Научная статья на тему 'Финансирование образовательных учреждений в современных условиях'

Финансирование образовательных учреждений в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2856
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УЧРЕДИТЕЛЬ / БЮДЖЕТ / EDUCATION / FINANCING / EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / SYSTEM OF EDUCATION / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / FOUNDER / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арискин Владимир Геннадьевич

В статье рассматриваются основные способы финансирования образовательных учреждений в современных условиях, изложена схема финансирования, раскрываются ее компоненты; описаны основные задачи в области финансирования учреждений образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

educational establishments financing in modern conditions

The article considers the main ways of educational establishments financing in the modern conditions. The diagram of financing is set out; its components are revealed; main tasks in the financing area of educational establishments are described.

Текст научной работы на тему «Финансирование образовательных учреждений в современных условиях»

УДК 373.0 ББК 74.24

Арискин Владимир Геннадьевич

кандидат педагогических наук, доцент г. Ульяновск

Ariskin Vladimir Gennadievich

Candidate of Pedagogics,

Associate Professor Ulyanovsk

Финансирование образовательных учреждений в современных условиях Educational Establishments Financing in Modern Conditions

В статье рассматриваются основные способы финансирования образовательных учреждений в современных условиях, изложена схема финансирования, раскрываются ее компоненты; описаны основные задачи в области финансирования учреждений образования.

The article considers the main ways of educational establishments financing in the modern conditions. The diagram of financing is set out; its components are revealed; main tasks in the financing area of educational establishments are described.

Ключевые слова: образование, финансирование, образовательное учреждение, система образования, Конституция Российской Федерации, учредитель, бюджет

Key words: education, financing, educational establishment, system of education, the Constitution of the Russian Federation, founder, budget.

В процессе создания рыночной экономики в нашей стране проводятся экономические и общественные реформы. Это отражается и на системе образования. Главные задачи реформ в образовании - адаптация сильных элементов Российской системы образования к требованиям рыночной экономики.

Получение образования - это одно из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации. Конституция гарантирует гражданам нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями как на платной основе, так и на бесплатной [5].

В условиях нестабильной экономики и несовершенства законодательной базы особую актуальность приобретают вопросы финансового обеспечения образования, основанного на реальной потребности в бюджетных средствах.

В Федеральном законе «Об образовании» сформулированы основы регулирования принципов государственной политики в области образования, а так-

же выделяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального образования, основного и среднего общего образования. К профессиональным программам относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования [5].

Образовательное учреждение - это такое учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона «О Федеральном бюджете» на очередной год и быть минимально допустимыми. Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения. Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательного учреждения по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности.

Под образованием в действующем законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами.

Гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантируется возможность бесплатного получения общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образова-

тельных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе высшего образования, в государственном или муниципальном учреждении или на предприятии [6].

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» установлены образовательные цензы образования: основное общее образование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса общеобразовательного учреждения), среднее (полное) общее образование (лица, получившие документ об окончании 11-го класса общеобразовательного учреждения).

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (в средних специальных учебных заведениях), высшее профессиональное образование - в общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Держатель и распорядитель основной массы общественных фондов потребления - государство, которое определяет порядок движения и использования бюджетных средств. Законодательство предусматривает финансирование образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов и определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансовохозяйственной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансовохозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителями в объеме финансирования этого учреждения на следующий год [3].

В действительности нормативы финансирования отсутствуют. Учреждения не в праве использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за целевого финансирования по предметным статьям.

Если учреждение не имеет самостоятельного расчетного счета, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Важное место при финансировании отводится контролю. Учредитель обязан регулярно отслеживать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения [4].

Обязанности образовательного учреждения — своевременное представление учредителю программы развития; обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования; расходования бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за образовательным учреждением объектов собственности.

Переход к сбалансированному развитию отрасли в новых социальноэкономических условиях сопряжен с преодолением кризисных явлений не только в сфере образования, но и в стране в целом.

В первой половине 90-х годов на образование оказали серьезное влияние 3 фактора, лежавшие вне сферы собственного влияния:

1. Воздействие макроэкономической среды, когда доля ВВП, выделяемая на образование, сократилась с 7 % до 4,5%.

2. Новые взаимоотношения бюджетов центра и регионов, в рамках которых были дестабилизированы источники финансирования системы.

3. Быстрый моральный износ учебных программ [2].

Перед образованием возникли новые проблемы, среди которых важнейшие - снижение, недостаточность и нестабильность финансирования. Утверждение сметы расходов не означает реального перечисления средств за счет бюджетополучателя. В последние годы многими территориями финансирование образовательных учреждений осуществляется по так называемым лимитам. Учреждения образования постоянно находятся под угрозой сокращения бюджетных ассигнований.

На сегодняшний день реализуется несколько способов финансирования.

1. Традиционный способ финансирования.

Он заключается в том, что финансовые органы перечисляют средства на счета государственного органа управления образования, который называется главным распорядителем кредитов. Далее орган управления принимает решение о том, как эффективнее их использовать, по какому принципу распределить между учреждениями, какому учреждению и какую сумму перечислить, как проконтролировать целевое использование средств. Такая схема финансирования позволяет обеспечить тщательный контроль над финансовой деятельностью учреждения и способствует предотвращению необоснованных затрат.

2. Новый способ финансирования - поэтапный переход на казначейскую систему исполнения бюджета. При этом способе сохраняется кассовое планирование, которое представляет собой процесс оценки поступления доходных источников и расходования средств в течение предстоящего бюджетного периода.

3. Вексельный способ финансирования.

Этот способ не получил широкого распространения. При всех условиях после обращения вексель возвращается финансирующему органу для покрытия его стоимости за счет бюджета. При продаже векселей возникают потери бюджетных средств: чем длительнее срок обращения векселя, тем ниже их рыночная стоимость по сравнению с номинальной [7].

Важный аспект при финансировании - сохранность бюджетных средств, хранящихся в коммерческих банках.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Их финансирование осуществляется из федерального, регионального и местного бюджетов, а также из личных средств граждан.

За счет федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируются из региональных и местных бюджетов. Дошко-

льные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

Расходы на образование и подготовку кадров - самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов.

Финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных правительственными органами власти государственных и местных нормативов, однако в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования зависит от бюджетных доходов.

Постоянное и серьезное недофинансирование сферы образования приводит к снижению материально-технического обеспечения учреждений, низкому уровню оплаты труда и уменьшению из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения, научнотехническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.

Хотелось бы отметить, что реализация конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего, финансированием образовательных учебных учреждений. Деятельность образовательных учреждений зависит не только от рынка, но и от потребностей общества в образовании. Удовлетворение этих потребностей может быть осуществлено при поддержке государства путем бюджетного финансирования, т.е. практически за счет налогоплательщиков, внесших часть своих доходов в бюджет.

Таким образом, не сложно выделить основные задачи в области финансирования учреждений образования:

• Увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным.

• Усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли «Образование», увеличив долю расходов на школьное и высшее образование по опыту зарубежных промышленно развитых стран.

Вложения в отрасль «Образование» не пропадают бесцельно, они эффективны как в производственной, так и в непроизводственной сфере [1].

С развитием образования повышается культурный и духовный уровень населения.

Библиографический список

1. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества: книга для учителя [Текст] / В.А. Бухвалов. - М.: Просвещение, 1993. - 96с. - 1000 экз. - ISBN 5-09-004471-6.

2. Бюджетная система РФ [Текст]: / под редакцией Романовского М.В., Врублевской О.В. - 3-е изд., испр. и доп.; - М.: Юрайт, 2004. - 838 с. - 1500 экз. - ISBN 5-94879-084-3.

3. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ [Текст] / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2009. - 715с. -1500 экз. -ISBN: 978-5-9692-0317-4.

4. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Государственный бюджет: конспект лекций [Текст] / В.В. Журавлев, Н.Т. Савруков. - СПб: Политехника, 2001. - 196 с. - 1000 экз. - ISBN: 57325-0579-2.

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 10 июля 1992 года № 3266-I ] . - М.: Ось-89, 2005. -64 с. - ISBN:5-98534-153-4.

6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статью 16 закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 11 федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 28 января 2009 года № 19-ФЗ: одобрен Советом Федерации 4 февраля 2009 года] / Парламентская газета . - 17 февраля 2009 г. № 9.

7. Российская Федерация сегодня [Текст] : обществ.-полит. журнал/ учредитель Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации. - М.: АНО Редакция журнала «Российская Федерация сегодня», 2008.- № 4.

Bibliography

1. Bukhvalov, V.A. Algorithm of the Pedagogical Creative Work: Teacher’s Book [Text] / V.A. Bukhvalov. - Moscow: Prosveshchenie, 1993. - 96 p. - 1000 issues. - ISBN 5-09-004471-6.

2. Budget System of the Russian Federation [Text] / Under the Editorship of Romanovsky M.V., Vrublevskaya O.V. - 3d Edit., Augmented. - Moscow: Yurayt, 2004. - 838 p. - 1500 issues.

- ISBN 5-94879-084-3.

3. Russian Federation. Acts. Education Act [Text]: Federal Act: [Passed by the State Duma on the 10th of July, 1992, № 3266-1]. - Moscow: Os-89, 2005 - 64 p. - ISBN 5-98534-153-4.

4. Russian Federation. Acts. About Alteration into the Article 16 of the Russian Federation’s Education Act and into the Article 11 of the Russian Federation’s Higher and Postgraduate Professional Education Act [Text]: Federal Act: [Passed by the State Duma on the 28th of January, 2009, № 19-FZ: Approved by the Federal Council on the 4th of February, 2009] / Parliament Newspaper.

- 17th of February, 2009.

5. Russian Federation Today [Text]: Socio-Political Journal / Found. by the Federal Council

- Parliament of the Russian Federation. - Moscow: ANO the Staff of the Journal “Russian Federation Today”, 2008. - № 4.

6. Yermasova, N.B. Budget System of the Russian Federation [Text] / N.B. Yermasova. -Moscow: Vysshee Obrazovanie, 2009. - 715 p. - 1500 issues. - ISBN 978-5-9692-0317-4.

7. Zhuravlev, V.V., Savrukov, N.T. State Budget: Summary of Lectures [Text] / V.V. Zhuravlev, N.T. Savrukov. - St. Petersburg: Politechnika, 2001. - 196 p. - 1000 issues. - ISBN 57325-0579-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.