А.А. Жирикова
ТЕАТР И ЕГО МЕСТО В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРАКТИКЕ РОССИЯН*
В статье на примере театра рассматриваются культурно-досуговые практики россиян. В сопоставлении статистического материала и опросов общественного мнения анализируется комплекс показателей, определяющих эффективность работы театра, среди которых общая численность учреждений культуры, посещаемость учреждений культуры, предложение в сфере культуры, материально-технические условия функционирования театров, условия труда творческих работников. Формулируется комплекс мер, направленных на повышение посещаемости театров в культурно-до-суговых практиках россиян.
Ключевые слова: культурно-досуговые практики, театр, культура, эффективность, учреждения культуры.
Театральные практики проведения досуга являются частью культурных досуговых практик, которые включают помимо походов в театр посещение музеев, походы в кино, на концерты и т. п. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к анализу культурных практик, связанных с времяпрепровождением в театре, выявим, как изменялось место культурного досуга в общем объеме досуговых практик.
Анализ опросов общественного мнения показал, что культурный досуг в жизни россиян присутствовал всегда, но набирал очень малый процент начиная с конца 80-х годов XX в. Так, согласно исследованию 1989 г. театры и концерты в свободное время еженедельно посещает 1,4 % граждан, клубы - 4,2 %. Исследования 1996-1998 гг. демонстрируют нам такой же низкий уровень посещения учреждений культуры (театров, музеев, концертных залов). Согласно опросам 1996-1998 гг. в свободное от работы время лишь
© Жирикова А.А., 2015
* Статья выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 14-18-02016.
3 % посещают театры, музеи, концертные залы и кино. Согласно опросу ВЦИОМ в 2005 г. посвящают свободное время культурному досугу 5 % россиян, а с 2007 по 2013 г. по данным ФОМа этот вид досуга занимает 4 % среди остальных.
Несмотря на то что культурный досуг занимает очень небольшую часть в общей совокупности досуговых практик россиян, он имеет огромное значение для формирования культурного и нравственного сознания человека. Культурный досуг представляет собой совершенно особую досуговую практику, которая выражается в реализации культурного и духовного потенциала каждой личности, в развитии человеческого капитала.
Особое место в развитии человеческого потенциала и улучшении социального самочувствия россиян занимает театр. Реализация культурных практик проведения досуга в театре непосредственно связана с существованием определенной социальной инфраструктуры - учреждений культуры, деятельность которых направлена на создание условий, удовлетворяющих социокультурные потребности населения. Поэтому оптимальный путь анализа культурных практик в жизненном мире россиян мы видим в сопоставлении данных, отражающих культурное потребление в опросах общественного мнения, со статистическими показателями посещаемости учреждений культуры и обеспеченности населенных пунктов социальной инфраструктурой.
Проанализируем, как менялась обеспеченность театрами по стране с конца 1990 до 2013 г. Для анализа эффективности работы театров необходимо учитывать целый комплекс показателей, в который входят: общая численность учреждений культуры; посещаемость учреждений культуры, которая включает общую посещаемость учреждений культуры за год и число зрителей в среднем на 1000 человек населения; предложение в сфере культуры - количество спектаклей, вышедших за анализируемый период, а также количество новых постановок; материально-технические условия функционирования театров - число театров, находящихся в неудовлетворительном состоянии; условия труда творческих работников, выражающиеся в первую очередь в уровне заработной платы работников культуры.
Анализируя данные официальной статистики, можно утверждать, что за последние 22 года наблюдается положительная динамика численности театров - с 382 единиц в 1990 г. до 643 единиц в 2012 г. Таким образом, за этот период число театров увеличилось на 41 %. Стабильный рост числа театров не говорит об отсутствии проблем в обеспеченности театральной инфраструктурой. Согласно данным Министерства культуры РФ, в 2001 г. на 1 млн чел. прихо-
дилось 3,7 театра, а в 2013 г. - 4,31. Рост численности театров, начавшийся с 1990-х годов, сопровождался ростом театрального предложения, выраженного количеством мероприятий, проведенных театрами: «со 108 тыс. в середине 90-х гг. до 139 тыс. в 2009 г.»2. С 2008 г. наблюдается яркая динамика увеличения числа новых театральных постановок: с 2126 в 2008 г. до 2828 в 2013 г, т. е. на 24,8 %3.
Однако несмотря на повышение численности самих учреждений культуры и объема оказываемых ими услуг (театральное предложение) тенденции повышения посещаемости театральных учреждений не наблюдается. Падение посещаемости театров начинается после 1990 г., за два года посещаемость сократилась на 20,5 % (11,4 млн чел.), а к 1998 г. еще на 37,5 %, достигнув своего минимума в 27,6 млн зрителей в год. Посещаемость театров также сокращалась на 3,2 % в 2004 г. и на 0,6 % в 2009 г. С 1999 по 2010 г. театральная посещаемость имеет волнообразную тенденцию, среднее значение которой 29,7 млн чел. с разбросом значений в 3 %. Начиная с 2006 г. наблюдается небольшая положительная динамика посещаемости, которая к 2009 г. стабилизировалось на отметке 30 млн чел., а с 2010 по 2012 г. она достигла 33,9 млн чел.4 Лишь каждый четвертый человек в нашей стране ходит в театр хотя бы один раз в год5. Таким образом, с 1990 по 2012 г. наблюдаются три временных периода, когда сокращалась посещаемость театров: в 1992 г., 1998-1999 гг., а также в 2009 г.
Резкий спад спроса на театральное искусство после 1990 г. объясняется, с одной стороны, экономическими причинами - «двукратное сокращение бюджетного финансирования культуры в 90-е гг. привело к росту цен на услуги в сфере культуры, которые стали недоступны для многих групп населения»6, с другой - политическими и идеологическими.
Так, в конце советского периода, в 1985-1991 гг., политическое руководство страны провозгласило курс на демократизацию и перестройку, выбрав сферу культуры как ту, где можно «безболезненно продемонстрировать новый курс на демократические преобразова-ния»7. Засилье идеологических установок партийно-государственного аппарата вылилось с конца 1985 по 1991 г. в противостояние творческой среды государственному регулированию сферы культуры. Учреждения культуры стали стремиться к автономии и превращению их в «самостоятельные субъекты, заинтересованные в результатах своей деятельности и росте доходов, полученных от нее»8. В результате в годы реформ резко ухудшилась материально-техническая база учреждений культуры, вдвое снизилась посещаемость театров и музеев, на две трети сократилась концертная аудитория, произошло обвальное падение посещаемости кинотеатров9.
В 1998 г. заметный спад посещаемости связан с экономическим кризисом. Согласно статистике в 1998 г. отмечается резкое увеличение числа безработных с 3877 тыс. чел. в 1992 г. до 8902 тыс. чел. в 1998 г., т. е. на 8,04 % по отношению к общей численности экономически активного населения. По данным Госкомстата, в 1999 г. среднемесячная зарплата в ценах 1991 г. сократилась вдвое (со 369 руб. в 1992 г. до 197 руб. в 1999 г.)10. Подтверждается резкое ухудшение материального положения россиян данными опроса Левада-центра, согласно которым в сентябре 1998 г. 28 % россиян оценили материальное положение своей семьи как «очень плохое» и 45 % как «плохое»11.
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что одним из факторов снижения посещаемости театров выступает экономическое положение в стране, которое находит свое отражение в уровне материального положения россиян.
Сокращение посещений театра при увеличении количества спектаклей обусловлено увеличением числа мероприятий на малых площадках: «появление малых сцен в начале 70-х гг. в российских театрах, получившее в последующем большое распространение, определяется сменой культурной парадигмы и соответствует общемировым тенденциям. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, в большинстве стран, включая Россию, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен. В основном за их счет происходит расширение театрального предложения»12.
Представляет интерес сравнение статистических данных по посещаемости театров с опросами общественного мнения. Согласно опросам общественного мнения ВЦИОМ в 2013 г., каждый пятый россиянин посещает театральные постановки хотя бы раз в год или чаще (20 %)13. В 2009 г. таких было 16 %, «заядлыми театралами» назвали себя 12 % в 2013 г. и 9 % в 2008 г. Те, кто практически не ходят в театр, в 2013 г. составляли 45 %, в 2008 г. - 49 %. Никогда не были в театре 19 % россиян (2013 г.).
Таким образом, мы видим, что опросы общественного мнения подтверждают тенденцию, отображенную в статистических данных: интерес к театру, выраженный в количестве посещений, медленно, но все же повышается. Однако несмотря на повышение интереса к театру 74 % граждан нашей страны в 2008 г. и 64 % в 2013 г. заявили о том, что практически никогда или вообще никогда не бывали в театре.
Каковы же причины низкой посещаемости театров сегодня согласно опросам общественного мнения? По данным опроса ВЦИОМ в 2013 г. на первое место (27 %) среди причин непосещения театра
респонденты ставят отсутствие театра в месте проживания. Это еще раз подтверждает тезис о низкой обеспеченности страны театральной инфраструктурой. Чуть менее распространены причины непосещения, связанные с отсутствием интереса к театральному искусству (23 %) и отсутствием свободного времени (22 %). 11 % россиян не посещают театры из-за дороговизны билетов на спектакли14.
Интересно, что главным условием, при котором россияне стали бы ходить в театр чаще, стало увеличение свободного времени (21 %), на втором месте - уменьшение цены на билеты (16 %) и только на третьем - наличие театра в месте проживания (10 %). При этом 29 % россиян открыто заявили, что «театр их не интересует, и нет условий, которые бы способствовали его посещению».
Существенные диспропорции отмечаются в численности театров и количестве их посещений в региональном разрезе. По числу посещений театров на 1000 чел. населения в 2012 г. наблюдался разброс значений в 10,6 раз. Минимальное значение данного показателя отмечалось в Чеченской Республике - 35 посещений театров на 1000 чел. населения, в то время как максимальный уровень посещаемости был отмечен в Омской области - 373 посещения на 1000 чел. населения15.
В региональных лидерах по численности зрителей на 1000 чел. первое место занимает СЗО (на 2012 г. посещаемость была 311 чел. на 1000), на втором месте - ЦФО. Беспрецедентными лидерами по посещаемости являются города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, в которых посещаемость на 1000 чел. составила 603 и 587 чел. соответственно16.
Такой разброс значений в разных регионах свидетельствует в первую очередь о сильной дифференциации обеспеченности театрами разных населенных пунктов. В настоящее время в России имеют свои театры 18,8 % населенных пунктов, обладающих статусом городских поселений и городских округов (далее - города). Лишь менее чем половине жителей российских городов доступно посещение театра в своем городе17.
В малых городах России (с численностью населения до 50 тыс. чел.) практически нет театров (12 театров на 637 городов). В средних городах (от 50 до 100 тыс. чел.) имеют свои театры лишь 21,5 %. Из городов с населением от 100 до 250 тыс. чел. имеют театры 65,3 %, от 250 до 500 тыс. чел. - 97,5 % и свыше 500 тыс. чел. - 100 %18. С 2010 по 2013 г. согласно данным, предоставляемым Министерством культуры РФ, наблюдается некоторое сокращение количества помещений театров, находящихся в неудовлетворительном состоянии, - с 353 до 305 ед. (14 %)19. Материально-технические
факторы сопровождаются проблемами, связанными с низкой оплатой труда. По данным Министерства культуры РФ в 2001 г. среднемесячная заработная плата театрального персонала составляла 2346 руб., в течение следующих 12 лет отмечается рост заработной платы на 92 %, в 2013 г. она составляет 31 232 руб.
Скудный театральный атлас страны омрачается проблемами, связанными с обеспечением театров помещениями, отсутствием должных материально-технических условий, низким уровнем доходов творческих работников, их оттоком в другие секторы экономики. Все это ведет к понижению социального статуса театра в обществе, потере ценности театрального искусства и кризису в российском театре.
Несмотря на увеличение предложения, выраженного в незначительном, но все же росте числа профессиональных театров и театральных постановок, отмечается низкая посещаемость театров. Для повышения посещаемости россиянами театров необходимо разработать целый комплекс мер. Среди них повышение доступности и качества социальной инфраструктуры, которое предусматривало бы создание разветвленной сети театральных учреждений, особенно в населенных пунктах, плохо или вовсе не обеспеченых этими учреждениями культуры. Далее работа творческого коллектива, итогом которой станет выпуск качественного культурного продукта. Необходимо, с одной стороны, создание материально-технических условий для работы, с другой - повышение кадрового потенциала творческих работников. Другие меры - регулирование ценовой политики, введение льгот на билеты для отдельных социально не защищенных групп граждан, проведение событийных театральных мероприятий (акций и фестивалей). И, наконец, осуществление информационной политики, направленной на повышение популярности культурных ценностей.
Все эти меры в той или иной степени связаны с пересмотром финансирования сферы культуры, взгляда на нее не как на затратную статью расходов, а как на область, способствующую развитию, усилению, консолидации российского общества, цели которого -доступность культурных ценностей, создание единого культурного пространства, интеграция и устойчивое развитие.
Примечания
1 Сервер отраслевой статистики Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/upload/stats-web/index.html# (дата обращения: 04.10.2014).
2 Там же.
3 Там же.
4 Россия в цифрах - 2004, 2008, 2013, 2014. Раздел - Культура, отдых и туризм [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135075100641 (дата обращения: 10.10.2014).
5 Российский статистический ежегодник - 2012 г. 9.5. Театры [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/09-05.htm (дата обращения: 19.12.2014).
6 Карпова Г.Г. Социальное поле культурной политики. М.: Вариант, 2011. С. 91.
7 Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Либерея, 1998. С. 37.
8 Там же.
9 Доклад Общественной палаты РФ: Культура и будущее России: новый взгляд // Стратегия России. 2008. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://sr. fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1203584981&ar-chive=1203585467&start_from=&ucat=14& (дата обращения: 10.10.2014).
10 Россия в цифрах - 2004 г. Раздел - Уровень жизни населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/B04_11/Main.htm (дата обращения: 10.10.2014).
11 Общественное мнение - 2013. Ежегодник. М.: Левада-Центр, 2013 [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/sites/default/files/ om13.pdf (дата обращения: 12.10.2014).
12 Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г. (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6653307/ (дата обращения: 06.10.2014).
13 Театральная Россия - 2013 [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=114166 (дата обращения: 12.10.2014).
14 Там же.
15 Регионы России. Социально-экономические показатели - 2013 г. Раздел -Культура и отдых [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/Main.htm (дата обращения: 11.10.2014).
16 Там же.
17 Концепция долгосрочного развития театрального дела...
18 Там же.
19 Сервер отраслевой статистики Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс].