,7

2016 253951,4 100 0 0 188272,7 74,1 17492,7 6,9 48186,0 19,8

2017 237016,8 100 175 0,1 190380,2 80,3 14915,1 6,3 31545,5 13,3

2018 395619,5 100 9,0 0 299575,9 75,7 49131,7 12,4 46902,7 11,9

2019 356200 100 9 0 263200,7 75,7 255100 12,4 158100 11,9

Примечание - Составлено автором

При анализе таблицы мы наблюдаем, что основную долю в структуре источников финансирования сельского хозяйства составляют собственные ресурсы, и за эти 9 лет значительно увеличилась доля собственного финансирования.

Несмотря на общее увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство, можно наблюдать снижение доли других источников финансирования, в частности, доля банковского кредитования и бюджетного финансирования, очень мала.

Удельный вес государственного субсидирования очень низкий и с каждым годом сокращается.

Не смотря на то что, в разные периоды значения данного показателя неравномерны, АПК является гарантией продовольственной безопасности и в сравнении с другими отраслями республики является выгодным. Специфика развития агропромышленного комплекса Казахстана говорит о необходимости государственного финансирования сельского хозяйства, финансирование должно выступить как необходимое условие установления продовольственной безопасности Казахстана. Проведем анализ с использованием пакета Statistica зависимости формируемых результатов сельским хозяйством от вкладываемых инвестиций в основной капитал, а также затрат на производство продукции сельского хозяйства. Данные, необходимые для проведения анализа, сведены в таблицу 2.

Таблица 2.

Анализ зависимости формируемых результатов

Годы У - Валовая продукция растениеводства и животноводства, млн. тенге х1 - объем инве-стицийв основной капитал растениеводства и животноводства, млн. тенге х2 - затраты на производство продукции растениеводства ижи-вотноводства, млн. тенге х3 - число сельскохозяй ственных предприя- тий,единиц

1 2 3 4 5

2011 2 279 578,70 109423,5 600 625,22 214008

2012 1992381,9 133944,4 457 947,03 197431

2013 2377341,6 139626,7 185 708,69 187630

2014 2517410,6 173208,5 206 182,31 189038

2015 3295159,7 163907,7 813 153,57 184608

2016 3684393,2 253951,4 890 974,15 184180

2017 3 560 164 237016,8 850 132, 23 184231

2018 4 461 942,5 395619,5 187 808,0 229129

2019 4 488 714,0 399575,7 189686,08 229230

Примечание - Составлено автором

Исходя из данных таблицы 2, где У - результирующий признак факторов х1, х2, х3 (факторный признак), получим результаты Регрессионного анализа с заданным уровнем значимости в 5%. Тогда уравнение линейной модели имеет такой вид:

Y=12,94 х1+1,17 • х2-3,74- х3 +812166,12 (1)

где х1 - объем инвестиций в основной капитал растениеводства и животноводства;

х2 - затраты на производство продукции растениеводства и животноводства; х3 - число сельскохозяйственных предприятий, единиц.

А вот величина 812166,12 оценивает агрегированное влияние на результат прочих неучтенных в модели факторов.

Проверим гипотезы с помощью критерия Фишера. Оценку надежности уравнения регрессии в целом (статистической значимости параметров) и показателя тесноты, связи ^-критерия Фишера и Значимости F. Так как Значимость F=2,091E-08<0.05, то нулевая гипотеза о равенстве нулю одновременно всех коэффициентов модели не подтверждается и признается статистическая значимость уравнения регрессии с вероятностью 95%.

Здесь мы проверяем гипотезы с помощью критерия Стьюдента, используя ^критерий оценки значимости коэффициентов регрессии и сопостав-

ляя их значения с величиной случайной ошибки. Если а < р, то нулевая гипотеза отклоняется и принимается альтернатива статистической значимости рассматриваемого параметра.

У нас с вероятностью 0,05 или 5% параметр х1 - объем инвестиций в основной капитал растениеводства и животноводства - оказывается статистически значим, т.к. 10,9>а=0.05; х2 - затраты на производство продукции растениеводства и животноводства - статистически значим, т.к. 4,08>а=0.05, х3 - число сельскохозяйственных предприятий - статистически незначим, т.к. - 1,52> а=0.05. Иначе говоря, на динамику изменений объемов У - валовая продукция растениеводства и животноводства - оказывают существенное влияние первые два показателя, а третий показатель не оказывает существенного влияния на результат.

Этот же вывод, о несущественности и неинформативности третьего фактора и его формирование под влиянием случайных причин можно сделать и по значениям Статистики факторов, которые меньше 2-3.1. Доверительные интервалы обычно строятся для статистически значимых параметров и отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Доверительные интервалы для параметров чистой регрессии

Нижние 95% Параметр Верхние 95% Отношение верхней и нижней границ интервала

10,33 < х1< 15,55 1,51

0,54 < х2 < 1,80 3,34

-9,17 < х3 < 1,68 -0,18

Диапазон верхней и нижней границ доверительного интервала для показателя х1 - составляет 1,51 раз, что говорит о его надежности и точности.

Напротив, для показателя х2 - это отношение составляет 3,34 раза, что свидетельствует о его ненадежности и точности.

Проедем дисперсионный анализ. Я2 (коэффициент детерминации) равный 0.97, показывает, что 97% показателя «Валовая продукция растениеводства и животноводства» объясняется регрессией, т.е. совокупной вариацией факторов х1, х2, х3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стандартной ошибкой регрессии является необъясненная дисперсия, т.е. прочие факторы, не включенные в модель, составляют соответственно 3% от общей вариации У, что говорит об устойчивой зависимости объемов Валовой продукции растениеводства и животноводства от рассматриваемых факторов.

Корреляционная статистика. Для оценки силы и направления связи между факторами и результатом, а также между самими факторами, рассмотрим таблицу 4 парных коэффициентов корреляции.

Таблица 4.

Корреляционный анализ

Параметры У х1 х2 х3

У 1

х1 0,96 1,00

х2 0,78 0,64 1,00

х3 0,42 0,47 0,46 1

Значения коэффициентов парной корреляции указывают на тесную, причем прямую, связь показателя объема валовой продукции растениеводства и животноводства с уровнем параметров х1 и х2, т.е. от объемов инвестиций в основной капитал и затрат на производство продукции. Влияние числа сельскохозяйственных предприятий на объем валовой продукции растениеводства и животноводства можно оценить как слабое, что согласуется с выводом о его статистической незначимости. Эластичность факторов.

С увеличением инвестиций в основной капитал и затрат на производство продукции на 1% от их среднего уровня объем валовой продукции растениеводства и животноводства возрастает на 0,6% от своего уровня соответственно.

Таблица 5.

Прогноз динамики объема валовой продукции растениеводства и животноводства в зависимости от изменения уровня объема валовой продукции растениеводства и животноводства

Год Валовая продукция растениеводства и животноводства, млн.тенге Объем инвестиций в основной капитал растениеводства и животноводства, млн.тенге Затраты на производ-ствопродукции растениеводства и животноводства, млн. тенге

2019 4488714,0 399575,7 189686,08

2020 4515646,0 403571,5 191582,9

2021 4542747,0 407609,2 193499,9

2022 4593047,0 415600,2 203499,9

Примечание - Составлено автором

Составим прогноз динамики объема валовой продукции растениеводства и животноводства в зависимости от изменения уровня объема валовой продукции растениеводства и животноводства в таблице 5.

Таким образом, по результатам проведенного выше статистического анализа можно сделать вывод, что на рост объемов валовой продукции напрямую влияет источники финансирования и без государственного финансирования продовольственная безопасность Казахстана находится под угрозой.

Обсуждение

Сегодня государственная поддержка АПК реализуется через субсидирование, финансовый лизинг, кредиты и гарантирование процентных ставок по ним. При этом гарантируется до 7% годовых в отечественной валюте и до 5% в иностранной валюте, в таблице 6 отражено субсидирование валового выпуска сельскохозяйственной продукции за 2011 -2019 годы.

Таблица 6.

Основные показатели АПК РК, млрд. тенге [Показатели мониторинга состояния продовольственной безопасности]

Показатели 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 Год 2018 год 2019 год

Валовой выпуск продукции (услуг) сельского хозяйства, млрд. тенге, в том числе 1822,1 2720,5 2393,6 2949,5 3143,7 3307,0 3684,4 4070,9 4474,1 3700,0

Производительность труда на одного занятого всельском хозяйстве, тыс. тенге 428,8 492,3 410,9 781,9 1070,1 1239,8 1401,9 1735,9 2076,6 19076,0

Объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность 413,1 481,9 610,7 686,9 728,6 825,3 877,9 956,2 1 247,2 1 247,2

Инвестиции в основной капитал в про-изводствопродуктов питания, млрд. тенге 41,64 35,11 34,58 31,05 38,55 50,33 63,43 86,26 111,80 111,80

Примечание - Статистические данные

Из таблицы 6 видно, что доля кредитов, выданных сельскому хозяйству, в общем объеме кредитов экономики не превышает 5,5%, а для субъектов АПК-11%. Если объемы кредитования экономики и сельского хозяйства в целом имеют устойчивую тенденцию роста, то кредитование субъектов АПК неоднородно. Это связано с падением тенге в 2014 году, а рост связан с реализацией программы развития АПК на 2017-2021 годы.

В результате исследование оценки продовольственной безопасности, рассматриваемых выше, получим следующие результаты: состояние про-

довольственной безопасности Республики Казахстан за период 2011-2019 годы можно оценить как недостаточное.

Таким образом, на основе проведенного факторного анализа продовольственную безопасность Казахстана в условиях ЕАЭС можно оценить как неудовлетворительную. В ходе анализа установлено, что на рост объема валовой продукции существенное влияние оказывают такие факторы, как инвестиции в основной капитал и затраты на производство продукции, и, следовательно, позволяют говорить о важности государственного финансирования. Прогноз показателей подтверждает увеличение инвестиций в основной капитал к 2021 году на 1% и затрат на производство продукции, увеличение объема валовой продукции растениеводства и животноводства на 4542740,0 млн. тенге, при этом затраты на производство продукции составили 193498,7 млн. тенге, а сам объем инвестиций составил 407607,2 млн. тенге. При отсутствии финансовой поддержки со стороны государства продовольственная безопасность Казахстана находится и будет находиться под угрозой. То есть, результаты анализа показали: о необходимости государственной поддержки сельского хозяйства Казахстана как важнейшей отрасли обеспечения продовольственной безопасности.

Исходя из вышеперечисленных факторов, мы предлагаем принять «Закон о продовольственной безопасности», регулирующий и контролирующий продовольственную безопасность(в особенности государственную финансовую поддержку селького хозяйства), так как в качестве одного из важнейших направлений национальной безопасности Казахстана вопрос продовольственной безопасности до сих пор остается юридически незащищенным, несмотря на повышающиеся внимание со стороны государства. В современных условиях правовой основой продовольственной безопасности Казахстана являются Конституция Республики Казахстан, Закон О национальной безопасности Республики Казахстан от 6 января 2012 года N° 527-ГУ [22], Закон О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности от 26 января 2011 года №°400-ГУ [23], закон О ратификации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 22 июля 2011 года № 474-ГУ [24], Закон Республики Казахстан» О внесении дополнений в Закон Республики Казахстан «О зерне» от 21 декабря 2020 года № 390-У1 [25], Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года N 66 «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» [26], Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 301 «О безопасности пище-

вой продукции» [27]. Однако, поскольку продовольственная безопасность является важным направлением национальной безопасности, она должна быть защищена и контролироваться отдельным законодательством. То есть без закрепления национальных интересов, показателей продовольственной безопасности, индикаторов их оценки, рисков и угроз обеспечения продовольственной безопасности, стратегической цели и основных задач ее полного обеспечения, основных направлений государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, механизмов и организационных основ обеспечения продовольственной безопасности мы рискуем как национальной безопасностью, так и экономическим благополучием. Это законодательство станет решением и механизмом полной реализации государственной политики в области продовольственной безопасности.

Заключение

Казахстан - аграрно-индустриальная страна, где повседневным занятием основной части населения является сельское хозяйство, в котором задействовано около 43% населения проживающее в сельской местности. В Казахстане продовольственные ресурсы позволяют стабильно удовлетворять потребности населения, однако рацион демонстрирует дисбаланс. Сохраняется существенное отставание некоторых фактических показателей. В Казахстане продовольственная независимость считается необеспеченной, если годовой объем производства основных продовольственных товаров составляет менее 80% от годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами потребления.

Обеспечение продовольственной безопасности населения - неотъемлемая часть экономической, политической и национальной безопасности страны. В данном аспекте агропромышленный комплекс является главным ключевым фактором и эпицентром обеспечения продовольстенной безопасности страны, и без государственной финансовой поддержки АПК -продовольственная безопасность Казахстана под угрозой. Только при решении данной актуальной проблемы Казахстан может лидировать среди стран-участниц Евразийского экономического союза. Поэтому в целях обеспечения продовольственной безопасности мы предложили принять Закон о продовольственной безопасности. Ожидается, что выработанные предложения актуализируют государственную политику в области продовольствия и активизируют национальную экономику Казахстана в условиях Евразийского экономического союза.

Поскольку, недостаточно изучен вопрос обеспечения продовольственной безопасности Республики Казахстан, результаты которые получены в ходе исследования, могут применяться как информационно- аналитический материал для Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерства Национальной экономики Республики Казахстан в процессе разработки и осуществления эффективной политики по обеспечению продовольственной безопасности Казахстана и станет неоценимой находкой для исследователей, аналитиков, практиков в области международных отношений и мировой экономики, а также будет полезна для широкого круга читателей, интересующихся политическими проблемами международных отношений и глобального развития.

Список литературы

1. Закон О национальной безопасности Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV. https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1200000527

2. Заседание Совета Безопасности Республики Казахстан // Официальный сайт Правительства. https://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/meetings_ and_sittings/segodnya-v-akorde-pod-predsedatelstvom-glavy-gosudarstva-nursultana-nazarbaeva-sostoyalos-zasedanie-soveta-bezopasnosti-respubliki-kazahstan

3. Сабыр Н., Эбш;айыр Н. Сравнительный анализ мер социальной поддержки населения в странах ЕАЭС в период глобальной пандемии // Economics: the strategy and practice. 2021. Т. 16. № 1. С. 155-163.

4. Беделбаева А.Е., Шарипов А.К., Досумова Ж.С. ЕАЭО жагдайында Ка-за;станньщ азьщ-тртж каушмздагш ;амтамасыз ету // Аграрлы; нары; проблемалары. 2021. № 3. С. 24-30б.

5. Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. 2018. https://strategy2050.kz/ru/ state_programs/-2017-2021-/

6. Conway G., Barber E. After the Green Revolution. Sustainable Agriculture for Development. London, 1990.

7. Берчел М., Колтер Х. Программа технической помощи Европейского Союза для Казахстана // Пособие по управлению оптовыми рынками. Астана, 2004.

8. Blades D. Shadow economy and national accounts // Economic Survey of OECD countries. M., 1982.

9. Schneider F., Enste D. Shadow Economies Around the World: Size, Causes, and Consequences. Washington, 2000.

10. Айдарова Г.Т. Современное состояние продовольственной безопасности Республики Казахстан // Вестник науки Акмолинского аграрного университета им. С. Сейфуллина. 2002. № 3. С. 103-111.

11. Акимбекова Г.У, Баймуханов А.Б., Кыдырбаева Э.О., Каскабаев УР. Производство и переработка мяса и молока в Республике Казахстан // Проблемы агрорынка. 2018, no. 3, pp. 164-172.

12. Алпысбаева С.Н., Тазабеков А.И. Факторы экономической безопасности современной восроизводственной модели экономики Казахстана // ANALYTIC - Аналитическое обозрение. 2003. № 3. С. 41-43.

13. Амиргалиев А.Х. Формирование стратегии маркетинга в агропромышленном производстве // Вестник КазНУ Серия экономическая. 2004. № 3. С. 122-125.

14. Апсалямов Н. Тенденции развития пищевой промышленности в Республике Казахстан // Транзитная экономика. 2004. № 5. С. 39-45.

15. Арупов А.А. Глобализация мировой экономики и проблемы экономической безопасности Казахстана // Вестник университета «Туран». 2002. № 1-2. С. 19-23.

16. Мырзахметова А.М., Алшимбаева Д.У, Туркеева К.А., Еримпашева А.Т. Торгово-экономическое сотрудничество Казахстана и России: особенности и приоритеты развития // Economics: the strategy and practice. 2020. Т. 15. № 3. С. 127-139.

17. Сатыбалдин А.А., Тлеубердинова А.Т., Кулик К.В. Концептуализация развития сельских территорий // Economics: the strategy and practice. 2021. Т. 16. № 3. С. 6-21. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2021-3-6-21

18. Сыздыкбаева Н.Б. Роль агропромышленного комплекса в экономике Казахстана // Economics: the strategy and practice. 2018. № 4. С. 152-159.

19. Мырзалиев Б.С., Сабыр Н.С., Мурат А. Устойчивое развитие сельских территорий - важнейший фактор обеспечения социальной безопасности // Economics: the strategy and practice. 2020. Т. 15. № 1. С. 37-52.

20. Кайгородцев А.А. Экономическая и продовольственная безопасность Казахстана (вопросы теории, методологии, практики). Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ им. С. Аманжолова, 2006.

21. Аксенов И.А. Развитие государственной поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции как элемент интеграционной политики Евразийского Экономического Союза // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2021. Т. 13, № 4. С. 273-296. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-4-273-296

22. Закон О национальной безопасности Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV. https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1200000527

23. Закон О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности от 26 января 2011 года № 400-IV. https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1100000400

24. Закон О ратификации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 22 июля 2011 года № 474-IV. https:// adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1100000474

25. Закон Республики Казахстан» О внесении дополнений в Закон Республики Казахстан «О зерне» от 21 декабря 2020 года № 390-VI. https://adilet.zan. kz/kaz/docs/Z2000000390

26. Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года N66 «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z050000066_

27. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 301 «О безопасности пищевой продукции». https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z070000301

References

1. Law on National Security of the Republic of Kazakhstan dated January 6, 2012 No. 527-IV. https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1200000527

2. Meeting of the Security Council of the Republic of Kazakhstan. https:// www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/meetings_and_sittings/segodn-ya-v-akorde-pod-predsedatelstvom-glavy-gosudarstva-nursultana-nazarbae-va-sostoyalos-zasedanie-soveta-bezopasnosti-respubliki-kazahstan

3. Sabyr N., Abilkayyr N. Economics: the strategy and practice, 2021, vol. 16, no. 1, pp. 155-163.

4. Bedelbaeva A.E., Sharipov A.K., Dosumova Zh.S. EAEO zhardayynda ^aza;stannyH azy;-tYlik ;auipsizdigin ;amtamasyz etu. Agrarlyц патуц prob-lemalary, 2021, no. 3, pp. 24-30b.

5. State program for the development of the agro-industrial complex of the Republic of Kazakhstan for 2017-2021. 2018. https://strategy2050.kz/ru/state_pro-grams/-2017-2021-/

6. Conway G., Barber E. After the Green Revolution. Sustainable Agriculture for Development. London, 1990.

7. Berchel M., Kolter Kh. Posobiepo upravleniyu optovymi rynkami [Handbook for the management of wholesale markets]. Astana, 2004.

8. Blades D. Shadow economy and national accounts. Economic Survey of OECD countries. M., 1982.

9. Schneider F., Enste D. Shadow Economies Around the World: Size, Causes, and Consequences. Washington, 2000.

10. Aydarova G.T. Vestnik nauki Akmolinskogo agrarnogo universiteta im. S. Sey-fullina, 2002, no. 3, pp. 103-111.

11. Akimbekova G.U., Baymukhanov A.B., Kydyrbaeva E.O., Kaskabaev U.R. Problemy agrorynka, 2018, no. 3, pp. 164-172.

12. Alpysbaeva S.N., Tazabekov A.I. ANALYTIC - Analiticheskoe obozrenie, 2003, no. 3, pp. 41-43.

13. Amirgaliev A.Kh. Vestnik KazNU. Seriya ekonomicheskaya, 2004, no. 3, pp. 122-125.

14. Apsalyamov N. Tranzitnaya ekonomika, 2004, no. 5, pp. 39-45.

15. Arupov A.A. Vestnik universiteta «Turan», 2002, no. 1-2, pp. 19-23.

16. Myrzakhmetova A.M., Alshimbaeva D.U., Turkeeva K.A., Economics: the strategy and practice, 2020, vol. 15, no. 3, pp. 127-139.

17. Satybaldin A.A., Tleuberdinova A.T., Kulik K.V. Economics: the strategy and practice, 2021, vol. 16, no. 3, pp. 6-21. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2021-3-6-21

18. Syzdykbaeva N.B. Economics: the strategy and practice, 2018, no. 4, pp. 152-159.

19. Myrzaliev B.S., Sabyr N.S., Murat A. Economics: the strategy and practice, 2020, vol. 15, pp. 1, pp. 37-52.

20. Kaygorodtsev A.A. Ekonomicheskaya i prodovol'stvennaya bezopasnost'Ka-zakhstana (voprosy teorii, metodologii, praktiki) [Economic and food security of Kazakhstan (questions of theory, methodology, practice)]. Ust'-Kamenogorsk: Izd-vo VKGU im. S. Amanzholova, 2006.

21. Aksenov I.A. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2021, vol. 13, no. 4, pp. 273-296. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-4-273-296

22. Law on National Security of the Republic of Kazakhstan dated January 6, 2012 No. 527-IV. https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1200000527

23. Law No. 400-IV dated January 26, 2011 on amendments and additions to certain legislative acts of the Republic of Kazakhstan on the regulation of trading activities. https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1100000400

24. Law No. 474-IV dated July 22, 2011 on the ratification of the Agreement on Uniform Rules for State Support for Agriculture. https://adilet.zan.kz/kaz/docs/ Z1100000474

25. Law of the Republic of Kazakhstan "On amendments to the Law of the Republic of Kazakhstan "On Grain" dated December 21, 2020 No. 390-VI. https://adilet. zan.kz/kaz/docs/Z2000000390

26. Law of the Republic of Kazakhstan dated July 8, 2005 N66 "On state regulation of the development of the agro-industrial complex and rural areas". https:// adilet.zan.kz/kaz/docs/Z050000066

27. Law of the Republic of Kazakhstan dated July 21, 2007 N 301 "On food safety". https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z070000301

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Алибаев Ерлан Акылжанович, докторант

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева ул. Янушкевич, 6, г. Нур-Султан, 010008, Казахстан alibai_88@mail.ru_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Онучко Марина Юрьевна, канд. полит. наук

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева ул. Янушкевич, 6, г. Нур-Султан, 010008, Казахстан m_onuchko@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Yerlan A. Alibayev, Doctoral Student

L.N.Gumilyov Eurasian National University

6, Yanushkevich Str., Nur-Sultan, 010008, Kazakhstan

alibai_88@mail.ru

Marina Yu. Onuchko, Ph.D.

L.N.Gumilyov Eurasian National University

6, Yanushkevich Str., Nur-Sultan, 010008, Kazakhstan

m_onuchko@mail.ru

Поступила 24.05.2022

После рецензирования 19.06.2022

Принята 02.07.2022

Received 24.05.2022 Revised 19.06.2022 Accepted 02.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.