Научная статья на тему 'Финансирование российской культуры в регионах: оценка состояния и тенденции развития'

Финансирование российской культуры в регионах: оценка состояния и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БЮДЖЕТ / РЕГИОН / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / BUDGET / REGION / BUDGETARY FINANCING OF CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Ю.

Оценивается состояние материальной и финансовой базы культурно-просветительских учреждений и организаций на территории РФ в региональном аспекте. Ставится проблема разработки нормативов бюджетных ассигнований по численности учреждений культуры для каждого региона России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF RUSSIAN CULTURE IN REGIONS: THE ESTIMATION OF THE CONDITION AND THE DEVELOPMENT TENDENCIES

The author evaluates conditions of resource and financial base in cultural organizations in Russia according to regional aspect. Besides, the author emphasizes the issue of developing the budgetary financing of culture per cultural organization for each region.

Текст научной работы на тему «Финансирование российской культуры в регионах: оценка состояния и тенденции развития»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2012

ФИНАНСЫ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ю. ЯКОВЛЕВА старший инспектор Счетной палаты Российской Федерации

ФИНАНСИРОВАНИЕ РОСИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНАХ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ

Оценивается состояние материальной и финансовой базы культурно-просветительских учреждений и организаций на территории РФ в региональном аспекте. Ставится проблема разработки нормативов бюджетных ассигнований по численности учреждений культуры для каждого региона России.

Ключевые слова; культура, бюджет, регион, бюджетное финансирование культуры.

Для современного российского общества признание и понимание роли человеческого фактора в социально-экономическом развитии национального социума не вызывает сомнений. В числе приоритетных ориентиров развития современной экономики сегодня рассматривается не только квалификационный уровень рабочей силы, в качестве основного фактора производства, а также и человеческий капитал, который формируется и генерируется в социальном секторе экономики, в частности в сфере культуры.

В то же время совершенно очевидно, что на сегодняшний день культура в России не является приоритетной сферой для инвестирования. Несмотря на то, что государственные расходы на культуру с 2000 по 2011 г. увеличились более чем в 10 раз в номинальном выражении, следует отметить, что по объемам финансирования культура заметно уступает таким сферам, как образование, здравоохранение и социальная политика. Так, расходы на социальную политику в 2010 г. превышали расходы на культуру более чем в 17 раз, на здравоохранение - в 4,8, а на образование - в 5,3.

Удельный вес расходов на культуру в консолидированном бюджете России в 2000 г. составил 0,8%1 от общих расходов консолидированного бюджета нашей страны. С 2003 г. можно наблюдать некоторое увеличение данного показателя, а в 2005 г. его значение возросло до 2,4%. Однако уже в 2006 г. мы наблюдаем тенденцию к сокращению данного показателя, и в 2010 г. удельный вес расходов на культуру составил лишь 2,0%2.

Ситуация в различных регионах России далеко не одинакова. Учитывая особенности плотности населения в России, следует обратиться к показателю «обеспеченность бюджетными средствами на культуру на одного жителя». Хотелось бы сразу оговориться, что в статье сознательно исключены из анализа Таймырский, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Корякский и Чукотский автономные округа, поскольку в связи со своей спецификой (низкой плотностью населения, северными надбавками к заработной плате и т.п.) данные регионы имеют повышенные значения по ряду показателей.

Официальные данные свидетельствуют, что на каждого жителя России в 2010 г. приходилось в среднем 1 482,7 руб. бюджетных ассигнований, выделяемых на культуру. Разброс этого показателя по российским регионам достаточно велик - в 6,5 раз: от 709,2 руб. в Республике Ингушетия до 4 646,4 руб. в Республике Саха (Якутия). Наиболее обеспечены бюджетными средствами на культуру жители Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Так, например, в Магаданской области на каждого жителя приходится 5 080,0 руб. бюджетных ассигнований на культуру, что в 6,9 раз больше, чем в Республике Дагестан (735,4 руб. на человека) и в 6,6 раз больше, чем в Ульяновской области (772,3 руб. на человека).

Меньше всего средств на культуру ассигнуется жителям Южного федерального округа. Так, например, жители Ростовской области (856,3 руб. на человека) в 4,2 раза хуже обеспечены финансовыми средствами, выделяемыми на культуру, чем жители Камчатского края (3 589,7 руб. на человека). Более того, во всех регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (за исключением Чеченской Республики) жители обеспечены ассигнованиями на культуру ниже среднероссийского уровня.

Объёмы финансирования культуры в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах в 2010 г. были в целом выше среднероссийского уровня. Так, Республика Карелия обеспечена ассигнованиями на культуру на каждого жителя в размере 1 716,0 руб., Красноярский край - 2 387,8 руб., Новосибирская область - 1 509,7 руб. Тогда как в Центральном федеральном округе показатели лишь 4 регионов из

18 соответствовали или превышали среднероссийский уровень - Калуж-

1 Рассчитано автором по данным ГИВЦ МК РФ.

2 Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (по состоянию на 1 января 2011 г.).

ской области (1 580,6 руб.), Белгородской области (2 080,3 руб.), Ярославской области (2 149,5 руб.) и г. Москвы (3 405,8 руб.).

Очевидно, что объемов финансирования, выделяемых из госбюджета страны на развитие культуры, катастрофически не хватает. Более пятидесяти процентов ассигнований из государственного бюджета России, выделяемых на культуру, расходуется учреждениями культуры на оплату труда работникам (например, в театрах - 55,1%3, в концертных организациях - 57,5%). На прочие расходы тратится около 40% (концертные организации - 41,0%, театры - 40,6%), за исключением музеев, в которых на прочие расходы приходится около 63,7% расходов. Так, в половине российских регионов (45) в 2010 г. в концертных организациях денежные средства на капитальный ремонт и реставрацию не расходовались вообще.

Аналогичная ситуация в 18 регионах по театрам. По обеспеченности театральными залами наибольшие и наименьшие показатели характерны для Южного федерального округа. Так, жители Республики Калмыкия (10,6 театров на 1 млн человек4) лучше всех обеспечены театрами, тогда как жители Краснодарского края и Ростовской области, входящих в Южный федеральный округ, хуже всего обеспечены театрами -1,0 и 1,9 театр на 1 млн человек соответственно. Жители Магаданской области (12,4 театров на 1 млн человек) в 12,4 раз лучше обеспечены театрами, чем жители Краснодарского края и в 10 раз лучше, чем жители Тюменской области (1,2 театр на 1 млн человек).

Надо отметить, что Москва и Санкт-Петербург - культурные столицы России, в которых находится наибольшее число театров, - в рейтинге по данному показателю занимают только 6 и 9 места соответственно и имеют показатели - 8,5 и 6,5 театров на 1 млн человек.

Российские регионы значительно различаются и по обеспеченности парковыми зонами5. Так, наибольшее количество парков находится в Краснодарском крае (29 парков), тогда как 14 российских регионов имеют лишь по 1 парку. Такая ситуация сложилась Тамбовской, Ярославской, Новгородской, Астраханской, Курганской, Тюменской, Том -ской областях; Республиках Карелия, Ингушетия, Тыва, Хакасия; Забайкальском, Красноярском и Камчатском краях. Наиболее обеспечены парками - Московская область (25 парков) и Республика Башкортостан (24 парка).

В то же время 9 регионов не имеют даже одного парка на 1 млн жителей - это Калужская, Мурманская и Кировская области, а также Республики Алтай, Дагестан, Адыгея, Калмыкия, Кабардино-Балкарская

3 Рассчитано автором по данным ГИВЦ МК РФ.

4 Рассчитано автором по данным стат. сб.: Театры Российской Федерации в цифрах 2010. М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, 2011.

5 Рассчитано автором по данным ГИВЦ МК РФ.

и Татарстан. 7 регионов имеют менее одного парка на 1 млн жителей -Красноярский и Забайкальский края, Оренбургская, Саратовская, Тюменская, Тамбовская, Ярославская области и г. Санкт-Петербург. Тогда как, Магаданская область имеет 12,4 парка на 1 млн жителей, что в 15,5 раз больше, чем в Саратовской области (0,8 парка на 1 млн жителей).

Следует отметить, что дифференциация российских регионов по обеспеченности жителями парками возросла с 15,4 раз в 2000 г. до 24,3 раз в 2010 г. Так, например, если в 2000-м году лишь 3 региона не имели ни одного парка на 1 млн жителей, то в 2010 г. их количество возросло до 9.

В распределении общедоступных библиотек также заметна большая неравномерность. В самом худшем положении находятся жители СевероКавказского федерального округа - Республика Дагестан (3001 библиотека на 1 тыс. жителей), Республика Ингушетия (2321 библиотека на 1 тыс. жителей) и Чеченская Республика (1164 библиотеки на 1 тыс. жителей)6, что соответственно в 3,8, в 4,9 и в 9,8 раз меньше, чем показатель Санкт-Петербурга (11435 библиотек на 1 тыс. жителей). К наиболее обеспеченным регионам также относятся Псковская область (12674 библиотеки на 1 тыс. жителей) и Костромская область (11802 библиотеки на 1 тыс. жителей).

Еще большая дифференциация характерна для регионов России по обеспеченности музеями7. Так, в 2010 г. имеющая наименьший показатель Тюменская область (2,0 музея на 1 млн жителей) была обеспечена музеями хуже в 41,6 раз, чем Республика Саха (Якутия), имеющая показатель 83,2 музея на 1 млн жителей. Жители Москвы в 2010 г. имели в 16 раз меньше музеев, чем жители Республики Саха (Якутии) и в 8 раз меньше, чем жители Костромской области.

За период с 2000 по 2010 г. дифференциация по данному показателю увеличилась в два с половиной раза - с 15,8 раз в 2000 г. до 41,6 раз в 2010 г. Следует отметить, что более половины российских регионов обеспечены музеями на уровне ниже среднероссийского. В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах показатели всех регионов ниже среднероссийского уровня. В Уральском федеральном округе исключение составляет лишь Курганская область.

Дифференциация российских регионов наиболее велика по показателю обеспеченности населения клубами. Так, в 2010 г. разница между наименее и наиболее обеспеченными регионами составила 88,8 раз8! Так, лучше всех обеспечены клубами Республика Алтай и Курганская область (897,0 и 789,4 клуба на 1 млн жителей соответственно). Тогда

6 Рассчитано автором по стат. сб.: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010.

7 Рассчитано автором по данным стат. сб.: Музеи и зоопарки Российской Федерации в цифрах 2010. М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, 2011.

8 Рассчитано автором по данным ГИВЦ МК РФ.

как наименее обеспеченными являются Москва и Санкт-Петербург (10,1 и 12,0 клубов на 1 млн жителей соответственно).

В половине регионов показатель обеспеченности клубами на уровне ниже среднероссийского (378,1 клуб на 1 млн жителей). Большинство таких регионов относятся к Южному, Северо-Кавказскому и Дальневосточному федеральным округам. Так, жители Курской области (700,0 клубов на 1 млн жителей) в 15 раз лучше обеспечены клубами, чем жители Республики Ингушетия (46,4 клуба на 1 млн жителей) и в 8 раза лучше, чем жители Ярославской области (88,0 клубов на 1 млн жителей)

Таким образом, мы можем наблюдать значительную дифференциацию регионов по показателю обеспеченности жителей учреждениями культуры не только в целом по России, но и внутри самих федеральных округов, когда наибольший и наименьший показатели демонстрируют регионы, принадлежащие к одному и тому же федеральному округу. Так, по театрам мы можем наблюдать эту дифференциацию по Южному федеральному округу: показатель Республики Калмыкия превышает показатель Краснодарского края в 10,6 раз; по клубам - показатель Республики Дагестан превышает показатель Республики Ингушетия, находящихся в Северо-Кавказском федеральном округе в 8,3 раза; по паркам - это Дальневосточный федеральный округ: показатель Магаданской области превышает показатель Приморского края в 12,4 раз; а также в Центральном федеральном округе жители Москвы в 8 раз хуже обеспечены музеями, чем жители Костромской области и в 16 раз хуже обеспечены библиотеками, чем жители Курской области.

Еще одна проблема, присущая российской культуре - крайне низкая оплата труда работников данной сферы. Так, в 2000 г. средняя заработная плата работников культуры (1 049 руб.9) была ниже среднероссийского уровня в 2 раза. Работники таких видов деятельности, как обрабатывающее производство в этом же году получали в 2,25 раз больше, а работники финансовой деятельности - в 5 раз больше.

Несмотря на рост заработной платы в сфере культуры, - за период с 2000 по 2009 г. в 8,7 раз, зарплата работников культуры остается одной из самых низких по отраслям. Так, в 2009 г. среднемесячная заработная плата работников культуры составила 9 235,0 руб., тогда как у работников в сфере образования - 14 598,9 руб., в обрабатывающем производстве -

19 902,0 руб., а в сфере финансовой деятельности - 51 083,8 руб., что в 5,5 раз больше, чем в культуре.

Статистические данные свидетельствуют, что среднемесячная заработная плата работников культуры, несмотря на рост бюджетных расходов на данную сферу, остается недопустимо низкой и все еще не превышающей среднероссийский уровень.

9 Рассчитано автором по данным ГИВЦ МК РФ.

Одна из самых низких среднемесячных заработных плат у работников музеев. В 2009 г. величина среднероссийского уровня заработной платы работников музеев составила 7 345,0 руб. Работники библиотек в среднем ежемесячно в 2009 г. получали 7 463,7 руб., а работники театров -9 023,7 руб.

Самая высокая заработная плата работников культуры характерна для регионов Дальневосточного федерального округа. Во всех регионах, входящих в данный округ, кроме Еврейской автономной области, данный показатель выше среднероссийского уровня. Так, работники театров в Камчатской области получают среднюю заработную плату выше среднероссийского уровня почти в 2 раза.

Самый низкий уровень средней заработной платы в культуре наблюдается в Южном и Приволжском федеральных округах. Лишь в Краснодарском крае (Южный федеральный округ) и в Самарской области (Приволжский федеральный округ) средняя заработная плата работников театров соответствует среднему по России уровню.

Безусловно, зарплата работников сферы культуры существенно ниже достойного уровня и не соответствует их социальному статусу. Более того, 32% работников организаций отдыха, развлечений, культуры и спорта получают заработную плату ниже прожиточного минимума и лишь 5% получают заработную плату, составляющую более 5 прожиточных минимумов.

Разумеется, нельзя не отметить рост расходов на культуру за последние несколько лет. Однако нельзя констатировать принципиальное изменение политики государства в сфере культуры. Как и прежде, культура в России финансируется по остаточному принципу.

Дифференциация российских регионов по объемам финансирования культуры все так же остается крайне высокой. Более благополучное положение характерно для двух культурных столиц - в Москве и Санкт-Петербурге - в городах, где в силу исторических, политических и экономических обстоятельств развита и инфраструктура города, и транспортная сеть, а уровень жизни населения превышает уровень жизни жителей всех остальных регионов.

Очевидно, что нивелировать столь высокую дифференциацию финансового обеспечения учреждений культуры, которая присуща российским регионам сегодня, за год или два не представляется возможным. Финансовые возможности бюджета страны и субъектов Федерации ограниченны. Однако нам представляется, что государство, объективно оценивая состояние современной российской культуры в регионах и осознавая необходимость поддерживать ее на достойном уровне, обязано разработать и ввести нормативы бюджетных ассигнований по численности учреждений культуры для каждого региона России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.