Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куандыкова Эльвира Серикбаевна

Статья подготовлена в рамках грантового проекта Министерства науки и высшего образования РК № AP14870596 «Проблемы правового регулирования рационального использования и охраны пастбищных экосистем». Предметом исследования выступает законодательство в области государственной поддержки агропро Аннотация. Статья подготовлена в рамках грантового проекта Министерства науки и высшего образования РК № AP14870596 «Проблемы правового регулирования рационального использования и охраны пастбищных экосистем». Предметом исследования выступает законодательство в области государственной поддержки агропромышленного комплекса в современных условиях проблем обеспечения продовольственной безопасности страны. Цель предлагаемого исследования заключается в комплексном изучении правовых проблем мер государственной поддержки в аграрной сфере, разработке научно обоснованных теоретических положений и практических рекомендаций для совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан и практики его применения. В статье исследованы правовые проблемы государственного регулирования аграрной сферы, в виде целостной взаимообусловленной социальной системы; осуществлен анализ как внутренних, так и внешних факторов, обуславливающих процессы государственной поддержки, цифровизации аграрной сферы, и влекущие потребность в правовом регулировании данной сферы; исследованы проблемы государственной поддержки АПК в стране с учетом имеющегося национального и международного опыта; разработаны предложения и практические рекомендации по совершенствованию правовых норм в сфере государственного регулирования аграрной сферы. Изучение системы государственной поддержки АПК в РК показало, что данные меры разнообразны, среди которых актуальны субсидирование и вложение инвестиций в аграрную сферу. Регламентация механизма реализации права сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение государственной поддержки, введение цифровизации мониторинга выполнения обязательств субъектами АПК, разработка Дорожной карты цифровизации АПК, создание координирующей организации в лице Фонда сельского хозяйства будут содействовать повышению эффективности системы государственного регулирования аграрной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куандыкова Эльвира Серикбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT IN THE FIELD OF AGRICULTURE IN MODERN CONDITIONS: LEGAL PROBLEMS AND PROSPECTS

The article was prepared within the framework of the grant project of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan No. AP14870596 “Problems of legal regulation of rational use and protection of pasture ecosystems” The subject of the study is legislation in the eld of state support of the agro-industrial complex in modern conditions of problems of ensuring food security of the country. The purpose of the proposed study is a comprehensive study of the legal problems of state support measures in the agricultural sector, the development of scienti cally sound theoretical provisions and practical recommendations for improving the current legislation of the Republic of Kazakhstan and the practice of its application. The research methodology consists of general and special methods. A systematic approach has been applied in the study of legal problems of state regulation of the agricultural sector, in the form of an integral interdependent social system; an integrated approach has made it possible to take into account and analyze both internal and external factors that determine the processes of state support, digitalization of the agricultural sector, and entailing the need for legal regulation of this sphere; the empirical approach made it possible to investigate the problems of state support of the agro-industrial complex in the country, taking into account the existing national and internationa experience; the integration approach during the study made it possible to develop proposals for improving legal norms in the eld of state regulation of the agricultural sector, as well as to develop practical recommendations. The study of the system of state support for agriculture in the Republic of Kazakhstan has shown that these measures are diverse, among which subsidies and investments in the agricultural sector are relevant. Regulation of the mechanism for implementing the right of agricultural producers to receive state support, the introduction of digitalization of monitoring the ful llment of obligations by agricultural entities, the development of a roadmap for digitalization of the agro-industrial complex, the creation of a coordinating organization represented by the Agriculture Fund will contribute to improving the e ciency of the system of state regulation of the agricultural sector

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 342.951:351.82

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Куандыкова Эльвира Серикбаевна

Магистр юриспруденции, докторант 3 курса кафедры таможенного, финансового и экологического права юридического факультета Казахского национального университета им. аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы, e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья подготовлена в рамках грантового проекта Министерства науки и высшего образования РК № AP14870596 «Проблемы правового регулирования рационального использования и охраны пастбищных экосистем».

Предметом исследования выступает законодательство в области государственной поддержки агропромышленного комплекса в современных условиях проблем обеспечения продовольственной безопасности страны. Цель предлагаемого исследования заключается в комплексном изучении правовых проблем мер государственной поддержки в аграрной сфере, разработке научно обоснованных теоретических положений и практических рекомендаций для совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан и практики его применения.

В статье исследованы правовые проблемы государственного регулирования аграрной сферы, в виде целостной взаимообусловленной социальной системы; осуществлен анализ как внутренних, так и внешних факторов, обуславливающих процессы государственной поддержки, цифровизации аграрной сферы, и влекущие потребность в правовом регулиро-13 вании данной сферы; исследованы проблемы государственной поддержки АПК в стране с ™ учетом имеющегося национального и международного опыта; разработаны предложе-К ния и практические рекомендации по совершенствованию правовых норм в сфере государ-^ ственногорегулирования аграрной сферы. Изучение системы государственной поддержки ^ АПК в РК показало, что данные меры разнообразны, среди которых актуальны субсиди-^ рование и вложение инвестиций в аграрную сферу. Регламентация механизма реализации права сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение государственной под-g держки, введение цифровизации мониторинга выполнения обязательств субъектами АПК, е разработка Дорожной карты цифровизации АПК, создание координирующей организации s в лице Фонда сельского хозяйства будут содействовать повышению эффективности си-

0 стемы государственного регулирования аграрной сферы.

2 Ключевые слова: агропромышленный комплекс, цифровизация, правовое регулирование, ^ государственная поддержка, аграрное производство, сельскохозяйственный товаропро-

s изводитель. <

СП

ь

| КАЗ1РГ1 ТАЦДАГЫ АУЫЛ ШАРУАШЫЛЫГЫ САЛАСЫНДАГЫ

° МЕМЛЕКЕТТ1К КОЛДАУ:

1 К;¥КЬЩТЬЩ МЭСЕЛЕЛЕР МЕН ПЕРСПЕКТИВАЛАР

m £

£ Эльвира Сержбайкызы Куандыкова

Ь Зацтану магистрi, Эл-Фараби атындагы Цазац улттыцуниверситетШц зац факуль-

s теттщ кеден, царжы жэне экологиялыц цуцыц кафедрасыныц 3-курс докторанты,

s Цазацстан Республикасы, Алматы ц., e-mail: [email protected]

ь

ш

СП

Аннотация. Мацала КР Furum жэне жогары бглгм министрлтнщ № AP14870596 «Жайылымдыц экожYйелердi утымды пайдалану мен цоргауды цуцыцтыцреттеу мэселе-лер1» гранттыц жобасы аясында дайындалды.

Зерттеудщ тацырыбы елдщ азыц-mYRiK цаутЫздтн цамтамасыз ету проблемала-рыныц цазiргi жагдайында агроенеркэсттж кешендi мемлекеттж цолдау саласындагы зацнама болып табылады. ¥сынылып отырган зерттеудщ мацсаты аграрлыц саладагы мемлекеттж цолдау шараларыныц цщыцтыц мэселелерт кешендi зерделеу, Казацстан Республикасыныц цолданыстагы зацнамасын жэне оны цолдану практикасын жетiлдiру Yшiн гылыми негiзделген теориялыц ережелер мен практикалыц усынымдарды эзiрлеу бо-лып табылады.

Мацалада аграрлыц секторды мемлекеттж реттеудщ цщыцтыц мэселелерi цара-стырылады, бiртYтас езара тэуелдi элеуметтж ЖYйе туршде; мемлекеттж цолдау, аграрлыц секторды цифрландыру процестерт айцындайтын жэне осы саланы цщыцтыц реттеу цажеттштн туындататын ШК жэне сыртцы факторларга талдау жасалды; цолданыстагы улттыц жэне халыцаралыц тэжiрибенi ескере отырып, елiмiзде агроенеркэст кешешн мемлекеттж цолдау мэселелерi зерделендi; аграрлыц секторды мемлекеттж реттеу саласындагы цщыцтыц нормаларды жетiлдiру бойынша усыныстар мен тэжiрибелiк усынымдар эзiрлендi. Казацстан Республикасындагы агроенеркэст кешешн мемлекеттж цолдау ЖYйесiн зерделеу бул шаралардыц сан алуан екетн керсеттi, олардыц Шнде агроенеркэст кешемн субсидиялау мен инвестициялау езектi болып табылады. Ауыл шаруашылыгы тауарын ендiрушiлердiц мемлекеттж цолдау алу цщыгын шке асы-ру теттн регламенттеу, АвК субъектыертщ мтдеттемелерт орындау мониторингт цифрландыруды енгiзу, АвК цифрландырудыц жол картасын эзiрлеу, ауыл шаруашылыгы Коры атынан Yйлестiрушi уйым цуру аграрлыц саланы мемлекеттж реттеу ЖYйесiнiц тшмдштн арттыруга жэрдемдесетт болады.

Ty^h свздер: агроенеркэсттж кешен, цифрландыру, цщыцтыц реттеу, мемлекеттж цолдау, аграрлыц ендiрiс, ауыл шаруашылыгы тауарын ендiрушi.

STATE SUPPORT IN THE FIELD S

OF AGRICULTURE IN MODERN CONDITIONS: |

LEGAL PROBLEMS AND PROSPECTS q

s

A3

Kuandykova Elvira Serikbaevna 3

Master of Laws, 3rd year doctoral student of the Department of Customs, Financial and 0

Environmental Law of the Faculty of Law of the Kazakh National University. al-Farabi, o

Republic of Kazakhstan, Almaty, e-mail: [email protected] a

m

Abstract. The article was prepared within the framework of the grant project of the Ministry C of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan No. AP14870596 "Problems of B legal regulation of rational use and protection ofpasture ecosystems"

The subject of the study is legislation in the field ofstate support of the agro-industrial complex P

in modern conditions of problems of ensuring food security of the country. The purpose of the 0

proposed study is a comprehensive study of the legal problems of state support measures in the o

agricultural sector, the development of scientifically sound theoretical provisions and practical s

recommendations for improving the current legislation of the Republic of Kazakhstan and the o

practice of its application. M

The research methodology consists of general and special methods. A systematic approach has jz

been applied in the study of legal problems of state regulation of the agricultural sector, in the form s

of an integral interdependent social system; an integrated approach has made it possible to take * into account and analyze both internal and external factors that determine the processes of state

support, digitalization of the agricultural sector, and entailing the needfor legal regulation of this 2

sphere; the empirical approach made it possible to investigate the problems of state support of the 0

agro-industrial complex in the country, taking into account the existing national and international 3

experience; the integration approach during the study made it possible to develop proposals for improving legal norms in the field of state regulation of the agricultural sector, as well as to develop practical recommendations. The study of the system of state support for agriculture in the Republic of Kazakhstan has shown that these measures are diverse, among which subsidies and investments in the agricultural sector are relevant. Regulation of the mechanism for implementing the right of agricultural producers to receive state support, the introduction of digitalization of monitoring the fulfillment of obligations by agricultural entities, the development of a roadmap for digitalization of the agro-industrial complex, the creation of a coordinating organization represented by the Agriculture Fund will contribute to improving the efficiency of the system of state regulation of the agricultural sector.

Keywords: agro-industrial complex, digitalization, legal regulation, state support, agricultural production, agricultural producer.

DOI: 10.52026/2788-5291 2023 72 1 258

CL

< z

CL

О

e

X

о

m О

ш <

< ш

ь -Û с;

ш £

Ч О X

о <

СП

Введение

Насущные проблемы обеспечения продовольственной безопасности напрямую зависят от развития и правильного управления аграрной сферой страны. Пандемия, которая началась в 2019 году и продолжается по сей день обнажила многочисленные нерешенные вопросы функционирования сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и его отдельных отраслей в Казахстане. Ярким примером является «битва людей за сахар» летом 2022 года в Казахстане, проблема которой стала обнажаться еще зимой, в СМИ неоднократно сообщали о его нехватке»1 . Практика Казахстана показала, что государственные органы, включая профильные министерства продемонстрировали свою несостоятельность в решении указанной проблемы, что завершилось увольнением ряда государственных чиновников. На данном примере можно с полной ответственностью констатировать об актуальности и востребованности изучения правовых проблем государственной поддержки аграрной отрасли в целях обеспечения устойчивости аграрного производства и решения актуальных проблем обеспечения продовольственной безопасности. Решение вопросов продовольственной безопасности страны, как стратегического направления обеспечения национальной безопасности, устойчивого развития аграрного производства в стране напрямую сказывается на благополучном состоянии и нормальном функционировании жизнедеятельности нашего общества. Вместе с тем, тенденции современного развития, заинтересованность в производстве

органическои продукции питания не исследовалось с точки зрения его значимости для осуществления политики перехода к «зеленой» экономике в Казахстане. Необходим анализ этой проблемы и с позиции выполнения международных обязательств РК, к примеру, выполнение требований Всемирной торговой организации (далее - ВТО), предотвращения опустынивания и деградации пастбищ и др.

В Казахстане имеется научный задел по исследованию общих правовых проблем аграрных отношений, правовых вопросов рационального использования и охраны природных ресурсов в области аграрного производства. В частности, Л.К. Еркинба-евой было исследовано содержание аграрных правоотношений [1], Е.Ш. Дусипов раскрыл правовые особенности аграрного предпринимательства [2], А.Т. Озенбае-ва посвятила свое исследование правовым проблемам обеспечения продовольственной безопасности [3], И.С. Несипбаева изучила особенности правосубъектности сельскохозяйственных кооперативов [4]. Вместе с тем, имеются разработки и зарубежных ученых, в том числе Katharine Heyl, Tobias Doring,Beatrice Garske, Jessica Stubenrauch, Felix Ekardt [5], М.Абросимовой и др. [6] Вышеприведенные научные работы содержат отдельные фрагменты исследуемой проблематики, что наглядно демонстрирует необходимость углубления научной разработки в рассматриваемом направлении.

Материалы и методы исследования

Методологию исследования составляют

X

Ь

1 Эксперт обозначил пути решения проблемы с нехваткой сахара в Казахстане// [Электронный ресурс] URL:https:// mir24.lv/news/16515895/ekspert-oboznachil-puti-resheniya-problemy-s-nehvatkoi-sahara-v-kazahstane (дата обращения 20.09.2022).

общие и специальные методы. Системный подход применен в исследовании правовых проблем государственного регулирования аграрной сферы, в виде целостной взаимообусловленной социальной системы; комплексный подход позволил провести учет и анализ как внутренних, так и внешних факторов, обуславливающих процессы государственной поддержки, цифровизации аграрной сферы, и влекущие потребность в правовом регулировании данной сферы; эмпирический подход позволил исследовать проблемы государственной поддержки АПК в стране с учетом имеющегося национального и международного опыта; интеграционный подход при проведении исследования позволил разработать предложения по совершенствованию правовых норм в сфере государственного регулирования аграрной сферы, а также выработать практические рекомендации.

Обсуждение и результаты

За тридцатилетний период независимости Казахстана было принято несколько государственных программ развития сельского хозяйства и системы АПК2. Перед каждой из них стояли амбициозные задачи, в том числе и обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства (ускоренный рост производства и повышение экспортного потенциала), что должно быть достигнуто еще в 2010 гг. Как показала практика, многие задачи не были решены должным образом, а результаты не достигнуты. В этой связи, потребовался пересмотр форм, подходов, методов государственного воздействия на участников аграрных отношений, государственного участия в осуществлении поддержки отрасли.

Изучение содержания национального законодательства показало, что единообразного понимания природы «государственного управления» и «государственное регулирования» нет, эта проблема наблюдается и на уровне научных разработок. Одни ученые считают, что управление и регулирование, это равнозначные вещи, и их использование не противоречит друг другу. Противопоставление вышеупомянутых понятий идет не пользу законодательной практики, их совместное использование , наоборот обогащает содержание современного законодательства3. Другая половина полагает, что понятие «государственное регулирование» более шире нежели «государственное управление», и отмечают, что государственное управление как «прямое и непосредственное вмешательство органов государства... с использованием административных методов», а, государственное регулирование считают более емким понятием, охватывающим «широкий спектр средств и инструментов, в том числе методы и средства косвенного регулирования рыночных отношений4. Хотим отметить, что государственное регулирование аграрной отрасли пережило разные подходы в реализации государственной политики, что объясняется объективными и субъективными причинами, сложившимися социально-экономическими изменениями. Как отмечают аналитики «все кардинальные преобразования не проходили для экономики государства безболезненно. Нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей повлекло за собой кризис в сельском хозяйстве. Приватизация и демонополизация, структурная перестройка АПК, преобразования земельных отношений в русло рыночных механиз-

2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 1997 г. № 1817. О Стратегии развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 года и о развернутом Плане мероприятий по реализации Стратегии развития сельского хозяйства до 2010 года [Электронный ресурс] URL:https:// https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/ Р970001817 /22.12.1997 (дата обращения: 1.09.2022); Указ Президента Республики Казахстан от 5 июня 2002 года № 889. О Государственной агропродовольственной программе Республики Казахстан на 2003-2005 годы// САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 17, ст. 178; Указ Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149. О Государственной программе развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы//САПП Республики Казахстан, 2003. - N 28. - ст. 264; Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151. Об утверждении Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 - 2020 годы «Агробизнес-2020» [Электронный ресурс] URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs /Р1300000151/ history (дата обращения 1.09.2022); Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2018 года № 423. Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы// САПП Республики Казахстан 2018. - № 39-40-41. - ст. 215. и др.

3 Итоги развития сферы сельского хозяйства за 2021 год и планы на предстоящий период//[Электронный ресурс] URL: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/itogi-razvitiya-sfery-selskogo-hozyaystva-za-2021-god-i-plany-na-predstoyashchiy-period-22422 (дата обращения: 20.09.2022).

4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года № 960. Об утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 - 2030 годы//[Электронный ресурс] URL: https:// adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000960/history (дата обращения: 20.09.2022).

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

2 А

П.

CL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< Z

CL

О

е

X

о

m О

in <

< СП

ь

-Q

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

мов все это пути и формы произошедших экономических аграрных преобразований»5.

Правительством РК делаются определенные шаги в переориентации системы государственной поддержки аграрной отрасли, введена норма согласно которой работники сельского хозяйства, как получатели субсидии будут брать встречные обязательства по достижению конкретных индикативных показателей6. Серьезным шагом в развитии правовых инструментов государственного управления в аграрной сфере явилось принятие Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 -2030. Казахстан в настоящее время перешел к внедрению проектного управления в государственном секторе на основе инструментов, методов, лучших практик и стандартов проектного менеджмента, что обеспечивает мониторинг и рейтинг достижения ключевых национальных индикаторов. Вышеуказанная концепция развития АПК составлена с учетом принципов проектного управления. По мнению большинства ученых, государственная поддержка в сфере АПК направлена на создание благоприятных условий, прежде всего, для крестьян, которые заняты в сфере аграрного производства. В этой связи существуют разные подходы их классификации. Первое направление связано с оказанием финансовой помощи, в виде выделения субсидий и льготных кредитов, инвестиционная поддержка, а также меры закупочные интервенции, залоговые операции, поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Во-вторых, это меры, связанные с установлением льгот (налоговых, на энергоресурсы, на железнодорожную перевозку зерна и др. Следующая группа мер поддержки связана с оказанием услуг (предоставление государственных гарантий и поручительств, информационно-консультационное обслуживание)7.

На основе анализа вышеприведенных взглядов, мнений и суждений, однозначно позволяет утверждать, что это «целенаправ-

ленная деятельность государства по созданию правовых, экономических, социальных и иных условий для развития конкурентоспособного отечественного сельскохозяйственного производства, обеспечению продовольственной безопасности, внедрению рыночных инструментов в организацию сельскохозяйственной деятельности, развитию международного сотрудничества в аграрной сфере на условиях и в пределах, предусмотренных действующим законодательством» [7, с.186]. На наш взгляд, при обозначении рассматриваемой сферы деятельности следует употреблять термин «государственное регулирование», и по данному принципу построено содержание Закона РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»8.

Изучение системы государственной поддержки АПК в РК наглядно показало, что государство за последние годы выделило достаточные финансовые ресурсы и другие меры поддержки в виде налоговых и иных льгот на развитие сферы сельского хозяйства. Несмотря на это, они не дали желаемых результатов, одной из важных причин которых является коррупция. В этой связи, Агентство по противодействию коррупции РК рассказало о том, что: «За последние пять лет в правила субсидирования вносились изменения более 46 раз. Фермеры и инвесторы дезориентированы, постоянно чувствуют неопределенность и не могут строить долгосрочные планы развития с учетом господдержки. Субъекты агробизнеса требуют стабильности агрополитики. На протяжении пяти лет в этой сфере возбуждено 960 уголовных дел, были привлечены к уголовной ответственности 450 человек»9. В этой связи полагаем, что требуется пересмотр системы субсидирования, в основе которой должна быть прозрачность, адресность и эффективность государственных вложений в развитие сельского хозяйства. Полагаем, что цифро-визация данной отрасли, и ее внедрение по-

5 Там же.

6 Итоги развития сферы сельского хозяйства за 2021 год и планы на предстоящий период//[Электронный ресурс]. - URL: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/itogi-razvitiya-sfery-selskogo-hozyaystva-za-2021-god-i-plany-na-predstoyashchiy-period-22422 (дата обращения: 20.09.2022).

7 Административный процедурно-процессуальный кодекс РК от 29 июня 2020 года № 350-VI//Ведомости Парламента РК2020 г., № 13, ст. 66(дата обращения: 20.09.2022).

8 Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 66. О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий//Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., N13, ст. 52. (дата обращения: 20.09.2022).

9 Глава агентства обсудил антикоррупционную политику государства с представителями гражданского общества// [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.sputnik.kz/20211116/0t-imeni-120-fermerov-poluchali-subsidii-glava-Antikora-o-razmakhe-korruptsionnogo-skandala-18667231.html (дата обращения 23.08.2022).

зволят обеспечить прозрачность системы10.

Практика сегодняшнего дня показывает, что работники сельского хозяйства нуждаются в современной технике, оборудовании, в содействии решения вопросов водоснабжения, строительства инновационных инфраструктур. В соответствие со ст. 6 Закона РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» в Казахстане существуют разные виды субсидирования. Субсидии выделяются субъектам крупного и среднего предпринимательства в целях финансирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой пе-реработки11, страхования займов субъектов агропромышленного комплекса12, а также субсидирование по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях13. Вместе с тем, в Казахстане выделяются порядка 10 видов субсидий, в том числе и на повышение продуктивности и качества продукции животноводства, развитие племенного животноводства, повышение урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям, стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте, увеличения доли переработки отечественной сельскохозяйственной продукции, ставок вознаграждения при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования,

развитие систем управления производством сельскохозяйственной продукции; ставок вознаграждения по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса, купонного вознаграждения по облигациям (п. 41 ст.6)14. Мы пришли к выводу, что Казахстан старается имплементировать многие прогрессивные правовые механизмы субсидирования аграрного сектора, однако не все еще выполняется. К примеру, Министерством сельского хозяйства РК не практикуется мониторинг использования государственных финансовых ресурсов в целях субсидирования субъектов АПК. Хотя, основными принципами проектного управления включают такие, как его развитие на основе передового опыта и практик; четкость планирования, исключающего дублирование целей, результатов, содержания, определяющего ресурсы, интегрированную с информационно-аналитическими платформами и цифровыми системами мониторинга, сбора и обработки данных единую информационную систему проектного управления15. Полагаем, что внедрение государственного мониторинга в указанной области создаст условия для плодотворного взаимодействия государственных структур, и повысит дисциплинированность получателей субсидий.

По нашему мнению, субсидия на инвестиционные вложения субъектов АПК, введенная в стране в 2014 году, имеет перспективы совершенствования, так как она направлена на поддержку инноваций, технологическую модернизацию сельского хозяйства, что востребовано сегодня16. Аналитики

10 Внедрение новой системы субсидирования АПК отложили до следующего года/ URL:https://www.inform.kz/ru/vnedrenie-novoy-sistemy-subsidirovaniya-apk-otlozhili-do-sleduyuschego-godaa3920142 (дата обращения: 15.08.2022).

11 Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года № 317. Об утверждении Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях. [Электронный ресурс]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017320/history(дата обращения: 10.04.2022).

12 Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 9-1/71. Об утверждении Правил субсидирования в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса. [Электронный ресурс]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012183/history (дата обращения: 10.04.2022).

13 Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 ноября 2014 года № 3-2/615. Об утверждении Правил субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки. [Электронный ресурс]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V14F0010087/ history (дата обращения: 10.04.2022).

14 Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 66. О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий//Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., N13, ст. 52. (дата обращения: 20.09.2022).

15 Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2021 года № 358. Об утверждении Правил осуществления проектного управления. [Электронный ресурс]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000358/history (дата обращения: 01.09.2022).

16 Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года № 317. Об утверждении Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях. [Электронный ресурс]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017320/history (дата обращения: 10.04.2022).

Н

X

ы А

о х о

Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

П.

CL

< Z

CL

О

е

X

о

m О

сп <

< СП

ь

-Q

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

отмечают отсутствие научно обоснованных методических подходов к оценке субсидирования в сфере АПК, что требует в правовом порядке своего закрепления. Изучение системы субсидирования в зарубежных странах показало, что практикуются субсидии на развитие не только производственной, но и социально-бытовой инфраструктуры на селе. Вместе с тем, выделяются субсидии на повышение плодородия земель, развитие производственной инфраструктуры и научно-исследовательской деятельности, транспортировку сельскохозяйственной продукции17. Для Казахстана приемлем опыт Финляндии, природно-климатические условия которой разнообразны. Поддержка государственная в этой стране реализуется через специально созданную координирующую организацию, в лице Фонда сельского хозяйства, а также применение «системы начальных субсидий» для начинающих фермеров [8, с. 63].

Одной их серьезных мер государственной поддержки являются инвестиции в аграрное производство. Казахстан в этом плане начал практиковать реализовать различные инвестиционные проекты. В 2021 году было подписано Соглашение об инвестициях по созданию сети демонстрационных ферм и строительству завода по производству современных систем орошения и управления урожайностью сельскохозяйственных культур в Казахстане с компанией «VALLEY KUSTO GB BV»18. Министерством сельского хозяйства РК инициирована разработка местными исполнительными органами Дорожных карты по реализации инвестиционных проектов агропромышленного комплекса на 20212025 годы. В соответствии с Дорожными картами почти 4,5 трлн тенге вложат инвесторы за 5 лет в сельское хозяйство РК19. Согласно утвержденным Дорожным картам из запланированных на 2021 год 285 проектов на сумму 267 млрд тг. по состоянию на 31 декабря 2021 года введены в эксплуатацию 281 проекта на сумму 255 млрд тг. В 2022 году планируется проработка возможности

заключения Соглашения об инвестициях между Правительством Республики Казахстан и следующими компаниями: «Tyson Foods» по проекту «Производство мяса КРС с участием Тайсон Фудс»; «KS Genetics» по проекту «Создание инновационного, экс-портоориентированного животноводческого комплекса полного цикла в Алматинской области»; ТОО «QAZSUGAR» по проекту «Строительство сахарного завода производственной мощностью переработки до 8000 тонн сахарной свеклы в сутки»; ТОО «Прима Кус» по проекту «Строительство птицекомплекса замкнутого цикла по производству и переработке мяса бройлера». Кроме того, согласно утвержденным Дорожным картам планируется ввод в эксплуатацию 308 инвестиционных проектов на сумму 573 млрд тг.20.

Заключение

Законодательство Республики Казахстан находится в состоянии совершенствования, передовые и эффективные механизмы государственной поддержки субъектов АПК получили закрепление на законодательном уровне. Под влиянием рыночных преобразований возникли новые направления субсидирования и инвестирования. Полагаем, что инвестиционная субсидия, применение «системы начальных субсидий» для начинающих фермеров имеет перспективы развития, в правовом плане нужно регламентировать методические подходы к оценке всей системы субсидирования АПК. Предлагается ввести пп.8-12 в п.2 ст.9 Закона РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», и изложить его в следующей редакции: «субсидирование производственной деятельности начинающих сельскохозяйственных кооперативов». Изучение системы государственной поддержки сельского хозяйства в РК наглядно показало, что государство за последние годы выделило достаточные финансовые ресурсы на развитие сферы сельского хозяй-

17 Примеры государственной поддержки сельского хозяйства за рубежом. [Электронный ресурс]. - URL: http://agroinfo. kz/primery-gospodderzhki-selskogo-xozyajstva. (дата обращения: 10.04.2022).

18 Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 января 2021 года № 5. О подписании Соглашения об инвестициях по созданию сети демонстрационных ферм и строительству завода по производству современных систем орошения и управления урожайностью сельскохозяйственных культур в Казахстане с компанией «VALLEY KUSTO GB BV^/рлектронныйресурс]URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000005/history (дата создания: 15.08.2022).

19 Почти 4,5 трлн тенге вложат инвесторы за 5 лет в сельское хозяйство РК//[Электронный ресурс^^^дата обращения: 15.08.2022).

20 Итоги развития сферы сельского хозяйства за 2021 год и планы на предстоящий период/[Электронный ресурс] URL: https://primeminister.kz/ru /news/reviews/itogi-razvitiya-sfery-selskogo-hozyaystva-za-2021-god-i-plany-na-predstoyashchiy-period-22422 (дата создания 20.04.2022).

ства. Несмотря на это, меры государственной поддержки не дали желаемых результатов, одной из важных причин которых является коррупция, для чего требуется создание цифровой экосистемы информации АПК. Считаем, что в Казахстане следует разработать Дорожную карту, в которой следует определить ее ключевые цели и задачи, вопросы обмена и использования информации в сфере АПК. Для этого, предлагается решить круг правовых задач, а именно требуется урегулировать процедуры регулярного обмена информацией, мониторинга выполнения поставленных задач. На законодательном уровне требуется регламентировать механизм реализации права сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение государственной поддержки. В этой связи, следует предусмотреть цифро-визацию мониторинга выполнения обязательств субъектами АПК. Ст. 11 Закона РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» предлагается дополнить отдельным п.5 и изложить его в следующей

редакции: «В целях контроля эффективности системы субсидирования ведется мониторинг выполнения обязательств субъектами АПК уполномоченным органом в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий на основе методических подходов к оценке системы субсидирования АПК».

Организационный уровень осуществления государственной поддержки АПК нуждается в дальнейшем совершенствовании. Как показала практика, в системе АПК наблюдается отсутствие четко скоординированной системы обмена и распространения информации для принятия взвешенных, обоснованных и своевременных решений. Предлагаемая нами Дорожная карта цифро-визации АПК должна охватить вопросы взаимодействия всех обладателей информации в сфере АПК, форм и методов кооперации их деятельности. В этой связи предлагается создание координирующей организации в лице Фонда сельского хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еркинбаева Л.К. Аграрные правоотношения в Республике Казахстан: автореф. дис. докт. юрид. наук - Алматы, 2008. - 41 с. С

2. Дусипов Е.Ш. Казацстан Республикасында ауылшаруашылыц кэсткерлтн Н цщыцтыц цамтамасыз ету мэселелер1: з.г.д. дисс. автореф.- Алматы, 2009. - 39 б.

3. Озенбаева Э.Т. Азыц-mYлiк цаутЫздтн цщыцтыц цамтамасыз ету (Казацстан Н Республикасы жэне шет мемлекеттертщ зацдары мен тэжiрибесiн салыстырмалы И талдау): философия докторы (PhD) гылыми дэрежест алу Yшiн дайындалган дисс. Тал- ^ дыцорган, 2015. 176 б.

4. Несипбаева И.С. Правовое регулирование сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан в условиях нового этапа земельной реформы: международный опыт и

А

национальная практика: дисс. на соиск. степ. доктора философии (PhD). - Алматы, 2022. а

Л

- 123c.

5. Katharine Heyl,Tobias Döring,Beatrice GarskeJessica Stubenrauch,Felix Ekardt. The C Common Agricultural Policy beyond 2020: A critical review in light of global environmental A goals//Reciel Review of European, Comparative $ International environmental law. Volume30, s Issuel. April 2021. P. 95-106 A

6. M. Abrosimova, O. Litvinova, S. Filippova and others. State support for agricultural g sector: challenges and development prospects// IOP Conference Series Earth and Environmental o Science 935(1):012028, 2021 ^nexmpoHHuu pecypc] URL: https://www.researchgate.net/ H

publication/356884245_State_support_for_agricultural_sector_challenges_and_development_ g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

p

A

prospects (дата обращения: 18.08.2022)

7 Еркинбаева Л.К., Озенбаева А.Т., Калымбек Б. Казацстан Республикасыныц аграр лыц цщыц цатынастары: теориясы мен тэжiрибесi: Оцу цуралы. - Талдыцорган: «Пали тра», 2019. - 257с. *

8 Папцов А.Г. Государственная поддержка сельского хозяйства в Финляндии // АПК: экономика, управление. - 2011. - №6. - С. 61-64.

"U

REFERENCES

1. Erkinbaeva L.K. Agrarnye pravootnosheniya v Respublike Kazahstan: avtoref. dis.dokt. yurid. nauk - Almaty, 2008. - 41 s.

2. Dusipov E.SH. Kazaystan Respublikasynda auylsharuashylyy kasipkerligin yyyyytyy yamtamasyz etu maseleleri: z.z.d. diss. avtoref.- Almaty, 2009. - 39 b.

3. Qzenbaeva d.T. Azyy-tYlik yauipsizdigin yyyyytyy yamtamasyz etu (Kazaystan Respublikasy zhane shet memleketterin^ zaцdary men tazhiribesin salystyrmaly taldau): filosofiya doktory (PhD) zylymi darezhesin alu Yshin dajyndatean diss. Taldyyorsan, 2015. 176 b.

4. Nesipbaeva I.S. Pravovoe regulirovanie sel'skohozyajstvennoj kooperacii v Respublike Kazahstan v usloviyah novogo etapa zemel'noj reformy: mezhdunarodnyj opyt i nacional'naya praktika: diss. na soisk. step. doktora filosofii (PhD). - Almaty, 2022. - 123s.

5. Katharine Heyl,Tobias Döring,Beatrice Garske,Jessica Stubenrauch,Felix Ekardt. The Common Agricultural Policy beyond 2020: A critical review in light of global environmental goals//Reciel Review of European, Comparative $ International environmental law. Volume30, Issue1. April 2021. P. 95-106

6. M. Abrosimova, O. Litvinova, S. Filippova and others. State support for agricultural sector: challenges and development prospects// IOP Conference Series Earth and Environmental Science 935(1):012028, 2021 [Elektronnyj resurs] URL: https://www.researchgate.net/ publication/356884245_State_support_for_agricultural_sector_challenges_and_development_ prospects (data obrashcheniya: 18.08.2022)

7 Erkinbaeva L.K., Qzenbaeva A.T., Kalymbek B. Kazaystan Respublikasynyц agrarlyy yyyyy yatynastary: teoriyasy men tazhiribesi: Oyu yyraly. - Taldyyorsan: «Palitra», 2019. - 257s.

8 Papcov A.G. Gosudarstvennaya podderzhka sel'skogo hozyajstva v Finlyandii // APK: ekonomika, upravlenie. - 2011. - №6. - S. 61-64.

n

IN

0 IN

IN

T-H

Z

^

a. s

s <

I

CD

1

CO

s

b X

s

^

s

X

b LU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.