Научная статья на тему 'Театр и его место в культурно-досуговой практике россиян'

Театр и его место в культурно-досуговой практике россиян Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
2288
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / CULTURAL AND RECREATIONAL PRACTICES / ТЕАТР / THEATRE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жирикова Анна Андреевна

В статье на примере театра рассматриваются культурно-досуговые практики россиян. В сопоставлении статистического материала и опросов общественного мнения анализируется комплекс показателей, определяющих эффективность работы театра, среди которых общая численность учреждений культуры, посещаемость учреждений культуры, предложение в сфере культуры, материально-технические условия функционирования театров, условия труда творческих работников. Формулируется комплекс мер, направленных на повышение посещаемости театров в культурно-досуговых практиках россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of the theatre in cultural and recreational practices of Russians

The article is devoted to the search of place of the theatre in cultural and recreational practices of Russians. The comparison of official statistics and public opinion polls allows analysing a set of indicators which determines efficiency of the theatres, among the indicators there are total number of cultural institutions, their attendance, the supply in the field of culture, financial and technical means for theatre work, labour conditions of creative professionals. The author formulates a complex of measures, which might promote to increase attendance of the theatres in the sphere of cultural and recreational practices.

Текст научной работы на тему «Театр и его место в культурно-досуговой практике россиян»

А.А. Жирикова

ТЕАТР И ЕГО МЕСТО В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРАКТИКЕ РОССИЯН*

В статье на примере театра рассматриваются культурно-досуговые практики россиян. В сопоставлении статистического материала и опросов общественного мнения анализируется комплекс показателей, определяющих эффективность работы театра, среди которых общая численность учреждений культуры, посещаемость учреждений культуры, предложение в сфере культуры, материально-технические условия функционирования театров, условия труда творческих работников. Формулируется комплекс мер, направленных на повышение посещаемости театров в культурно-до-суговых практиках россиян.

Ключевые слова: культурно-досуговые практики, театр, культура, эффективность, учреждения культуры.

Театральные практики проведения досуга являются частью культурных досуговых практик, которые включают помимо походов в театр посещение музеев, походы в кино, на концерты и т. п. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к анализу культурных практик, связанных с времяпрепровождением в театре, выявим, как изменялось место культурного досуга в общем объеме досуговых практик.

Анализ опросов общественного мнения показал, что культурный досуг в жизни россиян присутствовал всегда, но набирал очень малый процент начиная с конца 80-х годов XX в. Так, согласно исследованию 1989 г. театры и концерты в свободное время еженедельно посещает 1,4 % граждан, клубы - 4,2 %. Исследования 1996-1998 гг. демонстрируют нам такой же низкий уровень посещения учреждений культуры (театров, музеев, концертных залов). Согласно опросам 1996-1998 гг. в свободное от работы время лишь

© Жирикова А.А., 2015

* Статья выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 14-18-02016.

3 % посещают театры, музеи, концертные залы и кино. Согласно опросу ВЦИОМ в 2005 г. посвящают свободное время культурному досугу 5 % россиян, а с 2007 по 2013 г. по данным ФОМа этот вид досуга занимает 4 % среди остальных.

Несмотря на то что культурный досуг занимает очень небольшую часть в общей совокупности досуговых практик россиян, он имеет огромное значение для формирования культурного и нравственного сознания человека. Культурный досуг представляет собой совершенно особую досуговую практику, которая выражается в реализации культурного и духовного потенциала каждой личности, в развитии человеческого капитала.

Особое место в развитии человеческого потенциала и улучшении социального самочувствия россиян занимает театр. Реализация культурных практик проведения досуга в театре непосредственно связана с существованием определенной социальной инфраструктуры - учреждений культуры, деятельность которых направлена на создание условий, удовлетворяющих социокультурные потребности населения. Поэтому оптимальный путь анализа культурных практик в жизненном мире россиян мы видим в сопоставлении данных, отражающих культурное потребление в опросах общественного мнения, со статистическими показателями посещаемости учреждений культуры и обеспеченности населенных пунктов социальной инфраструктурой.

Проанализируем, как менялась обеспеченность театрами по стране с конца 1990 до 2013 г. Для анализа эффективности работы театров необходимо учитывать целый комплекс показателей, в который входят: общая численность учреждений культуры; посещаемость учреждений культуры, которая включает общую посещаемость учреждений культуры за год и число зрителей в среднем на 1000 человек населения; предложение в сфере культуры - количество спектаклей, вышедших за анализируемый период, а также количество новых постановок; материально-технические условия функционирования театров - число театров, находящихся в неудовлетворительном состоянии; условия труда творческих работников, выражающиеся в первую очередь в уровне заработной платы работников культуры.

Анализируя данные официальной статистики, можно утверждать, что за последние 22 года наблюдается положительная динамика численности театров - с 382 единиц в 1990 г. до 643 единиц в 2012 г. Таким образом, за этот период число театров увеличилось на 41 %. Стабильный рост числа театров не говорит об отсутствии проблем в обеспеченности театральной инфраструктурой. Согласно данным Министерства культуры РФ, в 2001 г. на 1 млн чел. прихо-

дилось 3,7 театра, а в 2013 г. - 4,31. Рост численности театров, начавшийся с 1990-х годов, сопровождался ростом театрального предложения, выраженного количеством мероприятий, проведенных театрами: «со 108 тыс. в середине 90-х гг. до 139 тыс. в 2009 г.»2. С 2008 г. наблюдается яркая динамика увеличения числа новых театральных постановок: с 2126 в 2008 г. до 2828 в 2013 г, т. е. на 24,8 %3.

Однако несмотря на повышение численности самих учреждений культуры и объема оказываемых ими услуг (театральное предложение) тенденции повышения посещаемости театральных учреждений не наблюдается. Падение посещаемости театров начинается после 1990 г., за два года посещаемость сократилась на 20,5 % (11,4 млн чел.), а к 1998 г. еще на 37,5 %, достигнув своего минимума в 27,6 млн зрителей в год. Посещаемость театров также сокращалась на 3,2 % в 2004 г. и на 0,6 % в 2009 г. С 1999 по 2010 г. театральная посещаемость имеет волнообразную тенденцию, среднее значение которой 29,7 млн чел. с разбросом значений в 3 %. Начиная с 2006 г. наблюдается небольшая положительная динамика посещаемости, которая к 2009 г. стабилизировалось на отметке 30 млн чел., а с 2010 по 2012 г. она достигла 33,9 млн чел.4 Лишь каждый четвертый человек в нашей стране ходит в театр хотя бы один раз в год5. Таким образом, с 1990 по 2012 г. наблюдаются три временных периода, когда сокращалась посещаемость театров: в 1992 г., 1998-1999 гг., а также в 2009 г.

Резкий спад спроса на театральное искусство после 1990 г. объясняется, с одной стороны, экономическими причинами - «двукратное сокращение бюджетного финансирования культуры в 90-е гг. привело к росту цен на услуги в сфере культуры, которые стали недоступны для многих групп населения»6, с другой - политическими и идеологическими.

Так, в конце советского периода, в 1985-1991 гг., политическое руководство страны провозгласило курс на демократизацию и перестройку, выбрав сферу культуры как ту, где можно «безболезненно продемонстрировать новый курс на демократические преобразова-ния»7. Засилье идеологических установок партийно-государственного аппарата вылилось с конца 1985 по 1991 г. в противостояние творческой среды государственному регулированию сферы культуры. Учреждения культуры стали стремиться к автономии и превращению их в «самостоятельные субъекты, заинтересованные в результатах своей деятельности и росте доходов, полученных от нее»8. В результате в годы реформ резко ухудшилась материально-техническая база учреждений культуры, вдвое снизилась посещаемость театров и музеев, на две трети сократилась концертная аудитория, произошло обвальное падение посещаемости кинотеатров9.

В 1998 г. заметный спад посещаемости связан с экономическим кризисом. Согласно статистике в 1998 г. отмечается резкое увеличение числа безработных с 3877 тыс. чел. в 1992 г. до 8902 тыс. чел. в 1998 г., т. е. на 8,04 % по отношению к общей численности экономически активного населения. По данным Госкомстата, в 1999 г. среднемесячная зарплата в ценах 1991 г. сократилась вдвое (со 369 руб. в 1992 г. до 197 руб. в 1999 г.)10. Подтверждается резкое ухудшение материального положения россиян данными опроса Левада-центра, согласно которым в сентябре 1998 г. 28 % россиян оценили материальное положение своей семьи как «очень плохое» и 45 % как «плохое»11.

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что одним из факторов снижения посещаемости театров выступает экономическое положение в стране, которое находит свое отражение в уровне материального положения россиян.

Сокращение посещений театра при увеличении количества спектаклей обусловлено увеличением числа мероприятий на малых площадках: «появление малых сцен в начале 70-х гг. в российских театрах, получившее в последующем большое распространение, определяется сменой культурной парадигмы и соответствует общемировым тенденциям. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, в большинстве стран, включая Россию, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен. В основном за их счет происходит расширение театрального предложения»12.

Представляет интерес сравнение статистических данных по посещаемости театров с опросами общественного мнения. Согласно опросам общественного мнения ВЦИОМ в 2013 г., каждый пятый россиянин посещает театральные постановки хотя бы раз в год или чаще (20 %)13. В 2009 г. таких было 16 %, «заядлыми театралами» назвали себя 12 % в 2013 г. и 9 % в 2008 г. Те, кто практически не ходят в театр, в 2013 г. составляли 45 %, в 2008 г. - 49 %. Никогда не были в театре 19 % россиян (2013 г.).

Таким образом, мы видим, что опросы общественного мнения подтверждают тенденцию, отображенную в статистических данных: интерес к театру, выраженный в количестве посещений, медленно, но все же повышается. Однако несмотря на повышение интереса к театру 74 % граждан нашей страны в 2008 г. и 64 % в 2013 г. заявили о том, что практически никогда или вообще никогда не бывали в театре.

Каковы же причины низкой посещаемости театров сегодня согласно опросам общественного мнения? По данным опроса ВЦИОМ в 2013 г. на первое место (27 %) среди причин непосещения театра

респонденты ставят отсутствие театра в месте проживания. Это еще раз подтверждает тезис о низкой обеспеченности страны театральной инфраструктурой. Чуть менее распространены причины непосещения, связанные с отсутствием интереса к театральному искусству (23 %) и отсутствием свободного времени (22 %). 11 % россиян не посещают театры из-за дороговизны билетов на спектакли14.

Интересно, что главным условием, при котором россияне стали бы ходить в театр чаще, стало увеличение свободного времени (21 %), на втором месте - уменьшение цены на билеты (16 %) и только на третьем - наличие театра в месте проживания (10 %). При этом 29 % россиян открыто заявили, что «театр их не интересует, и нет условий, которые бы способствовали его посещению».

Существенные диспропорции отмечаются в численности театров и количестве их посещений в региональном разрезе. По числу посещений театров на 1000 чел. населения в 2012 г. наблюдался разброс значений в 10,6 раз. Минимальное значение данного показателя отмечалось в Чеченской Республике - 35 посещений театров на 1000 чел. населения, в то время как максимальный уровень посещаемости был отмечен в Омской области - 373 посещения на 1000 чел. населения15.

В региональных лидерах по численности зрителей на 1000 чел. первое место занимает СЗО (на 2012 г. посещаемость была 311 чел. на 1000), на втором месте - ЦФО. Беспрецедентными лидерами по посещаемости являются города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, в которых посещаемость на 1000 чел. составила 603 и 587 чел. соответственно16.

Такой разброс значений в разных регионах свидетельствует в первую очередь о сильной дифференциации обеспеченности театрами разных населенных пунктов. В настоящее время в России имеют свои театры 18,8 % населенных пунктов, обладающих статусом городских поселений и городских округов (далее - города). Лишь менее чем половине жителей российских городов доступно посещение театра в своем городе17.

В малых городах России (с численностью населения до 50 тыс. чел.) практически нет театров (12 театров на 637 городов). В средних городах (от 50 до 100 тыс. чел.) имеют свои театры лишь 21,5 %. Из городов с населением от 100 до 250 тыс. чел. имеют театры 65,3 %, от 250 до 500 тыс. чел. - 97,5 % и свыше 500 тыс. чел. - 100 %18. С 2010 по 2013 г. согласно данным, предоставляемым Министерством культуры РФ, наблюдается некоторое сокращение количества помещений театров, находящихся в неудовлетворительном состоянии, - с 353 до 305 ед. (14 %)19. Материально-технические

факторы сопровождаются проблемами, связанными с низкой оплатой труда. По данным Министерства культуры РФ в 2001 г. среднемесячная заработная плата театрального персонала составляла 2346 руб., в течение следующих 12 лет отмечается рост заработной платы на 92 %, в 2013 г. она составляет 31 232 руб.

Скудный театральный атлас страны омрачается проблемами, связанными с обеспечением театров помещениями, отсутствием должных материально-технических условий, низким уровнем доходов творческих работников, их оттоком в другие секторы экономики. Все это ведет к понижению социального статуса театра в обществе, потере ценности театрального искусства и кризису в российском театре.

Несмотря на увеличение предложения, выраженного в незначительном, но все же росте числа профессиональных театров и театральных постановок, отмечается низкая посещаемость театров. Для повышения посещаемости россиянами театров необходимо разработать целый комплекс мер. Среди них повышение доступности и качества социальной инфраструктуры, которое предусматривало бы создание разветвленной сети театральных учреждений, особенно в населенных пунктах, плохо или вовсе не обеспеченых этими учреждениями культуры. Далее работа творческого коллектива, итогом которой станет выпуск качественного культурного продукта. Необходимо, с одной стороны, создание материально-технических условий для работы, с другой - повышение кадрового потенциала творческих работников. Другие меры - регулирование ценовой политики, введение льгот на билеты для отдельных социально не защищенных групп граждан, проведение событийных театральных мероприятий (акций и фестивалей). И, наконец, осуществление информационной политики, направленной на повышение популярности культурных ценностей.

Все эти меры в той или иной степени связаны с пересмотром финансирования сферы культуры, взгляда на нее не как на затратную статью расходов, а как на область, способствующую развитию, усилению, консолидации российского общества, цели которого -доступность культурных ценностей, создание единого культурного пространства, интеграция и устойчивое развитие.

Примечания

1 Сервер отраслевой статистики Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/upload/stats-web/index.html# (дата обращения: 04.10.2014).

2 Там же.

3 Там же.

4 Россия в цифрах - 2004, 2008, 2013, 2014. Раздел - Культура, отдых и туризм [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135075100641 (дата обращения: 10.10.2014).

5 Российский статистический ежегодник - 2012 г. 9.5. Театры [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/09-05.htm (дата обращения: 19.12.2014).

6 Карпова Г.Г. Социальное поле культурной политики. М.: Вариант, 2011. С. 91.

7 Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Либерея, 1998. С. 37.

8 Там же.

9 Доклад Общественной палаты РФ: Культура и будущее России: новый взгляд // Стратегия России. 2008. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://sr. fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1203584981&ar-chive=1203585467&start_from=&ucat=14& (дата обращения: 10.10.2014).

10 Россия в цифрах - 2004 г. Раздел - Уровень жизни населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/B04_11/Main.htm (дата обращения: 10.10.2014).

11 Общественное мнение - 2013. Ежегодник. М.: Левада-Центр, 2013 [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/sites/default/files/ om13.pdf (дата обращения: 12.10.2014).

12 Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г. (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6653307/ (дата обращения: 06.10.2014).

13 Театральная Россия - 2013 [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=114166 (дата обращения: 12.10.2014).

14 Там же.

15 Регионы России. Социально-экономические показатели - 2013 г. Раздел -Культура и отдых [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/Main.htm (дата обращения: 11.10.2014).

16 Там же.

17 Концепция долгосрочного развития театрального дела...

18 Там же.

19 Сервер отраслевой статистики Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.